Работы художника О Бердслея

Художник — Обри Винсент Бердслей

О. Бердслея
Родился: 21 августа 1872 г.
Умер: 16 марта 1898 г.

Обри Бердслей (также Бёрдсли; англ. — Aubrey Vincent Beardsley) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х гг.

Детство и юность

Обри Бёрдсли родился в семье Винсента Пола Бёрдсли, чьими родственниками были состоятельные лондонские ювелиры, и Элен Агнес Питт, которая происходила из семьи врачей. Несколько поколений в семье отца страдали от туберкулёза. В 1879 году семилетнему Обри поставили аналогичный диагноз. Кроме того, легкомысленный отец вскоре после свадьбы промотал все семейные деньги и, так как он из-за болезни не мог заниматься постоянным трудом, матери, которую Обри боготворил, пришлось зарабатывать на жизнь работой гувернантки с преподаванием музыки и французского языка. В семье рано поняли, что их сын — вундеркинд. Рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (переезд в Лондон) вместе с сестрой Мейбл (впоследствии она стала актрисой) давал концерты, на которые собирались до 3000 человек. После возвращения в родной Брайтон он также находит поддержку своим талантам, ставит на школьной сцене спектакли, некоторые из которых привлекают внимание театральных критиков. Покинув школу, Обри сначала поступает чертёжником в студию одного лондонского архитектора, а в возрасте семнадцати лет определяется на службу клерком в лондонское страховое общество «The Guardian Life and Fire Insurance». Однако службу и любительские спектакли приходится бросить: осенью юноша начал кашлять кровью. Именно в это время из всех видов искусства Бердслей отдаёт предпочтение изобразительному. Несмотря на болезнь, некоторое время он посещает уроки в Вестминстерской художественной школе у профессора Ф. Брауна по совету Эдварда Бёрн-Джонса, который, кстати, познакомил его с Оскаром Уайльдом (Oscar Wilde). Однако всего в искусстве он добился самостоятельно, и поэтому считается гениальным самоучкой.

Взрослая жизнь

Он дорожил своей репутацией меломана и библиофила. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала, как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи. Обри Бёрдсли в оригинале читал греческих и латинских авторов и «часто поражал учёных остротой восприятия всех тонкостей», как писал о нём современник. Слава настигла его в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура». Одной из отличительных черт его работ являлась утончённая эротичность. По той же причине обыватели часто воспринимали его неадекватно: «сеятелем общественного разврата», гомосексуалистом и соблазнителем собственной сестры Мейбел. Сознавая это, Бёрдсли неоднократно замечал, что «У французских полицейских существуют серьёзные сомнения относительно моего пола». И тут же добавлял, что все сомневающиеся «могут прийти и убедиться в нём лично» — впрочем, это было ответом на статью в газете «St. Paul» полную грубых намёков. Но он с восторгом говорил о художниках и писателях, совершенно враждебных к его устремлениям. В 1894 году Обри становится художественным редактором журнала «The yellow book» («Жёлтая книга»), который приобрел популярность как сборник работ талантливых писателей, поэтов, художников, преимущественно гомоэротической направленности. Член Клуба Гедонистов, один из «королей дендизма», носящий в петлице увядшую розу, своим поведением он культивировал скандал. Он произошёл, тесно связанный с трагедией Оскара Уайльда. Когда в 1895 году обвинённый в гомосексуальной связи он отправился в тюрьму, то взял с собой какую-то книгу жёлтого цвета. Комментировавший это журналист по ошибке написал «the yellow book» вместо «a yellow book». Для викторианской Англии этого хватило, чтоб закрыть издание. Так Бёрдсли остался без средств к существованию.

Последние годы

С 1894 по 1896 год (в это время к нему приходит невиданный успех после публикации 16 иллюстраций к уайльдовской «Саломее») его самочувствие резко ухудшается — и тогда создаются мрачные рисунки к «Падению Дома Ашеров» Эдгара По (1895). Сначала Обри думает о том, как бы выздороветь, потом — как почувствовать себя немного лучше, и, наконец, — прожить ещё хоть один месяц.

31 марта 1897 года Бёрдсли был принят в лоно католической церкви. «Среди наиболее близких его друзей при жизни числились англиканские пасторы и католические священники, которые отдавали должное искренности и глубине его веры»… Он получает то, о чём страстно молил: ещё год жизни. За это время он создал цикл иллюстраций к комедии нравов «Вольпоне» Бена Джонсона, которые ознаменовали собой начало нового стиля.

Смерть

Последним его пристанищем стал «лимонный рай» Ментона на берегу Средиземного моря. Уже прикованный к постели, он в письме заклинал своего друга-издателя Леонарда Смитерса «уничтожить все экземпляры „Лисистраты“ и неприличных рисунков и гравировальные доски к ним». К счастью, эта просьба не была исполнена. 16 марта 1898 года в полном сознании, в присутствии матери и сестры, которым он поручил передать последние приветы многочисленным друзьям, Обри Винсент Бёрдсли скончался.

© Википедия



Обложки изданий (26)

1907

Серый волк 1907'09
1907 г.
1908

Саломея
1908 г.
1974

Смерть Артура
1974 г.
1990

Жидкий человек
1990 г.
1991

Саломея
1991 г.
Фермер Джайлс из Хэма
1991 г.
1993

Смерть Артура
1993 г.
Венера в мехах. Демонические женщины
1993 г.
1999

Наслаждение в боли
1999 г.
2000

Том 1. Портрет Дориана Грея. Рассказы. Сказки
2000 г.
Том 2. Пьесы
2000 г.
Том 3. Стихотворения. Поэмы. Эссе. Лекции и эстетические миниатюры. Письма
2000 г.
Эротески
2000 г.
Легенды о короле Артуре и мифотворчество ХХ века
2000 г.
2003

Телени. История Венеры и Тангейзера
2003 г.
Молот ведьм
2003 г.
2004

Сказки о феях, эльфах и волшебстве
2004 г.
Эротизм без границ
2004 г.
2005

Саломея / Salomé
2005 г.
Смерть Артура
2005 г.
2010

Саломея
2010 г.
2012

Поэзия кошмаров и ужаса: Несколько глав из истории литературы и искусства на западе
2012 г.
2013

Мысли, афоризмы и фразы
2013 г.
2016

О, этот лондонский туман... Приглашение в мир английского классического детектива
2016 г.
2018

Невеста Анатоля
2018 г.
2020

Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве
2020 г.

Внутренние иллюстрации изданий (33)

1895

Prince Zleski
1895 г.
1896

A Book of Bargains
1896 г.
Shapes in the Fire
1896 г.
1907

Серый волк 1907'02
1907 г.
1919

Der Orchideengarten. Phantastische Blätter. I. Jahrgang. Heft 7.
1919 г.
Der Orchideengarten. Phantastische Blätter. I. Jahrgang. Heft 15.
1919 г.
1920

Der Orchideengarten. Phantastische Blätter. II. Jahrgang. Heft 2.
1920 г.
1974

Смерть Артура
1974 г.
1989

Избранное
1989 г.
Родник №10 1989
1989 г.
1992

«Иностранная литература» №3, 1992
1992 г.
1993

Венера в мехах. Демонические женщины
1993 г.
2000

Эротески
2000 г.
2004

Poems / Стихи
2004 г.
Сказки и предания о троллях и гномах
2004 г.
Эротизм без границ
2004 г.
2005

Саломея / Salomé
2005 г.
2006

Портрет Дориана Грея. Саломея. Кентервильское привидение. Сказки. Баллада Редингской тюрьмы. De Profundis
2006 г.
Черное и черное
2006 г.
2007

Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения
2007 г.
2010

Саломея
2010 г.
Портрет Дориана Грея
2010 г.
Груші в тісті
2010 г.
2011

Так говорил Заратустра
2011 г.
2012

Сфинкс
2012 г.
2013

Саламея
2013 г.
2017

Хрустальный грот. Полые холмы
2017 г.
2018

Смерть Артура
2018 г.
Последнее волшебство. Недобрый день. Принц и паломница
2018 г.
2020

Смерть Артура
2020 г.
2021

Смерть Артура
2021 г.
2023

Мир семи поколений
2023 г.

Издания не на русском языке (1)

1894

The Great God Pan and The Inmost Light
1894 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх