Кир Булычев «Ловушка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Печаталась в газете «Пионерская правда», как повесть, написанная совместно с читателями. В дальнейшем была переработана, стала входить в цикл «Алиса» и публиковалась под названием «Пленники астероида» (1984).
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва» > Произведения, ставшие частью других:
— сборник «Марсианское зелье [2016]», 2016 г.
— антологию «Эльмис профессора Рембовского», 2016 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Фалкон, 8 марта 2017 г.
Сижу и смотрю на 12-листовую тетрадку, выпущенную в СССР (ГОСТ 12063-75), еще в узкую линейку (кто помнит), в которую аккуратно вклеены вырезанные из 8 номеров Пионерской правды эпизоды соответствующего рассказа (или маленькой повести).
Детская память услужливо подсказывает врезавшиеся выражения «Тревога, капитан — загудел Посейдон», «Астероид был пуст, мертв и холоден» и так далее.
Вместе с отцом и сыном Климовыми и роботом Посейдоном, мы переносимся в конец 23 века, в котором существует СССР (красный флажок на рукаве скафандра Димы!), дети учатся в школах, в которых, очевидно сохранилась 5-бальная система оценок, люди разговаривают на интерлингве (японские иероглифы при этом сохранились!) и летим в поясе астероидов (в котором уже обнаружено больше тел, чем намекает номер литературного астероида 567-12; если это номер, конечно).
Сюжет очень простой, детский. Я не знаю, в какой мере неизвестные мне авторы (читатели Пионерской правды) участвовали в создании рассказа; подозреваю, что в очень малой. Тем не менее, рассказ вполне себе закончен; то малоправдоподобное предположение, на котором основан, вполне исчерпывается повествованием. В период дефицита фантастики в СССР он шел на «ура».
Повесть «Пленники астероида», в которую Булычев решил трансформировать данный рассказ, не читал. Тем не менее, рискуя впасть в отрицание по типу Пастернака, заявлю, что я этим не очень доволен. Есть текст; есть Дима Климов, который, в силу малого возраста, искупает львиную долю простоты повествования и поведения героев. Нужна ли тут Алиса Селезнева — думаю, что нет. Алиса хороша в своем месте и в свое время. Здесь она не нужна, как бы автор не обосновывал свое решение. Возможно, что в свое время он (фантаст!) думал, что первый вариант забудется, но пришел Интернет!
Спасибо товарищу Булычеву за наше счастливое детство я, конечно, скажу. Потому, что так именно и чувствую. Но — сюжет очень прост, заезжен; литературных изысков нет; прямолинейное изобличение злодеев и хэппи энд — хорошо для тех, кто не читал темной фэнтези (100% первоначальных читателей рассказа).
И, продолжая смотреть на обложку тетради, на которой иллюстрация с близким, кривым горизонтом астероида, обломками кораблей и выглядывающими в иллюминатор Димой и Посейдоном; 8 баллов.
avsergeev71, 26 сентября 2016 г.
В теперь уже далекие 70-е и 80-е годы прошлого века газета «Пионерская правда» предлагала своим юным читателям чрезвычайно интересный проект — «Читатели пишут фантастическую повесть». Суть его сводилась к следующему: маститый писатель-фантаст в одном из номеров газеты размещал начало еще не написанного им произведения, а читатели должны были предложить свои варианты продолжения. Варианты эти отсылались в газету, автор выбирал из них наиболее, на его взгляд, удачные, обрабатывал их, и через какое-то время в одном из номеров газеты появлялся очередной кусок произведения. В то время практически все подростки (а именно из них состояла основная аудитория «Пионерской правды») были помешаны на фантастике, поэтому проект имел просто бешеную популярность. Не знаю уж, в какой степени автор использовал помощь читателей, но ребята, участвовавшие в проекте, ощущали реальное причастие к акту написания. Тем более, что фамилии тех, чьи варианты понравились автору, прилагались к тексту, а это тогда считалось вообще космосом. Помню, как с замиранием сердца ждал очередного номера газеты: напечатают очередное продолжение или нет. В зависимости от величины произведения, публикации растягивались на много месяцев, так что впечатлений хватало надолго. Именно так, в соавторстве с читателями, была написана повесть «Ловушка».
Не знаю уж, виной ли тому детское восприятие, определенная причастность к созданию, или просто любовь к фантастике так таковой, но «Ловушка» мне тогда, помню, безумно понравилась. Да и потом, уже в зрелом возрасте, когда случалось, доставал подшивку тех самых заветных газет и перечитывал, ощущение оставалось прежним. До сих пор считаю эту повесть одним из лучших произведений автора. Поэтому очень неоднозначно воспринял переделку повести в «Пленников астероида». Все-таки «Ловушка», помимо очевидных литературных достоинств, является по-своему уникальным произведением, учитывая обособленность ее от основных Булычевских циклов. Превращение же ее в один из рядовых эпизодов «Алисиады» с заменой вполне аутентичных главных героев на дежурных персонажей цикла эту уникальность уничтожает напрочь. Да и отдает явной конъюнктурщиной. Хотя не исключаю, что у автора были совсем другие причины для такого поступка: все же «Ловушка», написанная в соавторстве с читателями, была «не совсем его» произведением.
Рекомендую к прочтению. Хотя в изначальном виде «Ловушку» сейчас можно найти наверное только в интернете.
КАА, 26 июля 2009 г.
Жалко, что «Ловушку» не переиздают. С этой повести из «Пионерки» я начал читать и полюбил фантастику. Помню, тогда она показалась мне такой атмосферной, таинственной... А в виде «Пленников астероида» не произвела особого впечатления. Да и Алиса уже к тому времени поднадоела. Мне был ближе Дима, герой «Ловушки», с которым я себя ассоциировал.
tiual, 16 октября 2009 г.
Люди, может есть электронный вариант ловушки у кого? Очень хотелось бы перечитать снова!!! Полностью солидарен с предыдущим мнением.