fantlab ru

Кир Булычев «Похищение чародея»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Оценок:
538
Моя оценка:
-

подробнее

Похищение чародея

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Группа ученых из будущего, пользуясь машиной времени, ищет в прошлых эпохах гениев — одаренных людей, намного обогнавших своё время. Однако не только поиск, но также изъятие и перенос в будущее этих людей является их главной задачей.

Девушка Анна приехала в деревню, чтобы спокойно готовиться к поступлению в аспирантуру, и наткнулась в своем доме на промежуточную базу «будущее-настоящее-прошлое». Средневековье открылось для неё в самый трудный, смертельный период в истории Руси.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть написана в 1978 г. Первая публикация (1979) — в сокращении, далее — полный вариант без существенных изменений. В начальном варианте одним из погибших гениев в повести был еврейский мальчик. Повесть вернулась из редакции с резолюцией: «Ввиду того, что английский писатель Герберт Уэллс написал повесть «Машина времени», мы считаем тему путешествий во времени закрытой и, к сожалению, принять повесть на эту тему не можем».

Опубликован: Журнал «Химия и жизнь» 1979, №№ 8, 9, 10, 11, 12

Опубликован комикс под названием «Похищение чародея» (1987).

Снят художественный фильм. Свердловская киностудия, 1989 г.

По повести снят фильм-спектакль в двух частях. Сценарий и постановка Глеба Селянина. Ленинградское телевидение, 1981 г.

Существует вольное продолжение — рассказ Сергея Удалина «Искушение чародея» (2013).


Входит в:

— журнал «Химия и жизнь 1979'09», 1979 г.

— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 24», 1981 г.

— сборник «Встреча тиранов», 1992 г.

— сборник «Собрание сочинений. Том 1», 1993 г.

— антологию «Выкраданне Чарадзея», 1994 г.

— антологию «Серебряное время», 2006 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 82

Активный словарный запас: средний (2781 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 52%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Похищение чародея» 1980, СССР, реж. Глеб Селянин

«Похищение чародея» 1989, СССР, реж. Виктор Кобзев



Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 24
1981 г.
Похищение чародея
1989 г.
Встреча тиранов
1992 г.
Собрание сочинений. Том 1
1993 г.
Чужая память
1995 г.
Похищение чародея
1997 г.
Похищение чародея
2000 г.
Похищение чародея
2005 г.
Серебряное время
2006 г.
Похищение чародея
2016 г.
Похищение чародея. Сто лет тому вперед
2018 г.
Похищение чародея
2023 г.
Похищение чародея. Журавль в руках. Город Наверху
2023 г.
Похищение чародея
2024 г.

Периодика:

Химия и жизнь № 9, сентябрь 1979
1979 г.

Издания на иностранных языках:

Выкраданне Чарадзея
1994 г.
(белорусский)
劫持奇才
2003 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Молодая и смелая, бесшабашная аспирантка, уехавшей из душного города заниматься научной работой в летнюю деревенскую глухомань. Но внезапно оказалось, что тёткин дом уже занят какими-то двумя странными субъектами, которые тоже занимаются некими изысканиями. Типичная русская равнина плавно перетекает в средневековье...

Классное, интригующее, многообещающее начало плавно перетекает в, увы, банальное попаданчество. Кажется, АНС как-то раз сказал, что Булычев — хороший писатель... когда не торопится. Вот и здесь мне показалось, что он, к сожалению, не дожал сюжет, не дожал идею. Ну, всем знакомо это ощущение: вроде бы всё гладко, вроде и сюжет затягивает, вроде и герои хороши, вроде и интрига имеется, но чего-то не хватает... На мой скромный взгляд, если бы поинтереснее развить идею с противостоянием Романа и шута, вывести из этой истории мораль — получилось бы как-то гармоничнее и целостнее. А так — ну, приключения, ну, хроноисследователи, ну, сражение с тевтонцами...

Булычев однозначно мог и получше. Хотя, с другой стороны, если изначально не возлагать слишком уж больших ожиданий — читается на ура, захватывает.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротная вещица, которая прекрасно читается и сегодня, спустя четыре десятка лет после своей первой публикации. Сюжетообразующая идея повести — перенос гениев/талантливейших людей прошлого в будущее в момент их официальной смерти — далеко не нова (на ум сразу приходит Рей Брэдбери с его чудесным рассказом «О скитаниях вечных и о Земле»), но для приключенческого произведения это и не главное.

Зато того, что действительно отличает хорошую приключенческую фантастику от плохой, в этой книге с избытком. Здесь и псевдоправдоподобность, и практически полное отсутствие заметных нелепостей и нелогичностей, и, конечно же, увлекательность, и лёгкость чтения, и даже некоторый познавательный элемент, связанный с историей нашей Родины.

Но главное в повести — это удивительно органичное сочетание обыденного и фантастического. Здесь любой читатель запросто может представить на месте главной героини, обыкновенной девушки, нашей соотечественницы, себя. Мало ли у нас в стране мест, где можно поставить оборудование для «похищения чародея» :).

Отдельный плюс Булычеву за ту финальную неожиданность, которая ожидает тех читателей, которые по ходу повествования так и не смогли догадаться, что что-то во всей этой древней истории мешает её сложиться в правильную картинку....

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что машину времени до сих пор никто не изобрел, человеческий разум уже заблаговременно измыслил массу возможностей для её использования. Вот и герои этой хронооперы К. Булычева прибегают к данной технологии ради общественного блага — ищут в прошедших веках непризнанных гениев и в последний момент вырывают их из лап смерти, перенося в далекое будущее, где они могут принести пользу всему человечеству. Однако, автор не просто показывает нам сколь велика роль отдельной личности в истории, его задача глубже — может ли быть талантливый ученый аморальным или даже просто нейтральным в отношении окружающих. Может ли чистая наука и триумф холодного разума заменить горячее сердце, желание служить человечеству, позабыв о славе, корысти и даже об инстинкте самосохранения.

По сюжету молодая девушка Анна приезжает на лето в деревню, чтобы отдохнуть в домике своей тёти Магды, но вскоре выясняется, что предприимчивая тетушка сдала этот дом на несколько недель двум таинственным незнакомцам, которые утверждают что прибыли из будущего и теперь планируют спецоперацию по спасению некого ученого, которому было суждено погибнуть от рук «псов-рыцарей», взявших штурмом городок Замошье в 1215 году. Анна, живо интересующаяся историей родного края, заставляет «гостей из будущего» посвятить её в свои планы, и оказывается втянута в драматическую историю, которая разворачивалась на месте её деревеньки в эпоху средневековой Руси. Сухие исторические факты оживают на глазах, раскрывая живые человеческие судьбы, которые не принято изображать в привычных рыцарских романах.

Для исторического фона своего произведения автор выбрал эпоху формирования Литовской Руси, которая для современного обывателя остается, по большей части, terra incognita. Основной упор делается не реалистичности описаний — архитектура, одежда, быт, обычаи и нравы той эпохи автор стремится передать с максимальной достоверностью. Весь ненужный лоск оказывается стёртым — жестокость, пот, кровь, грязь, запах немытых тел — всё это вместо привычных, иконографических образов русичей в полированных шеломах и ливонских конников в белоснежных одеяниях. Для придания ещё большей достоверности автор приводит выдержки из вымышленных исторических документов — алхимических рецептов, хроник Ордена, отчетов об археологических раскопках — всё это неизменно работает на благо общей атмосферы.

В моменты когда повествование перемещается из настоящего в прошлое наиболее ощутим контраст настроений — мрачные краски тёмного средневековья сменяются пасторальными пейзажами деревенского лета, запахами травы после дождя, лучистыми бликами яркого солнца на стекле. Одна и та же точка в пространстве, разделенная пластами времени, предстает в поистине манихейском противоречии, но основным связующим звеном эпох являются люди. Автору удалось создать действительно характерных персонажей, в особенности сильным выглядит образ шута, прислуживающего боярину Роману. Не помнящий даже своего настоящего имени он всё больше раскрывается перед нами по мере развития сюжета, и в кульминации способен блеснуть поистине гамлетовскими монологами.

Говоря о фантастическом элементе повести — здесь он, конечно же, вторичен, но концепция времени заслуживает отдельного упоминания. Чувствуется, что в пику позиции Брэдбери, утверждавшего, что гибель одной бабочки в прошлом приведет к кардинальным изменениям в будущем по принципу снежной лавины, Булычеву ближе точка зрения Азимова — время инертно, вмешательство в прошлое допустимо, а негативные последствия нивелируются, как исчезают круги от камня, брошенного в воду. Интересно, что хрононавты Булычева прибыли из 27 века, именно тогда была основана Вечность Азимова. Наличие темпорального барьера на пути в будущее — так же отсылка к «Концу Вечности», и так же как его зарубежный коллега, Булычев выводит на первый план не технологическую, но человековедческую проблематику.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я впервые (а потом повторно, а потом ещё и ещё раз) читал повесть, я вместе с Анной узнавал все знакомые места, деревню, косогоры, речку и все среднерусские просторы. Кир Булычев так точно, так пронзительно верно и интимно показал в «Похищении чародея» русские задворки, что, кажется, нет такого сердца, которое не откликнулось бы. В этот мир погружаешься с головой, и это не декорации для действия повести, а сама суть её — за пришедшим в упадок «сегодня» провечивает седая история, которая никуда не делась — тут она, под нашими ногами, в русской земле.

Сам полуавантюрный сюжет, похоже, автора не особо интересовал. Кир Булычев писал мастеровито, умело выстраивая эпизоды действия, но повесть всё равно импрессионистическая, настроенческая, а не приключенческая. Вставная новелла-каталог о «ненужных» гениях замечательна, очень сильна. Она вроде бы не имеет отношения к окружающим Анну прекрасным пейзажам, но, по принципу контраста, добавляет им глубину и драматичность.

Совершенно замечательно повесть кончается, как бы оборванная на полуслове, как бы сцена, увиденная из окна электрички, уносится вдаль, и мы уже никогда не сможем подтвердить или опровергнуть свои догадки. Может, мы и не видели ничего? Нам пригрезилось? Но ржавые железки на столе, последние следы когда-то разыгравшейся драмы говорят: это было.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Анна решила провести свой отпуск в тихой белорусской деревне, в доме своей тёти, которая улетела на отдых в Крым. Ведь после города в деревне можно отлично отдохнуть, а если всю жизнь прожил в деревне, то смена обстановки просто необходима. Неожиданно планам Анны провести несколько недель в уединении на фоне пасторали помешали два незнакомца, умеющих быстро и ловко решать любые вопросы, что с властями, что с небогатыми родственниками. Вот только не на ту напали, тем более, что все обстоятельства так и кричат, что впереди самое невероятное приключение в жизни и самая замечательная тайна.

Кир Булычев немало написал о перемещениях во времени, даже придумал Московский институт времени и его директора Ричарда Темпеста. Но повесть «Похищение чародея» в ряду других его произведений с темпоральной составляющей стоит особо. Во-первых, здесь есть концепция временной спирали, а значит по прошлому куда угодно не полетаешь, а в будущее потомки путь закрыли. Во-вторых, сами путешествия используются с оригинальной целью — выявить и извлечь из прошлого гениев, что смогут применить свой дар в любое время. Тут у меня сразу возник вопрос — неужели люди, столь сильно продвинувшиеся в физике, не смогли столь же далеко продвинуться в генетических исследованиях, чтобы плодить гениев по заказу в любой области человеческих знаний и умений?

Приключенческая повесть, написанная прекрасным языком. Как всегда, когда Кир Булычев описывает исторические события, к нему на помощь приходит Игорь Можейко, а уж этот дуэт выдаёт на-гора только первоклассные тексты как с литературной, так и с научной стороны.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кир Булычёв умел сделать интересной любую историческую эпоху и любой её эпизод. У нас мало пишут о подробностях борьбы между осколками Киевской Руси, поднимающейся Литвой и духовно-рыцарскими орденами, захватившими Прибалтику. Обычно вспоминается только Ледовое побоище, важный, но не самый главный её эпизод. Здесь и вовсе незначительное событие, вымышленное, но характерное для тех лет. Гибель маленькой русской крепости Замошье. События этих двух дней показаны короткими эпизодами, на уровне рядовых участников. Но повесть держит. Чего стоит только эпизод с безумным горожанином, который носится с дубиной по пустым ночным улицам. Или равнодушные наёмники-ятвяги, сознающие, что им-то не пережить завтрашний день.

В тринадцатом веке преобладают сумеречные тона. Двадцатый век показан, в основном, при ярком свете дня. Маленький обезлюдевший посёлок на границе Белоруссии и Прибалтики. Тихая, спокойная, умиротворяющая атмосфера. Даже попытки как-то обострить ситуацию не воспринимаются всерьёз. Здесь хорошо отдыхать. Но, если отвлечься от летней атмосферы, понимаешь, что и этот посёлок обречён. Только Замошье погиб за одну ночь, а его наследник будет умирать ещё лет 10-15, пока не обезлюдеет окончательно.

Будущее в повести не показано, но оно не мене интересно. Думаю, именно эта непроявленная картина будущего стала главной причиной осложнений с редакциями, а не рассказ о еврейском мальчике. Какое-то оно не такое. Да, люди хорошие, и цели приличные, и методы гуманные. Но откуда всё-таки такой жуткий дефицит мозгов? И ведь гении из прошлого всё равно не смогут работать в полную силу. Другое образование, воспитание, система ценностей, другие привычки и представления о мире. Но охота продолжается, несмотря на колоссальные расходы и даже жертвы. Учёный боярин — человек нехороший по меркам любого времени, но его до последнего пытаются вытащить и, несомненно, собираются исполнять все его желания, лишь бы работал. Да и другой, настоящий гений плохо вписывается в картину коммунистического будущего. Люди более достойные, но не слишком нужные обречены на смерть. А дальше на путях в будущее стоит барьер. Природа этого барьера непонятна, но ощущение нехорошее. Нет, не всё так гладко в двадцать восьмом веке.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не самое удачное произведение Булычева.

Сюжет таков: шла девушка к себе домой, а у нее дома оказывается живут путешественники во времени. Они занимаются вытягиванием из прошлого выдающихся личностей, гениев, которые находятся на волосок от смерти переправляют их в будущее..

Как-то все тут сумбурно, непродуманно, нету логики в поступках главных героев. Неужели такие великие умы будущего не придумали как справляться со случайными свидетелями?

Потом еще это путешествие во времени и приключения на территории Руси... Ничего прям сделать не могут, без девушки-красавицы.

Детский сад какой-то, честное слово.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная повесть.

Смотрел ранее одноимённый фильм, все перепетии сюжета были хорошо известны, но от самой повести тем не менее было не оторваться.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть помню еще по «Химии и жизни». Ждал следующий номер с огромным нетерпением... А конец повести слегка разочаровал. Как по мне, то обоснование того. что гений — не тот, кого ищут, слабовато обоснованно... Что понравилось ОЧЕНЬ — выдуманные истории несложившихся гениев, погибших рано, и исторический антураж про штурм Замошья. Только из комментов узнал, что в поздних редакциях убрали еврейского мальчика-скрипача, погибшего во время погрома. Кошмар. Один из лучших фрагментов. Цензуру фтопку!

А фильм, кстати, очень неплохо сделан, понравились Болтнев в роли крестоносца и Гостюхин — Акиплеша.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заглавная повесть сборника заставляет серьёзно задуматься о роли личности в истории, в частности — о роли гениев. Немало копий сломано о том, какое влияние оказали на цивилизацию Пушкин, Ломоносов, Леонардо, Эйнштейн. И лишь немногие задумывались: а сколько их, подобных людей, теряется в общей волне истории? Сколько из них погибает, или идёт не тем путём? Вопрос... Главная проблема путешественников во времени, которые изымают перспективных гениев — убедится, что они действительно являются таковыми, так как часто истинные таланты скрываются за спинами более ярких внешне личностей. Видно, что Можейко немало посвятил времени изучению этого непростого вопроса.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть перечитывал не раз. Отличная . не стандартное произведение. Здесь всё к месту и стиль и интрига и главное развязка. Читая так же и другие произведения

Игоря Всеволодовича не раз убеждался , что он Мастер ироничного повествования. Кажется , где здесь юмор и ирония. А вдумайтесь в сюжет , в отношения

Романа и Акиплеши.Господа ученые. Это Вам ничего не напоминает. Вспомните «дутых» докторов наук и талантливых Акиплеш работающих на них. Вот так перечитывая

талантливейшую вещь , каждый раз находишь , что новое.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение автора, в котором сплелись воедино фантастическая идея и литературное изложение и ты уже забываешь и читаешь так как будто это происходит рядом, ты словно погружаешься внутрь и начинаешь их видеть и словно сам принимаешь участие в действии не соглашаясь с решениями героев, предлагая пути выхода и с сожалением закрываешь книгу. Как хорошо что есть такие произведения и такие авторы.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге автор создал незабываемую, такую приятную т тёплую атмосферу окружающей среды! очень точно, реалистично. А появление учёных из будущего только добавило пикантности)! Жаль лишь то, что романтическая линия между анной и молодым учёным не дала о себе знать, но некое пртяжение между ними было мо-моему.............

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась с первых строк. Цитата под настроение:«...Анна шаг за шагом узнавала деревню, где пятилетней девочкой двадцать лет назад провела лето. К ней возвращалось забытое ощущение покоя, гармонирующее с ржаным полем, лопухами и пышным облаком над рощей, звоном цепи в колодце и силуэтом лошади на зеленом откосе». Так уютно и спокойно!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Путешествие во времени довольно распространенная тема, где-то я уже читала про барьер при путешествии в будущее. Новым было то, что путешествовать можно только между «дугами» спирали.

А вообще, мне хотелось бы, чтобы чародеем был все-таки Роман,а не карлик с трудно выговариваемым именем :blush:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх