Все отзывы на произведения Александра Громова |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 1107
Страницы: 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 . . . 19 20 21 22 23 (+10)»
«Язычник» |
| |||
Нортон Коммандер, 23 апреля 2024 г. в 18:50 | ||||
Продолжение известной повести «Вычислитель». Эрвин Канн — единственный человек, который смог перейти Саргассово болото планеты Хлябь — застрял на Счастливых островах. Жить там можно, но только в качестве дикаря, и герой обдумывает маловероятную возможность пересечь болото в обратном направлении. Конечно, в мире есть влиятельные люди, которые желают найти вычислителя, заподозрив, что он остался жив. Но, поскольку эти люди конкурируют, то они вполне могут и устранить Эрвина, чтобы он не достался врагу. Место действия повести лишь немного расширено в сравнении с болотом, где пытались выжить персонажи «Вычислителя». Плюс присутствуют эпизоды из прошлого главного героя. Главная же сюжетная задумка, давшая имя повести «Язычник» (так называется одно из хищных животных планеты Хлябь), оказалась оригинальной. Я не смог раньше главного героя понять, что представляет собой лимонно-зелёный язычник. | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
Darth_Veter, 10 февраля 2024 г. в 17:25 | ||||
Десять незнакомых друг с другом человек приговорены судом планеты с эпичным именем Хлябь к изгнанию. За этой невинной формулировкой скрыта не совсем безобидная ссылка на Саргассово болото — самую обширную трясину планеты, населенную весьма кровожадными обитателями. Правда, молва утверждает, что за ее обширными пространствами лежит свободная от людей и чудовищ земля, — точнее, острова, называемые Счастливыми. Но добраться до них почти что невозможно... Громов — один из редких представителей «новой волны» российской фантастики, кто по настоящему умеет создавать уникальные миры и сюжеты. Достаточно вспомнить, хотя бы, необычный пустынный мир «Феодала» и его разнородных обитателей. В данной повести, фактически, имеем схожий сюжет — группа людей в условиях незнакомой и враждебной среды без всякой надежды на возвращение к привычной жизни. Если мир «Феодала» был сух и безжизненен, то мир Саргассового болота, напротив, чрезмерно пропитан водой и множеством кровожадных монстров. Последние, собственно, и являются тем «карающим мечом», который заменяет властям расстрельную команду. Глумливо прикрываясь принципами гуманности, сановники обрекают осужденных на ссылку и гораздо бОльшие мучения, нежели мгновенная смерть от ружейной пули. Тем более, что большинство преступлений не соответствуют столь жесткому наказанию. Из описанной в повести группы такой кары заслуживает, пожалуй, только пара человек — Юст и Хайме. А остальные даже не понимают, за что их осудили: одного — за собственную веру, что «не рукопожата» на планете, другого — за «якобы» шпионаж в пользу Земли. Герой произведения — тот самый вычислитель Эрвин — был наказан за то, что являлся советником недавно свергнутого Президента. Словом, в судопроизводстве Хляби явно сидели представители какого-то абсурдного шапито! Если б суд постановил производить за осужденными видеонаблюдение, получился бы нарисованный в «Бегущем человеке» вариант будущего. Но в этом нет надобности, ибо руководство планеты считает свое смертоносное болото непроходимым, а Счастливые острова — не более, чем обычным мифом. И это, кстати, очень странно: неужели достигшее космических далей человечество неспособно провести как следует типичное картографирование чужой планеты? Ссылка автора на постоянное закрытие данного региона плотным облачным слоем дезавуируется им же самим: за всё время странствий по болоту дождливыми были всего несколько дней, а остальное время ярко светило солнце. Таким же «роялем» кажется и животный мир болота. Непонятно, чем он там питается? Для прокорма такой оравы монстров необходимо, чтобы ссыльных направляли туда каждый божий день! Однако, из авторских пояснений следует, что группа Юста/Эрвина была на болоте единственной и неповторимой. Думаю, десяти человек было явно маловато, чтобы насытить всю экосистему огромного региона (в особенности — самых отдаленных его участков). Но это, как говорится, естественные следствия искусственности созданного писателем мира. А для основного сюжета они служат всего лишь пугающими декорациями, в которых разворачивается история борьбы за выживание маленькой группы людей против безжалостной природы Хляби. Люди ожидаемо проигрывают ее: название глав повести напоминает обратный отсчет, ибо оно отображает количество оставшихся в живых на данный промежуток времени. Логично предположить, что последняя будет носить название «Один» или что-либо в этом роде. Дело обещает закончиться быстро, т.к. главную роль в уменьшении состава группы играют те же люди, что входят в ее состав. А точнее — только двое из них. Первый, как должно быть ясно, — закоренелый уголовник Юст «Полярный волк», а вот другой... Другой гораздо более умнее и потому коварнее. Поначалу он кажется положительным героем-гуманистом, оптимистично настроенным на победу во имя торжества справедливости. Но, чем дольше длится повествование, тем больше сомнений появляется у читателя по поводу его искренности. Речь идет о том самом «вычислителе», который обладает способностью просчитывать сложившуюся ситуацию и выбирать наиболее оптимальный вариант дальнейших действий. Как только читатель понимает, куда клонит автор, героический флёр слетает с героя, словно лебединый пух. Не вызывает сомнений, что он будет тем самым последним, что к финалу останется в живых. Но будет ли его победа победой? И оправдывает ли она тех усилий, что на нее были потрачены? А, может, это и не победа вовсе, а столь изощренное поражение, что только прикидывается победой? Ведь человек вне общества себе подобных очень быстро деградирует до первобытного состояния, даже если при этом сумеет сохранить в неприкосновенности свой разум. Недаром герой в последней главе так искренне радуется своей нежданной находке — обычной автомобильной покрышке... Именно из-за своей морали и философии повесть достойна прочтения. Приключения и декорации, конечно, увлекают и развлекают, не давая заснуть, но это не главное. Если читатель не поймет, что он сам может стать причиной такого вот будущего, никакой пользы от знакомства с произведением Громова не будет. Читать его нужно с умом, чувством и расстановкой, чтобы потом так же щепетильно просчитывать свои дальнейшие ходы, как это делал «герой» повести. --------- РЕЗЮМЕ: история о том, как уникальная способность правильно просчитывать свои действия не сделала главгероя счастливым и богатым. Как утверждает не совсем приличная по звучанию поговорка, «на каждую хитрую задницу с резьбой всегда найдется еще более хитрый инструмент с винтом». | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
vorpol, 13 декабря 2023 г. в 17:14 | ||||
Когда-то давно я посмотрел одноименный фильм, который запомнился только тем, что в нем играл Е.Миронов. И вот недавно я узнал что есть такая парт... книга, и решил прочитать ее. Чтение шло бодро, автор не перегрузил книгу излишней рефлексией или описаниями цвета снега, за что Громову большое спасибо. Все время ползаний по болотам ГГ меня не отпускала мысль, что я уже читал что-то похожее... ну конечно — товарищ динАльт из «Специалиста по этике» Гаррисона вот так же ползал первую половину книги по прибрежным болотам, найдя себе «содержанку» и взяв на баланс антогониста... Идем дальше... Громов заявил прям-таки революционную фабулу что Эрвин (Роммель? :) — вычислитель который умеет хорошо считать. Тут мы можем сделать вывод про характер героя, что Эрвин — скромняшечка, ибо бредя по болоту в поисках головастиков, отвлекаясь на болтовню с Кристи, он в голове решил диф.уры задачи трех тел, да еще так чтобы выпихнуть из системы самое тяжелое тело. Выкусите, цивилизации землян, трисолярцев и лично Лю Цисинь. Тут, как сказал бы Евген Баженов, решение задачи выпихивания самого массивного тела это такая аллюзия на решение казалось бы нерешимой задачи избавления от Винни Джонса, то есть Полярного Волка Юст (аса?). Если автор заявляет что герой — вычислитель, ну так предъявите нам хоть какие-то примеры этой работы, кроме ахинеи со звездной механикой. Но нет... на все попытки Кристи раскрутить героя на объяснения, он или гыгыкает, или многозначительно затыкает ей рот, или выдает коронное «я-вычислитель», хотя по факту он просто хороший поклонник творчества Бера Гриллза, выживальщика. По факту, книга видится как симбиоз Гаррисона вначале, Дефо в конце, а по середке — толстый-толстый слой «10 негритят» Кристи. | ||||
| ||||
«Первый из могикан» |
| |||
System, 20 ноября 2023 г. в 18:10 | ||||
Роман «Первый из могикан» А. Громова завершает дилогию в очень неоднозначном ключе. Во время и после прочтения непрерывно мучают два основных вопроса: «О чем вообще эта книга?» и «Зачем потребовалась вторая книга, если все эти события можно было изложить еще в первой?» Если начать со второго вопроса, могу только посетовать на то, что автор решил раздуть историю на два тома за счет псевдофилософских размышлений и самокопания героев. Но даже так для полноценной второй книги оказалось слишком мало событий основного сюжета, поэтому ему пришлось искусственно вводить множество второстепенных событий, ненужных действий, дополнительных героев и линий повествования, которые не заканчиваются ничем и которые совершенно не нужны ни сюжетно, ни идеологически. Первый вопрос также не находит ответа. Второй том не содержит в себе ни внятной истории, ни глобальной интриги, ни кульминации, ни нарратива (имею в виду какую-то логичную цепочку взаимосвязанных событий, приводящих к какому-либо конечному результату). Кстати, с логикой происходящего в книге также значительные нелады: и без того контекстно понятные и логичные причинно-следственные связи разжевываются подробно и от лица разных персонажей; а вот нелогичные поступки и события иногда не находят в тексте никакого объяснения и оправдания. Вызывает множество вопросов и новый главный герой. Вызывающая искреннюю симпатию «красавица, спортсменка, комсомолка» импонирует сравнительно небольшим количеством натужных внутренних переживаний, она вдыхает в повествование свежую струю и за ее историей интересно наблюдать. Самые лучше моменты книги (соревнование, погоня, спецоперация, засада) написаны от ее лица. Тем обиднее, что ей уделяется всего около одной трети или четверти объема текста и чем дальше, тем реже повествование обращается к ней. История главного героя предыдущей книги занимает еще столько же или даже больше, ближе к концу книги он мелькает на страницах все чаще, но радости это не приносит никакой, поскольку за него уже не получается переживать с такой же искренностью – его внутреннее состояние, мысли, уровень интеллекта и даже приоритеты совершают за время повествования несколько колебаний от одной крайней точки до диаметрально противоположной, и начинает уже вызывать сомнение его адекватность и душевное здоровье… Кроме того, как было и в предыдущей книге, очень большую долю текста занимают его рассуждения и переживания, натужно впихнутые для увеличения объема. На протяжении еще около трети книги описываются похождения группы второстепенных героев первой книги и это самые провальные фрагменты. Сразу видно, что они включены в повествование искусственно, поскольку не имеют ни внятной завязки, ни логичной развязки, а само их «приключение» представляет собой путешествие сначала в одну сторону, а затем в обратную. Ни смысла, ни правдоподобия, ни влияния на сюжет, ни морали, ни логики эта часть повествования не содержит. По большому счету, произведение в целом производит точно такое же впечатление: это бессистемные метания нескольких героев на фоне даже не произошедшего глобального катаклизма, то есть, на фоне «пшика», по сути. Как я уже писал, у книги нет кульминации, нет в ней и развития. На протяжении всей книги не происходит ни одного значимого сюжетного события. Космическая армада собралась – и висит. Заключенные сбежали – и бегут дальше, ловить их никто не собирается. Промышленность разрушается – а вроде и не разрушается, затем восстанавливается – но словно бы и не восстанавливается. Половина населения планеты взбунтовалась – и вроде как бунтует себе дальше. Бунт начают подавлять – и непонятно, подавили или нет… Вторую половину населения должны были спрятать в бункеры – но места всем не хватило. Но вроде бы все поместились. Но это не точно. Вот на фоне такой вот размазни, повествующей совершенно ни о чем и ничем не завершающейся, действуют главные и второстепенные герои, также не имея ни четкого плана, ни логичной последовательности действий. И, разумеется, финал только заколачивает гвозди в гроб такого бессмысленного повествования. Потому что финал этот абсолютно искусственный и не имеет ни логического объяснения, ни причинно-следственной подоплеки, ни морали, ни малейшего этического или эмоционального объяснения. Наверное, Громов написал его в расчете на третью книгу, но, благо, потом сам от нее отказался. Финал откровенно загублен и вызывает только разочарование. В книге много хороших моментов. Но это именно – моменты. Если бы Громов изложил всю эту историю в одной книге, сократил бы ненужные размышления и побочные линии повествования, то даже с таким финалом получился бы шедевр. Сейчас же – это несъедобное чтиво, оставляющее после себя лишь неприятное послевкусие обманутых надежд. | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
lammik, 27 декабря 2022 г. в 20:50 | ||||
На планете Хлябь высшей мерой наказания является изгнание. Нет, на космодром никого не отвозят. Преступников доставляют на берег Саргассова болота и объявляют, что в трёхстах километрах к востоку находятся Счастливые острова — кто дойдёт, тот и счастливчик. Только вот никто за многие годы до тех островов так и не смог добраться. Наконец, в очередной партии приговорённых оказался вычислитель Эрвин, для которого всё внешнее, включая людей, не более чем набор параметров, необходимых для решения уравнения, в результате которого он, Эрвин, достигнет цели... Поначалу повесть показалось очередной вариацией на тему «королевской битвы», разве что нигде нет камер, но участники всё равно стабильно выбывают из гонки разными способами (был даже традиционный для подобного жанра, что отказался от дальнейшего забега сразу), пока «не останется только один». Но финал всё искупил, оказалось, что «счастливчик» и «счастливый» только звучат похоже, однако между ними гигантская пропасть, и что вычислить своё счастье невозможно, ибо свои собственные параметры в уравнение не подставить, оно принципиально нерешаемо. Как задача трёх тел в общем случае. Узнал о существовании аж двух продолжений, написанных через десятилетия. От такого рода продолжений обычно наступает разочарование, ибо авторская мысль передана и дальнейшее развитие сюжета может если не стереть её окончательно, то размазать. Теперь вот думаю — читать ли? | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
LeVoNDeM, 06 февраля 2022 г. в 18:09 | ||||
Если честно, не совсем понимаю столького количества 9 и 10 в оценках, именно на них и повелся. Сначала даже понравилось, треть книги улетело мигом. Стартовала история бодро, уникальные свойства вычислителя интриговали, поэтому был в предвкушении и интерес только разгорался. Тем более местные герои разбились на две группировки, что сулило интересное противостояние и соперничество в духе первых сезонов шоу «Последний герой», если кто еще помнит о таком. Так в принципе и вышло, это соперничество оказалось самой интересной частью книги, но не выдающейся. Последовавшее за кульминацией группировок «выживание» не принесло практически ничего. Как говорится, чем дальше в лес, в нашем случае болото, тем поступки героев да и окружение становились какими-то пресными и неинтересным, а о «гениальном» вычислителе говорили только его банальнейшие выживальческие способности. Зачем было акцентировать название на способности, которой ГГ воспользовался только пару раз, да и то с натяжкой, я не знаю. О окружении и фауне вообще отдельный разговор – откуда в болоте, где за все дни путешествия не встретилось ни одного крупного животного, обитает чудище(язычник), который охотится на не существующих здесь животных, опять же вопрос открытый. Еще я вроде при чтении упустил момент с змеями – герои страдают от голода, иногда перебиваясь мелкими головастиками, но при этом часто нападающих на них змей, в пищу игнорируют. Да и вообще говорить можно еще много, но оно того не стоит. Окончание вообще не понравилось, читал через строку. Вот они шли, шли, шли, и пришли, правда не все….., в райский эдем. Такое чувство, что концовка вообще приклеена уже потом, потому-что хэппи энд. Вобщем за первую половину поставлю 7, за концовку 6. Итоговая где-то посередине. | ||||
| ||||
«Язычник» |
| |||
Мистериум, 03 октября 2021 г. в 19:07 | ||||
Читал сразу после «Вычислителя». Книга является прямым продолжением, но такого восторга, как «Вычислитель», не вызвала. Хотя достойно. Ощущения Робинзона в литературе описаны многократно, и Робинзон-Канн в одиночестве не является откровением. Когда появляется «Пятница», повествование становится более ярким и интересным. Все-таки Вычислитель может себя эффективно проявлять только в среде, где есть материал для анализа. В произведении дана интересная, но биологически недоработанная идея симбиоза разных организмов. Для сюжета эта идея кажется чужеродной. Биологическая же недоработка этой идеи — эволюционная. Для появления описанного типа симбиоза необходимо, чтобы организм от появления симбионта получил внятную выгоду. Тогда подобные отношения будут воспроизводится (а разовое появление симбиоза в столь продвинутой форме невозможно). В книге же симбионт никакой заметной пользы хозяину не приносит. Этот вопрос мог бы быть очень интересной подтемой произведения. Социальная фантастика, к которой я я бы отнес «Вычислителя», и эволюционно-биологическая — разные направления и скрестить их здесь не очень получилось. Когда автор возвращается к человеческим взаимоотношениям, логика становится более стройной. Но финал — совершенно неожиданный и кажется надуманным. | ||||
| ||||
«Повышение по службе» |
| |||
слОГ, 02 июня 2021 г. в 09:18 | ||||
Автор выложил роман (точнее то, что как-то завершено) в открытый доступ с припиской, что работа вряд ли будет завершена. По тому, что прочитано: 1. Типичный Громов, а т.к. все только в стадии завязки — читается замечательно, но фишка в том, что в последнее время завязка удавалась, а вот потом... 2. Я вспомнил и Кларка «Конец детства» и Чужака Хайнлайна и мог бы продолжить список. С такими ориентирами трудно тягаться. 3. Бывает так читаешь ознакомительный фрагмент — вроде все замечательно, но понимаешь, что книгу вряд ли купишь. Здесь что-то похожее. P.S. Через 2 с половиной года куплена в бумаге полная версия. Роман писался долго и натужно — к сожалению, он и читается так же. Я бы сказал, что для автора это проходной роман, но фишка в чем, раньше такую характеристику я ни одному роману Громова бы не дал. Основной плюс — Роман закончен и опубликован (издание, кстати мне понравилось). Отдельные эпизоды — отличные. Основная идея — ну, вот здесь самые большие вопросы — некая, по мне, неубедительная компиляция из классики. Резюме. Читать тем, кто ностальгирует по той отечественной фантастике, что была лет 20-25:назад | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
maxxx8721, 18 марта 2021 г. в 03:44 | ||||
«Вычислитель» — классический приключенческий рассказ, где героям предстоит из пункта А добраться в пункт Б. При этом на пути у героев неизменно будут вырастать препятствия, ловушки, монстры и враги (ближайшая аналогия — «Перевал» Булычёва). Насколько интересно следить за этим читателю — зависит лишь от автора. Собственно, повесть читается довольно легко и интересно, несмотря на то, что сюжет далеко не весёлый. Заслуга Громова в этом — ритмичный слог, качественная передача атмосферы и увлекательный сеттинг. Болота и хляби — это атмосферно, сочно и отлично для визуализации. Неудивительно, что повесть решили экранизировать. Но вот что конкретно подкачало — это герои. Всё подчинено одному герою, а остальные — схематические фигурки из ватмана, которые практически никак не проработаны — один клешированный признак, который как-то отличает один от другого, но этого слишком мало для объёмной повести (чем отличается Джоб от Обермайера по итогу уже мало кто вспомнит). А жаль. Дать бы эту группу заключённых Кингу, он бы заварганил винегрет, где непременно были бы психологические столкновения героев и неизменный фанатик, требующий жертвоприношение Болоту. Главный герой всю книгу идёт с Кристи. Но по итогу, Кристи никак не прорабатывается — она глупышка, которая постоянно задаёт вопросы, а умный Эрвин, отвечая на вопросы, раскрывает как бы читателю мир. Вопрос-ответ, вопрос-ответ и какая-то наивная реплика — вот и всё взаимодействие персонажей на протяжении всего пути. Эти два героя напомнили мне фильм «На грани», где герой Хопкинса, начитанный миллионер, попав глушь тут же разбирается в ситуации, легко ориентируется и с улыбкой, прогулочным шагом бродит по забытым людьми чигирям, в то время как герой Болдуина ничего не понимает, бьется в истерике и отчаянии. Там тоже схожая пара «умный-глупый». Ещё после прочтение осталось чувство, что несмотря на суровость сюжета это подростковая литература. В основном это связано с диалогами героев. Куча наивных фраз, глупых вопросов, подростковых шуток создают впечатление, что и Вычислитель, и Кристи выглядят лет до 25. А уж суровый и грозный пахан Юст со своим «не вякай» вообще вызывает диссонанс. Его б фразы сделать пожёстче — как пила режет, тогда другое дело. В общем, неплохое приключение под считалочку «10 негритят» становится под конец растянутым и однообразным. Хотя концовка спасает повесть и даже даёт читателю некую дилемму и пищу для размышлений. | ||||
| ||||
«Язычник» |
| |||
IgorLutiy, 08 ноября 2020 г. в 15:33 | ||||
Данная повесть, это прямое продолжение повести «Вычислитель». При этом название произведения можно смело считать самым большим спойлером. Итак, удалось ли продолжение или нет? Безусловно «Вычислитель» был очень хорош потому, что был оригинален. Здесь же автор топчется по той же дорожке, хотя и пытается найти оригинальные ходы (и можно сказать ему это отчасти удалось). Читавшие первую повесть найдут здесь не так уж много нового и оригинального и будет это всё преимущественно в конце. В целом же это неплохая приключенческая повесть. Вновь поход через болото вычислителя Эрвина Канна. Вновь вычисления, но они уже не кажутся такими оригинальными и необычными, как раньше. Вот воспоминания, как главный герой стал тем, кем он стал и как попал на Хлябь и в болото — это было интересно. Язычник появляется почти сразу, и практически сразу становится понятно, что там к чему. Максимум со второй их встречи с Канном. Хорошая идея. В принципе единственная оригинальная идея во всей повести. Финал хорош. Не шедевр, но для приключенческой фантастики хорош. В меру оригинален, в меру интересен. И в общем-то вполне закономерно, что этот финал не стал финалом истории вычислителя. Если первая повесть казалась вполне законченной, то здесь финал кажется лишь неким новым началом для чего-то в будущем (и в будущем был написан роман-продолжение). Как итог. Читать ли тем, кому понравилась первая повесть? Я думаю да. Это все та же история. Уже не столько оригинальная и неожиданная, но все еще интересная. Не ждите откровений, читайте простую историю о приключениях на болоте. Одноразово, но прочесть можно. | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
Clegan, 18 июня 2020 г. в 08:02 | ||||
Повесть понравилась. У нее отличная задумка и в целом неплохое исполнение. Главный герой не робот, но каким-то образом может просчитать почти все. Как именно он это делает и откуда у него такие способности автор нам не раскрывает, просто ставит перед фактом. Для остальных это тоже загадка. Ладно, на самом деле лучше так, чем если бы было какое-то надуманное и корявое объяснение. Группу осуждённых выпускают на болото. Где-то впереди, как говорят, находятся Счастливые острова. Остаться у периметра не позволяет то обстоятельство, что вся близлежайшая территория сканируется и все живые организмы безжалостно отстреливаются. Фантастики в повести относительно мало. В основном она проявляется в монстрах, населяющих болото. Особого разнообразия флоры и фауны ожидать не стоит. Зато имеющиеся твари достаточно логично вписываются в общую картину. Само путешествие ощущается несколько затянутым, болото к концу книги начинает надоедать, но героям оно надоедает ещё больше, так что это обстоятельство нас объединяло. Возможно, как раз с этой целью и сделано — чтобы читатель проникся чувствами героев и сопереживал им ещё больше, а может для выделения концовки, которая не сказать что сильно непредсказуемая, но из-за контраста с остальным произведением смотрится достаточно сильно. Книга немного мрачновата, но я был готов к этому. Честно говоря, увидев оценку на сайте, я ожидал чуть большего. Но и так книга мне в целом понравилась. | ||||
| ||||
«Звёздная пирамида» |
| |||
prohard, 22 января 2020 г. в 16:45 | ||||
Занимательно. В «знаменитом гонщике Олее Дивном» легко узнается Олег Дивов, который «живет в уединении на ферме и разводит собак-мутантов». Сергей Лукьяненко в качестве любимца императора Луки Серого, подключившегося к квазиразуму. Василий Головачев в качестве «популярного гонщика Базиля Голована», Вадим Панов как «невероятный Пан Смутный», который «успел поведать людям о тайном городе внутри солнца». Некие братья Генри и Лев (тут все просто) и «какой-то Эжен Нулик, разбойник из системы злой луны, который ..». В общем, читайте. | ||||
| ||||
«Удивительная Солнечная система» |
| |||
Massaraksh, 21 декабря 2018 г. в 15:32 | ||||
Поразительно неинтересная книга. Тем более поразительно, что книга Шкловского, устаревшая на полвека, до сих пор читается запоем, а современные лекции того-же Сергея Попова захватывают лучше голливудского блокбастера. У данного же опуса две больших проблемы: 1) Соавторы свято следуют заветам классиков и «концентрируются на очевидном, скользя мимо существенного.» 2) Книга, точно, не знает для кого она написана. Для людей интересующихся вопросом? Она слишком поверхностная. Для школьников, впервые открывших учебник физики (за неимением учебника астрономии)? Она слишком перегружена. Удивительная книга. Просто уникальная. Ну и, все таки, когда открываешь книгу с названием «Удивительная Солнечная система», менее всего ожидаешь экскурс в основы возникновения вселенной объемом в половину книги, состоящий, сплошь из прописных истин. Возможно и больше, но я устав, начал пропускать. А затем, бросил. | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
prot1988, 23 апреля 2018 г. в 08:51 | ||||
Долго оттягивал знакомство с этой повестью, несмотря на рекомендации: очень настороженно отношусь к творчеству отечественных фантастов, если это не И.В. Можейко. Еще раз поймал себя на мысли, что не смогу поставить произведению высший балл, если в нем напрочь отсутствуют хотя бы жиденькие языковые средства выразительности. Правда есть авторы, язык которых не вызывает эмоций и не генерирует должных ассоциаций и образов в голове. Вероятно, это раздражает даже сильнее, чем наличие оных. У Громова с этим все в порядке. Мне показалось, что в коктейле, который он смешал, все ингредиенты были подобраны в правильной пропорции – и средства языка, и стиль, и правдивость событий, и юмор, и остроумие, и диалоги, и объем. Все же увлекательно читать приключенческую фантастику без лишней тягомотины и мерехлюндии. Емко и со стилем. Даже несмотря на то, что ГГ – классический Рэмбо Задунайский, считающий себя высшим звеном эволюции, в то время как все остальные (включая читателей) считают его редкостным гадом со сволочной начинкой, я все равно не хотел, чтобы повесть кончалась. Хоть и все эти «бывалые», съевшие собак в прохождении препятствий любого характера, тривиальны, напряжение и непредсказуемость событий не позволяет отрываться от чтения ни на секунду. Пожалуй, автору удалось сохранить интригу и не испортить концовку. В принципе, я уже вначале понял, что предсказуемости от него ждать не стоит: он лишь прикармливает читателя, умело ведет по ложному следу, а потом бросает на болоте с трупом совсем не того персонажа на руках. Фильм смотреть не буду – знаю я наш кинематограф. Думаю, оно и к лучшему. | ||||
| ||||
«Ребус-фактор» |
| |||
_Y_, 06 ноября 2016 г. в 11:34 | ||||
Взялся читать после Вычислителя. Хотелось чего-нибудь столь же цельного, логичного, сильного. По-детски верил, что другой роман автора, Вычислителя написавшего, намного хуже не окажется. Ан нет. Прочитал первую главу – прекрасно. Динамичная, интересная, читалась легко. Вроде бы расставила декорации, представила читателям героя, дала завязку. Герой показался не очень приятным типом, но, по мне, про неприятных типов читать бывает не менее интересно, чем про замечательных-положительных. Ан нет, опять же. Первой главой прелести и ограничились. Уже вторая глава – обычная жвачка, зацикленная на один единственный посыл – ненависть колонистов к метрополии. Почему они её ненавидят, за что? Я не понял. В тексте постоянно встречаются фразы на тему «метрополия колонистов презирает», «сами пользуются технологиями, а нам не дают» – детский сад какой-то. Кстати, заметьте, не «не предлагают», не «не продают», а именно «не дают». В общем увяз я, читая главу за главой злобствования колонистов в адрес Земли и её населения. Не украшенные ни интересным действием, ни интересными героями. Кстати, уже во второй главе стало понятно, что герой не только неприятен, но и неинтересен. Результат – книга отложена в сторону где-то после половины. Почему отложена, а не брошена? Может вернусь и дочитаю из исследовательского интереса. Есть шанс, что вся эта тягомотина с однообразной и твердолобой борьбой за независимость ведёт к какой-то неожиданной и сильной концовке. Но, по-любому, уже сейчас могу сказать, что рекомендовать книгу не могу. Скукотища. | ||||
| ||||
«Антарктида online» |
| |||
Terminus, 25 июля 2016 г. в 17:12 | ||||
Весьма среднее впечатление оставила книга. Основное, что не понравилось — полная психологическая нелепость ситуации. Мгновенное превращение кучи разбросанных национальных экспедиций в антарктов вплоть до готовности стрелять при попытке захвата станций бывшими соотечественниками — абсолютно нереально. Это заметьте не какой-то спаяный замкнутый социум, а учёные и техперсонал станций, т.е. просто сотрудники институтов в командировках. Научное братство это конечно хорошо, но такое — уже за рамками абсурда. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Не зря думаю самое подробное описание кровавого столкновения в книге — это попытка захвата российской станции американскими войсками. Думаю это не только по тому, что вероятность военного вмешательства американцев в такой ситуации действительно выше, но и по тому, что описывать бой наших сотрудников института Арктики и Антарктики с российскими войсками, прибывшими приструнить сепаратистов — это как-то не того. Психологически неуютно, да и нелепость чувствуется сильнее. А по логике ситуации такой сценарий был вполне возможен. Еще сильно не понравился и сам факт, что вроде как лёгкое провествование в стиле анекдота свалилось таки в кровавую бойню, не теряя при этом весело-хохмящего настроя. Кроме этого основного момента — довольно слабые образы героев. Без соавторов Громов обычно пишет глубже и занимательней одновременно. | ||||
| ||||
«Менуэт святого Витта» |
| |||
azathoth, 30 июля 2015 г. в 13:38 | ||||
Крепкая социальная фантастика. Описана модель небольшой замкнутой группы, десятилетиями не подвергающейся влиянию извне. Оригинальная особенность — то, что члены группы — дети и подростки. Это придает внутригрупповым конфликтам остроту и рельефность, позволяет автору несколько утрировать напряженность ситуации. Опять же, практически отсутствуют конфликты, связанные с сексуальностью — на первое место в описываемом микросоциуме на первое место выходит борьба за власть. Мир планеты выписан не детально, штрихами. В этом романе он — лишь антураж, механизм для создания необходимых условий в группе. Коротко: правдоподобный социальный эксперимент автора. Рекомендую к прочтению любителям «мягкой» социальной НФ. | ||||
| ||||
«Циклогексан» |
| |||
dmitras, 04 июня 2015 г. в 20:01 | ||||
На самом деле без авторских монологов получилось бы довольно вторично. Идея мира известна по крайней мере со времён Клиффорда Саймака. Но вот второй контур повести спасает работу, автор топчется по штампам жанра, что тоже было неоднократно (в частности у того же Лукьяненко), но это меньшая часть текста и поэтому воспринимается позитивно. А концовка по-настоящему хороша. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Поэтому продолжения у повести нет и не должно быть. Советую всем любителям приключенческой фантастики.Она замыкает два контура повести, что заставляет их работать. | ||||
| ||||
«Дарю тебе звезду» |
| |||
Helleformer, 20 мая 2015 г. в 23:33 | ||||
Какое горе для вселенной, человечество так разбогатело, что люди дарят друг другу звезды с планетами и их населением и при этом они настолько тупы, что не могут осведомиться об условиях жизни на этих планетах, об их фауне и летят туда чуть ли не в одних трусах, благородно уважая право всех подряд катастроф случиться с ними. Общая проблема огромной доли фантастических рассказов кстати. | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
Оксанусиченочек, 17 февраля 2015 г. в 22:38 | ||||
Они шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. Шли, шли и шли. По уши в болоте. А некто «Вычислитель» самый умный, он шел по чужим головам. И дошел, но оказалось, что там скучно и делать нечего, и нет никого. Скучновато, одна-единственная сюжетная линия, один-единственный герой. «Дракон» Лукьяненко(тоже на тему выживания) несравнимо лучше. | ||||
| ||||
«Вычислитель» |
| |||
Victor_E, 09 января 2015 г. в 15:34 | ||||
Узнал о повести А.Громова случайно, наткнувшись на соответствующий фильм. Фильм не смотрел. Решил прочитать. Прочитал. Фантастику люблю, но со смыслом. Философско-психологическую. Здесь я такого не нашел. До Достоевского далеко ( и не пахнет). Психологически, гораздо лучше смотрится (правда не фантастика) «любовь к жизни» Дж.Лондона. Преобладающим над психологическими взаимоотношениями людей у автора является описание флоры и фауны саргасового болота. И в этом описании трудно претендовать на какую-то новизну. И Эрвин вычислитель-эгоист, но и он не смог просчитать до конца, что делать ему самому на Счастливых островах делать нечего. Одними вычислениями сыт не будешь. Нужно человеческое общение. А человек (или человечество) ему были нужны только для достижения СВОИХ планов (плохих или хороших — это роли не играет). Не чувствуется, как автор относится к своему «герою». У меня создалось такое впечатление, чтобы просто заработать. В смысле сюжета не вижу ничего нового. | ||||
| ||||
«Антарктида online» |
| |||
Mihrutkan, 02 октября 2014 г. в 20:59 | ||||
Свободная Антарктида не собирается брать пример с России, из кожи вон лезущей, чтобы доказать лощеным подлецам, что она тоже цивилизованная страна. Несмотря на то, что численность населения Свободной Антарктиды возросла до тридцати тысяч человек, нам все еще удается обходиться без представительской демократии с ее лоббизмом, политтехнологиями и прочими язвами. Во всем мире никто не осмеливается дразнить нас охлократами. Во-первых, потому, что нас боятся, а мы обидчивы. А во-вторых, сами-то они лучше, что ли? Послушный, лояльный, самодовольный охлос нужен им, а не нам. Книга про противостояние свободных людей и так называемого лживого «цивилизованого мира» англосаксов. | ||||
| ||||
«Мир матриархата» [Цикл] |
| |||
странник27, 16 августа 2014 г. в 21:02 | ||||
Лично мне кажется неправдоподобной та легкость, с которой женщины отказались от традиционных связей с мужчинами. Как-то не очень в это верится, что статистическое большинство женщин без протестов отказалось от секса и любви. | ||||
| ||||
«Реверс» |
| |||
battrack, 10 апреля 2014 г. в 10:30 | ||||
Не знаю почему так много критики. Вполне нормальное произведение в своем жанре. Хуже, конечно, чем первая книга «Застава», но тем не менее довольно интересно. Сама вселенная очень понравилась и продолжений буду ждать. Немного не понравилась «рваность» сюжета. Бросало главных героев то туда то сюда. Нет какой-то цельной линии, держащей в напряжении. Ну и напрягали немного постоянные лирические отступления автора. Рассуждения про шашлык — это конечно хорошо, но надо как-то в меру наверное и не так часто, а то каждая глава начиналась с каких-то филосовствований. И хорошо если глава, а то и в процессе какого-либо действия, автор позволял себе отвлечься на абзац-два. В целом не плохо, продолжение буду покупать. | ||||
| ||||
«Мягкая посадка» |
| |||
nonnullus, 15 февраля 2014 г. в 21:38 | ||||
Роман написан складно, добротно. Затрагивая по большей части социальную проблематику, для многих искателей боевой фантастики покажется скучным. Хотя есть и боевые действия и трогательная( почти трагическая) история любви и своя «вселенная», мне показалось, что все линии не оконченны, не завершены, не показывают полную картину. «Вселенная» развертывается , но не втягивает.Сюжет начинает скакать, не дает погрузится в происходящее «здесь-и-сейчас». При этом всем «попсы» почти не наблюдается, затрагивается вечная проблематика «врага внутри нас». Повысило качество восприятия аудио-версия романа с весьма атмосферным музыкальным ( ambient) фоновым сопровождением. | ||||
| ||||
«Мягкая посадка» |
| |||
strannik-17, 04 февраля 2014 г. в 18:55 | ||||
Сюжет может и неплохой, но само повествование откровенная лажа. Скучно, неинтересно. Прочёл треть и больше не выдержал. | ||||
| ||||
«Первый из могикан» |
| |||
podnatal, 05 октября 2013 г. в 19:23 | ||||
Если в первой книге есть интересная идея, то во второй.... Конец и у первой книги не порадовал, а у второй так вообще глупый. Рассуждения, рассуждения .. не много «посмотрите какой я крутой парень и мне фартит нереально» и ВСЁ. | ||||
| ||||
«Толстый, ленивый, смертельно опасный» |
| |||
Тиань, 01 июля 2013 г. в 23:35 | ||||
Странная история. Трудно сформулировать свое отношение к ней. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Герой подбирает бездомного котенка, который оказывается весьма опасным и агрессивным зверем — он накапливает в себе электричество и прикоснувшись к нему, человек получает удар током. Причем не слабый. По мере взросления зверь начинает аккумулировать мощный разряд и сознательно создавать шаровые молнии, причем направленного действия. Он так мстит своим обидчикам или тем, кого таковыми считает. С одной стороны, это история как бы об ответственности за тех, кого мы приручили. Ведь сознательно зверек причиняет вред только в ответ на обиду. К его особенности герой с женой в принципе приспособились. Правда, пожертвовав друзьями, комфортом и даже личной безопасностью. С другой стороны, жить с таким зверем в квартире действительно невыносимо — это хуже тигра или там питона. В любой момент может просто лапкой тронуть. Я очень люблю котов и отличаюсь повышенной терпимостью к их выходкам, но такого звереныша вряд ли смогла бы вынести. Героя и его супругу искренне жаль. Финал рассказа трагичный. Мог ли он быть иным? Не знаю. Возможно. Если бы герой нашел способ направить энергию своего питомца (энергию — в буквальном смысле) в мирных целях. Наверное, это можно было как-то сделать при известной изобретательности. Но понравилось ли бы такое насилие коту? И этого не знаю. Вполне возможно, что и нет. Вполне возможно, что в этом случае финал был бы еще более трагичен. Наверное, зверь с такой особенностью все-таки обречен. Мы в ответе за тех, кого приручили. Но все-таки позволять им калечить или убивать себя и других не обязаны. У любой ответственности есть разумные границы. Тягостное впечатление сглаживает второй котенок — самый обычный, без всяких особых способностей, которого в финальных сценах принесла домой жена героя. Как ни странно, женщина любила своего монструозного питомца. Случившееся пробудило в ней любовь к животным. И это радует. Наверное, общение с опасным и несчастным электрическим котом все-таки оказалось благотворным для героев, сделало их более человечными. Тяжелый рассказ. Интересный, но послевкусие оставляет тягостное. | ||||
| ||||
«Запретный мир» |
| |||
Greensign, 22 января 2013 г. в 13:45 | ||||
Наверное, я не целевая аудитория подобной литературы. Набившая оскомину тема попаданцев. Мир описан очень скупо и слабо, племена друг от друга отличаются только названиями. Не понравились и герои, особенно тот, что с ломом. Один не блещет умом, другой вроде как бы и сообразителен, но результаты его действий кажутся слишком эффективными для обычного студента. Ну, впрочем, это же попаданцы, у них всегда так. И самое главное: эта ужасная мораль «После нас хоть потоп, на наш век хватит». Итог: в книге не понравилось ни-че-го. | ||||
| ||||
«Мягкая посадка» |
| |||
UnrealQW, 25 ноября 2012 г. в 17:39 | ||||
5/10 Александр Громов «Мягкая посадка» -- фантастический боевик. Недочитан 31.01.2002. Начало довольно слабое -- на всей Земле наступил ледниковый период, появились мутанты-убийцы, мир стремительно деградирует. Кладбищенский циничный юмор на фоне антиутопии. В общем, не впечатляет, потому бросил на половине. Резюме: роман не дочитан, т.к. наскучил мне | ||||
| ||||
«Властелин пустоты» |
| |||
MarchingCat, 05 августа 2012 г. в 00:00 | ||||
Наверное, мой любимый из ныне пишущих русскоязычный фантаст. И в этой книге стандартная для его книг схема (благодаря которой он считается последователем Стругацких) — автор снова взял некий социум и бухнул его в Проблему. И хотя роман из ранних у автора, малость послабее сегодняшних, но всё же мне очень понравилось. Как обычно у Громова — сочетание увлекательного чтения с интеллектуальным сюжетом, знанием социологии и психологии людей и социума. p.s. редактированием. Перечитал роман сегодня, 09.04.2018. И пришёл к выводу, что книга, собственно, о людях, о человеке как он есть. О хорошем и плохом в человеке. О том, что плохое — наше неизбежное и вытравать его из нас можно разве что искусственным путём.... | ||||
| ||||
«Запруда из песка» |
| |||
видфара, 25 декабря 2011 г. в 08:52 | ||||
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» Фирменные громовские эксперименты над человечеством продолжаются... Автор вновь ставит мир на грань выживания и пристально смотрит: а получится ли у людей на этот раз? Однако сам эксперимент стал гораздо сложнее. Апокалипсис теряет статус сюжетной завязки, теперь он — событие пусть и нерегулярное, но изрядно периодическое. А уж его подоплёка, которая выясняется только ближе к финалу, и вовсе выпадает из привычной схемы. Хотя что-то подобное Громов уже попробовал в «Ребус-факторе». Персонажи вроде бы разнообразны — технократы и циники, интеллектуалы и гуманисты... Но все они получились более картонными, чем обычно, тут я согласен с коллегами фантлабовцами. И ведь это несмотря на разрекламированное автором «второе фантдопущение«! Само по себе, кстати, вполне любопытное... Начало романа чересчур затянуто (без ретроспекции никак нельзя было, наверное?), и потому при чтении навевало скуку. Собственно, даже импакт в Колумбии не добавил повествованию драйва. Сюжет оживился лишь во время выкрутасов Слепка на Луне! Вот, кстати, ещё одно интересное допущение! Хорошо показана неоднозначность использования такой технологии... К финалу роман разогнался, набрал хороший темп. И хорошо закончился! В смысле, правильно. Непонятно только, почему Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) нельзя было разобраться с неугодным Капитаном при помощи точечного применения телепортации?! зачем сразу астероидами кидаться?! | ||||
| ||||
«Ватерлиния» |
| |||
alex33, 15 декабря 2011 г. в 08:29 | ||||
Землянин, выпускник подводник, распределён для несения службы на планету Капля. Поверхность планеты – сплошной океан, ни клочка суши, лишь большие базы-поплавки и прочие водные субмарины. Главное достоинство планеты — выгодное галактическое положение. Поэтому на этом водном шаре назревает очередная война за передел сфер влияния между Земной Федерацией, Лигой и Унией Свободных миров. Приключенческая научная фантастика. Достаточно интересное мироустройство будущего, в частности своеобразна жидкая планета. Автор достаточно убедительно рисует мир Капли, её географическое и политическое устройство, военное противостояние планетарных колоний и жизнь крепости-поплавка. Первые две части книги меня держали во внимании – хорошая интрига, динамичный сюжет и адекватный главный герой. К третьей же части мой интерес ослаб, как-то неприятно автор бросил мир Капли и судьбу лейтенанта подводника в водоворот своей фантазии. Если внимательно приглядеться к книге, то можно увидеть ряд несостыковок и сюжетных хвостов, но в целом книга получилась атмосферная и мне понравилась. Я как раз и хотел лёгкого фантастического повествования с новыми мирами. Рекомендую к прочтению любителям планетарной фантастики, возможно книга придётся по вкусу поклонникам Лукьяненко. Забыл сразу упомянуть, что «Ватерлиния» входит в цикл, и я не против познакомиться с предыдущей книгой «Наработка на отказ». | ||||
| ||||
«Запруда из песка» |
| |||
Gordonfrimen, 14 декабря 2011 г. в 18:22 | ||||
Крепкий, аккуратный, типично «громовский» роман о далёком и непростом будущем, загадочных инопланетянах и воспитании человечества. Это роман для тех, кто любит задумываться над сложными моральными вопросами, наблюдать за окружающими и спорить с автором. | ||||
| ||||
«Запруда из песка» |
| |||
sham, 11 декабря 2011 г. в 09:48 | ||||
Любопытное будущее рисует перед нами автор. Читалось с интересом. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, роман типично громовский, автор смог меня удивить... В первую очередь главным героем. Челюсть отвалилась и встала на место только к концу романа. И надо сказать, финал показался мне очень удачным. В целом роман получился несколько затянутым и, на мой взгляд, намеренно увеличенным, т.к. некоторые сюжетные повороты кажутся лишними. Но книга понравилась больше, чем последние работы Громова, чему очень рад и продолжаю ждать новых работ от автора! | ||||
| ||||
«Запруда из песка» |
| |||
morbo, 11 октября 2011 г. в 07:35 | ||||
Типовой громовский роман. Начинается как «Шаг влево, шаг вправо», продолжается как «Завтра наступит вечность», только концовка показалась ни на что не похожей. Несколько напрягают излишяя саморефлексия главного героя и несколько неживой мир людей. Саморефлексии можно было сделать поменьше, а мир можно было оживить введением нескольких разнохарактерных персонажей, командными действиями и шутками-прибаутками. Всё-таки тяжело читать 400 страниц монолога с самокопаниями одного излишне самоуверенного и надменного интроверта. Что как всегда удалось — так это сам мир романа, жаль что оживить людьми этот мир в очередной раз автору не удалось. Из людей более-менее удался Моше Хаимович Магазинер, который мне напомнил Лёню из «Крыльев черепахи» — точь в точь тот же типаж. Если вы уже читали один из романов «Завтра наступит вечность», «Год лемминга», «Шаг влево, шаг вправо», «Мягкая посадка», то много нового вы для себя здесь не найдёте. | ||||
| ||||
«Запруда из песка» |
| |||
dobryh Del maste, 04 октября 2011 г. в 14:15 | ||||
Очередной долгожданный роман А. Н. Громова, как всегда, порадовал поклонников фирменным блестящим стилем автора и затейливой комбинацией фантастических допущений, лежащих в основе сюжета, «мира» и образа главного героя. Однако, на мой взгляд, эта книга по целому ряду критериев уступила другим вещам автора. Лично мне в первую очередь показалась недостаточной динамика внешнего, сюжетного плана романа. Мне показалось, что поступки героя в основной части романа, вне ретроспективных экскурсов, выглядят, можно сказать, пассивными. Все его действия обусловлены не столько собственным осознанным выбором, сколько, в первую очередь, внешней силой, а во вторую — всего лишь особенностями темперамента, тоже, в некотором роде, привнесёнными. Даже его основной, итоговый выбор в этом контексте выглядит практически предопределённым. Не слишком убедительной, к слову, здесь выглядит и работа главного героя, посвящённая, в основном, попыткам решить задачу при недостатке данных. Как он и сам справедливо отмечает, сводится она, по большей части, к изобретательству велосипедов. Смещён, на мой взгляд, баланс сюжетной динамики и конкретно в плане текстового объёма: она порой откровенно теряется за рассуждениями персонажа, и повествование начинает выглядеть чуть ли не публицистическим. Также не слишком оригинальным показалось мне и фантастическое допущение, касающееся мироустройства и причин оного. Речь идёт, собственно, об очередной «казарменной» (анти)утопии, которая в целом не нова, как и — в самых общих чертах, конечно, — методы её наведения. При этом получившийся мир, к сожалению, описан довольно скупо. Эти недостатки, однако, в значительной степени компенсирует уже второе основополагающее допущение, дающее довольно оригинальный ответ на вопрос «а судьи кто?». В целом, «Запруда из песка» — очередной хороший роман от замечательного автора, не больше, но и не меньше. | ||||
| ||||
«Фальстарт» |
| |||
morbo, 28 сентября 2011 г. в 21:56 | ||||
Красиво, поучительно, но неправдоподобно. Красиво — это когда люди действительно делом занимаются, умеют выживать, а не подчиняют свою жизнь одним лишь высокотехнологичным игрушкам. Поучительно, потому что говорит о том, чего действительно стоит большинство из офисных креветок, — ничего. Офисные работники не смогут спасти даже собственную жизнь, почему же эти паразиты распоряжаются жизнями других (спокойно, я сам из этих и меня это тоже гложет, я только высокотехнологическими игрушками не одержим)? Неправдоподобно, потому что не будет в таких условиях никакой России — только слово останется и племена дикарей. К тому же непонятно, что же дальше происходит с грибами, когда они съедают кремний — рушатся в песочную труху? И всего лишь? Непонятно, как в таких условиях люди делают печки, из чего делают? Если из кирпичей и глины, то эти печки недолго живут — их постоянно нужно перестраивать. Если из металла, то может быть. Но обрабатывать металлы без печки тоже как-то трудновато. Поэтому — не верю. | ||||
| ||||
«Крылья черепахи» |
| |||
morbo, 27 сентября 2011 г. в 06:21 | ||||
С первых страниц роман радует большим количеством разных аллюзий, скрытых цитат, богатым словарным запасом. Не верится мне, что писатель Мухин занимается только коммерческой беллетристикой и ничего стоящего за свою жизнь не написал. Это очень эрудированный человек с живым умом. Видимо таков и сам Громов, т.к. уровень сложности мышления персонажей всё-таки ограничен сверху уровнем сложности мышления писателя. Если писатель глуп, у него и не получится такой персонаж. Феликс тоже весьма хорош. Чтение неторопливое, оно не столько требует терпения, сколько увлечённости и желания замечать и интересоваться вещами, упоминаемыми в книге. Эту книгу нужно читать, имея под рукой энциклопедию и интернет — настолько много упоминается различных вещей, которые обывателю совершенно неизвестны. География, геология, минералогия, астрономия, мореплавание, литература. Роман можно сравнить в общем-то с довольно простым блюдом, однако очень оригинально приправленным. Читая роман наслаждаешься не самим блюдом, а его приправой. Уверен, что не распознал и 80% различных скрытых цитат и аллюзий. Недостатков мало, но они есть. Письменная речь Лёни не отличается от его устной речи, хотя люди редко переносят на бумагу слова-паразиты, каковым у Лёни являются слова «и всё такое». Голодные люди быстрее устают и вообще становятся со временем вялыми и неразговорчивыми. Некоторые от голода становятся злыми. В романе же изменение настроения людей никак не передано, кажется что они столь же бодры и веселы как в начале романа. Особенно это касается маленького мальчика Викентия. Что касается открытой концовки... А чего вы хотели прочитать в тетрадке, которую нашли в канистре, плавающей в море? Чтобы там всё до конца было написано? Как последний оставшийся в живых доедал своих товарищей и дописывал летопись уже подыхая от голода? Я лично вообще удивляюсь, как Мухин делал последние записи на плоту, да ещё попав под ливень, шедший целую ночь. Да и не нужна такая людоедская концовка, открытая лучше — она дарит хоть какую-то надежду на хорошее будущее, хотя умом понимаю, что скорее всего они все умерли — например развалился плот во время шторма и все утонули. Но об этом написать было бы уже некому. Рекомендую роман любителям неторопливого и вдумчивого чтения. | ||||
| ||||
«Антарктида online» |
| |||
kraamis, 17 февраля 2011 г. в 06:48 | ||||
А отлично получилось, немного хулигански, немного романтично и самое главное жизненно. Ведь хочется людям послать к лешему всех политиканов и чинуш, и построить свое общество. К сожалению при этом нужна железная перчатка, для держания за причиндалы охотников лезть не в свое дело, ну или хотя бы уверенность этих охотников в наличии такой перчатки. Люди получили шанс жить так как они хотят и где хотят, и кто теперь им помешает? Так что это прекрасная социальная фантастика, о том, что человеку в этом мире не хватает для гармонии. За Свободную Антарктиду!!! | ||||
| ||||
«Ребус-фактор» |
| |||
morbo, 01 января 2011 г. в 14:52 | ||||
Сильная сторона книги — довольно хорошо продуманный мир, лёгкий язык. Мне очень интересно было читать описание природы Тверди в первой части книги, описание технологий и техники мира, его социального и политического устройства. Практически с самого начала я приготовился к неспешному развитию сюжета, а потому смаковал описание мира. Но оказалось, что достаточно подробно и красочно была описана только Твердь. Я ждал столь же красочного и подробного описания Земли и Марции, но не дождался — внимания им в книге уделено очень мало, описание весьма схематичное. Визуальный голод, если можно так выразиться, книга не удовлетворила. Слабая сторона — сюжет и способ его подачи. Борьба за независимость — что может быть банальнее? Было бы интересно читать, если бы сюжет разворачивался в отдельных красочных сценах, диалогах, но автором была избрана другая форма подачи — пересказ событий главным героем. Отсюда следует минимум диалогов, минимум батальных сцен, минимум зарисовок из жизни, зато максимум схематичности и собственных мыслей главного героя. Все герои через призму пересказа событий главным героем, выглядят плоскими, картонными. Было бы интереснее, если бы люди разговаривали друг с другом и озвучивали бы каждый свои мысли о ситуации, были бы показаны зарисовки различных эпизодов. Но все мысли книги озвучены и рождены только лишь главным героем, а все зарисовки и диалоги поданы в виде пересказа. Читаешь книгу и вспоминается анекдот. Один говорит, что слышал Битлз и ему не понравилось. Второй спрашивает, а где слышал? Первый отвечает — а Рабинович напел. Вот примерно такие же чувства возникают и от книги, будто не читаешь непосредственного описания происходящего и мыслей героев, а слышишь только их пересказ и перепев, через третье лицо. Неплохие, в общем, сюжет и мир загублены паршивейшим изложением в виде пересказа. | ||||
| ||||
«Фальстарт» |
| |||
be_nt_all, 01 декабря 2010 г. в 23:03 | ||||
Как любят говорить в некоторых местах рунета (не в этом) — «годный вброс», то-есть переводя на наш интеллигентский язык «тонкая интеллектуальная провокация». Что это? Пародия на рассуждения об «особом предназначении России»? Острый приступ мизантропии? Просто доведение до абсурда мыслей об очевидных проблемах современной цивилизации? Интеллектуальная «игра в поддавки» с самим собой? Не думаю, что кто-то, включая самого Александра Николаевича, может однозначно ответить на этот вопрос. В этом рассказе вообще ответов нет — одни вопросы и тупики. ps. «Годность вброса» доказывает целый букет хороших, правильных отзывов на рассказ. an2001 порадовался иронии автора и выделил одну из ключевых цитат, pitiriman нашёл ляп в сюжетообразующей НФ-идее, StasKr «показал на пальцах» весь ужас нарисованного Громовым будущего, god54 очень верно отметил особенности личности рассказчика, от лица которого ведётся повествования. А что до разброса оценок… «— Ходжа, но ведь они говорят прямо противоположные вещи, как же они оба могут быть правы? — И ты, жена, права…» | ||||
| ||||
«Тысяча и один день» |
| |||
0shishiga, 02 ноября 2010 г. в 00:07 | ||||
Мне кажется, это очень правильный роман. Неряшливо написанный, но — правильный. Социальная фантастика как она есть. Все современные тенденции автор отследил верно и вывод сделал такой, как надо. Молодец. | ||||
| ||||
«Антарктида online» |
| |||
alexeypp, 04 октября 2010 г. в 23:46 | ||||
Получилась потрясающая вещь в которой фантастики лишь 1,5 ключевых события, а вся книга — движение социума в результате означенных событий. Причем социума правдивого, современного и большей части — отечественного. С юмором у автора тоже все хорошо, равно как и с некоторыми нотками «национального колорита» Вобщем рекомендую всем, кого не устраивают глупости а-ля «схватил бластер, прыгнул во флаер, помчался в соседнюю галактику драться на мечах с космическими пиратами, захватившими юную принцессу планеты Тмутаракань», рекомендую тем кто любит не скучную социальную фантастику. | ||||
| ||||
«Толстый, ленивый, смертельно опасный» |
| |||
god54, 26 сентября 2010 г. в 15:52 | ||||
Этакий нелогичный кот: даже если ему хорошо — бьет током; если ему плохо — тоже бьет током. В чем логика? Это и не защитная реакция, и не проявление радости. Это постоянное состояние. Ах, это просто литературный прием, чтобы показать... Вот только, что показать? Я так этого и не нашел, основную идею. | ||||
| ||||
«Уступчивые» |
| |||
god54, 23 сентября 2010 г. в 20:23 | ||||
Сама идея оригинального мира не нова и уже встречалась в фантастической литературе. Автор лишь предложил свою идею устройства человеческого общества, построенного на понятии абсолютной свободы, хотя такого понятия вообще не может существовать. Не понравилась концовка: автор, словно не доверяет читателю и начинает подробно и детально описывать и разъяснять все детали мироустройства. Видно слабо было показать это все через сюжетные ходы и диалоги. Но в целом неплохое развлекательное чтение. | ||||
| ||||
«Всем поровну» |
| |||
Sawwin, 18 июля 2010 г. в 14:09 | ||||
Выставил рассказу десятку за блестящий стиль и великолепно проработанные образы. Также сюда следует отнести знание предмета. Мне приходилось близко общаться с бомжами (так близко, как позволяет вонь от бомжа идущая), и могу сказать, что описания весьма достоверные. И даже когда Громов пишет, что цена за металлическую банку из-под пива -- 10 копеек, я ему верю. Значит, в Москве такие низкие цены. А теперь буду ругать. Концовка меня изрядно разочаровала. Ведь пьют люди не из-за низкого IQ, а из-за неумения наполнить свою жизнь иным содержанием. Пьют не глупцы, а слабаки. А Александр Громов показал своего героя сильным человеком. И поэтому мне не верится, что он так просто сдался. И положение на социальной лестнице также зависит от IQ в самую последнюю очередь. Так что уважаемый автор в данном вопросе неправ. Но рассказ всё равно заслуживает десятки. | ||||
| ||||
«Шаг влево, шаг вправо» |
| |||
Эспери Ахэ, 13 июля 2010 г. в 18:37 | ||||
Книга легкая и тяжелая одновременно. Постараюсь объяснить. Легкость — в стиле автора, в тонких линиях юмора и оборотов речи « редко встречаемые пигмеи», « магия- фагия» и пр. Сюжет держит в напряжении практически до конца и так и не оставляет читателям всех разгадок. Тяжелая — от чувства безысходности, которое охватывает уже на середине текста. Тотальное око чипирования, иллюзия «выбора», которого, на самом деле нет. Эпилог, несмотря на внешний «хэппиэнд» — чудесное исцеление от даунизма чего стоит!-несет в себе мрачность. Настя хочет помогать человечество, которое поступает по- свински ( впрочем, как обычно) | ||||
| ||||
«Завтра наступит вечность» |
| |||
alex33, 21 июня 2010 г. в 21:19 | ||||
Талантливый шалопай Сятополк Горелкин случайно забредает в подземный бункер некой Корпорации. Организация берёт в оборот молодого спеца-технаря. Ей нужны люди, умеющие управляться с техникой, ведь она владеет уникальными биотехническими артефактами… Научно-приключенческая фантастика с акцентом на втором. Сюжет динамичный и разнообразный. Первая половина романа увлекает шпионской нитью «корпорация vs спецслужбы», во второй главный герой покоряет новые миры. Читается книга с интересом. Автор не обделён фантазией и умением чередовать слова. Пожалуй, главный минус книги – это её нецелостность. И дело даже не в поверхностном описании фантастических постулатов, а в невнятном построении сюжета. Много веток сюжета не держатся единым стволом. Много недосказанностей и провисаний. Итого: неплохой развлекательный фантастический роман без шансов получить особые рекомендации к прочтению. | ||||
| ||||
«Шанс для динозавра» |
| |||
nika-tyan, 09 июня 2010 г. в 13:32 | ||||
Литература – это всегда диалог. Автора с читателем, автора с возлюбленной, автора с жестоким и равнодушным миром, упрямыми коллегами по перу, или даже с самим Богом. После греческой прозы практически невозможно сказать что-то принципиально новое, остаётся подниматься к небесам, становясь на плечи современников. «Поэзия сама – одна великолепная цитата», к фантастике это тоже относится. Александр Громов, как и многие современные фантасты, легко окунает вёсла центона в бурное море постмодернизма, перенося на свои страницы не букву, но дух цитируемых произведений. В дилогии «Исландская карта» и «Русский Аркан» он полемизировал то с Акуниным то с Рыбаковым, выстраивая, словно карточный домик, идеально-российскую монархическую утопию. В «Шансе для динозавров» диспут с АБС заявлен официально. «Уже начав, понял, что вещь стремится выродиться в чистую антитезу «Трудно быть богом»». И естественно, что Стругацкими Громов не ограничился. Параллели возникают удивительные и разнообразные. Старик-генерал Глагр, перед строем, под пулями, втирающий мазь в подагрическое колено, дабы успокоить солдат – чем не генерал Милорадович, приказавший подать себе завтрак на Бородинское поле? Война Унгана с Империей не цитирует даже – пародирует в лучших громовских традициях сражения Отечественной 1812 года, разве что без морозов. Святой Акама-Оккам, фьер Крегор-Кьеркегор, Арапон-Арата, пришпиленный копьём к стене «министр охраны короны» – и далее по тексту. Центон настолько глубоко запускает в текст корни, что встречая блестящую авторскую находку долго гадаешь – откуда эта цитата? Кто такая фаворитка князя Барини, распутная и глуповатая Лави, с кого автор писала верного оруженосца, фьера Дарута, на кого похож бесцветный и безвольный пророк Гама? Впрочем, это всё такие пустяки в сравнении со смертью и любовью… С первых страниц внимательный читатель понимает, что начинка текста завёрнута в красивую, блестящую бумажку. О чём же хочет сказать нам Громов? Три «динозавра» – главные герои книги – сбежали от сытого, отупевшего общества потребления планеты Земля, в поисках фронтира, нового вызова для обленившейся цивилизации. Они считают, что планета в тупике, социум сгнил и пахнет, им претят законы, обычаи, нравы… Вопреки проложенному маршруту, они ухают свой корабль вместе с потенциальными планами развития космонавтики, в первую попавшуюся чёрную дыру. Находят там планету земного типа, вполне себе заселённую и средневековую, и, дабы спасти юное человечество, решают повернуть рельсы истории на новый лад. И получается классическая история, рассказанная ещё дедушкой Крыловым в басне про лебедя, рака и щуку, с поправкой на трёх космонавтов. Правитель, Пророк и Дьявол – и у каждого по сто чертей в голове. Главный герой, князь Барини, он же Толька Баринов, наверняка читал Стругацких и успешно избегает не только трёх покушений, но и изрядной кучи проблем, возникавших у чересчур чистоплотного дона Руматы. Он, конечно старается не убивать без нужды и беречь неповинных людишек, но когда новообращённые в веру святого Гамы горожане сожгли на площади пятилетнюю девочку «ведьму», рейтары князя Барини залили кровью мостовые города. Впрочем, его друзья не лучше. Пророку Гаме опостылели паломники и проповеди, единственная радость в жизни – вымороженная по горскому рецепту сливовица. Дьявол вообще ни о чём не задумывается, предпочитая действовать – заражать многочисленными болезнями, сеять панику, слухи, развозить по приискам каторжников и соблазнять монахинь. Им всем становится скучно – азарт первых лет борьбы за власть схлынул, осталась долгая, кропотливая работа по построению нового общества по «восточному» образцу. Буддийско-конфуцианские ценности, корпоративная культура, цепь вечных перерождений вместо рая и ада – и тухловатая надежда, будто обновлённое человечество будет сражаться и расти вверх, а не заплывёт жиром. Итог предсказуем… Пожалуй, самое главное в книге – вопрос Дьявола-Отто – представь, что это был не тупик, а кризис? И сейчас человечество на Земле вступило в новый виток развития. А мы киснем на этой планетке… «А вдруг вся эта кровь и нечистоты – роды? Младенец уродлив, он вопит и гадит…». Собственно вопрос о пути развития нашего общества растёт как хорошее дерево – вверх и вширь. Проблема фронтира, нового недостижимого барьера, к которому потянутся молодые энтузиасты, тоже светит изо всех щелей – человечеству становится тесно на Земле. Где случится прорыв – в продлении жизни, кибернетике, космонавтике, нанотехнологиях, этике человеческого сообщества – бог весть. Но он назревает, и предчувствие больших перемен тревожит неокрепшие души. Книга замечательным образом показывает – эскапизм не выход. Как бы ни были притягательны далёкие, таинственные миры, настоящая жизнь творится здесь и сейчас. И играя «трудно быть богом», двигая выдуманных солдатиков, очень легко её, настоящую, упустить. Поэтому некоторым любителям лёгкой фантастики книга и не понравилась – уж больно вывод нелицеприятный. На форумах, в блогах, и даже в колонках вполне уважаемых критиков о романе говорят всякое. Мол, вещь слабая, претенциозная, а главное – совершенно не похожая на предыдущие вещи Громова. Кто бы спорил – недостатки у книги есть. Но отнюдь не те, о которых судачат фанаты. Судя по некоторым «невыстрелившим ружьям» с вероятностью книга писалась в спешке. На первых страницах упоминаются местные ездовые птицы – больше в книге их нет. Придворные красавицы красят губы киноварью – может быть у них другой метаболизм, но земные женщины от сульфида ртути обычно мрут. Общее впечатление от текста – иногда не хватает фирменной громовской лаконичности и жёсткости образа, по сравнению с предыдущими книгами, он рыхловат. Но Громов по прежнему громовержец и бог войны – батальное полотно большой битвы между Глагром и князем Барини — самый сильный момент книги. Сюжет развивается вполне динамично, в романе есть над чем подумать, что обсудить на досуге. Лабиринты цитат завораживают, лихой клич «Унган и Гама» горячит кровь. Так что говорить, будто Громов сдаёт позиции – преждевременно. Да, вещь написана чуть небрежнее, чем обычно. Но отнюдь не слабее. И, что самое главное, от неё остаётся хорошее послевкусие неразрешённых и важных вопросов. Роман замечательно «уводит из Арканара» на нашу с вами родную Землю. И читать его стоит – хотя бы затем, чтобы, улетая в далёкий космос, мечтать вернуться, а не сбежать. | ||||
|
Страницы: 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 . . . 19 20 21 22 23 (+10)»