![]() | Все отзывы на произведения Джеймса Блиша (James Blish) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 227
Страницы: 1 [2] 3 4 5
«Король на горе» |
| |||
Vladialivan, 26 декабря 2023 г. в 13:59 | ||||
Американский астронавт, летающий над Землей в орбитальной станции, начиненной ядерными бомбами, потихоньку сходит с ума. Признаюсь, Джеймс Блиш приятно удивил – процесс постепенного нарастания психоза изображен очень красочно и достоверно. Для своего времени (рассказ написан в 1955 году) – более чем неплохо. И, похоже, что рассказ был услышан теми, «кому надо»: на орбитальные станции в долгосрочные экспедиции никогда не отправляли в одиночестве – перспектива свихнуться там вполне реальна, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, чтобы крепко затянуть смирительную рубашку, если понадобится. В подтверждение – номинация на «Хьюго» 1956 года в категории рассказа (тогда премию забрал Артур Кларк), и неоднократные публикации в советских сборниках фантастики (при том, что все публикации Блиша можно было сосчитать на пальцах). К сожалению, для человечества гораздо опаснее свихнувшийся американский президент, сидящий на горе ядерных бомб, чем несчастный астронавт. Тем более, что штампы американской военной пропаганды из этого рассказа – «космическое превосходство», «массированное возмездие» – живут и здравствуют поныне. | ||||
| ||||
«Звёзды в их руках» |
| |||
Tullma, 10 ноября 2023 г. в 21:41 | ||||
Очень очень с трудом дочитала на третьей попытке. Это ужасно тягомотная книга при всем обилии идей и интересных теорий о развитии человечества, но подано это настолько убого, что читать это можно только с большим трудом. Вот не удается мне никак читать Блиша, сколько не пыталась, но каждое его произведение, только через силу. Что касается этой книги.. Ну как вам сказать, в конце концов, добравшись до финала, я поняла насколько Блиш был идеалистом. Вот концепция — Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) СССР в противостоянии коллективному Западу побеждает, загнивающий Запад (это цитата, это не мои слова, а Блиша) из последних сил вкидывает все средства в строительство бесполезного Моста (который оказывается полезный, только тихо, не говорите это шпиону, который стоит за вашей спиной и все слышит). Вкинув средства в бессмысленный Мост, загнивающий Запад открывает средство космических полетов, а ещё элексир бессмертия. И теперь Запад знает как победить! Как? Очень просто — свалив с Земли, оставив её советам. Гомерический хохот в конце книги, наконец заставил меня проснуться. Это настолько шикарный треш, что я даже предположить не могла. Ну представляете войну между двумя государствами, и вдруг одно из них заявляет «ой, всё! Мы уходим, забирайте нашу землю себе, мы где-нибудь там себе получше найдем». Ага. Оставшееся государство, должно только благодарить и радоваться «идите, идите, и главное — не возвращайтесь». У Блиша масса странных идей, но развернуть их во что-то внятное и действительно эпичное он не смог ни разу, увы. Читать не рекомендую, это крайне странная книга, причем очень интересные идеи в ней просто слиты в унитаз. | ||||
| ||||
«Оборотень» |
| |||
Darth_Veter, 29 сентября 2023 г. в 22:38 | ||||
Прибыв в планетную систему Омега Кита, экипаж «Энтерпрайза» со смешанным чувством ужаса и удивления узнаёт, что от ее четырехмиллиардного населения в живых не осталось никого. Причина исчезновения людей была найдена довольно быстро — небольшой космический зонд, который в результате катастрофы совершенно неожиданно обрел разум... Прежде всего стоит сказать, что вероятность обретения разума в результате слияния двух разнородных программ АБСОЛЮТНО точно равна нулю. Потому что разум — это никакая не программа, а гибкие и многочисленные связи между нейронами мозга. А программа — это ЖЕСТКИЕ директивы, записанные в виде готовых команд. И никакая «мутация» не позволит второе превратить в первое. Это раз. Далее: программы были записаны на разных носителях и на разных языках (потому как создатели роботов были представителями разных рас, ничего не знающих друг о друге). Отсюда следует простой и очевидный вывод: никакого «слияния» (читай — объединения) программ не может быть в принципе. В противном случае получилась бы полная бессмыслица, которую нельзя было трактовать как программу — всё равно, что текст, записанный русскими буквами, но на китайском языке. Это два. И, наконец, третье. Совершенно неясно, как мирный исследователь космоса смог уничтожить более 4 млрд человек на двух разных планетах, если у него на борту не было никакого оружия массового поражения? Стерилизаторы, доставшиеся ему от чужого зонда, тоже не в счет: на всю планету их точно не хватит! Несмотря на увлекательный сюжет, правдоподобия в нем не больше, чем в русской сказке о Царевне-лягушке. Что же касается проблем взаимодействия с нештатно-функционирующим искусственным интеллектом, то здесь правды побольше, но ненамного. Вряд ли исин стал бы устраивать дискуссии с объектами, которых ему приказано уничтожить. Тут правило одно: сначала выполни программу, а потом уж дискутируй! Как бороться с таким «крутым перцем»? Способ, предложенный Кёрком, называется в математике «логической петлей» или просто «логическим противоречием». Методика его применения называется «доказательством от противного» и широко распространена в аксиоматике и при доказательстве теорем. Не знаю, как отреагировала бы на нее продвинутая аналитическая программа, но могу предположить, что робот не самоликвидировался бы, а попросту «завис» (т.е. задумался бы ОЧЕНЬ надолго). И вылечить его можно было только полной перезагрузкой с исходными параметрами — попросту говоря, со стиранием памяти. Понятно, что автор глубоко в логику поведения автоматизированных систем не вникал, а просто применил к роботу алгоритм поведения человека в похожих условиях, приравняв его «разум» к разуму несмышленого ребенка. Получилось интересно, но совершенно неправдоподобно. ----------- РЕЗЮМЕ: поучительная история от капитана Кёрка — как следует вести себя со спятившим искусственным интеллектом, чтобы при этом остаться в живых. Все ученые хлопают себя ладонью по лбу и кричат в стиле Станиславского: «Не верю!» | ||||
| ||||
«После знания» [Цикл] |
| |||
Vladialivan, 18 апреля 2023 г. в 20:12 | ||||
Необычный цикл, автор считал его трилогией. Все произведения цикла совершенно разные по жанру. «Доктор Мирабилис» – исторический роман, посвященный Роджеру Бэкону, английскому философу, естествоиспытателю, монаху-францисканцу, жившему в 13 веке (насколько я знаю, на русский язык этот роман не переводился). Следующие два произведения – «Черная пасха» и «День после Светопреставления» (Джеймс Блиш считал их одним романом) – мистический философский роман о Конце света, который пошел не по Божественному плану, вопреки всем усилиям как черных, так и белых магов. И наконец, «Дело совести» – научно-фантастический роман о контакте. В этом романе религиозные убеждения, получив неожиданную поддержку от ученых-атеистов, становятся в противоречие с моралью и нравственностью. Кстати, роман «Дело совести» тоже вышел в двух частях: первая в 1953 году, а в 1958 – полная версия романа, получившая «Хьюго» за 1959 год. И примечательно, что в 2004 году первая часть романа получила ретроспективную премию «Хьюго» за 1954 год в номинации «повесть». Таким образом, по моему, это уникальный случай, когда фактически одно произведение получает две премии «Хьюго» с разницей почти в 50 лет. Подробно по каждому произведению цикла я писал отдельные отзывы. Здесь же, подводя итог, могу сказать, что это не простой цикл, произведения очень разные, иногда довольно тяжелые, и, по словам автора, «все они посвящены художественному осмыслению различных аспектов одной древней философской проблемы». Я бы советовал начать читать с конца: если одолеете «Дело совести», то можете пробовать двигаться дальше. | ||||
| ||||
«Города в полёте» [Цикл] |
| |||
Vladialivan, 04 апреля 2023 г. в 15:35 | ||||
Однажды довелось где-то прочесть, что Джеймс Блиш – самый недооцененный фантаст 50-х годов. Ну что ж, в таком случае, тетралогия «Города в полете» – самая переоцененная книга самого недооцененного фантаста. Читал в толстом «альтерпрессовском» издании (серия ЗСЗФ в черном супере), которое попалось мне на книжном развале лет 8-10 назад (а до этого долго было в персональном списке желаний). Общее впечатление – одно из самых больших моих разочарований в фантастике. Более-менее читабельными являются первые два романа (по хронологии): «Звезды в их руках» и «Жизнь ради звезд». Центральный роман серии, «Вернись домой, землянин», алогичен и абсурден. Заключительный роман — «Триумф времени» — я осилил с большим трудом. Фактически, это не тетралогия, а цикл, состоящий из трилогии о приключениях летающего Нью-Йорка во главе с вечным мэром Джоном Амальфи, и примыкающий к ней отдельный роман, в котором рассказывается предыстория создания антигравитационного двигателя и лекарства против старения. У каждого уважающего себя фантаста есть персональная «история будущего». Это – История будущего по Блишу. Довольно фундаментальный подход, 3-е тысячелетие расписано достаточно подробно, автор не стесняется называть конкретные даты предстоящих событий. Примечательно, что в отличии от многих других футурологов, Джеймс Блиш не думал, что нас ожидает «конец истории» после установлении всемирной либерально-западной гегемонии на веки вечные. Например, по Блишу, в 2022 году должно было произойти прекращение соперничества Западного блока и СССР, за которым последовало постепенное снижение роли Запада до его окончательного падения в 2105 году, после чего на базе СССР будет установлено тоталитарное всемирное Бюрократическое государство, которое в свою очередь просуществует до 2522 года. Вот такой прогноз, поживём — увидим, как говорится... По научной составляющей, безусловно, один из самых мощных образцов в SF, однако: во-первых, соответствует уровню знаний 50-х годов 20 века, а во-вторых, автор не знает чувства меры – научная составляющая чрезмерно избыточна. Приключения и интрига: примитивны и предсказуемы, практически не вызывают интереса; поступки героев зачастую не логичны, иногда автор объясняет их «интуицией». Общий эмоциональный фон произведения – от легкой меланхолии до тотальной депрессии в финальном романе. В итоге возникает риторический вопрос: и зачем я потратил столько времени? Для полноты картины по фантастике 50-х годов прочитать можно. Но, если чувствуете, что «не идёт» – бросайте, особенно ничего не потеряете. | ||||
| ||||
«Вернись домой, землянин» |
| |||
Vladialivan, 02 апреля 2023 г. в 18:13 | ||||
Космическая опера с элементами абсурда. Изначально интересная идея автора о летающих городах оказалась загублена ужасным исполнением. Одним из наиболее раздражающих моментов в книге оказывается нарушенный, точнее, практически отсутствующий хронометраж: невозможно понять – сколько времени прошло между событиями, описываемыми в соседних абзацах (что уж говорить об отдельных частях романа). Следующий неприятный момент, это нарушение причинно-следственной связи: например, то говорится, что Земля – забытая отсталая планета, то вдруг она становится центром галактической цивилизации, источником всемогущей «космической полиции». Такая «забывчивость» автора наблюдается по всей книге, куда не посмотри. Сюжет романа условно можно разбить на 4 эпизода: на планете Утопия, затем события на планете Он в Провале, откуда герои чудесным образом переносятся в «скопление Служителей», и после «похода» на Землю скрываются в глубинах Магелланова облака. Вроде бы, есть, где разгуляться фантазии. Но! Даже если абстрагироваться от всех анахронизмов (логарифмические линейки и глубокомысленные рассуждения о преимуществах транзисторов над ламповой электроникой), если не принимать во внимание полит-экономические бредни автора, а попытаться просто насладиться приключениями – то и тут Вас ожидает фиаско. Происходящее на страницах книги зачастую не просто не логично, а иногда бессмысленно. Вот один из примеров, цитата: «Говорил он по-русски. Этот давно умерший язык когда-то господствовал на Земле. ...Потеряв в ходе чудовищного допроса язык, он пытался изъясняться искусственным способом, что получалось у него совсем неплохо…» — каким образом пленник говорил «по-русски» без языка, да ещё и «неплохо»? Вот это матерый человечище! Или вот еще пример, читаем: «…Земляне никогда не узнают об этом; полет далекой планеты так и останется в их истории незначительным, ничем не примечательным эпизодом». Но уже через страницу мы видим прямо противоположное утверждение про описываемое событие: «Земляне будут преследовать планету до тех пор, пока она не выйдет за пределы галактики. Если бы мы остались там, они не отвязались бы от нас» — как-то совсем не вяжется с «незначительным эпизодом». Подобные «перлы» в изобилии встречаются на страницах книги, и у вас голова будет идти кругом, если попытаетесь хотя бы просто разобраться в сюжете. Я уже упоминал, что невозможно оценить хронологию книги: в авторском предисловии говорится о 2 тысячах лет, но по тексту постоянно встречаются разные оценки времени – то столетия, то тысячелетия. Из того же предисловия становится понятно, что автор сделал роман из первоначального рассказа, который стал заключительным эпизодом книги (события в Магеллановом облаке). По моему мнению, итог такой переработки крайне печальный. Читается все это с трудом, и зачастую воспринимается нагромождением горячечного бреда. Тем большее удивление вызывает тот факт, что в 2004 году та самая первоначальная повесть получила ретроспективную премию «Хьюго» за 1954 год. Возможно, за пафосную фразу в финале романа: «Земля – это не место, это – идея». Если бы автор ограничился повестью, может быть такая премия и была бы оправданной, а так: миллион слов не о чем, и одна маааленькая спорная идея в конце. Не рекомендую. Достойный претендент на худший образец космической оперы, который мне доводилось видеть. | ||||
| ||||
«Расплата» |
| |||
Tullma, 10 февраля 2023 г. в 13:22 | ||||
Ничего не поняла, если быть откровенной, очень много научно-медицинской информации, которая что-то может объяснить только специалистам, ну или надо залезать в справочники и пытаться понять, что вообще все это значит и в чем тут смысл. Персонажи рассказа, разговаривая на языке терминов что-то понимают, а ты как будто стоишь рядом и слушаешь какое-то «бу-бу-бу» и не понимаешь ничего, видишь только эмоции на лицах, то они огорчаются, то удивляются, то радуются. И по сути ты вроде бы понимаешь общий смысл, но нить ускользает и тебе просто не интересно. В-общем, понятно, что две стороны воюют, что случился апокалипсис в результате войны, что люди живут под землей и конечно им хочется на поверхность, но туда нельзя, т.к. люди там не выживут. Как я понимаю, виновато даже не ядерное оружие, а биологическое — искусственные вирусы и патогены. Человека можно преобразовать так, чтобы он был не восприимчив. И это понятно, но вот дальше становится не понятно ничего. Военные что-то обнаружили в одном из политиков такое, что решило их проблему (какую?), что убьет политика (и что?), что должно отравить машину преобразования (как?), но оно не отравит машину преобразования (почему?), и все остались при своих (и дальше то что?). В чем смысл? Где я должна удивиться или восхититься идеей? Что произошло вообще? Увы, слишком плохо, чтобы это рекомендовать, разве только генетикам, гемотологам, биологам или медикам, которые поймут может быть в чем там соль. | ||||
| ||||
«Дело совести» |
| |||
god54, 15 января 2023 г. в 11:02 | ||||
Сразу хочу сказать, что роман не для каждого любителя фантастики. Читать его трудно и сложно. Перечитать необходимо минимум два раза, чтобы хоть что-то понять. Огромное количество размышлений, философий, именно множественное число, которые противоречат друг другу... В этом есть своя особая прелесть. Но я опять же скажу, не для всех. Мне было сложнее, я атеист, а потому Рай, Ад, Бог, Сатана для меня аллегории, чтобы показать, что Человек есть Бог и Сатана в одном лице, черное и белое, убивающее и возрождающее, только в этом есть движение, нет Рая, нет Коммунизма, есть движение, лишь оно вечно, как вечен поиск. Так что решать каждому в отдельности, особенно сегодня, когда две стрелки часов сошлись на цифре 12... | ||||
| ||||
«Чёрная пасха» |
| |||
neli mustafina, 24 октября 2022 г. в 20:11 | ||||
Не буду полностью раскрывать сюжет — он хорошо описан другими, только выражу своё мнение. Книга в общем-то о том как опасны игры с оружием. Магия и колдовство здесь — некий прием, позволяющий писателю открыть ящик Пандоры и описать последствия этого. Четыре «всадника апокалипсиса» — богатейший оружейный магнат в погоне за «знанием» как заработать больше денег и заодно уничтожить конкурентов (и братца) обращается за помощью к магу. Монах, владеющий белой магией видит нехорошие сны, пытается остановить (или наблюдать «как бы что не вышло»). Помощний магната, страдающий эротоманией и сам маг Уэбб...вот эта четверка и разверзла ад, который перебрался на землю (интересно что Блиш метко поместил ад в самое «туда» — в США...в Долину Смерти. Эзоповым языком автор показывает истинных зачинщиков Армагеддона: оружейных магнатов, политиков, церковь — в данном случае Ватикан, (но и любая религия, увы, да простят меня верующие- народ отупляет, разделяет и сеет раздор), шарлатанов и просто испорченных людей... «....«дипломатия» Бэйнса состояла главным образом в раздувании локальных конфликтов и гражданских войн. Даже это оказалось весьма щекотливым делом; в невероятно запутанной политической обстановке игра в национализм могла привести к неожиданным результатам, потому что трудно предсказать заранее, не будет ли некая развивающаяся африканская страна представлять чрезвычайный интерес для одной или нескольких держав (когда-нибудь, конечно, они все станут ядерными державами, и тогда военная политика определенно упростится и формализуется)» Еще проскользнуло такое, на что я обратила внимание: Создавались фирмы и они «...специализировались на предсказании политических и военных конфликтов и их возможных последствий (некоторые из этих специалистов оказывались столь экстравагантными, что требовали привлечения к сотрудничеству независимых писателей-фантастов)...» Кстати, вам известно ли то, что ЦРУ пользуется услугами фантастов, курирует их, может и цензурит, а также систематизирует и занимается своей собственной футурологией? Поражаюсь всегда тому как разные фантасты разных стран «кличут на наши головы армагеддон», то ли пытаясь напугать, то ли приблизить его неминуемость. Это произведение, при всей его кажущейся мистичности, АНТИВОЕННОЕ. И как жемчужины в груде слов о демонах сверкают фразы (привожу пример): «В любой войне каждая из противоборствующих сторон утверждает, что победит именно она...» Или вот еще: «...открытие ядерного оружия предопределено свыше. Заметьте: естественный отбор перестал играть существенную роль для человечества, с тех пор как оно установило контроль над окружающим миром и начало заботиться о жизни своих слабых представителей, что дало возможность сохраняться дефектным генам. Поскольку естественный отбор прекратился, осталась единственная форма давления на вид — мутации. Искусственная радиоактивность, в том числе, конечно, и радиоактивные осадки могут явиться ниспосланным свыше путем восстановления эволюции человека…» — эта речь вложена в уста НАТОвского генерала... Конечно цензура или убеждение самого автора не позволили точно указать на истинную причину войны — капитал на крови, торговля оружием, война за сырье, рынки сбыта и самое главное — КАПИТАЛИЗМ...и в войне этой (и не только в этой, а в любой войне — НЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Заканчивается все неожиданно и банально : Антихрист в ужасе от людских нравов скрывается в Ад, Мессия так и не явился...а умер ли Бог — остается под вопросом. | ||||
| ||||
«Поверхностное натяжение» |
| |||
a0001, 22 января 2020 г. в 21:34 | ||||
Микроскопические подводные люди, питающиеся сине-зелеными водраслями и размножающиеся спорами, разве это не фантастика? Именно такое чудо придумали терроформаторы потерпев аварию на новой планете. От первых боев с «инфузориями» до выхода на поверхность такой путь проделали эти человечки. Интересно? Захватывающе? конечно! Одно не понятно, зачем надо было заражать невинную планету со своим устоявшимся укладом жизни человеческими спорами... | ||||
| ||||
«Поверхностное натяжение» |
| |||
ужик, 23 октября 2019 г. в 10:24 | ||||
Ох уже фантасты старой школы! Сколько веры в человечество, в его способность преодолеть любые преграды, реализовать любую мечту, каснуться звезд, нырнуть на самое дно океана, заселить всю Вселенную и отдать жизнь во имя будущего! М-да... Чего-то современным авторам явно не хватает... Повесть рассказывает, в общем, о стремлении и способности человечества совершить невозможное и заглянуть за горизонт — « а что там такого интересного?». На планете Гидрот терпит бедствие исследовательский корабль и уцелевшие космонавты, которые скоро погибнут, создают новое человечество — крохотное, с перепоночками, способностью впадать в зимнюю спячку и жить в пресных водоемах. Через 16 поколений новое человечество на пороге великого свершения — создан корабль, способный покинуть пределы родной лужи и расширить представления об окружающем мире. Сложно ругать повесть, написанную аж в 1956 г, но стоит, наверное, указать на недостатки 1. Весьма странный механизм передачи научных знаний, языка, многих личностных черт новым людям, которую автор объясняет юнгианской теорией бессознательного. 2. Мне показалось странным выбор ореола обитания нового человека — пресный водоем. Может, научные знания земной цивилизации, которые каким-то непостижимым воздушно-капельным образом передались потомкам, и приспособлены к работе в газовой атмосфере, см. металургию, химию и т.д. Но планета в основном состоит из океана. Не логичнее ли все-таки новым людям селиться в соленой воде и, собветственно, приспосабливаться именно к этой стихии, а не выходить на сушу, как их запрограмировали создатели? 3. Это моя личная претензия. Вот почему научная экспедиция заканчивается спасением голой красавицы? Ну неужели без местной Деи Торис повесть бы не обошлась?! Из достоинств: 1. Вера в человечество. 2. Интересная идея. Даже не так, очень интересная идея! 3. Талант автора, благодаря которому за экспедицией кораблика длинной 2 дюйма (5 см) следишь с замиранием сердца. В целом, повесть интересная. Думаю, ее стоит прочесть хотя бы для того, чтобы познакомиться с чем-то новеньким, оригинальным, позабытым современными писателями. Или чтобы поностальгировать о той фантастике, где человечество широко распахнутыми глазами глядело в будущее. С предвкушением. | ||||
| ||||
«Би-и-ип!» |
| |||
olpo70, 15 июня 2017 г. в 21:16 | ||||
Рассказ очень специфический. Но несомненно заслуживает самой высокой оценки. Это прекрасный образец высококачественной «твердой» НФ. Всем кто любит науку и просто всем любознательным будет очень интересно. Да таких немного. Большинство читателей любят полегче. Я тоже к ним отношусь, но надо быть справедливыми. А ещё все научное объяснение обернуто в авантюрно- детективную упаковку и поэтому вполне читабельно и таким как я. | ||||
| ||||
«Произведение искусства» |
| |||
Dimova, 30 мая 2016 г. в 09:11 | ||||
У каждого времени свои герои и судя по тому, какими людьми восхищается общество на тот или иной момент, можно судить о нравах того мира. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Главный герой пытался создать произведение искусства, не понимая что произведением искусства является он сам. Людей не волновала музыка, их интересовал эксперимент. Искусство психоскульптуры удивительно,однако очень жестоко. Жестоко по отношению к личности,которую создавали.Ведь когда к Штраусу пришло осознание того,что мир не нуждался в его музыкальном гении, единственное о чем он сожалел это то ,что не успеет «положить те стихи на музыку». Стих, смысл которого,полностью отражал суть происходившего: ...Души людей великих По временам сквозь нас проходят И растворяемся мы в них, и наша суть Лишь отражение их душ... А великими людьми той эпохи были ученые психоскульпторы,которые создавали искусственные личности ради эстетического удовольствия. | ||||
| ||||
«Маникюр» |
| |||
MarchingCat, 04 августа 2015 г. в 20:51 | ||||
Яркий пример того, что при любом режиме найдутся его противники, всевозможные подпольщики. А среди них всегда достаточно высокий процент сильных духом людей, способных на самопожертвование ради свободы (или иной идеи). И способы борьбы, методы передачи данных и прочее меняются вместе с ростом технологий. Рассказ просто как эпизод одной из ситуаций в вечной «игре» полицай-подпольщик. Но написано хорошо, интересно. | ||||
| ||||
«Добро пожаловать на Марс» |
| |||
romanpetr, 16 марта 2015 г. в 22:19 | ||||
Вот Вам на пересуд и «Добро пожаловать на Марс!» — роман известного писателя-фантаста Джеймса Блиша! Читал этого писателя не столь много, как хотелось бы, а те редкие , читанные в Советские годы повесть и рассказы оставили крайне позитивные воспоминания. Новый роман относится к более позднему творчеству автора, но само повествование проглядывает под собой, гораздо более что-то раннее, и является знакомством с ранее не публиковавшемся, или даже скорее, завалявшемся в столе писателя из архива не изданных вещей. Дикого восторга при прочтении не испытывается,а в начале даже наоборот, повествование вызывает некое недоумение о серьезности всего описанного. Только закончив чтение романа, сделал для себя вывод о наивном посвящении произведения молодому поколению, ибо автор «свято верил» в молодежь думающую, испытывающую жажду к научным открытиям, а не в молодежь хиппующую, жаждущую только развлечений, и встречи с неизведанными транквилизаторами и прочими наркотиками... Очень молодой человек , но не по годам умный, (А)Дольф Хэртель открывает явление анти-гравитации и (вот вообще не смешно!) в упаковочном ящике(!!!) с иллюминатором(!!!!) и внутренней заделкой швов эпоксидкой(!!!!!!!), а также мешочками с воздухом для дыхания, предпринимает авантюрное путешествие на Марс! И у него это получается — он достигает цели, правда, при неудачной посадке лопается лампа 6BQ5 и он остается обречен на проживание на Марсе. Но не тут-то было: во-первых, у нашего смельчака — куча сподручных вещей в кармане и, Бог знает, как все это уместилось в корабле-коробке! (прямо — Робинзон Крузо какой-то!); во-вторых, его подруга Наннет, видевшая и участвовавшая в экспериментах воссоздает его анти-гравитационный аппарат(Умная девочка,однако!!!) и спешит на помощь к Дольфу на Марс без всякого снаряжения и забрав с собой все дневники изобретателя, единственно, что оставив записку, как Малыш у А.Линдгрен — «Я на верху у Карлсона!», а здесь — «Мы на Марсе. Привет родителям!» Честно говоря, более дурацкого развития сюжета я не ожидал! Уж, очень все примитивно! Опять же, похоже что, Блиш начал писать это в 40-ых, а докончил в более осмысленных 60-ых. Для любителей марсианских хроник Э.Берроуза этот роман — то что надо! Но у искушенного читателя вызовет двоякое впечатление от прочитанного... Герои Дольф и Наннет — ух, как я ожидал от молодых сердец и тел, какого-то яркого эротического влечения и действия, погрязли в рутинных пуританских отношениях, что абсолютно не добавляет произведению пикантности. Тут бы добавить перо Ф.Х.Фармера и палитра Марса растеклась бы многокрасочным сюжетом. Ан — нет! «Суровый» Блиш в после-берроузовских тонах! Поцелуй героиней героя напоминал шлепок лаптя в стену! Конечно, есть тут чего интересное тоже посмотреть: и пейзажи неприветливого Марса, и описание песчаной Марсианской зимы, и контакт с местными аборигенами, новоявленными марсианами, и тайны бывших , высоко-цивилизованных хозяев Марса, и отчаявшиеся на Земле родители, организовавшие акцию по спасению детей — все это составило немного наивный, но все же добрый, роман одного из ведущих авторов НФ 1950-х годов, в значительной степени недооцененного современниками. | ||||
| ||||
«ФОК» |
| |||
grigoriy, 28 декабря 2013 г. в 13:14 | ||||
Прежде . чем немного коснуться содержания книги. я хочу сказать, что это настоящая Литература. Мы-коллекционеры и любители фантастики- знаем, что фантастика-далеко не всегда литература. Нагромождение инопланетных реалий , сплошной экшн или безудержное жонглирование антинаногипермега-терминами и им подобными зачастую составляет основу фантастического произведения. Так вот «Фок»-произведение иного плана.Появление на Земле инопланетного существа с необычными свойствами-это лишь причина появления массы проблем для США-где корабль пришельца приземлился. Попытки решить эти поблемы-как установить сущность пришельца(живое существо,робот или нечто иное), как войти с ним в контакт . как помочь ему- и другие -высвечивают характеры действующих лиц и не в меньшей степени нравы американской бюрократии. Книга читается с интересом. Тщательность в описании деталей- похожая на стиль Хейли) , неожиданность поворотов сюжета-особенно после просьбы пришельца-делают чтение неотрывным. Я не поставил 10 только потому, что меня не убедила концовка-способ выполнения желания пришельца-ФОКА- не показался мне убедительным | ||||
| ||||
«Куда не ступала нога человека» |
| |||
god54, 19 мая 2012 г. в 21:41 | ||||
Как это не парадоксально, но опять вполне хороший рассказ, динамичный, напряженный и в сочетании с хорошей фантастической идеей. Сверхлюди, люди превращаются в богов, новый этап в развитии человека и т.д. Этому посвящены многие фантастические произведения, но в данном случае описывается вполне оригинальный сюжет, главное в котором, то маленькое дикое «я», котрое живет в каждом человеке и может легко вырваться наружу. Написано интересно и читается с удовольствием. | ||||
| ||||
«Козырной валет» |
| |||
CharlieSmith, 16 декабря 2011 г. в 02:41 | ||||
Дэнни Кейден работал в газете, посвященной проблемам пищевой промышленности, и возглавлял отдел, описывающий разнообразные способы упаковки продуктов. Он вдруг стал слышать звуки предстоящих катастроф…Ну чем не фильм «Пункт назначения 5» вместе с «Люди X»…Как оказалось, он мог найти потерянную вещь, как бы представляя, как человек ее находит. Более того, он стал слышать голоса со словами «…Я этанирую напряжение….Порог пройден…Пусть соискатель побережется»…Не придавая значения своему «дару», Кейден Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) .Это уже чем-то напоминает «Матрицу». Начиная с прыжков по сериальным уровням, я уже перестал все понимать, а тем более мысленно представлять. Наверное, это все очень интересно, но я был раздосадован… Как-то все сложно и суховато. На мой взгляд, 7,3 баллов (значит, 7).в одной из статей указывает (предсказывает) штраф одной из компаний, оплачивающей услуги газеты, в связи с монопольным сговором о фиксации цен, что могло нанести (нанесло) урон деловой репутации, а может быть и спровоцировало предсказываемую проверку антимонопольных органов… Дэнни увольняют… Рискованная попытка заработать на бирже удалась, но к Дэнни пришли «отследившие это люди»…Посещение медиума… «Имеющие дар говорить с потусторонним… Обладать Зрением – великий дар…». Посещение Общества психических исследований культа фортианцев (Чарльз Форт), других организаций и людей, связанных с парапсихологией, сверхчувственным восприятием, которые казалось бы очень доброжелательно относятся к Дэнни…Дэнни просят оставить арендуемую квартиру…Пришли из Комиссии по ценным бумагам и ФБР. Девушка Марла, желающая подзаработать, ее брат-верзила, его убийство в квартире Дэнни в его отсутствие…Эксперименты с оборудованием, психокинез…Бандиты из букмекерского притона похищают. «на кого ты работаешь?». Избиение, бегство с помощью пси-способностей, уже левитации.. Резонатор. Шон и Тейлор (фортианец) оказывается все знали… «Настоящие пси-люди – не те церемонные преступники из ОПИ – добровольно организованы по всему миру». Козырной король. Триллер…Козырной туз. Попытка вызволения Шона из застенков Братства. Скачки по уровням сериального мира…сигма-последовательностям… будущая война с Братством… говорящая машина…следующий квантовый уровень уже не Земля – там Земля испарилась… | ||||
| ||||
«Произведение искусства» |
| |||
god54, 30 августа 2009 г. в 11:44 | ||||
Казалось бы стандартный ход, который использует автор: оживление гения (Штраус) для получения новых произведений. Но далее следуют совершенно новые ходы, которые я ранее не встречал в литературе НФ. Это понятие психоскульптуры — вселение личности человека в существующую личность : «Эта их психоскульптура – достаточно утонченный, на уровне века, вид жестокости; но само по себе стремление к такого рода вещам существовало всегда. То самое стремление, которое побуждало Рембрандта и Леонардо превращать трупы в произведения искусства». И второй вывод, которого ранее не было, не то что «оживленный человек» не может приспособиться к новой жизни, а то что он не сможет создать чего-то нового: «Он и так подшутил над собой, этот скульптор: он сумел подделать великого композитора, но никогда не поймет, насколько пуста музыка, которая будет теперь храниться на лентах стереовидения». Такие нестандартные ходы наверное всегда отличают писателя с большой буквы от просто писателя. | ||||
| ||||
«Возвращение в завтра» |
| |||
Darth_Veter, 19 января 2025 г. в 23:22 | ||||
Экипаж звездолета Enterprise получает необычный сигнал бедствия, пролетая мимо одной из совершенно мертвых планет. До людей не сразу доходит тот факт, что сообщение с планеты поступает не по радиосвязи, а напрямую в мозги людей. Некий Саргон убеждает капитана Кирка перейти на стандартную орбиту вокруг планеты, а потом и опуститься на ее поверхность — точнее, телепортироваться в таинственные глубины планеты... Очередная авантюра «Звездного пути» рассказывает нам о могущественном разуме, уцелевшем после глобальной катастрофы, что случилась на дальней планете около 600 тыс. лет тому назад. Могущество этого разума вышло ему «боком»: жизнь на планете уничтожена, а из находящихся в тайном убежище выжило всего три личности (причем, одна их них — явно «троянского» толка). И снова автор сценария намекает нам на то, что научно-технический прогресс не всегда означает благосостояние населения. Человеческая натура остается верной себе в любом обществе — начиная от первобытно-общинного и кончая сверхразвитым обществом далекого будущего. Зависть, гордость и желание первенствовать будут присущи человечеству на протяжении всей его истории — таково одно из тяжелых наследий нашей эволюции. Когда-то это качество помогало человеку выжить в суровых условиях древнего мира, но в настоящее время оно становится якорем на пути прогресса и развития. Полностью освободить человеческую психику от этих атавизмов прошлого не представляется возможным — разве что подавить в себе самовнушением. Но на это способны только честные и сильные натуры. Поскольку подобных личностей крайне мало, грядущую катастрофу предотвратить вряд ли удастся — рано или поздно она всё равно произойдет. Недаром Большой Космос молчит, не откликаясь на наши призывы: вполне возможно, что в ближайших окрестностях Солнца уже ничего живого не осталось. Не исключено, что возникновение жизни на Земле было своеобразной страховкой для высокотехнологичной цивилизации, стоящей на грани уничтожения. Она погибла в глобальной катастрофе, передав нам по наследству свои дефективные гены. Наступит момент, когда и мы сами должны будем заложить где-то такую же «страховку». Недаром Саргон называет землян своими детьми — явный намек на вторичность человеческой цивилизации. У меня возникает закономерный вопрос: научимся ли мы хоть когда-нибудь на своем и чужом опыте не наступать на лежащие вокруг в изобилии грабли? ------------ РЕЗЮМЕ: история встречи экипажа звездолета Enterprise с Предтечами, которая чуть было не закончилась для людей новой катастрофой. Похоже на своеобразное проклятие: всё, до чего дотягиваются человеческие руки, тут же оборачивается против нас самих. | ||||
| ||||
«Новейший компьютер» |
| |||
Darth_Veter, 19 января 2025 г. в 22:28 | ||||
Звездолет Enterprise избран командованием Звездного флота в качестве испытательной среды для новейшего компьютера М-5, созданного гением электроники Дэйстромом. В будущем эта машина должна взять на себя все функции управления космическими кораблями, заменив собой практически весь их экипаж. Мнения офицеров звездолета по этому вопросу разделились: если Спок с энтузиазмом поддержал новые веяния, то у Скотти и капитана Кирка появились вполне небезосновательные сомнения в их необходимости... Ох, уж эта наука! Ох, уж эти ученые... Вечно они торопятся, пытаясь подстегнуть и без того спешащий прогресс! Казалось бы, люди уже много столетий летают по Галактике на сверхсветовых кораблях. Чего тут совершенствовать? Но изобретателям от науки покоя не дает мысль о том, что в полете экипаж подвергается весьма высокому риску — особенно, экипаж корабля, находящегося в свободном поиске. Один мудрец как-то сказал, что попытка усовершенствовать идеальное всегда приводит к беде. Любому современному человеку ясно, что человека не сможет полноценно заменить ни один компьютер на свете — пусть и обладающий сверхвысоким интеллектом. Что, собственно, и произошло в данной истории. Компьютер (точнее, мультитроник-комплекс) М-5 очень быстро доказал приемной комиссии свою крайнюю ограниченность в суждениях, чуть было не погубив несколько звездолетов, включая и сам Enterprise. Если б на борту последнего не оказалось экипажа, никто бы даже не узнал, что там на самом деле случилось. Удивительно, как такое слабое во всех отношениях творение сумело без проблем дойти до натурных испытаний, ведь любая более-менее точная имитация тут же выявила все его слабые стороны! Понятное дело, тут мы сталкиваемся с самой натуральной сюжетной натяжкой (проще говоря, сюжетным «роялем»). Автору нужен был драматизм — он его и выдумал, нимало не заботясь о натурализме. Зато смог пощекотать нервы у впечатлительных читателей. А по этому поводу у всех сценаристов имеется особый «пунктик»: главное — поразить и впечатлить зрителя, не давая ему возможности включить свои собственные мозги. На экране подобное действо, вне сомнения, будет выглядеть очень эффектно. Особенно если учесть, что речь идет о сериале 50-60-х годов прошлого века. ------------- РЕЗЮМЕ: история об одном испытательном полете звездолета Enterprise, который чуть было не стал для него последним. Оказывается, даже гении иногда ошибаются, поскольку живут в идеальном мире, мало чем напоминающим реальный. | ||||
| ||||
«Программа «Семя» |
| |||
vorpol, 11 октября 2024 г. в 00:33 | ||||
Хорошее произведение, хотя таких историй с мутантами-адаптантами написаны сотни, первое что приходит на ум — «Ключи к ноябрю», по-моему Шекли? Отзыв решил оставить по другой причине — сюжет и действие заходило «на ура» до момента когда автор начал объяснять, кто главный злодей — управление транспорта — и как оно пришло к власти. У меня тут же возникла мысль — ну что за бред? И только увидев год написания — 1956 — все встало на свои места. Именно в 1956 президент Эйзенхауер начал строительство по-настоящему не имеющей аналогов сети дорог Interstate Highways, которые даже сейчас поражают воображение своими масштабами. Ну а в 1956-м у автора вполне можно создаться впечатление что эти дороги поработят всех и вся :) Это как если бы советские фантасты под впечатлением от БАМа писали бы как стройбат и жд войска МО СССР захватят власть и подчинят себе Союз. | ||||
| ||||
«Би-и-ип!» |
| |||
vam-1970, 11 марта 2024 г. в 16:18 | ||||
Твердая НФ с описанием неожиданных последствий революционного открытия. Читать скучно -стиль трудночитаемый, хотя начало очень интересное. Сюжет -предостережение: надо очень осторожно относиться к открытиям, прежде чем их запускать в жизнь. Можем получить нечто , уничтожавшее смысл существования цивилизации. В этом автор прав. Интересно ли жить, зная о своем будущем? Я думаю -страшно. | ||||
| ||||
«Дело совести» |
| |||
deepnight79, 17 января 2024 г. в 23:35 | ||||
Хорошо и грамотно, Блиш здесь неплохо так и приятно блеснул эрудицией, не превратив книгу в технический трактат. Первая часть (та, что переписана с «Аргументов совести»), где сюжетная возня происходит на инопланетянской планете, зашла на ура: высококлассно в миростроительский сеттинг, затягивающее, глубокомысленно, сильно и, чёрт возьми, серьёзно (это далеко не тот тыщь-пыщь-штаны-на-лямках, например, бестеровского «Человека без лица») – похоже, она и вытащила собственно весь роман в премиальный список. Вторая – про чужацкого детёныша, его жизнь, взросление и превращение в мессию-анархиста (привет Хайнлайновскому «Еретику», который парой лет позднее), по случаю осознания сколь абстрактная конструкция есть социум со всеми его рамками и плюшками. С провокаторством на противоправные деяния (а-ля сжигательство дворцов и ломание роялей-пианин) чужанец перегнул, чем и довыёживался в итоге. Здесь – подтяжка к основной мысле вышла несколько неряшливо (или автор не сумел), однако ж, сюжетообразующий сердечник налицо. В общем, по случаю этой книжки моё читательское мнение одобрительно кивает, дескать зачот, и отмечает, что в премиально-хьюговско-хронологическом порядке – сие есть первый литературный крупнотоннаж, действительно заслуживающий внимания (придурковатой креационистской, и всеуничтожающей одновременно, концовкой в заключительной главе условно можно пренебречь – ибо на тональность всея произведения не влияет нисколько). | ||||
| ||||
«Потому что мир пуст, а я коснулся небес» |
| |||
Darth_Veter, 19 октября 2023 г. в 16:42 | ||||
Двухсотмильный астероид, который корабль Джеймса Кёрка встретил в межзвездном пространстве во время своей очередной изыскательской миссии, на самом деле оказался искусственным небесным телом — попросту, космическим «ковчегом поколений», странствующим в безвоздушном пространстве более 10 тыс.лет. Население Йонады (так аборигены называли свой ковчег) деградировало до уровня древних египтян, считая, что их искусственный мир управляется всемогущим богом по имени Оракул. Как только трое космолетчиков с «Энтерпрайза» проникли внутрь астероида, запустилась целая цепь событий, круто изменившая жизнь его обитателей, а в особенности — доктора МакКоя... Довольно сильный по своей значимости сюжет, в котором раскрывается не только стремление людей к счастью и свободе, но и к искупительной жертве. Наверное поэтому в качестве названия рассказа взята немного перефразированная цитата из Библии. Традиционный вопрос, который ставит перед нами космическая экспансия звучит похоже: «Стоят ли полеты к звездам тех жертв, которые неизбежно будут в них принесены?» Десять тысяч лет — это вам не 500 дней на тренажере! Это почти что 300 поколений, из которых только последнее достигнет цели. Будут ли они готовы встретить ее, чтобы полностью реализовать задуманный план, или же окончательно деградируют, потеряв не только изначальное Знание, но и смысл своей жизни? Большинство фантастов сходится во мнении, что наиболее вероятным будет второе, а не первое. Хотя тут может скрываться небольшое жульничество: второй вариант предполагает более увлекательный сюжет, богатый на разного рода перипетии. По подобному пути в свое время пошли и Роберт Хайнлайн («Пасынки Вселенной»), и Брайан Олдисс (Non-stop), и Артур Кларк («Свидание с Рамой»). Не удивительно, что сценаристы «Звездного пути» также решили уделить данному вопросу свое экранное время. А чтобы усилить эмоциональное воздействие эпизода, в сюжет была внесена несчастная любовь, вспыхнувшая между главной жрицей Оракула и одним из членов экипажа «Энтерпрайза». Любовь, которая каждого из них излечила по-своему: одного избавила от физического недуга, а другого — от иллюзий. Конечно, в столь короткой истории она кажется несколько искусственной и приторно-пафосной, но всё же заставит читателя всерьез задуматься и о своей собственной судьбе. Потому что на нашей огромной планете мы тоже зачастую чувствуем себя самыми настоящими узниками, каждый день исполняющими никому не нужные ритуалы (например, поход на работу). Стоит ли такая жизнь того высокого смысла, который вкладывают в нее поэты, или..? ---------- РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как экипаж «Энтерпрайза» спас от смерти и рабства население встреченного им «ковчега поколений». Прочитайте и задумайтесь, с какой бы стороны вы сами мечтали оказаться в этой истории? | ||||
| ||||
«Мозг Спока» |
| |||
Darth_Veter, 14 октября 2023 г. в 17:34 | ||||
На звездолет «Энтерпрайз» было совершено неожиданное нападение с неопознанного корабля. К счастью, нападавшие не ставили своей целью захват судна или уничтожение его экипажа. После того, как команда пришла в себя, оказалось, что всё осталось на прежних местах. Кроме мозга помощника капитана Спока — он куда-то таинственным образом исчез... Не стоит удивляться произошедшему: сериал «Звездный путь» представляет собой целую коллекцию удивительный историй и поражающих воображение фактов. Подумаешь — у человека украли мозг! Кёрку совсем недавно и вовсе пришлось играть роль Бога. И ничего — справился, ведь... Так что и Спок без мозга не умер (сразу, по крайней мере). Потому что мозг у него изъяли по высочайшей инопланетной технологии. Экипажу звездолета придется посетить планету похитителей и изумиться ее архаичности, которая никак не стыкуется с высокими технологиями. В западной фантастике этот прием был одним из шаблонов, что описывал последствия упадка высокоразвитой цивилизации в результате какого-то глобального «дефолта». Правда, вызывает сомнение сам факт существования двух разноуровневых культур на одной и той же планете. На самом деле они бы обязательно «перемешались», как это показано в романах ван-Вогта «Империя атома» и Миллера «Реквием по Лейбовицу». Но не будем забывать, что данный рассказ представляет собой новеллизацию одного из эпизодов телесериала, где визуальный образ преобладает над разумом и здравым смыслом. Так что мужественные дикари и высокотехнологичные амазонки могут существовать в кадре одновременно. ------------ РЕЗЮМЕ: история о том, как Спок потерял свой продвинутый мозг, а Кёрк в его поисках открыл на Сигме Дракона деградировавшую в результате какой-то катастрофы цивилизацию. | ||||
| ||||
«Кинжал разума» |
| |||
Darth_Veter, 24 сентября 2023 г. в 16:33 | ||||
Как известно, звездолет Enterprise — своеобразная «затычка» для каждой бутылки в далеком будущем вселенной Star trek. Ни одно более-менее серьезное дело без его вмешательства не обходится. Вот и на этот раз у капитана Кёрка возникли «смутные сомнения» насчет правдивости сведений, полученных от директора и главного врача исправительной колонии на Тантале. Надобность в прямом контакте возникла из-за бегства на Enterprise одного из заключенных. Но при более детальном рассмотрении оказалось, что беглец был не заключенным, а первым ассистентом директора колонии... Сказка про очередного злодея-ученого, проводящего свои безумные эксперименты на окружающих людях. Этот безумец настолько нерасторопен и неуклюж, что легко соглашается на расследование дела сторонним человеком (Кёрком), после чего решается на новое преступление — прямое воздействие на сознание капитана знаменитого корабля с целью сокрытия преступления старого. Ну разве это не разумно? Ведь настоящие злодеи никогда не думают о последствиях своих поступков. Например, что экипаж звездолета может явно заподозрить что-то неладное в поведении своего капитана и принять ответные меры. Тем более, что Спок является телепатом и в одиночку способен всё понять и исправить. Да и МакКой тоже не профан в медицине и сможет отличить понос от геморроя. Так что Зло в очередной раз будет разоблачено и наказано. Будущему не о чем беспокоиться, пока на страже его интересов стоит Кёрк со своим неустрашимым экипажем. ----------- РЕЗЮМЕ: история разоблачения экипажем Enterprise'а очередного ученого маньяка, ставившего свои безумные опыты на обитателях исправительной колонии. Один из многообразных шаблонов западной фантастики во всей своей красе. | ||||
| ||||
«Би-и-ип!» |
| |||
Vladialivan, 20 апреля 2023 г. в 19:05 | ||||
Довольно интересная научная тема – рассказывается о некоем побочном эффекте от изобретения прибора для мгновенной передачи информации. Во вселенной Блиша такой прибор называется «передатчик Дирака». А побочный эффект заключается в том, что Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Можно принимать сообщения из будущего, т.е. отфильтровать и прослушать все сообщения, которые когда либо будут отправляться посредством этого самого передатчика Дирака. И на этой основе организуется некая всемогущая Спецслужба, которая контролирует всё и всех, но, прежде всего, занимается тем, что обеспечивает первую встречу будущих родителей людей, которые упоминаются в передачах из будущего. Т.е. это Спецслужба, основная задача которой заключается в том, чтобы «держать свечку». Это было бы романтично, если бы не было скучно: в данном рассказе количество околонаучных рассуждений действительно зашкаливает, явный перебор даже для Блиша. Это было бы интересно, если бы не было нелепо: почему это Спецслужба ограничивается только первым свиданием? Такой наивный детерминизм не выдерживает никакой критики – нужно ведь проконтролировать, чтобы отношения развивались дальше, чтобы произошло зачатие, ну а потом: ведение беременности, родовспоможение, ясли, дошкольное обучение, полезные кружки после занятий, институт, экзамены, сессия… Ух, сколько же работы для Спецслужбы… Довольно неинтересный фантастический рассказ – далеко не лучший у Блиша, но при этом с характерными для его творчества огрехами: попытки автора соединить хард-SF c любовной линией получились настолько неуклюжими, что оставляют после прочтения чувство глубокого недоумения. | ||||
| ||||
«Ни железная решётка...» |
| |||
Vladialivan, 18 апреля 2023 г. в 19:14 | ||||
Небольшая повесть 1959 года. Смешались в кучу кони, люди… космонавты... Итак, первый экспериментальный полет звездолета нового типа. Это ведь так логично – сразу набить туда кучу людей, и ни разу ничего предварительно не проверив, нажать кнопку «пуск» (а кто-то «Старшип» никак запустить не может). В результате корабль попадает внутрь атома, и капитан, взяв с собой для компании самую симпатичную пассажирку, предпринимает высадку на электрон. Далее сюжет пошел в разнос и трудно поддается осмыслению. Нет, не подумайте, ничего «такого» у капитана с этой пассажиркой на электроне не было. Просто в маленькую повесть напихано столько обрывков сюжетных линий (от серповидноклеточной анемии до поиска утечек воздуха), что хватило бы на целый роман… или даже трилогию… пенталогию… Но, не стоит судить строго и придираться по пустякам: романтику космических первопроходцев заказывали – получите, с этим у повести полный порядок. (А «Старшип» давайте уже, запускайте). | ||||
| ||||
«Чёрная пасха» |
| |||
Vladialivan, 15 апреля 2023 г. в 18:49 | ||||
Джеймс Блиш – певец апокалипсисов. Причем, не тех комиксовых зомби-апокалипсисов, ставшими популярными в последнее время, а Настоящих, которые с Большой буквы. После которых, словами Блиша: «мир без конца и конец без мира». И сейчас, когда на часах, запущенных в 1947 году, уже почти полночь, такая книга не может не вызывать трепет. Роман «Черная пасха» можно отнести к жанру темного фэнтези, а можно и к романам-предупреждениям, все будет зависеть от точки зрения читателя. Но, если это предупреждение – то кому и о чем? Вроде бы, все предупреждения довольно прозрачные: безумный оружейный олигарх нанимает черного мага, для вызова сонма демонов из ада, которые, не долго думая, устраивают ядерный Армагеддон. Но зачем оружейному барону вызывать демонов, разве самого по себе ядерного оружия недостаточно, чтобы устроить конец света? Олигарх Бэйнс так объясняет свою прихоть. «Есть только два основных типа людей, которые занимаются продажей оружия: к первому относятся те, кто не имеет совести и рассматривает бизнес как средство получения большой прибыли, чтобы использовать ее для чего-то другого…, а также те, которые имеют совесть, но не могут устоять перед деньгами или знанием... Второй тип составляют люди вроде меня — те, кто действительно получает удовольствие от управляемого разрушения и хаоса. Нас едва ли можно назвать садистами — разве только в том смысле, что каждый настоящий художник садист, поскольку проявляет большой интерес к страданиям — не только к своим собственным, но и к чужим, — ради конечного результата. И инженеры бывают такие же.… Эту категорию я знаю гораздо лучше, чем художников, и, уверяю вас, большинство из них не сделают ничего нового, пока не получат некий толчок от разрушения старого. Обычный грабитель с пистолетом гораздо менее опасен, чем инженер с куском динамита. Однако в моем случае, как и в случае с инженером, ключевым словом является «контроль» — и в оружейном бизнесе оно выходит из употребления благодаря ядерному оружию». Далее, можно рассматривать роман как предупреждение о том, что как-бы научный, по сути, эксперимент вышел из-под контроля. И вроде бы всё становится понятно, и логично, но… Но мне книга в целом не понравилась. Нет, даже не так: книга мне Очень Не Понравилась. После прочтения остается такое, знаете ли, послевкусие… как будто бы Вы съели что-то нормально пахнувшее и выглядевшее, но в результате оказавшееся не свежим. Даже более чем не свежим, совсем даже протухшим. Во-первых, аргументация оружейного магната показалась мне не правдоподобной и притянутой за уши, особенно в части сравнения художников с инженерами, жаждущими разрушения. Так что просто не верится, что Бэйнс решил вызвать демонов ада ради самоутверждения. (Я сам будучи инженером, уверенно утверждаю: среди нашей братии стремление к созиданию является доминирующей чертой, в отличие от многих художников, особенно среди тех, кто посвятил своё творчество деконструкции мира или расщеплению сознания и духа. Так что тут я с Автором категорически не согласен). Далее, на протяжении всей книги автор с удивительным знанием дела описывает разнообразные ритуалы вызывания демонов: совершенно очевидно, что писатель перелопатил кучу литературы при подготовке романа. Более того, все эти ритуалы прописаны настолько живописно, и даже с такой… любовью, что удивляешься – откуда такие наклонности у писателя, который позиционирует себя в качестве агностика? Надобно сказать, что образ черного мага Уэра получился очень колоритным, и трудно вспомнить другое произведение, где многочисленные демоны, вызванные из ада, были бы описаны так подробно и тщательно. Так что местами это заставляет задуматься: а действительно ли книга является тем, чем пытается представить её автор? И наконец, финальная фраза, которую сказал дьявол – а какой смысл в этом, и можно ли ему верить? Да и вообще: каким образом может существовать и наш мир, и ад, и мир ангелов, если это действительно случилось? Хотя, конечно, это риторический вопрос, из сферы личного восприятия Бога, Мира и своего места в мире. Очевидно, что моё восприятие кардинально отличается от восприятия Джеймса Блиша. Но, другим читателям возможно понравится. Особенно, если Вы интересуетесь черной магией и всякой чертовщиной, или любите книги-предупреждения и разную апокалиптическую литературу. Кстати, по часам судного дня сейчас 1,5 минуты до полуночи, а в 1968 году, когда Блиш издал этот роман, они показывали без 7 минут. Да, тикают часики: тик-так, тик-так… И знаете, еще что хотелось сказать, когда будете читать эту книгу, помните: Бог не умер. Но, опять же, это только моё личное мнение. | ||||
| ||||
«Засеянные звёзды» |
| |||
Нортон Коммандер, 28 февраля 2023 г. в 11:48 | ||||
Идея о том, как в будущем человечество, модифицируя себя, приспосабливается к жизни на других планетах и сейчас выглядит оригинальной. Эта тема в фантастике до сих пор используется не так уж часто, а в 50-е годы, когда Джеймс Блиш написал эти произведения, стала и вовсе новаторской. Собственно, если не знать, что это сборник из 50-х, можно подумать, что он написан лет на 20-30 позднее. В повести «Программа засева» мы видим начало такого освоения вселенной — колонию генетически изменённых людей, способных свободно жить в атмосфере Ганимеда. Хоть повествование затянутое и местами скучное (возможно из-за недостатков перевода), идея и сюжет интересные. Рассказ «Нечто из верхнего мира» более экзотический. Действие происходит в другой звёздной системе, где изменённые люди, похожие на хвостатых обезьян, осваивают планету, покрытую обширными многоярусными джунглями. Повесть «Поверхностное натяжение» самая оригинальная и известная; она была известна ещё советским читателям. Здесь люди вынуждены были стать сопоставимы по размерам с бактериями, инфузориями и планктоном (и среди инфузорий в этом мире есть вполне разумные существа). Весь их мир представляет собой небольшую лужу, но за её пределами их ожидает множество открытий. Короткий рассказ «Водораздел» посвящён теме расизма — тому, как могут относиться друг к другу приспособленные люди и люди «базового» типа. Конечно, к твёрдой НФ эти произведения не отнести — в них не обошлось без условностей и неправдоподобностей. Но это именно те черты, которые не портят художественное произведение, а только помогают донести имеющиеся в нём идеи. | ||||
| ||||
«Знак с небес» |
| |||
Tullma, 19 февраля 2023 г. в 12:54 | ||||
И снова рассказ на тему холодной войны, человеческой психики и немного о пришельцах. На самом деле не ясно (лично мне), что за пришельцы, чего они хотели и зачем — тема не раскрыта. Основной рассказ касался поступков человека, попавшего в плен. Очень, на мой взгляд, рассказ похож на ещё один его же рассказ «Король на горе», общая суть та же — что будет делать человек, которому в руки попало «абсолютное» оружие? В «Король на горе» человек сошёл с ума и хотел выполнить воображаемый приказ во что бы то ни стало, в этом рассказе человек пытается решить свои проблемы и как раз стать этим королём горы. Смысл понятен — единолично человек, обладающий абсолютной властью, не способен принимать взвешенные решения, не несущие угрозу всему человечеству. Люди мелочны, жестоки, они обязательно будут пользоваться своим положением. Однако это касается не только одного человека, но и, например, одной страны. Карл Уэйд (главный герой) на мой взгляд был прав. Если корабль попадет в руки правительства одной страны, холодная война продолжится и возможно перейдет в стадию горячей, ведь если одной стороне конфликта удастся получить оружие, она непременно его применит в конфликте. Так же «сонная технология» вполне может быть использована и на простых гражданах, ведь больше контроля, не меньше. И здесь в итоге автор всё же отдает оружие в руки одной страны. Поэтому концепция рассказа мне не ясна. Я могла бы понять, если бы автор в рассказе настоял на том, что технология должна принадлежать всему миру, что благодаря внешнему вторжению закончатся конфликты и страны сообща начнут думать о безопасности всего человечества. Но нет, здесь этого нет. Абсолютное оружие по мнению автора видимо должно принадлежать хоть и не одному человеку, но непременно его родной стране. Идея рассказа мне хоть и ясна, но я не могу согласиться с итогом. | ||||
| ||||
«Город на краю Вечности» |
| |||
dl, 14 мая 2022 г. в 01:26 | ||||
Несколько скомканная новеллизация одного из самых известных эпизодов первого сериала из вселенной «Звёздного пути». Первоначальный сценарий был написан Харланом Эллисоном, но по пути на экран он был так переписан и отредактирован, чтобы уложиться в бюджет, что Эллисона с большим трудом удалось уговорить не снимать своё имя. Блиш попытался скрестить то, что считал лучшим в обоих вариантах, честно признавшись в примечании: «Первоначально это было блестящее, поэтичное произведение, и если теперь оно испорчено, вина целиком лежит на мне». Второе (после Tomorrow Is Yesterday) из ставших пугающе регулярными путешествий членов команды Энтерпрайза в прошлое с ловлей всех затронутых бабочек. И тот редкий случай, когда для исправления катастрофических последствий вместо традиционной борьбы с плохими парнями героям скрепя сердце приходится вмешаться в спасение во всех отношениях положительного персонажа. | ||||
| ||||
«День статистика» |
| |||
mputnik, 12 февраля 2022 г. в 19:19 | ||||
Какая несусветная наивность — прости, Господи. Почти полвека тому — почти одновременно с этим текстом — вышел фильм «Три дня кондора». Там, в оном фильме, спецслужбы скрывали одну страшную тайну, и — естественно — следили за тем, чтобы даже косвенные признаки её раскрытия не просачивались в печать. И — попутно — грохали всех, кто имел хоть какое-то отношение к оному просачиванию. Тогда — в силу склонности молодости ко всей и всякой конспирологии как таковой — был буквально ошарашен открывшейся мне «Правдой». И оное «ошарашиваете» имело место быть до той поры, пока на собственном опыте не убедился — какая же это полнейшая, абсолютнейшая, 100%-ная чушь. Если бы ты знал, уважаемый потенциальный читатель, насколько среднестатистический обыватель, со всеми своими нуждами, надеждами и проблемами — как выражается нынешняя подростковая тусовка — «глубоко по барабану» и спецслужбам, и смотрящим за спецслужбами и смотрящим за смотрящими. Если бы ты видел, уважаемый потенциальный, как ржут — расплёскивая коньяк из тяжёлых толстостенных бокалов в предбаннике за шикарным столом, опосля парилки — те, кто может служить реальными прототипами оных «работников спецслужб», коих господа литераторы возводят в статус «зловредных пастухов человечьего стада». Ржут над оными предположениями оных господ литераторов. Обыватель склонен преувеличивать собственную значимость. И — вероятность быть объектом некоего «внимания» со стороны сильных мира сего. То, что не представляет реальной ценности — по определению — не может быть и объектом интереса. В принципе | ||||
| ||||
«Произведение искусства» |
| |||
mputnik, 22 марта 2021 г. в 20:04 | ||||
Мало чего понимаю в музыке. Тем более — в классике. Вполне искренне почитаю за эстетствующих понторезов подавляющее большинство «завсегдатаев консерваторий». Звукоряд, способный «затронуть душу» — явление настолько редкое, что каждое проявление оного чуда можно запомнить, не прибегая к компьютеру. При этом опер, симфоний и песен эстрадных — в рамках оных чудес — примерно равные доли. Деление на «классику» и «нечто прочее» — повторюсь — из области лошадиных понтов и страха «искренности на грани фола». Так вот, уважаемый потенциальный читатель, перед тобой — шикарный артефакт Светлого Храма Фантастики, затрагивающий именно эту проблематику. Совершенно чудесное воплощение Логоса, упакованное во вполне современную академическую научную оболочку (несмотря на более чем 60-летнюю историю) и нашпигованное более чем здравыми и вполне себе оригинальными фантДопущениями. Это — редкость, уважаемый потенциальный. Таких текстов, способных сохранять «ясный ум и твёрдую память» в жестоком Потоке Времени — их очень и очень мало. Хотя бы уже только это — вполне достойная причина для прочтения | ||||
| ||||
«Поверхностное натяжение» |
| |||
Тигурий, 02 ноября 2020 г. в 00:31 | ||||
Свобода, смелость мысли автора породила совершенно непредсказуемые повороты и навороты сюжета. Конечно, у всего есть оборотная сторона. Эта повесть, возникшая в далёком 1956-м году, в наши дни более развитых наук может показаться излишне схематичной. Но любые упрёки в этом отношении нивелируются редчайшей красоты названием: «Поверхностное натяжение». Повесть действительно поверхностна, а её сквозная идея действительно натянута. Социальная организация существует на нашей планете у многих существ, почти лишенных разума. Даже у бактерий есть определённые зачатки общения и совместных действий путём синтеза опредёленных молекул. Не стоит недооценивать высоту человеческой социальности, развивающейся в тесном сплетении едва различимых инстинктов, триумфально громких традиций мышления и в высшей степени естественных языков. Наш разум — прекраснейшая и сложнейшая для нас вещь. Если бы простейшие обладали чем-то подобным, порог социальной организации, подобной человеческой, едва ли был бы для них непреодолим. В повести само их внимание к роду людскому предполагает слишком высокую степень разумности для той жизни, которую они ведут. Но, по счастью, роль микролюдей в организации единой цивилизации из разных микробов — не единственная изюминка повести. И натянутый гимн человеческому разуму с натянутыми обвинениями религиозности в насаждении безволия и фанатизма — это ещё не всё. У Джеймса Блиша полным-полно изюминок, нет, настоящих бриллиантов и алмазов неогранённых, блестящих идей, которыми он смело разбрасывается всю повесть. Одной из таких идей предстаёт само явление поверхностного натяжения в качестве еле преодолимой мембраны, отделяющей подводный микромир от надводного. Напряжение текста позволяет увидеть в первом моменте преодоления поверхностного натяжения средневекового путника, высунувшего голову за край мира и наблюдающего механизмы неба. Во втором, коллективном преодолении мембраны между водой и газом аллюзия со стартом ракеты доступна всем. Но не буду спойлерить попусту для ещё не преодолевших «Поверхностное натяжение». Хорошего чтения! | ||||
| ||||
«Дело совести» |
| |||
Нортон Коммандер, 15 июля 2020 г. в 18:07 | ||||
Роман любопытный, но в настоящее время он не кажется очень выдающимся. Главный герой — биолог и по совместительству священник-иезуит вместе с коллегами-учёными изучает населённую разумными существами планету, которая по невероятному стечению обстоятельств представляет собой то ли райский сад Эдем, то ли творение дьявола. В любом случае ни для землян, ни для жителей этой планеты — литиан — контакты добром не заканчиваются. Стиль у Джеймса Блиша своеобразный — в романе нет ни юмора, ни экшна, зато много пищи для размышлений. Напоминает немного сухую манеру письма Фрэнка Герберта, но без присущей ему психоделичности и многослойной филосоофии. | ||||
| ||||
«На Марсе не до шуток» |
| |||
Пешком домой, 06 июля 2020 г. в 15:57 | ||||
Короткий рассказ о двух журналистах, попытавшихся восстать против коррупционной схемы, которая ведёт к гибели коренного населения Марса. Три персонажа: первый — моралист, второй — сочувствующий, третий — циничный негодяй, искренне уверенный, что ему всегда и всё сойдёт с рук. Окончания у истории нет, потому она больше напоминает творческую модель для сборки «Дофантазируй сам». | ||||
| ||||
«Поверхностное натяжение» |
| |||
pava999, 30 октября 2013 г. в 21:49 | ||||
Не понимаю, почему у этого рассказа рейтинг 8.03. Единственное, что здесь есть из плюсов — сама идея. Когда я начинал читать, я ждал чего-то интересного, так как завязка была крайне интригующей. Описание борьбы с коловратками тоже довольно занимательны. А дальше пошла полная белиберда. Неужели автор не понимает, что психология людей, приспособленных к жизни под водой, должна существенно отличаться от психологии нас с вами. К тому же герои используют в своей речи такие фразеологические обороты, которые никак не могли возникнуть у подводной цивилизация (хотя, возможно, здесь «постарался» переводчик. Короче, типичная фантастика идеи, где о проработке внутреннего мира героев не может идти и речи. | ||||
| ||||
«Жизнь ради звёзд» |
| |||
god54, 11 декабря 2012 г. в 16:53 | ||||
Автор продолжает разрабатывать свое собственное открытие: города путешествующие среди звезд. Идея оригинальная, а по времени публикации вообще революционная. Кроме того, она позволяет соединить в одно целое невероятные космические приключения, посещения разных планет, торговлю и массу социальных элементов развития общества в замкнутом пространстве. В данном случае в центре судьба деревенского паренька Криса де Форда и его приключения в двух городах (Скрэнтон и Нью Йорк), приключения которого не только раскрывают характер главного героя, но и позволяют познать многие особенности жизни космических городов. Написано увлекательно, динамично, читабельно. | ||||
| ||||
«Звёздный путь 5» |
| |||
WDKeeper, 08 августа 2012 г. в 17:49 | ||||
Книга-антология «Звездный хирург» как по мне, особо ценна благодаря новеллам Стар Трек. Помню, был очень приятно удивлен, обнаружив их там, а было это в фактически доинтернетную эпоху, когда старый Стар Трек нельзя было просто так взять и посмотреть он-лайн. В наше время эти новеллы могут просто не найти понимания у требовательного и избалованного читателя, что и показывает низкая общая оценка. На самом деле — это живой дух времени, живой космический сериал 60-х, настоящее «как это было», когда люди еще хотели быть космонавтами. Также очень порадовала аннотация, особенно о том, как у съемочной команды хотели выкупить особо технологичные двери с мостика корабля... Кстати, в «Звездный хирург» вошли также новеллы и из других частей «Звездного пути», не только «Звездного пути 5»: «Лже-Маккой», «Потрошитель разума», «Бурлящее время» из первой части «Звездного пути». А «Дьявол» и «Последнее прощай» — точно не известно откуда, хотя «Дьявол», возможно, из «Стар Трек 4». | ||||
| ||||
«Реквием Мафусаилу» |
| |||
god54, 09 мая 2012 г. в 16:24 | ||||
Довольно поэтический рассказ о любви. И пусть о ней сказано уже столько много, а страницы фантастической литературы, как мне кажется, не место для таких тем, но в данном случае нашлась еще одна особенность этого чувства, описанная в произведении. И все чаще и чаще авторы со времен древнегреческих богов соединяют любовь и бессмертие: что же выберет человек? Что для него важнее? Прочитайте и попробуйте не согласиться. | ||||
| ||||
«Обратная сторона рая» |
| |||
god54, 09 мая 2012 г. в 14:28 | ||||
Довольно неплохая фантастическая идея о спорах и симбиозе, пусть и вторичная, но преподнесенная в довольно динамичном и увлекательном сюжете, знакомство с которым доставляет удовольствие от чтения. | ||||
| ||||
«Да будет это твоим последним полем битвы» |
| |||
god54, 09 мая 2012 г. в 13:50 | ||||
Очень неплохой рассказ, пусть и на политическую тематику, очень даже далекую от медицинской темы, которая сводится к одноразовому упоминаю слова «Лекарственное средство». Однако крайность политических взглядов на понятия добра и зла, свободы и прогресса, как мне кажется, сродни заболеванию, очень опасному заболеванию, имя которому «фанатизм». И каким бы он ни был: религиозным или патриотическим, он всегда останется крайностью, не терпящей иной точки зрения и выражающейся одной мыслью: Кто не с нами, тот против нас и подлежит уничтожению. Правда, написано в форме свободного политического диалога с четко подготовленными выводами для читателя, но прочитать следует. | ||||
| ||||
«Би-и-ип!» |
| |||
CharlieSmith, 19 декабря 2011 г. в 11:40 | ||||
Это рассказ мне понравился больше всех из цикла «Произведение искусства» сборника... Наверное потому, что несмотря на некие сложности с парадоксами времени, с возможностями узнавать в связи с этим будущее и даже планировать, чтобы узнавание оказалось действительным, рассказ понятен, адекватен. Присутствует как бы юмор со стороны главной героини, деловая сметка, находчивость ... по трудоустройству и... женитьбе... | ||||
| ||||
«Поверхностное натяжение» |
| |||
Yazewa, 13 декабря 2010 г. в 19:26 | ||||
Весьма жизнеутверждающее произведение. Но, честно говоря, меня оно отнюдь не восхитило. Возможно, потому, что кроме самой сюжетной линии, хочется интересных героев, их характеров и взаимоотношений. А эти ... организмы я никак не воспринимаю как людей. Да и вообще практически никак не воспринимаю. Не получается войти в этот мир и поверить в него. Поэтому понравилась мне лишь сама идея, замысел автора, подробность описания подводного мира. Конечно, оцениваешь-то с позиций современности, а для более чем полувековой давности... это очень круто! | ||||
| ||||
«Люди «Чердака» |
| |||
god54, 29 августа 2009 г. в 20:22 | ||||
Простой искренний рассказ, настоящая фантастика. Придуман мир, придумано его развитие. Правда концовку автор совсем упростил, словно куда-то спешил. Уж очень всё просто завершилось, хотя начало было очень хорошо и детально прописано с намеком на целый роман. И опять хочется поспорить с автором: так что все миры будут заселять эти измененные монстры-люди? А являются ли они людьми? И что это даст человеческой расе, если её дети людей не признают, а возводят в ранг богов? Люблю фантастику, которая заставляет думать и спорить... | ||||
| ||||
«Маникюр» |
| |||
god54, 28 августа 2009 г. в 20:32 | ||||
Сама по себе идея очень интересна, и насколько я знаю больше нигде не повторялась, но вот её литературное воплощение оказалось без начала и конца. Может автор хотел тему за собой застолбить, так в науке часто бывает, кто первый скажет «А»... | ||||
| ||||
«Дело совести» |
| |||
MauroSV, 18 января 2009 г. в 14:52 | ||||
Роман показался весьма нудноватым. Но идея по сути очень интересна. Как можно нести христианские идеи ящерам, которым понятие о первородном грехе вообще недоступно в силу самой физиологии? Не смотря на 50-летнюю давность, читать стоит. Интересно, что анализ данного романа встречается в «Фантастике и футурологии» Станислава Лема. | ||||
| ||||
«Закон Чарли» |
| |||
Pupsjara, 28 марта 2008 г. в 13:18 | ||||
Бедный несчастный юноша, обреченный на одиночество, не его вина, что он стал обладать такими способностями, но для людей он действительно смертельно опасен. Хороший грустный рассказ о одиночестве человеческого существа. | ||||
|
Страницы: 1 [2] 3 4 5