Хорхе Луис Борхес «Фрагменты апокрифического Евангелия»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Небольшое философское эссе, описывающее одну из сторон мировоззрения Борхеса и написанное в форме небольшого отрывка из Евангелия.
Входит в:
— сборник «Хвала тьме», 1969 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
— сборник «Obra Poética. 1923-1977», 1981 г.
— антологию «Album Romanum: коллекция переводов», 1989 г.
— журнал «Иностранная литература №12, 2002», 2002 г.
— антологию «Аукцион», 2004 г.
- /языки:
- русский (16), испанский (4)
- /тип:
- книги (19), периодика (1)
- /перевод:
- В. Алексеев (9), К. Корконосенко (1), О. Светлакова (4), А. Щетников (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 2 марта 2019 г.
«Евангелие от Человека к Человеку,
или о Борхесианском Экзистенциализме»
Тематика апокрифического, гностического христианства, мистических и причудливых, а оттого и запретных веяний в религии привлекательна. Крайне очаровательна, от чего приманивает многие блуждающие умы. Назову себя, без всякой нотки самолюбия, а с целой пьесой уважения — Луиса Борхеса. Только вот необычный по форме, но крайне органичный по замыслу (и то, и то — в рамках борхеского творчества) рассказ «Фрагменты апокрифического Евангелия» (видимо, нарочито напоминающий «Евангелие от Фомы») не об этом. Ведь мне не привиделось в этом сочинении чего-либо религиозного. Или мистического, даже гностического и любого скрытого намека в схожем русле. В намеренно противоречивых, запутанных и непоследовательных изречениях («псевдо-логионах») аргентинский писатель, на мой скромный взгляд, высказывает нечто более приземленное и на самом деле более важное. А именно свое видение идеального человека. Если угодно, авторское мнение, скрепленное опытом и житейской мудростью, о качествах и чертах человека настоящего и человечного.
И какими же должны быть эти «человечные человеки» по Борхесу? Как ни странно, именно такими, как и суждения в этом диковинном рассказе — противоречивыми, полными противоположностей, запутанными и сложными. Но точно не одномерными, односторонними и простыми. Не такими, какими нас старается сделать цивилизация. Или «цивилизация», если прочесть и другую странную и любопытную работу Хорхе Луиса — «Сообщение Броуди». Борхес кричит, не только в своем Современном Откровении, но и в каждом отдельном произведении, что человек не должен быть плоским. В нем требуется страсть и умеренность, постоянная борьба, соперничество чувства и разума, рацио и инстинктов, разнородных эмоций, мыслей, желаний и грез. Человек настоящий — человек живой сложности. Не мертвецки холодной одномерности. И вместе с тем такой человек не погребенный под идейной однобокостью фанатик. Но что еще важнее, человечность наша неизменное следствие смертности. Ибо как говорит первый логион в Евангелии от Борхеса: «Несчастны нищие духом, ибо под землей будет то же, что и на земле». Именно смерть, наша бренность может, должна и порождает наши противоречивые глубину и величие. Приятно в этой мысли полувековой давности видеть сестру собственного умозаключения. Возможно, это не шибко скромно, но если разные пути ведут к одному ответу, то он есть истина.
На том оканчиваю свою затянувшуюся мысль. Не будьте одномерными, как по Фромму и Борхесу. Любите, учитесь, страдайте, радуйтесь и живите. Просто будьте настоящими и желательно человечными. А также не бойтесь бороться за Справедливость с большой буквы. Правда, последнее отсебятина, ибо никогда не соглашусь с логией под номером десять: «Блаженны те, кто не бьется за справедливость...». Яро отрицать часть, горячо принимая целое. По-моему, вполне по-настоящему, по-человечески.
duke, 8 марта 2008 г.
Готовые цитаты на все случаи жизни. Очень понравилось. Есть над чем подумать. Эссе, предназначенное для перечитывания.
elsolo, 20 января 2010 г.
Апокриф от Борхеса, грешит интеллектуальным взглядом не только на мир но и на религию.