Герберт Уэллс «Чудотворец»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Герой внезапно обрёл дар творить чудеса. Под руководством местного священника он стал совершать «добрые дела»... Единственным спасением от наступившего хаоса стал отказ от чудес.
Фрагмент произведения был экранизирован в 1979 году в телеспектакле «Этот фантастический мир. Выпуск 1» (реж. Тамара Павлюченко).
Входит в:
— сборник «Рассказы о пространстве и времени», 1899 г.
— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.
— журнал «Amazing Stories, July 1926», 1926 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
— антологию «Pause to Wonder: Stories of the Marvelous, Mysterious and Strange», 1944 г.
— антологию «One Hundred Years of Science Fiction», 1968 г.
— антологию «Der Diamantenmacher», 1972 г.
— антологию «The Bedside Book of Strange Stories», 1974 г.
— антологию «Angels and Awakenings: Stories of the Miraculous by Great Modern Writers», 1980 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Fantasy of the 19th Century», 1982 г.
— антологию «Почти как в жизни», 1987 г.
— антологию «Alfred Hitchcock's Tales of the Supernatural and the Fantastic», 1993 г.
— антологию «Вусцішны пакой», 2013 г.
— антологию «Вход и выход. Антология мистики», 2014 г.
— журнал «Полнолуние, 2015 №1», 2015 г.
Экранизации:
— «Человек, который умел творить чудеса» / «The Man Who Could Work Miracles» 1936, Великобритания, реж. Лотар Мендез, Александр Корда
— «Человек, который умел творить чудеса» 1969, СССР, реж. Ефрем Пружанский
— «Человек, который умел творить чудеса» 1969, реж. Ефрем Пружанский
- /языки:
- русский (47), английский (11), немецкий (2), литовский (1), украинский (1), белорусский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (60), периодика (2), аудиокниги (1), другое (1)
- /перевод:
- А. Анненская (5), С. Антонов (2), Э. Бер (2), Э. Березина (2), Ю. Бучкова (1), И. Григорьев (26), Н. Григорьев (1), П. Донов (1), О. Логвиненко (1), З. Львовский (1), Л. Нойман (2), Е. Пучкова (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 20 ноября 2024 г.
Забавный рассказ. Сюжетно он меня не очень удивил – всё-таки подобные вещи, очевидно, сводятся к сказке Пушкина (её архетипу) о золотой рыбке и её финалу с разбитым корытом. Хотя, в случае с Уэллсом исход мог быть любой. Но читать – читать было интересно. Люблю английскую иронию, тонкий, острый английский юмор – а это Уэллс в очередной раз с отличным мастерством здесь показывает. Улыбка во время чтения, и ощущение удовольствия от текста
zotovvg75, 31 марта 2021 г.
Мы часто в детстве мечтали о способности творить чудеса и воображение рисовало реализацию самых грандиозных замыслов. На самом деле существует проблема четкой постановки цели и продуманного прогноза к чему все это может привести. В мировой истории было много примеров, когда стремление принести кому-то благо оборачивалось в свою противоположность. Так, например, ради истинной веры пылали костры инквизиции и массово истреблялись иноверцы. Благими намерениями вымощена дорога в ад и забавно что в рассказе ее главному герою указал священник. Мистер Фотерингей распорядился своим даром совершенно нелепо. Уэллс показывает как опасны неограниченные возможности в руках недотепы. Все началось с поднятия в воздух предметов, а закончилось действиями космического масштаба. А что бы пожелали вы получив в свое распоряжение волшебный дар?
Тимолеонт, 16 марта 2021 г.
Не удивлюсь, если сценаристы «Брюса Всемогущего» во многом вдохновлялись этим рассказом. Только Уэллс сделал упор не на моральную сторону и взаимодействие всемогущего и безответственного человека с простыми людьми, а с его противоречиями с простыми физическими законами, которые могут привести и к концу света. В целом получилось крайне остроумно, мудро и даже наставительно в хорошем смысле, объясняя, почему Всемогущий, если он и есть, предпочитает лишний раз не вмешиваться в людскую жизнь.
Да и завершение достаточно
Алексей121, 19 октября 2014 г.
Все ж таки я считаю, что Герберт Уэллс намного опередил свое время. И этот рассказ вполне уместно бы смотрелся и 40-50-60 годах двадцатого века. Вот только вышел он из-под пера автора намного раньше. Красивая история, в которой нет ничего лишнего. Немного сказки, психологии (как распорядится своей силой человек, получивший неограниченное могущество) и науки (экскурс в значение сил инерции) — три компонента, крепко и органично спаянные в одно целое.
Достойный образчик прозы достойного автора, который и через сотню лет не потерял своей актуальности.
vezaliy, 7 ноября 2017 г.
Первоначально подумалось, что мы имеем дело с рассказом из банальной серии: «Невозможное — возможно». Ан, нет. На самом деле перед нами, старый как мир, сюжетец про необратимость вселенской катастрофы вследствие всемогущества!
Подумайте сами, до какой черты способен дойти человек, силой мысли, достигающий всего что возможно!?
А что если, желания такого вот, кустарного Чудотворца вторгнутся в сферы, где и наука-то толком бессильна, например в космическое устройство Солнечной системы?
Уэллс, со свойственным для своего времени, лаконичностью, развивает и, в какой-то мере, доказывает мысль, что физические законы и человеческие возможности вовсе не зря такие ограниченные, какими по сути являются.
Rovdyr, 25 октября 2016 г.
Этот короткий рассказ Герберта Уэллса относится к числу тех, что целесообразно читать не один раз, и лучше — в разные периоды жизни. Восприятие меняется радикально. В детстве я увидел в рассказе увлекательный курьез; потом — сарказм. Сейчас я вижу (помимо первых двух аспектов) глубокое суждение касаемо способности человека быть субъектом Чуда. На мой взгляд, автор убедительно показывает отсутствие этой способности. Я имею в виду не «техническую» сторону этой способности, а то, что можно назвать адекватностью.
Главным героем оказывается, по моему мнению, не тот человек, что творил Чудеса, а «контролировавший» этот процесс священник. К религии, если судить по творчеству, у Уэллса было негативное отношение, и этот рассказ служит одним из примеров. Любопытно наблюдать, как этот священник (кальвинист, но это, наверное, не принципиально) начинает с благих дел (среди коих числится излечение пьяниц и выведение бородавки у некоего викария), а заканчивает совершенно чудовищной гордыней. Похоже, эта гордыня и представлялась Уэллсу главным (хотя тем или иным способом закамуфлированным) свойством религии.
И, кстати, обращает на себя внимание то, что хотя религия вроде бы считается явлением, связанным с мистикой, но творимые по приказу священника Чудеса не имеют ничего общего с мистикой (познанием Логоса и мироустройства, например) — напротив, они подчеркнуто (и поначалу вульгарно) материальны и «слишком человеческие».
URRRiy, 1 июля 2017 г.
Юмористический рассказ про человека, который в чудеса не верил, но мог их творить. При этом без всякого рычага и точки опоры мог повлиять на вращение Земли. Отмечается неоднократно проявленный в произведениях автора антиклерикализм — причем все беды от попов, склонных к новациям.
Рекомендую — рассказ небольшой, поучительный и с хорошим качественным юмором.
martinthegod9, 10 ноября 2015 г.
Сегодня необычный праздник: прошло ровно 119 лет с момента, когда на Земле прекратили своё существование всякие чудеса. Не верите? Спросите у Герберта Уэллса: «И вот, хотя это может показаться невероятным, вечером в воскресенье 10 ноября 1896 года в кабинете домика позади пресвитерианской церкви мистер Фодерингей, подстрекаемый и вдохновляемый мистером Мейдингом, начал творить чудеса. Мы просим читателя обратить особое внимание на число.» И как же так совпало, что я неосознанно прочитал этот рассказ именно 10 ноября! Вот же оно — чудо!:)
А если серьезно, рассказ довольно качественный. Ироничное и последовательное повествование. Прекрасная, весьма оригинальная идея, особенно для своего бородатого времени написания. Не понравилась мне развязка, прям вот совсем не понравилась, потому что
Ключевым образом в этом рассказе поднимается тема Чуда. Что является чудом? Что будет, если кто-нибудь сможет творить чудеса? Что он начнёт делать? Имеет ли чудо какой-нибудь предел?
Действительно, рассказ-притча. Можно верить, а можно — нет. Ибо проверить это никакой возможности мы не имеем: Уэллс логически замёл все следы:) Советую данный рассказ всем любителям классической научной фантастики и людям, которым интересны рассуждения на тему чудес.
lumara, 16 апреля 2012 г.
Забавное произведение.
Особенно радует обращение автора к читателю, как будто оба сидят перед камином и пьют чай. А автор при этом рассказывает забавную историю, с альтернативным концом. Мол, на самом деле мы все умерли, быстрой насильственной смертью. Но вы, мой друг, не обрщайте на это внимания. Давайте лучше вместе помучаемся совестью по поводу судьбы несчастно о о полисмена.
Блофельд, 14 августа 2013 г.
Мне кажется довольно странным, что мистер Фодерингей всю жизнь был простым смертным и вдруг обнаружил у себя способность творить чудеса. Если он изначально имел эту способность, почему она не проявилась раньше? А если эта способность не была заложена в нём изначально, откуда она у него взялась?
Anonim.one, 17 февраля 2012 г.
Сразу же вспоминается «Брюс Всемогущий» и ему подобные фильмы про исполнение желаний. Но Уэллс был первым, как и во многих областях фантастики, которые он наметил.
elfy, 9 декабря 2007 г.
Чудо, по определению Уэллса, это нечто не совместимое с законами природы и произведенное усилием воли. Имея такой дар, любой человек — посредственность или гений — нарушает логику мироздания, что весьма наглядно показал автор.
ozor, 2 марта 2009 г.
Богу — богово, человеку — человеково! Мудрое произведение, предостерегающее от необдуманных действий с непредсказуемыми последствиями.
belial, 20 февраля 2009 г.
мог бы умно и во благо распорядиться своим даром,если бы слушал поменьше советов. ярко показан священник-духовное лицо,но все желания о власти!
Nonconformist, 17 июля 2007 г.
Почему-то, обладая таким даром никогда нельзя обратить его только лишь во благо. Дело должно обязательно закончиться Апокалипсисом...