Маргарет Сент-Клер «Потребители»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Автор рассматривает возможный вариант развития общества потребителей, в котором вся человеческая жизнь, начиная с детства, подчинена законам рынка.
Сент-Клэр М. Потребители: Почти фантастический рассказ / Пер. с англ. [Кира Булычева] // Комсомольская правда. — М., 1967. — 25 янв. (№ 21). — С.4.
Входит в:
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей», 1967 г.
— антологию «Американская фантастика, т. 14: антология рассказа», 1992 г.
— антологию «Сражение», 1995 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
— антологию «Переводы I: Сборник произведений зарубежных авторов», 2017 г.
— антологию «Крошка и чудовище», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorpol, 2 мая 2017 г.
Читал этот рассказ еще когда только книга вышла — 1992-й год- а фраза «групповой папа» отложилась до сих пор. По прошествию стольких лет могу сказать, что антиутопия слишком утрирована и груба.
Liz, 20 сентября 2016 г.
Очень метко! Вначале хотелось сказать, что слишком нарочито плакатно, но когда увидела год написания — поразилась, какое верное было предвидение.
saga23, 21 ноября 2014 г.
«Потребители» понравились именно прямолинейностью, которая автором доведена до абсурда, до гротеска. И простая юмористическая зарисовка сразу, в процессе прочтения, превращается в мощную сатиру.
Наверное, некоторые нюансы, коллизии рассказа не так уж сегодня новы, не хороши, но такого злого текста против общества непотребного потребления я давно не встречал.
god54, 20 декабря 2014 г.
Чтобы появилось новое общество его нужно подготовить. И готовить начинают с пеленок. Детский ясли-садик, школа, пионеры, октябрята, БРСМП, партия и т.п. левые, правые, но все согласные с линией главного, горячо любимого, правильного, верного, истинного... А уж чему учить дело третье. Сегодня будем потреблять, завтра воевать... А групповые папы и мамы, это наши воспитатели, няни, старшие товарищи-командиры... Смысл слов строго одинаков и роль в обществе строго одинаково. сказано всем ненавидеть и будут ненавидеть. Как же это противно: общество серых бездарностей с нулевым потенциалом всеобщего потребления...
Стронций 88, 21 марта 2013 г.
Короткий рассказ… Откровенно разочаровывающий своей прямолинейностью, плоский. Мало того что идея подана в лоб, так ещё и идея не очень оригинальная. Название рассказа, плюс «групповой папа» — и сразу видно уже, что будет. А добавьте девочку-бунтарку в стадо этих выдрессированных детишек – и концовку видно. Предсказуемо, предсказуемо… Да ещё и конец, с этими вопросами – хороший автор обошёлся бы без такой прямолинейности (всегда такое разочаровывает, чувствуешь себя каким-то слабоумным которому разъясняют и без того очевидные вещи). Я машинально старался искать что-то хорошее… нашёл лишь тот момент, что играми людей с малолетства заставляют вливаться в «потребителей» или «рекламщиков», но мало этого, мало…
GBV, 22 января 2013 г.
Довольно слабый рассказ. Не зря же не только мастера литературы, но даже хорошие ремесленники избегают прямых путей при донесении своих идей, а здесь имеет место довольно примитивная страшилка на тему общества всепобеждающего потребления. Сложно найти хоть что то в этом тексте, что может зацепить: история и любительницы американской кухни, и несостоявшегося рекламщика не вызывают никаких чувств, всё подано топорно и сухо; финальное «прозрение» мальчика обосновывается, видимо, тем же желанием автора донести до читателей и так очевидную порочность потребл#$^тва, а не предшествующим текстом. Даже название рассказа выдержано в таком духе. Незачёт.
Yazewa, 16 июля 2010 г.
Какой-то очень примитивно-прямолинейный рассказ. Конечно, дата его написания о многом говорит, но все же — уж очень он нехудожественный, что ли. Просто авторская идея, очень незамысловато и неглубоко изложенная. И откровенно слабая концовка.
zmey-uj, 5 апреля 2009 г.
Есть деталь, общая у многих утопий и антиутопий: совместное воспитание детей почти (или совсем) без встреч с родителями. Это объясняется тем, что при такой системе дети получают необходимые социальные навыки, преподаватели имеют возможность проследить, как усваиваются знания, а родители могут, не отвлекаясь, заниматься своей работой. Разница между утопией и антиутопией вычисляется легко, достаточно задать вопрос «А тому ли учат?» У Ефремова и Стругацких, кстати, подробности не слишком расписываются, дается общее понятие о серьезности и ответственности этого дела, о том, какими Личностями должны быть наставники. А вот в антиутопии могут обратить довольно пристальное внимание на детали, и детали эти безрадостны, а то и отвратительны: у Хаксли дети играют в сексуальные игры, а будущим потребителям из данного рассказа прививают нужные вкусы с помощью игр, где всем верховодит «творческий» мальчик Томми, а остальные дети больше напоминают стадо.
Еще одна интересная вещь: в антиутопиях обычно находятся те, кто все же видит недостатки такой системы, иногда это даже дети, как Мариан. В утопиях же недовольных нет. Жизнь ли так хороша, или просто воспитание организовано не в пример лучше?..
Shybzd, 18 мая 2009 г.
Очень и очень «деревянный» рассказ. Напоминает некоторые образцы фантастики советской, только немного на другую тему. Нет в рассказе ни одной детальки, ни одного нюанса, который бы пошел не прямолинейно, а поработал бы «на атмосферу».
Хуже всего финал. И дело не в мальчике, а в воспитателях. Они тут совершенно ненатуральные. Не верю чтоб их реакция (даже в глубине души) была такой. Особенно если сравнить с воспитателями изх других антиутопий или даже настоящими (в голову пинкфлойдовская стена лезет).
Не верю.
arhan, 14 ноября 2008 г.
Очень милый рассказ. Немного грустный по ходу повествования, но с намеком на надежду в конце. Чувствуется, что проблема оболванивая людей с детского возраста (в т.ч. с помощью рекламы) стояла в западном мире середины прошлого века и нашла отражение не только у Маргарет Сент-Клер.
sanchezzzz, 18 сентября 2008 г.
Странное чувство от последних абзацев. С одной стороны мне показалось, что рассказ не дописан, с другой, что, несмотря на маленький объем его — затянут. Или притянут за уши. Конечно, прочитав немало фантастических историй с моделированием будущего развития социума, в какой-то момент перестаешь удивляться фантазии автора. Но тут другой случай. Одновременно возможная, но и невероятная программа по дрессировке (иначе и не скажешь) человека с малых лет потреблению, любви и привязанности ко всему новому ошеломила. Забывать всё то старое, что любил, что помнишь, ради новых и новых вещей не приемлемо. Без прошлого нет будущего, так сказано мудрыми. И навязывание общих, кому- то выгодных идей, что ты должен любить, цинично и подло.