Лю Цысинь «Тёмный лес»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Открытый космос | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Юпитер, спутники Юпитера )
- Время действия: 21 век | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Спасение мира | Изобретения и научные исследования | Контакт | Звёздный ковчег/замкнутый мир
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
400 лет оставалось до прибытия инопланетян на землю. Но их шпионы уже здесь. Свернутые в протон суперкомпьютеры следят за каждым шагом землян и саботируют прогресс в науке, создавая помехи в экспериментах. Единственная надежда на спасение — проект «Отрешенные». Четверо избранных получат в свое распоряжение неограниченные ресурсы, каждый из них должен разработать и привести в исполнение план по отражению атаки пришельцев. План, все детали которого должны существовать исключительно в голове его автора — единственном месте, которое недоступно инопланетным шпионам...
Входит в:
— цикл «В память о прошлом Земли»
Награды и премии:
лауреат |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай) | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第52回 (2021) // Переводной роман |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года |
- /языки:
- русский (8), английский (2), немецкий (1), украинский (1), болгарский (1), венгерский (1), китайский (3)
- /тип:
- книги (13), самиздат (1), аудиокниги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- К. Бетц (1), О. Глушкова (1), А. Дранка (1), Д. Мартинсен (1), г-н Н. (1), Д. Накамура (4), С. Русинов (1), Е. Ширинос (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Роджер_Янг, 17 июля 2017 г.
Вторая книга получилась мощнее первой, что является довольно редким явлением. Но тем не менее она превосходит «Задачу» по всем параметрам. Более динамичный сюжет, более яркие персонажи, множество интересных концепций. Ну и самое главное — она гораздо страшнее.
В первую очередь, конечно хочу отметить интересные мысли. Концепция Вселенной как «Темного леса» выглядит жуткой и бьет по голове не хуже Капли. В некотором роде это доведенная до абсолюта гоббсовская идея о войне всех против всех. Только в отличие от Гоббса на горизонте не наблюдается Левиафана. Интересно, что Лю Цысинь идеально отзеркаливает идеи Ефремова с его Великим Кольцом.
Во вторую очередь — это захватывающий сюжет, с совершенно непредсказуемыми поворотами. Как я не пытался угадать развязку — у меня не получилось. Понятно, что была связана с Ло Дзи, понятно что она будет связано с Космической социологией, но конкретно такую развязку я даже и близко не предвидел.
Персонажи более многогранные, чем в первой части, но видно что это не самая сильная сторона автора.
Долго думал над якобы тупыми землянами, выстроившими флот таким образом. Пришел к выводу, что это вполне логично. Люди уже больше века не имели никакого опыта боевых действий и не видели в Капле никакой угрозы. В этой ситуации желание попиариться победило разумную осторожность.
Резюмирую — книга является Событием, а автор самым ярким открытием для меня в этом году.
Он умеет удивлять.
Он заставляет задуматься.
Пожалуй это самая сильная книга трилогии. Дочитываю третью. Там уже два раза были «рояли в кустах». Здесь такого нет.
Отдельная благодарность переводчикам.
alena_korf, 25 февраля 2018 г.
откровенно слабо. намного хуже первой книги.
сюжет надуман. скучное повествование иногда имеет тенденцию к некоторой интриге, но это не спасает.
дочитала в общем-то с трудом.
научная составляющая окончательно «ушла гулять» и ее заменила чистейшая фэнтези с
много наивного и просто нелогичного.
избитая идея о том, что цивилизации имеют тенденцию к бесконечному расширению (что выдается за аксиому «галактической социологи») приехала из 60-х годов вместе с замшелым «парадоксом Ферми». смотрится это наивно.
ведь, очевидно, что цивилизации разделены тысячами световых лет , существуют наложенные физикой ограничения технического развития, а значит никакое взаимодействие цивилизаций не возможно (ни сотрудничество, ни агрессия). поэтому идея «темного леса» наивна и взята из времен, когда казалось, что вот вот «на Марсе будут яблони цвести», Галактика наполнена жизнью, а космические корабли бороздят Большой театр и прочая чепуха.
мне кажется, мировоззрение автора застряло где-то в 60-х.
в общем автор во второй книге продолжил ронять планку, которую начал ронять еще к концу первой книги.
ставлю натянутые 5 баллов из 10.
webstranger, 16 апреля 2023 г.
Читал в 2018м, сейчас вспомнил после того как натолкнулся на алюзии в российской фантастике. Сама идея вынесеная в название тома весьма ублюдочна и проистекает из антиглобалистского мифа о «игре с 0-й суммой». В реале сотрудничество всегда выгодней не только войны, но даже просто изоляции.. в больной логике националистов же кто сильней тот должен непременно отвоевать жизненное пространство.. ну и прочее гопническое «бей первым». Фишка этого произведения — иллюстрация куда приводит такая логика, причём смасштабированая до вселенной
многомерное пространство в процессе войн сворачивается путём уничтожения измерений.. т.е. сначала взаимоуничтожатся более чем 3-х мерные измерения, потом и наше схлопнут в плоскость.. видимо после войны в одном измерении всё кончится жирной точкой.
dl, 4 марта 2018 г.
Концепция темного леса и всего построенного на ней действия — классический пример некритичного восприятия любопытной и на первый взгляд красивой, но внутренне противоречивой идеи. Возможно, причина в чисто китайской любви к стратагемам. Сильно напоминает восторг неофита, познакомившегося с основами теории игр и уверовавшего в строгую рациональность действий игроков, ориентирующихся к тому же строго на один критерий.
При этом совершенно игнорируются вполне очевидные вещи, ломающие красоту бинарной логики. Цивилизации стремятся к максимальной экспансии, при этом прячась по углам и хлопая по головам выскочек, что вообще-то автоматически отодвигает задачу экспансии на неопределенное время. Никто не занимается созданием буферных зон (опять же классический способ выживания слабых государств в условиях «все кругом враги»); никто не занимается массовым спамом типа трюка Ло Цзы, но в бОльших масштабах; никто не занимается массовыми зачистками про запас; до концепции взаимного уничтожения как фактора сдерживания тоже додумались только земляне.
Феникс64, 8 июля 2017 г.
Что можно сказать про «тёмный лес», довольно мрачная история про двух детишек в песочнице где один постарше ребятёночек вознамерился выгнать младшенького. Под детьми подразумеваются цивилизации трисоляриса и земли обе находящиеся в по сути младенческом возрасте. Автор явно делает упор на строго научную фантастику, однако наука наша уже очевидно находится в глубокой .... так как начиная с конца шестидесятых фундаментальных подвижек не наблюдается что указывает на одну очевидную вещь — ктото завалил работу по заливке фундамента, теперь на этом косом основании ничего не построить, всё валится в пропасть так и не начав схватываться. :( (Виноваты конечно софоны вездесущие а вовсе не кривые руки и мозги наших ....)
Роман явно писался с прицелом на возможную экранизацию с возможным загребанием денег лопатой, надо признать что голливуд за такое возьмётся с радостью, недалёкая публика будет в восторге, снимут всё красочно и со спецэффектами.
Что касается отвернувшихся — малоправдоподобно на самом деле, ведь даже если сам отвернувшийся и держит как говорится язык за зубами то на стадии воплощения замысла всё вскрывается относительно легко. Однако и автор это понял и сообразно такому пониманию скорректировал сюжет, в итоге троих отвернувшихся легко раскусили, трудности возникли лишь с тем кто сам не понимал что он собирается сделать. Тут кстати подумалось что надо было бы таких больных на голову побольше выбрать, трисолярис в осадок бы выпал пытаясь понять то чего сами душевнобольные понять не в состоянии. Прекрасный отвлекающий ход мог бы быть. В итоге наш гений не додумался ни до чего лучшего чем позвать детишек постарше, но в начале не в свою песочницу а соседнюю чтобы те пришли и бросили в неё гранату :) Вот такой интересный детский садик у автора получается...
Тоесть там как бы и не детский садик вовсе, там тёмный лес, откуда в этом лесу столько безпризорных детей автор решил не раскрывать, видимо чтобы страшнее было. Сказка действительно получилась страшная, впрочем когда дети остаются без присмотра взрослых это всегда страшно, передерутся как минимум а то чего доброго и лес подпалят — кто нибудь обязательно спички раздобудет.
Весь роман базируется на идее безусловного технологического превосходства трисоляриса, достаточного для гарантированной победы, что мы и наблюдаем в случае капли. Малый объект изготовленный на другом техническом уровне и использующий в своей работе передовые знания и технологии с лёгкостью покрошил примитивный флот земли. Надо сказать этот момент действительно у автора получился правдоподобным, вот только неясно на чём его капля работала (в смысле источника энергии) ведь даже антивещества в реале явно не хватило бы для таких выкрутасов. В остальном не так уж и важно что делало её такой прочной, силовые поля в чистом виде или силовые поля структурирующие некое вещество, но вопрос по источнику энергии придётся оставить открытым — автор видимо ничего не смог придумать в рамках концепции строгой научной фантастики а выходить за эти рамки он не решился.
Xocotl, 23 мая 2024 г.
Тёмный лес: когда молчание — золото, а лес – смертельно опасен...
«Темный лес» Лю Цысиня, вторая часть трилогии «В память о прошлом Земли», превзошел мои ожидания. Если первая книга интриговала в основном научными идеями, то здесь Цысинь разворачивает настоящую философско-социологическую драму на фоне надвигающейся космической угрозы.
От частного к вселенскому. В отличие от камерности «Задачи трех тел», где акцент был на отдельных персонажах и событиях, здесь масштаб повествования значительно расширяется. Цысинь ведёт нас сквозь столетия, показывая, как меняется человечество перед лицом неминуемой гибели.
Главный герой — человечество. Именно оно, со всеми своими достоинствами и пороками, со своими надеждами и страхами, становится центральным персонажем романа. Мы видим, как люди пытаются найти ответ на вызов, брошенный им из глубин космоса, как борются с собственными демонами и ищут пути к спасению.
Концепция «темного леса» — одна из самых сильных сторон романа. Цысинь предлагает оригинальное объяснение парадоксу Ферми, заставляя нас по-новому взглянуть на проблему контакта с внеземными цивилизациями. Молчание космоса приобретает зловещий смысл, а Вселенная предстает не как дружелюбный дом, а как поле битвы, где каждый сам за себя.
Персонажи обретают глубину. Несмотря на то, что в романе по-прежнему много героев-функций, некоторые из них, особенно Ло Цзы, раскрываются намного полнее, чем персонажи первой книги. Мы видим их эмоции, мотивацию, внутреннюю борьбу.
Философские и социальные вопросы занимают в романе не меньшее место, чем научные идеи. Цысинь размышляет о природе человека, о границе между добром и злом, о том, на что мы готовы пойти ради выживания.
«Тёмный лес» — это не просто продолжение «Задачи трёх тел», а самостоятельное произведение, которое выводит трилогию на новый уровень. Это умная, захватывающая и пугающе актуальная книга, которая оставила глубокий след в моей душе читателя. И если «Тёмный лес» заставляет задуматься о месте человечества в безмолвной и враждебной Вселенной, то финальная часть трилогии, надеюсь, даст ответ на вопрос, есть ли у нас будущее среди звезд.
krampuls, 27 июля 2017 г.
После произведений посложнее хотел выбрать для чтение что-то поглупее, и этот роман превзошёл в этом отношении все предположения. Если первая серия трилогии — это типа фантастика 60-х, то тут мы движемся дальше в прошлое, в 50-е и 40-е, в области Ван Вогта и Гамильтона. Современные западные писатели такое уже не могут писать с серьёзным выражением лица и обязательно вставят постмодернистские подмигивания, а тут совершенно ломовой подход. Веселит и радует поначалу неимоверно.
Веселит книжка до конца, но радовать вскоре после начала перестаёт. Вся, абсолютно вся логика постоянно приносится в жертву увлекательности и драматизму. Чем дальше, тем сильнее это раздражает. Роман притворяется научной фантастикой, но науки тут считай и нет. «Критические» высказывания в адрес сверхдержав, современного искусства и современного общества всерьёз воспринимать невозможно. Перевод Джоэля Мартинсена заметно похуже перевода Кена Лю первого тома, имеются местами ошибки и общие шероховатости.
NikasSlav, 21 сентября 2024 г.
Отчаяние овладело многими землянами после новостей о неизбежном поражении в будущей битве с трисолярианским флотом. Наука встала на месте, а люди ищут пути Исхода — в том числе рассчитывают сбежать на космических кораблях и основать новую цивилизацию в другой солнечной системе. Но почему-то вопрос «кто полетит?» не имеет решения (а почему, никто так и не объяснил). В итоге появляется новый весьма странный проект «Отвернувшиеся». Мол, определённые люди будут разрабатывать планы борьбы с Трисолярисом и держать их втайне ото всех (но при этом всё равно почему-то докладывать обо всём ООН). И здесь почему-то сразу нашли ответ на вопрос «Кто Отвернувшиеся?», хотя он куда более нерешаемый. В итоге набрали ту ещё команду, как выясняется, поскольку все «тайные» планы вскоре становятся явными, и ни один не даёт надежды на достойное будущее для человечества. Особняком, правда, стоит Ло Цзи, но пока что у него нет особого плана, ведь он пользуется случаем, чтобы найти девушку своей мечты и жить с ней, словно в раю. Однако и ему вскоре приходится придумать собственный план...
Накал страстей в этом романе побольше, эпоха вообще растянулась аж на двести лет, героев, соответственно, тоже стало много. Правда, жаль, кое с кем из первой книги мы уже не увидимся, и это выглядит, мягко говоря, странно. Как, собственно, вызывают недоумение и некоторые решения Отвернувшихся и приказы вышестоящих начальников. В итоге во времена, когда у человечества угасает последняя надежда, пробуждается всё тёмное и злое. Возникает ощущение, что главная угроза цивилизации — вовсе не трисоляриане, а мы сами. Действительно, решения многих персонажей приводят к таким печальным исходам, что остаётся только хвататься за голову.
Впрочем, в конце книги нам всё-таки подарят призрачную надежду и найдут кое-какое решение. Но, зная, что ещё впереди третья книга, читатель понимает: всё вовсе не так радужно. Ожидается, что в финальной части трилогии будет самый напряжённый накал. А пока 8 из 10.
Helena1996, 30 июня 2024 г.
Так получилось, что между чтением первой и второй книги о трисолярианах у меня прошло немало времени. Многие моменты уже исчезли из памяти, остался только основной расклад, и как мне кажется сейчас, первая книга — это в основном введение в исторические дебри китайской революции и прочие предпосылки, ну и конечно, с чего вся трисолярианская история завертелась. И если честно, я вполне обошлась бы без первой книги. Или по крайне мере, если бы ей не придавалось такого значения и, соответственно, объёма. Но это мое ощущение.
Зато ко мне совсем недавно — и да, это точно случайно — заглянула другая его книга, внецикловая, протоптала ко мне путь ч«Эпоха сверхновой», после которой я сочла, что это был знак продолжить цикл )) Есть в этих книгах некоторые схожие тенденции, хотя, книги, безусловно, разные. При всем при этом прочесть Эпоху я советовала бы, чтение книги точно вызовет не только эмоциональную бурю, но это еще и повод посмотреть на подход некоторых стран. И здесь, и там — проблема общемирового уровня, но в мире, где выступает трисолярианская дилемма, на первый план периодически вырываются еще и противоречия между представителями разных стран.
Тут еще такой интересный нюанс, поскольку инопланетная угроза утяжеляется еще и следящей с их стороны техникой, сонарами, своего рода шпионами, все видящими и слышащими, в том числе и планируемое против трисоляриан, то сообщество нашей планеты пришло к мысли сокрыть от их всевидящего ока противодействующие им замыслы. С этой целью и выдвинуло четырех человек, Отвернувшихся, которые вправе не отчитываться, не открывать никому своих планов, как можно дальше скрывать идеи, которые передовые умы лелеют в себе. Этим людям предоставляются практически неограниченные ресурсы во всем. Соответственно, мы и увидим четыре разных пути, осваиваемые в этих целях. Хотя, не так уж все и однозначно. Но по крайней мере, выглядело так поначалу.
И конечно, я не могла пройти мимо одной значимой детали, особенно в наше время, в сюжете это некая эпидемия постельного гриппа. Небольшой спойлер от меня, хоть и без особого значения для сюжета. Эпидемия и эпидемия. Уж сколько мы модификаций короновируса пережили... А тут такая узнаваемая, трехдневная, сопровождающаяся только насморком, эпидемия так называемого постельного гриппа, намекающего о том, какие будут эти три дня. Всего лишь три дня в постели. Для всех, кроме одного человека. И простенькая эпидемия гриппа в облегченной форме, дойдя до конкретного человека, обрастает катастрофическими последствиями. Именно для него. А объясняется все просто. Имеется формула вируса безобидного с виду гриппа. Безобидного — для остальных. Потому что в нее внедряется ДНК определенного человека, и при попадании в него этот вирус поведет себя так, что в кровь начнут поступать ядовитые вещества, до той поры скрытые, а мы получаем на редкость действенное целевое бактериологическое оружие. И мне вот интересно, насколько это фантастика.
Но отвлекшись от изощренной заразы, ведь много чего говорит о весьма фантастическиих вещах, при том, что время — 21 век, хоть и не сказано, начало его или конец, но очень даже, например, освоены технологии погружения в многолетний сон, не для всех, только для тех, у кого есть деньги. На развитие некоторых отраслей промышленности, в частности, военной, да и вообще развития науки отпускается приблизительно два столетия. Как рассчитали ученые, именно тогда первые вестники трисолярианской угрозы приблизятся настолько, что уже не будет речь идти о предполагаемом. И очень многое зиждется именно на этом, скажем так, пережидании. Хотя кто-то уходит в сон просто в надежде на то, что к тому моменту его вылечат, многие рассчитывают, что человеческая мысль столь далеко уйдет от 21 века, что можно будет сразиться со столь же далеко ушедшей в развитии цивилизацией.
Но если вы уже читали что-то из произведений Лю Цысиня, вы могли заметить, что в своих романах он не сильно благоволит человечеству в целом и не придерживается таких лейтмотивов, как дружная в едином порыве борьба человечества с чем-то, в результате чего человеческая раса все победит. Но я, конечно, не буду раскрывать все карты автора. Единственное, что скажу, это о том, как он интересно разбил 200 лет ожидания. И не будем забывать, что и это тоже половина от тех четырех столетий, что может отделять землян от небытия руками (или что у них там) трисоляриан. И автор не стал дробить самые сложные два века на более подробно прописанные периоды. Мы видим первые двадцать лет и дальше как бы громадный скачок во времени, после чего непосредственно оказываемся во времени, где лишь несколько лет отделяет от часа икс. Хотя за завесой не останется и тот период, который мы проскочим, о нем расскажут, буднично, но оттого не менее ужасно. Это тоже, как мне кажется, было сделано с умыслом. И финальная часть где-то предсказуемая, но далеко не во всем, и писатель очень умело свел и драму, и много еще чего подоспело. И главное — это все еще середина. Впереди — третий роман. И уместятся ли в него следующие двести лет?
Дочь Самурая, 27 июля 2023 г.
Почитала отзывы и согласна со многими. Особенно в том, что вторая часть лучше первой. Из первой мне только Е не дает покоя, вернее ее мотивация. Так же согласна с высказанным мнением, что книга похожа на на «Основание» Азимова. Такой же суховатый язык, не самые проработанные персонажи, но зато какие грандиозные идеи. И их так много, что любители книжных сериалов растянули бы книг на 10. Даже сам этот цикл упоминается в книге. Мне кажется, автор так ненавязчиво намекает о том, кто повлиял на него.
Так же в книге есть упоминание о классических авторах своим воображением создающие огромное количество героев. Наверно, Лю Цысинь тоже к ним относится. Масштаб его воображения поражает. Я не смогла предсказать ни один сюжетный поворот.
Главная идея ужасает. Страшновато жить в такой мальтузианской вселенной. Но теория довольно спорная, и даже у меня к ней много вопросов. Хотя поразмышлять об этом, посмотреть на смоделированную автором ситуацию очень интересно.
Вообще, лучшее в этой трилогии это мысленные авторские эксперименты, попытки представить развитие человечества, как будут меняться сами люди в зависимости от уровня жизни., как будут поступать в тех или иных ситуациях. Вот это мне понравилось больше всего.
Пы. Сы. Почти досмотрела первый сезон китайского сериала «Задача трех тел». Отдаю должное китайцам, отнеслись к книге с уважением. В 30-ти сериях раскрыли все более чем подробно. Иногда даже чересчур.
SeverianX, 2 июля 2023 г.
«Темный лес» – второй роман трилогии Лю Цысиня «В память о прошлом Земли».
В первой книге человечеству стало известно о существовании Трисоляриса – системы с тремя звёздами, движение которых крайне непредсказуемо. Рано или поздно такое движение приведет к поглощению единственного обитаемого мира, и цивилизация окажется окончательно уничтожена. Китаянка Е Вэньцзе отправляет на Трисолярис приглашение к завоеванию Земли. Для захвата Солнечной системы трисоляриане отправляют свой флот, который прибудет на Землю через 400 лет. Человечество начинает неспешную подготовку к вторжению. Однако есть одна существенная проблема – Трисолярис направляет на Землю микрокомпьютеры софоны, призванные блокировать развитие фундаментальных наук. Даже перед лицом неминуемой гибели человечество не смогло объединиться. Кто-то готовится дать отпор, кто-то готовится к побегу с Земли, а есть и те, кто рад пришествию захватчиков.
Помимо полной блокировки земной науки, софоны используются и для слежки за человечеством. Недоступными для них оказались лишь мысли людей. Также оказалось, что для трисоляриан понятия «мысль» и «речь» тождественны, а понятие «ложь» попросту незнакомо. Чтобы использовать это, люди создают проект «Отвернувшиеся», ставший ключевым сюжетным ходом «Темного леса». Отвернувшимся предоставили практически неограниченные возможности для реализации собственных проектов по защите Земли. Однако планы эти должны быть лишь в умах Отвернувшихся, и ни в коем случае не раскрываться до реализации. Отвернувшимися становятся бывший министр обороны США Фредерик Тайлер, бывший президент Венесуэлы Мануэль Рей Диас, британский нейрофизиолог Билл Хайнс и никому не известный китайский астрофизик Ло Цзи. В ответ на это ОЗТ формирует Разрушителей, цель которых разгадать планы Отвернувшихся и помешать им.
В противовес «Задаче трёх тел» второй роман раскрывает героев не широкими мазками, а тончайшими штрихами. Примером этому может служить история Ло Цзи. На первый взгляд она может показаться чрезмерно затянутой, но это необходимо для всестороннего раскрытия героя.
Основных идейных стержней в романе два. Во-первых, это идея Темного леса, давшего название роману. Данная концепция – это своеобразный ответ на парадокс Ферми. Парадокс этот заключается в том, что в теории во Вселенной должно существовать множество технологически развитых цивилизаций, но мы не можем обнаружить их следов. Выводов тут можно сделать два: либо иных цивилизаций просто нет, либо мы не в состоянии их обнаружить. Темный лес даёт ответ на этот непростой вопрос. Вывод получается по-своему точный и изящный. Данная концепция касается не только цивилизаций. Она интересно обыгрывается и в «битве Тьмы», произошедшей между отдельными кораблями флота Земли. Многократное повторение правил этой концепции призвано закрепить в нас уверенность в ее правильности.
Во-вторых, Лю Цысинь подробно исследует поведение людей, оказавшихся под угрозой уничтожения. Автор в «Темном лесу» создаёт масштабную картину, в которой события космического масштаба гармонично сочетаются с судьбами отдельных людей. Человечество поначалу воспринимает вторжение с вызовом, но постепенно впадает в отчаяние. Без революционных достижений человечество обречено на поражение в борьбе с технологически более развитой цивилизацией. Если победа невозможна, есть лишь один выход – сбежать с обречённой Земли. Но эскапизм ставит перед людьми неразрешимую дилемму – кто же должен спастись. В менее просвещённое время ответ был бы прост – сбегут лишь власть имущие и обладатели внушительного капитала. Однако в эпоху гуманизма общественное мнение играет очень большую роль, а сами идеалы равенства и достоинства человеческой личности становятся своеобразной ловушкой. Если не могут спастись все – пусть не спасётся никто. Эскапизм объявляется преступлением против человечества.
Люди начинают длительную подготовку к битве Судного дня. Помимо строительства мощного космического флота, человечество пытается сохранить хотя бы часть своей стратегии в секрете от софонов – проект Отвернувшиеся, упомянутый выше.
Хотелось бы подробнее поговорить о художественной ценности романа, которая тут чрезвычайно высока. Лю Цысинь оставляет в тексте огромное количество зацепок, кажущихся на первый взгляд незначительными. Многоуровневые метафоры раскрывают нам дальнейшие сюжетные ходы, но разгадать их поначалу совсем непросто. Например, эпизод с муравьем в самом начале, не что иное, как описание цивилизации Трисоляриса, с ее постоянными катастрофами и возрождениями. Или эпизод из самого начала «Задачи трёх тел»: революционеры и контрреволюционеры ведут сражение рядом с заводом, но у слабейшей стороны есть козырь в рукаве – они могут подорвать гигантские печи, тем самым уничтожив и себя и врагов. Таким образом, уже в первом романе Лю Цысинь закладывает основы концепции Тёмного леса. Глубина рассуждений об идеях, заложенных в романе, говорит о том, что сам автор очень много времени посвятил работе над этими вопросами.
Итог: «Темный лес» – продуманный и многогранный роман. Он по всем параметрам превосходит «Задачу трёх тел» – также весьма неплохой роман. Герои стали объемнее, а идеи глубже. Писательский талант Лю Цысиня заметно вырос. Да, многим проза автора может показаться несколько затянутой, а диалоги недостаточно убедительными. Все это с лихвой компенсируется масштабом идей. Итоговый коктейль из научной фантастики, социологии и философии имеет множество уровней восприятия, в которых очень интересно разбираться.
freeresearcher, 11 февраля 2020 г.
Лучшая книга в трилогии и с моей точки зрения — лучшее завершение истории.
Подробные рассказы о том, как работает та или иная штуковина, оставлены в прошлой части и «Тёмный лес» уже не производит впечатление старомодной «твёрдой» фантастики, хотя технических подробностей достаточно для читателей, жаждущих условного реализма. Ло Цзи, главный герой, убедителен и не скатывается в шаблоны — перед нами не супермен и не гений; сцена с его озарением где-то в Альпах (похоже, что Эдем именно там) дивно хороша.
Этическая основа — прекрасна. Думаю, не будет спойлером сказать, что название отсылает к идее о том, что вся Вселенная молчит не потому, что безжизненна, а потому что никто не хочет себя выдавать и готов стрелять на поражение первым. Концовка романа оказывается не просто историей про тактическую победу Земли в противостоянии с более продвинутым противником, но и выходом из этой печальной в общем-то ситуации. Впрочем, тут дам спойлер третьей книги, причём глобальный — и, внимание, он полностью разрушит интригу в целом, а не просто какие-то детали:
Слабым местом можно назвать только то, что планы всех четырёх Отвернувшихся — людей, которые должны были скрыть свой истинный замысел от приближающегося Трисоляриса — раскрываются исключительно суперагентами-вредителями. Всевидящие и много более продвинутые в техническом отношении трисолярианцы не догадываются, раздолбаев, допускающих утечку, нигде нет, а в случае с финальным планом Ло Цзы возникает прямо-таки сомнение в интеллектуальных способностях трисолярианской разведки. И да, выше отметили, что возможностей убить Ло Цзы у трисолярианцев было предостаточно, но они почему-то ни разу не воспользовались.
artem-sailer, 8 октября 2022 г.
Товарищ! Будь осторожен! Лю Цысинь разводит тебя на деньги! Ибо прочитав одну книгу, ты уже не сможешь остановиться перед покупкой продолжения! Минздрав предупреждает: Лю Цысинь вызывает зависимость уже с первого употребления!
А если серьёзно, то я просто в шоке от того, как хитроумно автор вводит читателя в заблуждение, неся какую-то галиматью и антинаучные вещи почти всю книгу, а в финале выдвигая более чем логичное и почти научное обоснование тому, что ещё пятьдесят страниц назад казалось абсолютным бредом. И фантазия у Лю Цысиня, похоже, это бездонная бочка.
И, кстати, тот самый, очень редкий случай, когда продолжение лучше первых книг цикла. Подобно матёрому прыгуну в высоту, автор с каждой книгой только повышает планку и с достоинством выполняет взятые на себя обязательства, о чём и свидетельствуют средневзвешенные оценки лаборантов. Боюсь представить себе, какой мозговынос ждёт нас в финальной книге.
Как и всегда в отзывах на потрясшие меня произведения, в данном случае я отделался общими словами, но охватить книгу целиком просто невозможно, а заострять внимание на отдельных темах — глаза разбегаются.
Uio, 1 июля 2024 г.
Замечательная книга , как мне кажется одна из лучших книг этого века. Является очень интересной социальной фантастикой с элементами космооперы . Думаю , скорее всего через 50-70 лет Лю Цысиня безусловно будут считать классиком китайской и мировой фантастики . Также очень надеюсь на то что по книги вскоре снимут сериал , как и по первому роману дилогии.
Lilian, 24 сентября 2017 г.
Продолжение истории. Инопланетная угроза остается угрозой — неотвратимой, но относительно отдаленной. Книга как раз посвящена попытке показать развитие общества на протяжении нескольких столетий под постоянным гнетом обратного отсчета до встречи с инопланетным флотом.
К сожалению, в этом и есть проблема, отсутствовавшая в первой книге. То, как показано человечество.
Несколько наблюдений:
- Автор неплохо играет на поле современности и ближайшего будущего. Но с более отдаленным будущим у него просто беда. Человечество через двести лет поголовно превращается в наивных детей, после столетий подготовки к войне всерьез считающих первый долетевший вражеский зонд посланием мира (и очень удивляющихся, когда это оказалось не так). Впрочем, я немного сомневаюсь, возможно в этом и был замысел — показать, что станет с людьми после нескольких столетий идеологической муштры. Но ведь в книге все человечество такое, не только Азия.
- Есть (я так подозреваю) чисто китайские заморочки. Десант политических комиссаров в будущее с целью поднятия морального духа потомков. Расшаркивания «потомков» перед «стариками» в духе — о, они столько знают, они смогут выучить все новшества, а мы никогда не сможем познать их мудрость. Четкое следование всеми странами принятым международным решениям — решили не строить межзвездные корабли с целью покинуть планету и спастись, значит не строим (вот ни одной попытки сделать это тайно). Масштабная борьба против эскапизма и пораженчества, выражающаяся в регулярных проверках и чистках.
- По понятным причинам большая часть героев — китайцы, кроме того весомую роль играют американцы. Про остальные народы вспоминают только тогда, когда требуется задействовать ООН или показать что-то еще многонациональное.
Что отчасти спасает книгу — некоторые герои. На контрасте с наивными потомками «старая гвардия» смотрится выигрышно. И мне неизменно интересно было следить за злоключениями и действиями «единственного человека, которого хотел убить Трисолярис». С ним связаны самые сильные моменты книги. Да и главный политический комиссар оказался личностью неординарной, с неожиданными целями.
Кроме того, отдельные моменты и зарисовки все же не плохи. Читать не скучно. И это по-прежнему занимательное окно в отличающийся от нашего менталитет. Если бы не резкое поглупление «потомков», был бы добротный «выше среднего» уровень первой книги.