Александр Громов «Ватерлиния»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вы можете представить себе планету, целиком состоящую из воды? Ее назвали Каплей. Расположнная на пересечении важных космических трасс, Капля стала местом, где схлестнулись интересы Земной Федерации, Унии и Лиги Свободных Миров. Человечество, расселившееся по всей Галактике, так и не стало единым. Военное противостояние, экономические неурядицы, проблема контакта с инопланетной жизнью — все эти противоречия, разделяющие мир, не дают покоя и пилоту флайдарта Александру Шабану, попадающему сначала на невполне благополучную планету Прокна, затем — на Каплю. А тут еще выясняется, что существует некий загадочный Ореол...
Входит в:
— цикл «Галактическая империя» > цикл «Мир Капли»
— сборник «Ватерлиния», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 263
Активный словарный запас: высокий (3154 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (6), болгарский (1)
- /тип:
- книги (6), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Стойнов (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Valteron, 17 ноября 2020 г.
Тот случай, когда книга приносит удовольствие от чтения. Есть моменты, над которыми хочется подумать, погрустить и порадоваться.
Неординарный сюжет, который захватывает с первых страниц, и не отпускает уже до самого финала.
Пожалуй, одна из лучших вещей, что прочем за последние годы!
Высокая оценка полностью заслуженна и оправдана.
yfnfkmz12041978, 4 марта 2020 г.
В этом романе автор переносит своих персонажей на жидкую планету. Хорошо прописаны их характеры, быт и желания. Планета Капля состоит из воды. И все её обитатели, которые живут в специальных сооружениях — поплавках, оценивают свое пребывания как нечто временное. Тихо ненавидят этот водяной шар и мечтают по истечению контракта вернуться на Землю. Исключением, в некоторой мере, чувствуют себя подводники. Но мир самой Капли совсем не дружелюбный и жить в нем хуже чем в аду. Легенда о Сонной субмарине и ее реальное воплощение разбавляет это мрак — эффектный ход , несомненная удача автора, как и вообще байки подводников. А то, что осталось ниже ватерлинии, пусть и остаётся там, где непроглядная тьма, опасный океанский криль и разъедающий все жёлтый прилив.
Все таки цивилизации «Ореола» можно было уделить больше внимания. А так присутствуют только наброски. Если двенадцатый уровень это мусорщики, а одиннадцатый — это кураторы, которые корректируют работу мусорщиков и никогда не общаются с «мусором», тогда , что есть уровень первый?. И чем провинился Куратор, что ему пришлось говорить с Шабаном, когда тот еще не стал мусорщиком? В итоге, чем меньше чувств и эмоций, тем выше ступенька?. Тогда для чего заботится об «мусоре»?.
Читать интересно. Повествование захватывает и переживаешь за всех, будь то положительный герой или отрицательный, но почему-то «наработка на отказ» понравилась больше.
strannik102, 4 декабря 2019 г.
Да, поначалу кажется, что и мир другой (мы и в самом деле с Прокны перенеслись на планету Капля) и персонажи-герои другие, разве что сама внешняя ситуация общая с той, что описана в предыдущей повести. Однако потом всё встаёт на свои места, сюжетно-смысловые линии обоих произведений сборника сближаются, соприкасаются и просто врастают одна в другую.
Много приключений (по-настоящему острых и ненадуманных), много смыслов (см. выше), качественно проработанный мир (и тут сразу на ум приходит планета Месклин от Хола Клемента в романе «Экспедиция «Тяготение»), великолепно задуманные и сделанные герои: с одной стороны — вроде лаконично изображены, но с другой — так лишние детали и впрямь стали бы лишними. И открытый (хотя вроде бы законченный) финал и книги и самой задумки-выдумки-придумки позволяет читателю и самому что-то доиграть в этой конструкции мироздания.
В общем, наверное это лучшее из НФ, что я читал за последний десяток лет. Без преувеличения. Фэнтези современные были отличные, а вот НФ — пожалуй нет...
VovaZ, 15 мая 2018 г.
Продолжение «Наработки на отказ», несколько более читабельное, чем первый роман «Капли».
По сюжетной интриге и духу, совершенно аналогичен «Наработке». Борьба с природой и друг с другом. Мизантропия, политические интриги, шпионский триллер и Deus ex machina , в финале.
Ничего нового, однако, благодаря более высокому драйву и интересным описанием военных технологий, читается с большей лёгкостью и интересом.
ash945, 8 ноября 2017 г.
Продолжение получилось вполне на уровне. Немного поживее, поскольку действий на удельную страницу повествования побольше. Плюс — сама по себе планета — это находка (хотя планеты, состоящие из воды, конечно же встречались и ранее в фантастике, но Капля у Громова действительно вышла очень убедительной). По стилистике — вполне в духе «Наработки на отказ», по прежнему прослеживаются аналогии со Стругацкими. Может быть, конечно, написано несколько тяжеловесно, но воспринимается достаточно легко.
Nec77, 13 октября 2016 г.
Меня смутил диссонанс могущества Ореола и человечность некоторых его членов. При том уровне могущества, который показан в конце книги зачем вообще нужны им люди? Люди Ореола должны были бы уже переродиться во что-то иное. Версия о ссылке на земные миры неудачников детей неубедительна. Да и зачем корабли какие-то показывать землянам? Можно муравьев изучать так чтобы они ничего не заподозрили. Ну и вы же не будете своих детей отправлять к муравьям или мышкам жить.
Принять постулаты Громова можно было бы если Ореол — обычная земная колония несколько (лет на 50-100) опережающая в развитии остальное человечество. Но никак не людены)
Как всегда у Громова это произведение скорее социальная фантастика нежели научная.
gaid, 21 мая 2012 г.
Второй роман цикла «поживее». Но только до того момента, как Филипп Альвело «превращается» в Шабана. После этого события все встает на свои места. Опять споры между Менигоном и Шабаном, несогласие с точкой зрения друг друга. Продолжение первой части одним словом...А что еще нужно? Разнообразие! А так получается что в первой книге, что во второй герои остаются «прежними». Нет роста, развития.
Менигон как был не самым лучшим наставником, так им и остался. Почти во все ключевые моменты повествования, связанные с Альвело, его не было, чем занимался, где был? Шабан твердолоб, с трудом воспринимает критику, советы, пожелания. Он как ребенок, которому нужно повторить несколько раз, что стало понятно и было подобие согласия.
После прочтения в голове крутился один вопрос: вот если бы не трогали бы сильные мира Альвело, то что-нибудь изменилось, как бы все сложилось? НИЧЕГО не изменилось бы. Была бы война, борьба за акваторию. А Альвело занимался своей работой, ну забрал бы его Менигон, улетели бы они на Ореол. И все бы для них закончилось. Отсюда вывод: можно было убрать Шабана, использовать другого ГГ и так же разыграть судьбу планеты. И если у Менигона была цель — сохранить планету, то у Альвело цель была такая же как и у остальных подводников этой планеты (плюс желание отслужить и вернуться на Землю). В «Наработке» Шабан пытался защитить вариадонтов, а тут подобных задач у него не стояло.
Вообще в книге много недоговорок и странностей. Филиппу «по-страшному» везет, повествования скроено под него, лишь бы только нигде не споткнулся, не завис. А двигался вперед, зачем ГГ лишние проблемы и задержки?! А переход от Альвело к Шабану? Как быстро Шабан стал самим собой. Как будто и не было стольких лет жизни под маской Филиппа. Шабаном и Альвело прожито примерно одинаково, но как только Менигон его возвращает — он становится «самим собой» легко и непринужденно. Хотя не стоит забывать, что Шабан то и не Шабан, а «мусор» цивилизации Ореон. И обе личины не его, а взятые «на прокат». Непонятна цель «нахождения» в романе Джильды Риенци. Допустим она выполнила свою миссию — подобрала Альвело, но к чему описание ее сексуальных похождений.
Понравилась «находка» автора — желтые приливы. Жаль только нет физического объяснения, а только догадки этого явления.
«Ватерлиния» лучше первой части. Сюжет разбавлен похождениями Альвело, что делает сюжет живее, чем если бы Шабан и Менигон работали с самого начала вместе — их споров и диалогов хватило и в первой части. Планета лучше проработана, раскрыто взаимоотношение основных военных и экономических организаций и союзов Вселенной. А то после «Наработки» долго не мог разобраться кто кому «друг и враг».
Читать, если и стоит, то только из-за разъяснения некоторых политических моментов и необычной планеты.
roleff, 23 июня 2016 г.
Единственный плюс это планета-капля, образ запомнился. По содержанию — проходняк с неприятным послевкусием пессимизма и беспросветности.
karthago, 16 марта 2015 г.
На мой взгляд — один из лучших романов Громова. Придумка с планетой-каплей великолепна. Прочитал с большим удовольствием
ely120, 13 июля 2009 г.
«Вот вам детально проработанный Мир планеты-Капли...»
Как раз с этим не вполне согласен. Да, наука пока не имеет четкой теории о происхождении планет. И если существует водородный гигант Юпитер, то почему и не быть Капле, состоящей из одной воды. Однако, меня с самого начала смутила фраза о пятисоткилометровой глубине. Вода — очень тяжелая субстанция. Даже учитывая слова автора о пониженной силе тяжести — примерно половина земной — давление на таких глубинах будет просто чудовищное. Скорее можно предложить, что при таком давлении вода перейдет а твердое состояние. Это будет не обычный лед, а некая металлизированная вода, по аналогии с твердым водородом в глубинах Юпитерианской атмосферы. В материалистической диалектике Энгельса (и его предшественников) существует закон о переходе количества в качество. Исходя из этого, а также из свойств жидкостей стоит предположить, что у капли существует твердое ядро, состоящее из сжатой неимоверным давлением «твердой» воды.
Все это не уменьшает чисто литературных достоинств книги. Я лишь немного поразмышлял о физических свойствах созданного автором мира.
alex33, 15 декабря 2011 г.
Землянин, выпускник подводник, распределён для несения службы на планету Капля. Поверхность планеты – сплошной океан, ни клочка суши, лишь большие базы-поплавки и прочие водные субмарины. Главное достоинство планеты — выгодное галактическое положение. Поэтому на этом водном шаре назревает очередная война за передел сфер влияния между Земной Федерацией, Лигой и Унией Свободных миров.
Приключенческая научная фантастика. Достаточно интересное мироустройство будущего, в частности своеобразна жидкая планета. Автор достаточно убедительно рисует мир Капли, её географическое и политическое устройство, военное противостояние планетарных колоний и жизнь крепости-поплавка. Первые две части книги меня держали во внимании – хорошая интрига, динамичный сюжет и адекватный главный герой. К третьей же части мой интерес ослаб, как-то неприятно автор бросил мир Капли и судьбу лейтенанта подводника в водоворот своей фантазии. Если внимательно приглядеться к книге, то можно увидеть ряд несостыковок и сюжетных хвостов, но в целом книга получилась атмосферная и мне понравилась. Я как раз и хотел лёгкого фантастического повествования с новыми мирами.
Рекомендую к прочтению любителям планетарной фантастики, возможно книга придётся по вкусу поклонникам Лукьяненко. Забыл сразу упомянуть, что «Ватерлиния» входит в цикл, и я не против познакомиться с предыдущей книгой «Наработка на отказ».
morbo, 14 августа 2011 г.
Роман «Ватерлиния» является прямым продолжением «Наработки на отказ». Настолько прямым, что от сюжета не очень-то и ждёшь чего-то нового, и поэтому больше внимания уделяешь не сюжету, а миру романа. Мир интересный, красочный, хотя после вдумчивого размышления, наталкивает на некоторые неудобные вопросы.
Например — интересно, откуда на этой планете взялись различные животные — рыбы и криль, ведь по идее, большинство необходимых для зарождения жизни веществ должны были собраться в ядре планеты, когда она ещё формировалась — калий, натрий, магний, кальций. Хотя может быть, они всегда существовали в водах планеты в виде различных солей, в растворённом виде.
Потом, интересно, что это за жёлтые приливы, из каких веществ они состоят, откуда берутся. Автор тактично обходит этот вопрос стороной, говоря, что жёлтые приливы не изучены.
Интересно, каким образом строились такие огромные плавучие сооружения — поплавки, да ещё и обладающие способностью к само-регенерации. Кажется несколько сомнительным, что они могут погружаться под воду — уж слишком много воды нужно закачать вовнутрь поплавка. Это получается, что внутри него есть очень много помещений, специально выделенных под балластную воду.
Зато атомная электростанция вписывается в поплавки крайне удачно — атомным электростанциям нужны большие водные бассейны для работы, а на Капле воды как раз очень много.
Интересно, откуда берётся столько горючего, чтобы каждую минуту принимать и отправлять на Поплавке по одной грузовой ракете. Есть, конечно, летающие платформы, которые могут парить на антигравитационных двигателях, но вот именно грузовые ракеты там работают на химическом топливе, иначе персонал в терминале не боялся бы взрыва такой ракеты, а труп предателя-картографа нельзя было бы сжечь ракетой.
Много ещё вопросов возникает по ходу чтения. Например — чем питается капитан Сонной субмарины, откуда он берёт радиоактивное топливо для реактора своей подводной лодки? Как отделились мелкие поплавки? Не может быть, чтобы население меньших поплавков единодушно хотело бы отделиться от федерации землян — скорее всего переворот организовала какая-то небольшая группа мятежников, а персонал поплавка во время беспорядков сидел в своих каютах, как во время переворота в Порте-Бьюно на Прокне. Интересно, отделились ли поплавки одновременно, или они отделялись от центрального поплавка раздельно. Если они отделялись одновременно — интересно, почему это случилось одновременно, ведь одновременность потребовала бы согласованных действий со стороны заговорщиков всех поплавков. На что рассчитывали отделившиеся поплавки, если они целиком и полностью зависели от поставок федерации землян? Получается, что бунтовщики уже знали, кто будет снабжать их пищей и грузами? Наконец, откуда на планете, изначально принадлежащей одной администрации, взялись военные субмарины? Ведь если хочется иметь меньше головной боли с планетой, то и не нужно отправлять на неё военную технику.
Что касается способа подачи сюжета, то он здесь столь же необычен — повествование идёт от первого лица нескольких разных героев. Читая некоторые главы не сразу понимаешь, что повествование уже идёт от лица другого героя. Это несколько сбивает, хотя чтобы не возникало таких недоразумений вполне достаточно было бы в начале главы написать что-то вроде: «Меннигон бежал по коридорам и думал...»
Из всего романа запомнились две истории, которые настолько хороши, что они могли бы быть по отдельности неплохими рассказами.
Первая история — это заседание в штабе адмиралиссимуса. На этом заседании адмиралиссимус изрядно повеселил и напомнил сразу двух персонажей. Первый персонаж — постоянно спящий и невпопад выкрикивающий время от времени различные фразы полковник мотокавалерии из «Сказки о Тройке — 1» братьев Стругацких. Второй персонаж — это глава нашего государства в 1998 году — Борис Николаевич Ельцин, который в то время был уже настолько плох, что похоже уже действительно ничего по сути не решал, чем, видимо, просто не могло не воспользоваться его ближайшее окружение.
Вторая история — это эпизод с Сонной субмариной. Всё это смахивает на некую футуристическую легенду и одновременно не лишённый оснований фольклор подводников. Эта история уже сама по себе занимательна настолько, что могла бы быть отдельным рассказом.
В целом, этот роман из всей квадрологии показался мне наиболее атмосферным и запоминающимся с одной стороны из-за столь необычного мира, а с другой стороны — потому что он замыкает историю и окончательно всё расставляет по местам.
Ritta, 27 января 2010 г.
Книга оставила смешанные впечатления.
С одной стороны, прогресс автора по сравнению с предыдущей книгой дилогии просто очевиден — в плане стиля, подачи материала, умения создавать сложные, внутренне наполненные, подчас противоречивые образы героев. За приключениям лейтенанта Филиппа Альвело следишь с искренним интересом. Некоторую затянутость боев я списала на то, что представителям мужского пола эта часть повествования придется больше по души.
Мир опять-таки выписан отлично. Кстати, я встретила максимальную цифру погружения — 100 километров (прошу прощения, если невнимательно читала), так что, по-моему, никакого противоречия с физикой не получается... Поплавок, как это и задумано, поражает масштабностью и при этом какой-то системностью и внутренней логичностью своей жизни (я имею в виду весь этот неучтенный «человеческий мусор», нижние палубы с контрабандным пойлом и проститутками и так далее).
Особенно хочется отметить легенду о Сонной субмарине и ее реальное воплощение — это одно из самых эффектных мест в книге, несомненная удача автора... как и вообще весь этот фольклор глубинников...
Но это все плюсы.
Минусов же два (из значительных).
Первое. Повествование действительно сплетается с сюжетом предыдущей книги очень неестественно, резко, и как-то жалеешь об уходе со сцены лейтенанта Альвело — просто успел к нему привязаться.
Второе. Идея сверхцивилизации, выросшей из хомо сапиенс, мало того, что заимствована у Стругацких (людены), так еще и как-то по-дурацки извращена. Именно по-дурацки. Такое чувство, что Ореол — это не сверхчеловечество, а школьники младших классов, решившие поиграть в сверхчеловечество. Ну просто не может быть оно так ничтожно, аморально и по-своему беспомощно!
Глупость это. Да и эволюционный процесс, даже при возникновении побочной ветки (Ореол), все равно никогда не останавливается... Такая большая и успешная группа как представители вида хомо сапиенс тупиком быть никак не может.
И еще... мелочь, а все-таки. Создается впечатление, что у автора какая-то помешанность на моделях (читай: женщинах с низким уровнем интеллекта, которых надо развивать, наставлять и вообще всячески поддерживать). Но то, что в первом романе было самой большой удачей, здесь кажется пародией Громова на самого себя (ну правда, зачем Шабану учить говорить и думать еще дну модель? Ему что, нормальных женщин мало?).
В общем, выводы таковы. Роман в целом неплохой, но очень смазана третья часть, Ореол недостоверен.
Рекомендуется к прочтению фанатам Громова, а также любителям боевой фантастики и тем, кто любит почитать про необычные миры.
видфара, 2 апреля 2011 г.
На данный момент это самый фантастический роман из «Истории будущего» по версии А.Громова. И самый масштабный: очень убедительно описанная планета-Капля, в конце превращающаяся в