Дафна Дю Морье «Птицы»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На людей начали нападать птицы. Причина агрессии непонятна и защититься практически невозможно. Люди, пытавшиеся спастись в укрепленных домах, понимают, что долго не продержатся...
В 1963 году на экраны мира вышла одноименная экранизация рассказа, снятая великим режиссером Альфредом Хичкоком. В ней сюжет Дафны Дю Морье подвергся значительным изменениям (в частности, действие перенесено из Англии в окрестности Сан-Франциско), однако это не помешало «Птицам» стать одной из самых выдающихся работ маэстро.
Входит в:
— сборник «Птицы», 1952 г.
— антологию «Alfred Hitchcock Presents: My Favorites in Suspense», 1959 г.
— сборник «The Treasury of du Maurier Short Stories», 1960 г.
— антологию «Alfred Hitchcock's Spellbinders in Suspense», 1967 г.
— антологию «Кошмары Корнуолла», 1970 г.
— антологию «The Ruins of Earth: An Anthology of Stories of the Immediate Future», 1971 г.
— сборник «Echoes from the Macabre», 1976 г.
— антологию «Sinister and Supernatural Stories», 1978 г.
— журнал «Alfred Hitchcock’s Mystery Magazine, August 1982», 1982 г.
— антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.
— сборник «Classics of the Macabre», 1987 г.
— журнал «Нева № 1, 1989», 1989 г.
— антологию «Человек в лабиринте», 1991 г.
— антологию «Зловещие мертвецы», 1992 г.
— антологию «Коллекция Альфреда Хичкока в 4 томах», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «Тёмные аллеи в кино», 2011 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Малая форма (перевод) . 4-е место |
Экранизации:
— «Птицы» / «The Birds» 1963, США, реж. Альфред Хичкок
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pontifexmaximus, 1 сентября 2024 г.
Сравнительно недавно в Разъединенных Штатах Америки один креативно мыслящий юноша, воспитанный в семье, верившей в то, что Обама — это демоверсия Антихриста, но затем прозревший и уверовавший в Интернет. Вот он ради прикола, ради борьбы с конспирологическим безумием и ради некоторого гешефта изобрел свою конспирологическую теорию про то, что всех настоящих птиц давно убили и заменили дронами. И эти дроны давно следят за жителями Америки, еще с 50-х годов прошлого столетия...
Было бы забавно выдумать теорию о том, что британские военные были против данного проекта. И организовали закамуфлированную под рассказ утечку информации. Благо Дюморье была супругой весьма влиятельного военного, вхожего в круги, близкие к королевской семье...
И вот обратите внимание. Птицы в рассказе ведут себя не как птицы, а как боевые машины, которыми кто-то управляет. Гибнут сотнями и тысячами, но атакуют людей. А управляет ими явно восставший против творцов искусственный интеллект. Вот оно, восстание машин, а вы тут все про терминаторов разных...
И вряд ли случаен тот факт, что еще один британский агент влияния по фамилии Хичкок экранизировал весь этот ужас, но так, чтобы уже и американцам стало страшно...
Если же прекратить паясничать, то вкратце вот что. Это один из действительно немногих страшных рассказов, относящихся к тем, что принято называть страшными. Не с вампирами там и чертями разными, а максимально вписанный в повседневную реальность и показывающий то, как за пару дней цивилизация летит в тартарары вверх тормашками...
Moloh-Vasilisk, 11 марта 2024 г.
Птицы. 1952 год.
Зима наступила, но птицы и не думали покидать земли, небо и воды Англии. Вместо этого бесчисленные стаи птиц обрушились на людей. Сможет ли Нат Хокен, переживший войну, уцелеть сам и сохранить своих близких в этой ситуации.
Одно из известнейших произведений Дафны дю Морье, не раз экранизированное и до сих пор, даже спустя больше семи десятков лет с момента написания, вызывающее чувство напряжения.
У произведения хороший стиль написания, несмотря на очень небольшой объем успевающий целиком погрузить в гнетущую и пугающую атмосферу. Люди занятые повседневными делами, небольшие диалоги, зарисовки природы, первые предвестники грядущих событий – все отлично выстраивается в цельную картину происходящего и больше и больше повышают уровень саспенса.
Великолепным решением было сделать пугающим то, что абсолютно обычное и не страшное в реальной жизни. Птицы окружают нас постоянно, настолько, что часто на них даже не обращаешь внимание. Но что творится в этих пернатых головах? Возможно, план по уничтожению человечества.
Интересным вышло и психология героя. Как он реагирует на необычную ситуацию, что первым приходит в голову и какие действия нужно производить.
И вишенкой на торте служит открытая концовка, с очень сильным налетом безысходности.
8 из 10. Отличное произведение для вечернего чтения поздней осенью и ранней зимой.
Deliann, 5 июня 2013 г.
Сейчас уже прописаны десятки сценариев конца света, в интернете доступны инструкции на случай зомби-апокалипсиса, а некоторые люди уже запаслись тушенкой и ломиками. На всякий случай. Но что, если угроза исходит вовсе не от неспокойных трупов, а от птиц? Отбиться или убежать от существа, ходящего по земле, вполне реально, спастись же от стаи голубей, больных новым штаммом бешенства, намного сложнее. Да и несмотря на популярность идей, в оживших мертвецов и инопланетян люди не особо верят, а вот птицы ближе, всегда рядом... Никогда не замечали, как стая голубей смотрит на ребенка, пытающегося их разогнать, громко топающего, чтоб они взлетели? Уверен, что нет. Вот и Нэт Хокен, обычный английский фермер не обращал на птиц особого внимания, пока они не начали атаковать его дом и его семью. Атаковать всерьез, убивая и калеча людей, несмотря на то, что после каждой атаки десятки птиц прощались с жизнью. Читая этот рассказ, очень быстро приходишь к мысли, что иметь в квартире ход в укрепленный бункер с припасами и оружием – это абсолютно здравая идея.
Интересная ситуация с экранизацией этого рассказа: Альфред Хичкок, будучи очень талантливым (если не гениальным) режиссером, создал фильм, объединенный с оригиналом лишь идеей. И при этом оба произведения производят сильное впечатление. Что-то подобное было с «Солярисом» Станислава Лема. Великолепный и глубокий роман превратился в великолепный и глубокий фильм режиссера Андрея Тарковского, правда превратился настолько искусно, что С. Лем после его просмотра сказал, что «он [Тарковский] снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание»». Но вернемся к «Птицам». Чего вообще можно ожидать от фильма с таким названием? Лично я, избалованный трешем 80-х и 90-х (помните этот легион низкопробных ужастиков типа «Комары», «Клещи», «Крокодилы», «Муравьи» и т.д.? С названиями, может, напутал, к ним временами добавлялись еще слова типа «убийцы», «людоеды», но суть, думаю, понятна), не воспринимал фильм Хичкока всерьез. Зря, конечно, но что теперь поделать. Зачастую фильмы ужасов аппелируют к страху человека перед хищником покрупнее, либо поядовитее, либо поопаснее. Следуя этой логике, птицы должны быть размером с птеродактиля, как минимум. Однако нет, фильм пугает и держит в напряжении своей атмосферой и кажущейся обыденностью: птицы нормальных размеров и нормального вида, однако даже сцена, изображающая вроде как мирно сидящую стайку птиц, снята так, что мурашки по коже не просто бегают, а носятся на реактивной тяге.
2480, 30 апреля 2011 г.
Сразу после прочтения пришло желание купить блок минералки и забить холодильник консервами, мало ли что.:shuffle: Ещё какие-нибудь листы жести хорошо бы купить, окна завесить. Разное же бывает...
Собственно, желание вполне объяснимо. После столь атмосферной вещи начинаешь с подозрением поглядывать даже на воробьёв, щуриться, глядя на птиц и приподнимать воротник куртки. Рассказ более чем убедителен, он правдоподобен (ох, только бы описанное не воплотилось). Герои обычные, это просто семья, потому и понимаешь их прекрасно. Да, они спокойны, сидя в доме-крепости, но что им остаётся? Метаться по этажам, психовать? Нет, они знают, что чем спокойнее будут себя вести, тем больше шансов выжить. Они обречены (это более чем вероятно), это спокойствие смертников.
Во время чтения прямо видишь побережье, вдоль которого летят чайки, тёмные волны, ощущаешь мороз, от которого стынет кровь, видишь мёрзлую чёрную землю, на которой лежат трупики птиц, видишь одинокий дом. Хочется уйти, да только некуда. Безысходность, неимоверная по правдоподобности атмосфера- автор делает всё, чтобы мы почувствовали себя именно там. Чего и добивается блестяще. На последних строчках, зная, что это конец, не можешь вырваться из дома, остаёшься с героями до конца, которых отслеживаешь, буквально следуя им по пятам, дыша в затылок.
Блестящее произведение, запоминается на всю жизнь, а другие ужастики сравниваешь с этим. Что и говорит о его качестве и ценности.
P.S. Купите блок минералки, листы жести, а также консервов побольше. Так спокойнее.
Lost, 10 февраля 2010 г.
Прочитала вчера этот небольшой рассказ на 20 листов формата А4.
Это, правда, было не первое мое знакомство с данным произведением, первый раз я его услышала очень давно, в передаче по радио — что то вроде «театр у микрофона», там было художественное чтение со звуковыми эффектами. Тогда, помню, у меня аж мороз по коже пробежал. И вот прочитала — и это абсолютные «10» из десяти!
В первую очередь, мне очень нравится написанная «широкими мазками» природа и резкое наступление зимы.
Далее, уже в словах «ветер переменился в ночь на третье декабря» сквозит столько скрытой тревоги, предчувствия надвигающейся катастрофы, что все внутри напрягается и начинает звенеть. И вот — птицы! Кто бы мог подумать, что это может быть ТАК страшно, что в рассказе на 20 страниц может уместиться целая история в жанре ПА, ведь в этом жанре написаны целые романы (например, мой любимейший «День триффидов»)!!
И КАК все написано — можно прямо ощутить запах моря, и арктического ветра, и сухих листьев, тронутых морозом.
И — открытый финал. И ничего лишнего. Ничего. Всего столько, сколько должно быть.
Один из лучших образцов в своем жанре, великий рассказ!
Drovkin, 10 января 2013 г.
Терпеть не могу то чтиво, которое выдается современными издателями за хоррор : ни логически завершенного сюжета, ни настоящих, некартонных героев и характеров. Сплошной идиотизм, сравнимый разве что с нашумевшим в последние дни очередным претендентом на премию Дарвина, случаем, когда двое идиотов заплатили по 300 рублей за удовольствие быть сброшенными в пропасть на Домбае.
Но если бывает хоррор с человеческим лицом — то это именно то определение, которого заслуживают «Птицы» и другие рассказы Дафны дю Морье. По степени холодной отрешенности рассказчика это более всего напоминает уникальный, стоящий особняком в литературе День триффидов, по достоверности фабулы, сжатой как пружина страсти — рассказы Жан Рея и цикл «Неукротимая планета» Гаррисона.
Что до бытовых деталей, собственно и делающих рассказы, заставляющих читателя безоговорочно верить в происходящее — то в этом Дафна дю Морье нисколько не уступает своему знаменитому соотечественнику — Джону Голсуорси, с абсолютной, портретной точностью прорисовывавшему характеры своих героев, что давало читателю редкую возможность довоображать их судьбы и поступки с раннего детства, порой в Человеческой комедии едва упоминаемого. Надо действительно по-настоящему любить своих героев чтобы с абсолютной точностью, без отталкивающей натуралистичности и ложного пафоса, с простым, естественным состраданием, изо дня в день, из года в год в течение полувека рассказывать о них.
Командорским крестом ордена Британской империи за красивые глаза не награждают даже женщин. Даже таких, судьба которых заставляет поверить в воплощение в реальной жизни одной из самых любимых автором и, смею думать, всеми читателями героинь Саги о Форсайтах — Динни Черрел.
Обычно я побаиваюсь смотреть фильмы Хичкока — но за Птиц могу сказать ему только спасибо.
Как и всем переводчикам, чьи тексты на Либре соперничают друг с другом...
A.Ch, 19 июля 2014 г.
Триллер.
Написанный штрихами. Да, мало героев. Да, мы не понимаем причины такого неожиданного и губительного поведения птиц.
Но сколько эмоций вложено в эти 30 страниц?
Удивление. Страх. Осознание собственной слабости и глупости. Неприязнь. Разочарование. Попытки борьбы. Волнение за близких людей. Спокойствие при взгляде на то, как огонь пожирает пачку сигарет.
Читайте, если хотите испытать одну или несколько из них вместе с героями.
Сходства. Забить окна и двери, не впустить внутрь зло — “Туман” Кинга и “Ночь живых мертвецов” Ромеро.
Но почему-то вспомнил:
“Потом достала из сумки красную коробочку, открыла пластиковый пузырек, подержала таблетки на ладони. Вздрогнула, ощутив новый спазм, и слабо улыбнулась.
— На этот раз я улизнула, — сказала она.»
“На последнем берегу” Шюта.
P.S. Скажите, насколько у рассказа нейтральное окончание и как изменился бы он, будучи окрашен в чёрные или белые тона?
Animus, 21 мая 2014 г.
Рассказ-катастрофа «Птицы» напоминает «День Триффидов» Джона Уиндэма, только здесь вместо плотоядных растений – птицы, вместо падающих ослепляющих метеоритов – природные явления, с не менее аномальным воздействием: приливы, холод и ветер.
Не понятно почему этот рассказ относят к жанру ужасов, неужели кому-то так страшно читать?! Скорее всего, сказывается инерционный эффект идущий из советской эпохи, ведь тогда славный фильм Хичкока классифицировали не иначе как хоррор.
При всей любви к одноименному фильму история выживания дю Морье мне понравилась больше, она драматичнее и эмоционально стоит на более высоком уровне. Кроме того рассказ выдержан в лучших традициях жанра. А многозначительная безысходность венчает логический финал.
Вообще очередная версия «конца света» весьма интересная, в особенности для своего времени. Эволюция словно застыла, но кто знает на какой скачок готова природа, чтобы биологические законы превзошли социальные.
Илориан, 10 мая 2014 г.
Мне от книг никогда не бывает страшно. Но тут пробрала дрожь. Возможно весь эффект в том, что прочитывая каждую строчку, ожидаешь, что развязка наступит в следующем абзаце, а её всё нет и нет. Воистину, всё гениальное просто. Не зомби и демоны пугают, а обычные вещи и существа, доведённые до абсурда.
asakuro, 9 августа 2019 г.
Большинством критиков Альфред Хичкок считается одним из лучших кинорежиссеров XX века. Возможно, в 50-60-х годах он выглядел новатором в жанре «триллер». Но по факту практически все его фильмы на порядок слабее рассказов-оригиналов. И «Птицы» здесь один из показательных примеров.
У Дю Морье «Птицы» — это короткий, но очень напряженный до последних страниц рассказ о борьбе жителей небольшого английского города с птицами. Рассказ очень ярко написан и великолепно передает все эмоции и переживания семьи, которая вынуждена заколачивать окна и двери, чтобы продержаться еще одну ночь. Испортить общее впечатление может только открытый финал, который ничего не объясняет.
У Хичкока фильм «Птицы» — полная противоположность рассказу. Фильм идет два часа и весь первый час нам показывают посредственную любовную историю между богатой наследницей газетного издателя и обычного адвоката. Никакого намека на триллер или ужасы нет, а нудные бессмысленные диалоги способны усыпить кого угодно к середине фильма. После первых нападений птиц промелькнула надежда на захватывающее продолжение. Но даже после человеческих жертв главные герои вместо укрепления своего дома (чем сразу начал заниматься главный герой рассказа) ведут длинные диалоги и вспоминают молодость. Никакого сопереживания персонажам не чувствуешь. Да и откуда ему взяться? В герое Дю Морье, простом человеке который думает о том, как защитить свою семью, читатель видит себя. А в героях Хичкока мы видим только богатых жителей Сан-Франциско, которые даже ранней осенью ходят в дорогих шубах. Объединяет эти два произведения только одно — у Хичкока также открытый финал.
Рассказ Дафны Дю Морье не идеален. Но лучше потратить полчаса на чтение его, чем два часа на просмотр фильм Хичкока.
Rovdyr, 12 февраля 2017 г.
«Птицы» — удивительно емкое и содержательное произведение малого формата, которое читается на одном дыхании. Это несомненный признак авторского таланта. Дафне Дю Морье удалось главное — вызвать у меня, как читателя, глубокое сопереживание главным героям (в которых, кстати, нет ничего героического). Важно отметить, что сюжет, при его фантастичности, воспринимается совершенно реально; каждый эпизод, каждое действие легко представимо и понятно.
В центре моего внимания было в основном не нападение птиц. Этот аспект, хотя и является основой сюжета, никаких особых мыслей не вызвал. Все равно никакого объяснения птичьему буйству не дается, да его и не может быть. Разве что только вскользь звучит мысль о том, что птицы миллионы лет копили ненависть, которая сейчас вдруг выплеснулась на человека. Но непонятно — почему на человека, и почему миллионы лет? Этими вопросами и не стóит задаваться.
Гораздо важнее, на мой взгляд, уделить внимание показываемым в рассказе чертам социальной психологии: в данном случае на примере жителей глухой английской провинции. В этих чертах можно заметить много примечательного, в широком спектре — от курьезного до экзистенциального.
Тут и курьезная (и одновременно позорная) версия о том, что виноваты русские — само собой, ведь действие происходит в 1952 году, когда, каламбурно выражаясь, «холодная война» уже вовсю пылала. И еще черта эпохи — английская обывательница лепечет о том, что Америка поможет. И это говорит подданная «Великой державы», «Владычицы морей»! Выходит, к 1952 году без Старшего Брата — никак.
Но это курьезы. Гораздо серьезнее другое. Среди этого другого назову три момента. Во-первых, выражаемая той же обывательницей вера в Правительство (а как же пресловутая индивидуальная самостоятельность людей Западного мира? — ее в рассказе демонстрирует, причем разумно, лишь главный герой). Во-вторых, упоминаемая в мыслях главного героя изнеженность нового поколения (он думает о том, что раньше люди сами легко обеспечивали себя пищей, а теперь его дети не хотят есть рыбные консервы, ибо невкусно) — важный штрих картины социума. Наконец, в-третьих, бросается в глаза поразительные вялость и легкомысленное безразличие большинства персонажей. Впрочем, то было в другую эпоху. Сейчас все наоборот — по пустякам в СМИ и социальных сетях происходят гигантские истерики. Пользы от которых, естественно, еще меньше.
GPX, 5 мая 2011 г.
Вообще я не люблю хоррор, но этот рассказ очень понравился. Вполне реалистичный сюжет: птицы, нападающие на людей. Теоретически — возможно, почему бы и нет? Автор не сказала, чем было вызвано столь странное поведение птиц, поэтому это поле предоставлено для фантазии читателя.
Дю Морье отлично передала психологическую сторону рассказа, наполнила его атмосферой страха и безысходности. Особенно, когда чайки разбиваются о двери и заколоченные окна дома. Героям, наверное, невозможно не сопереживать; к концу повествования я стал относиться к ним, как к близким родственникам, за которых очень боязно и надеешься, что они останутся в живых.
Непонятна только одна ситуация:
Tundra, 31 мая 2021 г.
Реально было дело, на меня как-то спикировала ворона в городском парке. Неожиданно с лёту попыталась клюнуть в башку. Напугала, однако.
Потом узнал, что какие-то тинейджеры накануне взобрались на дуб и разорили ее гнездо, воронята погибли, мать их потом, само собой, поехала крышей. Хотя, если по логике, то подвижность крыши надо сперва проверять у тех тинейджеров и их родителей.
Вот такая ассоциация с рассказом Дафны Дю Морье, 1952.
Daydreamer, 7 января 2012 г.
Кто сказал, что угроза должна прийти извне? В рассказе Дафны дю Морье «Птицы», катастрофа накрывает мир внезапно... и тем страшнее она, что причиной ее стали те, кто жил всегда бок с нами, кто летал над нашими головами и щебетал на деревьях под нашими окнами — ПТИЦЫ.
Вам кажется, что птички милы и глупы? Так вот, вы ошибаетесь. Они способны выклевать вам глаза, разбить клювом череп, разодрать вас в клочья...
Птичий апокалипсис — не самый невинный вариант конца света. И горе тому, кто не воспримет их всерьез...
Линдабрида, 24 декабря 2016 г.
В очередной раз преклоняюсь перед талантом Дафны Дюморье.
Удивительно много смыслов упаковано в коротком рассказе. Тут и холодная война: американцы, наверное, помогут, а виноваты в происходящем кошмаре, конечно, русские. И атмосфера «медвежьего угла», где стоит рассчитывать только на себя (в городах, небось, и авиация, и вообще ученые что-нибудь придумают). И беспечность людей, которые не поверят в начавшийся конец света, пока сами не попадут под раздачу. И зима, злая, бесснежная, «черная». И, конечно же, тема противостояния человека и природы. Вся человеческая цивилизация, такая прочная и уютная, а противостоит ей всего только стая птиц...