Герберт Уэллс «Бог Динамо»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Религиозное (Язычество ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о том как негр-истопник, находясь далеко от своих богов, стал поклоняться динамо и даже приносить ей жертвы.
В 1905 году этот рассказ был напечатан в газете «Приазовский край» №180 (29 июля)
Входит в:
— сборник «Похищенная бацилла и другие рассказы», 1895 г.
— сборник «Thirty Strange Stories», 1897 г.
— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.
— сборник «The Door in the Wall and Other Stories», 1911 г.
— журнал «Der Orchideengarten. Phantastische Blätter. II. Jahrgang. Heft 23.», 1920 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
— антологию «Science Fiction Jubiläums Band: 25 Jahre Heyne Science Fiction & Fantasy, 1960-1985», 1985 г.
— журнал «Супер Триллер №4 (151)», 2008 г.
Периодика:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 23 февраля 2021 г.
Вот уж воистину, «Бог из машины»... А вообще прекрасная и вечно актуальная тема непонимания технологий и их грубого, нелепого восприятия. Негр здесь поставлен Главным Героем лишь для контраста, нет здесь никакого «мракобесья по праву рождения», как раз-таки акцентируется внимание, что Азума-Зи прибыл из мест далёких, невежественно-языческих и хоть какого-то образования получить ему было неоткуда.
Суть же истории в том, что необразованный человек, неспособный понять суть машины, неправильной «эксплуатацией» неизбежно приведёт всё к катастрофе.
P.S. Да простят мне такую вольную аналогию, но поймал себя на мысли, что при минимальных изменениях эта история на удивление складно и атмосферно встроилась бы в рамки вселенной Warhammera 40000, с его высокими технологиями соседствующими с мракобесьем, обожествлениями, демонами и фанатизмом.
sergu, 28 мая 2018 г.
Не всё то золото, что блестит. И не всё фантастика, что написано Уэллсом. Этот рассказ – именно не фантастика, но с позиций современности – не что иное, как фантастическое заблуждение писателя.
Уэллс рационалист до мозга костей и типичный сын своего времени. Времени господства материализма в науке и её противостояния «дикарству» духовному. Принцип этот самым прямым образом воплощён в данном рассказе. По Уэллсу, дикарь — он и не в Африке дикарь. И индустриальная цивилизация для него – мир духов, а технические совершенства – предмет почитания и фетишизации. Предмет обожествления, ибо, как учило тогдашнее «бремя белого человека», раз чернокожий – значит, дикарь, недочеловек, раб предрассудков и жертва суеверий. В прямом и переносном смыслах (конец рассказа недвусмысленно акцентирует на прямом).
Конечно, Уэллс – талант, который, как кашу маслом, не испортишь, — мастерски воплотил всё на бумаге, но вот позиция его в отношении «мракобесья» по праву рождения мне абсолютно не нравится. Хотя, как уже говорил, он дитя своего века. Какой век – такие дети.
martinthegod9, 26 октября 2015 г.
Изначально, в качестве минутки черного юмора, хочу рассказать коротенький анекдот, который действительно мог произойти: Студента РУДНа отчислили за то, что когда к нему подселили в комнату негра, тот ему представился как «Хозяин», а негр так и ходил по общаге, спокойно всем отвечая «Нет, это утюг Хозяина, спрашивай у него» или «Не знаю, я жду, когда Хозяин придёт». Грубо и чёрно, но смешно ведь:)
Рассказ о том, как рабочий негр, далёкий от научно-технического прогресса, оказывается доставленным в Лондон, и боязливо, суеверно знакомится с чудесами цивилизации. Работал он помощником главного механика, не самого доброго начальника, и обслуживал динамо-машины. Одна из трёх, самая большая, динамо-машина произвела на чужестранца неизгладимое впечатление: она мерно гудела, била злого начальника током, меняла тональность, была живой и обладала, как видится, колоссальной силой.
История одного суеверия. Насколько опасным может быть само по себе незнание — ставит вопрос Уэллс. Представления негра о божественном, о голоде этого божества, которое нужно утолять кровью, заставляют чувствовать себя немного неловко. И хотя, с одной стороны, история напоминает другой рассказ автора «Джимми — пучеглазый бог», с другой же стороны, рассказ напоминает «Мясорубку» Стивена Кинга. Полагаю, добрый старина Уэллс — не будучи обычно столь кровожадным — хотел наглядно показать страшную силу невежества.
Mercyful Fate, 24 января 2011 г.
Отличный рассказ в духе старого-доброго Уэллса. Идея deux ex machina, бога из машины, раскрыта довольно оригинальным образом.
Я думаю, автор хотел показать, насколько опасен может быть тот пресловутый deux ex machina, ведь Уэллс сам жил в эпоху, когда индустриальное общество с готовностью создавало для себя именно таких богов. Но, в таком случае получается, что Холройд сам немногим отличался от своего убийцы, не так ли?
Alex Fear, 12 мая 2013 г.
Отличный рассказ. Странная такая смесь из сатиры и хоррора, затягивающая и заставляющая задуматься.
Всё неведомое, говорит нам автор, притягивает, заставляет поверить в невозможное, переворачивает наше мышление. Все мы становимся жертвами новых технологий, друзья мои, а это может стать чем-то воистину страшным.
System_Papa, 24 января 2007 г.
Странна мысля человеческая, странна! Это какая же сила — процесс поклонения, ощущения чужой воли и не надо думать, за тебя решают.И даже жертвоприношение мы подсказываем себе сами, для этого нужно лишь увидеть то что для других «скрыто»... Во так вот ...:mafia:
kar-AU-kla, 17 марта 2006 г.
Что ж, поклоняются не идолу, но духу, воплощённому в нём. :smile:
По-своему неплохой рассказ, в нём есть несколько интересных идей, которые в более позднее время у других фантастов получили серьёзное развитие.