Виктор Колупаев ««Толстяк» над миром»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Дочеловеческие времена | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Разведкрейсер «Толстяк» с планеты Тола обнаружил в глубинах космоса планету Земля и намерен её захватить. А земляне и не думают обороняться. Но как только по земному кораблю был нанесён первый удар, вмиг замолчали все земные станции, повысился радиофон Светила, а планета стала «безвидна и пуста». И куда только все подевались?
Повесть впервые опубликована в журнале «Уральский следопыт» – 1980. – № 6-7.
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт 1980'06», 1980 г.
— журнал «Уральский следопыт 1980'07», 1980 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 25», 1981 г.
— сборник «Зачем жил человек?», 1982 г.
— сборник «Весна света», 1986 г.
— антологию «More všetkých riek», 1987 г.
— сборник «Качели Отшельника», 2002 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 67
Активный словарный запас: низкий (2510 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 15 декабря 2024 г.
На любителя — слишком уж много в повести условного, эдакого современно-полусказочного. Для тех же, кто понял и принял это, произведение окажется не только необычным, но и умным, и увлекательным. Причем настолько, что оторваться от его чтения окажется проблематичным. Автор, кажется сделал всё, чтобы читателю было интересно — от внешней атрибутики: имена членов экипажа «Толстяка» по их специальностям (Дурашка — это тоже специальность :)), странное архаично-современное оборудование и вооружение корабля, до тайны планеты, которая так и остаётся неразгаданной чуть ли не до конца повести.
Единственное, что выглядит в книге несколько искусственным — это то, как быстро члены экипажа корабля начинают менять свои взгляды и убеждения. Впрочем, для произведения, где многое условно, это вполне допустимо, да и на фоне всего стального выглядит практически незаметным.
Кропус, 27 августа 2023 г.
Мне встречался отзыв на эту книгу в котором утверждается, что тот кому не нравится текст, наверняка сам хочет стать Неприметным. Так вот, я Неприметным точно стать не хочу. но вещь мне не понравилось. Могу даже точно сказать почему. Видимо у меня слишком рациональный ум, и прешельцы разъезжающие на механических скакунах и заряжающие арбалеты-лучимёты лучами из колчанов, меня что-называется не бодают. Как хорошо написал Массаркаш (предыдущий рецензент) это могло бы пройти в небольшом рассказе. (У Лема есть рассказ в Кибериаде, где одного из рыцарей подстреливают антиматерией из пищали, то был самострел на комету поставленный) .
И ещё, почему так много людей видят в этом тексте аллюзию на СССР? Спецслужбы (неприметный) есть в любом обществе. Но каждый видит, в меру своего разумения.
lammik, 6 октября 2021 г.
Экипаж разведывательного крейсера «Толстяк» с планеты Тола полностью укомплектован и готов действовать по инструкции. А инструкция предписывает, что в случае обнаружения разумной жизни, необходимо чётко и ясно продемонстрировать силу, что по замыслу руководства существенно облегчит дальнейшее выстраивание отношений. Но как только Стратег отдал приказ об атаке, а Канонир её произвёл, ситуация резко изменилась. Третья планета от местного Солнца вмиг обезлюдела, а значит без высадки не обойтись.
Поначалу повествование выглядело как нечто иронически-сатирическое, чему заметно способствовали должности-функции членов экипажа «Толстяка». Они стоят того, чтобы каждого упомянуть персонально. Стратег — принимает стратегические решения относительно действий корабля. Тактик — как только ситуация переходит на тактический уровень, перехватывает управление у Стратега. Советник — выдаёт советы как Стратегу так и Тактику, постоянно пытаясь угадать тот единственно верный, что от него ждут. Неприметный — внешне малозаметный член экипажа, но в реальности всё на корабле происходит по его воле. Лекарь — не знает ничего важнее здоровья людей, очень расстраивается когда то так или иначе теряется. Звездочёт — ненавидит звёзды, радуется, когда те исчезают в результате того или иного космического катаклизма. Шкипер — сроднился с Космосом, ненавидит планеты. Оружейник — человек мирный, но своё дело знает, оружие на корабле поддерживает в идеальном порядке. Канонир — обожает стрельбу и взрывы, считает свою профессию настоящим творчеством. Умелец — отвечает за все механизмы корабля кроме орудийных, сторонится людей. Стряпух — что бы ни случилось всегда приготовит вкусный и питательный обед на тринадцать персон. Бунтарь — официальная оппозиция на корабле, по всем вопросам имеет альтернативное руководящему мнение. Дурашка — Офицер для Наказаний, сидит за всех в карцере, счастлив этим приносить пользу экипажу.
И вот затем началась поразительная история трансформации каждого из них. Каждый прошёл свой путь, для кого-то он был коротким, а у кого-то занял целые эпохи. Но в конечном итоге все семена добра дали всходы, и вот уже Толу ждёт необходимость серьёзно поменять представления о Контакте.
Массаракш, 12 ноября 2021 г.
Буду груб. Всегда страшно раздражали такие сказочки, фантасмагории, аллегорическое словоблудие. Плюс нарочитое обезличивание персонажей – Стратег, Умелец, Неприметный, – плюс сюсюкающий финал для слаборазвитых детей. Вот прямо вижу, как автор резвится, строчит первое, что в голову придёт, предвкушая, как читатели найдут в тексте множество скрытых смыслов, философские глубины, а то, глядишь, и кукиш в сторону действующей власти. На кой чёрт проникновенный лирик Колупаев полез на эту сомнительную делянку – бог ведает. Веяния времени, что ли? В форме небольшого рассказа с такой манерой подачи ещё можно мириться, но ведь не повесть же на сотню страниц. Читается не то что тяжело, а просто жилы выматывает. Да и вообще на на стиль Колупаева настолько непохоже – как будто кто-то другой написал.
Ev.Genia, 18 июня 2015 г.
На мой взгляд по одной только фразе ,, Милости просим'' можно понять, что Автор не иностранец. Конечно можно ещё сказать ,, Добро пожаловать'' – и это тоже вежливая форма приглашения. Но ,,милости просим'' – это по–нашему. И кто бы мог подумать, что такое вежливое и доброе приглашение в гости может быть расценено как–то иначе, не приглашением, и послужит сигналом для попытки завоевать столь гостеприимную планету, как наша. А именно такой она и будет представлена: гостеприимной, доброжелательной, всепрощающей и всепонимающей.
Крейсер ,, Толстяк'' с планеты Тола впервые столкнулся с обитаемой планетой и братьями по разуму. Разум — слишком редкая ценность во Вселенной, поэтому то и встречается редко. У крейсера, конечно же, есть своя стратегия — им рекомендуется немного припугнуть каждую встреченную цивилизацию. Продемонстрировать, так сказать, силу. Но и встречная Планета оказалось не просто милости просит. Экипажу ,, Толстяка'' придётся столкнуться лицом к лицу с неведомым, хитрым и стратегически подкованным врагом. И не просто будет разобраться членам экипажа во всех хитросплетениях происходящего. У некоторых произойдёт пересмотр личных и установленных ценностей, кто–то на автомате будет до конца выполнять свои обязанности, а кто–то рискнёт и попытается изменить положение.
Экипаж крейсера довольно интересен. У каждого своя роль. Задача Стратега придерживаться стратегии и установленной задачи, чем занимается Советник и так понятно, но его ли это советы или то, что он выдаёт за советы это только внушение; Тактик – вот у кого сложная задача: стратегия и тактика должны идти рука об руку, а на самом ли деле это так, ведь на корабле есть ещё и Неприметный – он довольно тёмная лошадка и его замыслы не сразу то и понятны; Звездочёт очень боится звёзд, они ему внушают страх, Оружейник хоть и любил своё дело, но Планета попалась какая то особенная и все его мысли и желания пошли по иному пути; Шкипер не любил планет – не лежит у него душа к событиям, обычно разворачивающимся на планетах – другое дело в открытом космосе; Дурашка – офицер для наказаний, а Бунтарь – такой найдётся везде и вовсе не всегда это вредит общему делу, задача Стряпуха всегда накрывать стол на тринадцать персон; а ещё есть Канонир, Умелец, Лекарь. Вот таков экипаж крейсера и ему совсем не просто придётся при встрече с Планетой и планетянами несмторя на всю подкованность и ответственному подходу к своим обязанностям. Вообще, всё действие и персонажи в том числе всю дорогу напоминали анимационный фильм.
Поначалу за персонажами было наблюдать забавно, думалось что будет какая–то ироничная или сатирическая история. Но всё оказалось вовсе не так. Автор представил довольно серьёзную историю, со сложными установками и извечными вопросами: какую позицию или установку считать верной, что такое ответственность и верность своей Родине, в данном случае планете, что такое присяга (экипаж, наверное же, её давал), как поступить, когда душа не согласна с приказом, когда разум возмущён происходящим, что делать если дома не так, как в новом месте, что делать, когда увидел и понял больше, чем другие и прочее.
Повесть занятная, читается легко и что интересно, в ней очень много диалогов. Окончание очень похоже на ,, Милости просим, гости дорогие'' с доброжелательной улыбкой и раскрытими объятьями
mputnik, 20 сентября 2020 г.
Театр абсурда. Некая заведомо утрированная хронология неких невозможных событий в форме буффонады. Средством реализации — помимо бумаги и электронной копии — скорее всего может быть эстрада или цирк. Но — явно НЕ в первичном аутентичном объёме, для «живого проигрывания» — текст излишне, неимоверно затянут. Однако, ежели ужать процентов до пяти — вполне возможно.
В любом случае, уважаемый потенциальный читатель, это — что-то вроде юмористической фантастики, стилизованной под некий бурлескный радиоспектакль, воспринимать текст «с листа» — довольно проблематично.
Однако, сколь сие ни парадоксально, само фантДопущение — вполне приемлемо. И даже вполне зримые претензии на некие философИческие обобщения — тоже воспринимаются довольно спокойно. Но, вот, сама Форма Реализации — нечто крайне НЕудачное
bbg, 5 июня 2010 г.
Мне в этом незамысловатом рассказике запомнился, причем всерьез, семантический дуализм фразы «Милости просим».
Пришельцы к нему просто были не подготовлены, за что и поплатились...
LENA56, 23 апреля 2008 г.
:rev: Немного тяжеловат язык, считаю ТОЛСТЯКА НАД МИРОМ не самым удачным произведением писателя. Хотя идея очень хороша — планета ( не уверена, что это Земля — просто планета, достигшая высокого уровня развития) обороняется от космических захватчиков, обороняется не нападая, а просто переняся чужаков в прошлое и чем больше они проявляют агрессию, тем дальше уходят... И только Дурашка, этакий вариант Иванушки-дурачка, может понять происходящее.
swgold, 27 мая 2008 г.
Незамысловатая сказка, в которую довольно навязчиво вставлены куски т.наз. «социальной фантастики». Такими гибридами баловались в советское время, писали «сказки для взрослых», полные надсмысловой загадочности и туманных намёков. На безрыбье фентази и это годилось на прокорм. Теперь, в ретроспективе, читать очень скучно — для взрослой литературы слишком лобовые ходы и детский язык, для детской литературы — маловато чудес и многовато социальной критики. До недавней читки я вспоминал эту вещь чуть не с ностальгией. Возможно, сказывался «журнальный эффект» — чтение с продолжениями чрезвычайно сильно меняет впечатление от произведений в лучшую сторону. Ну и, наверное, иллюстрации. Евгения Ивановна Стерлигова очень многие тусклые вещи превращала в яркие блесточки, которые застревают в памяти не столько собственным смыслом, сколько настроением, навеянным рисунками.
elent, 1 ноября 2006 г.
Прочла эту повесть именно в Уральском следопыте. Поразил конец: Толстяк оказался Толла Стяг — знаменем Земли.