Джеймс Блиш «Города в полёте»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Юпитер, спутники Юпитера | Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
С изобретением антигравитационного двигателя – спиндиззи – появляется возможность отправлять в межзвездные полеты не просто корабли, а целые города, которые становятся легендарными покорителями Галактики. История самой необычной космической экспансии, её начало, расцвет и закат, и, конечно, приключения Городов-Бродяг – в масштабном эпосе «Города в полёте».
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (5), английский (22)
- /тип:
- книги (25), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Ю. Барабаш (2), З. Гуревич (2), А. Денисов (1), В. Жураховский (2), М. Коркин (2), В. Шестопалов (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 16 октября 2024 г.
«Города в полете» Блиша образец того, как не стоит писать фантастику никогда. Автор выдумывает научные факты и открытия, которые хоть и обладают долей реальности, но нужны ему только для того, чтобы двигать сюжет. По ходу повествования концентрация навешенных на ёлку игрушек-научных придумок достигает такого уровня, что под их тяжестью деревце падает плашмя. Судите сами: земляне открыли сверхскорости в космических полётах, антигравитацию и пилюльки бессмертия, после чего превратили города (буквально землю под домами на сколько-то сотен метров вниз и сами дома — вплоть до небоскребов) и отправились, что те цыгане на кибитках, шастать по вселенной, занимаясь торговлей. Градус бреда от романа к роману возрастает , но по итогу это просто нудные приключения в космосе. Сильно напоминает и «Звездный путь», и «Путешествие космической гончей» Ван Вогта, но уступает им и в правдоподобии, и в сюжете. Ничего не запоминается, ни одной интересной придумки, яркого образа и т.п. Последний роман цикла больше похож на романы высокоценимого Блишем Олафа Стэплдона , а также написанные спустя десятилетия книги Зебровского «Макрожизнь» и Макдональда «Дни Соломона Гурски». И связана она с бытием Вселенной и тайной её происхождения.. Но и он написан не интересно и скучно. В общем 1 балл за весь цикл. Не рекомендую.
Vladialivan, 4 апреля 2023 г.
Однажды довелось где-то прочесть, что Джеймс Блиш – самый недооцененный фантаст 50-х годов. Ну что ж, в таком случае, тетралогия «Города в полете» – самая переоцененная книга самого недооцененного фантаста.
Читал в толстом «альтерпрессовском» издании (серия ЗСЗФ в черном супере), которое попалось мне на книжном развале лет 8-10 назад (а до этого долго было в персональном списке желаний). Общее впечатление – одно из самых больших моих разочарований в фантастике.
Более-менее читабельными являются первые два романа (по хронологии): «Звезды в их руках» и «Жизнь ради звезд». Центральный роман серии, «Вернись домой, землянин», алогичен и абсурден. Заключительный роман — «Триумф времени» — я осилил с большим трудом.
Фактически, это не тетралогия, а цикл, состоящий из трилогии о приключениях летающего Нью-Йорка во главе с вечным мэром Джоном Амальфи, и примыкающий к ней отдельный роман, в котором рассказывается предыстория создания антигравитационного двигателя и лекарства против старения.
У каждого уважающего себя фантаста есть персональная «история будущего». Это – История будущего по Блишу. Довольно фундаментальный подход, 3-е тысячелетие расписано достаточно подробно, автор не стесняется называть конкретные даты предстоящих событий. Примечательно, что в отличии от многих других футурологов, Джеймс Блиш не думал, что нас ожидает «конец истории» после установлении всемирной либерально-западной гегемонии на веки вечные. Например, по Блишу, в 2022 году должно было произойти прекращение соперничества Западного блока и СССР, за которым последовало постепенное снижение роли Запада до его окончательного падения в 2105 году, после чего на базе СССР будет установлено тоталитарное всемирное Бюрократическое государство, которое в свою очередь просуществует до 2522 года. Вот такой прогноз, поживём — увидим, как говорится...
По научной составляющей, безусловно, один из самых мощных образцов в SF, однако: во-первых, соответствует уровню знаний 50-х годов 20 века, а во-вторых, автор не знает чувства меры – научная составляющая чрезмерно избыточна. Приключения и интрига: примитивны и предсказуемы, практически не вызывают интереса; поступки героев зачастую не логичны, иногда автор объясняет их «интуицией». Общий эмоциональный фон произведения – от легкой меланхолии до тотальной депрессии в финальном романе.
В итоге возникает риторический вопрос: и зачем я потратил столько времени? Для полноты картины по фантастике 50-х годов прочитать можно. Но, если чувствуете, что «не идёт» – бросайте, особенно ничего не потеряете.
osipdark, 26 июня 2015 г.
Странно как-то, что на цикл Дж. Блиша «Города в полете» обращают так мало внимания. По-моему, вполне сильная фантастика 50-ых. Разумеется, со своими минусами, но...
Где, как ни здесь, можно встретить огромные земные города, парящие под куполом силового поля в космических просторах, летящие на встречу приключениям вместе со своими бессмертными жителями? Идея крайне веет романтизмом, и от этого мне показалась довольно блестящей.
Опять же, минусы есть, так что, рассмотрим все четыре романа более подробно:
1. «Жизнь ради звезд». Да, так уж вышло, что именно вторая часть выпала для меня первой — как было все расставлено в электронке, так и читал... Но не пожалел об этом, ведь данный роман — самый сильный элемент цикла. Симпатизирующие герои, Земля в периоде упадка, покидаемая своими сынами в городах, жизнь городов-Бродяг — все это очень хорошо исполнено в данном произведении, так что, сюжет и фон великолепны. Именно это и дало мне волю к движению вперед к прочтению остальных трех книг. Есть, правда, элемент некоторой бедности действия, но он вполне закрывается плюсами романа.
2. «Звезды в их руках». Приквел упомянутой «Жизни...» и по хронологии написания, да и по факту первый роман цикла. Действий как таковых нет, в основном описание открытия тех технологий, без которых мир Бродяг не смог бы существовать — спиндиззи и антинекротики, а так же кое-какие политические перестановки в мире побеждающего Восточного Блока (здесь СССР и союзники «холодную войну» выиграли — смелая мысль для 50-ых для западного писателя). Благодаря сюжету с Мостом читается не хуже первого для меня произведения о мире «Городов в полете».
3. «Вернись домой, землянин». В этом романе действий вроде бы и много, при том весьма интересных, с таким же великолепным фоном, как и в «Жизни...», но в последних его главах чувствовалась некоторая затянутость. Тем не менее, джунгли из Городов, распри с Земной полицией, путешествия через галактики, интересные миссии ставят данный роман на один уровень с «Жизнь...» — именно два эти произведения для меня являются лучшими в саге о бродячих Городах.
4. «Триумф времени» — самый неудачный, муторный и затянутый эпизод цикла, который подпортил впечатления о нем. Тут как-то Блиша и не узнал... Более того, со всем своим шаблонным катаклизмом и неуклюжим сюжетом, данное произведение еще и очень невнятно. В принципе, по-этому и в основном из-за этого оценка для цикла твердая 8-ка.
Теперь, возвращаясь к целому и обобщая... Красивые идеи и мысли, неплохой сюжет и политическая история в цикле сталкиваются с такими минусами, как отсутствие почти полное инопланетных форм жизни, которые вроде бы как и есть, но себя никак не проявляют — более того, не показываются они и в момент гибели Вселенной, что довольно странно. Просто с множеством ксено-цивилизаций романы цикла стали бы более живыми, смогли бы усложнить сюжеты его... Еще вот, не понравилось, что со скрытой колонией Веги линия оборвалась, а еще и то, что главным персонажем двух последних книг был мэр Амальфи — вроде как и второстепенное лицо «Жизни...», которое, безусловно, интересно как персонаж, все же именно он стал основным героем середины и конца цикла. И это при том, что в той же «Жизни...», казалось бы, есть более интригующий человек, который и является протагонистом этого романа и мог стать таковым для последующих. но его там вообще нет и в помине. Но главные претензии все равно к «Триумфу...», с его скомканным концом нового рождения Вселенной, который ставит вопрос, а как могла быть написана книга «Очерка пяти цивилизаций Млечного Пути», цитируемая в начале каждого произведения цикла, если произошли оные события романа...
Но прочитать стоит все равно, хотя бы «Жизнь...» и «Вернись...».
П.С. Почему подумалось, что идею бороздящих просторы космоса городов была взята сценаристами «Звездные врата: Атлантида».
Гвардеец, 25 июня 2013 г.
Интересный и нестандартный цикл! Редко где встретишь такую смену жанров между книгами цикла.
Первая книга — наитвердейшая НФ. Строительство гигантского сооружения с орбиты Юпитера до его поверхности соседствует с полудетективной историей о тайном создании лекарства от всех болезней. Завершение обоих проектов сулит человечеству невиданные перспективы по освоению космоса.
Второй и третий романы это грандиозная космическая опера. Получившие практическое бессмертие и двигатели с неограниченной скоростью (зависящей только от массы перемещаемого объекта) люди подняли с Земли целые города и отправились навстречу звёздам. Каждый город — маленькая цивилизация со своей армией/полицией, своей культурой, своими целями и способами их достижения. Некоторые не останавливаются и перед применением силы оружия для добычи необходимых ресурсов. Пресекать нарушения закона призвана Полиция Земли, организация мощная и мстительная, но не всемогущая. Приключения города Нью-Йорк и его хитроумного мэра Амальфи чем-то напоминают «Одиссею» Гомера.
Интригу и без того насыщенному столкновениями в космосе сюжету добавляет Веганский Форт, мощная межзвёздная крепость уничтоженной землянами цивилизации, скрывшаяся в глубинах космоса и не отказавшаяся от продолжения сопротивления.
Масштабы происходящего и полёт фантазии автора иногда просто поражают размахом. Безумный пролёт через Галактику целой планеты, когда управляющий её движением навигатор не мог стряхнуть пепел с сигары, так как ему постоянно приходилось уворачиваться от возникающих на пути звёздных систем — картина, которая надолго остаётся в памяти и лично для меня она стала визитной карточкой цикла.
И наконец четвёртый роман, опять твёрдая НФ. Вселенной грозит запланированная при её возникновении смерть. Мэр летающего города Нью-Йорк Амальфи и его команда учёных в поисках спасения попадают в буквальный центр Вселенной, но как оказывается, они не одиноки, гигантская звёздная империя Паутина Геркулеса тоже ищет выход из положения и конкуренты ей совершенно не нужны...
Финал у цикла довольно неожиданный и философский. Не зря время когда Блиш писал свою сагу называют Золотым веком НФ, этот цикл тому яркое подтверждение.