Джеймс Блиш «Произведение искусства»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Знаменитого композитора Рихарда Штрауса, благодаря новейшей технологии, оживили в 2161 году. Оживили для того, чтобы он мог опять сочинять, опять писать выдающиеся произведения. И он создаёт здесь, в своём новом будущем, абсолютно новую оперу. Но что-то всё-таки не так: и опера не приносит удовлетворения, и чувствует он себя как-то странно...
Входит в:
— сборник «Galactic Cluster», 1959 г.
— антологию «Science Fiction Showcase», 1959 г.
— антологию «The Worlds of Science Fiction», 1963 г.
— сборник «Best Science Fiction Stories of James Blish», 1965 г.
— антологию «New Dreams This Morning», 1966 г.
— антологию «Музы в век звездолётов», 1969 г.
— антологию «The Stars Around Us», 1970 г.
— сборник «The Testament of Andros», 1973 г.
— антологию «Histoires de robots», 1974 г.
— антологию «Science Fiction of the Fifties», 1979 г.
— сборник «The Best of James Blish», 1979 г.
— антологию «Afterlives: An Anthology of Stories About Life After Death», 1986 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 18 (1956)», 1988 г.
— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.
— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.
— антологию «Нэнси», 1990 г.
— антологию «Те, кто уходит из Омеласа», 1990 г.
— сборник «A Work of Art and Other Stories», 1993 г.
— антологию «Премия за риск», 1993 г.
— антологию «Histoires de robots», 1997 г.
— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.
— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.
— сборник «In This World, or Another», 2003 г.
— сборник «Works of Art», 2008 г.
- /языки:
- русский (9), английский (18), немецкий (1), французский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (31), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Делаво (3), Д. Коссато (1), Р. Рыбкин (8), С. Сандрелли (1), Т. Серебряная (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 10 марта 2024 г.
Философская проблема- человека , в данном случае, Штрауса Рихарда -композитора- вернули к жизни и творчеству в 2196 году. Как жить. как быть, как соответствовать эпохе 22-го века? Не получились у него гениальные произведения в этом мире. Хотя жизнь обеспечена, аплодисменты на концерте, но вдохновения таланта нет. Отсюда мой вывод — талант даёт Бог или Небеса в период активной жизни, а если ты умер и оживили тебя в другом теле, то, извини, твоё время ушло. Мы, каждый из нас, живём в строго определённом для нас времени и получаем через судьбу и радости и печали. Иного нет.
Sergio Blanc, 16 мая 2021 г.
Зарисовка будущего, где люди изобрели «искусство психоскульптуры (создание искусственных личностей ради эстетического наслаждения)». В тело донора, некоего Джерома Боша «подселили» личность великого композитора Рихарда Штраусса. И здесь возникает главная моральная дилемма рассказа — кто есть кто?
Одна из первых попыток в художественно-фантастической форме описать нейролингвистическое программирование и его последствия. Надо отдать должное Блишу — сюжетную линию он разворачивает мастерски. Чувствуется, что автор с биологией на «ты». При чтении я постоянно вспоминал роман Бэккера «Нейропат»(кто читал тот поймёт). «Переписывание» личности — это очень интересно и актуально в наши дни.
Оригинально. Морально. Музыкально. Открытый финал.
Читать.
mputnik, 22 марта 2021 г.
Мало чего понимаю в музыке. Тем более — в классике. Вполне искренне почитаю за эстетствующих понторезов подавляющее большинство «завсегдатаев консерваторий». Звукоряд, способный «затронуть душу» — явление настолько редкое, что каждое проявление оного чуда можно запомнить, не прибегая к компьютеру. При этом опер, симфоний и песен эстрадных — в рамках оных чудес — примерно равные доли. Деление на «классику» и «нечто прочее» — повторюсь — из области лошадиных понтов и страха «искренности на грани фола».
Так вот, уважаемый потенциальный читатель, перед тобой — шикарный артефакт Светлого Храма Фантастики, затрагивающий именно эту проблематику. Совершенно чудесное воплощение Логоса, упакованное во вполне современную академическую научную оболочку (несмотря на более чем 60-летнюю историю) и нашпигованное более чем здравыми и вполне себе оригинальными фантДопущениями.
Это — редкость, уважаемый потенциальный. Таких текстов, способных сохранять «ясный ум и твёрдую память» в жестоком Потоке Времени — их очень и очень мало. Хотя бы уже только это — вполне достойная причина для прочтения
Тиань, 26 мая 2015 г.
У этого рассказа говорящее название. Оно позволяет не заблудиться в сюжете. Великий композитор пишет новую оперу, полагая ее неким прорывом для музыкального искусства двадцать второго века, опустившегося ниже плинтуса. Казалось бы, вот оно — произведение искусства. И можно поговорить о том, действительно ли это прорыв, учитывая, что литературная составляющая оперы и музыкальная техника взяты из века двадцатого, то есть устарели на два столетия, даже если качественно лучше современных аналогов. Можно поговорить об оценке труда самим композитором, который не сомневался в его успехе, но сам считал его провалом, так как лишь повторил то, что много раз создавал в свое время.
Однако, говорить о музыкальном произведении бессмысленно, поскольку публика аплодировала не ему, а скромному психоскульптору, сумевшему в двадцать втором веке воссоздать личность великого композитора века двадцатого. Произведением искусства для зрителей явилась не опера, а психоскульптура ее создателя. С момента понимания данного факта говорить об искусстве уже не хочется, потому что становится страшно.
Вот так запросто вызвали из небытия человека, дали возможность осознать себя снова живым, а по истечении срока аренды донорского тела снова назад — в небытие. Для меня это явилось самым сильным моментом в рассказе, признаюсь, не ожидала, что великий композитор вызван из небытия лишь на время, для демонстрации и оценки результата работ реконструктора.
А результат работ средненький: личность великого композитора воссоздана точно, а вот искра гениальности в нем не проявилась. Реконструктор тоже сработал как очень опытный ремесленник. До шедевра не дотянул.
А можно ли дотянуть? Можно ли на основе исторического материла, то есть прошлого, создать нечто гениальное для будущего? Рассказ подводит к отрицательному ответу, ведь не получилось дважды.
Но это не окончательный ответ. Возможно, реконструированной личности просто не хватило времени для раскрытия своего творческого потенциала в новых условиях — шедевром должна была стать ненаписанная им песня. Возможно и обратное: раскрывшаяся гениальность привязана именно к своему времени, в другую эпоху этот же человек ничего великого создать не может. Возможно и то, что гениальность свойственна лишь оригиналу, а психоскульптура — всегда всего лишь копия. Природа гениальности — штука сложная, мы ничего про нее не знаем.
А вот неприкосновенность личности — это уже попроще. Донор тела предоставляет себя в распоряжение психоскульптора добровольно, а личность умершего гения берут без спроса. У мертвых нет прав среди живых. Возможно, именно поэтому живой творец не может воссоздать умершего гения. В этой связке один позволяет себе слишком много, а другой может защититься только своим совершенством.
Dimova, 30 мая 2016 г.
У каждого времени свои герои и судя по тому, какими людьми восхищается общество на тот или иной момент, можно судить о нравах того мира.
...Души людей великих
По временам сквозь нас проходят
И растворяемся мы в них, и наша суть
Лишь отражение их душ...
А великими людьми той эпохи были ученые психоскульпторы,которые создавали искусственные личности ради эстетического удовольствия.
Стронций 88, 3 октября 2013 г.
Ещё один очень неплохой, добротный рассказ. Я читал его в сборнике «Пасынки вселенной» и чем-то он перекликнулся для меня с рассказом Каттнера «Механическое эго» – хотя, конечно, рассказы совершенно разные, я бы даже сказал противоположные по духу (на юмор Каттнера тут – психологизм), техническим моментом чем-то схожи. Написано хорошо – приятно читать, даже мне, человеку несведущему в музыкальных терминах (хотя надо сказать, их было тут мало, к моему счастью). Что-то в 2161 году казалось архаичным (в плане технологий) – однако из-за неплохого обволакивающего стиля это не очень-то и портило. Да, музыка будущего убога… Но, почему-то, представилось: окажись Штраус в нашем времени – современная музыка, наверное, показалась бы ему ещё более ужасной.
Вообще, рассказ из ряда очень неплохих гуманитарно-фантастических рассказов. О том, что есть что-то неправильное в этом «воскрешении» гениев прошлого. Они – гении своего времени. Здесь это показано глазами самого такого гения (Штрауса) – вроде бы шанс начать всё заново, создать очередной шедевр, используя знания прошлой жизни и познания нового мира – но выходит-то прежнее, уже им частями созданное… В этом есть определённый крах, какая-то жестокость такого «воскрешения» к нему, Рихарду Штраусу. Пусть он жив, но нет в нём другой жизни – движения вперёд. Вроде бы и создавая, он остаётся на месте – и для гения это то же, а может быть и страшнее, чем смерть. И тем самым давным-давно почивший Штраус более «жив» чем воскрешённый.
Концовка удивила – не ожидал я такого поворота. Удивила и ещё больше заставила подумать о «неправильности» происходящего. Действительно:
Он как бы сам становиться произведением искусства – искусства этих психоскульпторов, создавших его, гения, личность, на личности другого человека. И это тоже жестоко – почувствовать себя так, в роли вещи, гениально созданной, но всё-таки вещи – пусть и шедевра. И какого потом будет тому донору, Джерому Бошу, если он будет чувствовать, КАКИМ человеком он был (хотя возможно и не вспомнит – об этом в рассказе нет ни слова)?
Вот такой очень сильный в плане идеи и морали рассказ. И читалось приятно. Понравилось.
CharlieSmith, 19 декабря 2011 г.
Мне этот рассказ понравился менее всего в сборнике. То ли суть, смысл в том, что как это чудовищно, возвращать к жизни великий людей, подселять их Скульпторами сознания в сознание других людей временно..., или о том, какая безвкусная музыка нас ждет в будущем...с несколько печальным (или закономерным?) концом...
god54, 30 августа 2009 г.
Казалось бы стандартный ход, который использует автор: оживление гения (Штраус) для получения новых произведений. Но далее следуют совершенно новые ходы, которые я ранее не встречал в литературе НФ. Это понятие психоскульптуры — вселение личности человека в существующую личность : «Эта их психоскульптура – достаточно утонченный, на уровне века, вид жестокости; но само по себе стремление к такого рода вещам существовало всегда. То самое стремление, которое побуждало Рембрандта и Леонардо превращать трупы в произведения искусства». И второй вывод, которого ранее не было, не то что «оживленный человек» не может приспособиться к новой жизни, а то что он не сможет создать чего-то нового: «Он и так подшутил над собой, этот скульптор: он сумел подделать великого композитора, но никогда не поймет, насколько пуста музыка, которая будет теперь храниться на лентах стереовидения». Такие нестандартные ходы наверное всегда отличают писателя с большой буквы от просто писателя.