По сравнению с итогами 2013-ого года кардинально расклад сил не поменялся. По-прежнему удерживают лидерство Олди, присутствуя сразу двумя романами. Традиционно хорошо себя показали такие известные мастера приключенческого жанра, как Пехов и Корнев. Из эстетически-высокой литературы отметился Арабов с гротескно-альтернативной историей. Повторно вошел в топ Цикавый, сразу засветился с дебютным романом Кожин. После долгого промежутка выпустил новую книгу Аренев, правда, эта издательская серия просуществовала крайне мало, лишь успев опубликовать уже написанные книги Медведевич.
Вновь отсутствуют проектные романы, недвусмысленно демонстрируя падение их среднего уровня. Не рождали в том году гениев межавторские циклы, увы. Несмотря на гонорары и тиражи. Но в целом 2014-ый оказался ничуть не хуже 2013-ого, даже начавшийся книгоиздательский кризис еще не успел отразиться на качестве и количестве издаваемых текстов.
1.
Краткое мнение:
Удар гонга, взмах кнута, и поединок начинается. В синем углу — Ойкумена, просвещенная и цивилизованная, миролюбиво оскалившаяся парализаторами, стаями беспилотников, силовыми и камуфляжными полями. В красном углу, обильно политом кровавыми жертвоприношениями, изготовилась Астлантида, Остров Цапель, обреченно щерящаяся устаревшими зенитками, винтовками и примитивными ракетами. Исход конфликта предрешен, полагаете вы? Как бы не так.
Астлантида полна сюрпризов — цивилизационных, с которыми нелегко будет справиться даже знатоку цивилизаций и народов, маркизу этнодицеи, научно-технических — которые по силам лишь гениальному физику. Олди расширяют масштаб поединка на всю Ойкумену. Пока ВКС Лиги стягиваются к Астлантиде, на Тренге долечивается Марк, на Тишри проводятся исследования пленных астлан, а вудуны сворачивают свои опыты с коллантами — в Совете Лиги сплетаются сложные интриги, дипломаты и политики ведут многослойные споры, где важен каждый оттенок смысла, каждый жест. Но и мудрецы способны ошибаться.
Отменно сочные диалоги приправлены иронией и сарказмом, словно хорошо изготовленный бифштекс. Ойкумена готова поглотить Остров Цапель, Помпилия ищет применение астланам, и в обоих случаях ключевую роль сыграет испытавший плен и боль от потери волчонок, рано заматеревший волк и новоявленный вожак — Марк Тумидус. Финальный аккорд, торжественный салют! Очередная трилогия завершается, но Ойкумена полна неизведанного. И кто знает, как эволюционируют клыки на путях цивилизации по мере новых открытий?
Итог: отличная масштабная и яркая кульминация целого букета конфликтов.
2.
Краткое мнение:
История похождений, злоключений и геройств Серафимы Жуковой на просторах Универсума продолжается. К ним прилагается пестрое многообразие видов и рас, как уже известных, так и новых. Воинственных мурвров, педантичных дрюккелей, двухглавых крушей, мудрых кэфов и таинственных грихсшей.
Начинается роман с парочки очередных влипаний Симы в разные передряги, но уже веет смертельной опасностью. Скоро галактика окажется на грани полномасштабной войны, а Симу забросит в паутину политических интриг. Стараниями бывшего врага, интмайра Олера, ее тайно одарили наследством — сведениями, полномочиями, бессмертием — но заодно подставили под удар, чтобы показать ей изнаночную сторону Универсума, который прежде открывался лишь с парадно-лицевой стороны.
Повзрослев, расы уже много циклов не воюют, царит глобальный мир. Но под завесой секретности, в тайных сообществах, даже просто за рамками обыденного, кроется немало шокирующих вещей. Утилизация разумных клонов, как ненужного утиля. Манипуляция общественным настроением. Подготовка войны. Кто разгребет эту вонючую гору компромата и вражды? Только атипичная Сима, эмпат и сама непосредственность. Она не верит в беспричинных злодеев. Считает, что всем разумным бывает больно, что со временем любой убийца осознает свою вину, однако в нужный момент умеет быть жесткой к уродам, которые легко санкционируют гибель миллиардов разумных.
Как и прежде, Демченко мастерски играет сленгом, разговорным темпом речи, передавая чувства и мысли героини. Не всегда логичной, зато знающей толк в сочувствии и жертвенности.
Итог: сказочная НФ о клонах, взрослости и ответственности.
3.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
C пронзительным свистом ветер проносится над просторами аш-Шарийа, ныряя в расщелины, где сворачиваются чешуйчатыми клубками аждахаки, кружа над лабиринтом Мухсина, где сам камень играет с разумом путников, вздыхая среди древних развалин, где теперь вздымаются барханы. Ветер знает, что с Запада надвигается беда, поднимается зловещая Тень, грозящая погубить весь мир. Весь — от севера и до юга, чтобы стереть с лица земли все сущее. Времени остается все меньше, а сумеречники и смертные словно сошли с ума, истребляя друг друга.
По сравнению с «Ястребом Халифа», в «Стороже брату своему» Медведевич сделала роман подобным уже не старой настенной фреске, повествующей о давних походах, битвах и падениях, но захватывающей истории о судьбах людей, государства и всего мира. Персонажи резко обрели объем, словно покинув плоские фрески, и живость характеров, которая проявляется в сплетениях чувств и стремлений. Даже к тем, кто по роли своей злодеи, порой возникает сочувствие. К избалованному, трусливому и безвольному аль-Амину, к одинокому и несчастному лекарю Садуну, даже к хитрой и мстительной Мараджил, которая бьется не только во имя сына, но и за спасение халифата.
Итог: мрачная восточная история о борьбе с судьбой, нечистью и людьми.
4.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Если верить Рэю Бредбери, даже самый незначительный и мимолетный поступок одного человека может переопределить будущее, пустив паровоз судьбы по иной ветке. Тогда, чтобы изменить ход истории, нужно не послезнание о ключевых событиях, не техническая документация из будущего, не вмешательство наших современников, а нечто иное, неуловимое и в тоже время очень простое. Честность? Жестокость? Осторожность? Свой вариант предложил Арабов в романе «Столкновение с бабочкой».
Но прежде, чем перейти к идее, стоит вкратце обрисовать сюжетные завихрения. Если точкой бифуркации достаточно предсказуемо стал момент неподписания манифеста об отречении, то в дальнейших поворотах автор руководствовался весьма оригинальной и неожиданной концепцией — переменяя жизнь главных действующих лиц парадоксальными, спонтанными и кажущимися абсурдными решениями, за которыми стоят вполне понятные, хотя и отчасти безумные предпосылки. Если революция и крах предсказуемы и логичны, то нужно действовать вопреки расчетам, поступать совершенно иначе, переменить парадигму личного поведения. Вот тут-то и кроется загвоздка.
С точки зрения Арабова, панацеей как в личном, так и государственном масштабе являются честность, открытость и готовность идти навстречу оппоненту, ища компромисс. Только таким образом можно выдержать любые испытания, сохранить страну и семью, не запятнать совесть. Однако если для личных отношений этот рецепт вполне пригоден, хотя и требует осмотрительности, то в масштабах государства и при грязноте политических игр он смотрится откровенно наивным, что мгновенно переводит роман в разряд утопий, чистых и прекраснодушных. И пусть «Столкновение с бабочкой» более реалистичное и трезвое, чем «Гравилет «Цесаревич»» Рыбакова. Тем не менее чрезмерная идеалистичность идеи превращает попытку взглянуть на историю России под необычным углом в сказку, светлость которой подчеркнута сравнением с реальными событиями в финале в виде кошмарного сна.
Итог: неформатная историческая утопия, сложенная из иронии, наивности и абсурда.
5.
|
Краткое мнение:
США все-таки доигрались. Великая и единственная сверхдержава треснула по швам, теряя остатки авторитета, расползаясь на соперничающие штаты, спешно выводя базы с чужих территорий. Мечта ура-патриота или антиглобалиста, скажете вы? Отнюдь.
Золотько очень четко, ярко и хлестко описывает картину разваливающейся изнутри империи. Описывает настолько честно и объективно, что сразу понимаешь — это подойдет к любой стране. Раз, и появится Зеленая Зона в Брюсселе, Берлине, Пекине, Москве или Киеве. Два, и прибудет международный контингент миротворцев, включая «заклятых друзей». Три, и понятия суверенности и законности станут фикцией, уступая праву сильного. А уж когда в схватке сойдутся сильные...
Перед нами, господа, отличный шпионский роман с элементами журналистской работы — пресс-конференций, расследований и — конечно! — масовых попоек. Главный герой, журналист Михаил Лукаш, слывет веселым, болтливым, нагловатым и чуть глуповатым парнем, но своим в доску. И все у него было хорошо — вечеринки, отель с кондиционером, пока не отправился он за эксклюзивным интервью с предателем родины.
Разговорный стиль повествования облегчает вхождение в атмосферу хаоса. А еще — позволяет автору убедительно показать, как Лукаш «прокачивает» обстановку, анализируя малейшие намеки, оценивая расклад и выстраивая цепочки действий. Получается очень живо и увлекательно. Яркость впечатлений усиливают подробно выписанные процессы распада — крах экономики, ослабление армии, потеря контроля над штатами, уличные беспорядки и этнические чистки. И на этом фоне закручивается шпионская интрига со многими неизвестными.
Итог: смесь журналистских будней и шпионского триллера.
6.
|
Краткое мнение:
Несмотря на ставшую модной и популярной «Песнь льда и пламени» Мартина, особого расцвета отечественного эпического фэнтези не наблюдается. Но все-таки со временем появился цикл, сочетающий обилие интриг, многочисленные и разветвленные династии, ярких персонажей, географический размах и уходящую в глубь веков предысторию.
Предысторию с эпохальной битвой, где погибли сотни тысяч воинов, когда слуги Лучезарного и сам богоравный властитель сражались с полками древней империи и знающими тайны мира угодниками. Предысторию, где волшебные камни отправились в долгий полет сквозь века, чтобы вновь полить кровью земли Анкиды, чтобы расползлись пустыни Сухоты, ожили древние сущности и сошлись в бою за власть, за наследие павшего господина.
Изначально история вьется вокруг Игниса и Камы, королевских детей, приехавших на ярмарку Ардууса. Первая влюбленность, поединки на турнирной арене, встречи с друзьями. Но уже раскручивается колесо перемен, история охватывает все больше персонажей — бастарда Литуса, королевской дочки Фламмы, сыщика и охотника за головами Кракса.
Творчеству Малицкого характерен мотив приближения всеобщей беды. Короткое предгрозовое затишье, первые смерти, как далекие вспышки молний, и трагедии, как раскаты грома. Давящая атмосфера бессилия и непонимания, откуда появится враг и как защитить друга. Но несмотря на все беды, есть таинственные угодники, помогающие в критический момент, есть дружба и преданность, сходящиеся в схватке с изменой и коварством.
Итог: эпическое-фэнтезийное полотно с мрачными, предгрозовыми мотивами.
7.
|
Краткое мнение:
И вновь Олейников поворачивает сюжет цикла весьма неожиданным образом, чтобы сменить точку зрения и показать прежде незаметные моменты.
В новом романе уделяется пристальное внимание извечным противникам Магуса — темникам, и конкретно колдуну Фреймусу. Тот создал детский лагерь и пригласил туда пятьдесят детей из влиятельных родов темников. Формально, чтобы научить тайнам мастерства, но когда у Фреймуса не было коварных замыслов? Однако в клубок его интриг вмешивается Дженни, которой позарез нужен алкагест для Калеба. И теперь уже неизвестно, кто станет победителем и будет ли победитель вообще.
На сей раз Олейников немного отошел от мифологических мотивов, вместо этого щедро рассыпав сведения об алхимии и создавав мрачноватую атмосферу ожидания и тайны. Почему мрачную? Потому что из романа становится ясно, откуда берутся истоки хладнокровной безжалостности и извращенной жестокости темников, алчно отбирающих силу у природы, упорно рвущихся в Скрытые Земли за могуществом. Она пестуется из гордости и соперничества, эгоизма и страха, превращая детей в бессердечных экспериментаторов.
Также автор ведет и другие сюжетные линии, повествуя о приключениях старых цирковых знакомых, ловцов и Арвета, преданного товарища Дженни. Нашлось место и для Франчелли с Калебом, которые рискнули напасть на секретный объект Фреймуса. Книга получилась гораздо динамичнее предыдущих частей, явно намекая, что близится развязка истории. Однако осталась неизменной колоритность персонажей, легкость слога и увлекательность развития героев.
Итог: отличное продолжение удачного подросткового цикла.
8.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
В своем новом романе Цикавый рассказывает странную историю, до предела насыщенную образами и мыслями, посвященную странной учительнице — Соне Витглиц. Вообще, определение «странный» идеально подходит почти к любому фрагменту книги или детали антуража, к загадочному лицею, всесильному концерну «Соулу» и сверхсуществам, которых называют Ангелами. Также оно предельно точно характеризует художественный стиль и структуру сюжета. Но не будем забегать вперед.
Будущее в изложении Цикавого принесло Земле трудно объяснимые наукой катаклизмы — Хроноблему, Осцилляции и Ангелов, которые, пробуждаясь, уничтожают всё вокруг. Привычное устройство мира рухнуло в одночасье, как любят писать в аннотациях к постапокалиптическим боевикам. Однако в «Замене» автор рисует пусть и пошатнувшееся, но вполне жизнеспособное и даже относительно благополучное общество. Если, впрочем, не заглядывать на окраины пригодных для жизни территорий, где ютятся те, кому повезло пережить острую фазу катаклизмов, но не удалось перебраться в безопасные районы. Тем не менее, речь пойдет о более глубоких и менее очевидных проблемах, которые только ждут своего момента, чтобы развернуться во всей красе. Ангелы, сверхсущества, проклевывающиеся в человеческих душах опасные семена и распускающиеся во всей жестокой красоте невиданные цветки микрокосмов, убивающие и стирающие наш мир. Их можно уничтожать ценой огромных жертв, а можно предотвращать их появление, тщательно и методично отделяя зерна от плевел.
Иногда от книги веет пьянящей вседозволенностью, свойственной аниме, но если брать все произведение целиком, то ближайшее сравнение — это «Vita nostra» Дяченко, написанная дуэтом Олди. Точно такое же сочетание мозговыворачивающих аллегорий и красочного языка. Цель же проста — полнее раскрыть душу героини, пробить скорлупу бесстрастия, обрести ответ на вопрос, что такое человечность, показав, что одинокое «я» несовершенно, а замкнутое эго — уязвимо.
Итог: психологическая фантастика в необычном и красочном исполнении.
9.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Трех романов-трилогий, то есть девяти книг, более чем достаточно, чтобы исчерпать даже самую пеструю и обширную вселенную, если она останется статичной. Если не будет непрерывного развития, ломки стереотипов и представлений. И даже тогда велик риск уйти в самоповторы и банальность. Маэстро Олди, приняв вызов, пошли на рискованный шаг, избрав девизом для очередного, открывающего новую трилогию «Побег на рывок», романа из цикла «Ойкумена» — «банальность и вульгарность!»
Для Диего Пераля за мрачной чернотой небес скрываются не чудеса, а бесовские отродья, только и думающие, как отнять у него душу и любимую. Чужак среди неисчислимых диковин, оставивший позади одинокого отца, охваченную пожаром восстания родину и старых друзей, кое-кто из которых кровью впишет в историю свой безумный и бессмысленный, но отважный и дерзкий подвиг. Всей своей кровью. И оказавшись в капкане, Диего будет хлестать отравленное вино надежды даже у ворот преисподней, если сохранится хотя бы призрачный шанс на чудо. А уж драматурги Ойкумены на чудеса не скупятся!
Что же в сухом остатке? Планомерное развитие закладываемых на протяжении всего цикла сюжетных линий, конфликтов и идей, которое, судя по намекам, в очередной раз выходит на новый уровень, когда старые представления придется перестраивать или и вовсе отправлять на свалку истории. С точки зрения композиции, «Клинки Ойкумены» кажутся самой прерывистой, нестройной, многоголосой и шумной частью цикла. Авторы меняют тональность ежеминутно, фокус скачет по планетам и персонажам, отвлекаясь на экскурсы в прошлое и контрапункты цитат из пьесы Луиса Пераля. Создается ощущение, что ты стоишь на площади среди толпы и смотришь постановку бродячих артистов. Постановку, отдающую Шекспиром, с его любовью к сочетанию смешного и трагичного, высокого и низкого.
Итог: космоопера в костюмах уличной постановки, где главные роли играют честь, месть и любовь.
10.
|
Краткое мнение:
Город Осень по-прежнему утопает в молочных туманах, моросящих дождях и уличной грязи. По-прежнему, несутся в подземке поезда, сплетаются политические интриги в городском совете, а в сердцах людей пылают жаркие страсти. В новогоднюю ночь вместо того, чтобы играть в карты с друзьями, специальный комиссар Виктор Грай совершает должностное преступление, уничтожая следы преступления и увозя тело. Однако это лишь начало...
Расследуя убийство, Виктор вскоре убеждается, что дело очень и очень нечисто. Что еще хуже — тень подозрения ложится на всю верхушку мэрии, а потому следствие превращается в бег по минному полю. Неосторожное слово, неосмотрительный поступок — и комиссара сожрут отнюдь не в фигуральном смысле. Более того, Корнев уже привычно накручивает параллельные сюжетные линии, увеличивая темп и концентрацию событий. Странные и неуловимые бомбисты взрывают одно здание за другим, угрожая прорывами Безвременья. Жуткая бойня в подземке, шантаж дочери одного из глав департамента, проблемы с дивизионом внутренних расследований и прочие «радости» полицейской службы. Работать без гнева и пристрастия? Легче сказать, чем сделать.
По сравнению с предыдущей книгой нуарные нотки несколько ослабли, особенно во второй половине, где им на смену пришел ураганный экшен. Впрочем, общая атмосфера города Осени — мрачная, меланхоличная и циничная — осталась неизменна. В целом же — новые тайны мироустройства, новые враги и друзья — цикл идет на отличном уровне, обещая еще немало отличных историй.
Итог: запутанный детектив со вставками экшена и нотками нуара.
11.
|
Краткое мнение:
Когда Война Гнева и Катаклизм подвели черту под Эпохой Процветания, положили конец Единому королевству, вряд ли кто-то задумывался, что будет с миром спустя века. Среди заброшенных городов, разрушенных статуй и дворцов, из сгоревших книг и пропавшей магии — родилась и властно заявила о себе Эпоха Забвения.
Магия иссякла, погасли защитные изваяния альбатросов, распались рыцарские ордена, но по-прежнему бродят демоны теней — шаутты, пытается вернуть свои силы Скованный, ждут своего часа колдовские вещички. На одну из таких некстати наткнулся акробат Тэо, заработав проклятую метку Той стороны.
Новая история Пехова и его жены вновь оказалась дорожной, состоящей из странствий, поисков и бегства. Три разных путника, три разных судьбы и таланта. Правда, таланты — это скорее осколки былого могущества магии, но даже так указывающая сумеет изгнать застрявшую в теле умершего душу, а убийца-сойка расправится в бою с любым противником.
Соавторы сшили историю из аккуратно подогнанных лоскутов. Из мирных посиделок у костра, когда вспоминают старые предания и жуткие сказки, в которых слишком много правды. Из отчаянных схваток, в которых хорошо продумано фехтование и зримо прописан каждый выпад или шаг. Из вынужденного путешествия, во время которого героям предстоит познакомиться с мертвым герцогством, Летосом, пережить ночь синего пламени, воочию увидеть обломки былого величия, руины некогда прекрасных городов. Три путника, одна судьба, от которой, вероятно, зависит будущее всего мира...
Итог: дорожная история необычных путников в мире забвения, теней и великого прошлого.
12.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Пылью на ветру стелются жизни обитателей Палимпсеста. Загадочная катастрофа Разлома разорвала мир на острова, залила промежутки убийственными радужными чернилами, закружила народы смутой. Нет надежды на Праотцов, покинувших мир, нет надежды на властвующих, которые заняты своими делами. Есть лишь руки, мечи, остатки чести и долга. И крепость Горелый Шандал, последний южный форпост перед гибельными кляксами, дикими кочевниками и безжалостными помарками.
Благодаря тщательно подобранным диалектам и названиям этот роман хочется пить как ароматное вино, наслаждаясь нотками тайны и древности, кивая вкусу узнавания и обыденности, привыкая к букету чуждости и вычурности. Чуть неторопливый, размеренный слог хорошо подходит для описаний и затянувшейся напряженной погоне, и нелегкого быта форпоста, и заброшенного города Шэквир. Персонажи, сперва кажущиеся предсказуемыми, быстро выходят за рамки типажей, усложняя рисунок характеров.
Дворянин Сиврим, который еще только учится быть командиром. Хродас, комендант Шандала, постаревший не столько телом, сколько душой. И загадочный алаксар, последний из своего народа, несущий тяжкий груз ответственности и памяти. Десятки других по-своему ярких судеб людей, вовлеченных в события, которым суждено породить баллады и легенды. Вот только в балладах не останется правды. Правды о жестокости жизни, о распрях между долгом и честью. О ненависти и любви, о любопытстве и тяге к запретным знаниям. Правды о незаметных трагедиях и душевных ранах. Правды, которая есть в романе.
Итог: история о судьбах в продуманном и самобытном антураже.
13.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Каждую ночь легкими паутинками и разноцветными лоскутками сны опускаются на сияющий огнями Полис. В мире сновидений, царстве Гипноса, возможно все или почти все. Исполнение заветных желаний, полная реализация амбиций, возвращение к счастливым моментам из прошлого. Но есть и оборотная сторона — не до конца подавленные страхи, изматывающие кошмары, давние фобии. Дайте им волю и от хрупкого сосуда человеческого сознания останутся лишь жалкие груды бесформенных черепков. И тогда на помощь несчастным приходят мастера снов, способные повлиять на происходящее, на душу и тело человека.
Как обычно, Пехов приложил немало сил, чтобы выстроить грандиозный по своим размерам и сложности несущий каркас терминов, устройства власти и служб, сновидческих талантов и специализаций, где смешиваются положенные в основу книги древнегреческие мифы, сотрудничают воины сновидений и оракулы, целители устраняют последствия разрушительных поступков дэймосов, а мороки и черные гурии упиваются властью над людьми. Возведенный мир довольно замысловат и едва-едва приоткрывается за одну книгу. Поэтому приложение с подробной классификацией оказывается по-настоящему полезным для читателей.
Итог: многообещающая завязка для сновидческой фантазийной истории.
14.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Так сложилось, что отечественный хоррор, в отличие от зарубежного, не может похвастаться популярностью и гонорарами даже на родном поле. Существует несколько вариантов объяснения — разные менталитеты и общественные реалии, иная психологическая атмосфера, но результат одинаков. Есть лишь считанные хоррорные серии и авторы, которые ютятся в скромной пещерке безумного маньяка. Гораздо чаще появляются произведения, написанные на стыке хоррора и других жанров, например, городского фэнтези, как в случае с дебютным романом Олега Кожина «Охота на удачу».
Обычный северный городок, будто коварный оборотень, выворачивается наизнанку. И заброшенные, теневые и неприметные места становятся средоточием событий. Простому пареньку, Герке, придется против воли познакомиться с неприглядными сторонами невидимой для обывателей жизни. Узнать, кто скрывается под маской забавного бомжа, почему пропадают люди в загаженном бомбоубежище, сколько подземных этажей в библиотеке и где располагается обитель местной нечисти и ее Хозяина. Более того, автор активно вплетает в повседневность пестрые фольклорные нити, превращая роман в диковинное макраме.
Особенно удались динамичные сцены схваток и напряженные моменты ужаса, когда атмосфера физически сгущается, обволакивая героя липким страхом и бессилием. Довольно удачными вышли колоритные второстепенные персонажи, которые не затмевают собой основную сюжетную линию, но органично дополняют ее, внося в линейное повествование яркость красок и разнообразие идей. К такому миру не грех и вернуться, хоть в примыкающем рассказе, хоть в полноценном романе. Но и эта история получилась по-настоящему увлекательной, рассказывая о верности, дружбе и смекалке.
Итог: оригинальное сплетение городских подростковых приключений и жесткого хоррора.
15.
|
Краткое мнение:
Придорожный трактир, невиданная жуткая метель, треск поленьев в очаге, горстка постояльцев и волчий вой снаружи. Что еще нужно, чтобы разыграть камерное действо, в котором будет уделено внимание каждому персонажу со всеми его страхами, тревогами и желаниями?
В отличие от предыдущих частей цикла «Конгрегация», на сей раз Надежда Попова поставила перед Куртом и Бруно не столько детективную, сколько шкурную задачу — выжить. Выжить, несмотря на внешнюю угрозу. Несмотря на то, что у постояльцев хватает скелетов в шкафах, а договариваться и сотрудничать мало кто хочет. Акцент сделан на психологию, на напряженной атмосфере с томительным ожиданием и ожесточенными схватками. На тонкой грани, которая отделяет благовоспитанного и милосердного человека от безжалостного зверя, готового перервать глотку любому противнику. Грани, о которой нужно помнить и остерегаться пересекать ее, несмотря ни на какие тяжелые обстоятельства.
Итог: детективный триллер в камерной обстановке.
16.
|
Краткое мнение:
Мир фейри коварен, жесток и не любит упускать жертв. Единожды ступив на Третью дорогу, будь готов, что придется вновь и вновь бороться с соблазнами. Напрасно пастор Линден полагал, что поездка в Лондон к исключенному из колледжа племяннику Чарльзу не приведет к особым проблемам. Магия действует не только среди дремучих лесов, безлюдных отмелей или мирных селений, но даже в каменных оковах города, где повсюду железо, пар и копоть. Более того, его воспитанница Агнесс умудрилась познакомиться с его величеством королевой Викторией, правда, при довольно пугающих обстоятельствах: когда одержимый призраком попытался напасть на венценосных супругов.
Нити расследования протянутся от Букингемского дворца к особняку лорда Мельбурна, печально известному Бедламу и проклятой усадьбе Медменхем. Оживают полузабытые истории про жаждавших бессмертия дьяволопоклонниках, даются и расторгаются клятвы, а Королева народа с холмов ждет урочного часа.
Как и в первой книге, соавторы тщательно выписывают викторианские декорации, скрупулезно проработав огромный объем справочной и документальной литературы. Выписывают, воссоздавая интерьеры и традиции, диалекты и моду, этикет и сплетни. В сюжетном плане первую скрипку играет романтическая линия Джеймса Линдена, колеблющегося между былой возлюбленной Лавинией и юной подопечной Агнессой. Между охотой на потусторонних созданий и мирной жизнью служителя церкви. Тем не менее, любовные отношения не затмевают собой детективную и приключенческую линии.
Итог: викторианская история, где смешаны романтика, готика и детектив.
Прежде у меня были непростые взаимоотношения с зарубежной фантастики. Во-первых, нередко мешал неудачный перевод, а во-вторых, не всегда удавалось преодолеть разность менталитетов. Однако за 2014-ый год я обнаружил немало любопытных, оригинальных, необычных вещей, поскольку сотрудничал с журналом «ФанCity», делая для них обзоры и курируя данную рубрику. Список по величине уже практически сравнялся с аналогичным для отечественных книг.
1.
|
Краткое мнение:
Постсингулярное будущее создано из мрака и сияния, плена и свободы, страхов и мечтаний. Соборность неутомимо стремится к Великой Всеобщей Цели, чтобы усмирить реальность и создать новую вселенную, где воскреснут все умершие. Тем не менее, Основатели плетут интриги, а кланы зоку ведут запутанные игры. И теперь вор Жан ле Фламбер отправляется на Землю, претерпевшую немалые изменения после Коллапса, чтобы исполнить приказание богини и отыскать ключ к разуму Основателя Чена.
Однако Земля стала малоуютным уголком. В бескрайних пустынях властвует дикий код, среди руин кружат бесплотные джинны и горе тому, кто попадется похитителям тел, не имея защитных Печатей и не зная Тайных Имен. В отличие от Соборности, народ Сирра придерживается разделения между материй и разумом. Пока что их защищает власть и сила Ауна, но с появлением новых игроков перемены неизбежны.
И вновь у Райяниями наука не отличима от магии, впрочем, за восточными Историями и могуществом Соборности стоят вполне конкретные квантовые процессы и законы. Материя и разум сливаются в единую форму, информацию, которая и является первоосновой всего сущего. Основой для многослойных виров и алмазных губерний, армий гоголов и нанотехнологичных фабрикаторов, самомодифицирующихся кодов и обычных людей.
Сыграв вничью первый раунд в Ублиетте, на Марсе, Жан устремляется в новую авантюру и бросает вызов врагам, временным союзникам — и даже самому себе, прошлому, который запечатал свои воспоминания и попался в тюрьму. А тем временем в Сирре свивается история необычной женщины Таваддуд, которая носит в сознании часть разума Аксолотля, самого страшного джинна и Отца похитителей тел.
Итог: сплетение постсингулярной-НФ и увлекательной авантюры.
2.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Звездная река простирается в ночном небе над тысячелетним Катаем, одинаково далекая для всех обитателей империи. Холодные огоньки внимательно следят за целеустремленным пареньком, в одиночку отбившим нападение разбойников на отряд супрефекта. За юной девушкой, способной на равных соперничать с мужчинами хоть в поэзии, хоть в стрельбе из лука. За императором, ищущим вдохновение в невиданном саду, за чиновниками из соперничающих фракций. За разгорающимся в землях варваров пожаром всепоглощающей войны... Звезды спокойны — они столетиями созерцают, как сменяются династии. Что им до людей — мотыльков-однодневок, чьи мечты, если верить катайским легендам, лежат по другую сторону звездной реки?
Если отмести придворные интриги министров, поэтов и мыслителей, то останутся простые, но вечные истории. История о выпущенной на невиданное расстояние стреле, которая за волосок до цели вдруг оказалась перед нелегким выбором. История о редкостной жемчужине, которой хотели бы — но боялись — обладать многие, а потому она осталась одинокой. История о ростке, которому пришлось заменить погибшее древо, но не в прекрасные, а в тяжелые годы. У Кея традиционно почти нет злодеев, есть лишь разные люди, которые движимы верой, любовью, страхом, жадность, честолюбием и долгом — который каждый понимает по-своему. Ради этого долга Жэнь Дайянь отказал Богине-лисице, дайцзи. Ради этого долга Хан Дэцзинь играл сановниками, как пешками, выращивал из сына верного помощника и замену, чтобы обеспечить благоденствие империи. Долг и любовь — двумя неразрывными и несоединимыми спутниками проходят сквозь весь роман. Долг и любовь.
Итог: складки исторических событий и трагических судеб людей на шелке фэнтезийного Китая.
3.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Созданный Яцеком Дукаем мир «Иных песен» — это попытка изобразить весьма странное и зыбкое пространство, где ничто не постоянно. Здесь действует диктат Формы над Материей, духа над телом, воли над обстоятельствами, а ментальности над традициями. Лидеры — кратистосы — влияют и на людей, и на ландшафт, и на природу. Морфируется все, растения и звери — чтобы создать невиданные сады, диковинных созданий. Отпечаток личности ложится на людей и местность, сохраняясь годами, а то и веками. Вторая же сторона вселенной Дукая — это стройное здание мира, возведенное из пяти первоэлементов. Из кирпичиков земли, воды, воздуха, пламени и эфира можно складывать машины и дворцы, звездные ладьи и замысловатые инструменты. Даже вечный двигатель свершает оборот за оборотом в этом причудливом мире.
Однако на деле все гораздо сложнее. Как замечает и сам Дукай, многие любители фантастики сочтут его роман малопригодным для чтения, разве что представители элиты уловят смысл в хитросплетениях авторских мыслей, нарочито изложенных так, чтобы еще больше затруднить понимание. «Иные песни» построены как интеллектуальная игра, пестрое смешение исторических фактов, где за каждым словом может скрываться целая история или неординарная идея, понятная лишь знатокам древних культур. Учитывая, что автор щедро рассыпал по страницам неологизмы, архаизмы и морфированные понятия, которые, к слову, открыто объясняются поздно, вскользь и с явной неохотой, то полное понимание и вовсе становится недосягаемой звездой. А ведь еще Дукай вволю поиграл с построением предложений и лексической поэтикой.
Вы спросите, каков вердикт? Однако ответ зависит от спрашивающего. «Иные песни» — во многом близки пост-сингулярной научной фантастике, с той лишь разницей, что здесь автор играет с античной системой понятий, с идеями Формы, а не квантовыми теориями. Подлинная оценка романа возможна лишь после повторного прочтения, когда можно быть уверенным, что различил значительное количество скрытых смыслов и уловил большую часть мотивов. Тем более что каждый слышит их по-своему.
Итог: интеллектуальная головоломка, синтезированная из теорий античности и идей современности.
4.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
В фэнтези, и не только, книги нередко посвящены великим империям, победоносным легионам, закованным в сияющие доспехи гвардейцам, пышным балам, хитроумным придворным и решительным правителям. Но есть и другие империи — теневые. Круг, царство воровства и убийств, где каждый сызмальства учится обманывать, предавать и грабить. В его рядах полным полно отпетых мошенников, пройдох и душегубов: Щипачи, Резуны, Хвосторезы, Живодеры, Дубы — все они являются частью теневой стороны величественной имперской столицы, Илдрекки. А там, где власть и богатство, всегда найдется желающий урвать побольше. И щепетильность здесь явно не в ходу.
Дебютный роман Дугласа Хьюлика «Свой среди воров» можно смело отнести к весьма удачным образцам воровского фэнтези. Главный герой, Дрот, занимается тем, что сперва собирает всевозможные сплетни, вынюхивает подозрительные слухи, добывает ценные сведения, а затем тщательно анализирует и складывает полную картину. Правда, заодно ему приходится изрядно побегать, угодить в кучу передряг, сражаться и вести переговоры, а в конце концов еще и делать тяжелый выбор между несколькими сторонами, у которого нет правильного ответа. Зато есть влиятельные враги, разрушенная дружба и угроза близким.
Начиная с малозначительных событий, автор поэтапно разворачивает перед нами все новые и новые уровни рискованной, смертельно опасной, но невероятно затягивающей игры. Игры между отдельными бандитами, преступными организациями и теневыми воротилами — Серыми Принцами. Вовлечены оказываются имперские легионеры и ищейки, даже косвенно сам Император причастен к развернувшемуся противостоянию. Удачное соединение детективных линий, политических интриг и динамичного экшена делает развитие сюжета весьма увлекательным и непредсказуемым. С течением времени все события оказываются взаимосвязанными, выстраиваясь в четкую и логичную схему. Правда, перед этим герою предстоит пережить немало испытаний и наделать немало глупостей из-за неосведомленности.
Итог: отличное воровское темно-авантюрное фэнтези.
5.
|
Краткое мнение:
Если вы любите истории о флибустьерах и авантюристах, о небесных кораблях и опасных приключениях, то этот роман для вас. Вудинг создаёт впечатляющий мир, в котором есть место и интригам, и легкомысленности, и сражениям, и верности. Стержень романа — приключения команды корабля «Кетти-Джей», которая состоит из неудачников, преступников и чудаков всех мастей. Помимо динамичных погонь, воздушных боёв и лихих авантюр Вудинг уделяет значительное внимание отношениям между персонажами. Каждое событие так или иначе влияет на их характеры, раскрывает прошлое и вынуждает меняться, перебарывая старые страхи и ломая привычки. Чередуя, а иногда и совмещая, действия с рассуждениями, Вудинг непрерывно наращивает темп истории, радуя читателей неожиданными сюжетными поворотами и разгадками.
Итог: яркий приключенческий роман про команду авантюристов.
6.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
За десятилетия развития жанр космооперы обрел множество различных воплощений, начиная от боевой фантастики и заканчивая космофэнтези. Среди разных ответвлений чуточку особняком стоят произведения, авторы которых вдохновлялись той или иной мифологической системой. Нетрудно догадаться, что такие известные легенды, как Артуриана, уже нашли свое отражение, поэтому каждому следующему писателю приходится искать новый источник для подпитки творчества.
В случае романа Майкла Флинна «Танцор Января», первой части тетралогии «Спиральный рукав», таковой основой стала ирландская мифология. Позаимствовав из нее композиционные и стилистические решения, автор принялся возводить мироздание далекого будущего, где человечество расколото на две враждующие стороны, а Старая Земля стала символом и мечтой для рассеянных по мирам Периферии изгнанников-терран. Сквозь пышные названия государств и организаций просвечивает типично феодальное устройство общества, когда власть короля распространяется настолько далеко, насколько он может добраться за несколько дней или недель. Дальше же влияние истончается, растягиваясь тонкой пленкой новостей, пока не лопается брызгами слухов, домыслов и легенд.
Именно из легенд плетет полотно повествования и сам автор, а точнее загадочный рассказчик со шрамами. Тонкие ниточки на первый взгляд совершенно разрозненных историй протягиваются по всей Объединенной Лиге Периферии. Как сочно и выспренно звучат названия, Шелковый путь и Сапфировый Пост, Гончие и Щены, Узел Павлина и Узел Иеговы, в которых прорываются отголоски древних культур и традиций. Сведения о древних мыслителях, ученых и творцах, просачиваясь сквозь неимоверную толщу времен, превратили людей в божества, наделив невероятной проницательностью и прозорливостью.
Итог: мифопоэтические космические сказания с медоточиво-тягучим слогом.
7.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Наступление новой эпохи сопровождается многочисленными открытиями и бурным развитием прежде неизвестных широкой публике технологий. И если кто-то радостно встречает плоды прогресса, то кто-то непременно видит в них дьявольский соблазн. Кто-то с восторгом созидает воздушные замки прекраснодушных философских размышлений, а кто-то мрачно пророчит скорый закат цивилизации и гибель привычного общества. Наступление Информационной Эры не могло не найти отражения в литературе, в том числе в жанре антиутопий.
Внешне Сфера — стремительно завоёвывающая рынки компания — сильно смахивает на Google или Facebook, с их любовью к привлечению креативных сотрудников, упорному навязыванию своих социальных сервисов и сбору личных данных. Эггерс прибегает к обычному приему с героем-новичком, который знакомится с распорядком, входит в курс дела и проникается духом компании. Впрочем, темную сторону корпоративной этики уже давно прекрасно высмеяли. Поэтому Эггерс сделал упор на проблемах и угрозах, которые таит чрезмерная информационная прозрачность общества.
«Тайна есть ложь», «Делишься — значит любишь», «Личное есть ворованное!» — провозглашают менеджеры Сферы, превращая общество в огромный аквариум. Мир с прозрачными стенами, без личного и тайного, где каждый обязан следить за каждым. Разумеется, все это ради блага человечества! Ведь тотальный контроль сведет на нет войны, преступность и насилие. А «облачная демократия» позволит людям непосредственно влиять на принятие решений, например, о выборе меню в столовой, нового президента или даже решения о ликвидации главаря террористов, несмотря на возможные сопутствующие потери.
Итог: добротная и стильная антисетевая дистопия.
8.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
И вновь Геральт кружит по дорогам, истребляя чудовищ и защищая людей. Сталкивается с дворцовыми интригами, борьбой за очередь наследование и королевский трон, с магическими экспериментами и пугающими последствиями оных, с банальной человеческой алчностью, глупостью и злобой. Набор, хорошо знакомый по прежним книгам о ведьмаке, однако получивший кое-какие отличительные особенности. Так, декорации запестрели и более технологично-продвинутыми терминами, особенно, когда речь зашла о чародейских искусствах, и постмодернистскими кружевами, включая аккуратно подобранные эпиграфы, где присутствуют Ницше с Пелевиным, и злободневные проблемы современного общества. Впрочем, отчасти все это уже присутствовало в последних частях цикла.
Если же рассматривать сюжетную структуру «Сезона гроз», то он ближе к начальным сборникам, чем к последующим романам, из-за четкого разбиения на небольшие законченные истории, которые происходят на значительном удалении друг от друга, что создает ощущение некоей камерности, столь свойственное первым рассказам. С другой стороны, как и в романах, Сапковский пронизывает сюжет множеством сюжетных нитей из политических и чародейских интриг, образующих цельное историческое полотно. Правда, на широкий простор геополитики упряжка повествования почти что не выбирается, ограничившись кратким экскурсом в пограничный конфликтом Редании и Темерии, а в остальном колесит по летописным тропам захудалого королевства Керак. О рассказах, положивших начало истории о Геральте, напоминают и традиционные для Сапковского отсылки к фольклору, мифам и легендам. И вот среди топей борется с течениями корабль-призрак, а оборотень пускается в погоню за похитившими его детеныша людьми.
Итог: ностальгически-грустная и светлая смесь грез, приключений и юмора.
9.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Языковой барьер был и остается серьезным препятствием для любителей фантастики, интересующихся зарубежными авторами. И если с англоязычной литературой дела обстоят относительно сносно, поскольку издатели стараются публиковать известные бестселлеры и романы, завоевавшие престижные премии, то фантастика других стран была и остается белым пятном на культурной карте. Аналогично дела обстоят и с японскими книгами. Переводятся либо знаменитые авторы, либо отдельные случайно заинтересовавшие редакторов произведения. Интерес бывает разным — удачное попадание в серию, грант на классику или информационный повод, например экранизация, как в случае с романом Хироси Сакурадзака «Грань будущего».
Если быть точным и следовать оригинальному определению, то называть его надо «Все, что тебе нужно — убивать». И относится он к жанру ранобэ, так называемым «легким новеллам». В чем заключаются особенности данного жанра? Во-первых, такие книги традиционно публикуется вместе с подборкой иллюстраций, несколькими цветными и десятком черно-белых. Во-вторых, они зачастую ориентированы на подростковую и молодежную аудиторию, что проявляется в несколько упрощенном стиле. И в-третьих, необходимо отметить, что ранобэ имеет ярко выраженную специфику художественных образов и сюжетных приемов. Однако «Грань будущего» лишена наиболее шаблонных примет, вроде комичных сценок или докучливых роялей. Зато роман прекрасно реализовал полезные особенности.
Итог: стильный и жесткий военный роман с упором на психологию и чувства.
10.
|
Краткое мнение:
Космос огромен и полон тайн. Звездные системы разделены десятками световых лет, и светила равнодушно следят за суетой людей. Следят за рождением Империй, за их расцветом и безудержной экспансией, за гибелью или перерождением.
Космос слишком велик для кратких и хрупких человеческий жизней, но шаттерлинги нашли способ обхитрить природу. Сотни клонов путешествуют по галактике, погруженные в стазис или криофаг, исследуют феномены, спасают цивилизации, наполняют инфотеки. Но никто не подозревает, что над их Линией Горечавок нависла угроза полного уничтожения. Волей случая шаттерлинги Лихнис и Портулак оказываются вовлечены в самую гущу событий.
Рейнольдс приятно поражает масштабами декораций и замыслов, однако детективная интрига получилась излишне прозрачной. Тайны вселенной и чудеса прогресса складываются в интересную картину, которую немного портит прямолинейность концовки и обрубленность ряда сюжетных линий.
Итог: добротный НФ-роман с элементами космооперы.
|
Рецензия.
Краткое мнение:
Многие из нас мечтали в детстве стать детективами. Ведь тех окружает ореол загадочности и некоего тайного знания. Они безупречно точны, уверенны в себе и с легкостью вычисляют преступника. Любитель скрипки и дедукции Холмс, внимательная миссис Марпл, неуклюжий и близорукий отец Браун. Они непохожи друг на друга, но их объединяет умение вычленить главное из вороха деталей, задать нужные вопросы в нужное время, сложить пазл из разрозненной мозаики. Фантастический же детектив требует, чтобы допущения и вымысел были органично встроены в сюжет, что еще сильнее усложняет задачу автора. Но в любом случае, начинается все с вопроса...
...Кто? Чей коварный ум создал ловушку? Сыщик стоит перед остывшим телом и перед ним простирается бескрайняя равнина неизвестности.
...Как? Каким образом было совершено убийство?
...Зачем? Что сподвигло человека, инопланетянина или некое иное существо на совершение преступления?
...поэтому в каждом рассказе созданы оригинальные декорации, играющие ключевую роль в сюжете. И так ли важно, происходят ли события в Системе, виртуальном мире, где кибернетика и программирование неотличимы от магии, как у Щёголева в киберфэнтези «Код рыцаря». Или же в фэнтезийном мире, как у Золотько в рассказе «Выбор», где следователь и рыцарь ищут преступника во дворце. Главное, что создана увлекательная история, от которой трудно оторваться. Пожалуй, лишь «Контроллер» Чигиринской выбивается из общего ряда из-за слабого идейного наполнения.
Итог: хорошая подборка красочных детективов с интересными головоломками.