Ростислав Рыбкин «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 26»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «НФ: альманах научной фантастики», 1964 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 29 мая 2020 г.
При слове «фантастика» в голове сразу возникают ассоциации с роботами, космическими полетами, пришельцами и технологиями будущего. Однако же все мы, как авторы, так и читатели, существуем здесь и сейчас, являемся продуктами своего времени. Как все дороги ведут в Рим, так и все самые фантастические идеи неизменно проецируются на нашу действительность — нам интересно узнать в первую очередь о том, «как наше слово отзовется» в грядущем, исчезнут ли волнующие нас проблемы или же напротив усугубятся. Центральной темой данного тома серии «НФ» является мир будущего, а точнее взаимовлияние будущего и настоящего. Здесь мы найдем немало произведений, которые можно отнести к социально-психологической фантастике, в т.ч. к жанру антиутопии. Во вступительной статье к сборнику В. Ревич поясняет генеральную мысль этой книги, принцип подбора произведений на примере краткого анализа некоторых повестей и рассказов, ставших частью данного альманаха. По структуре сборник традиционен для серии «НФ» — произведения отечественных и зарубежных авторов, первые опыты начинающих фантастов, немного публицистики и привычная хроника событий из жизни мирового фантастического сообщества с разбивкой по странам, в этот раз наиболее обширный раздел хроники отводится Штатам.
Открывает сборник антиутопия Ю. Ивановой «Последний эксперимент». В этом произведении моделируется общество равнодушных, неспособных на сопереживание людей. В чём-то эта повесть перекликается с «Дивным новым миром» О. Хаксли, — восстание одиночек против системы разбавлено любовной линией, вполне удачен драматический финал. Дм. Биленкин в рассказе «Не будьте мистиком» предлагает нам понаблюдать за контактом нашего современника и пришельца из далекого будущего, и стать свидетелями того, как будущее заботится о прошлом и наоборот.
Блок молодых авторов начинается рассказом Э. Соркина «Диагноз по старинке», здесь автор переносит нас в будущее, где диагнозы больным ставит Искусственный Интеллект, но некоторые всё же привыкли больше доверять докторам из плоти и крови. Концовка рассказа удалась довольно ироничной и способна улыбнуть. Рассказ В. Бабенко «Проклятый и забытый» получился слишком уж развернутым и сложносочиненным, не надо забывать, что «краткость — сестра таланта», и если есть одна идея, одна мысль, то чрезмерное витийство не идет на благо произведению. Здесь описываются последствия эксперимента в чистом вакууме — семь членов экспедиции, каждый оставил свое видение его итогов на звукозаписях, в которых пытается разобраться главный герой. Много псевдонаучной терминологии, всё это периодически разбавляется описаниями сюрреалистических видений — в общем идея ясна, но для восприятия сложно. Довольно интересную антиутопию предлагает читателю А. Печенежский. В его «Подземке» действие происходит в будущем Земли, когда большинство людей ушло в подземные города, избрав жизнь среди поездов и фабричного дыма. Автор описывает беспросветную рутину существования, когда работа, семья и досуг сливаются в единую серую полосу вырваться из которой не под силу обычному человеку.
К разделу зарубежной фантастики никаких претензий, здесь всё на уровне. Особенно хочется отметить «Двухламповый автоматический исполнитель желаний» Дж. Браннера, написанный в духе шеклианских историй об Арнольде и Греге — вот пример, как надо писать юмористическую фантастику с социальным подтекстом. «Сущность» Р. Брэдбери — это история контакта мальчика из мира будущего с пришельцем, обладающим одним очень интересным свойством. В контексте данного рассказа интересно поразмышлять над библейским изречением «в начале было Слово, и Слово было у Бога». Даже рассказ Ф.Г. Павона «Когда стены стали прозрачными» не смотрится аутсайдером на общем фоне. Автор предлагает задуматься, как бы изменился мир, если бы появилось общедоступное изобретение, позволяющее видеть и слышать всё, что происходит у соседей. Рассказ. У. Гвина «Планерята» — визитная карточка писателя. Главный герой шутки ради выводит новый биологический вид — нечто среднее между обезьянкой и белкой-летягой, но последствия этой игры в Бога становятся всё более непредсказуемыми по ходу сюжета, когда животные начинают проявлять зачатки интеллекта. Всё познается в сравнении, напоминает нам Л. Нивен в рассказе «Прохожий» — это история о встрече астронавта, терпящего бедствие в открытом космосе с неким представителем иного разума, представшим в виде гигантского золотого человека. В финале проводится интересная параллель с земными реалиями.
В блоке публицистики доступна лишь одна статья Е. Парнова, причем достаточно тенденциозная. Автор резко противопоставляет отечественную фантастику, присовокупив к ней «прогрессивных» западных авторов и, по его выражению, «мусорную» фантастику, к которой он причисляет помимо прочего «Звёздные войны» и «Звёздный путь», тут, как говорится, без комментариев. В целом же составитель альманаха справился с поставленной задачей — заявленная тема раскрыта, произведения подобраны довольно ровно, книга не утратила актуальности и в наши дни, не смотрится пережитком эпохи, если не брать в расчет статью Е. Парнова, конечно же.