Александр Козачинский «Зелёный фургон»
- Жанры/поджанры: Детектив | Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Отгремела гражданская война, преступность расцвела пышным цветом. В этих условиях Советская власть решила привлечь к делу борьбы с бандитизмом самых разных людей. Так в Севериновском отделении милиции появился новый начальник Володя Патрикеев — вчерашний гимназист, а под его начало попали бывший рязанский метранпаж Шестаков и младший милиционер Грищенко из крестьян. Несмотря на то, что самым громким происшествием в тихой Севериновке оказалась кража зелёного фургона, запряжённого парой коней, Патрикеев мечтает внести свою лепту в борьбу с «настоящими» преступниками и даже с самим Червнем — нынешним королём одесского преступного мира.
В предместье Одессы, которое держит в страхе криминальный авторитет Червень, прибывает бывший гимназист Володя для борьбы с преступным миром. Кумир Володи — Шерлок Холмс, и он мечтает о его славе. С двумя помощниками — местным жителем, а ныне милиционером Грищенко и бывшим работником типографии Шестаковым, Володя энергично берется за дело...
Входит в:
— антологию «Днем и ночью», 1959 г.
— антологию «Днем и ночью», 1962 г.
— антологию «Библиотека приключений в пяти томах. Том 1», 1966 г.
— антологию «Красные дьяволята. Зелёный фургон», 1975 г.
— антологию «Поединок. Выпуск 6», 1980 г.
— антологию «Нас водила молодость», 1986 г.
— антологию «Огненные годы», 1986 г.
— антологию «Повести и рассказы о советской милиции», 1987 г.
— антологию «Советский детектив. Том 21», 1990 г.
— антологию «Неуловимые мстители», 1994 г.
— антологию «Белеет парус одинокий», 1995 г.
— антологию «Белеет парус одинокий», 1995 г.
— антологию «Красные дьяволята», 2001 г.
— антологию «Фантастика и приключения. Том 1», 2002 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
Экранизации:
— «Зеленый фургон» 1959, СССР, реж. Генрих Габай
— «Зеленый фургон» 1983, СССР, реж. Александр Павловский
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 31 октября 2022 г.
1920 год, Одесская губерния. Мишки Япончика уже год как нет в живых, но у его дела нашлась масса продолжателей. Недавно установившаяся в городе Советская власть никак не может справиться с разгулом бандитизма. Володя Патрикеев, недавний гимназист, назначен начальником милиции в село Севериновка. Имея своим кумиром самого Шерлока Холмса, Володя мечтает ловить налётчиков и убийц, но в тихой Севериновке из преступников только самогонщики, мелкий воришка Федька Бык и залётный конокрад Красавчик. Тем не менее Патрикеев не отчаивается и не теряет надежды вписать своё имя в историю отечественного угрозыска.
Невозможно удержаться от сравнения повести и экранизации от 1983 года режиссёра Александра Павловского. Сценаристу телефильма Игорю Шевцову удалось сделать то, к чему должен стремиться каждый настоящий сценарист — не следуя первоисточнику буквально, расширить и преумножить достоинства книги. Такие как грустная ирония, гимн мужской дружбе и искренняя вера в то, что каждый человек, если, конечно, он этого захочет, сможет найти себе достойное место в жизни. При этом если в книге Червень (славянское название июня) всего лишь урка с привычкой придумывать афоризмы («Хорошо стреляет тот, кто стреляет последним»), то в фильме он принципиальный враг новой власти, готовый с ней бороться и убивать во имя этой борьбы. Ну и различной оказалась судьба бывшего рязанского метранпажа (верстальщик в типографии) Шестакова, в фильме его убивают. Зато в книге отсутствует колоритнейший начоперот (начальник оперативного отдела), в фильме это один из главных персонажей.
Так что, искренне советую прочитать повесть, она совсем небольшая, а затем посмотреть или же пересмотреть фильм. Двойное удовольствие гарантировано.
sergej210477, 23 марта 2023 г.
Небольшая, но, мастерски написанная повесть.
Про сюжет говорить не стану, великолепную экранизацию этого произведения, наверное, все смотрели. Рассказ про несколько ярких дней из жизни восемнадцатилетнего начальника уездного уголовного розыска. Одесса. 1920 год.
Детектив? Скорее, нет. Просто, отличная приключенческая книга.
Конечно, не обойтись без сравнения с фильмом. Может показаться, что повесть немного сухая, лаконичная. Да, экранизация, по сравнению с книгой, более развернутая. Персонажи, образы которых воплотили замечательные советские актеры, выглядят чуть ярче и интереснее.
Но, все эти мелкие шероховатости совершенно не видимы из-за великолепного языка, которым написана повесть.
Яркая, солнечная книга.
strannik102, 20 июня 2024 г.
Ах, Одесса, жемчужина у моря…
Радиопостановка довольно известной повести. Существует одноимённый фильм, который я не смотрел, потому соблазнился на аудио. Тем более, что в ролях более чем убедительный подбор актёров: Евгений Весник, Всеволод Абдулов, Олег Ефремов, Владимир Высоцкий, Евгений Петров, Виктор Новосельский, Людмила Шапошникова, Елена Королева и другие артисты московских театров.
Сюжет прост и без изысков: молодой парнишка — бывший гимназист — назначается начальником отделения уголовного розыска в местечко под Одессой. И поскольку дело происходит в 1920 году, то понятно, что процветают самогоноварение, бандитизм, спекуляция и прочие «пережитки прошлого».
И наш герой рьяно берётся за дело. Однако довольно быстро местная шпана понимает характер парня и потому всё остаётся практически на своих местах — овцы сыты и волки целы. И скорее всего карьера парня закончилась бы крахом, если бы не его служебное рвение да в придачу толика везения. Не «Ликвидация», конечно, но для 47-минутного спектакля подходяще.
Тиань, 24 декабря 2016 г.
Неизменная притягательность советской литературы заключена в ее сходстве со сказками. Всё всегда хорошо заканчивается, враг наказан, герой вознагражден, случайно оступившийся, но жаждущий светлой жизни человек перевоспитан и водворен в лоно большевистской морали. Над этим можно смеяться, кривиться, но это приятно читать, потому что хочется, очень хочется, чтобы хотя бы в книжках у хороших людей в жизни всё складывалось хорошо. Могло ли так быть в реальной Одессе безумных двадцатых? Не знаю. Возможно, и такое могло случится, жизнь порой превосходит любой вымысел.
Казалось бы, нет более недостоверного жанра, чем «иронический детектив». Какая может быть ирония, когда совершаются убийства, бандиты толпами по уезду рыскают, а вся местная милиция состоит из вчерашнего гимназиста, мечтавшего о литературном поприще, старого типографского рабочего, весьма колоритного мужичонки-куркуля, неглупого, даже талантливого, и нигде своего интереса не упускающего, и бывшего присяжного поверенного со звучной фамилией Цинципер? Но Автор иронический аспект нашел, причем там, где он действительно есть.
«В учреждении, возглавляемом товарищем Цинципером, поимка бандита считалась почти невозможной». С этим трудно не согласиться, и трудно не улыбнутся, читая эпизод с первой поимкой Красавчика, когда потрясенный начальник уголовного розыска называет задержанного вора «товарищ Красавчик» и придвигает ему стул. Смешно и грустно. И жизнь постреволюционных одесских пригородов проступает в таких вот нелепых эпизодах во всей своей дикой парадоксальности. В этих деталях — жизнь.
Когда рушится веками существовавший уклад, а новый непонятен и не сформирован, для выживания людям нужны не только продукты, оружие, теплые вещи, но и такое вот истинно одесское чувство юмора. Опираясь на него, можно поверить, что желторотый оперативник ловит матерого вора и тем самым делает ему благодеяние, ибо в допре (это что-то вроде тюрьмы для не совсем пропащих) можно «учиться, учиться и учиться», и в конце концов стать человеком, и даже членом литературного кружка, рассказы которого положительно оцениваются и интригуют слушателей.
Немного жаль, что советская традиция иронического детектива не воспринята современными авторами, которые всё сводят к комедии положений. В результате читатель видит не мир, а подмостки с более или менее забавной труппой. Всё-таки жанр этот открывает большие возможности для осмысления действительности, вполне серьезно, хоть и через насмешку.
Baskk, 18 ноября 2023 г.
Повесть очень часто включали в различные антологии. поэтому читал несколько раз. И не разу не смог принять её всерьёз. Критики пишут «одесский юмор», а для меня стёб. Наверное поэтому, при экранизации, что бы придать достоверность истории, и не снять пародию режиссёр Александр Павловский и сценарист Игорь Шевцов убивают бывшего рязанского метранпажа (верстальщик в типографии) Шестакова. На мой взгляд юмор в книге чрезмерен и временами просто неуместен
Тимолеонт, 10 марта 2020 г.
Необыкновенно доброе и светлое произведение. Да, есть преступления, воры, бандиты, смерти, но история всё равно — добрая. Потому что все преступники наказаны, те, кого можно было исправить — исправлен, и всё закончилось справедливо. А ещё «Зелёный фургон» смешной и забавный настолько, насколько должен быть. Искренне улыбался, читая про квалифицированные уездные кадры правоохранительных органов и их повседневную работу. В голос засмеялся, когда прочитал про резкое и внезапное полевение отца ГГ, посмеивался над хитроватым куркулем-младшим милиционером, даже волновался во время экшн-сцен! Ибо и приключения здесь на высшем уровне.
Avex, 20 октября 2015 г.
Наиболее сильное произведение сборника «Советский детектив. Том 21».
Написано ярко и сочно, с мягкой и тонкой иронией, свойственной «одесской школе», с блеском и роскошью неизбитых сравнений («он казался невзрачным, как сибирский кот, только что вытащенный из воды»). Просто удивительно, что в классификаторе до сих пор не активна метка «иронический». Учитывая дружбу автора с Евг. Петровым (который, кстати, послужил прообразом одного из персонажей), склонен подозревать, что без влияния и советов последнего здесь не обошлось.
Образец стиля:
Почти ослепленный, прижимая ладонь к горящей щеке, держась другой рукой за стену, он побрел, согнувшись, к Дерибасовской и здесь, наткнувшись на другую веревочку, оборвал и ее. Молодой безусый петлюровский офицер с довольно интеллигентным лицом развернулся и ударил нарушителя по лицу. Это была уже вторая затрещина, полученная доцентом на исходе этой несчастной минуты его жизни. Когда-то он считал себя левым октябристом, почти кадетом; он заметно полевел после того, как познакомился с четырнадцатью или восемнадцатью властями, побывавшими в Одессе; но, получив эти две оплеухи, он качнулся влево так сильно, что оказался как раз на позициях своего радикального друга Цинципера и сына Володи.»
Мы привыкли, что в детективе действие летит стрелой, чёрное это чёрное, а белое это белое, добро должно быть если не с пулемётом, то хотя бы с кулаками. Здесь всё совсем не так...
Вступление представляется излишеством, словно пятое колесо на этом самом фургоне — и только дочитав до конца, понимаешь, зачем это было сделано — эта история не столько о любви, смерти или хаосе гражданской войны, сколько о человеческих отношениях и начале прекрасной дружбы.
Даже если вы смотрели экранизацию, это не помешает вам получить удовольствие от чтения, поскольку написано и в самом деле хорошо.
Любопытен и «Рейд Чёрного жука» (1932) — о провокациях на КВЖД, с предчувствием скорой войны («Миру нужен Батый»). Но даже приверженность линии партии не помогла — автор был репрессирован... Прочее на любителя.