Шейла Финч «ПАППИ»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
У маленького Тима нет отца. Нет близкого друга, с которым он всегда бы смог хотя бы просто поговорить. Однажды, благодаря матери — инженеру-робототехнику, в доме появляется робот, примитивная модель человека. Тим рос, рос и робот. Спустя годы память о этих событиях поможет Тиму сделать важный выбор.
Входит в:
— цикл «Азимов. Свободные продолжения» > антологию «Курсанты Академии», 1989 г.
— антологию «Foundation's Friends», 1997 г.
- /языки:
- русский (3), английский (2), эстонский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (2)
- /перевод:
- Э. Базак (1), Э. Лутс (1), Н. Рейн (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 11 августа 2024 г.
Здесь хорошо всё, что написано о личной истории ГГ. Одинокое детство — почти полное отсутствие друзей, мать, которой на сына было искренне всё равно, отсутствие хоть какого-нибудь наставника-воспитателя... Пока мать-учёная не привела в дом «Паппи». Взаимоотношение человека и робота показано очень трогательно, здесь хотя бы понятно, зачем машине вообще нужен полноценный разум и самосознание — всегда раздражало, когда какой-нибудь стиральной машинке или мусорщику зачем-то впихивали в голову достаточно мощное железо, чтобы поддерживать честное ИИ. Благодаря наставнику, заменившему отца и друга, ГГ и стал тем, кем он есть.
А вот «политическая» часть не удалась от слова совсем. Если я ещё могу поверить в избалованную дочку олигарха, которая бросила всю свою роскошь ради нищей жизни с бедным студентом, то в её отца, который не может нанять нормального киллера — уже нет. Думается, что он просто хотел подставить ГГ, чтобы отобрать свою внучку. Да и в целом идея «робота-политика» сомнительна. Ну, прекрасно, есть робот, неспособный на репрессии, агрессию и войны. Любой агрессор покорит такое государственное образование за пару суток.
Нескорений, 18 января 2016 г.
О проблеме взаимодействия человека и машинного интеллекта было сказано и написано немало. Эта повесть — очередная попытка рассмотреть проблему интеграции механических людей в человеческое общество. По сути перед нами вольное продолжение рассказа А. Азимова «Улики», в котором раскрывалась история Стивена Баейрли, после автокатастрофы ставшего роботом, но благодаря талантам, воле и смекалке сумевшим добиться избрания на пост мэра Нью-Йорка. События «ПАППИ» разворачиваются спустя месяц после инаугурации Байерли, в этой повести в одном из эпизодов появляется сам механический мэр, а также несколько раз прямо упоминается Сьюзан Кэлвин.
Главный герой Тим, потерявший в результате несчастного случая жену, после смерти матери с маленькой дочкой Бет на руках возвращается с Луны на Землю, в дом своего детства. Бывший тесть Тима — богатый лунный промышленник Рэтбон — пытается заставить своего зятя совершить политическое убийство, застрелить Стивена Байерли, тем самым подавив на корню зарождающееся движение роботов за гражданские права. В данном произведении акцент делается не на научные идеи, а на морально-нравственном выборе главного героя, который должен решить — возможно ли обеспечить будущее своей дочери ценой жизни пусть механического, но человека.
Оказавшись в родительском доме Тим погружается в пучину рефлексий и воспоминаний прошлого, автор подробно рассказывает о детстве и юношестве главного героя. Его матерью была сотрудница «ЮС Роботс», коллега Сьюзан Кэлвин, которая вместо отца дала сыну замену — механического человека с «отцовской» программой ПАППИ. Параллельно отношениям Тима и робота-отца дается описание жизни его друга, у которого есть настоящий живой отец — безусловно Тим завидует своему товарищу, тем более, что мать полностью посвящает себя работе, но, анализируя прошлый опыт, можно сказать, что робот прекрасно справлялся со своими обязанностями, став чем-то большим, чем просто машина.
Помимо основной этической проблемы автор вскользь затрагивает вопросы власти, возможности существования справедливого правителя. Действительно, если вдуматься, то идея поставить на руководящий пост робота, повинующегося трем законам роботехники — это далеко не самая плохая мысль. В итоге мы получим настоящего «слугу народа», который действует исключительно в интересах людей, не берет взяток, его нельзя шантажировать, он не способен причинить вред человеку, а следовательно можно забыть о репрессиях и войнах. К сожалению, эта тема не получила в повести достаточного развития, читатель при желании может сам поразмыслить в заданном направлении.
Повесть читается неплохо, не претендуя на особую оригинальность, она, тем не менее, раскрывает поставленные автором вопросы возможности сосуществования роботов и людей. Автор не пытается копировать стиль А. Азимова, продолжать его рассказ так, как по ее мнению это сделал бы сам мастер, но Ш. Финч дает свой отклик на азимовское наследие. В этом плане читать было интересно — нестандартная подача известной темы с акцентом на сентиментальность, переживания главного героя, морально-нравственную проблематику. Хотя бы из интереса поклонникам темы роботов в НФ и в творчестве А. Азимова в частности, ознакомиться с данным произведением стоит.
baglej, 26 февраля 2010 г.
По мотивам Азимова, но все же явно не додягивает до его уровня — сюжет несколько прогнозируем, да и переживания героя подведены под «штампы» мыльных телесериалов.