Виктор Колупаев «Случится же с человеком такое!..»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Жил в Усть-Манске инженер Перекурин, работал в Бюро по открытию талантов на проспекте Лесных Богатырей и знать не знал, что сам он обладает самым ярким, непревзойденным талантом. А раскрыть свой талант ему помогла вовсе не машина.
Входит в:
— сборник «Случится же с человеком такое!..», 1972 г.
— сборник «Весна света», 1986 г.
— сборник «Качели Отшельника», 2002 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 43
Активный словарный запас: крайне низкий (1909 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 17 января 2018 г.
Повесть, которая понравиться далеко не всякому: при довольно большом размере активного действия в ней совсем немного, зато эмоций, размышлений и разговоров — хоть отбавляй. И не одного трупа :). Но для любителей лирической фантастики эта вещица настоящий подарок.
Виктор Колупаев в очередной раз смог удивить своих читателей: писателю-фантасту взяться за тему мгновенно вспыхнувшей всепоглощающей любви (именно ЛЮБВИ, отнюдь не страсти), тему очень сложную — мыслимое ли дело? Но вот взялся — и сумел: получилось и интересно, и красиво, и за душу цепляюще. А эмоции и переживания главного героя как две капли воды напоминают те, которые испытывали все мы во время нашей первой любви: просто быть рядом с ней, просто видеть её, просто слышать её....
Отдельное спасибо автору за заключительную часть произведения — и красиво, и лирично, и эффектно. Плюс ко всему удивительная манера письма Виктора Колупаева — очень простой, но почему-то великолепно читающийся текст, который хочется читать и читать....
А вот мысль о том, что талантливые произведения искусства появляются только при какой-то душевной неуспокоенности авторов, довольно спорная и, думается, скорее больше нужная автору для построения его произведения, чем соответствующая действительности.
lammik, 30 июня 2020 г.
Да не о «любовной геометрии» эта повесть, всё же не Юрий Поляков писал. Она о том, что женщина должна быть любима, а настоящий поэт должен страдать. Сытый и всем довольный поэт ничего масштабнее стихов для заводской многотиражки не напишет, будь он хоть трижды велик по мнению умной машины.
Ну а отношения Перекурина с Мирой завершились ровно так, как должны были, оставив яркие воспоминания и породив сильнейшие эмоции, а не стыдливое раскаяние и банальный адюльтер соответственно.
mputnik, 21 сентября 2020 г.
В качестве романтической многоходовки, некой лирической многослойной конструкции — более чем достойно. Без преувеличений, ухмылок и прочей атрибутики неприязни.
В качестве же Фантастики — эээ.., чего не скажи — будет воспринято как оскорбление: «...да как вы можете?!». Однако — увы и ах — в том-то всё и дело. Есть определённые каноны Жанра. Они фиксируют — в том числе — и довольно строгие товарно-денежные отношения в области «читатель заказывает — автор исполняет». Чтобы не обращать внимания на такие «мелочи» и смело «...сеять разумное, доброе, вечное...», не опускаясь на уровень массовой читательской аудитории, а — напротив — подтягивая её до своего, уровня высокого и прекрасного, это — надо выдать на-гора нечто ТАКОЕ, что — безусловно — заставит забыть о канонах.
Но вот тут — пардон, готов ПОСПОРИТЬ. Более чем достойно — да. Но до уровня безусловной гениальности — «...дистанция огромного размера...»
Siver-Snom, 6 марта 2017 г.
Изумительно трогательный и цепляющий рассказ. Любовная драма разворачивается на фоне фантастических декораций.
Фантастика здесь именно что фоном. Обычный мир будущего, описываемый советскими писателями: бодрый социализм, типичная бюрократия и гонка районов за первенство в выполнении планов. Учёные изобрели хитрый агрегат, который выявляет у людей таланты и предрасположенность к ним. Чем-то перекликается с «Поющим лесом», там тоже творчество измерялось и контролировалось вычислительными машинами. Но здесь это показано острее: компьютер определяет то, чего ему не подвластно в принципе. ГГ инженер, который и определяет по данным машины наличие у людей этих самых талантов в той или иной области. Сам он их, согласно машине, естественно не имеет, является ответственным исполнителем и примерным семьянином. Пока не видит её. Именно видит, не говорит с ней, не знает кто она и откуда, не подозревает, как их судьбы уже переплетались когда-то давно. И прежний привычный и чётко структурированный мир начинает рушиться (как удар для технаря-то!). Грубо говоря, бабочки в животе появились, хочется творить и писать стихи, а вот машина по талантам это отрицает. Очень хорошо показана безэмоциональность и погрешность такого метода и на примере лучшего поэта области, талант которого машина не признает только потому, что пишет он во время эмоционально срыва или подъёма, а тесты сдает, когда полностью спокоен и умиротворён.
Лиричная составляющая крутится вокруг отношений ГГ с ГГней. У обоих семья и дети, сложившиеся быт и уклад. Но ведь что-то между ними происходит? Какая-то неправильная химия, необъяснимая с точки зрения рационального и математического. Весь многоугольник отношений описан без грязи и пошлости (иначе-то и нельзя), на поверку остаются только чистые чувства и эмоции: любовь, боль, тоска, самопожертвование.
В целом очень гармоничная и трогательная история.
god54, 15 февраля 2014 г.
Трудно оценить этот рассказ. Во-первых, я не знаток мелодраматических сериалов и вариантов решения любовных треугольников и четырехугольников. Я лишь пытаюсь изучать фантастику. Во-вторых, очень хорошая фантастическая идея о приборе, обнаруживающем таланты незаслуженно задвинута на задний план и вообще не играет существенной роли в любовных разборках. В-третьих, не думаю, что среди специализированной любовной литературы на данную повесть вообще обратили бы внимание. В-четвертых, автор еще раз подчеркивает, что он однозначно на стороне лириков. Так что повесть для любителей мыльных опер.
LENA56, 5 марта 2008 г.
Удивительная маленькая вещица, незаслуженно забытая. Фантастики там чуть-чуть, а лирики хоть отбавляй.