Хорхе Луис Борхес «Жестокий освободитель Лазарус Морель»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие происходит в Америке в первой половине 19 века. Некий человек по имени Лазарус Морель решает организовать свой собственный «бизнес» по торговле рабами...
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
|
|
|
|
|
|
|
Входит в:
— сборник «Всемирная история бесславья», 1935 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
- /языки:
- русский (23), испанский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (28)
- /перевод:
- Ю. Ванников (4), Е. Лысенко (19), В. Шовкун (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jamuxa, 15 октября 2010 г.
Оттолкнувшись от Марк Твена и описанных им реалий (самое замечательное, что к истории этого подлеца и нечестивца оказались причастны, пусть вскользь, как пуля на излёте, «бессмертные» Том Сойер, Гек Финн и сам Индеец Джо! — найденный ими сундук как раз и был «затырен» тем, кого Борхес переименовал (ведь подлог самое главное, когда пишешь о подлогах:)) в Лазаруса Мореля), Хорхе Луис Борхес преподносит нам практически ту, но «совсем другую историю». Так подвергают огранке найденный самоцвет — заставляя играть его грани, причудливо играя законами преломления.
Сам Борхес, в предисловии 1954 года, определяет стиль этого рассказа и последующих в сборнике, как барочный (все эти вычурные «крендельки» и «завитушки», доведенные до предела, тем самым впадая в пародию на себя), так оно и есть: шедевр. И так, не великий по размер, но не по содержащемуся в нему пространству истории, текст скрупулёзно разбит на главки, превращая их в самостоятельные микрорассказы, из которых и рождается целое. Экспозиция, эдакая присказка, которая вписывает вымышленный сюжет в историческую перспективу, давая ему право на «документальную» реальность; и которая отнюдь не возражает против многократных прочтений. Затем главки определяющие декорации, персонажей, главного героя, развитие событий, кульминацию и, наконец, конец....
Читаешь и чувствуешь, как накатывает волна эйфории — удовольствия от чтения и предвкушение: ведь это только «осьмушка» сборника, не считая «осьминога» et cetera!
Anastasia2012, 14 июня 2012 г.
Ещё одна история негодяя, коих у Борхеса достаточно. Где и как «работал» преступник, чем всё закончилось — всего в достатке. Меня же задуматься заставила первая глава «Первопричина»: смена одних рабов на других, рабство как явление, воля нескольких людей как источник рабства — относиться к человеку как к рабу (то есть формально вещи) пострашнее делишек одного из преступников, порождённых самой системой рабовладения.
drogozin, 18 августа 2010 г.
Реалистический рассказ о жизни выдающегося негодяя на рабовладельческом юге Америки. Главное, что в нём есть — уникальная стилистическая изобретательность. Подобные краткие биографии ещё встретятся у Борхеса, но эта меня впечатлила больше других.
alex1970, 25 января 2011 г.
Мрачная и жестокая почти легенда о подлом убийце и мошеннике, организовавшем необычный бизнес.
В рассказе есть что-то готическое — написан он очень хорошо, чтение захватывает.
elsolo, 20 января 2010 г.
Почти рассказ, почти притча, почти исследование. Америка времен рабовладения. Но речь по моем как раз о отношении человека к человеку. Не то что бы он размышляет на тему, человек ли раб. Скорей он показывает что раб в те времена вещь. Которую можно украсть, убить. Очень выгодная получается вещь.
duke, 8 марта 2008 г.
Неплохой рассказ про то, как надо организовывать свой бизнес. Особо не впечатлило.