В каждой жизни есть по


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > "В каждой жизни есть по крайней мере один интересный сюжет" (с)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«В каждой жизни есть по крайней мере один интересный сюжет» (с)

Статья написана 24 декабря 2016 г. 19:33
«Зеленый фургон»(обложка издания 1957г.)
«Зеленый фургон»(обложка издания 1957г.)

"В каждой жизни есть по крайней мере один интересный сюжет» — под таким девизом проходили заседания Литературного Клуба, с одного из которых начинается повесть Александра Козачинского «Зелёный фургон».

Прочитав повесть, я в первый момент восприняла ее как талантливо написанную советскую агитку. Сюжет увлек, но показался маловероятным, уж слишком сказочно сложилась судьба бандита Красавчика, для которого наказание стало благом и фундаментом успешной, состоявшейся жизни. «Так не бывает», — скривил губы мой внутренний цензор. И был не прав.

Как оказалось, повесть «Зеленый фургон» автобиографична. В ее основе — реальные события из жизни Александра Козачинского, еще более

Александр Козачинский (1903-1943)
Александр Козачинский (1903-1943)
невероятные, чем в книге, потому что до того, как стать бандитом, Козачинский успел поработать в одесском уголовном розыске, в шестнадцать (!) лет снискал признание способного сыщика, угнал фургон с зерном, предназначенный для начальника милиции, стал вожаком целой банды, затем был осужден, амнистирован, работал журналистом в Москве и всю жизнь дружил с человеком, который его задержал, встречал у ворот тюрьмы вместе с матерью, помог с работой. Человеком этим был Евгений Катаев, более известный как Евгений Петров, соавтор знаменитой дилогии об Остапе Бендере. Такие вот удивительные сюжеты случаются в жизни людей, молодость которых приходится на эпохи глобальных социальных перемен. На целый роман, и ничего придумывать не надо.
Евгений Катаев (1902-1942)
Евгений Катаев (1902-1942)

«Зеленый фургон» — произведение в большей мере приключенческое, чем детективное. В нем дается общая панорама противостояния хиленького уголовного розыска и масштабного криминального сектора одесщины, развившегося на фоне безвластия, разрухи, неустроенности, куда вливались самые разные люди — и жестокие убийцы типа Червня, и оказавшиеся не у дел парни типа Красавчика, искавшие способ выжить и занимавшие свою воровскую нишу. Первые ловили вторых по большей части случайно, советский уголовный розыск еще только начинал свое становление.

В местечке Севериновка Одесского уезда уголовный розыск состоял из трех человек: начальника районного уголовного розыска — вчерашнего гимназиста восемнадцатилетнего Владимира, младшего милиционера местного жителя Грищенко и пожилого типографского рабочего Виктора Прокофьевича. Такие вот кадры. И на весь район. Можно улыбнуться, как не раз улыбается Автор, описывая приключения героев. Но  кого-то ловили, кого-то задерживали, и потихоньку закладывали основы тех методов, которые сегодня преподаются студентам соответствующих вузов по дисциплине оперативно-розыскная деятельность.

Каждый герой в этом плане индивидуален.

Владимир — теоретик. Он мастерски составлял всевозможные акты и протоколы, в которых «иногда содержалось несколько версий относительно виновников и мотивов убийства, и каждая из этих версий была разработана настолько блестяще, что следствие заходило в тупик, так как ни одной из них нельзя было отдать предпочтения». Он штудировал учебники судебной медицины, основ химии и дактилоскопии и со всем старанием пытался планировать милицейские операции.

Грищенко обладал феноменальной наблюдательностью и памятью на детали и даже запахи. Применительно к зеленому фургону он запомнил столько примет, что, когда фургон был обнаружен, Владимир испытал затруднения с идентификацией, перескакивая с одной приметы на другую.

кадр из фильма «Зеленый фургон» (1983)
кадр из фильма «Зеленый фургон» (1983)

А умудренный жизнью Виктор Прокофьевич считал самым важным работу с населением. Он разъезжал «по комитетам незаможников, деревенским ячейкам комсомола, всеобучам, делал доклады в волостных ревкомах и тихо и незаметно, без шума и стрельбы, изрядно почистил за месяц несколько деревень вокруг Севериновки. ... Он обнаружил преступников там, где Володе никогда не пришло бы в голову их искать: в самой севериновской раймилиции».

Так закладывались основы метода милицейского (или полицейского) сыска, за которыми мы с интересом наблюдаем в романах Андрея Кивинова, Николая Леонова, Александры Марининой и других современных детективщиков «милицейской» волны.

На мой взгляд, в этом плане «Зеленый фургон» стал одной из первых ласточек советского милицейского детектива, который еще не выделился из литературы приключений, но уже виден в ее составе.





935
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 19:49
— Ну и чёрт с ним!
— С кем?
— Да с Шерлок Холмсом… Обойдёмся без него.
— Ну и зря. Лишний штык нам бы не помешал.

:-))):-)))8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 19:57
В повести этого диалога нет. Но очень созвучно)


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 20:09
Я только фильм смотрел. Мне он дико понравился.
Спасибо, надо будет почитать и повесть. Хотя, боюсь, как это часто бывает, для меня герои будут «озвучены» голосами актёров кино.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 20:14
А я, наоборот, фильм не смотрела. Думаю посмотреть.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 20:30
Повезло. В фильме просто такой набор крупных актёров:
В главных ролях

Дмитрий Харатьян
Борислав Брондуков
Александр Демьяненко

что поневоле уже никак иначе героев книги мне не воспринять.
Конечно, лучше наоборот. Книжный образ, свой, придуманный, и только потом навязанный яркий киношный.
Обычно мне везёт (Собачье сердце, Эра милосердия...) но вот тут осечка вышла. :-(((
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 21:13
Харатьян подходит к образу главного героя. Так что, возможно, в этот раз вы не почувствуете диссонанса. Вот только сюжет фильма несколько отличается от сюжета книги. Будьте готовы:-)
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 22:51
Есть ещё черно-белый вариант. Также очень комичный.
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2016 г. 21:16
Смотреть надо первый. Очень хороший.
Второй — слабый. Смотрел его один раз — когда впервые показывали. После ни разу меня на него не хватало.
А первый посмотрел лет пару назад — и понравился.
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2016 г. 21:45
Вывод ясен. Надо посмотреть оба варианта и сравнить) У обоих фильмов есть свои сторонники.
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2016 г. 21:54
Тоже верно.
Второй фильм я один раз посмотрел — а вот пересматривать уже было неохота.


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 20:18
Повесть читала в детстве — дочитала с огромным усилием, так не пришлась...

Оба фильма ни разу досмотреть не смогла...

На мой взгляд, рецензия интересней повести... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 21:15
А я прочитала эту вещь впервые и с огромным удовольствием. Помимо интересного сюжета, у Автора еще и слог прекрасный — легкий, ироничный. Но на вкус и цвет, конечно:-)
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 21:37
Попробую перечитать — с возрастом восприятие многих вещей кардинально изменяется...
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 21:54
Это верно. В каждом возрасте книги воспринимаются по-разному:-)


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 21:18
Спасибо, очень интересно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 21:19
И Вам спасибо, приятно, что понравилось.:-)


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 21:21
Ну, во-первых ОГРОМНОЕ спасибо, за статью. Эти факты мне были известны и ранее, но всё не успеть. Тем более, я ни силён в авторских колонках. Еще раз спасибо.
Теперь о фильмах. Первая экранизация. Добавил кадры/изображения к фильму. Мне эта экранизация нравится больше. Роман Филиппов, но главное известнейший Тарапунька-Юрий Тимошенко. А начальная тема о «власти» в Одессе и разделение границ, это вообще супер.
Хотя и повторение экранизации, то же сделана отлично, но уж очень расстиражирована.
Кстати и повесть, блекнет перед экранизациями.
И маленькое уточнение: а обложки издания 1957г., нет в библио автора. Непорядок 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 21:29

цитата SAG

Эти факты мне были известны и ранее, но всё не успеть.

А я познакомилась с биографией Козачинского только сейчас и была потрясена. Какая судьба досталась человеку!

цитата SAG

Кстати и повесть, блекнет перед экранизациями.

Столько людей хвалят фильмы. Непременно посмотрю.

цитата SAG

а обложки издания 1957г., нет в библио автора. Непорядок

Согласна. Как-то не подумала об этом. Сейчас попробую найти выходные данные и внесу.
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2016 г. 21:20

цитата SAG

Мне эта экранизация нравится больше.

Таки да.

цитата SAG

Хотя и повторение экранизации, то же сделана отлично

Отнюдь. Вроде бы и Брондуков, и Соловьёв, и начальник — Григорьев, кажется... Но посмотреть второй раз его так и не смог...


Ссылка на сообщение24 декабря 2016 г. 23:50
Тиань
Спасибо за статью,я лет в 14 посмотрел фильм с
Харатьяном,а в 17 прочитал книгу,мне понравились
и повесть и экранизация,именно тем,что киноврсия отличается
от литературной версии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2016 г. 10:10
И Вам спасибо. Приятно, что статья понравилась.:-)


Ссылка на сообщение21 мая 2017 г. 19:55
Первый фильм по книге, второй по мотивам. Но второй мне очень нравится не смотря и вопреки. Книга хорошая, но короткая. Люблю и то, и другое. Агитка, но, как Вы правильно заметили — талантливая. Одна из немногих книг о революции, которые я читала с удовольствием.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2017 г. 20:02
Приключение и в революционном антураже остается приключением. Написано хорошо, потому увлекает.:-)


⇑ Наверх