Вильям В. Джекобс «Обезьянья лапка»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сержант Моррис вернулся в Англию после долгой службы в Индии. С собой он привёз усохшую обезьянью лапку, которая может выполнить три желания владельца. Самому Моррису эти три желания счастья не принесли. Но его друг Уайт, несмотря на это, выпросил у сержанта лапку.
1905 — Рука обезьяны — ж. «Вестник моды», № 24, стр. 409-410; 412, 417, 420, 425. Перевод Е. Ильиной.
1988 — Обезьянья лапка: Рассказ / Пер. В.Харитонова; Предисл. ред.; Рис. Н.Бальжак // Газета «Литературная Россия», 1988, № 32 (1332) (12/08). – С. 22-23.
2005 – В. Джекобс. Мавпяча лапка: неймовірне оповідання – ж. «Всесвіт», Киев, № 3/4 – с. 186-192, перевод Микола Ковальчук (укр.).
2014 – Уильям Уаймарк Джейкобс. Обезьянья лапка – сб. «Большое собрание мистических историй в одном томе», М.: Эксмо (Полное собрание сочинений), ISBN 978-5-699-76471-6, т/о, 2 000 экз., 928 с. – с. 561-571, перевод В. Харитонова.
Published in Harper’s Monthly Magazine, Vol. 105, Sep 1902, pp 634-639
The Argosy (UK) Feb 1931
Omnibook Magazine Aug 1944
Nero Wolfe Mystery Magazine Mar 1954
John Creasey Mystery Magazine Oct 1957
John Creasey Mystery Magazine (Australia) Feb 1958
Shock—The Magazine of Terrifying Tales May 1960
Startling Mystery Stories Spr 1970
Alfred Hitchcock’s Anthology #14 1983
Входит в:
— сборник «Женщина на барже», 1902 г.
— антологию «Рассказы», 1903 г.
— журнал «Мир приключений 1910`2», 1910 г.
— антологию «The Omnibus of Crime», 1929 г.
— антологию «They Walk Again: an Anthology of Ghost Stories», 1931 г.
— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.
— антологию «Antología de la literatura fantástica», 1940 г.
— антологию «Famous Ghost Stories», 1944 г.
— антологию «Twenty-Two Strange Stories», 1946 г.
— антологию «The Week-End Book of Ghost Stories», 1953 г.
— журнал «Nero Wolfe Mystery Magazine, March 1954 (Vol. 1, #2)», 1954 г.
— антологию «怪奇小説傑作集», 1957 г.
— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.
— антологию «The Haunted Looking Glass: Ghost Stories», 1959 г.
— антологию «Антология фантастической литературы», 1965 г.
— антологию «The Seventh Pan Book of Horror Stories», 1966 г.
— журнал «Startling Mystery Stories, Spring 1970», 1970 г.
— антологию «Thirteen Tales of Terror», 1971 г.
— антологию «Uncanny Tales 3», 1975 г.
— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.
— антологию «Thirteen Famous Ghost Stories», 1977 г.
— антологию «Haunting Ghost Stories», 1980 г.
— антологию «The Dracula Book of Great Horror Stories», 1981 г.
— антологию «The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories», 1982 г.
— антологию «Black Water: The Anthology of Fantastic Literature», 1984 г.
— антологию «Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories», 1984 г.
— антологию «The Mystery Hall of Fame», 1984 г.
— антологию «Magical Wishes», 1986 г.
— антологию «The Oxford Book of English Ghost Stories», 1986 г.
— антологию «Great Ghost Stories in Large Print», 1988 г.
— журнал «Литературная Россия № 32 1988», 1988 г.
— антологию «Дом англичанина», 1989 г.
— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.
— антологию «Странные и ужасные истории», 1991 г.
— антологию «Das dritte Buch des Horrors», 1992 г.
— антологию «Great Ghost Stories», 1992 г.
— антологию «Фата-Моргана 5», 1992 г.
— антологию «Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.
— антологию «Tales of Horror and Mystery», 1993 г.
— антологию «The Television Late Night Horror Omnibus», 1993 г.
— журнал «Вокруг света 1993'11», 1993 г.
— журнал «Оберіг, 1993`1», 1993 г.
— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.
— антологию «Шедевры английского готического рассказа», 1994 г.
— журнал «Worlds of Fantasy & Horror, Spring 1995», 1995 г.
— сборник «The Monkey's Paw & Other Tales of Mystery & the Macabre», 1997 г.
— антологию «The 13 Best Horror Stories of All Time», 2002 г.
— журнал «Ступени Оракула №9, 2002», 2002 г.
— антологию «The Best Ghost Stories Ever», 2003 г.
— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
— журнал «Супер Триллер №36 (123)», 2006 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— антологию «Ghost Stories», 2008 г.
— антологию «Great Horror Stories: Stoker, Poe, Lovecraft and Others», 2008 г.
— антологию «The Screaming Skull and Other Classic Horror Stories», 2010 г.
— антологию «Classic Tales of the Macabre», 2011 г.
— антологию «Demons: Encounters with the Devil and His Minions, Fallen Angels, and the Possessed», 2011 г.
— антологию «Зарубежные дела», 2011 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.
— антологию «The Big Book of Ghost Stories», 2012 г.
— антологию «Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй», 2014 г.
— антологию «Жених-призрак. Собрание мистических историй», 2015 г.
— антологию «The Moons At Your Door», 2016 г.
— антологию «Классические Тёмные аллеи. Выпуск 1», 2017 г.
— антологию «Spectral Tales: Classic Ghost Stories», 2019 г.
— антологию «Вампир», 2020 г.
— антологию «Вампир. Зарубежная классика хоррора», 2020 г.
— антологию «Мистика. Большое собрание историй: переводы», 2022 г.
— антологию «Мистические истории: Дом с привидениями», 2022 г.
— антологию «Торжество тьмы. Страшные истории», 2023 г.
— антологию «Клуб привидений», 2024 г.
— антологию «Тайное поклонение», 2024 г.
Экранизации:
— «Обезьянья лапа» / «The Monkey's Paw» 2013, США, реж. Бретт Симмонс
- /языки:
- русский (36), английский (51), немецкий (1), испанский (2), французский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (80), периодика (9), самиздат (1), аудиокниги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- Э. Бекетов (1), А. Боргардт (1), С. Голунов (2), Ю.В. Емельянов (1), Е. Лысенко (4), В. Магская (1), Л. Маевская (1), Ж. Папи (1), М. Полторацкая (2), В. Поляков (1), В. Харитонов (14), В. Шеханин (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Old_Gonsalez, 13 сентября 2023 г.
Бойтесь своих желаний, они сбываются. Версия 1902 года. Старая как мир, сентенция, в рассказе «Обезьянья лапка» превращается в мистический хоррор, прадедушку легендарного «Кладбища домашних животных».
Iricia, 3 ноября 2022 г.
Довольно типичный уже к этому моменту сюжет, когда герою даётся возможность загадать желание или получить что-то, но не оговариваются последствия или способы, с помощью которых это осуществится — и как правило исполняются эти самые желания весьма извращенным, пагубным для владельца лапки способом. Не знаю, как это было на момент написания рассказа.
В общем, главный герой получает в руки «обезьянью лапку», которая якобы может исполнять желания. Он на пробу загадывает деньги — и действительно получает их: в качестве компенсации за трагическую смерть сына от несчастного случая. Обезумевшая от горя жена требует загадать, чтобы сын вернулся, и старик сначала поддается уговорам, но в конце концов передумывает. Но, увы, немного более поздно — по крайней мере, для его жены.
Мне признаться нравится тот момент рассказа, когда главный герой загадывает второе желание, когда и персонаж, и читатель как бы остаются в подвешенном состоянии: мол, а как и в каком виде вернется погибший сын?
И мне почему-то понравилась эта семейка, парочка супругов — старик со старухой и их сын.
В рассказе также понравилось отчаяние старушки-матери и то, как оно контрастирует с состоянием мужа. Честно говоря, его жена в какой-то степени пугала меня почти настолько же, насколько «вернувшийся» с того света сын, потому что казалось, что она в своём желании вернуть потерянного ребенка готова погубить и себя, и мужа — просто потому что не способна соображать здраво.
Вообще в принципе я со многими отзывами ниже согласна: рассказ местами нелогичный, довольно предсказуемый, но мне он всё-таки чем-то приглянулся.
Darth_Veter, 7 ноября 2021 г.
Удивительно, что на такой маленький рассказик написано так много отзывов! Тем более, что по сюжету он не слишком выделяется в ряду себе подобных. Это типичная мистика, основанная на поклонениях первобытным культам. В данном случае речь идет о индуистском талисманном культе. Некий британский вояка привез из Индии сувенир — сушеную обезьянью лапку. Якобы, сей талисман может выполнить три желания для трех разных людей. Свои желания он уже выполнил, осталось еще три... Страсти нагнетают именно эти три нереализованных желания. Особенность лапки в том, что она исполняет загаданное весьма своеобразно, как и большинство волшебных вещей. Наверно, в этом есть философский смысл: ничто хорошее не дается даром, без особого старания. Своеобразная гримаса Фортуны — чтобы люди не надеялись решить все свои проблемы на халяву. Иначе жизнь потеряет свой вкус и цвет, превратившись в открытую книгу с известным финалом. А так возникает определенная неопределенность, которая и бодрит, и ужасает одновременно. Хозяин лапки это понимает, поэтому и хочет ее уничтожить. Но его знакомые еще не в курсе всех особенностей талисмана, поэтому спасают его ... и вскоре жалеют об этом. Финал предсказуем и понятен. Автор оставил его незавершенным, чтобы каждый понял: бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке.
------------
РЕЗЮМЕ: притча о настоящей ценности всех талисманов.
suniOK, 22 марта 2021 г.
Я даже не знаю. Вся мораль сего рассказа, что бесплатный сыр только в мышеловке, и что за все нужно платить, давно всем известна, и я не думаю, что в 1902 году это было каким-то новым мнением. Но к сожалению, это единственное, что может предложить нам этот рассказ. На всем протяжении рассказа мотивы и действия персонажей совершенно нелогичны, ну или просто глупы. Вот не могу я понять,
В общем, не оценил
Fess_, 4 января 2021 г.
Интересный рассказ о «бесплатных» желаниях которые в итоге обходятся очень дорого. Цена неоправданно высока, но осознаешь ты ее только получая желаемое.
hibakok, 15 июля 2020 г.
Талисманы разного рода исполняющие желания и несущие после этого негативные последствия фигурируют в современных литературных произведения и фильмах, но этот рассказ стоит у самого из истоков этого течения. Интересно показано действие подобного амулета, то что он провоцирует определенный ход событий исполняющий желание который выглядит как ряд естественных совпадений, ну и соответственно за исполнением желания следует довольно неожиданный негативный откат.
Поставил оценку 7, так как по-моему конец не слишком сильно раскрыт и там есть место для продолжения. Упрекать рассказ 1900-х годов не стоит, но все же интересно, что было бы дальше.
jolly-fellow, 12 ноября 2017 г.
Старый рассказ, ставший классическим, основанный на ещё более древней идее о том, что за всё надо платить. Этот рассказ в своё время был так популярен что стал основой для огромного количества произведений. Современные читатели, ознакомившиеся с этим сюжетом в более поздних, часто более качественных произведениях, ставят этому рассказу низкие оценки и возмущаются его примитивизмом и вторичностью. Но это несправедливо, это как возмущаться неудобством паровоза по сравнению с современными скоростными электропоездами. Однако этот рассказ, как и многие другие основанные на данном сюжете произведения страдает классическими для этого сюжета недостатками:
1. Герой или герои загадывающие первое желание всегда относятся к нему несерьёзно, всегда не обращают внимания на серьёзное обоснованное предупреждение о расплате за что потом и страдают. Это заранее настраивает воспринимать ГГ как безответственного легкомысленного человека как только распознаёшь этот тип сюжета.
2. Даже поняв что всё работает так как было обещано ГГ продолжает высказывать совершенно идиотские желания вроде «хочу получить Х денег», «замок с наложницами», «стать президентом», «отомстить соседу», «хочу чтобы наш умерший сын ожил» вместо очевидных «здоровья, счастья, долгих лет жизни» до которых легко бы додумался любой реалистичный человек.
В результате тупому герою не хочется сопереживать, а его страдания воспринимаются как вполне заслуженные.
Тринити, 8 июля 2015 г.
Этот рассказ — это литературное доказательство закона сохранения энергии, который мы все (надеюсь все?))) усвоили еще в старшей школе на уроках физики. «Ничего не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда».
Но человек, существо ненасытное, часто алчное. Ему всегда хочется получить что-либо просто так, как говорила сова из мультика о Винни Пухе — «беЗвоЗмеЗДно, то есть даром».
С шутками вроде как закончили. Потому что рассказ очень трагический. Главный герой получает от своего знакомого неожиданную магическую вещь, которая может исполнить любые три желания, стоит только вытянуть руку с этой вещью и громко произнести желание. Вот только за это свое желание придется заплатить огромную цену, цену, которая ни коим образом заранее не оглашается. А цена эта за незначительное желание оказывается чудовищной...
На мой взгляд, мораль этого рассказа такова, и я с ней полностью согласна — если хотите что-то получить, сначала отдайте. Отдайте частичку себя, своей энергии, и вам обязательно воздастся не сейчас, так когда-нибудь в будущем. Потому что с физикой не поспоришь.
Илориан, 31 июля 2014 г.
Эх, много нынче гуляет по литературным просторам сказок «О рыбаке и рыбке». Тут нам и «Адский житель» вместе со стивенсонским плагиатом «Сатанинской бутылкой», легендарный «Пикник на обочине» Стругацких, злополучная «Кожа» — ну та, что «шагренивая» и «Кнопка, кнопка» туда же. Видимо много у людей эдаких желаний. Вот и «Обезьянья лапа» — очередная вариация на тему цены желаний. Начало, признаюсь, шокирует. А дальше? А дальше никак. Страх, конец и неопределённость. Слишком много туману напустил автор в конце. Правда, книга же о страхе. А страх определённым не бывает.
Однако, я не совесем понимаю, почему большинство так упорно ожидали увидеть ожившего мертвеца, зомби какого-то. Моррис же конкретно сказал, что желания исполняются естественным путём, без мистики всякой. Так что пришли бы да сказали что-то типа того, мол, ошиблись, несчастного случая не было, задавило какого-то бомжа, а сынок всю комедию подстроил, чтобы тайком сбежать с некой местной богатенькой красавицей, а теперь незаладилось, и он вот вернулся. А старый Уайт просто испугался. Так что рассказ всё же не о сырах в мышеловках, а о страхе, о тех очах, которые велики. Именно этим сие творение и отличается от большинства аналогичных повествований на подобную тему.
Helleformer, 21 мая 2015 г.
Рассказ безнадежно устарел. Это конечно не вина автора, что его произведения однажды устаревают... А нет, а чья же еще? Многие произведения остаются непревзойденной классикой столетиями, а вот жанр «удивительных историй» слился за 2-3 десятилетия. В рассказе про исполнителя желаний ОПЯТЬ присутствует одна и та же въевшаяся деталь — персонажи не умеют просить. Каждый раз они, понимая, что соприкасаются с возможно величайшей силой, формулируют желания с непосредственностью детей-олигофренов. «Хочу, чтобы мой сын ожил»... Разорванный на части разлагающийся труп? Где ожил, в гробу? Так он оттуда даже не выберется. Неужели так сложно 5 минут посидеть над бумажкой и составить формулировку, которая не оставит возможности для нежелательных результатов? Можно конечно. Просто жанр такой. Сделай герои всё правильно — и не о чем будет писать рассказ. И вот тут мы подходим к самому главному — выходит, что жанр подобных рассказов существует только за счет нелогичного поведения персонажей. Кроме того добавлю, что в удивительных историях нет психологизма, нет проработанных характеров, нет идеологий и моралей, нет даже черт побери описаний природы. Ничего нет, только пустое действие, которое едет, никуда не сворачивая, к своей банальной предсказуемой концовке.
twentythree, 3 июня 2016 г.
Бесплатный сыр только в мышеловке или за всё надо платить.
Давным-давно, лет десять тому назад, каждый мой вечер проходил с шикарной и неподражаемой компанией, имя которой — Модель Для Сборки. Так я как раз впервые услышала «Обезьянью лапку». Если вы слушали МДС, уверена вы не забыли звуковое сопровождение рассказов, которое само по себе навевает если не страх, то как минимум тревогу. А если не сталкивались — очень советую! С тех пор рассказ периодически всплывал в моей дырявой памяти, но с каждым годом всё более тускло и я решила его перечитать.
Рассказ небольшой, но очень интересный. Маленькое «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга. Была удивлена, что рассказ написан аж в 1902 году. Более ста лет назад, наверное, и читать тогда было в сто раз страшнее, чем сейчас. Кстати, есть и экранизация, которую я не смотрела и смотреть не собираюсь, чтобы не испортить своё впечатление от замечательного рассказа.
cianid, 5 июля 2010 г.
Странно, что я год назад не нашёл на ФЛ этого рассказа, а ведь он дорогого стоит.
Я помню, как будучи подростком покрывался то липким потом, то гусиной кожей. Мы жили на первом этаже и было отлично слышно, как за дверь подъезда ведут войну пурга и пружина — после каждого хлопка мне представлялось нечто неясных очертаний, черное, лохматое, молчаливое, стоящее на пороге подъезда, овеваемое мириадами снежных хлопьев. ОНО пришло ко мне.
Конечно, это мало перекликается с сюжетом, но в том-то и секрет впечатления от подобных произведений — независимо от изложенного ты всегда можешь представить, как твой личный Бугимен тебя алчет.
Потрясающая работа малоизвестного автора. Ставлю её в один ряд с работой Роберта Блоха «Енох».
malcolmina, 16 апреля 2015 г.
В ликбезах по написанию ужасов этот рассказ стоит в списке рекомендаций. Понятно, почему — всё это несёт сразу несколько смыслов. Неизвестно, что именно старик пожелал в конце, и что-то подсказывает, что он сделал только хуже.
Но по поводу «Здесь был Кинг» — Кинг в тысяча девятьсот втором ещё вроде бы не родился. :)
Convoyer, 11 апреля 2016 г.
Может в 1902 году это и было чем-то новым, страшным и шокирующим, но сегодня это из тех рассказов, концовка которых очевидна прямо в начале. Клише: герои формулируют желания джину как умственно отсталые, что и приводит к их дальнейшим проблемам. Не знаю, обладали ли 100 лет назад авторы аналитически потенциалом, позволяющим рационально оценивать поступки героев и реакцию читателя, но так или иначе автор в этом направлении не размышлял. Сегодня такие рассказы годятся в цикл «Байки из склепа», зрительская аудитория которых — дети до 10 лет.
solarius, 28 июля 2014 г.
Собственно говоря — этот рассказ лежит в основе пирамиды наваленных со временем аналогичных произведений.
Скромное, а потому и бедное семейство уютно греет свои ноги у еле теплого камина, в тот самый миг, когда старый друг главы семейства приходит к ним в дом имея что рассказать о своей жизни и отрубленную у обезьяны лапу, особым способом обработанную факиром. Лапа может исполнять желания, заставляя загадавшего его вздрогнуть от ужаса. То есть — «бойтесь своих желаний...». Безобидное пожелание главой семейства 200 фунтов оборачивается исполнением. Ровно столько составляет сумма компенсации за производственную травму несовместимую с жизнью, полученную его сыном. Однако, у них есть еще два желания....