fantlab ru

Мартин Гринберг «Курсанты Академии»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
80
Моя оценка:
-

подробнее

Курсанты Академии

Foundation's Friends

Антология, год; цикл «Азимов. Свободные продолжения»

Аннотация:

В этой антологии собраны произведения, действие которых происходит в мирах, созданных Айзеком Азимовым. Здесь есть продолжения циклов о роботах, Уэнделе Эрте, Основании и других. Издание антологии было приурочено к пятидесятилетию творческой деятельности Айзека Азимова.

© Ank
Примечание:


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.62 (40)
-
2 отз.
6.63 (27)
-
3 отз.
6.60 (35)
-
3 отз.
6.82 (50)
-
3 отз.
5.96 (28)
-
2 отз.
7.17 (51)
-
2 отз.
6.64 (42)
-
3 отз.
4.96 (26)
-
2 отз.
5.87 (31)
-
4 отз.
5.56 (27)
-
2 отз.
7.14 (28)
-
3 отз.
7.37 (30)
-
3 отз.
6.71 (35)
-
2 отз.
6.05 (36)
-
2 отз.
7.34 (170)
-
5 отз.
5.90 (21)
-
2 отз.
6.35 (40)
-
2 отз.
7.67 (636)
-
10 отз.
7.02 (44)
-
3 отз.
7.17 (24)
-
1 отз.
7.43 (39)
-
1 отз.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 1990 // Антология


Курсанты Академии
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

Курсанты Академии
2010 г.
Курсанты Академии
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation's Friends
1990 г.
(английский)
Prietenii Fundației
1995 г.
(румынский)
Foundation's Friends
1997 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, вполне неплохой трибьют великому фантасту. Почти все рассказы написаны с уважением и почтением к его творчеству, дебильных идиотский и извращающих смысл и идею первоисточника, деконструкций, которые стали модными уже в 2010-20ые, здесь нет. Да и откровенно плохих историй здесь всего три штуки. Что хорошо — большинство историй сумели выйти за пределы статуса «фанфика» и естественно расширить миры самого Азимова, либо раскрыв некоторые проблемы, либо заполнив белые пятна.

Здесь есть и действительно отличные истории — Гаррисон, Шекли, Сильверберг и Андерсон показали себя воистину достойными «курсантами Академии».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу — ни с циклом «Основание», ни с другими арками Азимова я до прочтения «Курсантов» знаком не был. Книга попала ко мне почти что случайно, и я решил дать ей шанс. Я оказался приятно удивлён тем, что большая часть произведений в сборнике вполне хорошо воспринимается и в отрыве от первоисточников. Так что в некотором роде смею считать своё мнение по отношению к рассказам максимально непредвзятым.

И так, понемногу про каждое произведение. Оставляю за бортом лишь интро/аутро (по очевидным причинам), а также «Встречу в Майл Хай Билдинг», поскольку это очерк в большей степени документальный, нежели художественный.

1. «Бегунья». Вполне любопытная история, чем-то напомнившая по духу «Сагу о Вортинге» О.С. Карда, который также представлен в этом сборнике. Хорошо прописанная динамика взаимоотношений и бодрое описание экшна на фоне футуристических декораций оставляют приятное ощущение и не дают скучать.

2. «Решение Асениона». Мой личный фаворит среди рассказов в сборнике. Просто взрывная идея, живые персонажи и небольшая продолжительность превращают творение Силверберга в настоящий подарок для любого фаната научной фантастики.

3. «Убийство по версии Эрта». Вроде бы абсолютно бредовая идея была облачена автором в достаточно детализированный сеттинг, за счёт чего внезапно выстреливает. Не шедевр, но рассказ вполне годный. Но, судя по рейтингу, снобы сие произведение не оценили.

4. «Падение Трентора». Небезынтересный, как это сейчас модно называть, интерквел, чьё существование пусть и не обязательно, но добавляет пару занятных штрихов ко вселенной «Основания».

5. «Дилемма». Family friendly-атмосфера произведения местами действовала на нервы, но в общем и целом тоже весьма неплохой, пусть и достаточно вторичный рассказ.

6. «Морин Бирнбаум в ночи». Ещё одно произведение, которое любители чтобы всё было «по канону» предсказуемо невзлюбили. Хотя на мой субъективный взгляд это отменный стёб. И тот факт, что направлен он был в сторону одного из моих наилюбимейших романов, меня ничуть не смутил.

7. «Душевное равновесие». Несмотря на то, что формально рассказ не выбивается из канона Азимова, мне он показался несколько чуждым в этом сборнике. Просто краткая зарисовка, которая бы ничего не потеряла без привязки к данной вселенной.

8. «Всегдашнее настоящее». А вот низкий рейтинг этого рассказа, мне, признаюсь, не совсем понятен. К минусам произведения можно записать разве что некоторую рваность повествования. Но, простите, весьма очевидно, что он и планировался в качестве некого пост-скриптума, а не полноценного продолжения — для такого понадобился бы целый роман, ну или минимум повесть. Мне лично он показался весьма логичным довершением истории рассказа «Мёртвое прошлое».

9. «ПАППИ». Если исходить именно из соображений душевности, эмоциональности, то это, наверное, лучшее произведение в сборнике. На поверхности вроде ничего особенного — душещипательная история отношений между человеком и роботом. Но описана она с такой задушевностью и, за неимением лучшего термина, ламповостью, что читается с настоящим упоением.

10. «Пещера Платона». По-настоящему лихо закрученная фантастика от одного из мастеров олдскульного сайфая Пола Андерсона. Увлекательный сюжет, интрига, выпуклые персонажи и неожиданные твисты однозначно делают это произведение одним из лучших в компиляции.

11. «Совесть Академии». Ещё одно совершенно необязательное дополнение к «Основанию». Читать не больно, написано в целом неплохо, но принципиально нового ничего нет.

12. «Охотники каменных прерий». Мой самый нелюбимый рассказ из сборника. Начиналось всё вроде недурно, чем-то даже напоминая рассказы об Ийоне Тихом за авторством Лема. Но во второй половине всё скатывается в какой-то полный маразм и фарс.

13. «Подслушанный разговор». Тут такая же ситуация, как и с «Душевным равновесием». Рассказ сам по себе не то чтобы плохой, но не привносит ровным счётом ничего в выдуманный мир писателя. Да и концовка попахивает откровенной халтурой — эффектный финал с неожиданным твистом мог бы заработать автору хоть пару очков.

14. «Пятно». Абсолютно невнятное произведение. Обрывистые фразы, обрывистое повествование. Вроде постоянно что-то происходит, но совершенно непонятно в чём смысл. Задумка вроде недурная, но реализация просто никакая.

15. «Четвёртый закон робототехники». Весьма недурная вещь. Меня лишь смутило обилие сексуальных оммажей, которые смотрелись дико неуместно, ну и несколько смазанная концовка.

16. «Истокологик». Как по мне, так самое неоднозначное произведение этого сборника. Начало очень сильное — Кард всегда был хорош в деле описания подноготной человеческих отношений, особенно между мужчиной и женщиной. Но ближе к середине рассказ начинает сильно буксовать по причине того, что автор уходит в какое-то невнятное философствование, на поверка оказавшееся никуда не ведущим переливанием из пустого в порожнее. В общем, я бы предпочёл, чтобы произведение знатно укоротили.

Вот как-то так. Далеко не лучший сборник, что мне приходилось читать на своём веку. Некоторые произведения излишне цепляются за первоисточник. Иные же, наоборот, отходят от него чересчур далеко. Но встречаются среди более чем дюжины произведений и некоторые весьма любопытные. «Паппи», «Всегдашнее настоящее», «Пещера Платона», «Решение Асениона» — как минимум эти четыре рассказа однозначно рекомендую к прочтению если не в составе сборника, так даже по отдельности.

Личная оценка сборнику...

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальная антология под редакцией М. Гринберга была выпущена в 1989 году под названием «Foundation's Friends», её выход был приурочен к 50-летнему юбилею литературной деятельности А. Азимова. В 1997 году вышло второе, исправленное и дополненное издание антологии, содержащее три рассказа из творчества А. Азимова, отмеченные лично автором, а также массу воспоминаний и посвящений от друзей, близких и коллег-писателей. Русский перевод первого издания стал доступен только в 2002 году в рамках серии «Стальная крыса», из негативных моментов сразу же хотелось бы отметить неудовлетворительное качество перевода, чувствуется, что переводчики недостаточно хорошо знакомы с творчеством Азимова, многие имена, названия и локации даются в непривычной транскрипции либо переводятся дословно.

Из положительных моментов необходимо отметить хорошую работу составителя, который привлек к участию в антологии таких авторов, как Р. Силверберг, Г. Тертлдав, Ф. Пол, П. Андерсон, Р. Шекли и Г. Гаррисон. Все повести и рассказы были написаны исключительно для настоящей антологии и до этого не издавались. Общий уровень произведений неоднороден, есть как вполне достойные вещи, так и довольно слабые произведения. Тем не менее, не нужно относиться к ним чересчур критично, пытаясь оценивать то или иное произведение по соответствию оригинальному стилю А. Азимова — авторы не ставили перед собой задачи копировать юбиляра, но каждый из них, вглядываясь в литературное наследие Айзека, как в зеркало, попытался увидеть там что-то свое, передать дух его творчества через призму собственного видения и литературного мастерства.

В антологии содержатся сразу два предисловия и послесловия, по объему они небольшие, но выглядят уместно и соответствуют теме. Очень понравилось предисловие Р. Брэдбери, в котором содержится краткий обзор и оценка творчества юбиляра — все ёмко, образно, чувствуется теплота и дружеская искренность. Статья Б. Бовы, в которой он пытается представить мир без литературного наследия Азимова, понравилась чуть меньше, в своем желании сделать приятное виновнику торжества он, на мой взгляд, иногда перебарщивает. При этом сам Айзек — человек довольно скромный и не тщеславный, в чем можно убедиться из послесловия, в котором он сам делится с читателем своим удовлетворением от пройденного пути, сравнивает, что успели сделать другие ученые и писатели за меньший срок. Особо интересно было прочесть посвящение от Джанет Азимов, именно жене известны такие подробности из жизни мужа, которых больше не знает никто, здесь Джанет делится с нами своими яркими воспоминаниями, дополняющими образ писателя, вносящими в него столь необходимые детали.

Думаю, многие со мной согласятся, что одной из первых ассоциаций, которая приходит на ум, когда слышишь упоминание об А. Азимове — это роботы. Большинство историй, вошедших в данную антологию, так или иначе отдают дань механическим людям, законам роботехники. Начать следует с повести П. Сарджент «Бегунья» — это спин-офф цикла «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» от лица 14-летней Эми, которая живет со своими родителями в подземном Нью-Йорке. Хронологически события повести происходят в промежутке между окончанием «Обнаженного солнца» и началом «Роботов зари», в качестве одного из персонажей действует Элайдж Бейли, также упоминается о его сыне Бене — группа землян, преодолевая агорафобию, время от времени выходит на поверхность Земли и мечтает отправиться к звёздам. «Душевное равновесие» М. Резника — короткая зарисовка из жизни легендарной учёной-роботехника Сьюзан Кэлвин — это история об одиночестве в толпе, о том, что некоторым людям гораздо проще найти взаимопонимание и сочувствие среди разумных машин, чем у других людей.

Повесть Ш. Финч «ПАППИ» — вольное продолжение рассказа «Улики», посвященного избранию на пост мэра Нью-Йорка Стивена Байерли, первого робота, добившегося такой чести. Главный герой повести Тим вынужден принять непростое решение — могущественный промышленный магнат пытается заставить его убить Байерли, шантажируя будущим маленькой дочери Бет. Принять правильное решение помогут воспоминания детства и юности, ведь отца главному герою заменил робот ПАППИ, а мать была близкой соратницей Сьюзан Кэлвин. События «Пещеры Платона», рассказа П. Андерсона, хронологически происходят после меркурианского инцидента с роботом Спиди, который вынуждены были решать Грег Пауэлл и Майк Донован в рассказе «Хоровод». Также прослеживается явная параллель с рассказом Р. Шекли «Человек по Платону», в котором главный герой должен был убедить робота в том, что он человек, а не коварный инопланетянин. На этот раз Грегу и Майку предстоит отправиться на орбиту Юпитера, чтобы убедить роботов возобновить работу в шахте, проблема в том, что наших героев принимают за роботов и отказываются подчиняться приказам — доказать свою принадлежность к человечеству на деле окажется поистине головоломной задачей.

Повесть Р. Шекли «Охотники каменных прерий» по сути является самостоятельным произведением, однако в нем есть отсылка к рассказу А. Азимова «Салли», где сюжет строился вокруг автомобилей с позитронным мозгом. Шекли предлагает нам красочную и ироничную космооперу, в которой главный герой путешествует по планете Ньюстарт, населенной различными видами роботов, не ограниченных рамками законов роботехники — на мой взгляд, это одно из лучших произведений антологии. «Пятно» Х. Клемента, в котором упоминаются законы роботехники и корпорация «ЮС Роботс», тем не менее отсылает нас не к историям цикла «Рассказы о роботах», а скорее к рассказу «Непреднамеренная победа», в котором земляне отправляют на Юпитер экипаж из роботов, вступающих там в контакт с недружелюбными аборигенами. По сюжету «Пятна» смешанный земной экипаж, состоящий из роботов и людей, ведет исследования на спутнике Урана. В ходе работы выясняется, что на этой планете они не единственные исследователи — на поверхности встречаются странные объекты кубической формы, астронавты периодически замечают «призраков» своих роботов. Читается рассказ тяжеловато, но фантдопущение, положенное в его основу вызывает интерес и частично компенсирует неудобства, возникающие в процессе чтения.

Г. Гаррисон предлагает нашему вниманию кроссовер, объединяющий вселенные «Рассказов о роботах» и «Стальной Крысы», с интригующим названием «Четвертый закон роботехники». Среди персонажей рассказа — постаревший Майк Донован, внучатая племянница Сьюзан Кэлвин и Джимми ди Гриз, по какой-то причине решивший примерить на себя костюм частного детектива. По сути пред нами неплохой фантастический детектив с долей иронии и интересным решением финала, вот только участие Скользкого Джима кажется здесь неуместным — как по временной хронологии, так и по атмосфере упомянутые вселенные Азимова и Гаррисона не стыкуются.

В паре рассказов антологии А. Азимов выступает в качестве одного из действующих лиц. «Дилемма» К. Уиллис расскажет о делегации роботов, добивающихся аудиенции у создателя законов роботехники и требующих отмены первого закона. В чем истинная подоплека требований механических людей станет ясно лишь в конце истории. События рассказа Ф. Пола «Встреча в Майл-Хай билдинг», исполненного в жанре альтернативной истории, описывают торжественный прием, посвященный 70-летию литературного клуба «Футурианцев». Помимо главного героя, роль которого играет сам автор, здесь нам встретятся С. Корнблат, Д. Найт и, конечно, А. Азимов. Автор представил, как изменился бы мир, если бы господдержку получил не «Манхэттенский проект» Эйнштейна, а «Пасаденский проект» Азимова, т.е. место ядерного оружия заняло бы биологическое — по сути это просто беллетризованная поздравительная открытка, но в рамках антологии смотрится уместно.

Многие читатели любят и знают А. Азимова как создателя цикла «Академия», по этой причине ряд авторов посвятили свои рассказы расширению рамок этой вселенной. Повесть О.С. Карда «Истокологик» излагает историю Лайела Фоски, влиятельного и богатого транторианского ученого, основателя истокологии, друга Гари Селдона. Хронологически повесть вписывается в промежуток между двумя первыми романами основной трилогии и раскрывает подробности основания Второй Академии. Рассказ Г. Тертлдава «Падение Трантора» описывает детали последних часов существования транторианской империи, рушащейся под ударами захватчиков. Хронологически рассказ укладывается в промежуток между двумя частями второго романа основной трилогии. События «Совести Академии» Дж. Зебровски происходят через тысячу лет после создания Второй Империи. Главный герой исследует записи явлений Гари Селдона в Гроте Времени, по какой-то причине записи трёх из шести явлений обнаружить не удается, но вот однажды компьютер находит в памяти искомое, после ознакомления с этими материалами становится понятна истинная сущность Плана Селдона, которая оказывается для исследователя подлинной неожиданностью...

Как известно, А. Азимов помимо НФ пробовал себя и в детективном жанре, пара рассказов антологии отдает должное и этой стороне таланта писателя. Фантастический детектив Э. Уэллена «Убийство по версии Эрта» продолжает азимовский цикл рассказов, посвященных экстратеррологу Уэнделу Эрту, который подобно Шерлоку Холмсу консультирует агентов, расследующих необычные и запутанные преступления. В центре сюжета — загадочная гибель ученого на околоземной орбитальной станции, который проводил генетические эксперименты с овощами и был поклонником творчества Льюиса Кэррола. «Подслушанный разговор» Э. Хоха — классический детектив без примеси фантастики, написанный в рамках малоизвестного нашему читателю цикла «Чёрные вдовцы». Члены джентльменского клуба приглашают на свои заседания разных интересных личностей и расследуют преступления и загадки, которые предлагают им гости. На этот раз на заседание клуба приглашен конгрессмен, победивший на выборах с минимальным перевесом. Честный политик подозревает, что его помощники втайне занимались подкупом избирателей, на эти подозрения его навел случайно подслушанный разговор двух студентов, направлявшихся на избирательный участок.

Р. Силверберг предлагает нам вспомнить произведения из цикла «Тиотимолин», в его рассказе «Решение Асениона» герои сталкиваются с необъяснимым фактом — в лабораториях различных уголков Земли начинает из ниоткуда появляться плутоний-186, вещество, которое невозможно произвести в земных условиях. Возникает подозрение, что подобным образом с землянами пытаются наладить контакт жители параллельного мира, кроме того накопление критической массы этого вещества грозит Земле гибелью. Помочь в решении вопроса может только гениальный физик Асенион, который отошел от дел и ударился в ботанику, именно он предлагает героям обратить внимание на свойства тиотимолина — вещества, взаимодействующего с четвертым измерением. Помимо отсылки к циклу «Тиотимолин» здесь есть явная параллель с событиями первой части романа «Сами боги».

Б. Молзберг предлагает нам продолжение повести «Мёртвое прошлое», которую условно можно отнести к рассказам о Мультиваке. «Всегдашнее настоящее» на конкретных примерах иллюстрирует катастрофические последствия внедрения хроноскопа в широкие обывательские массы. Когда всё тайное становится явным, преступления совершаются настолько легко, что преступники даже утрачивают к ним интерес, а экранчик, открывающий любые моменты прошлого, становится стократ притягательней любого зомбоящика с полным арсеналом реалити-шоу и мыльных опер. Рассказ Дж.А. Эффинджера из цикла о приключениях варварской воительницы Морин Бирнбаум, которая с помощью волшебства путешествует по фантастическим мирам, созданным воображением других авторов, а по возвращении на Землю делится своими историями с лучшей подругой — это по сути пародийная космоопера. В который раз убеждаюсь, что пародии редко кому удаются хорошо — на мой взгляд, это самый слабый рассказ антологии, видимо, не зря до сего времени только этот рассказ из всего цикла был переведен на русский. На этот раз героиня путешествует по мирам А. Азимова — история, которую она нам предлагает — это вольный пересказ рассказа «Приход ночи» от лица Морин, разбавленный плоскими шутками и феминистскими пассажами.

В первую очередь антология рассчитана на поклонников творчества А. Азимова, которые хорошо знакомы с его творчеством. Читателю, который не очень хорошо знает произведения мастера, будет сложно понять, что к чему, уловить отсылки, т.к. далеко не все произведения антологии воспринимаются как самостоятельные, вне ее рамок. Дополнительный минус для нашего читателя — качество русского перевода, который сделан на уровне ниже среднего. Из плюсов — работа составителя, наличие сильного авторского состава, полное и разнообразное освещение заданной тематики — творчества А. Азимова, а также эксклюзивность всех представленных произведений, которые были написаны специально для участия в данной антологии.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно слабая антология, добрая половина рассказов которой имеют к творчеству Азимова смутное отношение, а некоторые и вообще никакого.

Из прочитанного реально запомнились только Гарри Тертлдав у которого варвары разносят Трантон и Гарри Гаррисон который решил объединить «Стальную Крысу» и «Роботов» .

А главное я не нашел ни одного толкового продолжения того ,что на мой взляд мог бы еще продолжить Азимов, например увидеть Академию через 1000 лет после Гарри Сэлдона.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх