Айзек Азимов «Как им было весело»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Для школьников XXII века, Марджи и Томми, настоящая книга, случайно найденная на чердаке, оказалась невиданным сокровищем. Осторожно листая хрупкие страницы, они узнают о том, что школы когда-то были совсем другими.
Во многих библиографиях рунета этот рассказ ошибочно приписывается Артуру Кларку.
Публикации в русскоязычной периодике:
* 1965 — газ. «Калининградский комсомолец» № от 29.12 (пер. И. Усова)
* 1966 — ж. «Пионер» № 2, стр. 15-17, (пер. А. Бородаевского), под названием «Ну и здорово же было!», с рис. В.Чижикова.
* 1970 — ж. «Искорка» (Л.) № 9, стр. 33-35, (пер. Ф. Любицкой)
* 1971 — газ. «Ленинские искры» (Ленинград) № от 1.09, стр. 4, (пер. С. Бережкова)
* 1972 — ж. «Юный техник» № 10, стр. 30-32, (пер. Р. Рыбаковой)
* 1973 — газ. «Советская Аджария» № от 19.12, (пер. В. Паршина). Под названием «Какие они были счастливчики...».
* 1999 — газ. «Школьный психолог» (М.: 1 Сентября) № 40
---------
Существует графическая адаптация 1989 г.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1954», 1954 г.
— сборник «На Земле достаточно места», 1957 г.
— антологию «Fifty Short Science Fiction Tales», 1963 г.
— антологию «На волне космоса», 1964 г.
— сборник «The Best of Isaac Asimov», 1973 г.
— антологию «As Tomorrow Becomes Today», 1974 г.
— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.
— антологию «Science Fiction Stories», 1979 г.
— антологию «Лучезарный феникс», 1979 г.
— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.
— антологию «Tomorrow's TV», 1982 г.
— антологию «Листая вечные страницы: Писатели мира о книге, чтении, библиофильстве», 1983 г.
— антологию «Fantastic Reading: Stories and Activities for Grades 5-8», 1984 г.
— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.
— сборник «The Complete Stories. Volume 1», 1990 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
- /языки:
- русский (8), английский (17), немецкий (2), французский (1)
- /тип:
- книги (27), периодика (1)
- /перевод:
- С. Бережков (6), В. Брумм (2), Е. Костюкович (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 2 октября 2022 г.
Ироническая юмореска на тему «хорошо там, где нас нет», созданная на основе инверсии системы обучения. У нас, в нашей эпохе, детей заставляют ходить в школу, чтобы они научились жить в коллективе, а заодно получили какие-то основные знания по некоторым темам (математика, химия, история, официальная идеология и так далее). В далеком будущем (двести лет после нас) дети будут индивидуально изучать накопленные знания, в соответствии с индивидуальными способностями, а социальные навыки окажутся задачей родителей, но не школы.
Понятно, что дети далёкого будущего с энтузиазмом начинают идеализировать старую школу, в упор не желая видеть её недостатков. Азимов не спешит разоблачать наивность своих героев и заканчивает рассказ многоточием. Это уже читатели рассказа сами должны или согласиться или опровергнуть домыслы девочки Марджи — такая гибкая композиция позволяет диаметрально мыслящим читетелям не раздражаться при чтении «Как им было весело», а согласиться с автором, не понимая, с чем, собственно, они соглашаются.
Главное, в чём проявилось чувство юмора Айзека Азимова при написании рассказа — именно остроумное уклонение от показа авторской позиции.
Сказочник, 26 ноября 2021 г.
Рассказ, совершенно Азимову несвойственный. Таких вот «находок из будущего» у каждого писателя-фантаста — вагон и маленькая тележка. В разных вариациях. Честно, был уверен, что Азимова чаша сия минует, но нет...
ii00429935, 15 мая 2014 г.
Девочка Марджи живёт в Америке ХХII века, где все книги электронные, образование домашнее, а учителей заменили роботы... Сюжетная завязка, может, и неплохая, но далее антиутопия как-то не задалась.
Я уверен, что автор, пишущий о детях, должен сам в душе оставаться ребёнком. Рэй Брэдбери, например, был таким до глубокой старости, Айзек Азимов — писатель другого склада. История Марджи рассказана с позиции взрослого, солидного человека. Детям необходимо живое общение, спору нет. Я не согласен, что школа — лучшее место для этого. Покажите мне ребёнка, который искренне любит школу! Не общение с друзьями на переменках, не один-два урока из великого множества, а учебный процесс в целом. Такие дети, безусловно, есть, но как правило их называют «ботаниками», и в коллективе им тяжело...
Юная героиня Азимова фантазирует, как, должно быть дети раньше любили школу (см.название рассказа). Отсюда можно извлечь мораль « хорошо там, где нас нет», но мне бы хотелось более глубоких выводов.
god54, 16 декабря 2009 г.
Хороший добрый рассказ о прошлом. Почему-то о прошлом всегда вспоминают, говорят, пишут только с ностальгией. И вспоминается всегда только хорошее, а то, что новое всегда плохое. Индивидуальный метод обучения сегодня развит как никогда, так же как был развит в 19 веке. Почему-то все идут учиться один на один с репетитором. Все остальное должно прививаться совсем другими способами. В школу ходят не развлекаться и заниматься общественными мероприятиями...
drogozin, 23 сентября 2009 г.
Рассказ про подростков из будущего, отыскавших на чердаке удивительную вещь — книгу, и прочитавших там про другую удивительную вещь — школу.
Как верно отметила Yazewa, главное в школе не само обучение, а социализация ребёнка. Поэтому обрисованная Азимовым система, (кстати не такая уж оригинальная в НФ) вряд ли когда-то будет принята. Если конечно сами люди не изменятся соответственно.
Ещё в этом рассказе особенно устаревше и чужеродно смотрятся все эти перфокарты, машинные коды и контрольные, которые надо бросать в щель.
А что понравилось — так это начало, где дети с восторгом нашли книгу, которых больше нет.
Raz Psychonaut, 6 сентября 2008 г.
Увлекательный рассказ. Возможно, в будущем так и будет, но я бы не хотел чтоб вместо живых учителей были механические роботы. Некоторые могут подумать что Марджи не может ничего читать с интересом, однако она не только с интересом читала настоящую бумажную книжку о школе прошлых лет, возможно она будет искать и другие книги. Сегодня люди больше сидят в интернете и за телевизором, но я думаю, интересней самому прочитать какую-нибудь историю:smile:
Гост, 1 сентября 2008 г.
по-моему девочка, которая только что удивлялась, что дети учились вместе , к концу рассказа знает слишком много о школьной жизни
Yazewa, 19 марта 2008 г.
Вот уж действительно, все относительно... Наверное, никто не станет спорить с тем, что истина — посредине. Индивидуальный подход к обучению в небольшом (опять же грамотно подобранном) коллективе — это, видимо, идеал. Обучение один-на-один с автоматом... а как же полноценная социализация ребенка?
А как наивно это сейчас воспринимается: специальный код, которым надо писать ответ, да еще и засовывать в щель машины... :glasses:
ScarRaven, 3 января 2008 г.
Ставлю рассказу десятку, и вот за что: В основе рассказа ОДНА И ТА ЖЕ школьная система, только в будущем Азимова система доведена до своего логического завершения, в ней полностью ликвидирован фактор человеческого общения, и разница ТОЛЬКО в этом. Существующую школьную систему — скучную и оторванную от реальной жизни — ребенок может только ненавидеть. И в то же время Азимов выделил другое — люди лучше обучаются, взаимодействуя друг с другом, помогая друг другу. Школьная же система делает упор на «самостоятельном» выполнении заданий, т.е. на ОДИНОЧЕСТВЕ во время обучения, и еще упор делается на «тишине в классе» вместо активного обсуждения учебного материала. Другой вопрос, что дети естественным образом стремятся к обсуждению и совместному решению заданий, этого не отнять, и система может только подавлять и калечить эти побуждения, но не устранить.
Этот рассказ Азимова — предупреждение. «Механический учитель» будущего — это квинтэссенция современной системы, «идеал» традиционного образования. Однако сегодня появляются альтернативные формы обучения, в которых упор делается на более активном взаимодействии учеников во время обучения, о чем, на мой взгляд, и пишется в рассказе.
Немного сумбурно составил отзыв, просто взяло за живое.
viv, 2 марта 2008 г.
Надо ценить то, что нам дано нашей жизнью! Потомки будут вспоминать об этом с завистью. Вот и сейчас, хотя бумажные книги я еще не отправил на чердак, но этот рассказ читал на экране...
Vendorf, 15 февраля 2008 г.
Рано или поздно каждый автор касается этой темы, когда жители воображаемого далекого будущего начинают удивляться и анализировать нашу бытность. иногда получается интересно...
asb, 12 ноября 2007 г.
Существуют разные взгляды (причём все — научно обоснованы), какое обучение лучше — индивидуальное или в классе. Единственное в чём я уверен: сегодняшние дети (да и мы наверное в своё время) — свернут голову любому механическому учителю:insane:
vitamin, 12 июля 2007 г.
Все познается в сравнении.
И не подозревали мы, КАК нам было весело...
Abuzz, 15 ноября 2006 г.
Читала в далёкие годы начальной школы, а помню до сих пор! Очень, очень актуальный рассказ: как детишек ни учи, они всё равно недовольны, ленятся и скучают. Хоть сейчас, хоть в будущем.
ZiZu, 1 сентября 2006 г.
Читал уже после школы, когда учился на 2 курсе. Для меня осталось загадкой что же там было такого хорошего написано про школу ;-)