Айзек Азимов «Как им было весело»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Для школьников XXII века, Марджи и Томми, настоящая книга, случайно найденная на чердаке, оказалась невиданным сокровищем. Осторожно листая хрупкие страницы, они узнают о том, что школы когда-то были совсем другими.
Во многих библиографиях рунета этот рассказ ошибочно приписывается Артуру Кларку.
Публикации в русскоязычной периодике:
* 1965 — газ. «Калининградский комсомолец» № от 29.12 (пер. И. Усова)
* 1966 — ж. «Пионер» № 2, стр. 15-17, (пер. А. Бородаевского), под названием «Ну и здорово же было!», с рис. В.Чижикова.
* 1970 — ж. «Искорка» (Л.) № 9, стр. 33-35, (пер. Ф. Любицкой)
* 1971 — газ. «Ленинские искры» (Ленинград) № от 1.09, стр. 4, (пер. С. Бережкова)
* 1972 — ж. «Юный техник» № 10, стр. 30-32, (пер. Р. Рыбаковой)
* 1973 — газ. «Советская Аджария» № от 19.12, (пер. В. Паршина). Под названием «Какие они были счастливчики...».
* 1999 — газ. «Школьный психолог» (М.: 1 Сентября) № 40
---------
Существует графическая адаптация 1989 г.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1954», 1954 г.
— сборник «На Земле достаточно места», 1957 г.
— антологию «Fifty Short Science Fiction Tales», 1963 г.
— антологию «На волне космоса», 1964 г.
— сборник «The Best of Isaac Asimov», 1973 г.
— антологию «As Tomorrow Becomes Today», 1974 г.
— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.
— антологию «Лучезарный феникс», 1979 г.
— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.
— антологию «Tomorrow's TV», 1982 г.
— антологию «Листая вечные страницы: Писатели мира о книге, чтении, библиофильстве», 1983 г.
— антологию «Fantastic Reading: Stories and Activities for Grades 5-8», 1984 г.
— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.
— сборник «The Complete Stories. Volume 1», 1990 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
- /языки:
- русский (8), английский (16), немецкий (2), французский (1)
- /тип:
- книги (26), периодика (1)
- /перевод:
- С. Бережков (6), В. Брумм (2), Е. Костюкович (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 2 октября 2022 г.
Ироническая юмореска на тему «хорошо там, где нас нет», созданная на основе инверсии системы обучения. У нас, в нашей эпохе, детей заставляют ходить в школу, чтобы они научились жить в коллективе, а заодно получили какие-то основные знания по некоторым темам (математика, химия, история, официальная идеология и так далее). В далеком будущем (двести лет после нас) дети будут индивидуально изучать накопленные знания, в соответствии с индивидуальными способностями, а социальные навыки окажутся задачей родителей, но не школы.
Понятно, что дети далёкого будущего с энтузиазмом начинают идеализировать старую школу, в упор не желая видеть её недостатков. Азимов не спешит разоблачать наивность своих героев и заканчивает рассказ многоточием. Это уже читатели рассказа сами должны или согласиться или опровергнуть домыслы девочки Марджи — такая гибкая композиция позволяет диаметрально мыслящим читетелям не раздражаться при чтении «Как им было весело», а согласиться с автором, не понимая, с чем, собственно, они соглашаются.
Главное, в чём проявилось чувство юмора Айзека Азимова при написании рассказа — именно остроумное уклонение от показа авторской позиции.
Сказочник, 26 ноября 2021 г.
Рассказ, совершенно Азимову несвойственный. Таких вот «находок из будущего» у каждого писателя-фантаста — вагон и маленькая тележка. В разных вариациях. Честно, был уверен, что Азимова чаша сия минует, но нет...
ii00429935, 15 мая 2014 г.
Девочка Марджи живёт в Америке ХХII века, где все книги электронные, образование домашнее, а учителей заменили роботы... Сюжетная завязка, может, и неплохая, но далее антиутопия как-то не задалась.
Я уверен, что автор, пишущий о детях, должен сам в душе оставаться ребёнком. Рэй Брэдбери, например, был таким до глубокой старости, Айзек Азимов — писатель другого склада. История Марджи рассказана с позиции взрослого, солидного человека. Детям необходимо живое общение, спору нет. Я не согласен, что школа — лучшее место для этого. Покажите мне ребёнка, который искренне любит школу! Не общение с друзьями на переменках, не один-два урока из великого множества, а учебный процесс в целом. Такие дети, безусловно, есть, но как правило их называют «ботаниками», и в коллективе им тяжело...
Юная героиня Азимова фантазирует, как, должно быть дети раньше любили школу (см.название рассказа). Отсюда можно извлечь мораль « хорошо там, где нас нет», но мне бы хотелось более глубоких выводов.
drogozin, 23 сентября 2009 г.
Рассказ про подростков из будущего, отыскавших на чердаке удивительную вещь — книгу, и прочитавших там про другую удивительную вещь — школу.
Как верно отметила Yazewa, главное в школе не само обучение, а социализация ребёнка. Поэтому обрисованная Азимовым система, (кстати не такая уж оригинальная в НФ) вряд ли когда-то будет принята. Если конечно сами люди не изменятся соответственно.
Ещё в этом рассказе особенно устаревше и чужеродно смотрятся все эти перфокарты, машинные коды и контрольные, которые надо бросать в щель.
А что понравилось — так это начало, где дети с восторгом нашли книгу, которых больше нет.
ScarRaven, 3 января 2008 г.
Ставлю рассказу десятку, и вот за что: В основе рассказа ОДНА И ТА ЖЕ школьная система, только в будущем Азимова система доведена до своего логического завершения, в ней полностью ликвидирован фактор человеческого общения, и разница ТОЛЬКО в этом. Существующую школьную систему — скучную и оторванную от реальной жизни — ребенок может только ненавидеть. И в то же время Азимов выделил другое — люди лучше обучаются, взаимодействуя друг с другом, помогая друг другу. Школьная же система делает упор на «самостоятельном» выполнении заданий, т.е. на ОДИНОЧЕСТВЕ во время обучения, и еще упор делается на «тишине в классе» вместо активного обсуждения учебного материала. Другой вопрос, что дети естественным образом стремятся к обсуждению и совместному решению заданий, этого не отнять, и система может только подавлять и калечить эти побуждения, но не устранить.
Этот рассказ Азимова — предупреждение. «Механический учитель» будущего — это квинтэссенция современной системы, «идеал» традиционного образования. Однако сегодня появляются альтернативные формы обучения, в которых упор делается на более активном взаимодействии учеников во время обучения, о чем, на мой взгляд, и пишется в рассказе.
Немного сумбурно составил отзыв, просто взяло за живое.
god54, 16 декабря 2009 г.
Хороший добрый рассказ о прошлом. Почему-то о прошлом всегда вспоминают, говорят, пишут только с ностальгией. И вспоминается всегда только хорошее, а то, что новое всегда плохое. Индивидуальный метод обучения сегодня развит как никогда, так же как был развит в 19 веке. Почему-то все идут учиться один на один с репетитором. Все остальное должно прививаться совсем другими способами. В школу ходят не развлекаться и заниматься общественными мероприятиями...
Raz Psychonaut, 6 сентября 2008 г.
Увлекательный рассказ. Возможно, в будущем так и будет, но я бы не хотел чтоб вместо живых учителей были механические роботы. Некоторые могут подумать что Марджи не может ничего читать с интересом, однако она не только с интересом читала настоящую бумажную книжку о школе прошлых лет, возможно она будет искать и другие книги. Сегодня люди больше сидят в интернете и за телевизором, но я думаю, интересней самому прочитать какую-нибудь историю:smile:
asb, 12 ноября 2007 г.
Существуют разные взгляды (причём все — научно обоснованы), какое обучение лучше — индивидуальное или в классе. Единственное в чём я уверен: сегодняшние дети (да и мы наверное в своё время) — свернут голову любому механическому учителю:insane:
Yazewa, 19 марта 2008 г.
Вот уж действительно, все относительно... Наверное, никто не станет спорить с тем, что истина — посредине. Индивидуальный подход к обучению в небольшом (опять же грамотно подобранном) коллективе — это, видимо, идеал. Обучение один-на-один с автоматом... а как же полноценная социализация ребенка?
А как наивно это сейчас воспринимается: специальный код, которым надо писать ответ, да еще и засовывать в щель машины... :glasses:
Гост, 1 сентября 2008 г.
по-моему девочка, которая только что удивлялась, что дети учились вместе , к концу рассказа знает слишком много о школьной жизни
viv, 2 марта 2008 г.
Надо ценить то, что нам дано нашей жизнью! Потомки будут вспоминать об этом с завистью. Вот и сейчас, хотя бумажные книги я еще не отправил на чердак, но этот рассказ читал на экране...
Abuzz, 15 ноября 2006 г.
Читала в далёкие годы начальной школы, а помню до сих пор! Очень, очень актуальный рассказ: как детишек ни учи, они всё равно недовольны, ленятся и скучают. Хоть сейчас, хоть в будущем.
vitamin, 12 июля 2007 г.
Все познается в сравнении.
И не подозревали мы, КАК нам было весело...
Vendorf, 15 февраля 2008 г.
Рано или поздно каждый автор касается этой темы, когда жители воображаемого далекого будущего начинают удивляться и анализировать нашу бытность. иногда получается интересно...
ZiZu, 1 сентября 2006 г.
Читал уже после школы, когда учился на 2 курсе. Для меня осталось загадкой что же там было такого хорошего написано про школу ;-)