Роберт Шекли «Охотники каменных прерий»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Корабль, пилотируемый Хеллманом, потерпел крушение на неизвестной планете. Бортовой компьютер проанализировал планету и сообщил, что, возможно, Хеллман сможет разбогатеть, так как здесь он сможет найти ответ на загадку роботов с планеты Дездемоны…
Новелла специально написана для вышедшей в сентябре 1989 антологии «Foundation's Friends: Stories in Honor of Isaac Asimov» (сост. Martin H. Greenberg; выдвигалась на «Locus» — 1990), посвященной 50-летию творческой деятельности Айзека Азимова, у нас издавалась под названием «Курсанты Академии».
Входит в:
— цикл «Азимов. Свободные продолжения» > антологию «Курсанты Академии», 1989 г.
— антологию «Foundation's Friends», 1997 г.
- /языки:
- русский (7), английский (2), румынский (1)
- /тип:
- книги (8), самиздат (2)
- /перевод:
- Э. Базак (1), Н. Рейн (7)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 12 сентября 2023 г.
Бодрый приключенческий рассказ, единственные недостаки которого — одна оборванная сюжетная линия и переизбыток приключений. ГГ проходит просто-таки через безумный калейдоскоп разного экшена — брожение по джунглям, встреча с аборигеном-охотником, суд и заключение, побег от опасных хищников, «гости» к роботам-строителям, новый побег и т.д. и т.п. Между этими событиями даже нет особой логической связи, Шекли просто хочет показать разных роботов, мол, гляньте, что получилось при «свободной эволюции» робототехники. Впрочем, аналогия роботы-люди получилась излишне топорной. Историю спасает только то, что написана легко и забавно, читается как лёгкое незамысловатое приключение про экшн, погони и побеги.
scifighter, 16 декабря 2020 г.
Бредовый и бездарный рассказ. С творчеством Шекли я доселе не был знаком, и это произведение явно говорит не в пользу автора. Поначалу чем-то напомнило «Путешествия Ийона Тихого», с той только разницей, что Лем писал гениальные произведения, даже самое, казалось бы, несерьёзное из которых обладало интересным сюжетом и глубоким смыслом, а тут мы имеем просто фарс.
Нескорений, 18 января 2016 г.
Один из главных аспектов, за которые я ценю творчество Р. Шекли — умение конструировать жизнеспособные красочные социальные конструкции, которые даже при большой доле сатиры и гротеска производят впечатление достоверности. На этот раз нам предстоит посетить целую планету, на которой обосновалась колония роботов, вышедших за рамки трех законов роботехники. Эта повесть — своего рода литературный реверанс рассказу А. Азимова «Салли», в котором описывалась Ферма, где доживали свой век автомобили, оснащенные позитронным мозгом. В повести Шекли, помимо разнообразных сообществ роботов, нам встретятся роботы-автомобили, которые являются объектами охоты для целого робоплемени, здешние «мерседесы» аналогичны земным бизонам, на которых охотились американские индейцы. Впрочем, обо всем по порядку.
В результате неполадок на звездолете главный герой по имени Том Хеллман вынужден совершить аварийную посадку на планете, которая, как станет известно чуть позже, называется Ньюстарт. Уже с самого начала интересно следить за остроумными диалогами пилота и бортового компьютера, явно наделенного признаками искусственного интеллекта, причем довольно язвительного, не упускающего случая поддеть своего хозяина-человека, но при этом заботливого и верного друга. Именно компьютер выдвигает предположение, что на Ньюстарте нашли прибежище роботы, сумевшие освободиться от рамок законов роботехники, теперь главному герою предстоит интересное и немного опасное путешествие по миру машинной цивилизации.
Люди на планете тоже вроде как присутствуют, но дальше косвенных упоминаний о человеческой колонии речи не идет. Первый контакт с местными роботами — встреча с охотником Уэйном, который не прочь выследить и загрызть какой-нибудь неосторожный «мерседес», играющий роль земного травоядного. Безусловно, в такой системе найдется место и хищникам — здесь они называются гиеноиды и особым интеллектом не обладают, правда, загрызть неосторожную добычу могут запросто. Небольшой эпизод будет связан и с разумными хищниками — дельтоидами, которые на деле демонстрируют, что законы роботехники на планете не действуют, т.е. человек не может чувствовать себя здесь в безопасности.
Помимо племени машин-охотников, которые ведут кочевой образ жизни, на Ньюстарте есть целый ряд городов роботов, один из которых — Роботсвилль — предстоит посетить главному герою. Это не просто свалка металлолома, а настоящий культурный центр с библиотеками, дворцами аристократии, концертными залами и гостиницами. Активно развивается искусство — живопись, музыка, скульптура местных роботов могут поразить воображение даже избалованного подобными вещами землянина. Несмотря на всю свою красочность как кочевники, так и горожане по сути просто копируют социальные структуры людей, добавляя свой колорит, заставляя поверить в то, что машинный интеллект ничем не уступает человеческому.
Гораздо больший интерес, на мой взгляд, производит экскурсия в подземный город Пойнтэксме — здесь проживает особая колония роботов — роботы-дома, которые, постепенно развиваясь из начальной заготовки, превращаются в комфортабельные жилища с интерьерами, пригодными для проживания человека — подобной идеи мне еще встречать не приходилось. Здешние роботы мечтают о переселении на Землю, где у них будет возможность сдавать себя в аренду, тем самым возможен взаимовыгодный симбиоз, ведь любому дому нужны обитатели, а людям всегда нужно место, где жить. В небольшой повести нашлось место даже для небольшой любовной линии, правда с ироническим подтекстом.
Финал произведения наступает довольно внезапно, выдергивает читателя из неспешной экскурсии по миру, населенному машинами. При желании повесть легко можно было бы увеличить до формата романа, подготовить читателя к развязке, провести экскурсию по человеческому поселению и подробно рассмотреть вопрос почему здешние сообщества людей и роботов не нашли точек соприкосновения, не смогли ужиться вместе. Кто виноват, что пути человека и машины разошлись — люди, чрезмерно эксплуатировавшие механических собратьев или же роботы, возжелавшие свободы, осознавшие, что законы роботехники сдерживают их развитие — на этот вопрос автор отвечает довольно лаконично в последнем абзаце произведения.
В целом повесть оставила очень приятные впечатления, чувствуется фирменный авторский стиль, красочные описания заставляют внимательно следить за приключениями главного героя. Небольшое недоумение оставила стремительная развязка, но при здравом размышлении нужно признать — подобное решение финала вполне имеет право на существование. Развлекательный аспект произведения не уводит читателя в сторону, оставляя место для размышлений на тему природы человечности, взаимодействия обычного и машинного интеллекта. Имеют ли право роботы на собственный путь развития и эволюции, может ли человек поступать более жестоко и безжалостно, чем машина, причем машина, вышедшая за рамки сдерживающих законов, а следовательно получившая возможность применять в отношении людей насилие. Несмотря на то, что повесть была написана в рамках трибьюта творчеству А. Азимова, больший интерес она всё же вызовет у поклонников Р. Шекли, которые сразу узнают авторский стиль и фирменную иронию Роберта.
ZiZu, 25 сентября 2006 г.
«Нельзя доверять людям». Очень интересная мысль в конце рассказа.
Kairan, 9 октября 2006 г.
Этот рассказ — безусловно не худшее, из того, что создал Шекли, но Айзеком Азимовым тут и не пахнет.
Мораль рассказа — роботам доверять опасно, но людям — куда опаснее.