Друзья, на сайте проходит конкурс фантастического рассказа. В течение ближайшей неделе в авторской колонке будут размещены 14 отзывов на рассказы-финалисты. Это контент для тех, кто в теме. Остальным придется набраться терпения и пережить 14 оповещалок.
Итак, первый рассказ из финального списка.
Тема: раскрыты обе конкурсные темы.
Идея: каждому воздается по доброте его и способности прощать.
"Гадкий утёнок" + "Золушка" — такова литературная основа данной совсем не сказочной истории. Главной героине Лесе выпала трудная судьба, девочка родилась с явным дефектом внешности в семье злобного алкоголика. В этом и с этим девочка прожила одиннадцать лет, ее много обижали и в школе, и во дворе, и дома. Единственной отдушиной для ребенка стали вкладыши в шоколадки с тезисами "Любовь — это...". Они отвлекали, примиряли, давали повод мечтать и защищали от озлобления. И на самом деле в детском сердечке что-то такое было, что побуждало отдать последний рублик бездомной старушке, скормить свои бутерброды бродячему коту и броситься наперерез большой собаке, пресловутого кота защищая.
На двенадцатом году жизни начался период испытания. "Свет мой, зеркальце..." вернуло Лесе ее, настоящую, освобожденную от тяготы уродства, и кое-каких плюшек добавило соблазнительных. Самым сильным желанием оказалось желание отомстить. Причем отомстить даже не тем, кто обижал, а тем, кому повезло больше, у кого не было врожденных недостатков внешности, бедности и алкоголизма в семье, тем, кого любили, кем восхищались. И как-то всё это закрутилось незаметно поначалу: подсказка, шаг в сторону, стрелка суровой судьбы переведена на другого человека, а сама ничего и не сделала вроде. Чуть позже уже и сделала. Реальность зеркально отразилась: Леся красива и успешна, а противостоящая ей Юля — объект тайной зависти — инвалид в коляске, не оценивший Лесю мальчик Коля — в интернате для малолетних правонарушителей. А определение любви трансформируется во всё более и более уродливые формы. Нету ее, любви, и, как мне показалось, и не было. Была доброта и способность посочувствовать, пока возможность мстить не появилась.
Дальше дается противопоставление двух героинь: Леси и Юли. Первая морально деградирует, вторая проявляет силу духа и чистоту души, даже став инвалидом-колясочником, остается добрым, открытым, любящим человеком. И каждая получает по заслугам минусы и плюсы к карме. Всё просто и понятно, как в сказке, где добро должно быть вознаграждено, а зло, соответственно, наказано. Но рассказ о любви, которая есть. И размышления о любви дают повод по новому оценить судьбы обеих героинь и их характеры.
Почему они такие? Что мешало Лесе заниматься гимнастикой или другим видом спорта до вступления в фазу испытания-искушения? Она ведь инвалидом не была, ее внешняя некрасивость физическому развитию никак не препятствовало. Что позволило Юле, избалованной с детства красавице и умнице, не сломаться, когда всё это было потеряно? Причем в подростковом возрасте, когда человек особенно уязвим.
Думается мне, что главную роль в становлении характеров и выборе каждой героини сыграла любовь родительская. У Леси этой любви не было. Отец — злобный алкоголик-драчун, едва не изнасиловавший собственного ребенка. Мама — классическая жена алкоголика, для которой наличие в семье мужа и отца превыше всего. Дочку она вроде бы и любит, но это пугливая любовь, любовь второго плана: девочка стерпит, ничего, лишь бы муж и отец в доме был, а какой и что в этом доме творит — вопрос для этой женщины не главный.
Родителей Юли мы практически не видим. Нам показали только дом семьи, вполне обеспеченной, и фотографию, где все трое счастливы и трезвы (последнее обстоятельство добило Лесю, до взгляда на фотографию она всё-таки колебалась в своем выборе). Юля перенесла травму, родители сделали для нее всё, что смогли, даже в Израиль на лечение свозили. Юля с рождения была окружена любовью матери и отца, поэтому и росла успешной, побеждала в соревнованиях, нравилась людям, а в несчастье смогла быть стойкой и не потерять доброты и веры в людей.
Леся с ранних лет пыталась понять, что такое любовь. Юле не надо было делать этого, любовь была вокруг нее, в том, что она есть, у девочки не могло быть никаких сомнений. Поэтому такие вот характеры у девочек и сложились — с любовью и без любви. В судьбе каждой отразилось то, что дали родители.
С одной стороны, это важная и правильная тема. С другой, получается, что воздается человеку не только по делам его, но также по делам отцов и матерей, отражение которых человек несет в себе. "Свет-зеркальце" отражало будущее одной лишь Леси, но будущее это стояло на фундаменте, созданном не ею. Конечно, в какой-то момент каждая героиня делала свой собственный выбор, определяющий судьбу: Леся, когда решала, открыть ли дверь в квартиру ненавистной соперницы ворам, Юля — когда простила Николая. Но этот выбор плотно связан с в детским опытом каждой из них, родительского в нем не меньше, чем собственного.
В таком ключе мораль истории начинает звучать так: каждому воздается через детей, по факту ребенок отвечает за грехи родителей, поскольку всё дурное и хорошее в нем суть отражение родительской любви, которая ему досталась.
Серьезная, добротная, довольно тяжелая работа. Свет и тень, чистота и грязь — полутонов в ней нет. При этом автор очень хорошо работает с деталями, из которых и складывается сравнение двух семей и двух героинь.