Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4231

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 81 82 83 84 85   (+10)»   (+25)»»

«Встреча тиранов под Ровно»
–  [ 11 ]  +

lammik, 29 января 2018 г. в 13:15

Некая развитая цивилизация расставляет по Земле диктаторов, президентов, генералов и императоров, с тем чтобы тянуть её к прогрессу через войны, кровь и гибель миллионов.

Во-первых, не совсем понятно, зачем это «братьям по разуму», в смысле такие сложности. Во-вторых, во все времена человечество справлялось с самоистреблением самостоятельно, насилие в человеческой природе, на эту тему написано предостаточно, не нужно изобретать сущностей. Читая рассказы Булычева, несложно угадать год написания не глядя. Тут сразу видно, что рассказ написан в апогее перестроечной вакханалии, когда возбуждённый вседозволенностью гласности народ проглатывал ещё и не такое. Чувство вкуса и меры отказывали у многих. Булычев тут не исключение.

Прошли годы и с высоты этих лет отчётливо засияло парадоксальное, но вместе с тем объяснимое явление — лучшие свои произведения, те самые, что будут читать и перечитывать ещё не одно десятилетие, Кир Булычев (а вместе с ним и множество других писателей, режиссёров, сценаристов и прочих творческих работников) создал именно в годы в советские годы. Получается, что безвестных цензоров можно назвать соавторами множества шедевров.

Оценка : 5
«Можно попросить Нину?»
–  [ 11 ]  +

Клован, 22 октября 2017 г. в 08:06

Буквально на первой же странице наткнулся на фразу про кубинские сигареты, крепкие, как сигары, и мгновенно вспомнил, как отец рассказывал историю из командировочных времён. Купили тогда они в Москве пачку этого самого «Портогаса». И девчонки в гостинице попросили закурить. Для смеха дали этих, кубинских. Девчонки, разок затянувшись, заплевались и завопили: «Да вы что, ногтей туда настригли?». Не знаю, к чему это ― но отношение к рассказу неуловимо изменилось, будто про отца речь будет. Такие вот вещи в голове иногда творятся.

Трудно, почти невозможно понять, что чувствовали люди в то время, в сорок втором, двенадцатилетние уж подавно. Благодаря хорошим книгам и фильмам можно только попытаться. И этот рассказ немножко добавляет красок в общую картину. Очень трогательный.

Оценка : 9
«Посёлок»
–  [ 11 ]  +

Walther14, 19 сентября 2017 г. в 12:07

Произведение рекомендовал бы всем любителям приключенческой фантастики. Думаю, вы не разочаруетесь =) Ну а как по мне, это просто шедевр. Обычно даже понравившиеся мне произведения я перечитываю нечасто, но бывают и исключения. «Посёлок» перечитывал два раза. Возможно, что скоро перечитаю третий раз, дабы освежить приятные воспоминания.

Приятного вам чтения!

Ниже можете не читать =)

[Помню очень давно наткнулся на пару листов из какого-то журнала с комиксом «Перевал» по этому произведению. Мне тогда лет 8-10 было. ООООЧЕНЬ хотел прочитать весь комикс, но тогда не знал как его найти. Так уж получилось, что через несколько лет увидел по тв мультфильм «Перевал» и благодаря этому узнал автора. В библиотеке начал усиленно искать произведения Кира Булычёва, но искомое постоянно проходило мимо. Каково же было моё удивление, когда вместо «Перевала» я нашёл «Посёлок» О.О

«Счастью» моему не было предела!

Лично я бы не рекомендовал выбирать книги по отзывам, потому что это, в большинстве своём, вкусовщина. Книга это не вещь, характеристики и тому подобное здесь несколько условны. Хотя, что бы составить некоторое представление, отзывы может и сойдут.]

Оценка : 10
«Смерть этажом ниже»
–  [ 11 ]  +

alekscooper, 10 августа 2017 г. в 10:57

Великолепная повесть, которая при том, что почти лишена перестроечных сантиментов, поразительно точно схватывает степень уныния и затхлости конца 80-ых. Мелкие детали быта, вроде невозможности привести девушку в гостиницу после 11 вечера, более-менее сносная еда только в гостиничном ресторане, где официанты такие, что одному второстепенному персонажу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пришлось идти с калькулятором
, отсутствие туалетной бумаги и т. п. — рассыпаны по повести так, что являются не критическими пинками, а работают именно на атмосферу.

От фантастики здесь, наверное, только то, что, как я понимаю, такой именно катастрофы в позднем СССР не было. Увы, не химик и не физик и не могу сказать, насколько достоверно описано «поведение» газа. В остальном — критический соцреализм.

Единственное — мне показалось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, как-то газ довольно быстро рассеялся: ветер прям отогнал и всё.
Слишком тут видна рука автора, которому это было нужно для развития сюжета.

Повесть насыщена визуально: если представлять всё, что написано, рисуется настоящий позднесоветский эко-апокалипсис. Произведение, на мой взгляд, идеально экранизируемо, хотя у нас по-прежнему с трудом воссоздают советский антураж на экране: получается это, как правило, утрировано-пародийно-гротескно.

Хороший фильм, наверное, мог бы снять Абдрашитов (он великолепно снял Остановился поезд — в общем-то о том же самом, только масштаб в тысячу раз меньше), если бы снимал в конце 80-ых и у него не было бы ограничений по финансам.

Что же касается самого поведения героев — мне кажется, это не советское, это общечеловеческое и так вели бы себя чиновники любых государств в любое время. Другое дело, что сегодня скрыть такую эко-катастрофу невозможно, ибо телекоммуникации.

Оценка: 10

Оценка : 10
«Ловушка»
–  [ 11 ]  +

Фалкон, 08 марта 2017 г. в 09:56

Сижу и смотрю на 12-листовую тетрадку, выпущенную в СССР (ГОСТ 12063-75), еще в узкую линейку (кто помнит), в которую аккуратно вклеены вырезанные из 8 номеров Пионерской правды эпизоды соответствующего рассказа (или маленькой повести).

Детская память услужливо подсказывает врезавшиеся выражения «Тревога, капитан — загудел Посейдон», «Астероид был пуст, мертв и холоден» и так далее.

Вместе с отцом и сыном Климовыми и роботом Посейдоном, мы переносимся в конец 23 века, в котором существует СССР (красный флажок на рукаве скафандра Димы!), дети учатся в школах, в которых, очевидно сохранилась 5-бальная система оценок, люди разговаривают на интерлингве (японские иероглифы при этом сохранились!) и летим в поясе астероидов (в котором уже обнаружено больше тел, чем намекает номер литературного астероида 567-12; если это номер, конечно).

Сюжет очень простой, детский. Я не знаю, в какой мере неизвестные мне авторы (читатели Пионерской правды) участвовали в создании рассказа; подозреваю, что в очень малой. Тем не менее, рассказ вполне себе закончен; то малоправдоподобное предположение, на котором основан, вполне исчерпывается повествованием. В период дефицита фантастики в СССР он шел на «ура».

Повесть «Пленники астероида», в которую Булычев решил трансформировать данный рассказ, не читал. Тем не менее, рискуя впасть в отрицание по типу Пастернака, заявлю, что я этим не очень доволен. Есть текст; есть Дима Климов, который, в силу малого возраста, искупает львиную долю простоты повествования и поведения героев. Нужна ли тут Алиса Селезнева — думаю, что нет. Алиса хороша в своем месте и в свое время. Здесь она не нужна, как бы автор не обосновывал свое решение. Возможно, что в свое время он (фантаст!) думал, что первый вариант забудется, но пришел Интернет!

Спасибо товарищу Булычеву за наше счастливое детство я, конечно, скажу. Потому, что так именно и чувствую. Но — сюжет очень прост, заезжен; литературных изысков нет; прямолинейное изобличение злодеев и хэппи энд — хорошо для тех, кто не читал темной фэнтези (100% первоначальных читателей рассказа).

И, продолжая смотреть на обложку тетради, на которой иллюстрация с близким, кривым горизонтом астероида, обломками кораблей и выглядывающими в иллюминатор Димой и Посейдоном; 8 баллов.

Оценка : 8
«Встреча тиранов под Ровно»
–  [ 11 ]  +

Прокопий Антемий, 14 октября 2016 г. в 17:10

На мой взгляд, вся соль тут в следующем:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мы катастрофически ослабляем Россию, понимая, что в ином случае она станет угрозой дальнейшему развитию земной цивилизации, что она сожрет западные демократии

Есть подозрение, что рассказ писался именно ради этой фразы, и что автор подобные мысли разделял. Всё, что представляет угрозу «западной цивилизации», должно быть уничтожено — это вполне в духе перестроечного самоуничижения и саморазрушения...

А больше в рассказе ничего и нет.

Оценка : 3
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 11 ]  +

avsergeev71, 30 сентября 2016 г. в 12:19

В грядущем, через сто лет от наставшего ныне дня,

Кем ты будешь,

Читатель стихов, оставшихся от меня?

---

Давно замечено, что про хорошую книжку и писать то особо нечего. Что понравилось? Да все: и сюжет, и главные герои, и стиль, и все-все-все. Слабых мест, даже после долгого раздумья, назвать не могу: наверное их просто нет. Хорошая приключенческая фантастика на все времена. Её, наверное, и через 100 лет читать будут. И восхищаться.

Я отношусь к поколению читателей, которые прочли эту замечательную книгу до того, как по ней был снят не менее замечательный фильм. Я читал ее в самом первом издании 1978 года. Книгу я брал в библиотеке, и, несмотря на то, что с момента выхода в печать прошло совсем немного времени, она была зачитана буквально до дыр. Вышедший через несколько лет фильм внес некую сумятицу в восприятие произведения: книжные и киношные моменты основательно перепутались, и с какого-то момента я перестал отделять одно от другого. Но впечатления от первого прочтения книги я запомнил очень хорошо: непередаваемое восхищение. В процессе чтения сливаешься с героями, начинаешь мыслить как они, переживать за них, проживать с ними эпизод за эпизодом. И конечно в финале страшно не хочется расставаться, прямо до слёз. Да ты и не расстаешься с ними: они мысленно идут с тобой через всю жизнь.

В общем, читать всем: и взрослым и детям. Однозначно.

10 баллов.

Оценка : 10
«Лиловый шар»
–  [ 11 ]  +

avsergeev71, 30 сентября 2016 г. в 00:27

Нас приглашает встретиться с юностью

Вечер школьных друзей.

---

Заключительная часть трилогии об Эпохе Легенд, в которую входят также повести «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иванович». Первый раз читал повесть в детстве в газете «Пионерская правда», где она начала публиковаться в 1983 году в несколько урезанном виде. Почему-то первой была опубликована именно последняя часть трилогии. О существовании «Заповедника» и «Козлика» на тот момент ничего известно не было, хотя написаны они были раньше.

Помню, повесть мне тогда ужасно не понравилась. Особенно вторая часть, где действие происходит в Эпохе Легенд. На тот момент я уже был в некоторой степени знаком с творчеством Кира Булычева (за плечами были: «Перевал», «Путешествие Алисы», «Миллион приключений», «Сто лет тому вперед» и пр.) и, хоть был еще совсем пацаном, понимал, что автор может писать намного лучше. Для меня это было тогда суровым откровением: оказывается даже гениальный писатель не всегда пишет только гениальные вещи. Этот негатив детских впечатлений владел мною до такой степени, что я даже не стал смотреть фильм «Лиловый шар», снятый по этой повести. Хотя ту же «Гостью из будущего» пересматривал много раз.

Впоследствии, будучи уже в гораздо более зрелом возрасте, я предпринял героическую попытку реабилитировать повесть в своих глазах. Тогда я был уже знаком с первыми частями трилогии и нашел их очень даже неплохими. А «Заповедник» так вообще счел почти гениальным. Но меня опять ждало разочарование. Я понял, что впечатления детства меня не обманывали: повесть действительно оказалось самой слабой из всех трех.

Произведение состоит из двух совершенно самостоятельных частей, связанных друг с другом достаточно условно. Совершенно непонятно, зачем автору понадобилось помещать их под одну обложку. Первая часть вполне могла быть отдельной повестью, тем более, что к Эпохе Легенд она, как говориться, — никаким боком. Хотя даже в этом случае она смотрелась бы довольно слабовато. Невнятный затянутый сюжет, представляющий собой некую смесь из «Дня рождения Алисы» и «Смертоносной планеты» Г.Гаррисона, очевидно должен был служить прологом к основному повествованию, а на деле разорвал повесть надвое, и сюжетно и логически.

Вторая часть хоть и смотрится несколько лучше, но только при условии, что перед этим прочитаны две первые повести трилогии. В противном случае остается ощущение недосказанности. Сюжет прямо-таки разит искусственностью: многие повороты служат лишь для того, что задействовать очередного героя. Что называется: галопом по Европам. Невесть откуда и зачем возникающие, мелькающие как в калейдоскопе персонажи не вызывают никаких чувств, кроме недоумения: зачем вообще их вставили в повествование? Только лишь потому, что они были в первых частях? Прямо какой-то «вечер встреч» Алисы со старыми друзьями. Концовка вообще, иначе как высосанной из пальца, не назовёшь: русский Емеля (которого автор почему-то называет Иваном), живущий в Гималаях со Снегурочкой (sic!), на печи заезжает на пики гор. Даже для сказки — это явный перебор. Тут даже рояль в кустах выглядит апофеозом случайности.

В общем, по прочтении остается стойкое убеждение, что трилогию нужно было ограничить двумя частями: Эпоха Легенд изжила себя окончательно и бесповоротно. Пусть покоится с миром подо льдами четвертого ледникового периода.

6 баллов.

Оценка : 6
«Марсианское зелье»
–  [ 11 ]  +

snovasf, 15 февраля 2016 г. в 01:18

Сказка рука об руку с научной фантастикой, как и в других гуслярских историях. Будь то желания, исполняемые золотой\ыми рыбкой\ами, или, как здесь, вовсе инопланетянином. Но желания людей конкретного, советского времени. Погружённого в провинциальную, но не менее столичной, полную событий историю.

И потому теперь, перечитывая эту историю, видишь, помимо подтрунивания над скопидомством завмага Ванды Казимировны, рапортолюбием редактора Малюжкина и начальника ремстройконторы Удалова, замечаешь иную, более свободную по сравнению с теперешней, манеру общения персонажей, а также убеждённость в необходимости своего дела даже Удалова. Сцена, когда он детскими ручонками упрямо кладет кирпичи, недаром устыдила «перекурщиков». И хоть вторая молодость оказалась ответственному Удалову без надобности, он вышел у автора отнюдь не жалким, а вполне решительным.

А история Вологодского края, предстающая в рассказе старика Алмаза, который из Ферапонтова моныстыря пытался привести Никона на подмогу Степану Разину, делает Гусляр поистине великим, одним из городов, не всегда приметно, но творящих историю.

Есть у Булычёва и более серьёзная вещь о ходе истории — «Река Хронос», где альтернативность разворачивается вовсю. Но эта повесть хранит хороший баланс лиризма, иронии и ярких деталей.

Оценка : 9
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 11 ]  +

rrq64k, 24 января 2016 г. в 23:16

— в повести «Сто лет тому вперед» Алиса говорит учительнице, что знает несколько иностранных языков, в том числе и японский. В «Пленниках астероида» она не может прочитать на фотокарточке имя, написанное японскими иероглифами. Правда, в «Пленниках» прямым текстом говорится, что Алисе 11 лет, а в «Сто лет» о возрасте нет ни слова, и в 6 класс ее определяют только потому, что там учится Коля, которого она ищет. А так ей должно быть лет 12-13 для 6 класса, могла к тому времени японский и выучить, конечно. Погоня пиратов за миелофоном высосана из пальца. Ну, добудут они прибор – и что? Для каких таких глобальных зловещих целей? Допустим, им удалось вернуться в будущее, где их, конечно же, выловят и опять упекут в какую-нибудь тюрьму. Кстати, об их побеге вообще сказано очень невнятно. И вообще, пиратам бы лучше было оставаться в нашем настоящем – больше простор для творчества, особенно, если удрать на презренный, разлагающийся Запад. Нет, не хотел Булычев серьезно думать над циклом, левой ногой писал. Халтурил? Или лучше не мог? Кстати, это и в других его повестях заметно. И не меняющийся возраст Алисы на протяжении многих повестей – еще одно этому подтверждение. Такое огромное количество приключений просто хронологически не помещается в 1 – 2 года. А учится она когда, эта неутомимая искательница приключений на свою пятую точку?

Оценка : 7
«Как стать фантастом: Записки семидесятника»
–  [ 11 ]  +

amarkov, 15 января 2016 г. в 18:13

Это самые лучшие, самые светлые мемуары из тех, какие я читал. Когда на душе кошки скребут, возьмешь в руки эту книжку, откроешь на любой странице, прочитаешь немного и сразу становится гораздо лучше и в очередной раз вспомнишь каким же хорошим человеком был Игорь Всеволодович, отзывчивым, добрым и позитивным. И еще он был счастливым человеком. Добрая энергия просто лучилась из него и она идет со страниц этой книги. Жаль, что ушел он так рано. Не хватает его. Сильно не хватает.

Оценка : 10
«Трудный ребенок»
–  [ 11 ]  +

Groucho Marx, 18 декабря 2015 г. в 19:40

Рассказ о любви, без всяких скидок и умолчаний. О бескорыстной любви родителей к детям и о том, что такая любовь никогда не бывает безответной. Другие цивилизация, научно-фантастический антураж — это всё условности, чтобы яснее выявить главную мысль новеллы, чтобы привычный «реализм» не заслонял сути дела. Не о контакте речь, и не о инопланетянах, а о женщине, отдавшей своё сердце чужому ребёнку и не просившей ничего взамен.

И что прекрасно? Ведь любовь бабушки к родной внучке, к весёлой и проницательной рассказчице этой истории, ничуть не стала слабее после появление в доме несчастного озлобленного Кера, потому что любовь не имеет ограниченного объёма, её всегда хватает на всех.

Оценка : 10
«Корона профессора Козарина»
–  [ 11 ]  +

Тринити, 18 ноября 2015 г. в 14:48

Знакомство с этим произведением прошло у меня под девизом в виде одной философско-житейской мудрости — «Каждый видит только то, что хочет видеть».

Герой рассказа, молодой, но уже измученный жизнью, нехваткой денег и бытовыми условиями, разучился воспринимать действительность с позитивной стороны. Все ему видится в черных красках: и работа, и учеба, и даже молодая жена. Вернее не даже, а особенно! Потому что именно с ее появлением в его жизни начались все эти злоключения. Необходимость взвалить на свои молодые плечи бремя ответственности за свою семью — жену и ребенка, ссора с родителями, морально его подкосили. И бескорыстная любовь жены стала вызывать неслабые сомнения. На фоне всего этого он уже не видит другого выхода, кроме разрыва семейных отношений...

Но тут в игру вступают чудеса. И герой умудряется прочитать мысли своей жены...

Что еще можно сказать по поводу этого рассказа? Булычев как всегда на высоте. Рассказ читается легко и быстро, и несмотря на депрессивное начало, оставляет хорошее послевкусие.

Мораль? Действительность — субъективна, и да, мы воспринимаем ее именно так, как хотим воспринимать, в тех оттенках, на которые сами себя настраиваем. Так не лучше ли содержать призму своего восприятия светлой?

Оценка : 8
«Посёлок»
–  [ 11 ]  +

Модест122, 20 сентября 2015 г. в 16:21

Прочитал «Поселок» еще раз. В который-уже и не припомню. Эта книга из тех, начав читать которые, оторваться уже никак невозможно. Одно из лучших произведений в отечественной фантастике, да и в мировой, пожалуй. Вроде, сюжет не нов. Космический корабль землян терпит бедствие на отдаленной планете. Люди начинают неравную борьбу за выживание. Все, вроде, уже было и не раз. Но написано Булычевым так, что кажется-это происходит с тобой. Далекая негостеприимная планета, горстка выживших в катастрофе людей. И ты среди них. Завораживающее чувство. А уж как роман воспринимается в подростковом возрасте... Отличная книга, великолепного писателя!

Оценка : 10
«Тайна Урулгана»
–  [ 11 ]  +

Podebrad, 21 августа 2015 г. в 16:44

  «Тайна Урулгана» — переходная вещь в творчестве Кира Булычёва. Естественным образом этот переход совпал с переломом в развитии страны. Ранний Булычёв – это добрые, тонкие, умные книги, умеренный позитив, увлекательный сюжет, симпатичные и при этом не идеальные герои. Многие из этих книг стали классикой русской фантастики. Поздний Булычёв гораздо пессимистичнее, жёстче, иногда циничнее. Хотя как раз цинизм и жёсткость ему удавались хуже. А в «Тайне Урулгана» встретились ранний и поздний Булычёв, усмешка и улыбка, надежда и отчаяние.

  Сюжет романа интересен в меру, несмотря на множество перипетий и не совсем обычную концовку. Интереснее герои. Профессор из Петербурга, его бывший студент, местный олигарх, его слабый наследник, ссыльная террористка, англичанка в поисках отца, её служанка, её спутник, загадочный азиат. Автор наделил каждого своим характером и своей судьбой. Каждый преследует свои собственные цели, личные или общественные, неотделимые от личных. Хуже всего они выглядят, когда проговариваются о мотивах своих поступков. Лучше всего – когда выходят на время из определённой им роли и начинают действовать неожиданно. Тут они становятся почти живыми.

  Особый случай – пришелец. Рон – хороший пришелец, умный, гуманный, доброжелательный. Люди для него – братья по разуму, правда, довольно вонючие, агрессивные и эгоистичные. Он старается относиться к аборигенам хорошо. Именно старается. В перспективе их следует обезвредить для их же пользы, перевоспитать и научить жить так, как живут другие цивилизованные существа. К чему приводит такое перевоспитание, мы теперь хорошо знаем. А ведь Рон действительно хороший пришелец. Лучший из возможных.

  А участники экспедиции на Урулган по-прежнему преследуют каждый свои цели. Результат соответствующий. Проще всего их осудить. А если спросить самих себя, готов ли каждый из нас броситься на помощь какому-то чужаку, незнакомому и непонятному, к тому же склонному лезть в наши дела? Пожертвовать ради него своим благополучием, своей карьерой, даже жизнью. Так, если честно? Участники Урулганской экспедиции провалили очень многое, но последний экзамен они всё-таки выдержали, хоть и слишком поздно. Я сомневаюсь, что спустя 100 лет мы, сегодняшние, вели бы себя лучше.

Оценка : 7
«Паровоз для царя»
–  [ 11 ]  +

Gourmand, 25 марта 2015 г. в 02:13

Один из тех рассказов, которые заставили меня подзаняться техникой. Хотя бы лампочку вкручивать. :)

Очень понравился образ механика-интуитива Мишутина. Да и сама мысль о возможности среднего человека объяснить устройство окружающих его механизмов интересна и дискуссионна. К сожалению, гуслярцам попался самый бесполезный пришелец — чиновник. Хотя, думаю, и в этом бюрократическом деле он многое мог бы посоветовать земным собратьям. :)

Оценка : 8
«В когтях страсти»
–  [ 11 ]  +

Алексей_Ше, 07 августа 2014 г. в 11:20

Сначала хотелось бы в двух словах о цикле Булычёва “Верёвкин”.

Вообще эти повести – как эпизоды из жизни. Какое общество – такие и люди. Или наоборот ? Как то сразу вспоминаются слова таксиста из фильма “Брат-2” : “Что ж такое: были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретины !”.

Да уж. Развал Союза сильно ударил по моральным устоям общества. Ну и Запад, конечно, не дремал. Как сказал герой одного романа, беглый следователь-белогвардеец, а позже нацист и пособник фашистов:

...мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить!

...Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее!

…Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом, мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишенным такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов...

Итак повесть “В когтях страсти”. Довольно интересная зарисовка. По сути дела фантастики, как таковой, мало. Ну с натяжкой разве что клонирование людей.

Главный герой повести “В когтях страсти” банкир-барыга решил осуществить давнюю мечту – ещё с детства любил он одну девушку. Но она ему взаимностью не отвечала – мол рожей не вышел и дальше смех. Да и вообще эта девушка была прямого сказать лёгкого поведения. В мужчинах она ценила не только материальный достаток, даже можно сказать не столько достаток, сколько стержень. Тот самый стержень. И плюс разнообразие в выборе партнёров, широчайшее разнообразие. Чего только стоит соблазнение престарелого инструктора-физрука, который к тому же ещё и на протезах был. Ну это юмор или ирония.

А по серьёзному – Толик решил разбогатеть и таки овладеть этой Раисой. У него уже развилось что-то вроде мании и, пожалуй, о любви с его стороны говорить не стоит. В дальнейшем была только похоть. И вот Анатолий, как Билли Бонс из всем известного мультфильма “Остров сокровищ” решил накопить много денег и тогда уже та девушка никуда от него не денется.

Но жизнь сложная штука. Прошли годы . Анатолий разбогател. Благо время то было подходящее для мерзавцев и негодяев вроде него. В общем он стал преуспевающим финансистом. А что же Райка ? Влипла она по полной – много лет оттрубила по заграничным борделям, короче жизнь – под откос. И вот в свои неполные сорок лет она превратилась в тётку с базара – челночницу.

Анатолий, оценив своё богатство, понял что готов покорить Райку. И спустя 20 лет возвращается в родной город и находит её. Но это уже была не та девушка, он её помнил совсем другой. От её прежней красоты не осталось и следа.

Но Толик решил всё же обмануть судьбу. Тут возникает идея с клонированием. Толик готов ждать ещё 20 лет, пока клоны Райки подрастут и он тогда уже выберет себе парочку (ну чтоб и про запас было).

Проходит ещё два десятка лет. Когда-то преуспевающий бизнесмен Анатолий сейчас превратился в изгоя и фактически разорён и вне закона. Но он всё же тешит себя иллюзий на счёт “своих Раек”. А клоны-копии что ? А выросли такими же гулящими как и их оригинал. И им, как и Райке в своё время, нет никакого дела до постаревшего и сильно сдавшего Анатолия. И даже деньгами он их не может прельстить.

Так Толик, став заложником своей страсти, в итоге ничего и не добился – перехитрил самого себя и “доехал туда, куда все”.

Оценка : 8
«Любимый ученик факира»
–  [ 11 ]  +

Bizon, 02 августа 2014 г. в 22:46

Рассказ подтверждает старую истину: каким бы ты ни был супергероем, главное не позволять использовать себя. Первый это смекнул ребенок, что тоже верно подмечено. Дети легко замечают, когда видят слабину у взрослого и тогда держись — раскрутят на подарки только дай волю. А мистификатор то оказался не так прост: к чему такие упреки, что он только скрыл недоделки? он же поставил реальные краны. Т.е. получается сэкономил деньги и трудозатраты. А заодно исправил свою первоначальную мистификацию, т.к. понял, что после приемки ничего в этих домах переделывать не будут. Лично мне вообще безразлично каким образом все было построено в квартире, главное, чтобы работало и не требовало ремонта.

Оценка : 8
«Глаз»
–  [ 11 ]  +

L I T L, 17 апреля 2014 г. в 14:59

Очень потряс меня этот рассказ. Мне не совсем понятны (видимо по молодости лет) все эти институтские-научные интриги, преследующие главного героя. Да и плевать мне на них! Меня полностью захватила тема возвращения зрения незрячим людям. И вобще их проблема. Как здорово и четко Булычев прописал то отличие их от нас, нормально видящих! Вернее, как здорово он обратил наше внимание на них! Ведь мы же видим, и никогда не задумываемся, каково это НЕ видеть!(((

У меня была почти слепая прабабушка... (Она давно умерла). А я была маленькая и все время воровала у нее палочку... и смеялась, когда она сидела на скамейке и уговаривала меня палочку вернуть. Я же не зна-а-ла-а-а......

И сейчас не ЗНАЮ — у меня ведь хорошее зрение. А вот у моего близкого человека, с которым мы не так давно вместе, «всего лишь» -5, и я только сейчас поняла, ЧТО это такое: я вижу какой он другой утром, пока не надел очки или линзы. Знаете, у близоруких беззащитные глаза. И еще они низко наклоняются над столом, чтобы сделать кофе в чашке, и еще подносят мобильник прямо к носу... и это нифига не смешно.

Конец рассказа настолько замечателен, что у меня нету слов. Всё больше читая Булычева, я всё больше понимаю, почему мой человек, к которому я прислушиваюсь, постоянно по любому почти поводу советует мне тот или иной рассказ Булычева. Да потому что у Булычева любовь и доброта. Всегда. Везде. Причем не воинственные — с флагами и пистолетами. А спокойные, уютные. Вся борьба, как и положено, происходит именно в душе человека: именно там главное поле битвы добра и зла. И если ты выбрал сторону добра, то и делаешь его спокойно и без парадов — как некий инженер Коткин, ранним утром прицепивший искусственный глаз на лоб незрячей бабушке, сотворив для неё обыкновенное чудо:)

Ну а когда были «ломанные дорожки слез» — я сама ревела только так, хотя вобще-то не плакса. Но у Булычева есть какая-то неуловимая грустинка между строк. Может, это то, что некоторые любят называть «атмосферой»? Мой, кстати, говорит, что нифига это не «атмосфера», а честность и душевная смелость, смешанные с «реалистическим романтизмом» — во это как вабще?!?

Десятка.

И второй мой отзыв я посвящаю тебе, S..А.....:) Ты говорил мне, что отзывы писать трудно, а я вот два уже написала:) Так что я талантливей тебя;))) Хотя за запятые спасибо конечно:)

Оценка : 10
«Покушение»
–  [ 11 ]  +

vladimir66, 10 февраля 2013 г. в 16:11

Безмерно грустно и обидно.Роман который должен был стать главным в творчестве Булычева, остался незаконченным.Роман,к созданию которого он относился крайне серьезно , который он не хотел писать   впопыхах, между делом, с самого начала поставив перед собой очень высокую планку. Остается только представить каков бы это был бриллиант,если бы Игорь Всеволодович успел бы отшлифовать его грани.Даже в том виде каком мы увидели эту книгу,восстановленная черновая рукопись-она впечатляет.Очень серьезный исторический труд.По масштабности произведения, я бы не побоялся сравнить его с великим «Красным Колесом» Солженицына,которое так же осталось незаконченным,мистическим образом оборвавшись на том же самом узле- рубеже 1917-1918 год.

Оценка : 10
«Привидений не бывает»
–  [ 11 ]  +

Robin Pack, 08 января 2013 г. в 00:24

Неожиданно слабая поздняя повесть для в целом очень сильного цикла. Она выглядит как отписка, в которой автор махнул рукой и на интригу, и на убедительность, и на собственный канон. Здесь есть недостатки, которые невозможно представить в ранних книгах про Алису. К сожалению, когда в «Алисе» чаша детской сказки перевешивает чашу научной фантастики, реальность мира начинает трещать по швам.

Злодеи ведут себя неожиданно глупо и наивно. Наивный Дракула выкладывает наивной Алисе все свои планы, не опасаясь, что она расскажет об этом наивному Пашке и наивному профессору Гоцу. И что бы вы думали, наивная Алиса толком и не рассказывает! Наивная «маркиза» орёт об этих планах вслух при героях, от которых их надо скрывать, но эти герои вообще не воспринимают её слова.

Фантастические допущения работают, как бог на душу положит. Жертвы, получившие способности привидений и драконов, почему-то служат своим мучителям, а не разбегаются от них. Волшебные таблетки превращают детей в то, что нужно злодеям, но Алису — в то, что она захотела сама. Дракуле зачем-то позарез нужен Пашка, хотя для вторжения на Землю у него есть всё необходимое — армия и сундук. При этом Дракула надеется покорить многомиллиардную планету с армией из полусотни заколдованных детей, которая даже плохо его слушается.

Чувствуется, что это повесть из разряда «для самого младшего возраста». Об этом говорит даже сама Алиса! Ломая «четвёртую стену», она заявляет, что у нас тут детская повесть и никого убивать не будут. Это неожиданный, совершенно нехарактерный ни для Алисы, ни для Булычёва приём — когда герой ЗНАЕТ, что он в книжке, что здесь действуют законы жанра, и можно разговаривать напрямую с читателем. И этот маленький эпизод окончательно рушит реальность истории. Мы не в жизни, детки, мы в сказке. Здесь всё ненастоящее, всё понарошку, не бойтесь. Этот страшный дядя с вами просто играет.

Оценка : 6
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 11 ]  +

lawyer.1979, 18 августа 2012 г. в 04:06

Прекрасная повесть, состоящая из небольших рассказов, каждый из которых является повествованием о невероятных приключениях маленькой Алисы.

В этом произведении Мастер знакомит нас с дочерью профессора Селезнева, которая умудряется, благодаря своей любознательности, а в основном и просто детской беспечности, попадать в крайне забавные ситуациях, некоторые из которых ставят в тупик не только папу главной героини, но иногда и весь научный мир. Казалось бы произведение написано для детей, но если посмотреть немного глубже, то мы с Вами увидим волшебное и светлое будущее, о котором так мечтали жители нашей страны, в таком уже далеком ХХ-ом веке. Конечно же сейчас, в нашем «новом» будущем, другие проблемы и совсем иная жизнь, и эта книга кажется очень наивной, но то, что доносит нам Автор будет актуально всегда.

Итог: это Творение Кира Булычева, по моему мнению, должно найти свое место на книжных полках в каждой российской семье, ведь оно учит детей и взрослых быть хотя бы немного добрее.

Оценка : 8
«Половина жизни»
–  [ 11 ]  +

ashas, 25 июля 2012 г. в 05:50

Похожа повесть на Извне Стругацких , но гораздо, гораздо сильнее. Там ГГ сам влез в корабль, искренне веря, что быстро встретится с инопланетными людьми, наладит с ними отношения ради блага всего человечества. Заметьте непросто с инопланетянами, а ЛЮДЬМИ(это меня особенно коробило). Конец в Извне явная работа «Бога из машины» . А тут гораздо реалистичнее и гораздо трагичнее. Очень хорошо показана тема, что не важно какого ты вида и как выглядишь. «Разумные существа всегда помогут друг другу» и «Горе сближает». Но тем не менее показано, что разумные и даже высокоразвитые существа могут быть жестокими и бездушными в противовес всей остальной советской фантастике.

Оценка : 10
«Паровоз для царя»
–  [ 11 ]  +

george1109, 05 июня 2012 г. в 11:07

Подумать только, еще в 1977 году Булычев разжевал современным авторам эпопей про попаданцев (они, авторы, в массе своей, тогда еще пешком под стол ходили), что построить броненосец для эскадры Петра I невозможно! Нет же, вместо того, что бы перед тем, как начать творить свои «нетленки» почитать классику, наши МТА строят. И не только броненосцы.

Что еще итересного есть в рассказе? Инопланетянин-сноб — это, наверное, открытие Булычева. Ну, а его предчувствие появления инопланетной техники, окрашенной в розовый цвет, достойно бурных апплодисментов и продолжительных оваций!)))

Оценка : 6
«Две капли на стакан вина»
–  [ 11 ]  +

george1109, 04 июня 2012 г. в 18:16

Очень и очень жаль, что сейчас такой фантастики не пишут. Понятно, что все творчество Булычева, а тем более Гуслярский цикл, пропитано духом гуманизма. Что ж, этому духу, по большому счету, не чужды и многие современные авторы. Но гуманизм Булычева особенный — он сугубо мирный и социалистический, согласно временам, стоявшим на дворе. Скажите, разве сегодня придет кому-то в голову написать о профессоре, изобретшем средство от лени? А если и придет, то это будет в лучшем случае футуристический боевик с десятком постельных сцен и массовыми убийствами в финале.

А у Булычева это добрая оптимистичная новелла.

Оценка : 6
«Другая поляна»
–  [ 11 ]  +

ii00429935, 08 мая 2012 г. в 14:40

Когда историк Игорь Можейко стал писателем Киром Булычевым, литература, безусловно, выиграла, а вот наука, я уверен, много потеряла. В этом лишний раз убеждает рассказ «Другая поляна». Как обычно бывает у Булычева, здесь легкий стиль изложения, тонкий юмор и очень симпатичная идея. Ну а фантастика (в данном случае — путешествие в параллельный мир) нужна, чтобы автор интереснее мог рассказать о наболевшем.

Наука ради науки, где человек выносится «за скобки», никому не нужна, уверен автор. Не хотел наш любимый писатель стать похожим на своего героя, пушкиниста Мориса Долинина. Тот, конечно, ради высокой цели готов на подвиги, вот только заучить наизусть всего (!) Пушкина — шаг эффектный, но по большому счету бессмысленный. Герой «Другой поляны» мимо настоящего открытия пройдет бодрым шагом и с гордо поднятой головой.

Оценка : 8
«Кладезь мудрости»
–  [ 11 ]  +

amak2508, 03 февраля 2012 г. в 16:54

Трудно найти второго такого автора, который писал бы также легко, как Булычев. А рассказы гуслярского цикла — верх этой легкости. Здесь нет ничего лишнего — только некая ситуация и ее разрешение. И все это на простейшем, каком-то бытовом уровне и языке. Можно было бы говорить даже о некой легковестности, но в большинстве своем эти рассказы отлично читаются.

Так и «Кладезь мудрости» — описываемая в нем произошедшая с Корнелием Удаловым ситуация на сегодня выглядит достаточно наивной, но вот окаймление этой ситуации Булычевым настолько хорошо и так весело, что вещь и спустя сорок лет радует своих читателей.

Оценка : 8
«Похищение чародея»
–  [ 11 ]  +

AlisterOrm, 10 января 2012 г. в 15:01

Заглавная повесть сборника заставляет серьёзно задуматься о роли личности в истории, в частности — о роли гениев. Немало копий сломано о том, какое влияние оказали на цивилизацию Пушкин, Ломоносов, Леонардо, Эйнштейн. И лишь немногие задумывались: а сколько их, подобных людей, теряется в общей волне истории? Сколько из них погибает, или идёт не тем путём? Вопрос... Главная проблема путешественников во времени, которые изымают перспективных гениев — убедится, что они действительно являются таковыми, так как часто истинные таланты скрываются за спинами более ярких внешне личностей. Видно, что Можейко немало посвятил времени изучению этого непростого вопроса.

Оценка : 8
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 11 ]  +

Vlada24, 01 ноября 2011 г. в 17:04

Мне тяжело даются детские книжки. Того же Крапивина одолеть уже не могу, слишком много прописных истин и эссенция морали.

Здесь же совсем другое дело — написано с юмором, настолько легким, что и ребёнок посмеётся и взрослый. А уж насколько интересен и неожиданен сюжет, я была удивлена, что в детстве так и не прочитала. Много потеряла.

Оценка : 9
«Часть третья. Каникулы на Пенелопе»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 19 февраля 2011 г. в 21:52

Перечитал не без удовольствия, хотя, с точки зрения взрослого читателя, никакими особыми достоинствами повесть не блещет. Космические пираты у Кира Булычёва уже встречались (и каждый раз, непременно, последние). Фантастическая идея полностью скалькирована с рассказа Брэдбери «Здесь водятся тигры». Тем не менее, написано легко, весело; а дети, которым адресована повесть, так и просто приходят в восторг. У нас так мало солнечных книг, что все перечисленные недостатки можно простить.

Оценка : 7
«Посёлок»
–  [ 11 ]  +

rumpelsteelskin, 01 февраля 2011 г. в 13:09

Пронзительная, печальная и удивительно сильная книга. Творчество Булычева нельзя назвать ровным. Есть вещи вызывающие скуку, а есть вещи повергающие в трепет. И есть «Поселок».

Оценка : 10
«Котёл»
–  [ 11 ]  +

Yazewa, 15 ноября 2010 г. в 21:50

    Конечно, ради сиюминутных благ вполне можно убедить даже самого себя в благородстве работы хоть на самого черта! И вообще, виноват тот, кто дрова подкидывает, а кто котел клепает — ни при чем. Действительно, если не мы, то другие согласятся — и сделают-таки! Ситуация совершенно реальная, невзирая на нереальные обстоятельства!

Оценка : 8
«Выбор»
–  [ 11 ]  +

Zaporojec, 19 октября 2010 г. в 07:14

Рассказ еще примечателен тем, что послужил поводом для наезда.

«...В те дни в «Знании-силе» был напечатан один из первых моих рассказов «Выбор». Я не знал тогда, что он сюжетно схож с американским рассказом (хотя, не боюсь вашего гнева, потому что надут как индюк от собственной значимости — мой рассказ мне нравится больше). Тогда я еще не знал, что произошел случай конвергенции, в фантастике далеко не уникальный. Но вдруг мне звонит добрейший Роман Подольный и с грустью сообщает, что в редакцию пришло письмо Альтова, в котором тот обвиняет меня в плагиате и требует запретить мне впредь печататься. Письмо грубое и злое. Я пережил этот казус, продолжал печататься. Больше того, игнорирую таблицу Альтова, потому что она, как и любой такой плод раздумий стремящегося внести организацию в искусство ума, крайне вредна для искусства...»

Кстати, рассказ действительно лучше американского. И с Булычевым у Альтова ничего не получилось, из-за чего он (Альтов) очень переживал.

Оценка : 8
«Город Наверху»
–  [ 11 ]  +

DeniSky, 06 июня 2010 г. в 21:05

В книгах Кира Булычева, на мой взгляд, главное не мораль, а замысел и его реализация. Писатель скрупулезно продумывает ход повествования, уделяя много внимания даже самым незначительным деталям. Именно по этому из под его пера вышло много добротных произведений, к числу которых, несомненно, можно причислить и «Город наверху». Повесть таит в себе немало замечательных эпизодов, а лихо закрученный сюжет не отпускает до последней строчки. Не соглашусь с тем, что, концовка все портит, по моему мнению, она напротив получилась весьма интересной. Для того, чтобы коренным образом изменить свою жизнь нужно все начать с чистого листа, поэтому Город в конце произведения погибает. В этом повесть перекликается с романом Рэя Бредбери «451 градус по фаренгейту». Сходство усиливается благодаря тому, что Крони подобно Гаю Монтэгу вступил в борьбу с системой, и вышел из нее победителем.

Оценка : 9
«Две капли на стакан вина»
–  [ 11 ]  +

evridik, 22 февраля 2010 г. в 14:21

Достойный рассказ достойного цикла. Все в нем хорошо — и желание матери нерадивого сына увидеть его трудолюбивым, и добросердечие профессора Минца, и подозрительность Удалова (а затем и его же ошибка, вследствии которой Гусляр получил неплохой хор), и исправление алкоголиков, тунеядцев и прочая, прочая. Этот рассказ — о нас, о каждом человеке, который хоть раз в жизни позволил себе расслабиться на работе (незаконно расслабиться, заметьте!), и о том, что могло бы случиться с таким человеком, если бы профессор Минц существовал.

Лень — это один из семи страшных грехов. Я думаю, Булычев написал этот рассказ не с целью показать, как люди могут работать, а чтобы подтолкнуть нас начать работать безо всяких там «двух капель на стакан вина».

Оценка : 10
«Пленники астероида»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 15 февраля 2010 г. в 12:14

Тяжело писать отрицательный отзыв на повесть любимого автора, но иногда приходится делать и такое. Кир Булычёв писал очень много, и порой его произведения оказывались не вполне самостоятельными. Вот и в этой повести корабль, на котором летела Алиса, попадает в ловушку, один в один списанную с «Саргассов в космосе» Эндрю Нортон. А ситуация на звёздном ковчеге копирует повесть «Войскунского и Лукодьянова «Формула невозможного». Те же выродившиеся инопланетяне и роботы, которые их кормят, поят и развлекают кровавыми зрелищами.

Но главное, не в этом. Меня неприятно удивило, что в далёком будущем, когда дети летают на каникулы на другой конец галактики, в Солнечной системе бесследно пропадают корабли, и никого это не волнует. А ведь книга адресована детям. Есть в повести один момент, который резанул особенно больно. Среди погибших звездолётов упоминается корабль под странным названием «Громкий смех». На нём летали музыкальные эксцентрики, выступавшие с концертами на окраинах Солнечной системы. Они попали в плен и были хладнокровно скормлены ледяным драконам. Их-то никто не спас! Ребёнок, читающий книгу, прекрасно представляет этих весёлых людей, от которых осталась только надпись, нацарапанная на стенке и помятая труба. Зачем писатель, известный своим гуманизмом, придумал эту людоедскую сцену? Только для того, чтобы героиня могла надеть трубу на голову одного из роботов? Не смешно, а очень печально. Я бы не хотел, чтобы мои внуки читали эту повесть.

Оценка : 3
«Подземелье ведьм»
–  [ 11 ]  +

saddlefast, 01 декабря 2009 г. в 20:25

Повесть Булычева «Подземелье ведьм» только на первый взгляд — фантастический боевик. На самом деле, главной проблемой повести является вопрос о смысле человеческой истории. Вопрос решен в рамках гегелевско-марксистской модели.

На далекой планете экспериментаторы-чудотворцы творят «Дивный новый мир». Они ускоренными темпами гонят эволюцию вперед и творят под конец и человека. Все под контролем. Вся планета — огромный испытательный стенд.

Цель — построить цивилизацию, избежав всех ошибок, которые неизбежно должны проходить все разумные существа на пути развития. Но, прекрасного мира утопии не получается. Тщетно пришельцы всучивают своим подопечным зерна генетически совершенных растений. Тщетно они предлагают им готовые технологии.

«Человек прекрасный», только что выйдя волей своих творцов из животного состояния, требует ни искусства земледелия, и нb сортов пшеницы и картошки, чтобы накормить всех страждущих. Человеку нужно оружие.

«Homo novus» требует власти. Он требует вождя. Ему нужен диктатор, который поставит всех под свои знамена и укажет, где враг. Ему мало мудрых учителей-экспериментаторов, дарующих знания. И если учителя начинают корить за жестокость, то горе учителям. Эксперимент с треском проваливается. Человек требует истории, а не даров с небес.

История не идет иным путем, чем путем прохождения всех этапов своего самопроявления. Для чего нужно варварство и рабство, горе и войны? Неужели Господь не мог обойтись без них, ведя род людской по пути истории? Оказывается, не мог. Они нужны для действительности прогресса.

Только, когда человечество пойдет горнило диктатур и войн, оно придет к осуществлению идеи гражданского мира и свободы. И горе утопистам, задумавшим обходные пути к совершенству, задумавшим поставить себя на место Бога. Пусть их помыслы благородны, но жернова истории неизбежно смелют их. Они окажутся лишь очередными пешками в действительном движении истории.

Оценка : 10
«Поступили в продажу золотые рыбки»
–  [ 11 ]  +

god54, 24 октября 2009 г. в 16:18

Сразу видно, что автор очень любит своих героев и сам город Великий Гусляр. Он часто смеется и иронизирует над ними, приписывает им все пороки человечества, какие только есть в нашем обществе. Но в то же время он верит в них, в их человечность, что они в принципе хорошие люди и всегда способны на добрые поступки. Нет людей плохих или хороших. В каждом намешано и от черта и от бога, просто соотношение разное. Но доброе в каждом есть...

Оценка : 10
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 11 ]  +

Gelena, 27 мая 2009 г. в 21:39

Книга, занимающая совершенно особое место в моей жизни. Во-первых — это первая книга, прочитанная мною самостоятельно. Во-вторых — это первая в моей жизни фантастика. В третьих…я именно такой девочкой и была — на ровном месте умудрялась влипнуть в разные непредсказуемые ситуации. Да и сейчас ничего не изменилось. Интересно, задумываются ли родители о том, как книги, которые они дают детям, повлияют на их дальнейшую жизнь? Как сложилась моя судьба, интересно, если бы тогда мне в руки дали сказки Гауфа?

То что описывает Булычев — наверное мечта каждого ребенка в определенном возрасте – приключения, путешествия и шалости без последствий. И тем же на, мой взгляд, она привлекательна и для взрослых – каждому хочется побыть хоть немного ребенком, вернуться в то время, когда за каждым углом нас ждали удивительные открытия…

Оценка : 10
«Белое платье Золушки»
–  [ 11 ]  +

Кисейная Барышня, 27 февраля 2009 г. в 21:01

Если честно, как-то не очень впечатлило.

Во-первых, как отмечалось ранее, нет ощущения целостности произведения. Его можно смело разбить на две части — про Драча и про Павлыша. Конечно, всё понятно, что история первого заканчивается его гибелью, а дальше уже следует продолжение, главным героем которого выступает доктор Павлыш. Всё понятно. Но именно ощущения того, что это не два разных рассказа, что это всё — одна большая история, нет. Как пазл, в котором не хватает какой-то крупной и важной детали — вроде бы, всё на месте и понятно, что из чего проистекает, но не складываются кусочки в единое целое.

Во-вторых, на мой взгляд, образы героев, их чувства, эмоции, поступки недостаточно тонко и психологично прописаны. Не получилось погрузиться в книгу, прочувствовать то, что они чувствоавли, увидеть мир их глазами. Не получается сопереживать героям, нет эффекта присутствия на месте действий. Хотя, учитывая тематику (биоформия), простора для полёта фантазии сколько угодно. В конце концов, должен же что-то чувствовать человек, меняющий своё человеческое обличье. А получается, что он практически ничего не чувствует. Первые несколько страниц я вообще не могла понять, кто есть Драч — человек? робот? Понятия биоформа в начале не было. То же касается и романтической тематики — отношения Марины и Павлыша. Понятно, что они — отношения, чувства — есть, но читатель их не видит. Он о них только догадывается по поступкам героев. От этого всё это выглядит несколько суховато и даже схематично.

В-третьих, сама тема романтических отношений мне показалась какой-то неестественной, практически высосанной из ничего. Она не оставила каких-то тёплых впечатлений, светлой радости осознания того, что два человека нашли друг друга (а концовка определённо указывает на то, что продолжение следует, неважно, в рамках цикла про Павлыша или вне их), как это бывает после прочтения романтических историй. Она оставила какое-то непонятное ощущение недосказанности с одной стороны, нелогичности — с другой, и ощущение того, что это здесь, скорее всего, лишнее — с третьей.

Но есть, конечно, и много положительных моментов. Сама идея биоформии мне показалась очень интересной. Было бы приятно увидеть эту тему ещё где-нибудь, только шире, глубже. Булычевский оптимистичный взгляд на светлое будущее человечества не может не вселять оптимизм. Ну, и, конечно же, доблестный и благородный Павлыш, как всегда, на высоте. А вот героическая смерть Драча очень даже тронула.

Оценка : 7
«Путешествие Алисы»
–  [ 11 ]  +

Darinella, 18 февраля 2009 г. в 17:21

Первая в моей жизни настоящая научная фантастика! Правда, прочитанная после «Хоббита», что послужило причиной постоянного приоритета фэнтези, но все-таки... Детская книга, увлекательная, захватывающая, совершенно ни на что не похожая. Она гораздо полнее и интереснее мультика, который, конечно, по-своему хорош, но обрезано там все, что только можно. Куча интересных придумок автора — типа человечков с пилюлями времени, похищавших ананасы из холодильника, которые призваны донести до молодого читателя важные мысли, которые не всегда объяснишь в обычной жизни... Хорошо, что есть такие книги, которые можно подсунуть для чтения ребенку, когда не можешь ответить на его вопросы своими словами...

Оценка : 9
«Последняя война»
–  [ 11 ]  +

Alexandre, 10 декабря 2008 г. в 09:55

Очень хорошая и оптимистичная книга. Я читал ее в молодости, прочел и совсем недавно — случайно подвернулась под руку. Оторваться не смог, перечитал всю заново. Все равно хорошо, так что роман годится и для молодых, и для людей постарше.

Очень жизненно выглядят персонажи — и земляне на КК «Сегежа», и Короны — хотя реально их трудно различить, получается вроде бы одна личность, и аборигены — мне вот очень понравились Кори и Девкали, хотя не так уж и много про них написано. А вот мерзкий Ранмакан вызвал очень неприятное чувство, но ведь именно этого и хотел, я полагаю, автор.

Во всяком случае, со мной Булычев добился своего, как я понимаю, эффект был именно тот, на который роман был рассчитан. И хороший эффект. Несмотря на то, что картины коммунистического будущего сейчас несколько устарели, картины жизни наших соотечественников в «Последней войне» весьма привлекательны. Да и, собственно, а чего хотеть от будущего? Вряд ли нескончаемая борьба за существование, характерная для этапов раннего капитализма привлечет множество сторонников. Занятно читать про Галактические империи, абсолютные оружия и прочее. А жить хочется среди таких людей, которые составляют экипаж «Сегежи».

И вот такой реализм (в фантастике!) более всего подкупает и нравится. И, думаю, еще много лет эта нестандартная книга будет находить своих читателей, как она нашла когда-то меня.

Оценка : 10
«Как стать фантастом: Записки семидесятника»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 14 августа 2008 г. в 11:58

Потрясающая автобиография великого писателя. Оказывается, из жизни самого Можейко и из жизни его родственников можно без труда набрать материал на десяток увлекательнейших романов. А мы как-то и подзабыли всю фантастичность жизни в нашем бывшем государстве, где реальность порой была удивительней любого вымысла. Кроме того, автобиография написана прекрасным литературным языком. Читать ее чрезвычайно интересно даже не поклонникам творчества автора. И, наконец, начинающий литератор может почерпнуть немало полезно для себя в этой книге. Рекомендую.

Оценка : 9
«Тринадцать лет пути»
–  [ 11 ]  +

shest, 24 июля 2008 г. в 19:16

Замечательная книга. Когда брался за Булычёва, боялся, что беру в руки детского писателя, которого прочитаешь, улыбнёшься и забудешь. Но книга оказалась потрясающей. Вроде небольшое произведение (страниц 60), а как много проблем поднято (проблема выбора, любви и много другого), и каким интересным языком!!! Одним словом, теперь я поклонник Булычёва.:-D

Оценка : 10
«Война с лилипутами»
–  [ 11 ]  +

Robin Pack, 12 июля 2008 г. в 18:42

Книга, которая с новой стороны раскрывает мир XXI века. Повзрослевшая Алиса (ей здесь явно не 12) новыми глазами смотрит на мир и видит, что в нем не все так замечательно, легко и безопасно. Что есть люди, которые совершают подлости и люди, которые из-за них страдают. И что это не отдельные случаи «кое-где у нас порой», а настоящая система, подпитывающая сама себя. Работорговля, наркоторговля, похищение людей — это вам не старые добрые «благородные пираты«!

Интересно, кстати, заметить, что в этой книге разведкатер по своим способностям к общению не уступает Гай-До. Похоже, технология Самаона Гая за несколько лет достигла и Земли.

Ну и как и все книги «Приключений Алисы», эта книга — красочное и увлекательное приключение, в котором хочется поучаствовать. Честно, захотелось побывать на Вальпургее, верхом на норовистом йаровроне, посетить «Воды Водички» и подраться с саблезубыми кроликами, взяв такого же романтика в попутчики :)

Оценка : 10
«Письма разных лет»
–  [ 11 ]  +

duke, 17 октября 2007 г. в 17:45

Образец настоящей Литературы. Вот у кого бы надо поучиться настоящему стилю. Рассказ (скорее, небольшая повесть) состоит из писем нескольких людей. За каждым письмом стоят настолько яркие характеры, психология каждого прописана такими удивительно точными штрихами, что остается только в удивлении «раскрыть глаза» и наслаждаться прекрасным текстом.

Оценка : 9
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

zvezdochet2009, 14 января 2025 г. в 18:22

Одно из лучших произведений в отечественной научной фантастике – роман выдающегося советско-российского писателя Кира Булычева под названием «Поселок». Простая и элегантная история о выживании на далекой дикой планете потомков колонистов-землян.

Однажды на этой планете потерпел крушение земной космический корабль. Части экипажа удалось выжить и даже основать в долине за перевалом от места крушения маленький поселок. Авария оказалась настолько серьезной, что вернуться назад не получилось. Но продолжить род и суметь приспособиться к агрессивной местной среде удалось. Однако колонистов становится все меньше с каждым годом, и новое поколение уже не понимает, что такое Земля, ведь они – дети этого дикого мира. Каждый год перед колонистами стоит задача – пересечь горный снежный перевал и вернуться к месту крушения космического корабля, чтобы наладить связь с далекой родиной. Иначе – люди совсем одичают и сделаются дикарями, навсегда оторванными от цивилизации.

Тема космической катастрофы и робинзонады в научной фантастике не новая. Ее с разными вариациями развивали ведущие фантасты вроде Брэдбери, Хайнлайна, Гаррисона, Ле Гуин, а из наших авторов кроме Булычева – как минимум Стругацкие. Каждая такая замечательная история с разных ракурсов рассматривает проблему вынужденной колонизации неуютного мира, выживания в нем и попыток вернуться. В каждой такой истории фантасты приходят к одинаково истинному выводу: без связи с цивилизацией любое человеческое сообщество неизбежно дичает и деградирует. Это плавный процесс. Если первое поколение космонавтов остается на прежнем культурном уровне, уже их потомки неизбежно встанут на ступень ниже, потому что будут жить в качественно худших условиях. Следующее поколение станет еще более диким, утратит все навыки, кроме самых базовых, а истории о старом мире заменят им мифологию.

И решение проблемы всегда одинаково – надо наладить связь с цивилизацией, в идеале, вернуться назад, пока не стало слишком поздно и еще жива память с первым поколением. Развивая подобные сюжеты, авторы создали множество интересных вариаций с разными сценариями событий. Есть позитивные, когда герои выполняют задачу, есть негативные, сулящие поражение. Булычев в этом смысле оптимист; он уверенно смотрит вперед и в любой самой сложной ситуации вдыхает в своих героев решимость продолжать борьбу во что бы то ни стало, словно заражая их любовью к жизни, как в прозе Джека Лондона.

Борьба со стихией, преодоление трудностей, сомнения, споры, движение через силу вперед – вот основной каркас всей истории. Но не единственный.

Кроме напряженного повествования о трудном горном переходе, в романе звучат и другие мысли – важные, фундаментальные. Задается неудобный и даже неприятный вопрос: а зачем новому поколению возвращаться назад, если они родились в этом мире? По факту, дикая планета – их дом, родина. Они с первых дней вросли в него, они изучили его особенности и знают множество критически важных вещей, благодаря которым и остаются в живых. В романе очень ярко показано, что в отличие от первого поколения, воспринимающего дикий мир как опасность, второе поколение молодежи этого страха лишено. Их вынужденно примитивная жизнь наполнена, пусть и не цивилизованными вещами, но простыми радостями, и пусть они не знают многих удобств и достижений науки, но все же они по-своему счастливы.

Так может все должно идти своим чередом?

Роман еще раз демонстрирует и органично сочетает в себе сразу несколько непреложных истин. Во-первых, человек – самое живучее существо во вселенной и найдет выход из любой сложной ситуации. Во-вторых, цивилизация – верхний, глянцевый слой в культуре любого человеческого общества, и, если его смоет бурным течением времени, останется голый дикарь с его инстинктами и очищенным до остроты разумом. Ну и в-третьих, человек – высшее животное, способное к обучению и получению уникального жизненного опыта, который транслируется через поколения, конвертируется в знания и служит основой для новой культуры. Так было, так будет. На смену старым поколениям всегда приходят новые, иные, и это естественный ход вещей.

Оценка : 10
«Смерть этажом ниже»
–  [ 10 ]  +

Podebrad, 16 июля 2024 г. в 13:10

Этот триллер чётко делится на три части. Первая часть — накануне катастрофы. Гнетущая и при этом взбудораженная атмосфера не очень крупного уральского города времён перестройки. Получилось, на мой взгляд, довольно реалистично. И при этом довольно нудно. На уровне очень средней публицистики.

  Вторая часть — катастрофа. Триллер в чистом виде. Здесь настоящая удача. И удача эта во многом определяется тем, что все события показаны глазами одного человека, который оказался в неудачный момент в нехорошем месте. Обо всём остальном, что ещё творится в городе, можно только догадываться, и это задевает по-настоящему. А уцелел ГГ только потому, что оказался рядом с адекватными людьми. Его собственная роль в событиях минимальна. Если бы повесть завершилась на крыше гостиницы или у порога пятиэтажки, можно было бы оценивать её на пару баллов выше.

  Третья часть — после катастрофы. Чушь собачья. Нет, то, что от людей постараются скрыть даже то, что они видели сами, это понятно. Хотя именно в конце восьмидесятых наступил тот коротенький период российской истории, когда заткнуть рот кому-нибудь было практически нереально. Но вот то, что городское начальство пытается спрятать катастрофу такого масштаба от начальства вышестоящего — это настоящая чушь. Российские начальники всех уровней при всех властях знали, что за такое проявление нелояльности накажут гораздо сильнее, чем за любое количество жертв. В результате триллер превращается в довольно слабую агитку на злобу дня. А агитки живут не больше года.

Оценка : 5
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

neli mustafina, 22 июня 2022 г. в 10:09

К стыду своему — узнала о продолжении книги «Перевал» только благодаря Фантлабу (огромное спасибо ему, и в частности — «ученику дьявола»)

Мне первая часть понравилась больше.

Во второй настолько много испытаний и жутких невезух, что я сгрызла ногти и вырвала волосы на голове (утрируя))))

Но хорошо что раскрыты полностью характеры героев.

Они там ВСЕ герои. Нет плохих. И в общем то я понимаю почему: есть поговорка — самые благородные люди — это люди живущие в Арктике, севере и Сахаре, ибо сволочи там не выживут. Сволочей там просто не может быть. Условия выживания диктуют — ДОБРО, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ТЕРПЕНИЕ, ТРУД...вот четыре главных условий выживания.

Мне кажется именно это хотел автор донести до читателя.

Что еще хотелось бы заметить — то как командир высадки и разведки повела себя в условиях своих же запретов...

Кажется автор попытался высмеять женскую «логику».

То как она себя вела кажется просто ужасающим...человек — которому вверены жизни подчиненных...это нонсенс.

Кстати — в первой части снежная блоха мне казалась насекомым, но как оказалось — это растение (и как оно попало в горы и в снег? когда укушенный Олег нечаянно сбросил Томаса в пропасть?)

Почти все читали это произведение. Однако — оно одно из немногих, что читаешь не раз, не два, не три. Перечитываешь вновь и вновь.

Обожая все произведения Булычова, считаю ЭТО самым лучшим. Однозначно — 10 из 10

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

i_am_sansanich, 23 мая 2022 г. в 16:57

Отличная книга, оценить которую по достоинству сможет не каждый. Основная тому причина — персонажи. То ли желая идеализировать свой мир, то ли в угоду эпохе написания, автор забыл о существовании «придурков» в любом обществе (в семье не без урода) или же наивно предполагал, что в будущем бочка мёда всегда будет находиться в зоне недосягаемости для ложки дёгтя. Персонажи «Посёлка» отличаются друг от друга лишь многообразием светлых оттенков. Из чуть серых качеств здесь могут встретиться лишь: лень, упрямство или педантичность. Что приведёт современного читателя, привыкшего восхвалять полутона, в недоумение от высокого рейтинга данного произведения. Другой же читатель, умеющий абстрагироваться от современных тенденций фантастики, думаю, способен получить огромное удовольствие от чтения этого не шибко реалистичного, немного мрачного, зато, очень доброго романа.

Продолжая разговор о персонажах, следует отметь, что несмотря на кажущуюся однозначность, все они разные. Кто-то силён, кто-то умён, кто-то любознателен. Ху из ху читатель хватает на лету, поскольку автор сделал для этого всё возможное — мысли, чувства, поступки показаны так ярко, что в объёмности героев усомниться сложно. Да что там чувства, если флора и фауна фантастического мира (создаётся такое впечатление) используются автором не для «сияния» сэттинга, а как дополнительные штрихи к портретам персонажей. Всё на этой планете должно служить колонии, и все её жители (колонии) могут сделать вклад в её благополучие. Кто-то — сплести сеть из лиан, кто-то — вылечить травами, а кто-то — приручить козу...

Получая, в итоге, живых персонажей, читатель с полным на то основанием начинает переживать за них. Не знаю, почему многим не понравилась вторая часть романа. Как по мне, так большинство эмоций именно там.

С динамикой повествования тоже полный норм. Сюжет не провисает ни в одной из глав. Пусть он немного детский, пусть напоминает «робензониаду», зато, автору удалось убедить меня в том, что чтение «гуманитарки» может быть не менее захватывающим, чем чтение «боевой» фантастики. Многие сетуют на линейность сюжета. Но, на мой взгляд, сюжетные лини у Булычева не всегда прямые, иногда больше смахивающие на метаморфозы. Казалось бы, вот герой доходит до финиша, вот он долгожданный момент триумфа, ан нет, говорит автор, нате вам ещё одну небольшую кочку перед заветной чертой (например, когда Казик не смог попасть под купол).

«Посёлок» — одно из немногих произведений, которое можно поругать за «открытый» финал. Казалось бы, всё и так ясно, но герои настолько влюбляют в себя читателя, что он, в свою очередь, чувствует себя обманутым не увидев банкета по поводу бракосочетания, долгожданного свидания с Землёй или возвращения на эту мрачную планету, ставшую для кого-то более родной.

О главном. Автор предложил людям, попавших в беду, два варианта — делить радости и невзгоды на всех и оставаться при этом людьми или идти на поводу у природы, играя в «короля горы» и подчиняясь закону: «выживает сильнейший». Пассажиры «Полюса» выбрали первый вариант и выжили. Выберут ли сегодняшние жители Земли первый вариант и не опустятся ли до уровня средневековья или того ниже? Судя по всему, вряд ли! А жаль...

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 81 82 83 84 85   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх