Лю Цысинь «Вечная жизнь Смерти»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Австралия и Океания (Австралия )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Юпитер, спутники Юпитера | Открытый космос | Плутон, спутники Плутона | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | На орбите Земли )
- Время действия: Далёкое будущее | Очень далёкое будущее | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Изобретения и научные исследования | Спасение мира | Звёздный ковчег/замкнутый мир | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Эра Устрашения, приход которой описан во второй части трилогии, не покончила с драматическим противостоянием Земли и Трисоляриса. Однако опасность ещё более грозная нависла над земной цивилизацией — с тех пор, как из Солнечной Системы и её окрестностей во Вселенную несколько раз отправлены были кодированные сигналы, означающие наличие в этом регионе космоса высокоразвитого разума. Ибо Мироздание — это Тёмный Лес, населённый непримиримыми врагами, прячущимися друг от друга и уничтожающими всякого, кто имел неосторожность дать знать о своём существовании ближним и дальним соседям.
Получив недвусмысленное практическое подтверждение этой концепции, объединённое человечество начинает напряжённую подготовку к отражению возможной атаки, вступая в так называемую Эру Бункера. Удастся ли землянам сделать всё, что было в их силах? Все ли полученные предупреждения учли и разгадали учёные Солнечной Системы?
Об этом читатель узнает, прочитав заключительный роман трилогии «В память о прошлом Земли», так же, как и две предыдущие её книги, полный удивительных свершений, побед и трагедий, потрясающих открытий и прозрений.
Входит в:
— цикл «В память о прошлом Земли»
Награды и премии:
лауреат |
Sky Awards, 2010 // Китайское произведение - Крупная форма | |
лауреат |
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2010 // Китайская фантастика - Крупная форма | |
лауреат |
Китайская премия Синъюнь («Туманность») / Xingyun Awards (Nebula Award), 2011 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2017 // Роман НФ (перевод с китайского) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Роман (перевод с китайского Кена Лю) | |
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2017 // Научно-фантастический роман (перевод с китайского) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Зарубежная книга года (Китай) | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2019 // Зарубежный роман (Китай) | |
номинант |
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2019 // Переводной роман (Китай) | |
номинант |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2021 // Научно-фантастическая книга (Китай) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман |
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NikasSlav, 21 сентября 2024 г.
Третья книга мне понравилась намного больше первых двух, прямо жаль, что в ней многое было бы непонятно без их знания. Здесь — всё самое вкусное, ради чего стоит читать трилогию Лю Цысиня.
Все предыдущие проблемы человечества, сколь бы глобальными ни казались, в этой книге померкнут перед лицом ещё больших. С каждой частью книги ставки всё повышаются и повышаются, и если поначалу это было само существование человеческой цивилизации, то затем — судьба Вселенной или даже Вселенных. Повествование в сумме охватывает всего лишь... несколько миллионов лет. Поначалу, правда, мы перепрыгиваем ненамного — примерно по 60 лет. И, если раньше читателю казалось, что Трисолярис — главная угроза, то в этой книге всё станет на свои места. Есть угрозы и посерьёзнее от других цивилизаций, но самая главная для нас — само человечество. Автор беспощадно проходится по ООН и НАТО, ибо решения, принятые в этой книге мировым правительством, иначе как идиотскими не назовёшь. Сами посудите:
Весьма впечатляющими в книге выглядят сказки Юнь Тяньминя. С одной стороны, выглядят незамысловатыми детскими историями, а с другой — наталкивают человечество на варианты путешествий в космосе, а заодно несут серьёзное предостережение (на которое, впрочем, никто не обратил внимания).
Вот многие ругают главную героиню книги Чэн Синь, что она, мол, слишком наивная, из-за неё все беды человечества. Нет, главные злодеи здесь — те, кто принимает решения. Не назначь ООН её держателем меча, всё пошло бы по другому пути. Не талдычь в мировом правительстве без конца про эскапизм и не налагай на него запреты (прямо инквизицией запахло), развитие технологий могло пойти гораздо быстрее. А Чэн Синь... от неё веет буддистской мудростью. Да, поначалу она совершает косяки, но со временем берёт на себя всю ответственность, а это почти непосильный груз.
Очень впечатляет масштаб фантазии Лю Цысиня. Многомерное и двумерное пространство, множество космических рас, разные концепции выживания и борьбы, широкий размах технологий — всё это поражает воображение. Но по-прежнему многие вещи выглядят явно не научной фантастикой и вызывают вопросы (например, как про содержимое сказок узнали люди на космических кораблях вдали от Солнечной системы, если эту информацию засекретили?), в итоге стоит воспринимать роман как космическое фэнтези, зато крайне эпического масштаба. Убежища, домены, расы со сверхтехнологиями, мини-вселенные, даже искусственно созданные небольшие чёрные дыры — всё это лишь отдельные детали глобального паззла.
Но есть и то, что не понравилось: общая фатальность и мрачность происходящего. Похоже, автор совершенно не верит в гуманизм нашей расы, поскольку в основном показывает только её жестокость, а в случае мирных побуждений, как у Чэн Синь, показывает, что они, мол, ни к чему хорошему не приведут. Это убеждение он переносит и на все остальные расы во Вселенной. Из-за этого, а ещё из-за постоянных отсылок к Эдему и Судному дню (понятия, несовместимые с инопланетной логикой, но почему-то применяемые даже трисолярианами) я едва не снизил оценку до 9. И всё-таки удержал гигантский масштаб и размах, плюс захватывающий сюжет, держащий в напряжении почти 700 страниц!
Если сериал по книге дойдёт до экранизации этой части, это однозначно стоит посмотреть, зрелище обещает стать крайне захватывающим.
P.S. Для тех, кто в теме.
Xocotl, 11 июля 2024 г.
«Вечная жизнь Смерти, кратко: слишком много пространства, слишком мало человека...
Завершающая часть трилогии, вызвала у меня смешанные чувства. С одной стороны, автор продолжает поражать размахом своих идей и фантастических концепций, выводя повествование на уровень Вселенной. С другой стороны, именно этот грандиозный размах, кажется, и сыграл с ним злую шутку.
Перебор с идеями. Если в предыдущих книгах научные и философские идеи были основой, на которой строился сюжет, то здесь они начинают жить самостоятельной жизнью, превращая роман в своеобразную выставку фантастических концепций. Не успеваешь осмыслить одну, как автор подкидывает следующую, еще более умопомрачительную.
Сюжетные скачки во времени становятся слишком стремительными, из-за чего теряется ощущение связности и эпичности. Мы перескакиваем через сотни и тысячи лет, не успевая проникнуться атмосферой эпохи и переживаниями героев.
Персонажи теряются на фоне грандиозных событий. Чэн Синь, главная героиня романа, вызывает скорее раздражение, чем сочувствие. Ее постоянные метания, ошибки и неспособность принять ответственность за свои поступки утомляют. Второстепенные персонажи и вовсе превращаются в картонные декорации.
Ощущение незавершенности и смятости. В попытке охватить необъятное автор оставляет множество сюжетных линий не завершенными, а некоторые вопросы — без ответов. Финал, хоть и неожиданный, не производит впечатления логической развязки всей трилогии.
И все же «Вечная жизнь Смерти» — это интересный и необычный роман, который заставляет задуматься о многих вещах. В нем есть и мощные научные идеи, и философские размышления, и захватывающие картины будущего. Однако ему не хватает той целостности, глубины и эмоциональной силы, которые были присущи предыдущим частям трилогии
vorpol, 6 июня 2021 г.
«Гора родила мышь» или «читал, читал, но не осилил» — такие оценки приходят на ум после того, как наконец-то перелистнута последняя страница этого талмуда. Если первая часть была написана как динамичный техно-фантастический триллер, то последняя напоминает «блюдо дня» в плохой столовой, готорое состоит из остатков всего недоеденного в течении недели. Так и тут, имеем и лирические рассказы за любовь, и философские сказки, и заумные рассказы об измерениях, и «репортажи» о житье простых рабоче-крестьян будущего. Все это смешано и перекручено, вот только вместо интереса вызывает скуку. Новые персонажи — катано-робот, АА, Чынь вызывают только апатию и раздражение своей откровенной тупостью.
Ну и финал... три тома нам талдычат про жутко эгоистическую Вселенную, но одной из последних фраз романа является объявление кондуктора в стиле «автобус дальше не едет, пассажиры выйдите и помогите».
В общем, если можно, то лучше «это» не читать.
Ученик Дьявола, 27 января 2020 г.
Ох, не зря я поминал Кларка с Бакстером и их «Одиссею времени», когда писал отзывы на первые две книги трисолярианского цикла… Теперь, прочитав «Вечную жизнь смерти», я понимаю, что сходство между двумя трилогиями заключается не столько в отдельных эпизодах, деталях или одинаковой базовой идее (целенаправленное уничтожение низших цивилизаций высшими), сколько в общем впечатлении, оставшемся после их прочтения. Первые две книги «Одиссеи времени» еще можно было читать, порой даже не без удовольствия, хотя оригинальностью и новизной идей они не блистали, а вот третья часть вышла бесформенным нагромождением чего попало, абсолютно нечитаемым и непонятно ради чего написанным. Точно так же я воспринимаю и трисолярианский цикл. Его заключительная часть, в отличие от первых двух, – это именно такое вот хаотическое и бесцельное сплетение всего, что только пришло автору в голову. Предыдущие рецензенты писали, что добротная «твердая» фантастика скатилась здесь до уровня банальной космооперы. Я бы уточнил: не оперы, а оперетты. Все по классическим законам этого жанра: есть главная, «трагическая», разлученная судьбой пара, проходящая через весь сюжет с начала и до конца; есть несколько второстепенных героев, иногда серьезных, иногда не очень, играющих вспомогательные роли; наконец, присутствует большое количество третьестепенных персонажей, в нужный момент появляющихся на сцене, чтобы произнести несколько слов, выполнить то или иное несложное действие, после чего исчезнуть до следующего раза, когда они потребуются автору. On vous demandera quand on aura besoin de vous – вот тот основной принцип, по которому построен роман. Персонажи, когда в них пропадает надобность, просто ложатся поспать в анабиозе несколько десятилетий, а потом послушно просыпаются и вновь выходят на сцену.
Меня не оставляет стойкое ощущение, что третья часть трисолярианского цикла обязана своим появлением исключительно разыгравшейся фантазии автора, срочно требовавшей выхода. Иначе зачем вообще надо было писать эту третью книгу? В «Темном лесе» было достигнуто логическое завершение сюжета, и тем самым он практически исчерпал себя. Остались незавершенными только три нити: трисолярианский флот, отвернувший прочь от Земли, два беглых земных корабля и будущее Трисоляриса. Ни одна из них не требовала обязательного продолжения – оно и так угадывалось из хода событий «Темного леса». Но раз уж продолжение существует, я ожидал, что оно для того и написано, чтобы развить эти линии в духе двух предыдущих книг – суховатом, но в целом дельном и, за отдельными исключениями, не выходящем из рамок известных ныне физических теорий и законов. А вместо этого увидел совершенно немыслимое нагромождение как всевозможных притянутых за уши продолжений трех прежних сюжетных линий, так и уймы новых. Чтобы подвести хоть какую-нибудь основу под это все, Лю начинает в большом количестве выдумывать на ровном месте новые законы (как человеческие, так и физические) и сущности. Одни «закрытые области», разрывающие квантовую запутанность, или замедление скорости света в тысячи раз чего стоят! Чем дальше, тем больше сыплется разнообразных «роялей из кустов» со всех сторон. Корабль, способный лететь со скоростью света, – один из наиболее бросающихся в глаза примеров. Многие годы разработка световых двигателей была под законодательным запретом, однако потом, когда такой двигатель срочно понадобился, оказалось, что он уже готов – один-единственный, специально для двух главных персонажей. Далее, «софонозащитные камеры» – автор вдруг изобретает их тогда, когда в них уже в общем-то нет надобности, а устройство таких камер, надо понимать, самое простое. Что мешало изобрести их раньше? Впрочем, вопрос риторический: без софонов не было бы и всей трисолярианской трилогии.
Потом, в самом конце, уже совсем из ниоткуда появляются нейронные компьютеры, аннигиляционные двигатели, безопасные таблетки для краткосрочного анабиоза и другие подобные штуки вплоть до карманной мини-вселенной – и каждый раз как раз тогда, когда возникает такая необходимость. На разъяснения их устройства и принципов действия Лю уже не тратит времени – некогда, история стремительно несется к развязке, подстегиваемая его буйной фантазией. Поглощенный вселенским масштабом своих замыслов, он, похоже, полностью забывает о куда более простых и знакомых вещах. Так что космические города с миллионами обитателей у него располагаются возле Юпитера, прямо среди его убийственных радиационных поясов, а огонь свободно горит в невесомости без дополнительных приспособлений, обеспечивающих приток кислорода.
Если обратиться от физики и космологии к людям, то тут все еще хуже. Я имею в виду прежде всего Чэн Синь, главный и сквозной персонаж романа. Обвинять или оправдывать ее я не собираюсь – она не изменник и не герой, а всего-навсего человек, постоянно оказывающийся не на своем месте. Не стоило выводить ее на первый план и строить сюжет вокруг нее – не заслуживает она такой чести. За все время действия она не совершила почти ничего. В этом Чэн Синь – полная противоположность Е Вэньцзе из «Задачи трех тел» – решительному и непреклонному человеку действия. Чэн Синь же предпочитает действию бесцельное размышление. А если уж все-таки решается действовать, то исключительно под влиянием сиюминутных эмоций – и поэтому неизбежно поступает ошибочно. Все ее последующие многочисленные раскаяния и душевные терзания не значат уже ровным счетом ничего. Ну, а в основном она просто этакой беззаботной мошкой перепархивает из одной эпохи в другую, не задерживаясь нигде сколько-нибудь надолго. Пожила немного, увидела уйму новых чудес, повстречалась с несколькими знакомыми (сильно постаревшими, разумеется), приняла очередную порцию поклонений, почестей и привилегий – и снова в анабиоз еще на несколько десятков лет.
Рядом с Чэн Синь присутствует несколько загадочная АА. Загадочная потому, что непонятно, с чего вдруг она настолько привязалась к Чэн Синь, что бросила все, поменяла свою жизнь и стала верной подругой на целые века.
Впрочем, перечислять все, что пришло мне на ум при чтении «Вечной жизни смерти», излишне – не люблю чрезмерно длинные отзывы. Поэтому закончу так: намного лучше было бы выбросить все лишнее и надуманное и сделать из пустого, накачанного «водой» сверх всякой меры романа короткую динамичную повесть. А если уж Лю непременно хотелось выплеснуть все возникшее у него обилие идей вселенского масштаба, то для этого подошел бы формат многотомной «истории будущего» вроде азимовской «Академии» – хорошо структурированной, всеобъемлющей, подробной и неторопливой. А то, что мы имеем на деле, – как и у Кларка с Бакстером, ни рыба ни мясо, попытка впихнуть стремительно расширяющийся объем ненужных фантазий в относительно небольшую книгу. К сожалению, чувство меры в последней книге цикла автору изменило. Даже само название в конечном итоге оказывается ложным: в финале Лю фактически провозглашает вечную жизнь жизни, но никак не наоборот. Интересно, сам-то он заметил столь капитальную нестыковку?
Neradence, 26 декабря 2019 г.
Если коротко, то всё очень плохо.
Цикл из весьма неплохой фантастики скатился в уныленькую космооперу, в которой нет ни заявленного смысла, ни приключений, которые могли бы спасти хотя бы остатки интереса. Дочитывала из упрямства, резюмирую — зря. Можно было прочитать последние две страницы, ничего не потеряв.
Хуже невнятного, блёклого и абсолютно алогичного (и после первой трети вообще отсутствующего) сюжета только главная героиня. Глупая, аморфная курица, чей вклад в историю состоит только в том, что она из соображений «гуманизма» и «любви к человечеству», которые на самом деле — обычный эгоизм и бегство от ответственности, раз за разом уничтожает надежду на спасение для цивилизации. И ведь добивается своего, при этом продолжая крайне высокодуховно страдать. В общем-то, это всё, что она делает на протяжении повествования — красиво плачет или элегантно спит в гибернации.
Не знаю, что хотел автор сказать этими бесконечными вставками о высоких моральных качествах и глубочайших переживаниях, но сочувствовать бесхребетной дуре, которая не способна учиться на ошибках и три (три!!!) раза подряд наступает на одни и те же грабли, невозможно. С такими героями человечеству не надо никаких врагов, что, в принципе, прекрасно иллюстрирует итог цивилизации.
Что особенно восхитило: героиню никто не обвиняет. Подумаешь, запорола всё, что можно, не сделала ни одного правильного выбора и поспособствовала гибели человечества, она ведь всё равно прекрасный и невинный ангел.
Хорошего в книге почти нет. Понравились несколько второстепенных персонажей, у которых, в отличие от «прекрасной и невероятной» ГГ голова не только для того, чтобы в неё есть, но и их было слишком мало. Неплохая линия сказок, опять же, коротенькая и толком нераскрытая. С натяжкой можно назвать интересным видение развития цивилизации, превращающейся в избалованное дитятко, которое меняет свои пристрастия раз в пять минут, регулярно объявляя врагами своих прошлых кумиров, а затем снова возводя их на пьедестал.
Ещё одна отвратительная особенность этой книги: постоянные рояли. Даже не рояли — целые оркестровые группы, плохо замаскированные жухлыми кустиками.
Карманные вселенные! Скорость света в ~15 км/с! Схлопывание многомерных пространств! Холод в вакууме!
Какой. Бесконечный. Тлен.
Вся идея «тёмного леса» слита.
Очень, очень много алогичных вещей, ляпов, противоречий написанному раннее. Автор постоянно путается в цифрах, расстояниях, оценках, времени. Сложилось ощущение, что где-то после конца проекта «Лестница» у него закончились готовые повороты, он достал свои черновики и начал кидать в текст всё, что лежало там двадцать лет, не задумываясь о логических объяснениях, смысловой нагрузке и уместности, чтобы побыстрее сдать в печать и забыть.
Фантазия автора, конечно, впечатляет, но слишком много намешано всего — и ничего не раскрыто. Книга в результате выглядит как набор каких-то бессвязных идей, слабо скреплённых между собой картонными персонажами.
Предпочту думать, что третьей части нет, и серия представлена только первыми двумя.
Жалею о потраченном на прочтение времени.
vleo, 22 января 2018 г.
Соглашусь со многими прочими оценками произведения Death's End / «Вечная жизнь Смерти» — свежие и оригинальные (хотя и спорные) научно-фантастические идеи в сочетании с не слишком хорошо проработанными персонажами и принципиально неспособной оптимально ответить на вызовы ситуации вечно молодой ГГ(Cheng Xin / Чень Шин).
В самом деле — при первом взгляде ГГ производит впечатление психически незрелой неврастенички,
В чем же причина? Чистоплюйство, желание «не испачкать руки», приготовить яичницу не разбая яиц, попытки видеть себя христианской святой (девой Марией с младенцем), попытки не противиться злу насилием, систематически подставляя левую щеку после удара по правой, полученного отнюдь не от ближнего, а от многократно проявившего себя врага всего человеческого рода.
Полагаю, не следует отождествлять позицию автора с позицией ГГ. На самом деле трилогия ведет речь о том, как нелегко найти то самое «лезвие бритвы», котоое лежит между идеалами гуманизма, демократии и терпимости и практичностью авторитаризма, военной дисциплины, жесткости противостояния с враждебным окружающим миром.
Автор художественными средствами демонстрирует, что инфантильно-детская мягкость, восторженность, вера в автоматическую победу добра над злом, механическое преклонение перед идеалами демократии и толерантности, в сочетании с эгоизмом и неспособностью жертвовать частью (или даже большей частью) ради сохранения возможности жить и бороться приводит только к одному — смерти и полной аннигиляции, без шансов более противостоять энтропии суровой реальности.
Автор предлагает ответить нас на вопрос — что лучше — жить в бесконечно тоталитарной сверх-цивилизации, которая
Вот тут и хочется возразить автору по существу — с одной стороны он выдвигает концепцию Вселенной, как арены безжалостной и примитивной конкуренции между цивилизации, того самого «темного леса», где любое проявление разумной жизни спешат уничтожить «на всякий случай», предлагая модель примитивной конкуренции по принципу войны всех против всех, с другой стороны он не пытается осознать современное понимание процесса эволюции жизни на Земле, где наряду с процессами конкурентной борьбы идут процессы симбиоза, самоорганизации и перехода жизни на новый качественный уровень, всегда более сложно и коллективно организованный.
В самом деле — процес эволюции микромира начинается с автокаталитических химических реакции, которые объединяясь дают начало первым живым структурам, которые, в единстве борьбы и кооперации, образуют бактериальную клетку. Бактерии со временем, борясь с окружающей средой и друг другом, образуют симбиотические колонии, а со временем и объединяются в Эукариотическую клетку (с ядром) — это установленный современной наукой факт, митохондрии наших клеток имеют свою собственную ДНК. Эукариотические клетки в свою очередь, энергично и безжалостно конкурируя друг с другом, со временем, однако, объединяются в многоклеточные организмы. Различные многоклеточные организмы занимают свои экологические ниши и образуют гармоничные экосистемы.
Реальный здоровый Лес, это отюдь не «Темный лес», где каждый стремится убить каждого без раздумий. Волк не стремится убить все что увидит. Зайцы поедают растения, волки поедают зайцев, но о тотальной войне на уничтожение речи не идет. Почему же Вселенная, наполненная цивилизациями разного уровня должна напоминать анти-утопичный «темный лес», а не ральные леса (и прочие экосистемы) Земли? Несомненно, слабый должен владеть искусством маскировки и проявлять осторожность, но какие непреодолимые препятствия мешают процессам кооперации, возникновению симбиоза между цивилизациями?
Почему цивилизация Трисоляриса упорно не жалает вступить в симбиотические отношения с Землянами, даже признавая их достижения и силу в отдельных областях? Почему не использовать хотя бы прирожденную способность людей к интриге, лжи и обману, сокрытию подлинных намерений, которым Трисоляриане не обладают в силу их эволюционных особенностей?
Иными словами — автор неявно постулирует следующую аксиому — «Симбиоз и кооперация между эволюционно различными цивилизациями невозможна».
Все это очень похоже на известную позицию Станислава Лема, показанную им во многих произведенях — от «Соляриса» до «Фиаско». Не случайно в трилогии Лю Цысиня «Трисолярис» столь созвучен «Солярису». Не зря автор нигде не дает нам информации о биологии и общественном устройстве трисоляриан — вместо этого просто постулируется принципиальная невозможность конструктивного контакта и взаимодействия.
В чем причина такого однобокого, пессимистического взгляда автора на природу мироздания и эволюции? Похоже, причины те же, что и у Станислава Лема. Если Лем сформировался в мрачной атмосфере фашистской оккупации и геноцида евреев времен второй мировой войны, то Лю Цысинь вырос в условиях Китайской смуты начала-середины 20го века, где место геноцида евреев с успехом занимает геноцид интеллигенции времен «культурной революции» и разгула хунвейбинов периода 1966—1976 годов. Юнешеская психотравма обоих писателей привела к абсолютизации «невозможности контакта» между различными цивилизациям во Вселенной. Экологический нигилизм раннего капитализма в Китае привел к идее «вырубки высших измерений» по аналогии с вырубкой лесов и уничтожению видового многообразия в Китае.
В целом — спасибо автору за то, что он убедительно показал смертельную опастность недооценки потенциальной враждебности окружающих нас звездных цивилизаций, при этом не следует принимать художественные преувеличение и гротеск его романов за научно объективный сбалансированный взгляд на природу Мироздания и перспективы человечества.
MaynardArmitage, 21 октября 2017 г.
Закрывающий буйную космологическую трилогию роман Цысиня вышел несравненно слабее, чем предшествующие ему книги цикла. Научные доминанты остаются интересными (например, метод прорыва за светоскоростной барьер при участии искривляющих пространство двигателей и манипуляция физическими аксиомами как сотворенным оружием), однако склонность к самодубликации развернулась в “Вечной Жизни Смерти”, точно как софон.
Вывод с сюжетной орбиты архиврага человечества – бесовского Трисоляриса – неизбежно затормозил общий ритм цысиньских хроник: а ведь скорость событийной турбины была явным стрит-флешем фантаста. Сам загнавший себя в капкан, Цысинь рентгенирует серию, с напряжением ведя поиск оппонента всему человечеству, но оказывается несостоятелен. Толкая людей к очагу невидимого фронта, заставляя противостоять химерическому противнику, он делает книгу нечитаемой. Люди, оставшись “на ножах” с темнотой космоса, стараются выжить – но уже без напряжения предстоящей атаки высокоразвитой цивилизации. Мы отслеживаем судьбу полюбившихся нам героев: состава звездолета «Бронзовый век», постаревшего раздолбая Ло Цзы, ставшего абсолютным тактиком (вопрос, не дающий покоя: куда же исчез Да Ши?), вскользь затронем судьбу Ян Дун. Однако нововведенные персонажи даже хуже поверхностных образов из “Задачи…” и “Темного Леса”. Чэн Синь мучительно злит неспособностью к реорганизации – я молюсь, что б такой “защитник” не был вверен нашей планете. Из-за этой дуры человечество дважды едва не настигла смерть – и только предусмотрительность отпрысков экипажа затерянных в вакууме звездолётов уберегло людскую расу от неминуемого забытья. Преемственность Чэн Синь от Яньянь ощущается невозможным попустительством к писательскому труду, ленью возводить разнящиеся характеры. Трагикомическую фантазию о вековой любви, несущуюся сквозь столетия, писатель бы лучше оставил в голливудском болоте – там же, где затонул “Солярис” некогда перспективного Стивена Содерберга. А уж тычущий катаной искин в камуфляже вообще навевает мысли, что Цысинь писал книгу вприкуску с галлюциногенными грибами.
Лю спрогнозировал многообразие человеческих реакций и ситуаций, вытекающих из угрозы инопланетного вторжения, насытил текст объясняющими их техническими секциями, но не смог выдержать в книге безостановочный пульс двух предыдущих романов – пусть условия жизни и категории мышления в “ВЖС” преобразуется иной раз со сверхсветовой скоростью.
Герои ежеминутно летят куда-нибудь, болтаются сквозь пространство и время – и сценки эти невыносимо унылы. Цысинь забывает снова и снова, что лавры дзюнбунгаку – того, что японцы зовут “признанной” литературой, где писатели виртуозно надстраивают подобные отступления – явно не по нему. В итоге чтение преступно затягивается, что еще больше портит впечатление от и так уже посредственной книги.
“Вечная Жизнь Смерти” – цикличный и мерклый роман — по праву может назваться антиоргазмом от триллеров две тысячи семнадцатого года. Неясно, чем связный дискурсивный финал «Темного Леса» не устроил китайского литератора, втиснувшего в гробницу свою некогда фантастическую – во всех смыслах – дилогию.
Zangezi, 21 августа 2017 г.
Третий роман трилогии серьезно улучшил общее впечатление, подпорченное первыми двумя. Автор задал хороший космологический масштаб, выйдя на метавселенский уровень. По тексту романа разбросано несколько изящных НФ-решений, типа скрытой массы, десятимерного пространства, параллельных минивселенных в многомерном времени и проч. Способ, каким была уничтожена Солнечная система, кажется весьма оригинальным и крайне эффектным. Концепция «темного леса» получила расширенное толкование, ужасающее своей масштабностью и антигуманистической жестокостью. Превосходным художественным ходом оказались сказки Тяньмина, протянувшие изящную нить метафор от фэнтезийного сюжета к твердому НФ-смыслу.
Однако дичайшие логические провалы никуда, к сожалению, не делись. Несомненно, самой бредовой является поведение высших цивилизаций, которые якобы сидят в потаенных местах, как пауки, и ждут, пока до них дойдут чьи-нибудь координаты. Затем следует немедленная зачистка, не отягощенная никакой предварительной разведкой (хотя крайне удобные для этого софоны известны даже не сильно развитым трисолярианам). Возникает вопрос, что будет, если кто-то отправит в космос сто тысяч, сто миллионов координат окружающих звезд, и будет отправлять их постоянно на протяжении столетий.. Разве не создаст он тем самым маскирующий информационный шум? А если, подобно тому как снайперов вычисляют подбрасыванием ложных целей, кто-нибудь захочет вычислить самого зачистщика? Почему вообще суперцивилизации не в состоянии проследить, откуда были посланы координаты? Наверное, потому, что тогда их посылание будет бессмысленным и вся логика охоты «темного леса» рухнет?
Крайне несправедливо автор обошелся с цивилизацией трисоляриан. Если им была известна концепция «темного леса», почему они не приняли меры к защите от атаки извне? Уж черный домен-то они могли соорудить очень быстро. Как вообще могла возникнуть и долго существовать цивилизация, столь противоречащая основополагающей идее «темного леса»: войне всех против всех? Ведь трисоляриане не умели лгать! Это все равно что пушистый зайчик посреди стаи голодных волков... Представляется, что во вселенной «темного леса» на первый план вышли бы именно задачи совершенной мимикрии, обмана, дезинформации, тройной лжи, которые, кстати, и продемонстрировал Тяньмин с весомым успехом. Даже примитивная цивилизация способна к такому обману, если, к примеру, как я уже писал, на одни верные координаты начнет рассылать миллионы неверных. Да и вообще с такой концепцией стремиться захватывать чьи-то планеты — слепая нелепость. Спасение — только на кораблях поколений, которые движутся со световой скоростью от одной звезды к другой, успевая собрать там ресурсы, прежде чем их вычислят и уничтожат. Привязанные же к своим светилам планеты крайне ненадежны и даже опасны. Зачем к Земле так стремились трисоляриане?
Неоправданно большим оптимизмом снабдил автор пару человеческих кораблей — «Гравитацию» и «Синий космос». Будучи по сути примитивными судами, обреченными на тысячелетний дрейф в космосе, они вдруг стали носителями прогрессивнейшей науки, освоив пространственные двигатели, антиматерию, нейронные компьютеры и т. д. Откуда, как? (Кстати, при этом софоны им почему-то не дались, хотя в деле коммуникации им нет равных). Трисоляриане тоже, потеряв родную планету, вдруг научились создавать минивселенные — неужели Лю Цысинь думает, что полет в космосе в тесных помещениях космического корабля так стимулирует теоретическую мысль? Он сам пишет, как подтолкнуло земную науку создание гелиоцентрического ускорителя. Но ведь подобных масштабов проекты невозможны в случае летящих в космосе беглецов! У них там банальная задача выживать...
Кстати, замыкание в персональные вселенные (причем не обязательно «метр на метр», но много, много больше) — это ведь логичный способ уйти от атаки «темного леса» и тем не менее сохранить хоть какую-то связь с Большой Вселенной! (Лю Цысинь сначала отрицает эту связь, но потом признает ее, когда его герои с помощью «двери» начинают искать подходящие для жизни миры и останавливаются на категории «три»). Значит, с одной стороны, имеем способ уйти от общей гибели Вселенной в малых размерностях (тут автор ничего не сказал нам об особенностях схлопывания двумерной Вселенной!), а с другой, — неизбежные супервойны между минивселенными. Но это уже сюжет для четвертого романа, который так и просится ;)
Роджер_Янг, 18 июля 2017 г.
Как я и подозревал, до высочайшей планки, заданной «Темным лесом» третья книга не дотянула.
Как и прежде интересные идеи, особенно если переложить их на на наш мир, где одни страны в угоду достижения сиюминутного политического и экономического превосходства над другими безжалостно уничтожают окружающий мир.
Если в Темном лесу автор вдохновлялся Гоббсом, то момент с изменением физических законов явно навеян лемовской «Новой Космогонией».
Интересное и даже изящное объяснение Парадокса Ферми и возникновения Черных Дыр. Впрочем это больше к «Темному Лесу»
Как и прежде интересный, совершенно непредсказуемый сюжет. По крайней мере в первых двух третях книги.
Интересно противопоставление Уэйда и главной героини. Когда выбор внешне верных,моральных и направленных на выживание как можно большего количества людей решений постоянно ведет в пропасть.
Но все это к сожалению не удалось свести в единое целое. Главный вопрос — Зачем? Зачем нам это? Финал «Темного леса» завершен и логичен. Все остальное — попытки улучшить хорошее с известным конечным результатом.
В итоге у трилогии совершенно невнятный и неинтересный финал.
Плюс «рояли в кустах». Этого я совершенно от автора «Темного Леса», где каждый, буквально каждый малозначительный эпизод получает объяснение, не ожидал.
Первый — это четвертое измерение, которое появляется именно для спасения людей. Ни раньше, ни позже. И второй — когда АА с подругой стартуют с Плутона.
Ну и совершенно непонятна истерическая реакция землян на действия «Бронзового века» и «Синего Космоса». Можно подумать, что у Земли других проблем нет. Ситуация, когда сильные для своего выживания убивают слабых в земной истории сплошь и рядом. Достаточно почитать историю кораблекрушений.
osipdark, 30 июня 2017 г.
Эх...
После отлично исполненной в качестве фантастического сюжета и динамики развития событий, переведенных в художественный контекст («Загадка трех тел»), и прекрасно прописанного и интересного главного героя, которому взаправду сопереживаешь и пытаешься его понять в море политико-научных интриг и заговоров («Темный лес»), читатель получает очень бледный, лоскутный и чересчур ни о чем роман Лю Цысиня «Вечная жизнь Смерти».
К команде переводчиков и редакторов sonate10 и г-н Н никаких претензий, скажу заранее. Как всегда грандиозная и абсолютно на общественных началах проделанная работа. Ребята вновь постарались, за что им и снова сердечное спасибо. «Предъявы» лишь к самому произведению.
Повторюсь, что после двух первых романов трилогии ожидал увидеть нечто другое. Когда в первом романе, «Загадке...», Лю пофантазировал на славу с виртуальной реальностью Трисоляриан, а во втором романе, в «Лесу...», выступил как хороший и добросовестный писатель, у которого появились настоящие, живые герои, которым действительно сопереживаешь (точнее, один герой — Ло Цзи; довольно запоминающийся персонаж-образ, спаситель мира от Конца Света, который вовсе не герой), то с данным, финальным романом автор, на мой взгляд, залажал. Не знаю, видимо, планировалось что-то вроде стэплдианы, эпоса вселенского размаха, космологического, я бы даже сказал, но что до «Первых и последних людей» и «Создателя звезд» Стэплдона, что до других романов с похожей разверткой хронологии сюжета, Цысиню еще далеко. А уж про количество откровенных глупостей всех подряд я просто молчу. Здесь идиоты это все — и люди, как все человечество, как и его правители, так и вроде бы не тупой главный герой прошлой книги цикла. И Трисоляриане. И другие пришельцы. И вообще ВСЕ. Как таковой строгой линии сюжета нет. «Вечная жизнь Смерти» и вправду более сборник обрывков из истории будущего и прошлого нашей Метагалактики, нежели единое повествование. Основное фантастическое допущение, которое отсылает нас к пану Лему, и смежные с ним фант-идеи хоть и интересны, но не особенно оригинальны. И все чересчур обрывисто и бегло подано. Про прорисовку главных, не то что второстепенных героев, в этой книге я также помалкиваю. В «Загадке трех тел», как бы ее не ругали за персонажей-функций, они были более живыми и интересными, нежели здесь. Тут мне на всех плевать. Трусы, идиоты, предатели, непонятно-чего-желающие-мечтатели. Про глупое выпиливание из сюжета Трисоляриса... Да, тоже молчу.
Итог. Чего вы можете ждать, прочитав первую и вторую книгу саги в третьей, заключительной? Историю совместной борьбы человечества и Трисоляриса, объединенного в единую силу, за «электрификацию» «темного леса»? Создание с помощью силы любви Галактического Братства, которое сможет устоять даже перед угрозой тепловой смерти Вселенной? Не ждите. Это пересказ каких-то глупых, нелогичных и неинтересных историй из N-ых веков далекого-далекого будущего, где остались одни космические идиоты, бродящие в «темном лесу» и осознающие, что их лес — лишь опавший лист более могучего древа из другого, уже ушедшего в лету небытия «темного леса» с большим количеством струнных фракталов (ох, как намудрил). Шкловский и Лем машут с улыбкой в сторонке. Так что, в принципе, на отличном «Темном лесе» можно остановиться в своем знакомстве с данной трилогией. На месте и писателя, и читателя я сделал бы именно так.
Shalalak, 23 июня 2017 г.
Впечатления конечно весьма неоднозначные.
Фон, на котором происходит действие романа — сродни произведениям Василия Головачева. Полотно красивое и, так сказать, весьма глобальное. Космологические идеи и теории присутствуют в нужном количестве. И острота сюжета на уровне.
Но есть такое выражение кого-то из авторитетов: «Можно придумать все, кроме психологии».
Вот это оно и есть — попытка придумать психологию, подогнав ее под требуемую сюжетную линию с треском провалилась, ИМХО.
Как психологию отдельного персонажа, так и психологию общества в целом.
Конечно в сюжете очень привлекательно выглядит игра трисоляриан: на грани фола произвести атаку с учетом массовой психологии общества... Вот только ТАКОЙ психологии не бывает! В любой системе, а особенно той, от которой зависит выживание общества ключевые компоненты дублируются и неоднократно. В отличие от того, что мы увидели в романе.
Придуманная психология Уэйда — в ту же кассу. Товарищ без малейших сомнений «продавший мать в бордель» соглашается на условия неврастенички
Зато сказки получились очень даже классно! Один из моментов, который искупает такие вот выверты. Ну и общая картина «темного леса» как говорится «внушает» и доставляет эстетическое наслаждение.
Подитожив — любителям твердой фантастики читать определенно следует. Тем боле что ее не так уж и много нынче.
James D, 4 июня 2017 г.
Мне лично не импонирует читать/смотреть произведения, где главный герой — неизменяемый имбецил.
Читатель обычно импонирует главному герою, думает их логикой, сопереживает, и в конце концов сопоставляет себя и свои возможные действия в идентичной ситуации с главным героем и его действиями (а то и других героев тоже). Но если этот герой — имбецил или, в крайнем случае, человек с кардинально противоположным менталитетом моему — то для меня, как нормальному и примерному читателю, теряется интерес к книге, ведь рвется одна из основополагающихся связей между читателем и книгой. Конечно, эта связь не единственная, ведь еще существует художественная составляющая, интригующая научная фантастика, которую автор придумывает, привыкание к миру, описываемому в книге (или целой трилогии), да в конце-концов желание таки дочитать ее, чтобы не подтверждать потерянное время на чтение ее части впустую...
Но все это меркнет если основная сюжетная линия 2-х книг, проталкивающаяся через линии этих героев, перешла во второстепенную линию для фона, теперь уже основной, линии этого главного героя. Вернее, героини, которая неоднократно и целенаправленно, ничему не учась, наступает на те же тупейшие грабли по страницам книги, жертвуя человечеством раз за разом; когда ее действия, сигнализирующие о ее возможном синдроме Дауна, противоречат ее же высказанной страницей ранее логике! Когда, допустим, человек говорит, что некто, в отличие от нее, любит беспричинно купаться в болоте вместо воды ибо таким родился, а потом сама же и выбирает то же болото по той же причине, считая себя адекватной!
Ну ладно, человечество превратилось в алогичных детей, когда всенациональные организации ведут себя тупо (описывалось еще во 2-й книге) — зачатки этого можно увидеть и в нашем времени, а в книге этому есть объяснение прошествием времени, но ГГ то! На ГГ то это время не оказывало влияния! Скажу больше — по всей книге на нее и причинно-следственные связи не оказывали влияние. — Формирование опыта? Нет, не слышала.
А в конце-концов вы можете просто перелистнуть книгу вперед до последних 5% и увидеть, что мало что потеряли ибо
В топку. Как сборник разных идей, теорий и мини-сюжетов книга удалась. Но как завершение трилогии этот сборник — плохо скомканный единой загибающейся, еле держащейся сюжетной линией отвратительного персонажа фанастический роман, от которого хочется рвать и плакать о потерянном впустую времени.
Для меня цикл закончился 2-й книгой. Третья — это субстанция, о которой в приличном обществе предпочитают умалчивать. А премии и номинации? Они выданы за science fiction этой книги и за былые заслуги двух книг, а не как за унитарный полноценный роман.
artem-sailer, 24 октября 2023 г.
Феерический финал монументального цикла.
Начав с классической научной фантастики, Лю Цысинь с каждой книгой тетралогии (роман «Шаровая молния» часто и, на мой взгляд, вполне справедливо называют вступлением к основной трилогии) наращивает обороты, переходит от одной космической скорости к следующей, достигая в финале умопомрачительных сверхсветовых величин и вселенских масштабов. В финальной книге он уже не разменивается на планетарные события и исторические эпохи, теперь его уровень — это миллионы цивилизаций и геологические эры.
Кошки-мышки с галактической расой? Запросто! Свёртывание измерений в отдельно взятой солнечной системе? Нет ничего проще! Перескочить через миллионы лет? Не вопрос! Перекроить физические константы до следующего Большого взрыва? Пожалуйста!
Умопомрачительный финал грандиозной эпопеи, занавес которой — это и смерть, и вечная жизнь.
igorgag, 9 ноября 2016 г.
Трудно дать отзыв о романе Лю, не пересказывая хотя бы вкратце содержание. Вместе с тем делать это нельзя, поскольку роман, хотя это не детектив, полон тайн, удивительных открытий и неожиданных поворотов сюжета.
Роман «Бессмертие» (не знаю, под таким ли названием будет опубликован русский перевод, но лично я «Конец смерти» понимаю именно как «Бессмертие») заключительный в трилогии. Переводчик романа на английский язык Кен Лю назвал его самым любимым в трилогии. Мне представляется, что трилогия задумывалась автором как единое, сквозное произведение. В отличие от некоторых работ отечественных авторов, где после успеха одной книги начинают искусственно создавать цикл. У Лю размах фантазии, размах событий только набирает силу от романа к роману. «Бессмертие» — самый потрясающий из всех трех романов трилогии.
Кто-то из братьев Стругацких как-то сказал, что хороша та фантастика, где автор генерирует больше необычного в единицу времени (как-то так). Я отнесся к такому высказыванию очень скептически. И в самом деле, если середнячок возьмётся генерировать как можно больше необычного, скорее всего получится галиматья и бред. Но в том и дело, что Лю — не середнячок. Это настоящая голова, как сказали бы пикейные жилеты Черноморска.
Некоторые герои трилогии переходили из романа в романа. Тем не менее ни второй роман не пытается банально следовать тем коллизиям, что разворачивались в первом романе, ни третий роман не является всего лишь повтором первых двух книг.
Подобно Степлдону Лю прослеживает целые эры в жизни человечества (Обычная Эра, Эра Кризиса, Эра Устрашения, Эра Пост-устрашения, Эра Разглашения, Эра Бункера, Галактическая Эра). Вместе с тем эти периоды все же не столь продолжительны как в «Последних и первых людях» (за исключением последней — Галактической). И главное, Эры эти показаны с точки зрения вполне конкретных персонажей, с точки зрения судеб этих героев.
Действие романа начинается вовсе не в той временной точке, до которой читатель дошёл в конце второго романа, а опять в Эру Кризиса, когда нашествие Трисоляриса казалось ещё отдалённым, хотя уже серьёзнейшим образом отразилось на жизни всей планеты Земля. (На самом деле даже много раньше — во вступительном фрагменте мы узнаем, почему магия была возможна на Земле в короткий отрезок времени, совпавший со временем роковой осады Константинополя турками, — и только много страниц спустя становится ясной связь тех событий с временами нашествия трисоляриан) Во втором романе появились четыре Стеносозерцателя (или Стеномедитатора). В третьем романе мы узнаем, что был ещё один подобный по сути проект. Лидером, хотя и неформальным этого проекта, который назвали Лестница, стала Чен Син, инженер в области аэрокосмической техники.
Драматичной оказалась судьба проекта. Судьба молодой женщины. Судьба всей земной цивилизации.
Больше я ничего не хочу разглашать. Скажу только, что автор создал мощный поток необычного в своей книге. Он ещё и оказался талантливым сказочником! Причем, созданные им сказки были не просто намёком, — в них были закодированы сведения научно-инженерного характера, очень важные для сюжета всего романа. Лю оказался мастером плетения сюжета вообще — то, что было сказано им в самом начале романа, очень пригодилось ближе к его финалу.
Много лет назад, не только в другой жизни, но в мире с другим количеством измерений (явно превосходящем количество измерений мира нынешнего) я был заворожен картинами космоса в романе Аматуни «Парадокс Глебова». Книга была наивная, не самая шедевральная, вероятно, но прочитанное в ней оказалось самым впечатляющим... Пусть ложная картина космоса, но ничего более потрясающего я не читал у других авторов — более именитых и, наверно, более одарённых. И вот, в книге Лю я снова был заворожен картинами космоса и Вселенной... Значит, многомерный мир не совсем ещё исчез, островки его ещё пересекают нашу трёхмерную Вселенную...
neky, 28 марта 2019 г.
Лю Цысинь переоценен.
Первая книга вышла невероятно хорошей. Это была настоящая литература, который можно наслаждаться, а автор был властителем дум. Впечатление осталось как от лучших романов Стругацких, и, может быть, даже сильнее.
А потом... литература закончилась, и началась фантастика.
Второй роман меня просто убил. Он оказался настолько плох, что его с трудом можно назвать художественной прозой.
Тем не менее я нашел в себе силы прочесть третий.
Ну, в отличие от второго, это, по крайней мере, худ.лит., и все же у «Вечной жизни смерти» главным достоинством является красивое модернистское название; в остальном же роман лишь на что-то претендует.
Во-первых, это как бы социальная фантастика, но по факту она скорее асоциальная. Человечество изображено в виде тупой агрессивной толпы, которая волнообразно перемещается от состояния религиозного обожания к побиванию камнями. Плюс гипертрофированный инстинкт самосохранения. Я не понял. Может, в Китае так?
Во-вторых, главная героиня, которой автор тщетно пытается придать черты цельной личности.
В-третьих, это не научная фантастика, поскольку она антинаучна. Кто-то может подумать, что я придираюсь, поэтому сразу оговорюсь, что я по образованию не физик, а чистый гуманитарий. Я мог бы простить Лю заблуждение, что в вакууме холодно (к сожалению, так думает большинство, в том числе и писателей), но он не понимает, например, что такое релятивистское замедление времени, не говоря уже о релятивистском увеличении массы, когда активно пишет об этом и в целом весь сюжет зиждется на научной составляющей — она здесь далеко не фон. Лю Цысинь пытается писать «твердую» научную фантастику, совершенно не разбираясь в физике. Плюс постоянная, вызывающая недоумение маразматическая путаница в цифрах: хронологии, расстояниях, размерах... Автор вообще постоянно путается у себя в ногах.
У романа имеются определенные достоинства, но вышеперечисленное мешает воспринимать его серьезно — ведь несерьезен писатель, — и книга переходит во второй сорт.