Генрик Ибсен «Кукольный дом»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое | Феминистское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
- /языки:
- русский (8)
- /тип:
- в планах (1), книги (7)
- /перевод:
- А.В. Ганзен (7), П.Г. Ганзен (6), О. Дробот (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ant_veronque, 20 апреля 2019 г.
Это вторая прочитанная пьеса Ибсена (первой была «Враг народа» или по-другому «Доктор Штокман»), и снова у меня такие же впечатления (но сюжет здесь интересней). Идея пьесы мне понятна и я с ней согласна. Как же много в тогдашнем обществе (как и в теперешнем) лицемерия, ханжества и откровенной лжи, и ведь всё это приносится в семьи (или идет из семьи?), и сколько в семьях одной только видимости безоблачного счастья, а рассмотри эти кукольные домики изнутри, а толкни легонько, и всё разрушится!
Но как и в «Докторе Штокмане» меня здесь очень удивляли и бесили герои. Знаете, кто мне здесь больше всего понравился, кому я искренне симпатизировала всю пьесу и кто не разочаровал в конце? Это Крогстад — на первый взгляд отрицательный персонаж:
А что остальные? Нора всю жизнь играла «птичку», и при этом втихаря совершала «подвиги» и тешила себя мыслью, какая она святая (т.е. как и Крогстад, совершила преступление ради любимого мужа, но превозносила себя за это до небес). А у самой ума ни грана, даже не понимала, что подделка подписи противозаконна, и что дату на документе надо разумную ставить (и вообще — ставить), и что она этим вполне может очень сильно опорочить имя всей своей семьи. И до нее так и не дошло, что при обнародовании ее поступка ее смерть никак не помогла бы спасти от бесчестья ее мужа и детей. И в конце она вдруг поняла, что муж ее куда приземленней, чем она, что он вовсе не собирается строить из себя героя, что он может бояться и даже кривить душой, что не рукоплещет ей, а осуждает ее. И такое разочарование в муже заставило ее бросить троих маленьких детей! Ей нужно было побыть одной, подумать, найти себя в этих новых обстоятельствах? Замечательно, объясни детям, что ты уезжаешь на время. Но она просто исчезла из их жизни, предала их только потому, что муж ее разочаровал и она с ним больше жить не хочет. Моему пониманию недоступны нравственные ценности этой женщины.
Торвальд — обычный порядочный, но слабый духом человек, при этом излишне требователен к духу других, что к Крогстаду, что к своей «птичке» Норе. Но ему хотя бы достало ума или добродушия выкинуть все осуждающие мысли о Норе из головы, как только опасность миновала. Хоть так, а ведь мог остаться и при своем первоначальном решении. Ему нравились уси-пусные отношения с женой, но ведь она сама ни разу за все годы не попыталась сделать их отношения иными, она подыгрывала ему по доброй воле, а потом попрекнула его тем, что она для него всю жизнь была куколкой?
Фру Линне — возомнившая себя богом дамочка, но в то же время ищущая, на чей алтарь положить свою жизнь. И вот только своей подруге Норе свинью подложила. Не надо лезть в чужую семью, даже если эта семья и погрязла во лжи, даже если ты считаешь, что нельзя так продолжать дальше. Это чужая семья и последствия срывания масок могут оказаться очень непредсказуемыми. Фру Линне готова нести ответственность за троих детей, оставшихся без матери? Или это для нее будут как раз еще три запасных желанных алтаря?
Отважная, 5 апреля 2015 г.
Радуют феминистские нотки в этой пьесе. Вроде 19 век, но женщина осмелилась показать себя, остоять свою точку зрения, уйти оттуда, где она была лишь «хорошенькой куколкой», поставить на место мужа-лицемера.
Тогда это было сделать труднее, чем сейчас, но даже сейчас почему-то многие женщины, живя в неблагополучии, продолжают цепляться за мужа, будто без него они станут неполноценной личностью.
Печальные реалии нашей жизни...
Хорошо, что пьеса через свой сюжет поднимает данную проблему.
Капустница, 21 сентября 2016 г.
Меня очень удивляют и удручают читатели, которые осуждают главную героиню за то, что она признаёт, что будучи неполноценной личностью она не годится на роль матери. Друзья, по-вашему мать -- это механизм или какая-нибудь волшебная фея, у которой нет своих потребностей? Только будучи полноценным человеком можно стать настоящей матерью. А если мать показательно «жертвует собой» на «благо» семьи, её дети как раз и вырастают с упомянутым до меня комплексом вины («Моя мама пожертвовала ради меня всем.») или эгоистами, привыкшими к тому, что всё делается им в угоду, как Торвальд, муженёк главной героини.
Пьеса помогла мне понять, что жертва собой часто бывает всего лишь проявлением эгоизма, в то время как то, что люди осудят как эгоизм, является настоящей жертвой и проявлением любви.
Fiametta, 2 сентября 2015 г.
В основе пьесы подлинная история женщины, подделавшей документы, чтобы на полученные деньги вылечить тяжело больного мужа. Когда муж узнал об этом, он под напором общественного мнения развелся с уголовницей, но через несколько лет помирился с ней.
Конец XIX века — это эпоха, когда идеалом женщины считалась очаровательная куколка, «ангел домашнего очага». Нора в начале пьесы выглядит именно такой куколкой. Любящий муж называет ее птичкой и белочкой, и, как маленькому ребенку, запрещает есть сладкое. Муж не догадывается,
Есть в эту эпоху, впрочем, и женщины, работающие по найму. Комическая деталь — фру Линне берут на место некогда отвергнутого ей возлюбленного. Она не только разбила ему сердце, но и оказалась конкуренткой в деловом мире.
Жуткий эпизод, когда Крогстад говорит с Норой как с товарищем по общественному презрению: «Большинство из НАС думает об этом».
История доктора Ранка уже непонятна нынешним читателям. А в XIX веке распространена была одна из самых страшных форм врожденного сифилиса — форма, при которой ребенок выглядит здоровым, а у взрослого уже человека вдруг за несколько месяцев разрушается нервная система. Так сама природа карает детей за разврат родителей.