Рецензия на книгу Паоло


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на книгу Паоло Бачигалупи «Водяной нож»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на книгу Паоло Бачигалупи «Водяной нож»

Статья написана 26 января 2017 г. 10:38

Знаю, некоторым моим коллегам кажется, что Бачигалуппи слишком простой автор, часто передергивает, конструируя очередной «мир будущего». Но мне нравится, как он строит повествование, конфликт, использует отсылки к поп- и контркультуре, добиваясь того самого диалога и приращения смыслов — по крайней мере, в книгах для взрослых. Получается, может, и не идеально, но очень хорошо.

Перерождение в огне


Паоло Бачигалупи. Водяной нож: Роман. / Paolo Bacigalupi. The Water Knife, 2015. Пер. с англ. М.Головкина. — М.: АСТ, 2016. — 448 с. — (NEO). 4000 экз. — ISBN 978-5-17-090262-0.

За последние десятилетия на читателей вывалили бессчетное множество сценариев Конца Света. На Земле иссякнет нефть. Истончится озоновый слой. Наступит глобальное похолодание и новый ледниковый период. Ледяные шапки на полюсах растают, и океан поглотит города... В романе «Водяной нож» автор выбрал пишет о глобальной засухе, вызванной необдуманным использованием водных ресурсов. Но для Паоло Бачигалупи это только декорация, на фоне которой разворачивается бесконечная череда человеческих трагедий.

«Ножом воду резать» — значит заниматься заведомо бессмысленным делом: то же самое, что носить воду решетом. Иными словами, мартышкин труд. Но в романе Паоло Бачигалупи эта метафора приобретает иное, грозное звучание. Глобальная засуха медленно пожирает Соединенные Штаты: Техас, Аризону, Неваду, Калифорнию... Миллионы беженцев стремятся вырваться из умирающих городов и поселков: хипстеры и рабочие, благополучные представители среднего класса и криминальные авторитеты, разорившиеся фермеры и вчерашние школьники — все они смешались в пеструю толпу, охваченную паникой. На пути беженцев встают отряды самообороны — такие же перепуганные люди, готовые умирать и убивать (предварительно помучив) за свою землю и свою воду. Центральное правительство стало фикцией, границы штатов ощетинились колючей проволокой и поблескивают линзами оптических прицелов, грифы расклевывают обезвоженные тела висельников. Крупные города — Финикс, Лас-Вегас, Лос-Анджелес — не брезгают никакими средствами в борьбе за воду: рейдерскими захватами, шантажом, подкупом чиновников, убийствами, пытками. В этой полукриминальной сфере крутятся огромные деньги, на торговле водой строятся финансовые империи. В этом мире нож для воды — предвестник гибели, всадник апокалипсиса, тот, кто приходит во главе команды головорезов, чтобы перекрыть водяную скважину, взорвать насосную станцию, отнять последнюю надежду...

В первой половине 1990-х отечественные писатели-турбореалисты, Андрей Лазарчук, Андрей Столяров и Владимир Покровский, ввели в оборот термин «эпикатастрофизм»: согласно этой концепции, человечество живет на фоне перманентной многоуровневой катастрофы, не прерывающейся ни на секунду. Роман Паоло Бачигалупи полностью вписывается в эти рамки. По жанру «Водяной нож» — нечто среднее между детективом и шпионским триллером в духе Тома Клэнси и Роберта Ладлэма. В интригу (закрученную, естественно, вокруг прав на воду) втянуты три очень разных, но одинаково ярких персонажа. Невадский «нож для воды», профессиональный шпион и убийца, инкогнито проник в Финикс и попал под «дружественный огонь», потеряв связь с Центром и доступ к ресурсам. Журналистка Лизи много лет назад приехала в этот город с благополучного Севера чтобы сделать карьеру репортера, но обнаружила, что прикипела сердцем к умирающему мегаполису, утратила способность беспристрастно наблюдать за агонией. И, наконец, юная беженка из Техаса, этакая Скарлетт Охара новейшей эпохи, не ставит перед собой долгосрочных целей, а думает только об оазисе мира и спокойствия, мечтает о ежедневном гарантированном глотке воды. Бачигалупи убедительно описывает эволюцию сложных, противоречивых характеров, расшифровывает психологические мотивы, вскрывает тайники, о которых не догадываются сами герои. У каждого из его персонажей, в том числе второстепенных, эпизодических — свое собственное запоминающееся лицо. Автор активно работает с метафорами (огонь и вода, символическая и буквальная утрата девственности, огненное перерождение и т.д.) — стараясь, впрочем, не проговаривать выводы открытым текстом. «Водяной нож» может быть и не слишком оригинальный, но вполне толковый триллер не без философского подтекста и онтологических вопросов. И все герои книги, и без того непростые, живут, любят, страдают, предают и жертвуют собой на фоне вялотекущего апокалипсиса, что придает повествованию дополнительный драматизм и ощутимо углубляет конфликт. Если это не турбореализм, то как минимум проза с ярко выраженными элементами турбореализма. Как, кстати, и дебютный роман Бачигалупи «Заводная», где человечество вынуждено приспосабливаться к жизни в мире будущего, из которого в одночасье исчезла нефть — есть у автора простительная слабость к таким эффектным, но чересчур лобовым сюжетным поворотам.

Несмотря на внешние атрибуты, «Водяной нож» не вполне вписывается в канон «романа о Конце Света». Катастрофа здесь не выступает на первый план, а остается фоном, персонажи слишком сложны, интрига чересчур запутана, второй и третий план прописаны слишком тщательно. Паоло Бачигалупи нарушает главный принцип коммерческого беллетриста: «будь проще, и люди к тебе потянутся». С другой стороны — и слава богу: холодной, чистой, сладкой воды всегда не хватает на всех.


Источник:

—  «Мир фантастики» №5, май 2016. Том 153

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Дэна Симмонса «Пятое сердце»

— на книгу Адама Робертса «Стеклянный Джек»

— на книгу Льва Данилкина «Клудж»

— на книгу Майкла Муркока «Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти»

— на книгу Мариши Пессл «Ночное кино»

— на книгу Гарри Гаррисона «Гаррисон! Гаррисон!»

— на книгу Джонатана Кэрролла «Замужем за облаком»

— на книгу Келли Линк «Вляпалась!»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего»

— на книгу Йена Макдональда «Бразилья»

— на книгу Кира Булычева «Похищение чародея»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книги Джеймса Грэма Балларда «Высотка» и «Чудеса жизни. От Шанхая до Шеппертона»

— на графический роман Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка»

— на книги Уильяма Гибсона «Виртуальный свет», «Идору» и «Все вечеринки завтрашнего дня» (трилогия Моста)

— на книгу Кэтрин Валенте «Сказки сироты. В ночном саду»

— на книгу Михаила Успенского и Андрея Лазарчука «Соль Саракша»

— на книги Василия Щепетнёва «Чёрная земля» и «Певчие ада»

— на книгу Нила Геймана «Не паникуй! История создания книги «Автостопом по Галактике»

— на книгу Феликса Гилмана «Расколотый мир»

— на книгу Евгения Лукина «Бытиё наше дырчатое»

— на книгу Чайны Мьевиля «Железный Совет»

— на книгу Антонии Байетт «Обладать»

— на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»

— на книгу Макса Барри «Лексикон»

— на сборник Пола Андерсона «Патруль Времени»

— на книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»

— на книгу Станислава Лема «Черное и белое»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего. Мемуары»

— на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»

— на книги Антона Первушина «Ходячие мертвецы. Зомби-нашествие на кинематограф» и «Иные пространства»

— на книгу Кирилла Еськова «Америkа (reload game)»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книгу Иэна Бэнкса «Несущественная деталь»

— на книги Владимира Аренева «Мастер дороги» и «Душница»

— на книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы»

— на книгу Грега Игана «Отчаяние»

— на книги Дмитрия Комма «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»

— на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





1957
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 11:44
Мне тоже роман понравился..
Тем более что такое у нас уже не за горами.. Это не совсем фантастика уже..


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 11:46
Роман хороший, но фантастики в нем немного. А насчет «будь проще», так Бачигалупи применил этот принцип к своему янг-эдалт циклу про постапокалиптический восток.


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 12:11
тут ведь тоже «ВНИЗАПНО, в одночасье, пропала вода в кране»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 13:08
Да. Так увы может получится и у нас, лет 25-30 осталось до сего события по подсчетам, т.е., до того времени когда войны будут вестись за воду, а не за углеводороды и нефть...
На данный момент воды еще синтезировать никому не удалось..
Те массивы, которые есть в Антарктиде и Арктике, оно конечно можно использовать.. Но. Непонятно что там с этой водой еще заморозилось (может вирусы какие, бактерии)... Плюс еще надо транспортировать и топить лед
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 13:37
вы чего-то не того начитались :-D
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 15:32
cakypa я коммунальщик во втором поколении.. Этот вопрос уже не такой отдаленный..
Погуглите, почитайте соответствующую научную литературу, там эту проблему уже давно освещают..
Да и без литературы.. Вспомните события во Владивостоке, когда воду подвозили на машинах
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 16:02
это антинаучные заявления, ничем не подкреплённые
даже если с огромной натяжкой предположить что-то такое, то 20-30 лет — это настолько мизерный срок, укладывающийся даже в одно поколение, в одну человеческую жизнь, что всё учёное сообщество от студентов первокурсников до почётных старцев уже лет 10 сходили бы с ума по этому поводу. Вы бы это слышали из каждого утюга.
Не надо, пожалуйста, на чистом глазу заявлять такие вещи на уровне «я видел летающую тарелку».
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 16:57
корпорации и правительство скрывают же. всё объяснять приходится :-)))


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 12:53
Хочется поспорить. И поспорю, раз уж ты в «подводке» приглашаешь это сделать.

Увы, именно про «Водяной нож» ничего не скажу, потому что после «Заводной» автор как романист у меня, что называется, «вышел из доверия». Даже выпал.

Рассказы его я читал с интересом. Эмоциональные, образные, с живыми персонажами.
Все по делу. Вот, например, «Народ песка и шлаков» — замечательный же рассказ.

Увы, для романа этой «образности» недостаточно, тем более для фантастического.
И когда в «Заводной» манипуляции на генетическом уровне делают с помощью энергии, которую слоны натоптали, вращая колесико... Ну, детский сад Голливуд же.
Картинка, и ничего более.

Не говоря уже, о внезапной(!) катастрофе с поднятием уровня воды.
И нефть там вроде бы куда-то пропала.
Выпили, наверное...

В общем, на мой взгляд, говорить даже о плохом конструировании мира о Бачигалупи не приходится. Просто набрал визуальную корзинку, а о какой-то логики что возникновения, что существования это мира не позаботился.

Для рассказов — это не слишком критично, а вот для романа, для НФ-романа — это имеет первостепенное значение.

В общем, крупную форму Бачигалупи я читать перестал.
Судя по твоей рецензии, автор верен себе )

А вот рассказ «Игрок» — сразу из двух антологий: Дозуа и нововышедшей «Лучшей фантастики XXI века» — прочитал с удовольствием
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 12:56
Согласен, Голливуд. Ну так ведь не надо воспринимать образы и метафоры буквально. Это ж не футурологический отчет, а художественная лит-ра.
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 13:06
Если бы весь роман был написан в таком сатирическом ключе, я бы поверил автору и его метафорам.

Но когда он «на полном серьёзе», с претензией на создание «научно-фантастического повествования», хочет убедить меня в возможности существования такого мира... Увы, мимо.
И пометочки young adult, которая бы все списала, я тоже на романе не видел.

Так что из известной триады, по крайней мере, ДОСТОВЕРНОСТЬ автор не вытянул.

А что касается литературы. Так ведь если из романа убрать фантастическую линию, перед нами будет плохое (ну пусть среднее, но) подражание «колониальным» романам Грэма Грина.

Повторюсь, что рассказы — как форма, менее требовательная к цельной и непротиворечивой картине мира — мне у Бачигалупи нравятся.

А романы нет! ))
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 13:19
Я не приветствую буквалистическое прочтение художественных текстов. Это как раз детский сад Голливуд в чистом виде. :-D
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 13:24

цитата vvladimirsky

Я не приветствую буквалистическое прочтение художественных текстов


Я тоже.

Если бы слоны, вырабатывающие энергию для проведения операций на генетическом уровне, мне встретились, например, в романе Суэнвика вместе с баронессой Лукойл-Газпромовной (ну близко к тексту), я бы понял на каком языке и что мне хочет сказать автор.

Когда те же слоны встречаются мне в романе, претендующем (в том числе — языком, сюжетом, образами и персонажами) на реалистичность (пусть даже на научно-фантастическую) повествования, я понимаю, что это не фича, а авторский баг.
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 16:38
ОК, ты видишь конфликт дискурсов. Я тоже вижу, но не напрягаюсь. 8-)
 


Ссылка на сообщение27 января 2017 г. 10:12
Да нет никакого «конфликта дискурсов», есть катастрофа одного романа. 8-):-)))
 


Ссылка на сообщение27 января 2017 г. 10:13


Прости, не смог удержаться!


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 14:59
Спасибо за рецензию!
Читала у Бачигалупи «Разрушитель кораблей» и «Drawned Cities» и как-то впечатлило, пусть это и YA. Особенно после того, как плотно пообщаться с Гуглем, Википедией и разными проектами National Geographic, вроде «What the World Would Look Like if All the Ice Melted».
Проняло. )))


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 15:09
Засуха в романе точно глобальная? Потому, что если речь только о нехватке воды в юго-западных штатах, то Бачигалупи описывает вполне реальную футурологическую модель. Водоносные горизонты Большого Бассейна мало-помалу иссякают, река Колорадо не каждый год доносит свои воды до Калифорнийского залива, а Рио-Гранде превращается в ручей.
Население региона растёт, питьевой воды же больше не становится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2017 г. 16:59
Не, там катастрофа-катастрофа. Вся Америка всмятку.


⇑ Наверх