fantlab ru

Кир Булычев «Город Наверху»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
618
Моя оценка:
-

подробнее

Город Наверху

Повесть, год (год написания: 1973)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

После атомной войны люди живут в подземельях, создав государство со строгой иерархической структурой. Но всегда находятся бунтари, желающие знать: а что там, в городе Наверху? А там сейчас...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Написана в 1973 г.

Впервые опубликована на польском языке в 1983 г.

Первая публикация на русском («Вокруг света» №7-11 1986 год) — в сокращении, далее — полный вариант без существенных изменений.


Входит в:

— журнал «Вокруг света 1986'07», 1986 г.

— журнал «Вокруг света 1986'08», 1986 г.

— журнал «Вокруг света 1986'09», 1986 г.

— журнал «Вокруг света 1986'10», 1986 г.

— журнал «Вокруг света 1986'11», 1986 г.

— сборник «Похищение чародея», 1989 г.

— сборник «Собрание сочинений. Том 1», 1993 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 142

Активный словарный запас: очень низкий (2328 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1986 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Похищение чародея
1989 г.
Собрание сочинений. Том 1
1993 г.
Подземелье ведьм
1996 г.
Город Наверху
1997 г.
Агент КФ
1998 г.
Галактическая полиция. Книга 4
1998 г.
Агент КФ
2000 г.
Поселок
2005 г.
Похищение чародея
2016 г.
Похищение чародея
2023 г.
Похищение чародея. Журавль в руках. Город Наверху
2023 г.

Периодика:

Вокруг света № 9, сентябрь 1986 г.
1986 г.
Вокруг света № 7, июль 1986 г.
1986 г.
Вокруг света № 8, август 1986 г.
1986 г.
Вокруг света № 10, октябрь 1986 г.
1986 г.
Вокруг света № 11, ноябрь 1986 г.
1986 г.

Издания на иностранных языках:

Miasto na Górze
1983 г.
(польский)
Agent FK. Miasto na górze
1988 г.
(польский)
Miasto na Górze
2005 г.
(польский)
Miasto na Górze
2018 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкий случай, когда политическая сатира у Булычёва не раздражает. Как же ему это удалось? Да просто в кои-то веки не отказало чувство меры и вкуса, чтобы сделать её ненавязчивой и не такой топорной, как обычно. А в целом — очень крутая и сильная антиутопия. Подземная цивилизация, жёсткий кастовый строй, призванный сохранить социальный статус-кво, тяжёлый изматывающий труд и нищета, и только робкая-робкая надежда на «Город наверху». Сцена спасения из тонущего города — вообще великолепна, моё искреннее почтение автору. Только после прочтения меня очень волновал вопрос — а что будут есть тысячи спасённых людей? Подчёркивалось же, что вещи с собой они не берут, археологи с Земли точно не имеют достаточных запасов и неизвестно, когда придёт гуманитарка с Земли, а на поверхности — да, природа оклемалась, но сельского хозяйства у них в ближайшее время не будет точно, а фруктов и охоты может и не хватить на всех. Чувствую, спасённых подземников ещё ожидало много трудных испытаний...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал антиутопию Кира Булычева «Город наверху». В целом, какого-то существенного интереса к автору у меня нет и особо никогда не было. Все же наиболее известными его произведениями являются детские книги об Алисе Селезневой. Но вот прочитал аннотацию на «Город наверху», и как-то убедился в том, что это произведение намного более мрачное, чем то, о чем обычно писал Булычев. К тому же антиутопии порой бывают весьма годными.

Сюжет произведения знакомит нас с подземным миром, в который переместились остатки человечества. В результате болезней и бесчисленных войн, поверхность Земли была отравлена и находится там более не представлялось возможным. В связи с чем, люди начали строить подземные города и с каждым уровнем уходить все ниже и ниже. Главным героем повествования является трубарь, который следит за тем, чтобы все канализационные коммуникации города работали исправно. Трубари одни из самых призераемых общественностью людей, которые постоянно находятся в грязи и очень редко моются. Поэтому они своего рода изгои, вместе с тем, крайне нужные изгои, ведь для дальнейшего существования подземного города они очень важны. В связи с чем, наш трубарь верит в то, что можно выбраться на поверхность и жить в совершенно другом мире.

Книга действительно начинается относительно мрачно и читателю описывают весьма неприглядные антуражи подземного мира, грязного, мрачного и полного отчаяния. Люди буквально ковыряются в грязи и нередко даже самые драные тряпки считаются изысканными. При этом инакомыслие порицается и местные элиты не хотят чтобы люди даже задумывались о том, что есть какая-то там поверхность. Вместе с тем, лично мне не хватило какой-то большей мрачности в повествовании, большего отчаяния и борьбы за жизнь. Наш трубарь спокойно преодолевает все препятствия и для совершенно необразованного человека оказывается не таким уж глупым и где-то даже смышленым, что несвойственно для подобного персонажа. При этом мне не хватило какого-то более тщательного описания местного мироустройства. Практически все здесь выглядит как-то поверхностно и без тщательного внимания к деталям. Нет объяснений катастрофы, в связи с которой люди ушли под землю, нет объяснений о том, как они добывают там пищу и вообще в рационе упоминается только каша. Нет даже объяснений того, каким образом добывают новую одежду. Вопросов по ходу произведения появляется много, но ответов мало.

При этом ты понимаешь, что книга по всей видимости и писалась для подростков, так как поверхностно здесь буквально все, даже технологии более высокоразвитой цивилизации, что встречаются в повествовании. К героям тоже возникает мало симпатий, большая часть из них появляется на одну или две главы, а потом, неожиданно вдруг исчезают. Да и финал какой-то странноватый, он вроде бы логичный, но нет даже никакого эпилога, словно могло бы дать продолжение истории. Читал отзывы о том, что у Булычева получилась отличная антиутопия, но, нет, тот же самый «Мы» Замятина куда более продуманная и обстоятельная вещь.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно писать об этом произведении. Сложно в том плане, что написан «Город наверху» очень хорошо, но лично у меня эта повесть не вызвала того душевного ответа, который вызвал, например, «Поселок». Но давайте обо всем по порядку.

Скажу сразу: произведение читается традиционно для Булычева — легко и приятно. Здесь и замечательный язык, легкость фраз и динамизм сюжета. И особенное умение автора описывать новый мир по ходу удивительных и подчас весьма стремительных событий, в нем разворачивающихся. Так и здесь: вместе с трубарем Крони мы пройдем от тьмы и тайн города Предков до ареста и допроса с пристрастием в резиденции главного лица государства. И даже выше. Главная особенность первой половины повести — это атмосфера. Очень живо и достоверно передана нищета и вонь подземного города, уклад жизни бесправных пролетариев, настроения интеллигентной прослойки. В общем, тут есть, что оценить.

Далее в повествовании появляются люди с Земли. И здесь на передний план выходит контраст между ними — свободными, человечными, отважными — и людьми подземелий. И если переносить эти две категории на нашу современную жизнь, то мы безусловно попадаем во второй разряд, в то время как люди первого разряда (способные жертвовать собой; спешащие на помощь пропавшему товарищу, не взирая на смертельную опасность и явную бессмысленность затеи) предстают скорее идеалом человечности. И одна из целей произведения, как мне кажется, показать превращение трубаря Крони в настоящего свободного человека. Хотя, как мы видим, эта свобода уже живет в нем изначально. Не хватает лишь малого — уверенности и дружеского плеча.

Конечно, эта повесть и о социальных процессах. Как внизу, так и наверху. Здесь и запуганная одним человеком правящая элита, и неверящие никому — ни бунтовщикам, ни власти — рабочие. И это тоже безусловные достоинства книги.

Но есть один момент, который не дал чувства абсолютного сопереживания герою. Именно потому, что Крони спускался в город при поддержке землян, вооруженным и снаряженным по последнему слову техники. Здесь не было того столкновения беззащитного человека с силами стихии, какое развернулось, например, в «Поселке». Было ясно, что трубаря вытащат, что ему помогут. В этом повесть сильно потеряла, по моему мнению, — не хватило чуть-чуть хорошему до великого.

Подводя итог, скажу, что «Город наверху» весьма достойное произведение. И разумеется, рекомендуется к прочтению всем ценителям творчества Кира Булычева.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые познакомился с данным произведением в далеком 1986г. в библиотеке пионерского лагеря, куда привезли кипу журналов. Был в восторге, как и большинство прочитавших подростков. Сейчас, с высоты лет отношение почти не изменилось (периодически перечитываю), но подметил некоторые авторские общественно-политические «закладки» в тексте. Общий фон: упадническая подземная цивилизация пожирающая сама себя, касты, тиранический режим (отдающий мрачным средневековьем), борьба за власть внутри элиты, обреченные заговорщики и повстанцы (которые очень хотят добра своему народу, но понимают, что миром дело не закончится и отчаянно ищут выхода

из душных крысиных подземелий — НАВЕРХ, на поверхность, к свету, Солнцу, в Город Наверху), каждодневные привычные мучения простых «маленьких» людей. И вот, на планету прибывают, как ангелы небесные, высокоразвитые пришельцы-археологи с Земли, которые тоже хотят добра и всех спасут, вопреки воле обанкротившейся элиты и желанию большинства спасаемых. На мой взгляд, автор заложил большую аллюзию на загнивающее советское общество эпохи «брежневского застоя». Люди мучились, изнывали в рутине застойной советской жизни и ждали спасения от такого бытия... которое пришло извне, с другого континента, из Америки. О, как мы, советские люди, поглядывали тогда за границу — думали, что там наши бескорыстные и прекраснодушные спасатели, которые решат за нас наши проблемы, принесут справедливость и процветание в новом мире без войн. Совсем как в настоящей повести... В 1986г. тогда еще никто не знал, чем все это закончится в 1991 — 1993г., что будут «лихие девяностые и т.д. и т.п. Поэтому в повести концовка многотрудная, но вполне себе многообещающая и оптимистичная. Маленькая аллюзия — упоминаемый в повести бог РЕД, которому молились совет...подземные жители. РЕД — красный. Аллюзия на советскую, красную, коммунистическую идеологию.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книгах Кира Булычева, на мой взгляд, главное не мораль, а замысел и его реализация. Писатель скрупулезно продумывает ход повествования, уделяя много внимания даже самым незначительным деталям. Именно по этому из под его пера вышло много добротных произведений, к числу которых, несомненно, можно причислить и «Город наверху». Повесть таит в себе немало замечательных эпизодов, а лихо закрученный сюжет не отпускает до последней строчки. Не соглашусь с тем, что, концовка все портит, по моему мнению, она напротив получилась весьма интересной. Для того, чтобы коренным образом изменить свою жизнь нужно все начать с чистого листа, поэтому Город в конце произведения погибает. В этом повесть перекликается с романом Рэя Бредбери «451 градус по фаренгейту». Сходство усиливается благодаря тому, что Крони подобно Гаю Монтэгу вступил в борьбу с системой, и вышел из нее победителем.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, я бы рекомендовал это произведение к прочтению школьникам среднего возраста. Язык простой, есть экшен, загадки, скромная любовная линия, и общественно-политическая (правда, слегка устаревшая) мораль. В общем, можно легко проглотить все это за один вечер.

Людей же боле искушенным в фантастике эта история вряд ли, если не увлечет, то впечатлит. Все достаточно вторично и схематично.

Кстати, не будет забывать, что Булычов был все-таки автором именно для детей и подростков.

P.S. Лично у меня это произведение вызывает крайне теплые ностальгические чувства. Лето 1986 года, журнал «Вокруг свете», чердак дома в садоводстве под Ленинградом, и невероятно увлекательная будоражащая воображение история с прекрасными иллюстрациями...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень динамичное повествование. И атмосферное. Подземный быт весьма ярко нарисован, его буквально видишь за текстом. И ведь неоднократно использовался сюжетный ход с подземными городами, но этот один из самых запоминающихся. По-моему, вполне кинематографичная вещь.

И гибель одного из героев — абсолютно традиционная жертва...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной бестселлер замечательного писателя. «Город наверху»-это повесть о гуманизме и жестокости, любви и ненависти, долге и трусости. Фирменный «булычевский» стиль чувствуется с первых страниц книги. Вновь земляне приходят на помощь терпящим бедствие жителям далекой планеты, планеты, почти уничтожившей себя в огне атомной войны. Может быть, кто-то скажет, что повесть характерна для фантастики «советского периода»- критика «западного», капиталистического общества в том, «советском», его понимании проявляется здесь достаточно ярко (гонка вооружений вплоть до ядерной катастрофы, кастовое общество, вопиющее неравенство жителей подземного города и т.п.). Может быть. Однако, книга Булычева, безусловно, очередное талантливое произведение неординарного писателя. Книга, которую хочется перечитывать и не раз. И говорит это о многом.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не согласен с коментаторами, которые утверждают, что в повести присутствует хаппи-энд. Насколько я понял: в панике и при отсутствии времени там, в конце, погибло чуть ли не больше половины населения подземного города! Почему-то кроме меня на это внимания никто не обратил. Наоборот: показан не хаппи-энд, а болезненный и трагичный переход в новую эпоху, с кровью и огромными потерями. Повесть мне очень понравилась, всем рекомендую )

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачноватый прогноз, о возможных последствиях диктатуры, тоталитаризма и ядерной войны. Но в 1973 году автор был молод. Поэтому среди порабощённого общества находятся не просто не довольные, но и способные на активное сопротивление. Лично мне эта позиция очень и очень импонирует

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, стоило бы добавить к описанию повести интересный факт, что на польском языке она была опубликована раньше, чем на русском -- в 1983 году в переводе Тадеуша Госка. И заодно включить польское издание в раздел «на других языках».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается легко, сюжет лихо закручен, описания красивые, но смысла немного. Вот так, если кратенько. На что Булычёв намекал, не знаю. Обычный подземный город, нехватка всего и вся, постепенная деградация, износ оборудования. Наверху радиация. Была. Теперь уже нет, но никто не знает.

Социальная структура описана слабо. В основном показана нищета и убожество подземной жизни. ГГ — простоватый, но хороший. Тоже типичный.

Особо меня не зацепило произведение. Мог бы и не читать. Ничего сверх — ни для ума, ни для души — не обнаружил.

P.S. Подумал, что для журнала такое произведение очень выгодно. Написано без философствований, интрига есть, за действиями ГГ интересно следить, и многие читатели (возможно) покупали журнал, чтобы узнать продолжение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предупреждение нашим современникам о последствиях атомной войны и непризнания оппозиции.

Некая планета пережила апокалипсис и погрузилась в постъядерное существование. Наверху всё отравлено и не пригодно для жизни, поэтому остатки людей ушли выживать в канализацию и другие подземные коммуникации. И столько поколений уже там прожили, что потомки и не помнят, что есть на поверхности, остались лишь легенды и предания о Городе Наверху, яростно порицаемые власть имущими и расцениваемые как вредные подрывные настроения. Так называемые Чтения, где люди делятся знаниями о верхнем мире и надеждами на будущее, равняются собраниям бунтовщиков, и они должны умереть. (А земля тем временем настолько очистилась...)

Среди этого всего существует трубарь Крони, занимающий чуть ли не самую низкую ступень иерархии данного общества, ведь его работа — лазать по туннелям в грязи и латать коммуникации. А есть высшие слои населения, включая директорат и стражу, живущие на верхних ярусах, где почище. Однажды происходит облава, в ходе которой Крони был уличен в противоправных действиях, связях с бунтовщиками и прочих грехах. Спасаясь от неминуемой смерти он ползет наверх...

Сама книга довольно интересна, написана хорошим простым языком, чего у Булычева не отнять, но первая половина повествования кажется довольно медленной. Действие происходит не сразу, много предыстории, знакомства с миром, путешествие к библиотеке, размышлений самого Крони. Несмотря на минимальное образование, трубарь оказывается довольно сообразительным, и хотя Гюнтер поделился с ним знаниями, но соображалку я таки считаю природным свойством.

Очень мне нравится, что такие люди, как археологи, у Булычева всегда имеют свою индивидуальность, но при этом остаются безусловно добрыми, гуманными, самоотверженными и честными людьми. Их невозможно заподозрить в корысти, злом умысле или беспричинной ненависти. Признаюсь, я не помню своих детских эмоций от булычевской Алисы, а скорее всего это значит, что осталась к ней холодна, но уверена, что я вновь открыла для себя великого русского писателя по имени Игорь Всеволодович Можейко.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал повесть еще в школьном возрасте, в журнале «Вокруг света». И видимо, у меня был неполный комплект журналов — повесть я дочитал не до конца, и все эти 25 лет был уверен, что Крони вылез наверх, сразился с тигром — и конец повести!

На днях решил перечитать, и был несказанно удивлен, что тигр — это далеко не конец истории! Это был сюрприз.

Конечное, в наши дни повесть кажется несколько устаревшей и наивной. По духу она напомнила мне повесть Олеши «Три толстяка».

Но все равно — чувствуется рука мастера.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё это было, было, было... Очередной постапокалиптический тоталитаризьм (привет «Секс-миссии» Махульского и «Обитаемому острову»), очередные бунтовщики, очередная грызня за власть в правящей верхушке... Единственное, что подано неплохо — описание реалий жизни людей в подземном городе. Но проклятый хэппи-энд в голливудском стиле убивает на корню все и без того жидкие впечатления от этого посредственного произведения

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх