Айзек Азимов «Хоровод»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Меркурий )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В 2015 году на Меркурий прибыли Донован, Пауэлл и Робот СПД-13 для расконсервации станции на рудниках. Для починки солнечной батареи люди послали робота на ближайшее селеновое озеро. Но робот не возвращался пять часов и товарищей охватило беспокойство. Уловив коротковолновый сигнал от СПД-13, они узнали, что робот по непонятной причине бешено бегает вокруг озера.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— журнал «Astounding Science-Fiction, March 1942», 1942 г.
— сборник «Я, робот», 1950 г.
— антологию «The Coming of the Robots», 1963 г.
— антологию «Чёрный столб», 1963 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.
— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.
— антологию «As Tomorrow Becomes Today», 1974 г.
— сборник «Совершенный робот», 1982 г.
— антологию «Hallucination Orbit: Psychology In Science Fiction», 1983 г.
— антологию «Machines That Think», 1984 г.
— журнал «Robur 8», 1985 г.
— сборник «Мечты роботов», 1990 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Рассказ |
- /языки:
- русский (24), английский (17), немецкий (2), испанский (2), французский (1), португальский (1), итальянский (1), украинский (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (46), периодика (2), аудиокниги (3)
- /перевод:
- П. Биллон (1), П. Вамоши (1), Т. Вылчев (1), Д. Грицюк (1), А. Иорданский (20), С. Негрини (1), М. Перссон (1), Э. Сабате (2), Д. Скворцов (1), О. Шраг (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 31 декабря 2024 г.
Увы, Азимов был химиком, а не инженером.
Отсюда и совершенно неправдоподобное развитие событий.
(о конструкции самих роботов просто умолчим :)
Неправдоподобное и для 1942 года (даже подбитый многотонный гусеничный танк можно отбуксировать в ремонтную мастерскую, для этого в его конструкцию специально закладывается такая возможность)
И в любой достаточно сложной машине всегда есть кнопка аварийного отключения (зачастую она выглядит как большая красная кнопка — точнее это круглая красная блямба диаметром сантиметров в 5 :), расположенная на самом видном и удобном для быстрого нажатия месте.
В случае подвижного и быстрого робота — аварийное отключение должно осуществляться дистанционно (и дублироваться, а как же иначе :)
После чего другие роботы, попроще — просто отбуксировали бы СПД-13 на место постоянной дислокации.
(то, что Меркурий таки вращается вокруг своей оси — выяснилось намного позже, и использование автором термина «солнечная сторона» (т.е. та сторона Меркурия, которая всегда обращена к Солнцу) в данном случае вполне извинительно).
Так что воспринимать сюжет этого рассказа всерьез не стоит, точно так же, как и знаменитые «Три закона робототехники» (учитывая число взаимоисключающих возможных вариантов, даже позитронные мозги вскипели б в любой мало-мальской сложной ситуации (типа «проблемы вагонетки») — и это, к слову, было прекрасно обыграно в фильме «Отроки во вселенной» :)
artem-sailer, 17 декабря 2021 г.
В этом рассказе Айзек Азимов не только впервые сформулировал знаменитые Три Закона Роботехники, но и на примере удачно созданной ситуации объяснил их действие, разложил, так сказать, по полочкам. Для этого автор вводит ещё одну, на мой взгляд — очень удачную, такую наукоёмкую, сущность — разность позитронных потенциалов. Это когда вес вышестоящего Закона, потенциал которого задан не очень высоко, уравновешивается весом Закона нижестоящего, однако имеющего достаточно высокий потенциал. Как математическое уравнение с разными по величине множителями.
А вообще, бытует мнение, что Три Закона Азимова на самом деле отражают не машинную логику, а правила человеческой этики, что писал автор вовсе не о роботах, а о людях, а роботы введены в повествование для абстрагирования, в качестве умозрительной модели мысленного эксперимента. И этот рассказ очень ярко отражает особенности человеческого мышления: какое-либо действие, поступок человека несёт не только практическую ценность самого действия. Зачастую вес действию, поступку придаёт то психологическое, этическое или эстетическое значение, которое в него вкладывалось.
Небрежно брошенное слово (всего лишь слово!!!) монарха лет двести назад могло повлечь за собой кровопролитную войну с гигантскими людскими жертвами. Жалкий, невзрачный эдельвейс с вершины опасной горы толкает человека на безрассудные и неоправданные по риску поступки — и всё это ради удовлетворения каприза глупой дамы.
Разность потенциалов. Даже ничтожная величина при умножении на достаточно большое число может в итоге стать миллиардом.
zotovvg75, 19 мая 2021 г.
Азимов не просто сформулировал знаменитые три закона робототехники, но и мастерски обыгрывает их в своих рассказах. Здесь героям удалось сделать правильный ход в хитрых логических переплетениях трех законов и избавиться от смертельной опасности. Даже самый совершенный механизм уступает силе творческой мысли и интеллекта человека, способного выйти за рамки жесткой логической связи. А уж когда второй и третий закон робототехники вступают в неразрешимое противоречие, мы получаем.....пьяного робота. Просто великолепная сюжетная находка Азимова! Самое главное здесь все логично. Как у человека в нетрезвом состоянии происходит нарушение установившихся норм психики, так и у Спиди случилась несостыковка различных частей заложенной программы.
Минимум отпущенного времени для решения проблемы в смертельных для человека условиях Меркурия делает рассказ очень динамичным. Радует сплоченность и находчивость двух космонавтов. В итоге человеческий разум преодолевает преграды и все заканчивается американским «хэппи эндом» на радость читателю.
astoun, 21 июля 2019 г.
Сама идея заслуживает всяческого одобрения. Однако этот рассказ — наглядный пример того, как автор идет к своей цели напролом, ничуть не заботясь о правдоподобии придумываемых ходов.
Судите сами. Для чего делают роботов? Чтобы заменить хозяев там, где те не могут справиться или элементарно выжить. На Меркурии люди не могут выжить более получаса даже в скафандрах, однако разработчики зачем-то делают роботов, которые способны действовать лишь с человеком на плечах. Таким образом, люди превращаются в камикадзе.
Но даже это не имеет смысла, ибо движутся данные роботы с черепашьей скоростью. А дальше что? Через полчаса хозяин помрет от жары, а робот, не получая от него приказов, ничего не будет делать, так и останется стоять бессмысленной глыбой.
Это ж каким надо быть идиотом, чтобы сконструировать подобное «чудо техники»? Правда, в рассказе приводится разъяснение, но оно совершенно смехотворное: мол, это сделано для демонстрации, что робот безопасен...
И еще один момент.
Под станцией зачем-то выкопали как минимум 13 тоннелей высотой аж по 3,5 метра. Они имели бы смысл, если бы вели к каким-то объектам, куда можно пройти, спасаясь от меркурианского солнца. Однако этот титанический труд проделан впустую, ибо тоннели никуда не ведут: выходят на голую поверхность, где ничего нет, так что единственная перспектива людей — окочуриться под этим самым солнцем.
Стронций 88, 3 декабря 2020 г.
После «Робби», как после лирического начала, сборник принялся за дело, являя тот род старой доброй фантастики, за который я и люблю её – симпатичная яркая история со сложными проблемами и их логическими решениями. Надо сказать, автору отлично удалась пара героев. Пауэлл и Донован – ребята, которые всё оживляют. Такая парочка в хорошем смысле «умников», смелых, находчивых, с хорошим чувством юмора и не гнушающихся иронии друг над другом и даже над сложившейся нешуточной ситуацией. А ситуация тут критическая – попахивает мучительной смертью, и довольно скорой, так что им приходится шевелить мозгами очень быстро и оперативно искать способы спастись. Читая в первый раз, в раннем юношестве, на героев в плане их эрудиции и находчивости хотелось быть похожим – и вполне заслужено.
Ситуация конечно же связанна с роботом, который странным образом вышел из строя (и героям в этом тоже придется разобраться) – единственном на меркурианской станции (ещё один плюс в прекрасном описании самого Меркурия, с подчёркиванием его особенностей), единственном кто может добыть селенит для солнечных батарей, оберегающих на станции жизнь – иначе быть поджаренными. И всё, как водится, рано или поздно упирается в Три Закона робототехники (а они столь хороши, что я не удивлюсь, если когда-нибудь, когда подобные думающие роботы появятся, они будут действовать по придуманным Азимовым законам), так что рассказ отлично сморится в начале историй о роботах – тут эти основополагающие для всего цикла законы показаны очень наглядно.
Прекрасный рассказ и в составе цикла, и как отдельная самостоятельная единица.
amak2508, 9 мая 2020 г.
Весь цикл превосходен и этот рассказ не исключение. Старая добрая настоящая научная фантастика с чужими планетами, смертельными опасностями, проблемами, которые необходимо решать «на ходу» и блестящим выходом, найденным из, казалось бы, безвыходной ситуации. И всё это не более, чем на двадцати страницах — никакой воды, абсолютно ничего ненужного.
ЭТО читать действительно и интересно, и приятно. Тем более, что Айзек Азимов, как истинно уважающий себя писатель, старается не допускать в своих произведениях никаких неправдоподобий или нелепостей — всё как в жизни, всему безоговорочно веришь.
Хотя, конечно, читатель вправе задать один небольшой вопрос: что это за растяпы-программисты писали программы для робота Спиди, как они могли не предусмотреть в этих самых программах выхода из той патовой ситуации, в которой тот оказался? Бесспорно, в программах могут быть дырки, но не такие же явные, как эта ситуация. Оправдывает их (и автора тоже), только одно — этот рассказ писался в далёком 1942 году, когда не только о надёжности программного обеспечения, но и о самих программах люди имели весьма смутное представление :).
IvanG, 18 января 2021 г.
В Хороводе впервые (если судить по годам написания рассказов о роботах) появляются Грегори Пауэлл и Майкл Донован. В настоящем и ряде будущих рассказов автор будет помещать этих двух героев в опасные ситуации, ставить перед ними разнообразные логические задачи, и постепенно раскрывать нам законы робототехники и их особенности, противоречия, возникающие из-за этих законов, и последствия разрешения таких противоречий.
И вот перед нами одно из противоречий. На кону стоят жизни людей. Ситуация, в которой они оказались, сначала выглядит какой-то дурацкой и нереалистичной. Как она вообще могла возникнуть с такой совершенной моделью робота? Нельзя было подумать о безопасности людей до полета? Но в конце все встает на свои места, и доверие к рассказу повышается.
Сильная (и центральная) часть истории — логические рассуждения, которые приводят героев к правильным выводам.
И хотя рассказ достойный, на мой взгляд, он самый слабый в серии про Пауэлла и Донована.
valtim, 7 мая 2019 г.
Донован и Пауэлл — любимая парочка из литературы. Умные, находчивые, смелые и забавные, они при этом остаются профессионалами своего дела. Каждый рассказ с их участием читается взапой. Как будто сам становишься пассивным участником всех незаурядных событий, что происходят с этими персонажами. При всей простоте написания рассказа, Азимову удается добавить достаточное количество научной лексики, которую лично мне, профану в теме, нравится читать чрезвычайно.
sanchezzzz, 28 августа 2011 г.
Интересный рассказ, с огоньком, с градусом. Есть весьма недвусмысленная проблема, граничащая с потенциальной трагедией, и есть два человеческих мозга для определения способа её решения. И пусть ни на секунду не сомневаешься в том, что человек снова окажется выше обстоятельств, но все равно рассказ читается на одном дыхании. Конечно, по своему обыкновению Азимов щедро снабдил его теми зёрнами науки, которые и превращают фантазии автора собственно в то, что мы называем «научной фантастикой». При этом его идеи и предположения по поводу условий на Меркурии не смотрятся чем-то инородным, нелепым или бездоказательным. Но уж так пишет Азимов, что в его невероятные истории веришь, а этот фактор для фантастической истории один из основополагающих, — верить.
Камень преткновения истории – столкновение Второго и Третьего Законов Роботехники. Внезапно обрушившееся на героев противоречие между ними, конечно, само по себе уже даёт ответ на вопрос «ну, и как будем выкручиваться?», а именно: ищи ответ в Первом Законе, раз в данном случае те два не работают. Но, несмотря на эту предсказуемость и очевидность, рассказ не теряет своего шарма. А привлекательность его ещё и в том, что прекрасно, но как просто (!) описано, как два человека осваивают чужую планету, борются с трудностями, и побеждают. И самое главное, что такие понятия, как «дружба» и «самопожертвование» (которое, к счастью, не понадобилось) для них не пустой звук.
A.Ch, 29 июня 2015 г.
Под жарким Солнцем на Меркурии, где у людей возникает желание уйти в тень, а сумасшествие захватывает позитронный мозг робота, Спиди, попав в безвыходную ситуацию, кружился в странном хороводе. История борьбы трёх законов робототехники, в которой до конца неизвестно какой из них победит.
Показан правильный метод опытного хороводовода в подтверждение мысли о невозможности машины решать сложные парадоксы без человека.
Какой же вывод? Всегда и везде необходимо составлять чёткие инструкции и приказы и следовать им ради безопасности.
Alex Kolz, 6 ноября 2012 г.
Робот, сошедший с ума, робот, запутавшийся в той этике, которую создали для него люди. Интересно, что именно человеческая жизнь, первый закон, помогла роботу распутать клубок противоречий. Этические проблемы и для человека-то сложны, а тут робот. Но для робота человеческая жизнь превыше всего, а вот для человека…
Очаровательный рассказ. Он и немного легкий, комичный, энергично развивающийся. Но как хорошо Азимов добавил драматизма, такого напряжения в конце.
тессилуч, 1 января 2014 г.
Первый рассказ А Азимова о роботах, который я прочитал. Тогда мне ничего не было известно о трех законах робототехники, но рассказ мне очень понравился и я начал искать продолжения цикла о производстве и испытаниях роботов. Данный рассказ достаточно занимателен и ироничен. Не знаешь чего ещё ждать от аномалий позитронного мозга. Отличный рассказ для любого возраста.
drogozin, 19 мая 2009 г.
Рассказ про пьяного робота Спиди, который бегает вокруг озера и поёт детские песенки, написан в излюбленной манере Азимова – в стиле миниквеста. Блестящий парадокс, интеллектуальный поиск и изящное решение. Это у Азимова получается лучше всего. За это его и любят (особенно такие как я поклонники Теории Решения Изобретательских Задач).
Здесь в противоречие между собой вступают, конечно, законы роботехники, казалось бы простые и правильные, а решение совсем не очевидно. К слову, «Хоровод» ещё ценен тем, что здесь 3 закона впервые полностью формулируются.
Отдельно хотелось бы сказать про моих любимых героев Пауэлла и Донована. Древне-греческая культура в эпоху полисов, становясь всё более универсальной, сформировала образ находчивого Одиссея, который выкрутится из любой беды, полагаясь когда на разум, а когда на кулаки. Для меня такими героями навсегда останутся Пауэлл и Донован, которые и через 60 лет доказывают, что безвыходных ситуаций не существует.
Итог: Блестящий рассказ родом из золотого века американской SF, который можно считать эталонным образцом всей прозы Айзека Азимова.
Skrag, 1 августа 2012 г.
Ранний Азимов только начинает искать свой стиль написания, и прежде чем заняться серьезными дилеммами роботов, показывает действие основных законов робототехники, так сказать, более наглядно. В данном случае иллюстрируется первый закон.
Kedens, 10 апреля 2011 г.
Я занимаюсь сборкой DVD в свободное время и при нажатии в меню какой-нибудь кнопки, присваивается переменная и коэффициент и далее, по её значению, плеер определит — в какое из меню ему идти...
Это как эпиграф. Так вот если где-то напутать с переменными — то меню будет прыгать и не давать нажать на кнопку. Стоит где-то сделать «ответвление» (если это равно такому-то, то в это меню, если — нет, то присваивается другая переменная и меню запускается заново) и всё будет логично. Этот рассказ мне безумно напомнил мою работу по ремастерингу. Согласен в принципе со всеми, написавшими ниже. Прочитав несколько рассказов моего любимого Саймака и затем два рассказа из цикла «Я, робот» — я мгновенно понял различие между «мягкой» фантастикой и «твёрдой». Раньше мне это было трудно понять, как бы не объясняли. Даже если не считать правдой различные термины, то здесь, на их опираясь, Азимов строит собственное повествование с безупречной логикой. В отличие от Саймака, у которого уже изначально присутствуют какие-то фантастические явления.... Присутствуют, да и пусть и читателя он объяснениями не нагружает. Ни в «минус» ни тому, ни другому. Просто упомянул, что из «мягкой» и «твердой» фантастики у меня на первом месте — соответственно — Саймак и Азимов.
Цикл «Я, робот» читаю в том порядке, который описан на данном сайте. На руках — книжка «Я, робот» из черной серии «Золотой фонд мировой фантастики». Всё хорошо, но там от силы шестая часть относится к этому циклу. Остальное же — просто рассказы и романы, никак не относящиеся к «Робото»-циклу. И что очень удивило — произведения в книге расположены по длине, а не по «хронологии» или хотя бы чему-то логичному. А в целом издание-то неплохое.