Рэй Брэдбери «На большой дороге»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эрнандо стоял и пережидал дождь, чтобы опять выйти с деревянным плугом в поле. На шоссе уже целый час не видно ни одной машины. Потом хлынул на север целый поток машин. Недобрые вести их гнали неизвестно какой судьбе навстречу...
Входит в:
— цикл «И камни заговорили...»
— сборник «Человек в картинках», 1951 г.
— антологию «SCIENCE FICTION. Наука и фантастика», 1970 г.
— антологию «Above the Human Landscape: A Social Science Fiction Anthology», 1972 г.
— антологию «Kroki w nieznane 4», 1973 г.
— журнал «Ровесник 1981'03», 1981 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Голоса пространства», 1997 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
- /языки:
- русский (21), английский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (21), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Вольский (1), Н. Галь (18), А. Шаров (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 8 декабря 2024 г.
Характерная черта талантливого автора — это умение заставить читателя увидеть в своих героях что-то своё, насытить свой текст многозадачными образами, символами и персонажами.
Брэдбери как никто умеет это делать. Вот и в этом рассказе присмотритесь к Эрнандо. Кто он такой: невежественный селянин или стоический мудрец-фаталист?
Экзистенциализм происходящего зашкаливает! Кто я в мире и есть ли мир без меня?
А образ шоссе/дороги? Дорога — это жизнь, жизнь — дорога. Пустеющее шоссе символизирует что? Конец? Начало конца? Конца чего? Цивилизованной жизни? Конца человечества?
Автор большой умелец подавать через обыденное философское и ужасное. Подаёт при этом он всё очень литературно красиво.
Безусловно читать. Очень хороший образец гуманитарной фантастики в предапокалиптическом антураже и в стиле тревожного ожидания неизбежного.
zotovvg75, 2 февраля 2023 г.
Все же какая тонкая грань между покоем и хаосом, жизнью и смертью! Герой данного рассказа Эрнандо, был простым необразованным человеком, жил совершенно серой незатейливой жизнью со своими устоявшимися заботами и однообразным бытом. Только дорога связывала его с «большим» миром, миром проносившемся мимо убогой хижины буквально со скоростью автомобиля. И никому ни до кого не было дела, ни Эрнандо до мелькнувших мимо него людей, ни проезжим до забитого бедняка. Но если ты отгородился от внешнего мира, то он от тебя отгораживаться никогда не будет и однажды ворвется к тебе в дом, чтобы предъявить свои права на все что угодно, даже на саму жизнь. В этом и состоит основной смысл рассказа.
Как бывает у Брэдбери, здесь чувствуется накатывающая тревога, постепенное осознание того, что произошло нечто страшное. Ожившая дорога вновь покатила по себе стремительно несущийся поток машин, как первые волны разлившийся реки, предугадывая приход разрушительного цунами. Тема ядерной катастрофы постоянно волновала Брэдбери, это нашло отражение во многих рассказах писателя. В каждом из них автор описывал какой-то свой, особый аспект атомного безумия. Здесь автор показывает неспособность простого примитивного человека даже осознать грядущую катастрофу. Я думаю, что здесь дело не столь в слабом интеллекте Эрнандо, сколько в отрицании человеческой натурой возможности деструктивного. Люди свыкаются с устоявшимся ходом событий своей жизни и им кажется, что так будет всегда. Никогда не хочется верить, что ожившая после дождя природа может смениться пустотой выжженной пустыни. Но в этом и заключается загвоздка и чем больше таких бессловесных Эрнандо, тем вероятней угроза апокалипсиса. Я считаю, что забота о безъядерном будущем должна касаться всех, и мыслящего интеллектуала, и малообразованного крестьянина. Иначе атомный смерч ворвется в каждый дом и,увы, в данный момент эта угроза имеет вполне осязаемые черты.
lex_art, 16 августа 2019 г.
Если учесть, как Эрнандо описывает такие простые предметы, как фотоаппарат и наручные часы, то становится понятно, что человек он, мягко говоря, не сильно образованный. Очевидно, что не стоит ожидать, что он понимает значение такого понятия как «ядерная война». Спокойствие главного героя явно является следствием его невежества и непонимания ситуации. А между тем это понимание вполне сгодилось бы и ему. Например для того, чтобы убраться подальше от большой дороги, раз уж он такой автономный и независимый от внешнего мира.
Считается ли человек бесстрашным, если не осознает природы нависшей над ним опасности? Может ли человек быть мудрым и невежественным одновременно? (я сейчас не про типаж благородного дикаря — там другое) Рассказ получился значимым из-за тех вопросов, которые он оставил после прочтения.
Сказочник, 14 апреля 2012 г.
Здесь главное не сюжет и не главгерой, а атмосфера. В главгерое переплелись мудрость и фатализм, полное спокойствие при взгляде на абсолютно любые явления... Что там говорите? Конец Света? Ну, ладно.
deanta, 2 августа 2009 г.
Казалось бы, ничего особенного нет в этой миниатюре. Но она, всё же, необычна – сопоставляются два разных мира: цивилизованный, дарящий всевозможные блага, и не цивилизованный, в котором из машинных покрышек мастерят подошву для обуви (в хозяйстве всё пригодится). Но вот парадокс – страшное порождение цивилизации заставляет людей убегать от благоустроенности, спасая свои жизни. А в «дремучем» мире никак не поймут: как может настать конец света и продолжают возделывать землю...
god54, 29 сентября 2009 г.
Красивая миниатюра с ярко выраженной антивоенной направленностью. Автор пытается представить как встретят начало войны жители города и простые крестьяне. Кто прав, кто виноват, в этот момент это уже никого не интересует. Конец света он для всех — конец света.
Paganist, 16 апреля 2009 г.
Конец света для крестьянина Эрнандо — неурожай, стихийное бедствие и тяжёлая болезнь. Для богатеньких голливудских куколок — банкротство их престарелого муженька. Для кого-то — ядерная война. для астрономов — физическая смерть Солнечной системы. Всё относительно. То есть как к этому отнесёшься, так и будет.
Поэтому я уверен, что конца света не будет для Эрнандо. и соберёт он небывалый урожай :smile:
Olcha, 13 октября 2008 г.
Напомнило сюжет одного документального фильма о чернобыле. Когда случилась авария, большинство стариков отказались покидать родные дома. ведь ничего же не случилось! Трава по прежнему зеленее, по прежнему несутся куры и доятся коровы, клубника размером с кулак выросла... Только вот бесполезно объяснять им было, что все это тихая смерть
Corner, 6 ноября 2008 г.
Мудрый рассказ. Мудрый и оптимистичный, как ни странно... Вселяет мысль, что все может быть плохо, может — хорошо, но ничего не может совсем закончиться навсегда! :glasses:
Yazewa, 5 января 2008 г.
Можно назвать героя этого рассказа неразвитым туповатым человеком. Можно — мудрым философом. Лично я даже не знаю, кто он в этом смысле, да это и неважно.
По-моему, это просто зарисовка, умелое создание нужной атмосферы. И заметьте, концовка-то светлая! И небо проясняется...
Viktorrr, 27 марта 2008 г.
Очень даже неплохой рассказ-зарисовка. Брэдбери можно назвать художником слова, картина ему вполне удалась. Атмосферно и психологично.
юнга Флинт, 17 ноября 2006 г.
Эрнандо знал, что никуда с этой подводной лодки не денешься. Он не поехал за всеми, не удрал и уже не удерёт. Мудрый спокойный мексиканец.
Oscar, 13 января 2008 г.
Простой провинциальный работяга... Всю жизнь пахал. Он даже не представляет себе, что такое атомная война и никогда не размышлял о том, что такое «конец света», поэтому даже не испугался, а озадачился:«Конец света» — как же так — конец?
viv, 30 декабря 2007 г.
Философское спокойствие перед концом света. Как же так — конец света? Ведь пахать надо... А может, вдали от больших городов война не заденет эту одинокую семью?..
Vendorf, 3 мая 2007 г.
Странно, но от содеянного «другими» страдают все земляне. Все зависит только от времени, кто-то умрет быстро, а кто-то медленно, только одни суетятся по этому поводу, а другие нет...