Джеймс Блиш «Вернись домой, землянин»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Звёздный ковчег/замкнутый мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Человечество изобрело лекарство от смерти и приборы, позволяющие перемещать в космосе предметы любой массы на огромных скоростях. Так появились города-бродяги, которые дали приют новым жителям Вселенной, которые помнили о Земле только по рассказам. Роман посвящен периоду наивысшего расцвета таких городов, их приключениям, сражениям и победам. В центре повествования судьба космического корабля, а по сути целого города со спортивными площадками, тюрьмами и даже церковной колокольней, который по-прежнему носил имя Нью-Йорк.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Города в полёте»
- /языки:
- русский (2), английский (4)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1)
- /перевод:
- З. Гуревич (2), В. Шестопалов (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vladialivan, 2 апреля 2023 г.
Космическая опера с элементами абсурда. Изначально интересная идея автора о летающих городах оказалась загублена ужасным исполнением. Одним из наиболее раздражающих моментов в книге оказывается нарушенный, точнее, практически отсутствующий хронометраж: невозможно понять – сколько времени прошло между событиями, описываемыми в соседних абзацах (что уж говорить об отдельных частях романа). Следующий неприятный момент, это нарушение причинно-следственной связи: например, то говорится, что Земля – забытая отсталая планета, то вдруг она становится центром галактической цивилизации, источником всемогущей «космической полиции». Такая «забывчивость» автора наблюдается по всей книге, куда не посмотри.
Сюжет романа условно можно разбить на 4 эпизода: на планете Утопия, затем события на планете Он в Провале, откуда герои чудесным образом переносятся в «скопление Служителей», и после «похода» на Землю скрываются в глубинах Магелланова облака. Вроде бы, есть, где разгуляться фантазии. Но! Даже если абстрагироваться от всех анахронизмов (логарифмические линейки и глубокомысленные рассуждения о преимуществах транзисторов над ламповой электроникой), если не принимать во внимание полит-экономические бредни автора, а попытаться просто насладиться приключениями – то и тут Вас ожидает фиаско. Происходящее на страницах книги зачастую не просто не логично, а иногда бессмысленно. Вот один из примеров, цитата: «Говорил он по-русски. Этот давно умерший язык когда-то господствовал на Земле. ...Потеряв в ходе чудовищного допроса язык, он пытался изъясняться искусственным способом, что получалось у него совсем неплохо…» — каким образом пленник говорил «по-русски» без языка, да ещё и «неплохо»? Вот это матерый человечище!
Или вот еще пример, читаем: «…Земляне никогда не узнают об этом; полет далекой планеты так и останется в их истории незначительным, ничем не примечательным эпизодом». Но уже через страницу мы видим прямо противоположное утверждение про описываемое событие: «Земляне будут преследовать планету до тех пор, пока она не выйдет за пределы галактики. Если бы мы остались там, они не отвязались бы от нас» — как-то совсем не вяжется с «незначительным эпизодом». Подобные «перлы» в изобилии встречаются на страницах книги, и у вас голова будет идти кругом, если попытаетесь хотя бы просто разобраться в сюжете.
Я уже упоминал, что невозможно оценить хронологию книги: в авторском предисловии говорится о 2 тысячах лет, но по тексту постоянно встречаются разные оценки времени – то столетия, то тысячелетия. Из того же предисловия становится понятно, что автор сделал роман из первоначального рассказа, который стал заключительным эпизодом книги (события в Магеллановом облаке). По моему мнению, итог такой переработки крайне печальный. Читается все это с трудом, и зачастую воспринимается нагромождением горячечного бреда. Тем большее удивление вызывает тот факт, что в 2004 году та самая первоначальная повесть получила ретроспективную премию «Хьюго» за 1954 год. Возможно, за пафосную фразу в финале романа: «Земля – это не место, это – идея». Если бы автор ограничился повестью, может быть такая премия и была бы оправданной, а так: миллион слов не о чем, и одна маааленькая спорная идея в конце.
Не рекомендую. Достойный претендент на худший образец космической оперы, который мне доводилось видеть.
god54, 31 мая 2012 г.
Конечно, в первую очередь поражает размах фантазии автора, создавшего свою Вселенную, населенную городами-бродягами. Это оригинальная идея, которая, в принципе, не нашла развития у других авторов, возможно из-за боязни масштабности описываемых событий. Но, в остальном, в этом произведении вся масштабность свелась к банальным интригам и небольшим приключениям на ряде планет. Читаешь и почему-то уже можешь предсказать итог развития событий и постепенно начинаешь с возрастающим интересом просто ждать времени переворота последней страницы не особо вникая в смысл происходящего.