Кир Булычев «Можно попросить Нину?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вадим несколько раз позвонил Нине, пока не понял, что ошибся не только номером, но и временем — разговор из 1972 года состоялся с военной Москвой сорок второго.
Рассказ написан в конце декабря 1970 года.
Также: Булычев Кир. Можно попросить Нину?: [Рассказ] / Рис. // Воскресная газета (Уфа). – 1993. – Май. (№ 19). – С. 7,10.
Входит в:
— журнал «Смена № 3, 1973», 1973 г.
— сборник «Люди как люди», 1975 г.
— сборник «Half a Life and Other Stories», 1977 г.
— антологию «Съветска фантастика», 1977 г.
— журнал «Portti 3 / 1990», 1990 г.
— сборник «Встреча тиранов», 1992 г.
— антологию «Люди как люди», 1992 г.
— сборник «Тиран на свободе», 1992 г.
— антологию «Третья мировая война», 1992 г.
Экранизации:
— «Что-то с телефоном» 1979, СССР, реж. Константин Осин
— «Разновидность контактов» 1987, СССР, реж. Валерий Обогрелов
— «Случайный звонок» 2010, Россия, реж. Дмитрий Кабаков
— «Дорогой Вадим Николаевич» 2014, Россия, реж. Владимир Уфимцев
— «Эхо» 2014, Россия, реж. А.Н.Гречишкина
— «А завтра будет счастье» 2015, Россия, реж. Юлия Ёлкина
— «Можно попросить Нину?» 2016, Россия, реж. Наталия Ковальчук
— «Позовите Нину» 2016, реж. Галина Максимова
— «Можно попросить Нину?» 2016, Россия, реж. Полина Беляева
— «Хлебная карточка» 2019, Россия, реж. Марк Мартынов
— «Искренне, ваша Нина» 2020, Россия, реж. Виктория Кочурова
— «Временная связь» 2020, Россия, реж. Дмитрий Аболмасов
— «Можно попросить Нину?» 2020, Россия, реж. Светлана Коновалова
— «Можно попросить Нину?» 2020
— «Звонок в прошлое» 2020, Россия, реж. Андрей Сидельников
— «Можно попросить Нину?» 2021, Россия
— «Можно попросить Нину?» 2022, Россия, реж. Анастасия Билюк
- /языки:
- русский (15), английский (2), немецкий (3), испанский (2), португальский (1), голландский (1), финский (1), эстонский (1), болгарский (3), венгерский (1)
- /тип:
- книги (25), периодика (2), аудиокниги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Алвеш (1), И. Глосс (3), Х. З. Якобсон (4), Й. Иивонен (1), Ю. Каллас (1), Э. Леонард (1), И. Маркус (1), А. Петков (2), Н. Ракева (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
victoobig, 12 апреля 2025 г.
Всем доброго времени суток!
Когда-то давно смотрел старую экранизацию. Очень понравилось. Но до рассказа добрался много лет спустя.
Был потрясен — ничего не сказать. Шокирующий своей пронзительностью рассказ, полностью вырывающий читателя из контекста телефонного разговора.
Забыть обо всем — просто — жизнь двух людей на разных концах провода....
И слова. И чудо... И грусть.
gsv329, 8 мая 2022 г.
Как-то неожиданно попался под руку этот рассказ. Очень трогательный. Пару лет назад смотрел его экранизацию, хорошую экранизацию, в мельчайших подробностях вспомнил этот короткометражный фильм. Даже не подозревал, что снято по произведению Булычева.
Да, сейчас май 2022 года … Читая этот рассказ я смотрел на военное время не глазами девочки, а глазами своей жены, которая сейчас находится в Мариуполе и уже два с половиной месяцев без электричества, воды, газа, очень напряженно с продуктами. А какой тяжелый был первый месяц – холодный, очень страшный, связи нет, от обстрелов дома ходуном ходили, погибшие во дворах и вдоль дорог неделями лежали, накрытые одеялами и что под руку попало, а потом могилы во дворах многоэтажек. И не верится, что это все с нами в наше время происходит, кажется, глаза откроешь, и все пройдет. А нет.
Очень хочется, чтобы и моя, наша история имела счастливый конец.
LinaSaks, 14 июня 2020 г.
Держись за меня.
Какой небольшой, яркий и трогательный рассказ. Замираешь от него и даже понимая, что автор действительно все сказал, ты жаждешь продолжения. Жаждешь той встречи, которую автор оставил за рассказом, для нашего воображения. Вот он удивительный талант, оставить финал открытым, но сказать все, дальше домысливаешь ты сам, но домысливаешь только в позитивном русле.
Начало рассказа удивительно простое, обыкновенное, как говорится — ничто не предвещало. Но произошло маленькое чудо соединились два далеких года 42 и 72. Соединились удивительным способом по кабелю телефона, один номер привязался к другому и оказалось таким важным, чтобы мужчина из 72-го поддержал, дал надежду девочке Нине из далекого, страшного 42-го, когда еще три года войны, голода и страха. Когда неизвестно, а останешься ли ты жив. Когда так страшно сидеть одной в темноте и ждать маму с работы, а придет ли она? Как же важен для этой девочки был звонок поддержки и надежды. Мы забываем о важности таких простых вещей, а они невероятно важны. Они должны быть вовремя, должны быть искренними с пониманием с кем ты говоришь, нужно уметь объединиться с человеком, оказаться в его 42, понять, какие конкретно слова важны. И в этом рассказе это произошло. И это делает рассказ удивительным, добрым, светлым, щемящим.
А еще рассказ удивителен информацией о времени. Артефакты из 42 и 72. Сигареты, которых сейчас уже нет, курица именно французская, цены, про которые можно забыть) Затемнение в 42 и поэтому электричка не может двигаться, мелькая вспышками окон и ты ее не можешь увидеть. Жизнь далекая, но знакомая.
Если вы не читали Булычева, то вы пропустили важную часть литературы, так что обязательно читайте этого автора. У него даже маленькие рассказы полезны и прекрасны.
gamarus, 23 апреля 2015 г.
В преддверии семидесятилетнего юбилея Победы, у детей в школе нешуточный ажиотаж по этому поводу. Исторические викторины на тему ВОВ, письма неизвестному солдату, инсценировки военных песен и т.д. и т.п. Нет, не подумайте, что я жалуюсь, наоборот, я тоже заразился этой приятной и торжественной суетой. И мне вдруг захотелось приобщиться к всеобщему настроению. Так как я уже не в том возрасте, что бы петь со сцены «Смуглянку» и выплясывать «Яблочко» в солдатских сапогах, то обратил свой взор на литературу. И мне сразу же вспомнился рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?», который я тут же перечитал.
Вот как-то так получилось, что, вспоминая наиболее яркие для меня произведения про войну, мне на ум приходят «А зори здесь тихие» Бориса Васильева и эта коротенькая, но впечатляющая, по наполнению и силе эмоций, история. Может показаться, что рассказ и не про Великую Отечественную вовсе, нет там залпов танковых орудий, трассирующих пуль во тьме, нет и отважных подвигов. Но там есть отрывок жизни длиною всего лишь в телефонный разговор, за которым мы видим очень многое — страх и боль того времени, надежду не только в Победу, но и в лучшее, полное необыкновенной жизни будущее. Но это только с одной стороны — если смотреть глазами Нины. С другой стороны телефонного провода мы вместе с Вадимом вспоминаем цену, уплаченную за мир, мы видим наше настоящее не как банальную данность, а так как должны видеть его, ценя каждый миг, каждую улыбку, любой пустяк, напоминающий нам о драгоценном даре оставленный нам отцами и дедами.
У меня, конечно, это звучит пафосно, а вот у Кира Булычева, несмотря на фантастический замысел произведения, выглядит это очень человечно и по-душевному пронзительно.
Обязательно прочитайте этот рассказ, сходите к Вечному огню, возложите цветы, помолчите минутку и не забудьте поздравить своих родных и близких с праздником Великой Победы.
Тиань, 9 декабря 2014 г.
Рассказ о том, как близко от каждого из нас находится чудо. Случайный телефонный звонок, загадочное переплетение электрических волн или какие там волны у телефонной связи, и герой из года 1972 слышит голос героини из года 1942. Эти люди никогда не знали друг друга, хотя поначалу кажется, что герой соединился со своей Ниной, только на тридцать лет моложе. Но нет, Нина другая, в жизни этих людей не будет пересечений и пылких чувств. Будут лишь хлебные карточки, потерянные в прошлом и подаренные из будущего. И благодарная память длиною в жизнь. Чудо случилось непонятно как, непонятно почему, непонятно зачем. Оно не имеет объяснения, не меняет кардинально жизнь героев, заставляя посвящать все свое время раскрытию тайны. Оно просто есть. И этого достаточно. Восхитительно трогательный рассказ, похожий на рождественскую сказку. Он оставляет ощущение тихой радости, как и должно быть при прикосновении к чуду.
L I T L, 27 апреля 2014 г.
Это ШЕДЕВР.
Я ничего не знаю о Войне. Только какое-то отдаленное эхо огромной беды, горя и тяжелого труда.
Но у меня просто свело сердце, когда я читала моментики о курице и о потеряной хлебной карточке. Опять плакала.
Кир Булычев это прожил , и я хочу сказать ему спасибо за пронзительный рассказ. И хочу сказать спасибо всем голодным и замерзавшим детям Великой Отечественной Войны. Спасибо, что вы выжили. Родили наших родителей, а они нас.
Вот как же Булычев так умеет писать, что я сама себя почувствовала этой девочкой Ниной?! И холодно мне было, как Нине, и кушать захотелось... И я увидела себя в той обстановке, и мне стало страшно. Я спросила себя: а выжила бы я? И я не знаю что ответить на этот вопрос...
Опять Булычев заставляет нас взглянуть на обычные вещи с другой стороны. Я же привыкла, что в холодильнике всегда есть суп или колбасы кусок. А тут совсем не так! И кусок хлеба — это счастье.
Я не очень знаю историю Великой Отечественной Войны. Но этот рассказ он для меня похож на фильм «В бой идут одни старики». Также сводит сердце, и слезы своей волей по щекам ползут. Очень и очень грустный рассказ. Хотя нет, не грустный, а душещипательный — уж и не знаю как точнее сказать. Очень честный рассказ. Он меня напугал в серьёз. Вернее сказать — мне стали сразу смешны мои проблемы по сравнению с замерзающей и сидящей в темноте Ниной и отсутствием куска хлеба......
Честно скажу, я сразу вспомнила любимую фразу моей бабушки — «главное, чтоб не было войны.»
upd. Я напиасала, что Кир Булычев ПИШЕТ. А уже давно нет, оказывается((( Простите за это. Женьке грустно(((
Тимолеонт, 9 июня 2024 г.
Необыкновенно сильный и пронзительный рассказ. Несколькими страницами Булычёв пугающе правдоподобно передал ужас блокады и города, а ведь по сюжету это всего лишь слова маленькой девочки... А ГГ даже бессилен ей помочь и может разве что разговором поддержать, да одним старым-старым воспоминанием, в котором нельзя быть полностью уверенным.
Groucho Marx, 23 мая 2019 г.
Почти всегда Кир Булычев использует чужие сюжеты, пересказывая их по-своему. Этот рассказ тоже по заимствованному сюжету и тоже исключительно личный, почти интимный по интонации.
Но вот что тут интересно: Кир Булычев опять попал в точку проблемы. Для россиян (и для советских людей) не существовало и не существует никакого прошлого. Пушкин, Ленин, Шекспир и Чехов — современники каждого советского человека, хоть 50-х, хоть 60-х, хоть 70-х годов — и посейчас то же самое. Понятия движущегося времени в отечественной культуре нет. И Кир Булычев сыграл именно на этом. Всё происходит каждую минуту, синхронно. Вот сейчас Пушкин целится из пистолета в Дантеса, Ленин едет по Германии в пломбированном вагоне, Гагарин говорит в микрофон «Поехали!», это не прошлое, это сейчас. И потому герой без особого удивления беседует с девочкой из времён Второй Мировой Войны.
«Можно попросить...», по сути, логическое сюжетное развертывание прекрасного стихотворения Геннадия Шпаликова:
..А не то — рвану по снегу,
Кто меня вернёт?
И на валенках уеду
В сорок первый год.
В сорок первом угадаю
Там где — боже мой!
Моя мама молодая
И отец живой.
Это очень по советски, это очень лично и это задевает каждого читающего рассказ. Точный расчёт и исповедальность совмещаются идеально.
lammik, 14 декабря 2017 г.
Не хотел ничего писать. Все слова кажутся какими-то ненастоящими. Просто прочитайте рассказ, обязательно прочитайте.
Visor., 20 мая 2018 г.
Очень интересный рассказ. Хоть в нём и два главных действующих лица, но им получается сочувствовать, сопереживать, даже образы героев: маленькой девочки и взрослого Вадима Николаевича, прописываются очень ярко и убедительно. Короткие отрывистые диалоги просто пронизаны всей ситуацией военной Москвы: потеря продуктовой карточки как трагедия, еда как роскошь, свет и отопление из области фантастики... Просто начинаешь смотреть на мир через призму недоверия на других людей, образ врагов, образ недругов... желание Победы... и маленькое желание услышать сказку, в которой всё будет хорошо. И что оставалось Вадиму Николаевичу? Только рассказывать прошлое, но не только маленькой девочке, но и... звучит этот рассказ как исповедование перед самим собой, желание хоть как-то вдохнуть веру в маленькую девочку, которая сидит в холоде, голоде и страхе за завтрашний день. И продуктовая карточка... она стаёт как бы символом того, что сказка действительно прорывается в наш мир, что сказка может быть не только с красивыми словами, но и с хорошими делами... Окончание тоже подобрано очень даже отличное. Не было того, что я ожидал, но при этом читатель сам может додумать как именно всё завершилось. Точка поставлена именно в том моменте, где надо. Очень рекомендую к прочтению.
SAG, 4 марта 2014 г.
Можно написать цикл о «Девочке из будущего» и стать любимым автором многих читателей. Можно написать иронически-юмористический цикл «Гуслярских историй» и так же стать любимым автором. А сколько других отдельных произведений... Но можно было написать, вот такой небольшой рассказ, который не только надолго западает в память, но и становится вехой, как в творчестве автора, так и в памяти читателей. Не побоюсь сказать- это ШЕДЕВР!. Вот так, не замысловато, через телефонные диалоги, через фантастичекую составляющую, показать детские воспоминания о тяжелых, голодных временах, когда память о прошлом помогает выжить той, которая живет в прошлом, в то голодное время.
семм, 14 февраля 2013 г.
Очень пронзительная вещь! Всем рекомендую.
Прочитал в перерыве футбольного матча. Проняло до мурашек так, что забыл о футболе напрочь.
Автор, не прибегая к подробным детальным описаниям, на основе только лишь немногословного диалога сумел создать в моем воображении абсолютно четкую картину и Москвы времен Великой Отечественной Войны, и голодной девочки, сидящей дома и болтающей по допотопному телефону с незнакомцем из будущего.
И концовка подстать...
aleks-predator, 17 июня 2022 г.
Встреча миров
Данный рассказ известного Кира Булычева мне довелось прочесть после просмотра одноименного фильма, снятого по мотивам. Помню тот короткий метр сильно впечатлил, что заставило поинтересоваться первоисточником. Ну, а когда я узнал, что автором является Булычев, то заинтересовался книгой еще сильнее.
Интересный парадокс случается с главным героем рассказа, который в попытках дозвониться Нине, попадает на Нину, но не ту, которой звонил. Он разговаривает с девочкой, что и живет в ином времени. В военном времени. Так интересно наблюдать, как мужчина из будущего (для девочки Нины) начинает понимать, что общается с ребенком из прошлого, как его поражает эта мысль, как он сначала пытается отвергнуть такую возможность, а затем принимает ее. Но еще интереснее читать о том, как ребенок видит страшную войну из своего дома в холодном и голодном городе.
Автор отлично передает дух того времени, рождает яркие образы благодаря своему мастерству. Читатель обязательно проникается этой жуткой атмосферой серости тех лет, когда еще мало кто помышлял о Великой Победе, а люди вполне допускали, что скоро их может не стать. Нет ни воды, ни еды, ни электричества. Как это непривычно и страшно. Вот оно, страшное время войны, которое, казалось бы, минуло давно. Но и сегодня понимаешь, что история вполне может быть циклична, а мир готов повторять ошибки прошлого, когда одни люди видят себя выше других.
История вышла неторопливой и по-своему теплой, и трогательной. Два незнакомых человека разного возраста и пола ведут беседу, видя каждый свой мир под разными углами. Фантастичность такого события отходит на второй план. Главным становится этот самый диалог. И чем ближе финал, тем больше хочется узнать, смогли ли герои помочь друг другу, а, главное, научились ли видеть свой собственный мир по-иному. Ведь даже маленькая девочка-подросток может научить взрослого мужчину чему-то важному со своей пускай и детской точки зрения. Порой взрослые люди уже не готовы видеть окружающий мир детским незатуманенным взглядом. Часто это бывает очень полезно.
Данный рассказ Кира Булычева обязательно цепляет за живое, за нерв, который, кажется, в каждом из нас уже атрофировался. Давящее чувство грусти остается в душе после того, как рассказ заканчивается. Внутри ощущаешь, что хочется увидеть продолжение истории, однако она заканчивается, на мой взгляд, именно в том месте, где ей и следует остановиться. Читателям же пора задуматься о своей жизни, переосмыслить ее, поняв, что все познается в сравнении. И часто их проблемы современного мира могут быть не столь страшны и опасны, как проблемы тех людей, кто оказывается под градом ракет и бомб, тех, кто погибает от агрессора, теряет близких людей, кров и будущее. Например, таких людей, как Нина, что подняла телефонную трубку там, в своем страшном сорок втором.
9 из 10
martinthegod9, 6 января 2017 г.
Бывает такое... не особо примечательный для тебя автор внезапно так выстреливает, что после его рассказа сидишь, осознавая всю глубину, открывшуюся на паре десятков страниц, и чувствуешь, что можешь в ней захлебнуться. Для меня этот рассказ соединяет два таких разных шедевра фантастики как «Ночная встреча» Рэя Брэдбери и «Подробности жизни Никиты Воронцова» Аркадия Стругацкого. Идея соприкосновения времен, когда каждый понимает, что находится где-то вне времени, вне любой из упомянутых эпох. Словно они, благодаря телефонной линии, отделились от всего мира, разорвав время, расстояние, любые границы. Но они не верят друг другу, хоть и каждый звучит максимально правдоподобно... Шаткость же эпохи 1972 года напоминает «Подробности жизни Никиты Воронцова», когда смотришь и слушаешь главных героев, держишь в голове, что найденный дневник мог быть просто вымыслом, чьей-то шуткой... Но почему-то не можешь себя окончательно в этом убедить. Так же и с репликами той самой, другой Нины.
Меняются городские объекты, эпохи переименовывают улицы, и только люди остаются всё теми же. И спустя тридцать лет уже и не вспомнишь тот давний случай из детства во время войны. А был ли этот случай на самом деле? Или это просто игра воображения? Нет, хочется верить...
Да уж. Этот рассказ действительно похож на выстрел.
massaen, 18 января 2011 г.
два персонажа, один диалог — но как мастерски закручен сюжет! здесь, словно в поэзии, невероятная плотность мыслей, чувств и переживаний на одно слово, убрано все лишнее — и это завораживает. оказывается и 15 страниц достаточно чтобы проникнуться героями, начать сопереживать им...
рассказ мне очень понравился!