Да будет цвет Шимун Врочек


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pickman» > Да будет цвет (Шимун Врочек. "Танго железного сердца")
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Да будет цвет (Шимун Врочек. «Танго железного сердца»)

Статья написана 8 ноября 2011 г. 12:49

Шимун Врочек. Танго железного сердца

Если б меня попросили описать эту книгу одним словом, я ответил бы вежливым отказом. Если бы просьба повторилась, я изменился бы в лице и указал просителю на дверь. Если бы тот не отступился и в третий раз, я выдавил бы из себя слово «лукавство» и выставил бы наглеца вон, а потом пошел бы в ванную и застрелился.

Ну вот и я начал лукавить. Оказывается, это заразно.

Врочеку удается сочетать несочетаемое – иронию с пафосом, постмодерн со жгучей искренностью, Ктулху с советскими подводниками, мишек в сосновом лесу с перерезанными венами. И никак не поймешь, с верной ли стороны ты смотришь на очередную монету, вышедшую из-под его рук – может, глядеть-то надо не на аверс и не на реверс, а на самое что ни на есть ребро, где мастер и оставил свое неуловимое клеймо.

Порой лукавство переходит в коварство – как и требуют законы жанра, в котором самозародился некто по имени Шимун Врочек. Читатель будет долго вертеть в руках некоторые рассказы, тыкать в них отверткой, стучать по ним молотком, бить об угол стола – пока кудесник-интернет не подскажет ему, что батарейки и прочая начинка будут в следующей серии, а до тех пор придется довольствоваться изящным корпусом – гладким, блестящим, не хуже всяких там импортных гейманов. Иначе говоря, автор вручает нам главы из недописанных романов (ладно бы еще сцены из несуществующих фильмов — чем не жанр), обрывки незаконченных повестей, берет расписку в получении – и с довольным хохотом убегает. Таковы «Комсомольская сказка», «Животные» и «Мы – стена» – лакомые кусочки от невиданных тортов, которых мы можем и не дождаться.

Бывает, Врочека сносит на хмурые просторы традиционной фантастики, где некуда сесть и нечего съесть. Такие тексты дельно смотрятся в уютненьких рамках сетевых конкурсов, но на бумаге быстро превращаются в гербарий. А гербарий – это, знаете ли, мертвая натура. Чтобы писать про банкиров-людоедов («Ипотека»), не обязательно быть Врочеком. Чтобы писать про сумасшедших вивисекторов («Мокрые»), достаточно быть Колоданом.

А вот там, где нет ни хитромудрия, ни засушенных травок, начинаются чудеса. Книжные страницы расползаются, уплывают куда-то влево и вверх – и жертву затягивает в сумасшедшую вселенную, над которой властвует безумный (или просто умный) демиург. В этом мире возможно всё, потому что слеплен он не из мыслей и логики, а из эмоций – самого текучего и самого надежного материала в литературе. В их тепле даже безжизненная химера вымахивает в красивого, рослого зверя – и не поверишь, из какого барахла ее состряпали. Что уж говорить о привычной реальности: углы заостряются, резкость подскакивает до предела, цвета ударяют по глазам. Действительность, пропущенная через соковыжималку; осторожно, концентрация психоактивных веществ может превышать рекомендованные Минздравом нормы.

Вот боевой робот, работающий на пару и авторской фантазии. Прежде он вгонял в ужас и янки, и конфедератов – а теперь стережет груду золота, аки дракон под горою. Но нужно ему совсем иное – то, чего не нашлось бы даже у волшебника страны Оз… А вот люди-куклы. Откуда они здесь, не из книжек ли Гофмана? И как отличить человека от мешка, набитого магической трухой? Ответ у Врочека есть – а как с ним быть дальше, дело хозяйское. Вот ностальгический дизельпанк: механические гибриды с человеческими чувствами, разбитые сердца (даром что из железа) – и порох в пороховницах, что не сыреет ни на каких морях. Вот угрюмый феодал, затеявший игру с собственной смертью. А вот моряк, который обязательно вернется домой. И небритый тип из Калифорнии, стиснувший рукоятку револьвера…

Хоровод лиц, личин, обличий – выбирай любое. Можно обратиться в Грэма Грина и взглянуть в глаза геноциду. Притвориться Эдгаром По – и да свершится месть! Вернуться в прошлое Голливуда, беспощадное к погасшим звездам. Поиграть в попаданцев – и переписать правила набело. Будет страшно, будет горько и радостно – только скучно не будет. Каждая фраза – как крючок, на который нас подцепляют, чтобы утянуть в веселую и жуткую бездну. И срываться совершенно не хочется...

БАХ! Врочек обрушивает на нас каскады слов, сплавленных в колдовское целое.

БАХ! Припечатывает чеканной стилистикой.

БАХ! Ослепляет разноцветьем сюжетов.

И мы убиты. Но непременно восстанем из могилы и явимся к автору, чтобы покарать за гордыню и лукавство. И приговор наш будет суров: писать, писать, писать. Не все еще песни спеты, не все патроны растрачены, не каждая пуля — в цель. Ктулху шевелится во льдах, лихой люд рыщет по лесам...

А значит, повоюем. Танцуйте с нами.





562
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:06

цитата

Чтобы писать про сумасшедших вивисекторов («Мокрые»), достаточно быть Колоданом.

Однако... Все бы у нас писали, как Колодан («Этногенез» не в счёт, кушать хочется всем), так и повеселей бы было.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:11

цитата борхус120

Все бы у нас писали, как Колодан
Я бы предпочел видеть в этой роли Врочека — как более масштабного и разностороннего автора.
А еще лучше — чтобы все писали по-своему, но одинаково хорошо.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:13
Одинаково хорошо — тоже скучно. Лучше так, по-моему: чтобы писали все по-своему и по-своему хорошо. Корявенько, но хоть так.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:15

цитата борхус120

Лучше так, по-моему: чтобы писали все по-своему и по-своему хорошо.
Так и я о том же.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 16:42

цитата борхус120

Все бы у нас писали, как Колодан


То есть по одной повести раз в три года? Сомневаюсь, коллега.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 19:28
Нет, ну если бы вообще все писали по одной повести в три года, то у нас бы:
а) выходило книг меньше, но и не одна-две раз в полгода
б) стало меньше писателей (или они бы стали более спортивного вида)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 19:31
А вообще, пусть лучше пишут, как Петросян. Одну за десять лет, зато какую!..


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:21
Браво-браво)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:28
Врочеку браво! А наше дело маленькое)


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:30
Отличная рецензия, повкуснее многих вещей сборника, который, как по мне, слишком неровный. Ну и Колодана зря обидел. «Мокрые» вообще так себе вещица, такого чтива полно на всяких Самиздатах, а Колодан хотя бы даже одной повестью про Бармаглота шагнул на недосягаемую для тамошней графомани высоту.
Ты решил, что для «Даркера» книжка не достаточно темновата? Или хочешь две рецы писать?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:38

цитата senoid

Отличная рецензия, повкуснее многих вещей сборника, который, как по мне, слишком неровный.
Спасибо.
Сборник действительно неровный (надеюсь, я его не перехвалил), но именно что вкусный — даже невнятные рассказы читались с удовольствием и оставили след в душе. А для меня это очень важно.

цитата senoid

Ну и Колодана зря обидел. «Мокрые» вообще так себе вещица, такого чтива полно на всяких Самиздатах, а Колодан хотя бы даже одной повестью про Бармаглота шагнул на недосягаемую для тамошней графомани высоту.
Ну, мерить рост по Самиздату — последнее дело. А «Бармаглот», на мой взгляд, переоценен (хотя интересные находки в нем есть, безусловно). Но настаивать не буду — скажу только, что почти все тексты у Колодана похожи друг на друга, как близнецы. И даже не разнояйцевые...

цитата senoid

Ты решил, что для «Даркера» книжка не достаточно темновата? Или хочешь две рецы писать?
Второе.
Начал писать отзыв для «Нашего выбора» и немного увлекся :-)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:48

цитата Pickman

надеюсь, я его не перехвалил

По-моему, как раз это самое:) Особенно странно выглядит «восьмерка» в оценках, когда отзыв отдает десяткой с минусом.

цитата Pickman

Ну, мерить рост по Самиздату — последнее дело

Согласен. Просто на основании «Мокрых» делать вывод, что вот такие тексты пусть пишут всякие Колоданы, имхо, грубовато.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:56

цитата senoid

По-моему, как раз это самое:) Особенно странно выглядит «восьмерка» в оценках, когда отзыв отдает десяткой с минусом.
Ты невнимательно читал первую часть отзыва)

цитата senoid

Согласен. Просто на основании «Мокрых» делать вывод, что вот такие тексты пусть пишут всякие Колоданы, имхо, грубовато.
В том-то и дело, что оснований у меня предостаточно (полтора десятка оценок, см. профиль). «Мокрые» — типичнейший колодановский рассказ, со всеми его достоинствами и недостатками.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 14:20
Поругать немножко можно каждого, это понятно (и даже нужно:), но в моем мозгу не стыкуется восьмерка и «Браво!» от тебя чуть выше 8-) Вот если бы я не читал книгу, то после такого отзыва бегом побежал бы в магазин. И в итоге остался бы разочарованным.

цитата Pickman

типичнейший колодановский рассказ, со всеми его достоинствами и недостатками

Тут дело не в том, что рассказ колодановский (он ведь еще и «врочековский» ;-)), и даже не в твоем отношении к обоим авторам. В рецензии ведь упомянут только один рассказ, без профиля с оценками. И упомянут в том ключе, что, мол, Врочек — ого-го!, а Колодан — тю... Так что резанула именно фраза «достаточно быть Колоданом». Я лично не вижу, чтобы Врочек настолько сильнее писал.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 14:41

цитата senoid

Поругать немножко можно каждого, это понятно (и даже нужно:), но в моем мозгу не стыкуется восьмерка и «Браво!» от тебя чуть выше
Иногда такое бывает. Взять того же Баркера: в «Книгах крови» по-настоящему удачных, сильных рассказов — не больше половины. А все-таки рука тянется поставить циклу десятку.
Так и здесь. Не хочу сказать, что «Танго» равноценно КК — ни в коем случае. Но артистизм, эмоциональность Врочека — их трудно не заметить. А я на эти качества очень чутко реагирую, и готов закрыть глаза на некоторые недочеты.
Замечу, что книгу прочел два месяца назад, так что мнение успело сложиться и оформиться.

цитата senoid

Вот если бы я не читал книгу, то после такого отзыва бегом побежал бы в магазин. И в итоге остался бы разочарованным.
С одной стороны, ты прав.
С другой — ни одна положительная или отрицательная рецензия не может на сто процентов гарантировать, что ты воспримешь книгу так же, как и рецензент.
И вообще, у меня явные проблемы со вкусом :-) Взять хотя бы эту книгу — все ее замордовали, а я читаю и перечитываю, мурашками покрываюсь.

цитата senoid

Я лично не вижу, чтобы Врочек настолько сильнее писал.
Ну а я вот вижу — он даже в технике сильнее (ср., в какой стилистике выдержано большинство рассказов Колодана — и два любых рассказа Врочека), не говоря уже о концептуальном плане. Это я и имел в виду. При всей симпатии к ДК, он уступает и Врочеку, и Шаинян, и Данихнову — имхо, конечно.
Но оскорбления не подразумевалось. Просто в моем представлении писатель Врочек — более обширное и разнообразное явление, чем писатель Колодан.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 14:45
Возможно, в рецензии для DARKER (более традиционной по формату) я подробнее остановлюсь на недостатках «Танго», чтобы не было перекоса. Но главного это не изменит: я считаю, что книга достойна внимания.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 13:57

цитата senoid

Особенно странно выглядит «восьмерка» в оценках, когда отзыв отдает десяткой с минусом.
И вообще, я суров)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 14:21

цитата Pickman

И вообще, я суров)

^_^:beer:
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 16:43

цитата Pickman

надеюсь, я его не перехвалил


По-моему, таки да. Перехвалил.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 16:54
Ктулху мне судья.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2011 г. 14:39
Ктулху всем судья:-)
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2011 г. 14:42
Нет, это Йог-Соттот всем судья.
А Ктулху — только преданным культистам.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2011 г. 14:46
Вот проснется и посмотрим.:-)))


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 14:14
«Сержанту никто не звонит» мне больше понравился. :-[ Тут даже «эльфов-на-танках» нет! :-)))
Хотя Врочек все равно лучший. Даешь «Красный лед«!!! :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 14:16

цитата Сноу

«Сержанту никто не звонит» мне больше понравился.
Это я читал фрагментарно.

цитата Сноу

Даешь «Красный лед«!!!
В смысле, «Войну-56»?
Тогда присоединяюсь)


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 14:17

цитата Pickman

В смысле, «Войну-56»?

Не, я читал несколько первых глав и как-то не проникся. Хотя Высокий Прыжок хорош сам по себе.
Лед — это обещанная Врочеком повесть в мире тех самых «эльфов-на-танках». :beer:


Ссылка на сообщение9 ноября 2011 г. 00:09
Чёрт возьми! Это так написано, что мне стало даже интересно почитать эту самую волну.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2011 г. 07:28
Волна волной, а писатели очень разные. Но почти все — перспективные, как минимум не стыдно за такую фантастику. Так что попробовать очень даже можно.


Ссылка на сообщение14 ноября 2011 г. 14:19
Не удержусь, процитирую фрагмент из моей рецензии, напечатанной в сентябрьском «МФ»:

цитата

Шимун Врочек -- писатель с богатым и, не побоюсь высокого штиля, пылким воображением, со склонностью к парадоксам, раз за разом пробующий шаблон на разрыв. Автор, легко и непринужденно объединяющий мифологемы, принадлежащие к разным традициям, походя смешивающий культурные пласты. В общем, постмодернист и хулиган -- в хорошем смысле слова. Советские подводники торпедируют Ктулху, дремлющего под арктическими льдами; генерал Ли наблюдает за полевыми испытаниями гигантского человекоподобного боевого робота на паровом ходу; люди-киты держат стену, ограждающую весь мир от ветхозаветных чудовищ; африканский президент готовит грандиозное жертвоприношение древним богам, замаскированное под обычный племенной геноцид... Интригующие завязки: включай ноутбук да пиши, хоть новеллу на двадцать тысяч знаков, хоть роман-эпопею. Но то ли усидчивости рассказчику не хватает, то ли запал выдыхается раньше времени -- взяться и толком свести концы с концами Шимуну Врочеку удается редко. <...> В голове у рассказчика картинка сложилась, и хватит -- неча читателей баловать! Просто какой-то синдром дефицита внимания, если обратиться к лженауке психологии. На этом фоне глагол «залазит» в авторской речи или чудесная фразочка «Сегодня мне пришла посылка от Женевьевы, просит меня быть осторожней и выслала носки, которые связала собственными руками» уже как-то даже и не вызывают желания воззвать в манере провинциального трагика: «Редактора!!!». Словом, за пять лет, прошедших с момента выхода первого сборника Шимуна Врочека, творческий подчерк автора мало изменился. Нестандартный замысел, россыпь ярких эпизодов, цепляющих деталей -- но полноценных рассказов в новой книге наберется дай бог треть из двадцати текстов. Недурных рассказов, вполне зачетных, как выражается подрастающее поколение. Но остальное стоило бы опубликовать только с подзаголовком «из записных книжек писателя», в приложении к полному собранию сочинений.


Увы, не айс.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2011 г. 15:04
Да я согласен с тобой — и упрекаю автора в тех же ровно грехах, только мягче. Ну и, собственно.

цитата vvladimirsky

Увы, не айс.
Но близко к этому. Даже без выигрышного фона.


⇑ Наверх