Продолжение обзора номинаций и номинантов премии Айснера в этом году. В этой части будет довольно много того, о чем я даже и не слышал, так что желающие полюбоваться на глубины моего незнания и заполнить их, спешите! Еще можно будет посмотреть на номинантов среди различных оригинальных и не очень графических “романов”, репринтов классики, европейских и азиатских комиксов, а так же претендентов на звание лучшего автора года.
Внимание! Под спойлером содержится около сотни иллюстраций.
Лучший цифровой/вэб-комикс — Best Digital/Webcomic
- As the Crow Flies, by Melanie Gillman, www.melaniegillman.com
- Failing Sky, by Dax Tran-Caffee, www.failingsky.com
- High Crimes, by Christopher Sebela and Ibrahim Moustafa (Monkeybrain), www.monkeybraincomics.com/titles/high-crimes/
- The Last Mechanical Monster, by Brian Fies, www.lastmechanicalmonster.blogspot.com
- The Oatmeal by Matthew Inman, www.theoatmeal.com
Лучшая основанная на реальных событиях работа — Best Reality-Based Work
- A Bag of Marbles, by Joseph Joffo, Kris, and Vincent Bailly (Graphic Universe/Lerner)
- The Fifth Beatle: The Brian Epstein Story, by Vivek J. Tiwary, Andrew C. Robinson, and Kyle Baker (M Press/Dark Horse)
- Hip Hop Family Tree, vol. 1, by Ed Piskor (Fantagraphics)
- March (Book One), by John Lewis, Andrew Aydin, and Nate Powell (Top Shelf)
- Today Is the Last Day of the Rest of Your Life, by Ulli Lust (Fantagraphics)
- Woman Rebel: The Margaret Sanger Story, by Peter Bagge (Drawn & Quarterly)
Обложка A Bag of Marbles |
Страница из A Bag of Marbles |
Обложка The Fifth Beatle |
Страница из The Fifth Beatle |
Обложка Hip Hop Family Tree |
Страница из Hip Hop Family Tree |
March |
Обложка Today Is the Last Day... |
Страница из Today Is the Last Day... |
Обложка Woman Rebel |
Страница из Woman Rebel |
Список работ, представленных в этой номинации, довольно интересный. Про March я уже упоминал в предыдущей части статьи, но, кто подзабыл, у истории об одной из ключевых фигур в движение за права афроамериканцев, очень много шансов на победу и здесь. A Bag of Marbles и Woman Rebel: The Margaret Sanger Story довольно стандартные для подобной номинации комиксы. Первая является адаптацией основанной на реальных событиях книги о жизни двух еврейских мальчиков, выживающих в захваченном немецкими войсками Париже. Вторая – с юмором рассказывает историю борьбы за права женщин в отдельно взятом историческом лице. Отзывы на оба произведения в целом положительные, но комиксы лично меня не заинтересовали. Today Is the Last Day of the Rest of Your Life — это автобиографическая книга итальянской художницы о похождениях ее молодости. Комикс представлен сразу в трех номинациях, что дает основания для выводов о качестве. Возможно предыдущие номинанты и достойны победы, но лично меня больше интересуют два оставшихся претендента. Hip Hop Family Tree — это издание Фантаграфикой комикса о появление хип-хопа, первоначально публиковавшегося в популярном блоге Boing Boing, одним из редакторов которого является Кори Доктороу. The Fifth Beatle продолжает музыкальную тему и рассказывает о жизни Брайана Эпштейна – человека, открывшего миру Битлз. Конкретно об этом комиксе я слышал очень много хорошего, плюс издательство от Темной Лошадки просто отличное, тем более стоит довольно дешево.
Лучший графический альбом — Новый — Best Graphic Album—New
- Bluffton: My Summers with Buster, by Matt Phelan (Candlewick)
- The Encyclopedia of Early Earth, by Isabel Greenberg (Little, Brown)
- Good Dog, by Graham Chaffee (Fantagraphics)
- Homesick, by Jason Walz (Tinto Press)
- The Property, by Rutu Modan (Drawn & Quarterly)
- War Brothers, by Sharon McKay and Daniel LaFrance (Annick Press)
Обложка Bluffton |
Обложка Encyclopedia of Early Earth |
Страница из Encyclopedia of Early Earth |
Обложка Good Dog |
Страница из Good Dog |
Обложка Homesick |
Страница из Homesick |
Обложка The Property |
Страница из The Property |
Обложка War Brothers |
Страница из War Brothers |
Чтоб не травмировать публику, поясню, за термином графический альбом скрываются “оригинальные графические романы”, т.е. комиксы, что вышли сразу в книжном формате. С представленными номинантами я знаком не очень хорошо. Слышал только о The Property израильской комиксистки — Руту Модан, в котором женщина, после смерти сына, вместе с внучкой едет в Варшаву, чтобы попытаться вернуть потерянную во время Второй Мировой собственность. Ее предыдущая работа была хорошо принята публикой, эта вроде тоже не отстает. Bluffton был у нас в одной из предыдущих номинаций. Самому понравилось визуально The Encyclopedia of Early Earth. Тематика сказаний северных народов и стилистка заинтересовали. Остальные работы говорят сами за себя.
Лучшая адаптация из другого медиума — Best Adaptation from Another Medium
- The Castle, by Franz Kafka, adapted by David Zane Mairowitz and Jaromír 99 (SelfMadeHero)
- The Complete Don Quixote, by Miguel de Cervantes, adapted by Rob Davis (SelfMadeHero)
- Django Unchained, adapted by Quentin Tarantino, Reginald Hudlin, R. M. Guéra et al. (DC/Vertigo)
- Richard Stark's Parker: Slayground, by Donald Westlake, adapted by Darwyn Cooke (IDW)
- The Strange Tale of Panorama Island, by Edogawa Rampo, adapted by Suehiro Maruo (Last Gasp)
Обложка The Castle |
Страница из The Castle |
Обложка Don Quixote |
Обложка Django Unchained |
Страница из Django Unchained |
Обложка Parker: Slayground |
Страница из Parker: Slayground |
Обложка Panorama Island |
Страница из Panorama Island |
Среди адаптированных в виде комиксов произведений в этом году у нас выделили переложение Замка Кафки и Донн Кихота Сервантеса. Последний был еще и в номинации за лучший юмористический комикс. Так же здесь графический вариант нашумевшего Тарантиновского Джанго. Стабильно обитают в этой номинации адаптации книг о Ричарде Старке Уэстлейка от Дарвина Кука. И за дело. Кук, во-первых мастер, во-вторых очень любит оригинал. Так же в данной номинации можно увидеть вторую книгу, с которой наши читатели могут познакомиться уже сейчас на русском. Речь идет о Необыкновенной истории острова Панорама, выпущенной у нас пару лет назад. Читать ее или нет, можно решить, прочитав рецензию моего коллеги.
Лучший графический альбом — Переиздание — Best Graphic Album—Reprint
- The Creep, by John Arcudi and Jonathan Case (Dark Horse)
- Hand-Drying in America and Other Stories, by Ben Katchor (Pantheon)
- Heck, by Zander Cannon (Top Shelf)
- Julio's Day, by Gilbert Hernandez (Fantagraphics)
- RASL, by Jeff Smith (Cartoon Books)
- Solo: The Deluxe Edition, edited by Mark Chiarello (DC)
Обложка The Creep |
Страница из The Creep |
Обложка Hand-Drying in America |
Страница из Hand-Drying in America |
Обложка Heck |
Страница из Heck |
Обложка Julio's Day |
Страница из Julio's Day |
Обложка RASL |
Страница из RASL |
Обложка Solo |
Авторский состав Solo |
“Переиздание” от предыдущей номинации с оборотом “графический альбом” отличается тем, что комиксы в ней уже выходили в свет до того, как были собраны в представленные здесь книги комиксов. В основном подобное характерно для переиздания серий, изначально публиковавшихся в виде синглов, но также это могут быть и бумажные издания цифровых комиксов, таких как Heck, в котором рассказывается о местном герое, получившем в наследство от отца дом с проходом в загробный мир. Или таких как Hand-Drying in America and Other Stories, являющимся переизданием комиксов публиковавшихся первоначально в каком-то журнале, как я понял. Сатира и сюрреализм присутствуют. The Creep – это переиздание литимки из 5 номеров, о расследовании загадочных смертей двух подростков частным детективом. Автор Джон Аркуди прославился работой над спин-оффом Хеллбоя — B.P.R.D. Гилберт Эрнандес уже не однократно упоминался в предыдущей части статьи в связи с продолжением серии Love and Rockets. Но здесь представлен его собственный комикс, без участия брата, Julio's Day, о жизни одного человека от рождения в 1900-м до смерти в 2000. 100 лет, 100 страниц комикса, по странице на один год. Необычно. RASL является переизданием в одном томе и в цвете фантастического комикса от создателя знаменитого Bone — Джеффа Смита, который все-таки по сравнению с Косточками выстрелил не очень сильно. И многие жалуются, что незаслуженно. Интересно, правда, почему все работы Смитта изначально выходят черно-белые, но в конечном итоге раскрашиваются? И немного о Solo. Эта серия, в которой DC собрало своих лучших художников и дало каждому полную свободу на один выпуск, уже получила Айснера, когда только выходила синглами, теперь же она номинируется уже в виде шикарного делюксового издания. Неравнодушным к идее, авторам и просто хорошему рисунку надо обязательно присмотреться к этому изданию.
Лучшее архивное издание/проект стрипов — Best Archival Collection/Project—Strips
- Barnaby, vol. 1, by Crockett Johnson, edited by Philip Nel and Eric Reynolds (Fantagraphics)
- Percy Crosby's Skippy Daily Comics, vol. 2: 1928–1930, edited by Jared Gardner and Dean Mullaney (LOAC/IDW)
- Prince Valiant vols. 6-7, by Hal Foster, edited by Kim Thompson (Fantagraphics)
- Society Is Nix: Gleeful Anarchy at the Dawn of the American Comic Strip, edited by Peter Maresca (Sunday Press)
- Tarzan: The Complete Russ Manning Newspaper Strips, vol. 1, edited by Dean Mullaney (LOAC/IDW)
- VIP: The Mad World of Virgil Partch, edited by Jonathan Barli (Fantagraphics)
Обложка Barnaby |
Страница из Barnaby |
Обложка Skippy |
Страница из Skippy |
Обложка Prince Valiant vol.6 |
Разворот из Prince Valiant vol.3 |
Обложка Society Is Nix |
Страница из Society Is Nix |
Обложка Tarzan |
Страница из Tarzan |
Обложка VIP |
Страница из VIP |
Появление компьютера и прочих цифровых примочек серьезно повлияло на индустрию комиксов. Помимо возможности для художников рисовать без помощи “бумаги и карандаша”, появилась возможность оцифровывать старые комиксы, что вызвало волну переизданий классических комиксов. Так как в отличие от произведений исключительно “буквенных”, классику комиксов, перед тем как показаться на глаза приличной публики, должно сводить в цифровой салон красоты. Во-первых, технологии печати тогда были существенно менее развиты, во-вторых, не все дожило до наших дней в своем первозданном виде, нетронутое временем. Поэтому процесс реставрации в этом деле занимает существенное место, что серьезно отражается на цене конечного продукта. Но это все лирика, чтоб вы понимали ценность подобных изданий. Возвращаясь непосредственно к данной номинации. Необходимо понимать, что если старые комиксы еще как-то можно было найти и привести в должный вид, затратив определенные усилия, то для газетных стрипов эти усилия надо умножить как минимум на два. Потому что они газетные, т.е. публиковались изначально в обычных газетах. Я думаю, многие видели газеты 50-100 летней давности и представляют, как они выглядят сейчас. Можно сказать, что цифровые технологии подарили многим старым стрипам и их авторам второе рождение. А теперь о номинантах. Barnaby и Skippy – это довольно популярные комиксы 30-х и 50-х годов соответственно. Принц Велиант вообще феномен своего времени. Уильям Рудольф Херст — газетный магнат и прототип Гражданина Кейна — был чрезвычайно впечатлен работой Фостера, и чтобы заполучить его для своей газеты предложил ему половину от дохода за стрипы, что было не слыханным делом по тем временам. На западе переизданиями этих культовых комиксов занимается издательство Fantagraphics, чьи издание стабильно попадает в эту номинацию уже несколько лет, а у нас по их лицензии выпускают Велианта Зангавары, поэтому с первым томом уже можно ознакомиться прямо сейчас. О Society Is Nix, я могу сказать лишь, что это сборник различных стрипов аж столетней давности. А вот переиздания Тарзана Расса Мэннинга было давно ожидаемым среди знающей публики, но судя по отзывам на амазоне, работой остались довольны не все. Во многом за счет того, что было принято решение в одной книге выпускать как ежедневные черно-белые стрипы, так и цветные воскресные, более крупные по формату. В итоге получилось, что с воскресными намельчили. Здесь же, я думаю, отмечают больше факт выпуска этой работы, нежели само издание. Про VIP, к сожалению, ничего не знаю.
Лучшее архивное издание/проект комиксов — Best Archival Collection/Project—Comic Books
- Best of EC Artist's Edition, edited by Scott Dunbier (IDW)
- Canteen Kate, by Matt Baker (Canton Street Press)
- In the Days of the Mob, by Jack Kirby (DC)
- MAD Artist's Edition, edited by Scott Dunbier (IDW)
- Will Eisner's The Spirit Artist's Edition, edited by Scott Dunbier (IDW)
Best of EC |
Best of EC |
Best of EC |
Best of EC |
Canteen Kate |
Canteen Kate |
Canteen Kate |
Canteen Kate |
In the Days of the Mob |
In the Days of the Mob |
In the Days of the Mob |
MAD |
MAD |
MAD |
MAD |
The Spirit |
The Spirit |
The Spirit |
Как я уже сказал выше, проблем с переизданием комиксов было немного меньше, чем с переизданием стрипов, поэтому через какое-то время просто переиздавать стало недостаточно, т.к. все основное уже было издано, и соответственно надо было делать что-то особенное. Я не могу сказать со 100%-й уверенностью, что именно так и думали энтузиасты в IDW запуская серию Artist's Edition, но мне это кажется логичным. Так или иначе, серия Artist's Edition представляет собой репродукции оригинального арта выборочных работ известных художников комиксов. То есть без привычной обводки тушью и покраски. При этом все заметки на полях и прочее остаются. И все это выполнено в масштабе 1 к 1 c оригиналов, а так как комикситы рисуют исходники значительно больше того, что выходит из печати, то получившаяся книга — это здоровенный coffee-table-book. Я к каждой серии фотографий издания добавлял одну совместно с другой книгой, чтоб были представления о размере, а для тех, кому этого будет недостаточно, есть фото девушки выглядывающей из-за MAD Artist's Edition. Все Artist's Edition конечно немного варьируются по размерам, но в целом размер – это их существенная отличительная черта. Так же обычно туда добавляют различные допы, но подробности уже надо смотреть по каждому конкретному изданию. Сам я такими изданиями не обладаю, это для истинных ценителей с толстыми кошельками. Все-таки кавер-прайс у них упираются в 200$ (на деле получается 120-150+ доставка, что все равно много). А теперь немного конкретики о каждом издание. Начну с тех, что не Artist's Edition, а потом уже к ним вернусь, т.к. очевидно, что, как и в предыдущие года три, именно одно из них заберет приз. Canteen Kate — это переиздание своеобразных военных комиксов золотого века Мэтта Бейкера с женскими главными героинями. Сюда попало, скорее всего, из-за имени автора, довольно известного в узких кругах, нежели из-за самого издания, на которое на амазоне ни одного сугубо положительного отзыва. В целом такая же беда с переизданием одного из немногих взрослых журналов Джека «Короля» Кирби — In the Days of the Mob — о гангстерах, которые в свое время были закрыты DC, еще фактически до попадания в открытую продажу, т.к. компания передумала рисковать и играть в обход Комикс Кода. DC вообще со своими переизданиями не дружат, так что и тут, судя по отзывам, работа довольно халтурная, сделанная больше ради того, чтоб срубить бабла на известном имени. Самым спорным решением в издание, как я понял, является замена привычной черно-белой палитры на сепию, чтоб скрыть несовершенство некоторых исходников. А теперь собственно о представленных Artist's Edition. Best of EC, как видно из названия, является первым томом сборника лучших работ отчасти печально известного издательства EC Comics, т.к. во многом именно благодаря ему и был введен пресловутый Комикс Код, а из-за него в свою очередь уже потом издательство и приказало долго жить. Чтобы немного скорректировать координаты тех многих, кто не в теме, добавлю, что именно EC выпускали известные во всем мире благодаря экранизациям Байки из склепа. Но помимо этой серии у нее было еще и множество других, над которыми трудились отличные художники и авторы. MAD, кстати, как раз и является одним из журналов EC, только на этот раз более юмористической направленности. Последним изданием по списку, но далеко не по значимости, здесь у нас идет Will Eisner's The Spirit, один из самых известных комиксов автора, чье имя эта премия и носит. Отчасти по этому, а отчасти и по тому, как долго это издание ждали, вполне возможно, что награду возьмет именно оно. Для справки. Одноименный фильм, снятый Фрэнком Миллером, якобы по комиксам Айснера, имеет крайне мало общего с самими комиксами.
Лучшее американское издание иностранных комиксов — Best U.S. Edition of International Material
- Adventures of a Japanese Businessman, by Jose Domingo (Nobrow)
- Goddam This War! by Jacques Tardi and Jean-Pierre Verney (Fantagraphics)
- Incidents in the Night, Book One, by David B. (Uncivilized Books)
- Today Is the Last Day of the Rest of Your Life, by Ulli Lust (Fantagraphics)
- When David Lost His Voice, by Judith Vanistendael (SelfMadeHero)
Обложка Adventures... |
Страница из Adventures... |
Обложка Goddam This War! |
Страница из Goddam This War! |
Обложка Incidents in the Night |
Страница из Incidents in the Night |
Обложка Today Is the Last Day... |
Обложка When David Lost... |
Страница из When David Lost... |
Европейские комиксы не самая моя сильная сторона, так что буду краток. Today Is the Last Day of the Rest of Your Life уже неоднократно попадалось нам на глаза в других номинациях, поэтому есть смысл на нее обратить внимание. Incidents in the Night мелькал в списке лучших комиксов прошлого года по версии моего любимого CBR. Автор When David Lost His Voice будет еще фигурировать одной из номинаций из следующей части, а значит, что-то в нем есть. Но как я понял, основное внимание сосредоточенно на новом (анти-)военном комиксе Жака Тарди — Goddam This War! — о Первой Мировой, который является непрямым продолжением другого его комикса It Was the War of the Trenches, получившего две премии Айснера в 2011 году.
Лучшее американское издание азиатских комиксов — Best U.S. Edition of International Material—Asia
- The Heart of Thomas, by Moto Hagio (Fantagraphics)
- The Mysterious Underground Men, by Osamu Tezuka (PictureBox)
- Showa: A History of Japan, 1926–1939, by Shigeru Mizuki (Drawn & Quarterly)
- Summit of the Gods, vol. 4, by Yemmakura Baku and Jiro Taniguchi (Fanfare/Ponent Mon)
- Utsubora: The Story of a Novelist, by Asumiko Nakamura (Vertical)
Обложка Heart of Thomas |
Страница из Heart of Thomas |
Обложка Underground Men |
Страница из Underground Men |
Обложка Showa |
Страница из Showa |
Обложка Summit of the Gods |
Страница из Summit of the Gods |
Обложка Utsubora |
Страница из Utsubora |
Манга, даже современная, это вообще существенное белое пятно в моем образование, а тут еще и довольно много переизданий работ в возрасте. Так что я лучше не буду позориться, и с удовольствием послушаю почитателей книжек с картинками из страны Восходящего Солнца, если они захотят мне что-то о них рассказать.
Лучший автор — Best Writer
- Kelly Sue DeConnick, Pretty Deadly (Image); Captain Marvel (Marvel)
У Келли Сью ДеКонник, начиная с позапрошлого года, наметился явный прорыв в карьере. Сначала ей дали порулить Мстителями в онгоинге с юмористическим уклоном Avengers Assemble. С чем она отлично справилась. Потом ее поставили не перезапуск Капитана Марвел/Мисс Марвел (Капитан погиб, и Кэррол Денверс/Мисс Марвел – занял его место. Долгая история). Мне лично этот онгоинг понравился меньше ее забавных Мстителей и лишь местами, уж слишком он “девчачий”. Количество сильных женских персонажей зашкаливает, а мужские… Наверное только Кэп (тот, который Америка) не смотрится на фоне ГГ тряпкой. Но читатели приняли серию тепло и работа пошла. А уже в этом году, я думаю на волне успеха, ДеКонник так же удалось запустить давно разрабатываемый комикс Pretty Deadly, который, благодаря невероятному рисунку Эммы Риос и довольно необычному, хоть и чересчур запутанному, сюжету, выстрел тоже очень не плохо. (У нас его собирается издавать XL Media.) Ну, и в довершение всего, она номинирована как лучший автор. Правда, вряд ли выиграет, но у нее все впереди. Отдельно стоит упомянуть тот факт, что в этой номинации Келли будет бороться за награду против своего мужа Мэтта Фракшена, от которого у нее есть уже двое детей. Мира и благополучия их семье, кто бы не победил
- Matt Fraction, Sex Criminals (Image); Hawkeye, Fantastic Four, FF (Marvel)
Мэтт Фракшен, как вы уже поняли, наслаждается плодами счастливой семейной жизни (до награждения как минимум) и время от времени пописывает сценарии к комиксам. В эту номинацию он явно попал за Sex Criminals и Hawkeye (про которые можно почитать в первой части статьи), но не стоит так же забывать и о его заходе на все семейство Фантастической Четверки для Марвел. Сам не читал, но мнения по ним довольно интересные. Все дружно ругают серию про центральных персонажей Четверки, выполненную в стандартном для них ключе, и активно хвалят серию про проблемы оставленных дома детишек с необычными сиделками (FF). Так же у Фракшена есть еще одна серия для Image – Satellite Sam, но что-то после бодрого начала ничего хорошего про нее мне уже на глаза не попадалось. Так или иначе, год у Мэтта очень удачный.
- Jonathan Hickman, East of West, The Manhattan Projects (Image); Avengers, Infinity (Marvel)
Джонатан Хикман тоже в последние пару лет испытывает значительный карьерный взлет. Он и до этого был достаточно известным и титулованным автором, но теперь он еще и является, наравне с Бендисом, свадебным генералом Марвел, и рулит у них там всеми основными тайтлами про Мстителей. Вроде даже делает это очень удачно. Плюс к этому Хикман еще и успевает выпускать целых две собственных серии в издательстве Image: новый East of West, о которой мы уже говорили, и The Manhattan Projects. Последняя так же в прошлом году была номинирована как лучшая серия, а сам автор был представлен за нее в этой же номинации. Серию не читал, но слышал много хорошего. Говорят, интересная и довольно безумная фантастика. Вообщем есть, за что пожелать ему удачи.
- Scott Snyder, Batman (DC); American Vampire, The Wake (DC/Vertigo)
Скотт Снайдер пришел в комиксы из “привычной” литературы, где карьера его не пошла, и вроде как очень неплохо устроился в DС. Фактически он, плюс еще пара-тройка авторов, сейчас являются основными локомотивами издательства. Хотя само его творчество – это вопрос спорный. С одной стороны он нравится массовому читателю, с другой – я очень часто встречаю вполне обоснованные заявления, что не все там так хорошо. Сам я уже набил шишку на The Wake (за время подготовки этой части, я прочитал девятый выпуск, и там все такая же трясина). Перипетии Снайдера с Бэтменом — это отдельная тема в западных интернетах. Его опять-таки либо любят, либо ненавидят, а еще там в последнем арке выловили изменение текста в трейде по сравнению с синглами. Так что пока лишь Американский Вампир является тем магнумом опусом, который вроде как бы нравится всем. Нам же предстоит оценить его качество уже этим летом, если пресс-котики АСТ не врут.
- Eric Stephenson, Nowhere Men (Image)
Эрик Стивенсон на самом деле не простой автор комиксов. На текущий момент, если я правильно понял все эти издательские термины, он глава Image и действующий редактор, по крайней мере, Сагу редактирует именно он. С учетом всего перечисленного, просто удивительно, откуда у него находится время писать комиксы, при том еще и очень неплохие. Со мной, конечно, не обязательно соглашаться, но Nowhere Men пока мой личный фаворит. И я очень надеюсь, что у Стивенсона еще найдется немного свободного от руководства одним из самых солидных издательств после большой двойки времени, чтоб продолжить писать свой замечательный комикс.
- Brian K. Vaughan, Saga (Image)
Брайан К. Вон в прошлом году уже бессовестно обворовал весь основной пьедестал со своей Сагой. Комикс, безусловно, интересный, да и Брайан не первый год в индустрии. На его счету много известных серий вроде Y: The Last Man и Ex Machina, за которые он тоже получал Айснера, от этого вдвойне интересно, почему так выстрелила именно Сага. Чудеса интернета или что-то еще? Вот, например, у него сейчас еще и выходит вэб-комикс Private Eye, но о нем здесь даже не упоминают. В любом случае российскому читателю осталось недолго ждать, чтоб самому все выяснить про Сагу.
С понедельника у меня начинается официальный отпуск, так что финальную часть статьи стоит ждать не раньше июля. И я надеюсь, что все-таки успею с ней до вручения призов