Проклятие замка Комрек


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Синяя мышь» > "Проклятие замка Комрек" Джеймс Герберт
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Проклятие замка Комрек» Джеймс Герберт

Статья написана 18 мая 2017 г. 22:11

Третий, завершающий роман цикла про паранормального детектива Дэвида Эша можно спокойно брать в руки, не читая первых двух. Правда, первые две книги, если вы заинтересуетесь серией, читать будет уже не так увлекательно — краткие, но горькие воспоминания Эша о его прошлом содержат серьезные спойлеры.

Книга вышла в 2012 году, а Джеймс Герберт умер в следующем году в своем доме в Сассексе; как сообщил издатель, «мирно скончался в своей постели».

Резонно предположить, что автор знал — это будет его последняя книга про Дэвида Эша; и она действительно отличается той особой законченностью сказочного финала, в котором всем сестрам по серьгам, и жили они долго и счастливо.

Завязка вышла довольно увлекательной: в маленький, но гордый Институт экстрасенсорных исследований за помощью обращается Скользкий типчик, представитель Богатого и Могущественного Синдиката. Он рассказывает про недобрую паранормальную активность в шотландском замке Комрек — таком, ну вы понимаете, красивом и уединенном месте, где живут люди, которым нужна красота, уединение, массажи, электрофорезы, беседы с красивым психиатром, веселые таблеточки и очень-очень много денег, чтобы все это себе позволить.

Дэвид Эш под финансовым нажимом чуть выныривает из алкогольной депрессии, в которую его погрузили предыдущие расследования, и отправляется в замок.

Честно говоря, когда в мистическом триллере появляется Богатый и Могущественный Синдикат, для книги это дурное предзнаменование. Сложно сказать, почему его присутствие настолько часто оказывается губительным для сюжета, возможно, здесь та же проблема, что и с классическим фэнтезийным Черным Властелином, а именно степень его всемогущества. Черный Властелин должен быть настолько силен, чтобы борьба с ним казалась безнадежной для всех, кроме отчаянного героя, и в то же время настолько уязвим, чтобы герой (один или с командой) смог уязвить его аккурат в пятку. Сделать эту победу правдоподобной непросто, и потом самый популярный вариант авторского решения — это когда Черный Властелин силен для всех, кроме главного героя, а рядом с ним превращается в дегенерата с подсознательной тягой к суициду.

Вот и Дэвид Эш в противоборстве с замком пользуется всеми преимуществами, которые дает идиотизм противника. Ему позволено беседовать с персоналом на скользкие темы, позволено вербовать себе союзников и предпринимать рискованные вылазки. Даже если предположить, что это свобода смертника, все равно полное отсутствие поводка и ошейника выглядит очень странно.

Кстати, противники друг друга стоят. Эш, который надеялся скрыть свою флягу с абсентом от всевидящего ока, выглядит как минимум инфантильно: с самого начала он знает, что имеет дело со сверхбогатыми параноиками. Почему бы не предположить, что в программу входит прослушка в машине и обыск номера?

Кроме того, взросшая на британской почве конспирология мало интересна русскоязычному читателю, а тут еще издатели не озаботились тем, чтобы сделать исторические сноски, объясняющие, как именно автор играет с реальными политическими скандалами и политическими убийствами (хотя проделали это с упоминающимися в книге медицинскими препаратами — если нельзя и то, и другое, то лучше бы наоборот).

Дэвид Эш в этом романе — не профессионал с редкой специальностью, а турист по дому страха, причем фигуры, которые выезжают на дребезжащих роликах и прячутся обратно в стены, совершенно не скрывают своей картонной сути: африканские диктаторы, русские олигархи, престарелые фашисты, извращенцы-священники, инцестуальные близнецы из золотой молодежи… И работа Эша сводится к заявлению «Лечить поздно, только резать!», которое он упорно повторяет при встречах с руководством, т.е. удовольствия наблюдать, как профессионал работает и как он думает, читатель тоже лишен.

Его напарница в этом расследовании хотя и представлена автором как умный и увлеченный своим делом профессионал, по сути та же картонная фигура с болтающейся на шее табличкой «Дева в беде». Сколько ни говори про сапожника без сапог, а от психиатра в конфликте ожидаешь большего, чем беспомощный лепет и гневные отрицания. (В каждом конфликте, с разными персонажами, на протяжении всей книги).

Более того, сколько ни пиши про доброту, сочувствие и теплые карие глаза, но попросить своего пациента раздеться, чтобы Эш (совершенно незнакомый пациенту человек!) мог полюбоваться на редкую аномалию… мне, как непрофессионалу, это все равно кажется непрофессиональным, а как человеку — безоговорочно негуманным. Конечно, автор этого не хотел, но в итоге вышло, что достоверность второго по значимости персонажа уничтожена сочетанием профессии, которая предполагает наличие ума и характера, с типичным амплуа девы в беде. Остается только голая сюжетная функция проводника по замку и любовного интереса главного героя, которую, честно говоря, могла бы выполнить и какая-нибудь брюнетка-горничная или белокурая дочка садовника. Потому и любовный интерес Эша выглядит как сферический любовный интерес в вакууме, ничем, кроме красивых глаз и пышного бюста, не мотивированный. Это неплохо само по себе, но для депрессивного алкоголика с любовными трагедиями в прошлом нужен стимул посильнее (Харри Холе подтвердит).

Да и сам Эш выглядит личностью противоречивой — в плохом смысле этого слова. Нельзя позволять типичному герою нуара, немногословному крутому красавчику, говорить в простой телефонной беседе, что «никто не выше закона». Такие фразы крутой герой должен произносить, только держа главного злодея на мушке. А иначе он — наивный романтик.

Безоговорочно плохой книгу не позволяет объявить финальный драйв и экшн. Когда все с громким треском, пафосом и масштабным размахом начинает катиться в тартарары, и люди мечутся в поисках спасения, как-то забываешь, что всю книгу эти персонажи были тебе безразличны.

Но до этого момента еще надо прочитать три четверти книги.





1295
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 мая 2017 г. 07:42
Спасибо! Давненько от вас рецензий не было 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2017 г. 00:25
Пожалуйста


Ссылка на сообщение19 мая 2017 г. 13:35
Мне нравится творчество Д.Герберта, но по моему мнению, из трилогии о Д.Эше первая книга самая интересная. Последняя часть мне понравилась менее всего, это уже не мистика, а детективный триллер.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2017 г. 10:43
Согласна полностью, первая книга была самая увлекательная и атмосферная.


Ссылка на сообщение22 мая 2017 г. 13:28
да, Эш — всё в одном флаконе — и наивный романтик, и алкоголик, и ненавидит свою работу, и противоречивый, и склонен к суициду. В вашей рецензии недостатки романа — то, что герой не укладывается в рамки и штампы. А он и не обязан.
И Холле — вовсе не эталон депрессивного алкоголика со сложными мотивациями к любовным переживаниям. Его подруга (последняя из) тоже блеклая и туповатая

Из всей трилогии именно этот роман заслуживает высших оценок -- не за чистоту жанра -- но за микс разнообразных сюжетов и настроений
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2017 г. 21:57
Эш, к сожалению, не противоречивый, он просто плохо сделанный.
Причем из обломков самых затасканных штампов. А Герберт связал это веревочкой и толкнул вниз по фабульной горке. Ну, погрохотало знатно и местами даже занятно, но не более.


Ссылка на сообщение25 мая 2017 г. 14:36
Вот мне как раз очень понравился ваш аргумент про «знатно и занятно», для этого автора можно сказать это еще какой прорыв. Произведения Герберта для меня волшебны именно благодаря его обычному стилю изложения, который вписываются в мои предпочтения в этом жанре. А подобные «компоты», как у него в итоге получился, я не очень люблю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2017 г. 18:18
Спасибо:) Я как раз Арбитмана читаю, «Антипутеводитель по современной литературе» — мастер вдохновляет:)


⇑ Наверх