Эдгар Аллан По «Беседа между Моносом и Уной»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Разговор двух влюблённых, состоявшийся... после их смерти.
Входит в:
— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.
— сборник «Рассказы», 1845 г.
— сборник «Tales of Mystery and Imagination», 1908 г.
— антологию «Kruk. Wybór poezyi», 1910 г.
- /языки:
- русский (44), английский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (46)
- /перевод:
- К. Бальмонт (7), Б. Бопре (1), В. Рогов (29), М. Энгельгардт (6)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Orm Irian, 1 ноября 2013 г.
1841 год – время все большего возрастания накала страстей, связанного с пророчеством Виллиама Миллера (отца-основателя христианского течения под названием адвентисты седьмого дня) о близком конце света, который должен был состояться в 1843 году. По воспользовался интересом публики к теме, написав два произведения, и этот диалог – одно из них.
«Беседу между Моносом и Уной» можно условно разделить на две части. Первая – это философская трактовка причин гибели рода человеческого. Она отображает взгляды, набиравшие популярности с течением времени на протяжении всего 19 века, чтобы в его конце перейти в самый откровенный пессимизм и декаданс и дойти до апофеоза в знаменитом Шпенглеровском «Закате Европы» и взрыве Первой мировой. Взгляды, описанные в рассказе, в целом перекликаются с идеями, изложенными Шпенглером, хотя последний говорил только о Европе, а не о человечестве в целом. Шпенглер в каждой мировой культуре выделяет живой период собственно культуры, одухотворенной и творческой, и мертвой цивилизации, черствой и прагматической, постулируя начало этой фазы для западноевропейской культуры. По более чем на полвека раньше высказывает мнение, что такой переход и станет причиной нашего конца. Хотя он был не одинок в таком взгляде на вещи, индустриальная революция много кого привела к таким мыслям… Считал он так на самом деле, или просто воспользовался модой – это мы уже вряд ли узнаем.
(Кстати говоря, в конец света он наверняка не верил, ибо даже в рассказе вскользь упоминается, что дескать мы ошиблись в наших расчетах на сто лет. И таки да, если учесть, что через сто лет была Вторая мировая…)
Вторая часть лично мне показалась более интересной. Это излюбленная тема автора – переход из жизни в смерть. Но на этот раз без ужасов. Я никогда не думала, что для смерти можно придумать настолько красивое описание. Вся вторая часть диалога – это сплошное эстетическое удовольствие, плюс очень интересные и нестандартные идеи, связанные с загадкой связи между душой и телом. И хотя в этом всем есть некоторая отсылка к библейским идеям – в частности, к идее воскрешения мертвых в конце – но на самом деле с христианской доктриной этот рассказ имеет очень мало общего.
Не самое сильное произведение По, но однозначно стоит прочтения.
KatrinBelous, 3 марта 2016 г.
«Протекли многие десятилетия. Прах вернулся к праху.»
Две души, связанных при жизни Любовью, и нашедших друг друга снова после смерти, ведут разговор. Они беседуют о смерти, о том что происходит с душой, когда тело умирает, а потом и вовсе превращается в прах.
Беседа подводит их и к теме экологической катастрофы, которая уже в те времена волновала умы не безразличных людей.
«Великое «развитие» — так лицемерно его называли — шло своим чередом: на деле же оно было ничем иным, как смутой, тлетворной и физически, и духовно.»
«Человек не мог не признавать величие Природы и оттого впал в ребяческий восторг от достигнутой и всевозрастающей власти над ее проявлениями.»
Идеальным саундтреком и иллюстрацией к этим словам будет песня «Earth Song» Майкла Джексона. Люди сами разрушают природу, разучившись ее слышать, и сами станут причиной своей гибели. И сколько бы не было таких людей как, например, Эдгар Аллан По или Майкл Джексон, обращающих внимание человечества на проблемы экологии, подавляющая «масса» так и будет жить как всегда, надеясь на авось.
Печально все это и печальные мысли навевает этот рассказ, но может хоть кого-то заставит задуматься не только о своем будущем, но и о будущем своих потомков. Ведь как раз им это авось и аукнется.
Ruddy, 13 февраля 2007 г.
Какой восторг слышен в строчках, рассказывающих о небывалом процессе умирания! Надо бы горевать, стенать и мучиться, но нет — Монос восторгается моментами, когда его тело превращается в прах, а его душа начинает свой собственный путь во славу Вечности. Потрясающе и очень красиво...