Рэй Брэдбери «Человек»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На планете, на которую прилетела земная ракета, произошло событие, которое жители ждали много веков, к ним пришел мессия, поэтому прилет ракеты отошел на второй план. Земной капитан никак не хочет поверить в то, что произошло.
Входит в:
— антологию «The Best Science Fiction Stories: 1950», 1950 г.
— сборник «Человек в картинках», 1951 г.
— сборник «К — значит космос», 1966 г.
— антологию «Другое небо», 1990 г.
— антологию «Мир в латах», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
- /языки:
- русский (20), английский (2), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (23), аудиокниги (1)
- /перевод:
- О. Венгер (1), А. Девякович (1), Е. Дрозд (1), Н. Коптюг (12), М. Молчанов (3), А. Оганян (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 25 января 2024 г.
Когда земной звездолет впервые опустился на далекой планете, его экипаж никто не вышел встречать. Потому что до этого на планете появился весьма необычный человек... Сюжетец, прямо скажем, не совсем выигрышный, особенно если читатель — ярый атеист. Философский смысл его так же неочевиден. Лично для меня встреча с Богом не была бы настолько знаменательным событием, чтобы я забыл о своих насущных делах. Потому что решать их мне, а не кому-то иному (тем более — Богу!). Да и о чем мне говорить с этим сверхъестественным существом, которое я поминал только в матерных словах? Да и те же американцы в него не верят, хотя регулярно молятся за столом и посещают церкви по выходным. Религия ныне — не вера уже, а своеобразная традиция. Что-то типа благодарения земли после сбора урожая. Как говорил в свое время Лев Толстой, Бог у каждого свой, поэтому не стоит искать в нем сходных черт. Для дикаря-людоеда он один, а для «цивилизованного» европейца — другой. Понятия доброты тоже сильно у них отличаются. А какова мораль совсем чужой расы, не стоит и догадываться: всё равно не угадаете! Даже у нас на Земле есть секта самобичевателей, поощряющих нанесение себе самому различных ран и увечий. Им бы христово излечение точно не понравилось! А где гарантии, что инопланетная раса не будет исповедовать то же самое? Единственное, что ценно в данной истории — так это вечное стремление приблизиться к своему идеалу. В данном случае — стремление догнать Бога и поговорить с ним. Как говорят математики, оно возможно, но только в бесконечном приближении: ты будешь неуклонно сокращать время своего опоздания на встречу, но довести его до нуля не сможешь. Точно так же, как гипербола никогда не сможет пересечь координатных осей. Но это вовсе не значит, что не надо стремиться это сделать! Ведь человек ценен не только своими поступками, но и стремлениями. Если ни к чему не стремиться вообще, ты ничего не достигнешь, не оставишь после себя доброй памяти. Пусть Ахилл из зеноновой задачи и не догнал свою черепаху, но старался. За это старание (хоть и безуспешное) мы его и помним. Мы помним Ленина, который так и не построил коммунизм «в отдельно-взятой стране», помним Гагарина, который совершил один-единственный космический полет продолжительностью всего 106 минут, помним даже Саймона Ньюкома, утверждавшего, что полеты аппаратов тяжелее воздуха нецелесообразны и не имеют практической ценности... Главное не то, к чему эти люди в итоге пришли, а то, что они постоянно к чему-то стремились. Теорему Ферма тоже не могли доказать более 200 лет, но постоянно пытались сделать это. В итоге дело было сделано Эндрю Уайлзом в 1994 году (хотя признание к нему пришло только 22 года спустя). Такой результат был бы невозможен без многолетних стараний. Поэтому всегда и всем следует к чему-то стремиться — без этого наша жизнь покажется пустой и бессмысленной. Эту мораль я точно могу принять — в отличие от веры в Бога.
-------------
РЕЗЮМЕ: притча о Втором Пришествии Христа на чужую планету. Согласно Библии, это должно было предвещать всеобщий Апокалипсис. Которого так и не случилось...
Dan8887, 19 марта 2019 г.
А вот вам вера с точки зрения верующего (по мнению Р.Б.). Ну ииии... Атеист представлен себялюбивым болваном, не стремящийся познать новый феномен. Пользуется только той инфой, которая была в него заложена ранее. А вот верующий... нет, ВЕРУЮЩИЙ — он-то самая прогрессивная часть человечества (видимо, тоже по мнению Маэстро). И, словно в насмешку над рассудком, мы смотрим на то, как Капитан пытается объяснить бога. Естественно, в этой Вселенной, его старания идут крахом. И что же дальше? Новая гипотеза? Нееет! Ему просто не оставляют выбора (в виде аварийно приземлившегося «рояля в небесах» — корабля его соперника) — он резко делает оборот на 180 гр., а далее — новая цель, дабы удовлетворить свой эгоизм.
Здесь Капитан — образец фанатика, фанатичное следование цели. И прибыть на планету он хочет раньше всех, и найти мессию он желает во что бы то ни стало.
Чтож, я не против веры (в бога, в заговор, рептилоидов, голографическую вселенную). Видимо, это «встроенная функция» (возможно, это помогает экономить ресурсы мозга). Пока она не является причиной действия или бездействия, приводящей к плачевным результатам.
dxbckt, 19 июля 2019 г.
Очередной рассказ Бредьерри казалось бы фактически «написан под копирку» с предыдущих (тот же «прилет «гостей» и те же «непонятки с аборигенами»), но тут «разговор» все таки «пошел немного о другом...».
Прилетев с «почетной миссией» капитан (корабля) с удивлением узнает что «его недавно опередили» и что теперь сам факт (его прилета) для всех — ни значит ровным счетом ничего... Сначала капитан подозревает окружающих в некой шутке или инсценировке... но со временем убеждается что... он похоже тоже пропустил некое событие в жизни, которое выпадает только лишь раз...
Сначала это вызывает у капитана недоумение и обиду, ну а потом... самую настоящуэ злость и бешенство... И капитан решает «Раз так — то он догонит ЕГО и...»
Не знаю кто и что увидит в данном рассказе (по субъективным причинам), но как мне кажется — тут речь идет о «вечном поиске» который не имеет завершения... при том, что то что ты ищещь, возможно находится «гораздо ближе» чем ты предполагаешь...
seus, 27 ноября 2014 г.
Рассказ на мой вкус очень топорный. Вера в нем представлена чуть ли не антагонистом интеллекту и его ценностям (точнее его ценностям в интерпретации Бредбери). Капитан, представляющий идеалы прогрессивного мира, отвратителен. Все остальное в рассказе, представляющее веру, на редкость уравновешенно и мило.
Бредбери показывает веру как что-то вроде костыля. Люди его жаждут, и ни чуть не смущаются этого.
Меня такое положение дел категорически не устраивает. Неужели вера — то, без чего не обойтись? Я считаю, что в человеке есть место свету и гармонии без веры, что бы там Бредбери не говорил.
Сказочник, 14 апреля 2012 г.
Еще одна религиозная зарисовка от Мастера. Эмоциональная и очень светлая. И какой бы развитой цивилизация ни оказалась, как бы она ни научилась обгонять скорость звука, света, развивать колонии в отдаленных уголках космоса, Вера всегда останется Верой...
god54, 30 сентября 2009 г.
Интересный вопрос был поставлен в рассказе: А что ты попросишь, когда встретишь Его? И я задумался, а если бы я встретил Мессию, чтобы я попросил? И поверил бы я в него или нет? Атеизм у меня в крови. Наверное мы бы постарались найти любой научной способ объяснения всем событиям, но никогда не согласились бы поверить. Ведь это так трудно поверить...
amak2508, 11 ноября 2009 г.
Красивый рассказ, воздействующий на читателя в чисто эмоциональном плане. Увлекательность его не велика, но зато автор смог подойти к достаточно тонкой и деликатной теме веры так, что довольными, по-моему, должны остаться все читатели: и верующие, и не верующие.
zmey-uj, 11 ноября 2008 г.
Часто у Брэдбери герои драматично Добры или Злы, Умны или Глупы; если они верят, то вера их тверда, если же нет — то они упорны в своем неверии, и ясно, что уверовать им не дано. Но этот накал чувств абсолютно правдоподобен, так спокойно говорит обо всем автор. Усомниться — значит уподобиться капитану, которого становится жаль, несмотря на его подозрительность, гнев и готовность хвататься за пистолет по любому поводу. Его еще ждет долгая бессмысленная дорога, а жители города уже пришли туда, где им будет дано исцеление, покой и понимание.
Yazewa, 5 января 2008 г.
А вот и религия в творчестве Р.Б. Симпатично, но не слишком глубоко. А может, и не надо глубоко?
ОН с теми, кто верит. Совершив тяжкий грех, ты не найдешь (не догонишь) ЕГО. И не нужно доказательств ЕГО чудес.
А последний диалог Мартина с Хартом — как разговор возле заветной Комнаты в «Сталкере»: а зачем, собственно?
ozor, 8 октября 2008 г.
Потрясающий своим сюжетом рассказ, если вдуматься. Мы настолько увлечены технологиями, путешествиями, прочими человеческими радостями, забывая, порой, про религию.
viv, 25 декабря 2007 г.
Да нет, мэр, пожалуй, один из апостолов в будущем. Вера есть вера. Догнать ее на ракете невозможно. Можно только принять своим сердцем...
юнга Флинт, 19 ноября 2006 г.
Я ждал, что им окажется мэр. Очень уж он интересно говорил в конце:lol:
Ruddy, 13 июня 2006 г.
Зло к добру всегда может подойти, а Добро ко злу не приходит. Так и здесь — будет вечно скитать бедный капитан, ища то Добро и забывая что сам не избавился от Зла своего хотя бы частично.
Sadt, 20 сентября 2006 г.
Неожиданный поворот мысли. Очень светлая история с глубокими прообразами.