Филип Пулман «Северное сияние»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Одиннадцатилетняя Лира Белаква — сирота, проживающая в Оксфорде. Но однажды ей всё-таки придётся оттуда уехать, и после этого её ждёт цепь захватывающих приключений...
Входит в:
— цикл «Вселенная Тёмных начал» > цикл «Тёмные начала»
Награды и премии:
лауреат |
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 1995 | |
лауреат |
Премия Гардиан / Guardian Award, 1996 // Лучшая детская книга | |
лауреат |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 1997 // Детская книга года | |
лауреат |
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 2007 // Carnegie of Carnegies |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2003 // Переводная книга фэнтези (Великобритания) | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2004 // Переводной роман (Великобритания, 1995) | |
номинант |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2020 // Лучшая книга за 30 лет |
Экранизации:
— «Золотой Компас» / «The Golden Compass» 2007, США, Великобритания, реж. Крис Вайц
- /языки:
- русский (8), английский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Бабков (2), М. Байдюк (1), В. Голышев (7)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 12 февраля 2025 г.
А мы уйдём на Север (шакал Табаки из мультсериала «Маугли»)
Вряд ли эту книгу можно причислить к лику святых сказкам, но вот определить её в разряд фэнтези и подростковой литературы будет безошибочно.
Действие романа происходит в почти что нашем мире, по крайней мере, в мире, географически почти точно совпадающим с нашим привычным. И потому мы оказываемся в одном из детских учебных заведений Британии, где содержится наша юная героиня (именно содержится, ибо помещена она туда помимо собственной воли, хотя это и не неволя).
А затем по мере развития сюжета совершаем вместе с Лирой квест по этому туманному острову, и далее на Север. Причиной этого полного довольно опасных приключений путешествия стало исчезновение её друга и ровесника из числа прислуги, а также разного рода слухи и поверья о существовании некоей касты Жрецов, похищающих детей для каких-то своих неизвестных, но явно вредных для детей целей.
По ходу этого своего путешествия Лира узнаёт правду о своих якобы погибших родителях, и попутно осваивает некий полумагический прибор-приспособление, который позволяет тому, кто им владеет, более успешно устраиваться в этом мире (не будем тут раскрывать суть нашего магического устройства, а потому обойдёмся вот так экивоками).
Конечно же, события романа обостряются, и мы вместе с Лирой пытаемся помочь всем похищенным детям и их даймонам (это что-то типа воплощённых душ, которые имеют облик разных животных и сопровождают жизнь каждого человека в этом мире) и помешать исполнению планов Жрецов и всех тех, кто стремится разрушить источник небесной Пыли (ещё один таинственный артефакт этого романа и всей трилогии).
И раз для выполнения всего того, что задумала Лира, требуется пойти дальше по звёздному мосту, то так тому и быть — мы расстаёмся с Лирой в момент, когда она делает первый шаг в неизвестность. Для неё неизвестность, ну а для нас всё просто — во вторую книгу трилогии…
Примечание: когда-то уже читал этот роман (в 2012 году, однако), но то ли память подкачала, то ли книга не оставила отчётливого следа, но напрочь забыл содержание и потому читал так, как будто всё происходило заново. Но оценка, выставленная книге тогда, совпала с теперешней, вот так :-Р
gramlin, 3 октября 2024 г.
Ну камон. Опять детскую книжку выдают за «бестселлер ньюйорктаймс». Я все понимаю, адалт_янг во все поля, но не настолько же. Я отдам эту книжку читать своей восьмилетней дочке. Это просто сказка (увлекательная!): добрая и смышленая девочка помогает своему доброму и смышленому папе победить всех злых и несмышленых врагов. Непонятно, правда, к какому лагерю запишут маму — единственный небинарный персонаж — спрошу у дочки потом, ради этого я дочитывать не стал.
И еще ведьмы! И цыгане! И бронированный медведи! (серьезно... я хочу спросить у автора, почему только медведи? где мои бронированные моржи? я понимаю, для сказки очень красиво, но логика подска... да какая логика в сказке! Королевство бронированных медведей — даже звучит круто).
asakuro, 13 мая 2017 г.
Пулман попытался написать серьезную книгу для детей младшего школьного возраста. Не получилось (ну, на мой взгляд, конечно же). Сюжет — прост и примитивен, обычный квест по частям («найти медведя» — «найти его броню»). Поступки героев (особенно взрослых) — не логичны. Сюжетные твисты (например, про родителей девочки) — просто смешны и нелепы. В описании мира — полно дыр и нестыковок, особенно все, что касается деймонов. Все настолько плохо, что сценаристы фильма попытались хоть как-то построить логические цепочки, тем самым переработав значительную часть книги (к примеру, у большинства второстепенных персонажей деймоны совсем отсутствуют). И тоже не получилось — настолько сырой материал, что фильм в прокате США провалился, едва отбив треть производственного бюджета. Даже измененная концовка не помогла. Кроме как 10-летним детям советовать эту книгу никому нельзя.
Velary, 1 сентября 2016 г.
Определённо, я разочарована. От книги, вошедшей в число 100 лучших всех времен, я ожидала гораздо большего (да, все мы знаем, чего стоят эти списки, но всё-таки это что-то да значит).
Я уже никогда не узнаю, как оценила бы «Тёмные начала» лет в 12-13, но на самом деле не считаю это принципиальным, ибо придерживаюсь мнения, что хорошие детские книги и взрослыми читаются с удовольствием.
Первое впечатление: скучно. Вроде листаешь страницы, что-то происходит, местами даже мелькает интерес, но чем дальше, тем реже. На середине я задумалась, а стоит ли читать дальше, и последнюю треть просмотрела по диагонали.
У автора есть изумительная идея — деймоны. Это лучшее, что есть в этой книге, и все моменты с ними чудесны и захватывающи. Но всё остальное... Мир не описан, невнятен, непонятен и потому не цепляет. Не верю!
Ну и конец, конечно *рукалицо, простите*. Даже шут бы с ним, с Лирой, которая ломанулась в прекрасное далёко, потому что «раз они говорят, что Пыль плохая, значит на самом деле она хорошая, надо её спасти! (от кого? от чего?)». Но сцена с её шизанутыми родителями меня добила! Главное, что она здесь ни к селу, ни к городу, зачем она была? Непонятно. Пыль как частица первородного греха — спасибо, посмеялась. Немного истерично, правда, но с кем не бывает?
Я не знаю, может там дальше что-то раскрывается, но судя по отзывам, первая часть лучшая, так что читать продолжения не буду ни за что. Даже не знаю, почему поставила пятёрку, роман мне совершенно не понравился.
AlisterOrm, 30 мая 2013 г.
Берясь за роман «Золотой компас», я держал в голове две вещи: во первых, это не совсем детское фэнтези, а для «взрослых сердец», а во вторых — это страшное атеистично-антиклерикальное произведение, наделавшее много шума в традиционном католическом обществе. Как всегда, испорченный телефон общественного мнения дал сбой — пока ничего страшного в этом романе нет. Хотя нет, не совсем — всё же роман не совсем детский, он скорее подростковый, элементы жестокости и реалистичности есть.
Детскость определяется тем, что главной героине всего 11 лет. Само собой, её мировидение заметно отличается от взрослого, поэтому и сама подача текста навевает мысли о первых частях «Гарри Поттера» — та же самая непосредственность, некоторая наивность... Но и различия разительные. Во первых, в отличие от мира «Хогвартса» в «Золотом компасе» нет фальши, некоторой скидки на возраст юного читателя. Этот мир, с примесью стимпанка, создавался Пулманом на полном серьёзе. Я бы даже сказал так — этот мир весьма мрачен, и таинственен, он наполнен такими загадочными и необычайными тёмными силами, что никакие дирижабли и механизмы не убедят нас в том, что этот мир — дитя позитивного прогресса. И посреди всего этого безобразия — люди, часть души которых всегда находится вовне, но рядом — деймоны. Мрачный мир, но — в нём человек никогда не одинок.
Да и сам сюжет переполнен совершенно недетским насилием и жестокостью. Чего стоит только кровавый поединок медвежьих принцев в конце книги! А сама лаборатория мисс Колтер, где детей жестко калечат, отрезая деймонов для никому непонятной цели? Нет, это даже не пахнет детскостью. Казалось бы — приключения маленькой девочки, можно ведь и пожалеть читателя? Нет. не жалеет. Поэтому Лира теряет друзей просто толпами, одни уходят, другие — умирают.
.Что до антиклерикализма, то его пока нет. Конечно, кое-какие намёки на библейские мотивы есть, особенно в речах лорда Азриэла, но это так — ещё не выпады. Так что, по крайней мере пока, ничего подобного нет. Так что, в сухом остатке мы получаем недурное подростковое фэнтези, отличающееся весьма интересным миром и мрачноватым стилем. Удалось.
bbg, 26 апреля 2012 г.
Начинал я читать этот роман с неким скепсисом, и первые страницы его вроде подтвердили: уж очень внезапно бросил автор читателя в действие. Как будто сзади остался целый роман, который познакомил уже нас с героями книги. Наверное, этот резкий, без раскачки рывок и заставил меня читать дальше и дальше.
Книга действительно этого стоит! События несутся стремительно, не оставляя времени на раздумья, мир властно вторгается в сознание читателя, заставляя верить в себя. Где-то до середины книги я немного напрягался обилию удач, приходящих в самый нужный момент, пока не понял, что читаю сказку. А ведь в сказке позволено многое, она служит другим целям.
Автор мастерски развёртывает повествование, добавляя к нему обстоятельства и детали в те самые моменты, когда это важнее всего. С некоторых пор я стал замечать такие вещи, стал задумываться над ними, и это умение писателя — впечатляет.
Удивительны герои, и удивительно меняется наше отношение к ним. От восхищения к омерзению, от недоумения к пониманию. С точки зрения драматургии роман сделан отлично, можно только позавидовать.
Как можно удивиться умению автора так настойчиво намекать на суть происходящего, на основную идею детективной интриги, обставив дело так, что я так и не догадался, в чем дело, пока не ткнули меня в эту суть носом.
Очень интересна технология сосуществования тела и «души». Она навела меня на ряд мыслей, которые, наверняка, не должны были прийти в голову автору, либо не предусматривались к озвучиванию. В частности, сам того не желая, автор доказывает бессмысленность самого понятия «душа», нормальность для человека существовать без неё. Весь текст буквально кричит об обратном, но и такое приходит в голову.
Вне всякого сомнения, у автора получился замечательный, масштабный, красивый мир. Жестокий, ибо иным он быть не может. Циничный, ибо благими намерениями выложена дорога известно куда. Благородный, ибо только за счёт благородства он и может существовать. Вообще же тьма и свет, злодейство и высокие идеалы сплелись в романе в затейливый клубок. В котором линия главной героини — единственная, наверное, прямая нить без узлов и заусениц.
Политика, церковь, быт, наука — настоящие.
И уж наверное, неспроста выбрано имя отца героини!
Обязательно буду читать продолжение.
Demid, 19 декабря 2010 г.
На страницах книги перед читателями предстает удивительный по красоте мир. В чем-то он очень похож на наш, в нем есть: Оксфорд со множеством колледжей и ученых, переполненный людьми Лондон, на улицах которого небезопасно гулять, есть даже злобные московиты :smile: и полудикие «тартары».
Своеобразную стимпанковскую атмосферу создают дирижабли, аэростаты, примитивные электрические лампы и прочие атрибуты XIX века. Отдельно стоит отметить работу переводчика В. Голышева , который используя такие слова, как «антарный» (от «янтарный», т.е. электрический), «гарная» (от «гореть») «шоколадло» (от «шоколад») мастерски передает атмосферу иного, но в то же время близкого нам мира.
А в чем-то созданный автором мир на наш совсем не похож: просторы полярного неба населены вечно юными и прекрасными летающими ведьмами, на острове в Северном океане живут огромные белые медведи, которые в совершенстве владеют искусством обработки металла.
Но самой интересной идей автора является описанная природа человеческой души, которую он представил в образе «деймона» – отдельного существа, составляющего с человеком одну целую личность. На использовании этой идеи построен этот и последующие романы о Лире Белаква.
События, происходящие в книге, не дадут скучать ни детской, ни взрослой аудитории. Дети будут с интересом следить за приключениями героев, а взрослым помимо этого будет интересен удивительный фантастический мир этой замечательной книги.
Отдельную благодарность хотелось бы выразить Наталье Корневой, озвучившей аудио вариант этой книги. Меняя интонации голоса (а фактически играя не на сцене, а перед микрофоном), она смогла донести до слушателя интонации не только Лиры Белаква, но и манеру речи медведя, демона Лиры и всех прочих героев. При этом ни разу не повторяясь и не дублируя интонации! Но больше всего мне понравилось, как она изображала ведьму Серафину Пеккала. Еще ни разу мне не встречалась аудиокнига так замечательно озвученная одним-единственным диктором!
armitura, 8 февраля 2010 г.
На самом деле подростковая книга получилась очень недетской. На месте иных взрослых я бы поостерегся ее давать впечатлительным чадам. На моей памяти так жестоко писал книги для детей только Крапивин.
Впрочем, мне как взрослому роман очень понравился. Помнится, пару лет назад еще фильм «Золотой компас» вызвал определенный интерес — все эти деймоны, панцирные медведи, прекрасная Николь Кидман, и приключения, приключения, приключения... Книга в этом плане делает еще шаг вперед, ко всей этой, крайне любопытной сюжетной линии здесь добавляется мощнейший антицерковный посыл, который многих отпугнул, а мне понравился. Не потому, что я ужасный атеист и богохульник, а потому, что на фоне подросткового приключенческого фэнтези «хорошие дети против плохих взрослых» добавленией такой могущественной организации, как Церковь сразу выводит градус противостояния совсем в иную категорию. Теперь эти летящие щепки человеческих жизней — это не прихоть автора, решившего рассказать страшную сказку на ночь детишкам, это неумолимые условия борьбы нескольких против системы.
Радует крайняя насыщенность книги приключениями — буквально каждую страницу что-то происходит, кто-то от чего-то убегает, кто-то с кем-то сражается, кого-то ведут на заклание, а кто-то плетет свои интриги. Скучать, мягко говоря, не приходится, но даже не это главное.
Главное — исключительное обаяние альтернативного мира, созданного Пулманом. Деймоны, алетиометр, Пыль, панцирные медведи, ведьмы... Фантазия автора позволяет прочувствовать каждую грань этого мира, в котором удивительные чудеса соседствуют с чудовищными преступлениями, и где системе можно противопоставить только беззаветную дружбу — до конца, до смерти.
suhan_ilich, 11 января 2008 г.
Практически все современные сказочники что у нас, что на Западе обречены на сравнение своих творений с циклом о Гарри Поттере. В этом плане Пулману беспокоиться не за что, его роман и по-видимому весь цикл достаточно самобытны, чтобы было ясно, что хотя оба произведения и возникли на ниве английской сказочной литературы, но развивались совершенно параллельно (как и в случае Страуда). Однако, читая «Северное сияние», я не мог отделаться от мысли, что кризис детской литературы, объявленный в России коснулся не только нас. Я не в коем случае не хочу преуменьшить достоинств романа Пулмана, но он все равно заметно слабее того же «Хоббита» или «Винни Пуха и всех, всех, всех», я уже даже не заикаюсь о скандинавских авторах. А ведь в России еще хуже, кроме многочисленных клонов Поттера есть только Крапивин стабильно, продолжающий выпускающий по роману в год , да новая повесть Лукьяненко :-( И все. Ну да ладно это было лирическое отступление. Вернемся к Пулману.
Действие разворачивается в одном из параллельных миров. Одно из ключевых отличий от нашего это наличие у всех жителей даймона — материальной души, имеющий облик какого нибудь из животных. Кроме того, в мире Пулмана развитие цивилизации удачно сочетает в себе смешение более или менее примитивных технологий с вполне современными и магическими. А также некоторые политические отличия. Так России не найти на местных картах, есть только Московия, а видимо вся азиатская часть заполнена какими то Татарами. Н атком фоне разворачивается история девочки Лейры. Сирота, она воспитывалась в одном из колледжей Оксфорда, занимавшегося местным аналогом ядерной физики. Став невольной свидетельницей разговора своего дяди- лорда Азраила (ее отец) с местными учеными она узнает о существование некой Пыли. А дальше ее ждет путешествие в Лондон вместе с мисс Коулдер (на самом делее ее родной матерью). В столице Англии она еще больше узнает о Пыли и, кроме того, открывается правда о том, что лорд Азраил томится в плену на Крайнем Севере, куда уехал ради проведения экспериментов, связанных все с той же Пылью. Вообщем, все ведет Лейру к тому, что надо отправляться на Север, да и мисс Коулдер помогает сделать правильный выбор.
Пулман наполнил книгу многочисленными аллюзиями (чего стоит только имя Азраил или намеки на «Снежную королеву»), она полна каких то фантастических идей, которых бы иному автору хватило бы на целую книгу, тут и Бронированные медведи, всепроникающая Пыль, даймоны, параллельные миры и т.д. Но тем не менее, это сработала не в пользу Пулмана, их слишком много и на этом фоне немного теряется собственно история, которую он собирался рассказать. Историю, кстати, довольно увлекательную и интересную. Персонажи вышли очень неоднозначными, мне очень понравился образ мисс Коулдер, который на протяжении книги в зависимости от восприятия Лейры заметно меняется. Перевод в целом неплох.
Твердые 8/10
Селеста, 14 сентября 2015 г.
«Северное сияние» восхитительно, без прикрас. Здесь великолепно всё. Например, тонкий перевод В. Голышева, а ведь плохой перевод способен загубить на корню любую книгу. Стиль прекрасный, и если сравнивать с тем же «Гарри Поттером», можно увидеть, сколь мастерски владеет словом Ф. Пулман, в отличие от Дж. Роулинг (при всей моей любви к её произведениям).
Сюжет нетривиален и многранен. Не раз и не два здесь всё переворачивается с ног на голову — не совсем уж непредсказуемо, но это же детская книга, а не детектив. И даже несмотря на жанр, автор держит читателя в напряжении до самых последних страниц, и пусть уже знаешь, чем всё закончится, ведь это логично проистекает из предыдущих событий, всё равно скорее перелистываешь страницы, чтобы побыстрее увидеть происходящее воочию.
Герои столь же прекрасны. Сюжет повествует об одиннадцатилетней девочке по имени Лира, и уже на главном герое видна потрясающая работа. Этот ребёнок действительно, чёрт возьми, настоящий ребёнок, а не плоская картонка. Ф. Пулман не пытается сделать из неё абсолютно положительного героя, который ратует за добро и справедливость, а в конце обязательно всех победит. Он не пытается сделать её и противоположностью штампованным персонажам: злой, ленивой и вообще сомнительных душевных качеств человека. Она просто ребёнок: непоседливый, обожающий подвижные игры, всюду сующий свой нос, в чём-то жестокий, в чём-то безгранично добрый — как и свойственно большинству детей, — самозабвенно сочиняющий небылицы и потрясающе изворотливый. Все окружающие её люди, даже набросанные парой штрихов, столь же объёмные и живые, сколь сама героиня. В медведя я просто влюбилась, он великолепен. А история ведьмы и цыгана хоть и промелькнула вскользь, но зацепила.
Пожалуй, одним из главных достоинств книги является её реализм. Да, даже сказку можно подать без отрыва от реальности. Ф. Пулман не смакует мрачные подробности, как это нынче модно на волне тёмного фэнтези, но и не умалчивает о жизненных реалиях с целью облагородить своё произведение и залить его сахарным сиропом. Он вплетает в тяжёлую, проблемную жизнь сказку, и оттого она воспринимается особенно остро. Многие, судя по отзывам, обвиняют книгу в недетскости и жестокости. Да когда сказки вообще бывали добрыми? Добр ли «Гарри Поттер»? Да я бы не сказала. А классические сказки? Если заглянуть в первоисточники, то волосы дыбом встанут. Да даже и без первоисточников, везде кого-то едят и кто-то умирает. Сказки не призваны повествовать детям о небылицах, сказки — они всегда о жизни. Каждый видит, что хочет видеть, как говорится, и если кто-то увидел в этой книге только жестокость — ну, печально. Потому что несмотря на некоторые поразительные сцены, в книге очень много добрых моментов: дружба, доброта, самоотверженность и смелость.
И, конечно же, нельзя не оценить поразительную фантазию Ф. Пулмана. На основе нашей реальности он создал волшебный, захватывающий, образный и ни на что не похожий мир, с первых страниц вызывающий недоумение, но вынуждающий погружаться в него всё глубже и глубже, забыв о еде и сне.
Великолепная книга. Очень надеюсь увидеть однажды переиздание, которое уютно устроится у меня на полке. И, конечно же, спешу взяться за продолжение.
raliso, 25 января 2009 г.
Книга о мире, удивительно схожем с нашим, но иным в то же время. Хотя это лишь кажется — ведь понятия о добре и зле, чести и справедливости, любви, ненависти — они все те же там, что и везде, не так ли? Но прошу простить меня за это лирическое отступление.
Отметить прежде всего хотелось бы две вещи: оригинальную идею деймонов и проработку автором персонажей. Душа, от человека неотделимая и одновременно существующая отдельно — в данном случае отличная находка. Ведь каждый хотя бы раз в жизни боится остаться совсем один, и желает всем сердцем, чтобы это было невозможно. И потом, разве не очаровательно ли пушистое/кожистое/пернатое существо? Кроме того, идея души вещественной, видимой обыкновенным зрением, души материальной, ощутимой всегда привлекала ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов, да и, если задуматься хорошенько, каждого человека. Скажете — нет? Что ж, ваша воля.
О персонажах. Лира — девочка неординарная, смелая, честно говоря, нахальная и где-то высокомерная. Но сердце у нее доброе и верное. Она создана живым персонажем, впрочем, как и остальные, персонажем, в существование которого веришь. Мариса Колтер со своей золотой обезьяной — женщина действительно умная, властная, с огнем в душе, ведьминым огнем, часть которого передала дочери. Но женщина жестокая, и это могло бы восставить читателя против нее — если бы не материнская нежность и любовь к Лире — да, любовь, хоть в это иногда и сложно поверить. Лорда Азриэла мы видим даже позже — после его деймона, величественного и неколебимо спокойного снежного барса — живого воплощения своего хозяина. Это человек на редкость харизматичный и гордый, эгоистичный, дерзкий и расчетливый. Но величие и еще что-то заставляют восхищаться им. Но стоит поставить рядом с ним Джона Фаа, короля цыган, или же Йорека Бирнисона, и понимаешь, что хитростью, обманом, он, может быть, и победил бы их, но не величием души — доброты, всепоглощающей и целительной, их дара дать надежду кому-то, дать жизнь вместо смерти, он лишен. Фадер Корам и Ли Скросби — их объединяет некоторая хитринка, таящаяся улыбкой в душе, знание: выберемся, выживем, что бы не случилось.
Конечно, я коснулась тут, в отзыве, лишь некоторых персонажей, но это вовсе не означает превосходство их исполнения над другими. Теперь о некоторых других моментах.
Безусловно, книга, будучи заявлена детской, отнюдь такой не является. Есть книги, говорящие о куда более страшно-реалистичных и темных вещах, но детские. А «Северному Сиянию» не хватает этой какой-то маленькой частички души, огонька, который заставляет плакать и смеяться вместе с героями раз за разом, перечитывать книгу и смеяться и плакать по-прежнему. Во второй раз с ней как-то не так, более отстраненно смотришь на тот незнакомый, но похожий мир. Но, тем не менее, прочитать ее стоит, может быть, даже не раз — каждый найдет здесь что-то свое, хоть одно, но найдет.
Kristalik123, 19 февраля 2011 г.
я купила эту книжку в разделе детская литература, и начитавшись рекомендаций, принялась за чтение.. сюжет затянул историей о приключениях девочки сироты...читается легко и с удовольствием..а потом начинаешь анализировать прочитанное...аналогом души в мире Лиры выступает существо называемое деймоном....только оно находится вне человека..и если связь с ним разрушить, то человек умирает... Баламуту наверняка очень понравилась бы такая теория...
Изенгрим, 13 ноября 2010 г.
Автор делает серьезную ошибку с самого начала, выбрав в главные герои неуправляемую девочку-мажора. Конечно. это более реально, чем когда тебе присылают письмо про то, что ты крутой знаменитый волшебник с кучей бабла, но симпатии Лире Белаква это не прибавляет. Мне органически не нравятся дети, постоянно пакостящие окружающим, прикрываясь своими родителями, не способные слушаться старших в принципе и не готовых научиться хоть чему-нибудь. Для девочки, не получившей систематического образования и пропускавшей все уроки мимо ушей, Лира слишком умная, действует слишком... по-взрослому. При том, что никакого опыта у нее нет и быть не может. Для настолько активной девочки Лира слишком быстро научилась успокаиваться для общения с алетиометром. Вроде бы она очередная Избранная, как все подчеркивают, но убедительности в образ это не добавляет. Кроме того, Пулман так и не решил — для кого же он пишет книгу: то ли для детей — тогда слишком много крови и философских диалогов, то ли для взрослых — тогда многовато объяснений про простые вещи. Середина книги — явный провал: путешествие из Лондона в Болвангар сплошная тоска. Однако есть и один большой плюс, который перевешивает многие (но не все) минусы — это мир. Альтернативный мир с Папой Иоанном Кальвином, Пылью, деймонами, угольным спиртом и множеством подобных придумок и мелочей сконструирован достаточно крепко, чтоб поверить в него, и достаточно интересно, чтобы дочитать книгу до конца.
Мисс Марпл, 3 декабря 2007 г.
Скорее всего,не стоило читать эту книгу параллельно с чем-то еще. Но так получилось. Так же,как получилось и то,что мне порядочно наспойлерствовали.
Что касается собственно книги. Идея,сюжет,персонажи-прекрасно. Атмосфера и мир-тоже. Но чего-то в ней не хватает...Чего-то такого,что мы,скромные читатели,называем «гениальностью». Предполагаю,я еще не успела «пропустить» этот роман через свою душу. Пока 8. Вполне возможно,в ближайшем будущем я переменю своё мнение. Вполне возможно.
Вот и переменила. Еще только хуже.
sledgehammer, 25 октября 2013 г.
Долго настраивал себя на прочтение этой книги. Потому как к фэнтези отношусь с большой «прохладой». Как то не «вставляет» меня большинство произведений этого жанра. Однако информация из Википедии о том, что серия «Тёмные начала» заняла третью строчку в списке 200 лучших книг по версии BBC 2003 года», окончательно убедило меня таки взяться за чтение. К сожалению, мои опасения подтвердились. Скучно читать было с самого начала. Думал, к середине книги втянусь. Не втянулся. Просто хотелось быстрее закончить первый роман, что бы остальные два никогда не читать в будущем.
Теперь о самом романе. Стиль повествования уж какой то ну совсем уж детский. Я конечно знал, что книга позиционируется как детская литература, но все же «3-место в 200-ке лучших книг». Надеялся, все же, что «скакания мыслей» будет поменьше.
Параллельный мир прописан слабовато. У того же Джаспера Ффорде «параллельный Лондон», на мой взгляд, выглядит гораздо сильнее. Хотя задумки с «дэймонами» и «панцербйорнами» довольно не плохие.
В общем, подытоживая вышесказанное, ставлю книжке 6. Читать или нет? На ваше усмотрение. Если любите сказки и не хотите особо напрягать свое серое вещество, можно прочесть. Ну а если любите подумать, то время тратить не стоит. Лично я свое знакомство с «Темными началами» закончил.