Jonathan Franzen The


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Jonathan Franzen "The Corrections"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Jonathan Franzen «The Corrections»

Статья написана 4 ноября 2017 г. 13:59

сабж

Подруга, рекомендуя мне этот роман, процитировала своего сына: он говорил, что это как «Война и мир», только про сейчас и про Америку. Не совсем согласна)) То есть по размеру и обстоятельности что-то толстовское, определенно, есть, но скорее это как «Анна Каренина»: все несчастливые семьи несчастны по-разному. В данном случае не только семьи, но и все члены одной несчастливой семьи несчастны тоже по-разному.

История, по сути, довольно камерная: двое сильно пожилых родителей, трое взрослых детей, у одного их них уже свои дети, остальные — в свободном полете, с разной степенью неудачности личной жизнью. Не то чтобы напряженный конфликт поколений, нет, но разница в установках, ценностях и опыте настолько очевидна, что становится быстро понятно: эти родители не могут уже дать своим детям ничего и сами не готовы принимать их советы. Каждый из пятерых основных персонажей считает себя правым, свою манеру жить — самой разумной и правильной, и ни на секунду не готов встать на позицию другого.

Признаться, первые сто страниц, на описании разваливающегося дома и быта стариков, я думала, что сдамся и не буду это читать — было и скучно, и непонятно, к чему все это. Но потом на сцене появился их средний ребенок и началось постепенно раскручиваться действие, все встало на свои места. Действие, конечно, громко сказано — существенных происшествий в романе всего два, да и их значимость не особо высока, они скорее развлекают, чем реально что-то меняют в персонажах и их отношениях.

Где-то посередине книги я поймала себя на странной вещи: она так сильно на меня действовала, что от ее чтения у меня реально портилось настроение, я становилась агрессивной и раздражительной. Обычно мне книги нравятся-не нравятся, но на таком подсознательном уровне очень мало что влияет, особенно так негативно. Хотя это и немудрено: читая про эти тягостные взаимоотношения отцов и детей, полные детских обид и неоправданных родительских ожиданий, а также про мучительные попытки детей устроить собственную жизнь и непохоже на родителей, и относительно нормально. Невозможно не примерять это на себя, каждый разговор, каждую деталь. Пусть не так же, но все равно у всех людей, наверное, есть претензии и к своим родителям, и к своим спутникам жизни (особенно к их отсутствию). А Франзен как раз описывает все эти мелкие болезненные моменты так достоверно, так натуралистично, что ему невозможно не верить — именно так все и бывает. Ничтожные детали, которые оставляют ощущение неудовлетворенности и раздражения, цепляющие мелочи.

Пару раз, правда, я ловила себя на том, что автору попал в глаз осколок зеркала Снежной королевы: в мире его героев, натурально, нет любви и радости. Только непрестанная война с собой и с другими, по мелочам, но без передышек. Так не бывает даже у самых неустроенных людей: когда нет любви, есть друзья, нет друзей — есть увлечения. Что-то, что дает ощущение легкости и драйва, приливов искренней нежности к ближним. Можно, конечно, существовать и без этого, но, мне кажется, спустя некоторое время отсутстиве таких отдушин неизбежно должно породить клиническую депрессию. Собственно, с некоторыми из них это так и происходит.

Довольно сложно описать, в чем сюжет этого романа — по сути, в нем нет ни завязки, ни особого катарсиса (по крайней мере, я концовку катарсисом не считаю) — это просто отрезок жизни пяти человек. В конце их стало меньше, но помимо этого ничего существенно не изменилось. Не было никакого внезапного прозрения, перелома в отношениях, торжественного прощения обид и что там еще полагается в классических мелодрамах. Каждый остался более ли менее при своем, со своими устоями и антипатиями, и не сказать, чтобы опыт последнего времени сделал их как-то ближе. Франзен скорее прекратил роман, чем закончил — кое-что в персонажах изменилось, но вряд ли достаточно, чтобы и их жизнь со стороны предстала в более светлом тоне.

В Франзене есть какая-то стенбековская глубина в понимании людей и отношений, не от достоевского с его крайностями, а именно в духе «Зимы тревоги нашей» — обычные, «нормальные», люди, обычные отношения, никаких крайностей, кроме тех, которые происходят у каждого в голове, но почти никогда не прорываются наружу. В отличие от той же Донны Тартт, которая пишет о каких-то несуществующих картонных личностях, острота внимания и детальности характеров и понимания мыслей разных людей у Франзена просто поражает. Никакого передергивания, никакой ангажированности, никаких «мировых проблем». Только настоящие люди и настоящие отношения. Если это следующая Нобелевская премия, то он ее, определенно, заслужил.



Тэги: франзен


301
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 ноября 2017 г. 16:30
Для меня Фрвнзен стал открытием года. Все три его термины прекрасны, возможно, Свобода лучшая. Именно она — открытый оммаж Пьеру-Наташе-Андрею. Для меня Френзен — совершенно явный по заслугам претендент на Нобеля номер 1 , с учетом, что Рушди нон грата по политическим причинам.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2017 г. 17:12
:beer:
Я другое у него не читала, а это классно, да. Почитаю и остальные.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2017 г. 19:18
Мне в Поправках понравилось в том числе, как технически решена часть с круизом — параллельно мужа с женой.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2017 г. 23:04
При этом не было ощущения технического усилия автора, что приятно))


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 16:57

цитата kerigma

В отличие от той же Донны Тартт, которая пишет о каких-то несуществующих картонных личностях

А можно чуть развернуть? Что картонного, в Тео или Борисе, например?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 21:10
Вы про какой роман сейчас говорите?
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 21:12
Про «Щегла». Хотя про картонность персонажей «Тайной истории» тоже интересно.
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 21:28
«Щегла» я не дочитала, ничего сказать не могу.
А в «Тайной истории» настоящим живым человеком кажется только Джулиан, остальные герои отчасти сведены до функций, которые они выполняют в сюжете и в своей узкой компании вообще. У каждого — свое определенное место и каждый аккуратно отыгрывает свою роль, но за этой маской не видно настоящего лица. Как именно они думают и почему поступают именно так — вот это совершенно непонятно.
У Франзена, напротив, каждый персонаж представлен так, что совершенно ясны и его мотивы, и внутренняя логика, и сложно с ним поспорить, в общем. Понятно, что Тартт ставила себе другую задачу в «Тайной истории».
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 22:25
Хмм. Как минимум главный герой и его возлюбленная в «Тайной истории» мне показались совершенно понятными и правдоподобными персонажами. Разность восприятий :-)
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 22:29
Главный герой — да, он какой-то очень «нормальный» в этой компании. А вот эту девочку я совсем не понимаю, и еще меньше начала понимать с учетом печальной концовки ее истории... Чего она все-таки добивалась?
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 22:53
А сколько реальных людей, да ещё в её возрасте, ведёт себе логично, чего-то добивается и поступает по уму? Мне кажется, Тартт как раз хорошо отражает поведение настоящих людей, а не идеальных. Отсюда странности, ошибки и непоследовательность.
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 23:09
Со стороны у всех, наверное, есть странности и непоследовательность, но изнутри-то всегда есть определенная мотивация — а тут ее вообще не видно. Какая мотивация заставляет ее в конце романа жить той жизнью, которой она живет?
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 23:11
А видит ли она возможность что-то изменить? Психологическая травма от произошедшего, привязка к соучастникам...
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 23:15
Я не чувствую в этом характере последовательности, но вполне вероятно, что это только я...
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 23:20
Вопрос скорее в том, часто ли последовательность есть у настоящих особенных (а вся компания не без оснований претендует на этот статус) подростков. В этом свете мне характер девушки кажется вполне реалистичным.
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 23:21
И являются ли они настолько особенными, насколько предстают герою, что гораздо более важный вопрос, мне кажется))
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 23:24
Они хотят ими быть. И соответственно себя настраивают. Тот случай, когда разницы между быть и казаться нет. По крайней мере, для них самих. А самоощущение не может не повлиять на поведение.
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2017 г. 23:28
Но жизнь в итоге показывает, что разница между быть и казаться очень велика. И эту разницу отлично демонстрирует Джулиан.


⇑ Наверх