Кейт Вильгельм «Крошка, ты была бесподобна!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В мире будущего актёры на телевидении играют роли с вживлёнными в мозг электродами, что позволяет транслировать в эфир основные эмоции: страх, любовь, раздражение, ненависть… С помощью специального шлема зритель по ту сторону экрана ощущает всё то же самое, что испытывает, играя роль, актёр.
Первая публикация на русском: Без эмоций: Фантастический рассказ / Пер. М. Гордышевской // Ровесник, 1983, №1 – с.19-22 – [Подписано: Кейт Уайлхелм].
Входит в:
— антологию «Orbit 2», 1967 г.
— сборник «The Downstairs Room and Other Speculative Fiction», 1968 г.
— антологию «Alpha 5», 1974 г.
— антологию «Best Stories from Orbit», 1975 г.
— антологию «Women of Wonder», 1975 г.
— сборник «Better Than One», 1980 г.
— журнал «Galaktika № 56», 1984 г.
— антологию «Человек, который видел будущее», 1990 г.
— антологию «…Лучше воздержаться», 1991 г.
— антологию «Американская фантастика, т. 14: антология рассказа», 1992 г.
— антологию «The Penguin Book of Modern Fantasy by Women», 1995 г.
— антологию «The Future Is Female!», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Рассказ |
- /языки:
- русский (4), английский (14), венгерский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Корженевский (4), К. Терстянски (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 28 сентября 2021 г.
Время написания -1967 год время начала массового распространения телевидения и автор уже тогда предсказывает , что будет в будущем -массовое зомбирование людей через телеящик. Если посмотреть историю развития схем оболванивания людей через телевидение, то потом пошли массово мыльные оперы, бессмысленные сериалы, но привязали часть людей к телевизору. Лучше сидеть дома по вечерам и ждать следующей серии. До этой стадии , описанной автором, мы ещё не добрались, но массированная массовая пропаганда лживых фактов ставит многих людей в положение неадвекватности восприятия реальности. Эта неадвекватность приводит к соответствующим поступкам. Сюжет силён замыслом, но финал никакой.
Стронций 88, 12 января 2014 г.
Телевидение в образе жестокого и циничного молоха в фантастике вещь нередкая, но в этом рассказе есть что-то особенное. В нём невероятно сильно переданы эмоции, от чего всё превращается в некий триллер – напряжённый, мучительный, пугающей бездной человеческой жадности и цинизма; со страхом за судьбу этой Анны, загнанной в угол. Да, невозможно делать что-то «в первый раз» вечно – и вот поэтому ей придётся умереть… в первый раз и по-настоящему, чтобы люди почувствовали всё с этим новым ходовым изобретением (давай, 3Д, двигай дальше, в том же направлении!) – во имя зрителей, почувствовавших с ней настоящую жизнь, во имя продюсеров и так распухающих от богатства. Да, это настоящий Молох…
Главным достоинством рассказа являются те ощущения им переданные, та липкая атмосферность, широкая горсть напряжения и отчаяния. Мощные ощущения усиленные рельефными персонажами, безвольностью главного героя и какому-то постоянному нерву. Для меня это один из сильных образцов триллера в том классическом его понимании передачи внутреннего напряжения и гнёта. Ради одного этого рассказ стоит читать. Все эти ощущения запали в память и душу очень сильно!
redmarie, 1 декабря 2012 г.
Что подразумевает понятие «актер»? Это тот, кто притворяется кем-то или каким-то, скрывая истинные мысли, чувства. В рассказе Кейт Вильгельм таким актерам нет места, зрителю нужны уже не искусственные эмоции, а настоящие неподдельные, чистые переживания. Индустрия развлечений жестока к лицедеям нового поколения. Может потому, что они не притворяются, а «транслируют» то, что подделать нельзя. Эти люди напоминают героев реалити-шоу а-ля «За стеклом» с той разницей, что зритель может отключить изображение и звук, полностью отдавшись передаваемым прямо в мозг страстям.
Становится жутко, как представишь, что твои сокровенные ощущения раскрыты многочисленным телезрителям. Тогда и чувства теряют свою подлинность; «занюханные», «замыленные», «затасканные», пережитые миллионами, которые уже не могут без этого наркотика. Искренность превращается в позерство. Люди — в управляемую толпу «ничтожеств».
Рассказ отчего-то воспринялся таким реальным, словно опасность быть вывернутой наизнанку оголенными эмоциями наружу уже неминуема. Бррр...
god54, 22 февраля 2010 г.
Очень хороший и безжалостный рассказ из мира шоу-бизнеса. Чувства на продажу — такой рассказ уже был, а этот не менее хорош, своей жестокой правдой и эмоциональной окраской. Прекрасный язык и точная характеристика продюсера.
sanchezzzz, 25 сентября 2008 г.
Конечно, в этом рассказе сильно утрирован факт получения удовольствия, эмоций от просмотра телевизионных программ и фильмов. Катализаторами и «усилителями вкуса» служат механические приспособления, электроды и шлем. Пока что мы обходимся бех них. Но ведь мы смотрим ТВ по большому счёту оттого и для того, что хотим испытать те самые чувства эмоции, которых недостает нам в жизни. Домохозяйка, которая постоянно дома по большей части одна, которая часто лишена внимания, ласки, любви, что она смотрит? Женские ток-шоу (чтоб получить ответы, советы, психологическую помощь от незнакомых людей, которые уже имеют опыт в каких то областях жизни), слезливые любовные мелодрамы (посмотреть, «вспомнить», что это за штука любовь) и тому подобное. Мужик с пузом, будучи не в состоянии (и не в желании) играть в футбол, кладёт себя на диван и превращается в футболиста мирового уровня. Все они получают то, чего нет у них в нормальной жизни. Правильно ли это, каждый определит для себя сам, но то, что, говоря словами Матроскина, «телевизер мне (нам*) природу заменил», свершившийся, неприятный факт.
Но в рассказе показано, что Настоящие, а не рафинированные эмоции человек получает лишь находясь рядом с кем-то, лишь обнимая, чувствуя свой объект желания он по-настоящему богат эмоциями и чувствами.
Примечание: ну, и конечно, мы то все прекрасно понимаем, что автора зовут Кейт Уилхелм :smile: