Вчера закончил чтение двух антологий советской фантастики — 14го и 15го томов Библиотеки современной фантастики, изданных, соответственно, в 1967 и 1968 годах. В этих двух книгах, более 400 страниц каждая, представлены лучшие отечественные фантасты того времени — в основном произведениями того же десятилетия. Исключение составляет рассказ Александра Казанцева, вперые опубликованный ещё в 1946 году (подозреваю, что включение этого сочинения в данную подборку было лишь некоторой уступкой авторитету автора, считавшегося в тот момент чуть ли не самым маститым).
Составителем обеих антологий был фантаст Дмитрий Биленкин. Предисловие (к обоим томам сразу) написал социолог Игорь Бестужев-Лада. В конце второго сборника помещены краткие сведения об авторах с небольшими (и не очень качественными) фотопортретами (отсутствуют почему-то данные о Кире Булычеве — Игоре Можейко; только сейчас сообразил, вероятно оттого, что он тогда всё ещё «шкерился» от своего начальства по основному месту работы).
Многие произведения подборки мне были уже известны — читал их в других альманахах, авторских томах и т.п. Тем не менее одно из открытий этого чтения — то, как вдруг поменялись мои впечатления и оценки.
Неожиданно очень достойными показались рассказы «Ослик и аксиома» (Г.Альтов), «Прощание на берегу» (Войскунский и Лукодьянов — при том, что в нулевые читал более развёрнутую версию этой истории), «Снежок» (Емцев и Парнов), «Тор I» (И. Росоховатский — хотя с творчеством автора я был знаком в школьные годы, кажется, именно этого рассказа я прежде не читал). Впечатлили даже «Мальчик» (Г. Гор) и «Нахалка» (В. Журавлёва) (будучи школяром, скорее, не любил этих двух авторов). По-новому увидел повесть Владимира Савченко «Вторая экспедиция на странную планету». Савченко считается в фантастике «технарём». Тем не менее это и философская фантастика — в чём можно убедиться даже на примере этой ранней повести. А читанный не один раз «День гнева» С.Гансовского поразил злободневной неполиткорректностью. Подумал, если бы сейчас на самом деле появились такие высокоинтеллектуальные отарки, нынешние либералы непременно взяли бы их под защиту...
Хорош, своеобразен, даже парадоксален рассказ А. Днепрова «Когда задают вопросы...».
А вот остальные сочинения 14го тома впечатлили меня уже как-то не очень. Имею в виду и «Функцию Шорина» Г. Гуревича и «Богатырскую симфонию» Г. Альтова (восхищался когда-то обоими этими произведениями). Не показались и сильно хорошими «Суд на Танталусом» В. Сапарина (тоже, по-моему, лишь дань «авторитету»), юмористические сочинения, в том числе «Четыре четырки» Н. Разговорова.
Еще сложнее впечатления от 15го тома. «Космический бог» Д. Биленкина (вроде читал эту повесть в нулевые в авторском сборнике — я тогда собрал почти все издания серии «Классика отечественной НФ» АСТ) напомнил более поздние вещи Булычева, правда, без булычевской «мягкости» и обаяния. Повесть «В круге света» А. Громовой читал с некоторым усилием. Эпизоды, касающиеся борьбы с фашистами в лагерях, интересны, а вот идея «светлого круга» вызвала ощущение ненужной сложности. По-моему, для небольшой повести хватило бы и необычных способностей героев. А тут ещё этот эксперимент. Навеянный как будто фильмом Криса Маркера «Взлётная полоса» (как и фильм С. Крамера «На берегу» коротенько пересказан в начале — без упоминания названий и создателей).
С интересом перечитал «Уравнения Максвелла» А. Днепрова (хороший всё-таки был автор! как оказывается, ещё и «Штирлиц» в нашей фантастике) и «Майор Велл Эндъю» Л. Лагина.
«Икар и Дедал» Г.Альтова понравился языком (почти как у Джебрана!), однако основная идея так уже не зацепила (как было в детстве). «Девочка, с которой ничего не случится» К. Булычева заставила улыбнуться. Вот как начиналась Алиса Селезнёва. Да и вообще классик нашей «гуманитарной» фантастики.
Однако настоящий открытием стал для меня рассказ «Рог изобилия» Владимира Григорьева. Я-то считал, что уже знаю всех мало-мальски значимых советских фантастов. А тут — такой хороший язык, сюжет, вообще весь строй. Вызвало ассоциации с творчеством В. Шефнера и более ранних авторов — С. Кржижановского, например. Решил прочитать всё, что доступно из сочинений В. Григорьева. Тем более, что по объёму наследие не так велико — если не ошибаюсь, два сборника в серии «Библиотека советской фантастики» (частично друг друга повторяющие), публикации в альманахах и журналах.