Виктор Колупаев отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Колупаева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 248

  Страницы:  1  2  3 [4] 5 

«На асфальте города…»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 05 декабря 2017 г. в 09:52

Для Виктора Колупаева, пишущего «не как все», грань читательского восприятия «понравилось/не понравилось», часто получается очень тонкой. И это как раз один из тех рассказов, мнение о котором расходятся очень сильно. На мой взгляд получилось и натужно, и неестественно. История о двухмерцах из космоса выглядит настолько наивной, настолько детской, что ее достаточно трудно принять даже в качестве сказки. А попытки добавить ей красивостей вроде космических кораблей, превращающихся в цветы после посадки, или детских рисунков городов на асфальте дорог только усугубляют неудачу автора.

Возможно, автор попытался написать этот рассказ как «наш ответ» Рэю Брэдбери на его страшненькую историю, поведанную читателям в «Урочном часе». Там тоже героями произведения стали дети и инопланетяне, только действие повернулось несколько по-другому :(. В этом случае надо признать, что ответ совершенно не получился — произведение Брэдбери выглядит значительно более талантливым.

Оценка : 3
«Вдохновение»
–  [ 3 ]  +

A.Ch, 26 февраля 2017 г. в 19:23

Что такое вдохновение? Если попытаться разобраться в словообразовании, то получится некий “вдох мгновения”, т.е. щелчок, вспышка, озарение краткое, быстрое, но сильное и запоминающееся навсегда, дающее силу идти вперёд.

Главный герой рассказа – художник Катков давным-давно почувствовал это ощущение, передал часть себя и не заметил, как реалистичным трагичным и трудным откровением открыл зрителям картину в самих себя.

Рассказ о таланте, о том, что художники в меру закрытые в себе люди, ведь Катков так и не услышал, что другие видят не его полотно, но также и о той разности в людях, их объединяющей.

Оценка : 8
«Громовержец» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 26 ноября 2016 г. в 23:11

Цикл напомнил мне знаменитые «Звездные дневники Йона Тихого» С.Лема. А сам капитан Игорь — бессменного главного героя этого произведения. Точно также, как и его литературный собрат, Игорь вечно попадает в какие-то нелепые истории, которые впрочем служат лишь поводом к очередному повествованию-притче. Только у Лема эти притчи имеют, по большей части, юмористическую или сатирическую направленность, а у Колупаева — мелодраматическую. Сам же капитан Игорь, в отличие от самоуверенного, толстокожего и задиристого Йона, — персонаж тонкий, ранимый, постоянно рефлексирующий.

Каждый рассказ посвящен философскому осмыслению того или иного аспекта человеческого бытия. А вся экзотическая космическо-инопланетная обстановка, служит не более чем антуражем, позволяющим добиться необходимого уровня абстракции.

10 баллов.

Оценка : 10
«Мама!»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 17 июня 2015 г. в 10:31

И, все-таки, сегодня, главные фразы рассказа, заставляющая читателя задуматься, это отнюдь не его финал. Это самое первое предложение текста: «Что знаем мы, двадцатилетние, о войне?». Знаем мы вроде бы и много — и хроники, и художественных фильмов насмотрелись, и воспоминаний немало прочитали. Но ведь все это на самом деле не совсем то: боль не наша, смерть не наша, горе не наше....

Рассказ предполагает лабораторные погружения студентов (конечно безопасные) в далекие военные годы, чтобы люди увидели тот кошмар своими глазами. Как отнестись к этому — однозначного мнения, наверное, нет и быть не может. Просто подумайте, как изменились бы Вы, увидев в двух шагах от себя смерть пятилетнего ребенка, расстрелянного из фашистского самолета....

И по поводу моделирования неслучившегося — темы, столь модной в фантастике. Полноте — возможно ли оно вообще? Здесь развитие всего общества спрогнозировать не получается (свежий пример с Украиной), а что уж говорить о неслучившейся судьбе человека: один разговор, одно случайное событие и его жизнь поворачивается на 180 градусов.

Оценка : 6
«Исключение»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 23 февраля 2015 г. в 13:10

Как вам нравится идея обеспечить всех влюбленных без взаимности двойниками их предметов преклонения, только любящих их? Здорово? Или не очень?

Автор свою точку зрения в рассказе высказал. Но ведь есть еще и точка зрения многочисленных несчастных влюбленных.... При этом, прошу заметить, что произведение было написано в далеком 80-м, когда слово «любовь» еще считалось гораздо более важным и серьезным, чем слово «секс». Тогда в любовь еще верили....

А теперь пару слов о самом рассказе. Как относиться к произведению, на первых же страницах которого его главный герой, капитан космического корабля, попав в непонятную ситуацию, начинает вести себя как самый последний дурак? Понятно, что для такой вещи автор выбрал, как наиболее подходящий, достаточно условный, искусственно упрощенный сюжет. Но, все-таки, в любом случае, в любых обстоятельствах, взрослые люди, наверное, должны вести себя, как взрослые люди, а не как испуганные, неожиданно оказавшиеся без родителей, дети.

Идея — 10, реализация — 3 с минусом...

Оценка : 6
«Молчание»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 14 апреля 2014 г. в 10:37

Какой неожиданный отблеск мифа и Пигмалионе и Галатее! И это в рассказе, который поначалу и за колупаевский-то считать не хочется — слишком его первые страницы похожи на какой-то рекламный плакат: молодые девушка и юноша на двух мощных космических кораблях отправляются в неизведанные глубины галактики. Толпа рукоплещет героям....   К счастью, скоро все становится на свои места: вещь оказывается и умной, и серьезной, и лиричной. А читателя в финале ждут аж две совершеннейшие неожиданности, позволяющие уже по-настоящему оценить творчество автора.

А плакат..., что ж от него, к сожалению, никуда не денешься. Только надо понимать, что это всего лишь некая условность, необходимая для воплощения автором своего замысла. Опора, на которой строится изящнейшая конструкция рассказа.

Оценка : 7
«Фильм на экране одного кинотеатра»
–  [ 3 ]  +

god54, 15 февраля 2014 г. в 17:18

Рассказ о том, как стать суперменом, ну не суперменом, так просто решительным рационализатором, да и в семье главой семьи и т.п. Сегодняшняя фантастика позволяет объяснить парадокс, связанный с кино, если учесть возможность полного присутствия и воспроизведения сцен по воле одного действующего лица... Но не в этом суть. Главное, автор пытается показать возможность изменить характер. Тогда это было модно, тогда все фильмы и книги об этом только и писали (см. начало произведения). Но жизнь, она то другая, более жесткая и с кровью...

Оценка : 5
«Улыбка»
–  [ 3 ]  +

god54, 15 февраля 2014 г. в 16:00

Прекрасный лирический рассказ на казалось бы простую тему — улыбка. Есть хорошая детская песанка: Поделись улыбкою своей И она к тебе не раз еще вернется. Хороший сюжет, отличная идея, хорошо написано и даже сегодня рассказ остается актуальным и интересным.

Оценка : 8
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 3 ]  +

god54, 15 февраля 2014 г. в 08:48

Трудно оценить этот рассказ. Во-первых, я не знаток мелодраматических сериалов и вариантов решения любовных треугольников и четырехугольников. Я лишь пытаюсь изучать фантастику. Во-вторых, очень хорошая фантастическая идея о приборе, обнаруживающем таланты незаслуженно задвинута на задний план и вообще не играет существенной роли в любовных разборках. В-третьих, не думаю, что среди специализированной любовной литературы на данную повесть вообще обратили бы внимание. В-четвертых, автор еще раз подчеркивает, что он однозначно на стороне лириков. Так что повесть для любителей мыльных опер.

Оценка : 7
«Поющий лес»
–  [ 3 ]  +

god54, 13 февраля 2014 г. в 18:34

Какая была красивая мечта: человек творит и не просит взамен славы или благодарности. Этакий идеальный альтруист, работающий ради идеи. Когда-то целый народ хотели сделать новыми людьми, для которых труд является первой потребностью, труд на благо других без какой-либо выгоды для себя. Красиво, мечтательно, похвально, но здесь и разбивается красивая мечта о рифы реальности. Поэтому рассказ следует читать отстраненно от логики, от реальности, от сегодняшнего дня. И тогда вы услышите, как поет лес, журчит вода, растет трава и падает снег. Надо научиться видеть стихи и сказки за окном...

Оценка : 7
«Настройщик роялей»
–  [ 3 ]  +

god54, 13 февраля 2014 г. в 13:17

Красивое новогоднее произведение, когда Дед, простите Настройщик роялей, раздает подарки. По сей день не могу отличить рояль от пианино. Помню в детсве все родители мечтали, чтобы дети стали пианистами и в каждом солидном доме, квартире всегда было пианино или рояль, на котором никто не играл. Это был обязательный атрибут имиджа, который со временем заменили на библиотеки книг и т.д. А рассказ он добрый, точно рождественский, но тогда даже упоминать об этом было нельзя. Читайте, получайте удовольствие.

Оценка : 7
«На дворе двадцатый век»
–  [ 3 ]  +

god54, 13 февраля 2014 г. в 12:57

Тема, конечно, важная. Тема, конечно, актуальная. Не зря фильм, даже уже два фильма «Мы из будущего» стали такими популярными. Однако рассказ слишком краткий, слишком упрощенный, без психологии, без оттенков черного и белого, без законов о невмешательстве в прошлое и т.п. Факт, он остается фактом. А почему не спасли? По законам путешествий во времени ведь можно все? А так домысливать самому почему-то не хочется.

Оценка : 5
«Любовь к Земле»
–  [ 3 ]  +

dvh2000, 30 августа 2013 г. в 14:28

А Колупаев писатель, ищущий и решающий психологические парадоксы. Для него не так важна научная подоплека того или иного явления, как важно поведение людей в необычных, но очень человеческих ситуациях. Вот парадокс — любить Землю, родных, близких и одновременно уходить от них, возможно навсегда, — совместимо ли это? Сложно, но и легко принять такое решение в начале пути, еще не познав горечь потери. А можно ли преодолеть искушение уйти с пути и вернуться, испив чувство потери до дна?

Оценка : 7
«Октябрь»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 28 августа 2013 г. в 21:40

Человек и его собака. Кто из нас не задумывался над той полумистической связью, которая накрепко соединяет эти две души. И почти каждый мог бы рассказать по этому поводу что-то интересное. Об этом, а также о самой грустной поре жизни — о старости, о потерях, об осознании того, что уже ничего не вернешь и впереди уже ничего не будет, эта октябрьская новелла цикла «Жизнь как год».

Вещь, как всегда у Колупаева, просто прекрасно написана, но вот ее итоговое утверждение: «Как обидно прожить жизнь и ничего не понять в ней...» выглядит достаточно спорным. Наверное каждый из нас чего-то в этой жизни не понимает, но это ничуть не мешает ему наслаждаться ею. :)

Оценка : 8
«Июнь»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 05 мая 2013 г. в 18:30

Если у Достоевского «Красота спасет мир», то у Колупаева «Красота объединит разумы всей Вселенной». Эффектно? — Да, но в общем-то очень и очень спорно — здесь и на нашей-то планете у одних кольцо в носу считается верхом красоты, а у других вызывает отвращение. Что уж тут говорить о понятии красоты у наших звездных визави.

Сама же реализация идеи получилась у автора чрезвычайно эмоциональной и достаточно расплывчатой. Читать можно, получать удовольствие от прочитанного... — это, наверное, уже на любителя. Хотя, стоит заметить, сам текст с его многочисленными эпитетами и сравнениями, несомненно хорош.

Оценка : 5
«Настройщик роялей»
–  [ 3 ]  +

cherepovek, 09 января 2013 г. в 01:09

Добрый замечательный рассказ. В нынешнем мире не хватает подобных волшебников) Долго смеялась над тем, как громко настроил рояль сумасшедшей мамаше с отсутствием слуха) Хорошая позиция настройщика: хотите так, пусть будет по вашему, но я то знаю, что на самом деле прекрасно и стоит усилий)) Очень верная позиция.

«Ноябрь»
–  [ 3 ]  +

olviko, 17 августа 2011 г. в 15:18

«Я многое брал. Всю жизнь. Любовь, дружбу, участие, чувства, мысли. Я делил с другими радость и горе. Я, наверное, что-то и давал, если оно у меня было. А теперь я устал. Ничего не хочу больше брать, потому что мне теперь уже нечего отдать». Мне кажется, что эта новелла не о болезни, а о смерти и возможности воскрешения, о чуде воскрешения, о цене воскрешения... «А я молчу. Молчу! Ведь могу я, могу взять у нее это слово и сказать ей: «Люблю!» Но тогда... но тогда она никогда уже никому не скажет э т о.»

Оценка : 10
«Октябрь»
–  [ 3 ]  +

olviko, 17 августа 2011 г. в 07:32

Это потрясающая новелла о взаимопонимании и преданности двух живых миров, об их взаимосвязанности и взаимодополнении. Одна из самых пронзительных новелл о человеке и собаке! Все, кто пережил своих лохматых друзей, поймут меня и оценят это произведение по достоинству! Но следует эту новеллу рассматривать как сост. часть «Жизнь как год» — вт оно одиночество, немощь, старость, потеря близких....очень грустно! Рекомендую читать в дождливый осенний день — такой надрыв... а потом так жить захочется...глядишь и солнце выглянет... Попробуйте!

Оценка : 10
«Вдохновение»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 26 октября 2009 г. в 16:56

Рассказ ничем не кончается, и это хорошо, потому что вдохновение и не должно кончаться. Любая концовка испортила бы рассказ безнадёжно, а так -- он живёт.

Оценка : 8
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 3 ]  +

Русский, 24 октября 2009 г. в 23:03

Начало этого произведения великолепно. Лёгкая фантастическая сказка, напоминающая «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Перед нами предстаёт поезд с пассажирами, живущий по своим чудесным законам, игрой времени, да и пространства, много необъяснимого и загадочного, изложено со спецификой, присущей советской эпохе. Всё бы было прекрасно, но по нарастающей автор начинает углубляться в «социальную философию», самокопание, самобичевание, жизнь ради общества и т.д. до бесконечности. Жаль, но это уничтожило отличную задумку Колупаева, как писателя-фантаста.

Оценка : 4
«Две летящие стрелы»
–  [ 3 ]  +

Ladynelly, 13 июня 2009 г. в 21:27

Милыц очень добрый рассказ. Рассказ прежде всего о людях и о их взаимоотношениях, а лишь затем о причудах «пространства-времени»

Оценка : 10
«Толстяк» над миром»
–  [ 3 ]  +

swgold, 27 мая 2008 г. в 10:48

Незамысловатая сказка, в которую довольно навязчиво вставлены куски т.наз. «социальной фантастики». Такими гибридами баловались в советское время, писали «сказки для взрослых», полные надсмысловой загадочности и туманных намёков. На безрыбье фентази и это годилось на прокорм. Теперь, в ретроспективе, читать очень скучно — для взрослой литературы слишком лобовые ходы и детский язык, для детской литературы — маловато чудес и многовато социальной критики. До недавней читки я вспоминал эту вещь чуть не с ностальгией. Возможно, сказывался «журнальный эффект» — чтение с продолжениями чрезвычайно сильно меняет впечатление от произведений в лучшую сторону. Ну и, наверное, иллюстрации. Евгения Ивановна Стерлигова очень многие тусклые вещи превращала в яркие блесточки, которые застревают в памяти не столько собственным смыслом, сколько настроением, навеянным рисунками.

Оценка : 7
«Город мой»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 16 февраля 2008 г. в 17:47

   Рассказ — по настроению — созвучный Брэдбери. Тот, совсем по-своему, мог бы написать нечто подобное. Вообще — симпатично. Сразу понимаешь, чем кончится, но это не очень мешает. А название города неудачное, по-моему. Что-то слишком чуждое нашему слуху.

Оценка : 7
«Настройщик роялей»
–  [ 3 ]  +

юнга Флинт, 24 ноября 2006 г. в 11:03

Всё больше утверждаюсь в мысли, что Колупаев детский писатель. Для детей классные книги(его земной цикл), а для взрослых видимо инопланетный. И «Настройщик» книга детская. Самая настоящая сказка.

Оценка : 6
«Толстяк» над миром»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 15 декабря 2024 г. в 09:57

На любителя — слишком уж много в повести условного, эдакого современно-полусказочного. Для тех же, кто понял и принял это, произведение окажется не только необычным, но и умным, и увлекательным. Причем настолько, что оторваться от его чтения окажется проблематичным. Автор, кажется сделал всё, чтобы читателю было интересно — от внешней атрибутики: имена членов экипажа «Толстяка» по их специальностям (Дурашка — это тоже специальность :)), странное архаично-современное оборудование и вооружение корабля, до тайны планеты, которая так и остаётся неразгаданной чуть ли не до конца повести.

Единственное, что выглядит в книге несколько искусственным — это то, как быстро члены экипажа корабля начинают менять свои взгляды и убеждения. Впрочем, для произведения, где многое условно, это вполне допустимо, да и на фоне всего стального выглядит практически незаметным.

Оценка : 9
«Дефицит информации»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 08 мая 2024 г. в 21:55

Интересный рассказ, напомнил немного рассказ Варшавского «Секреты жанра» просто по смыслу. Когда проще взять уже существующую книгу, чуть-чуть изменить и выдать за новую, чем действительно работать над новой идеей. И главное это гораздо выгоднее.

Оценка : 8
«Приключение на Ферре»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 04 мая 2024 г. в 14:26

Идея крайне глупая, на первый взгляд, совершенно не возможная. Но смысл зарыт в самом сюжете, и он довольно интересный — нельзя помочь тому, кто не хочет помогать самому себе. Сколько бы ты ни старался, если человек не заинтересован в том, чтобы решить свою проблему самостоятельно, помочь ему ты не сможешь.

Оценка : 8
«Качели Отшельника»
–  [ 2 ]  +

ArtTrapeza, 21 января 2024 г. в 09:16

Как уже не раз писал, я падок на истории про загадочные планеты. Этим история и запомнилась. Читал (впервые лет пятнадцать назад) и перечитывал в антологии «Фантастика 72», поэтому не знаю, существуют ли у повести другие редакции. По атмосфере мне чем-то напоминает Лема времён «классической трилогии» («Эдем», «Солярис», «Непобедимый»), «Мягкие зеркала» Сергея Павлова, возможно, раннего Головачёва. Но чётких аналогов для меня нет (не так то уж много я фантастики читал). С одной стороны при перечитывании уже нет той интриги, но с другой становятся более ясными моменты, непонятные при первом прочтении. Возможно, история заслуживала бы более подробного раскрытия, например, те же «призраки». И, кстати, почему улетавших на встречу с «Варшавой» не предупредили о проведении эксперимента такого масштаба? Ну и да, наверно, написано суховато, но так то ж повесть. Захочу ли я когда-нибудь прочесть «Качели Отшельника» в третий раз? Сейчас мне кажется, что нет.

Оценка : 6
«Сократ Сибирских Афин»
–  [ 2 ]  +

mr_logika, 27 декабря 2023 г. в 20:35

«Следить за речами философов древности в современных декорациях и под соусом доброй иронии — другого подобного в нашей литературе просто не было и нет.»

Из отзыва

«Так выпьем же за диалектику!

За диалектику всем было пить не привыкать.»

Колупаев «Сократ Сибирских Афин»

«Вот ты и смотри, Сократ, ...»

Колупаев «Сократ Сибирских Афин»


Немалое мастерство автору потребовалось (к вопросу о мастерстве я ещё вернусь), чтобы слушателям было почти невозможно понять, что им читают (если предположить, что чтец не предупредил их заранее), — какой-либо из «Диалогов» Платона (ну, скажем, «Критон») или пародию на него. Вот отрывок из такого диалога (Часть первая, Глава двадцать восьмая):

«— Милый Критон, — ответил Сократ сокрушённо, — разве тебе неведомо, что к любому делу большинство людей непригодно и ничего не стоит, серьёзных же людей и во всех отношениях стОящих очень мало. Не кажутся ли тебе прекрасными делами художественная гимнастика, честная торговля, свободная журналистика, военная стратегия?

— Конечно, кажутся.

— Ну, а разве ты не замечаешь, что большинство людей, берущихся за эти дела, достойны лишь презрения?

— Да, клянусь Зевсом, ты говоришь сущую правду.»

Ну и зол же был автор на окружающую его действительность в последние годы ХХ века! Ведь так оно и было тогда. Какие-то люди, занимавшие высокие посты и совсем недавно носившие в карманах партбилеты, разрушали нашу армию и флот, разворовывая матчасть, публиковали в СМИ разнообразную клевету на порядочных людей, торговали оружием и наркотой? Ладно, не спорю. Но причём тут художественная гимнастика? При чём тут Ирина Винер, Алина Кабаева, Ляйсан Утяшева и многие другие прекрасные наши тренеры и спортсменки? Почему из огромного количества видов спорта автор ужалил устами Сократа самый красивый из них? Не отношения ли с прекраснозадой обобщённой (или коллективной) Каллипигой послужили тому причиной? Может быть, это надо считать доброй иронией? Ну, как говорят мои знакомые академики, — тут всё В ЗАВИСИМОСТИ. Короче говоря, если автору надо было, чтобы читатель на него по-крупному рассердился, то он мог бы и остановиться на достигнутом. Но не останавливается, продолжая во множестве генерировать разнообразные глупые шутки* и образцы словоблудия типа 16-й главы первой части.

Хотя это и нечто необычное, но читать подряд трудно. Впечатление такое, что автору постоянно хочется покрыть густым матом то, о чём он пишет с несколько недотягивающим до остроумия юмором. Ему не до смеха, но он пытается эту эмоцию как-то изобразить, и очень часто это заканчивается неудачей.

Невозможно не процитировать ещё один отрывочек из 27-й главы второй части, где идёт совершенно не пародийный, если не учитывать его полнейшую неуместность, разговор о насущном, близком к жизни (это всё та же очередь за хлебом, но он уже кончился). И вдруг, как гром среди ясного неба:

« — А кибернетика и генетика — дерьмо, — уже разогреваясь возвестил тот же голос.

— А как же! — обрадовался я. — Дерьмо и есть!

Тут все начали обсуждать свойства дерьма и сошлись на том, что кибернетика и генетика — дерьмо именно собачье, а не, к примеру, коровье. Я было чуть не предложил человечье, и вовсе не из-за его качества, а только из-за количества, но вовремя одумался. Может, диалектическое говно выше, чем деидеологизированное собачье?»

К чему это всё опять вспоминать? Можно было найти кучу более злободневных поводов, чтобы поговорить о сравнительных характеристиках дерьма. Все эти глупости о генетике с кибернетикой уже всем надоели, уже давно (я говорю сейчас о времени написания книги) всем ясно, где было дерьмо, а где наука, и вот опять! И совершенно не к месту. Как будто автор сам об этих вещах только вчера узнал. Вот уж действительно мудрая книга!

Не спасает даже постоянное поглощение дикого количества алкоголя всеми героями этой фантастической пародии. Не пьёт, пожалуй, только Ксантиппа, и дети. Автор же, напившись до бесчувствия, падает в бассейн, где самое место для воспоминаний о его работе в дельфинарии. Межеумович так и вовсе не просыхает, время от времени провозглашая что-то вроде вот этого:

« — Кончилась сраная Перестройка! — воскликнул материалистический Межеумович. — Да здравствует развитой социализм, от которого и до коммунизма рукой подать!»

Сократ, способный пить сколько угодно без последствий, почему-то называет формулу Е = mсквадрат фитцджеральдовской, не возражая при этом против авторства Эйнштейна. Это, видимо, тоже шутка. Надеюсь, только я её не понял.

Заканчивая, обращусь ещё раз к вышеупомянутому диалогу Платона «Критон».

Цитирую Платона «Избранные диалоги» ХЛ, 1965 г. перевод Михаила Соловьёва:

Критон Сократу: «В твоём распоряжении моё имущество, и я думаю, его будет достаточно. Если, наконец, заботясь обо мне, ты думаешь, что не надо тратить моего достояния, то здесь есть чужеземцы, которые готовы за тебя заплатить; один из них — Симмий фиванец — уже принёс необходимые для этого деньги. То же самое готов сделать Кебет и ещё очень многие.

[...] Что касается меня, так мне стыдно и за тебя и за нас, твоих близких, если станут думать, что всё это произошло с тобой по какому-то малодушию с нашей стороны. [...] Вот ты и смотри, Сократ, как бы кроме беды, не было бы и позора для нас с тобой. Всё-таки подумай, — впрочем, думать уже некогда, а нужно решить, решение же может быть только одно. ... Право, Сократ, послушайся меня и ни в коем случае не поступай иначе.»

Теперь несколько строк из Колупаева:

« — Ты, Сократ, можешь вполне располагать моим имуществом, и я думаю, что его будет достаточно. Если, наконец, заботясь обо мне, ты думаешь, что не нужно тратить моего имущества, то вот твои иноземные друзья, которые здесь, готовы помочь. Один уже здесь — Симмий из Сибириса. (Колупаев очевидным образом ухудшил перевод Соловьёва — примечание моё). [...] — Что касается меня, Сократ, то мне стыдно и за тебя, и за нас, твоих близких, если станут думать, что всё это случилось с тобою по какой-то скаредности с нашей стороны. Вот ты и смотри, Сократ, как бы всё это не оказалось не только вредным, но и позорным для нас с тобою. Однако, подумай. Вернее, впрочем, что и думать-то уже некогда, а нужно решать. И решение может быть только одно. Но умоляю тебя всячески, Сократ, послушайся меня и ни в каком случае не поступай иначе.»

(опять хуже, чем у Соловьёва)

Такое же сопоставление я мог бы привести ещё одно (а может и больше, но одно точно), но желающие могут это сделать самостоятельно при наличии в библиотеке сочинений Платона, а цитаты довольно большие.

Есть ещё один древний оратор, который в отличие от Сократа, выдуманного Платоном, существовал на самом деле. Это Исократ (возможно, Платон просто немного упростил имя этого человека), и его Колупаев тоже цитирует в своей книге, без ссылок, разумеется, но при этом более тщательно меняя перевод. Приведу два отрывка из речи Исократа «Панегирик» в переводе К. М. Колобовой (человек, интересовавшийся античными ораторами, мог найти этот перевод в приложениях к журналу «Вестник древней истории» за 1965 — 1969 годы).

Отрывок первый:

«Такая война лучше мира, она скорее похожа на священное посольство, чем на поход; она полезна и для тех, кто стремится к мирной жизни и кто мечтает о войне. Одни могли бы спокойно извлекать пользу из своего добра, другие — приобрести большие богатства за чужой счёт.»

Отрывок второй:

«Мы даже не доставим неприятностей городам, производя у них набор воинов, что теперь, при нашей войне друг с другом, для них в высшей степени тягостно: ведь гораздо меньше будет желающих остаться на родине, чем таких, которые предпочтут принять участие в походе. Какой юноша, какой старец настолько равнодушен к славе, что не захочет вступить в это войско, возглавляемое афинянами и лакедемонянами, в войско, которое собирается ради свободы союзников и отправится в поход по воле всей Эллады для отмщения варварам? А какие молва, память, слава должны стать уделом людей, отличившихся в великих делах, и при жизни, и после смерти!»

Теперь соответствующие места из «Сократа Сибирских Афин» (говорит Исократ, часть первая, глава семнадцатая.)

Первый отрывок:

« — Это единственная война, которая лучше, чем мир! — гремел оратор. А ведь на вид-то был уже совсем стар и немощен. — Похожая больше на лёгкую прогулку, чем на поход, она выгодна и тем, кто хочет мира, и тем, кто горит желанием воевать. Те смогут открыто пользоваться своим богатством, а эти разбогатеть за чужой счёт.»

Второй отрывок:

«Нам даже не придётся обременять города воинскими поборами: желающих отправиться в этот поход будет гораздо больше, чем тех, кто предпочтёт остаться в доме. Найдётся ли кто-нибудь столь равнодушный, будь то юноша или старик, кто не захочет попасть в это войско с сибирскими афинянами во главе, снаряженными от имени Сибирской Эллады, чтобы союзников избавить от рабства, а персов заслуженно покарать? [...] А какую славу стяжают при жизни, какую посмертную память оставят те, кто отличится в этой войне!»

Для такого способа сочинения художественной литературы мастерства, на мой взгляд, требуется уже значительно меньше, чем может показаться неподготовленному читателю.

Интересно, что в комментариях кандидата философских наук доцента С. В. Буренкова пояснению принципа цитирования автором Платона (об Исократе и говорить нечего, знает ли вообще о нём этот комментатор?) места не нашлось. Такой принцип цитирования, без ссылки на источник, имеет неприятное название, которое не хочется здесь приводить. Всё же книга не из одних глупостей и левых цитат состоит, она большая и достоинств в ней тоже немало.

*) Тут можно привести много примеров. Вот парочка:

« ... воздух — это очевидно, тут и припоминать нечего — есть испарение и расширение воды; мало того, сам огонь не может быть зажжён, не может сохраняться и поддерживаться без помощи и содействия влаги. Я видел также, что те жидкие масла, при помощи которых поддерживается трепетная жизнь пламени и огня, являются своего рода состоянием зрелости и сгущения воды.»

Это мне напомнило не менее идиотскую, но серьёзную, не пародийную физику воздуха из «Орды встречного ветра». У Колупаева приведённый «размышлизм» об огне (как он отличает огонь от пламени, осталось его секретом) даже и на пародию не похож.

А зачем «Диалектику природы» «Отца и Основателя» называть «Дианетикой природы»? Это и на пародию не похоже, и на шутку. Несколько ближе к шутке, правда, на мой юмор, не остроумной, располагается название работы другого «Отца и Основателя» (тоже с неназванной фамилией) — «Материализм и эмпириокретинизм». Автор в это время стоит в огромной очереди за хлебом, люди, как обычно в такие моменты, обсуждают философские и физические проблемы пространства и времени, хлеба может не хватить на всех (и он действительно скоро кончился); так что голодному автору просто не до шуток. Древнегреческую Трою он переименовал как-то совсем уж непредсказуемо и даже, на мой взгляд, не совсем прилично — в Пердячинск. Ну, хоть Новотроицком бы назвал. Сибирский юмор, однако ...

И такова вся книга. Кажется, она целиком написана в огромных очередях то за хлебом, то за водкой.

Оценка : 7
«Декабрь»
–  [ 2 ]  +

alexs2355, 17 ноября 2021 г. в 18:12

Какая пронзительная новелла! Радостно-печальная, как говорит Колупаев словами деда. Веет уютом и теплом натопленной избы, и тут же обдаёт морозцем, прямо чувствуешь колючесть ветра и облако инея вокруг себя. Невольно вспоминаются картинки из детства, где все живы, где нет взрослых забот, ты просто ребёнок, бабушки, дедушки. Как этого не хватает сейчас! И как здорово, что в памяти остаются вот такие «избы» (у каждого своя), которые и есть дух милых стариков.

Оценка : 10
«Толстяк» над миром»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 20 сентября 2020 г. в 22:24

Театр абсурда. Некая заведомо утрированная хронология неких невозможных событий в форме буффонады. Средством реализации — помимо бумаги и электронной копии — скорее всего может быть эстрада или цирк. Но — явно НЕ в первичном аутентичном объёме, для «живого проигрывания» — текст излишне, неимоверно затянут. Однако, ежели ужать процентов до пяти — вполне возможно.

В любом случае, уважаемый потенциальный читатель, это — что-то вроде юмористической фантастики, стилизованной под некий бурлескный радиоспектакль, воспринимать текст «с листа» — довольно проблематично.

Однако, сколь сие ни парадоксально, само фантДопущение — вполне приемлемо. И даже вполне зримые претензии на некие философИческие обобщения — тоже воспринимаются довольно спокойно. Но, вот, сама Форма Реализации — нечто крайне НЕудачное

Оценка : 4
«Любовь к Земле»
–  [ 2 ]  +

Incnis Mrsi, 24 мая 2020 г. в 21:17

Завязка обещала нечто очень интересное: член межзвёздной экспедиции найден в состоянии амнезии в месте, похожем на планету Земля. Причём найден

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
командиром своего корабля, мчащегося в это самое время сквозь пространство.
Но вся интрига оказалась бездарно слита. Если перемещение происходит на настоящую Землю неким физическим способом, то откуда тогда амнезия Эспаса? Если предположить, что загадочное место — настоящая Земля, где у беглецов при себе имеются скафандры и персональные коммуникаторы, то почему им тогда не верят, а коммуникаторы не получается заставить работать?

Оценка : 5
«Молчание»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 24 июня 2018 г. в 21:52

Это оказалось одной из тех вещей, которые и нравятся и не нравятся одновременно и приблизительно за одно и то же – за эту манеру написания рассказа. Что-то в ней было одновременно и эмоциональное (да, эмоциональное, особенно в картине любви юноши и девушки без возможности видеться и невозможности остаться наедине в самый последний миг – меня лично проняло), и так по-хорошему, утопическое симпатичное, но при этом пафос иногда просто перебивал всё. И концовка, конечно же, должна была видимо удивить, но по факту лишь чётко напомнила миф о Галатее, что добавило всему и вторичности. Да и сама специальность скульптора-мыслителя вроде и интересной была, необычной, но при этом очень расплывчатой, особенно с возможностями, что были показаны в конце.

Оценка : 6
«Исключение»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 01 декабря 2016 г. в 23:29

Видимо проблема человеческого счастья сильно волновала автора. Во многих его произведениях она в той или иной степени затрагивается.

В данном рассказе рассматривается такой важнейший аспект счастья, как взаимная любовь мужчины и женщины. Полная взаимность, для всех и каждого, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Возможно ли такое? В реалиях планеты Земля — однозначно нет. А на других планетах? Может быть там такое возможно?

Хорошо, что есть такой жанр, как фантастика. Хотя в данном случае она выступает в не совсем привычной для себя роли. Непонятно чего здесь больше: фантастики или философии. И хорошо, что есть такие фантасты, как Колупаев.

10 баллов.

Оценка : 10
«Улыбка»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 24 апреля 2015 г. в 11:22

Наивно, напыщенно и очень неинтересно. Все в этом рассказе выглядит каким-то неправильным: начиная с нелепой сюжетообразующей условности, позволяющей манипулировать улыбками, как товаром (продавать в киосках, экспортировать в прошлое) и заканчивая удручающе наивным поведением и диалогами его героев.

А ведь есть еще мысль попытаться изменить прошлое, отправив туда улыбки – предполагается, что от них люди того времени станут хоть немного лучше. Можно много говорить о том, что это аллегория, что это красиво и поэтично, но, увы, в данном контексте и в данном рассказе это выглядит по меньшей мере нелепо. Да и собственно текст читателя вряд ли порадует — весь он какой-то скучно-наивный, с массой необязательных условностей: условной работой в условном Институте Времени, условной, не понятно какой, властью, принимающей решение о вмешательстве в прошлое, условно-лубочным оппонентом-антиподом главного героя...

Оценка : 3
«Седьмая модель»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 31 декабря 2014 г. в 09:26

Рассказ любопытен для читателя двумя моментами. Во-первых, как одна из первых попыток отечественной фантастики создать в произведении виртуальный мир и поместить туда живого человека. И пусть здесь это еще называется математическим моделированием и, даже, предприняты некие попытки объяснить, как это реализовано технически — от этого суть дела не меняется: главный герой рассказа живет и действует в настоящей виртуальной реальности.

Второй момент связан с проблемой, достаточно обычной для писателей-фантастов: диссонансом между прекрасными, оригинальными, хорошо выписанными, увлекательными завязками и откровенно слабыми, надуманными решениями напридумыванных авторами в завязке ситуаций.   Вот и в этом случае: к середине повествования от чтения просто трудно оторваться — так хочется узнать, чем же автор объяснит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
возникновение в моделированном вычислительными машинами мире совершенно чуждого ему элемента — искусственного объекта, напоминающего какой-то гигантский аппарат.
А прочитав, испытываешь чувство разочарования: хорошего, правдоподобного, логически непротиворечивого разрешения ситуации у автора так и не получилось...

Оценка : 6
«Спешу на свидание»
–  [ 2 ]  +

god54, 15 февраля 2014 г. в 09:08

Такие юмористические рассказы тогда (60-е — 80-е годы) чаще всего публиковали в журнале «Крокодил» о заводских бракоделах. Рассказ смешной? Нет, он скорее грустный. Фантастики практически ноль. А о любовных переживаниях, которые то и логикой не обосновываются, можно, особенно сегодня, прочитать в каждой второй и даже первой книге, не говоря уже о фильмах, сериалах, ток-шоу и т.п. мелодраматической...

Оценка : 6
«Разноцветное счастье»
–  [ 2 ]  +

god54, 14 февраля 2014 г. в 10:18

Крайне трудный, крайне сложный вопрос поднял автор. Что такое счастье? Практически все другие авторы, кто обращался к этой теме всегда подходили с иронией, шуткой или в юмористическом плане. Здесь же попытка анализировать счастье серьезно, через любовный треугольник, на разрыв. С моей точки зрения счастье каждый день иное. Что сегодня хорошо, завтра вредно. А вот индикаторы уровня психо-эмоционального состояния это интересно, полезно и нужно. А так в итоге получилось еще одно любовно-драматическое произведение, каковых в иной литературе (не фантастической) хоть пруд пруди.

Оценка : 6
«Печатающий механизм»
–  [ 2 ]  +

god54, 13 февраля 2014 г. в 16:32

Прочитал и посмотрел за окно... А ведь там и правда стихи и сказки... А здесь обыденная и реальная серая жизнь. Если бы во времена автора были не печатающие машинки, а современные компьютеры, как бы выглядел такой рассказ? Вспомнили, написано достаточно на эту тему. На тему пишущих машинок есть всего несколько. Но это скорее рассказ настроение, грусть по свободе, по мечте, по стихам и сказкам...

Оценка : 6
«Любовь к Земле»
–  [ 2 ]  +

god54, 10 февраля 2014 г. в 13:23

И снова у автора фантастическая составляющая выполняет лишь вспомогательную роль спускового крючка. Он даже не пытается её исследовать, хотя на этом можно было бы сделать неплохое произведение. Нет, автор исследует понятие трусости. Да, именно так. Это не любовь к Земле, это обыкновенная трусость. Убежать от действительности. Именно так происходит процесс потери памяти, именно так сходят с ума, когда масса внешнего воздействия становится не по плечу человеку. Здесь всего один шаг до суицида. Жаль, что концовку автор упростил и показал, что все осознали свои заблуждения. Уж очень это по-советски. Но в любом случае рассказ оригинальный и увлекательный.

Оценка : 8
«Два взгляда»
–  [ 2 ]  +

god54, 10 февраля 2014 г. в 12:48

С точки зрения фантастики ситуация сводится к сверхъестественным способностям человека, возможно даже мутациям, которые свидетельствуют о появлении признаков нового суперчеловека. В то же время автор отбросил фантастическую составляющую, а сосредоточился на человеческих чувствах, извечной проблеме борьбы добра и зла, наделив двух бывших друзей плюсом и минусом, без оттенков. И именно с этой точки зрения рассказ читается, сопереживается и даже не принимается... Должен быть, должен же быть какой-то механизм увязки добра и зла...

Оценка : 7
«Весна света»
–  [ 2 ]  +

god54, 09 февраля 2014 г. в 11:08

Это скорее притча, сказка, вдохновение, а может просто мечта, пусть даже сентиментальная мечта среди реальности сложного, страшного, воинственного сегодняшнего мира. Это, как вера, что еще может быть что-то чистое, прозрачное, доверительное, как первые подснежники.

Оценка : 6
«Август»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 08 июня 2013 г. в 21:33

Скорее не фантастика, а ностальгическое воспоминание о не таком уж и далеком прошлом. Прошлом, которое, в общем-то, было совсем неплохим, а люди в нем — проще и, кажется, счастливее нынешних. Много эмоций, много грусти пополам с радостью вспоминания...

Приятный рассказ для людей, еще помнящих и узнающих это время и, наверное, не очень интересный для молодежи...

Оценка : 7
«Две летящие стрелы»
–  [ 2 ]  +

Иприт, 18 января 2013 г. в 02:15

Вообще многие рассказы В. Колупаева, несколько сюрреалистичны. Сюжет о любви-семье-детях возникающих из ниоткуда повторяется не раз, придавая сюжету остроту и привлекательность. Жаль что автор не дает ни философского, ни хотя бы метафизического (насколько ето возможно) объяснения сути придуманного им хода

Оценка : 8
«Апрель»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 07 октября 2012 г. в 16:21

И все-таки у Колупаева был какой-то очень редкий дар: о самых простых и обыденных вещах он мог написать так, что получалось очень красиво и очень интересно. И при этом как-то очень необычно, не как у других писателей.

Вот и этот рассказ — вроде бы ничего особенного. Правда тема открытых колодцев и улиц, на которых каждый год копают и копают актуальна и сейчас. Так ведь она же вечная... Но суметь написать об этом так, чтобы хотелось читать..

А идея о людях, способных отдавать часы своей жизни другим, щедро кинутая Мастером как-то между прочим... Другой бы писатель из нее повесть, а то и роман сотворил. А Колупаеву этого и не надо — он может все то же самое сказать в малой форме, да еще так, что запомнятся его рассказ или новелла читателю надолго.

Оценка : 8
«Март»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 15 сентября 2012 г. в 20:41

Как и большинство других маленьких шедевров, вещь сделана практически из ничего. И написана просто, даже как-то обыденно. Весь сюжет в ней строится вокруг всего лишь одного небольшого фантастического допущения: молодой человек каким-то образом меняет свою любимую девушку по своему желанию.

Но, оказывается, какой красивый рассказ может сделать МАСТЕР из этой простенькой ситуации. И как точно он передает ту бурю эмоций, которые обуревают этих милых молодых людей. Не сопереживать им просто невозможно, а помочь, увы, нельзя...

Оценка : 10
«Январь»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 17 июня 2012 г. в 21:18

Трудно расценивать эту новеллу как фантастическую. Скорее это талантливая, но очень грустная и одновременно какая-то светлая зарисовка о тяжелом военном детстве. О том, как все-таки здорово верить в Деда Мороза и что может считаться счастьем во время войны... Красивая по форме и страшная по содержанию вещица.

Оценка : 8
«Август»
–  [ 2 ]  +

olviko, 17 августа 2011 г. в 15:46

«Мы взрослеем, стараясь заглянуть в свое будущее. Мы стареем, потому что все чаще и чаще возвращаемся в свое прошлое...»   Вот эта мысль зацепила меня...Это закон или очередной парадокс?

Оценка : 10
«Весна света»
–  [ 2 ]  +

wetter, 11 января 2010 г. в 22:24

Прекрасный сборник, полный радости и счастья.

Оценка : 10
«Поющий лес»
–  [ 2 ]  +

SergUMlfRZN, 27 октября 2008 г. в 09:42

Автор, похоже, ведёт полемику с известным рассказом «Жизнь коротка...».

Пронзительная и светлая вещь о том, что человек может стать свободным (или лучше так — стать человеком) только отказавшись от всего...

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3 [4] 5 



⇑ Наверх