Хорхе Луис Борхес «Фрагменты апокрифического Евангелия»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Небольшое философское эссе, описывающее одну из сторон мировоззрения Борхеса и написанное в форме небольшого отрывка из Евангелия.
Входит в:
— сборник «Хвала тьме», 1969 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
— сборник «Obra Poética. 1923-1977», 1981 г.
— антологию «Album Romanum: коллекция переводов», 1989 г.
— журнал «Иностранная литература №12, 2002», 2002 г.
— антологию «Аукцион», 2004 г.
- /языки:
- русский (16), испанский (4)
- /тип:
- книги (19), периодика (1)
- /перевод:
- В. Алексеев (9), К. Корконосенко (1), О. Светлакова (4), А. Щетников (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 2 марта 2019 г.
«Евангелие от Человека к Человеку,
или о Борхесианском Экзистенциализме»
Тематика апокрифического, гностического христианства, мистических и причудливых, а оттого и запретных веяний в религии привлекательна. Крайне очаровательна, от чего приманивает многие блуждающие умы. Назову себя, без всякой нотки самолюбия, а с целой пьесой уважения — Луиса Борхеса. Только вот необычный по форме, но крайне органичный по замыслу (и то, и то — в рамках борхеского творчества) рассказ «Фрагменты апокрифического Евангелия» (видимо, нарочито напоминающий «Евангелие от Фомы») не об этом. Ведь мне не привиделось в этом сочинении чего-либо религиозного. Или мистического, даже гностического и любого скрытого намека в схожем русле. В намеренно противоречивых, запутанных и непоследовательных изречениях («псевдо-логионах») аргентинский писатель, на мой скромный взгляд, высказывает нечто более приземленное и на самом деле более важное. А именно свое видение идеального человека. Если угодно, авторское мнение, скрепленное опытом и житейской мудростью, о качествах и чертах человека настоящего и человечного.
И какими же должны быть эти «человечные человеки» по Борхесу? Как ни странно, именно такими, как и суждения в этом диковинном рассказе — противоречивыми, полными противоположностей, запутанными и сложными. Но точно не одномерными, односторонними и простыми. Не такими, какими нас старается сделать цивилизация. Или «цивилизация», если прочесть и другую странную и любопытную работу Хорхе Луиса — «Сообщение Броуди». Борхес кричит, не только в своем Современном Откровении, но и в каждом отдельном произведении, что человек не должен быть плоским. В нем требуется страсть и умеренность, постоянная борьба, соперничество чувства и разума, рацио и инстинктов, разнородных эмоций, мыслей, желаний и грез. Человек настоящий — человек живой сложности. Не мертвецки холодной одномерности. И вместе с тем такой человек не погребенный под идейной однобокостью фанатик. Но что еще важнее, человечность наша неизменное следствие смертности. Ибо как говорит первый логион в Евангелии от Борхеса: «Несчастны нищие духом, ибо под землей будет то же, что и на земле». Именно смерть, наша бренность может, должна и порождает наши противоречивые глубину и величие. Приятно в этой мысли полувековой давности видеть сестру собственного умозаключения. Возможно, это не шибко скромно, но если разные пути ведут к одному ответу, то он есть истина.
На том оканчиваю свою затянувшуюся мысль. Не будьте одномерными, как по Фромму и Борхесу. Любите, учитесь, страдайте, радуйтесь и живите. Просто будьте настоящими и желательно человечными. А также не бойтесь бороться за Справедливость с большой буквы. Правда, последнее отсебятина, ибо никогда не соглашусь с логией под номером десять: «Блаженны те, кто не бьется за справедливость...». Яро отрицать часть, горячо принимая целое. По-моему, вполне по-настоящему, по-человечески.
elsolo, 20 января 2010 г.
Апокриф от Борхеса, грешит интеллектуальным взглядом не только на мир но и на религию.
duke, 8 марта 2008 г.
Готовые цитаты на все случаи жизни. Очень понравилось. Есть над чем подумать. Эссе, предназначенное для перечитывания.