fantlab ru

Филип Дик «Лабиринт смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
1027
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт смерти

A Maze of Death

Другие названия: Гибельный тупик

Роман, год (год написания: 1968)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Колонисты, привлеченные выгодными контрактами, прибывают на загадочную планету – Дельмак-ноль. Они не знают, кто руководит колонией и зачем они там оказались. У них нет связи с внешним миром и возможностей покинуть планету. Один за другим поселенцы гибнут и оставшиеся в живых не могут установить причины смертей и найти ответы на остальные интересующие их вопросы, что становится жизненно важным, чтобы выбраться из лабиринта смерти. За одной истиной скрывается другая, а за другой – третья и чтобы победить смерть, этот путь нужно пройти до конца.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Прообразом Спектовского стал епископ Джеймс Пайк, с которым писатель вел долгую и продолжительную переписку. В 1969 году Пайк трагически погиб.


Входит в:

— журнал «Если 1995'11-12», 1995 г.


Номинации на премии:


номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1988 // Зарубежная книга . 5-е место (США)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Научная фантастика - Роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Гибельный тупик
1993 г.
Лабиринт смерти
1997 г.
Лабиринт смерти
2002 г.
Человек в высоком замке. Лабиринт смерти
2006 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Лабиринт смерти
2011 г.
Лабиринт смерти
2018 г.

Периодика:

Если № 11-12, ноябрь-декабрь 1995 г.
1995 г.

Издания на иностранных языках:

A Maze of Death
1970 г.
(английский)
Maze of Death
2005 г.
(английский)
Philip K. Dick: VALIS and Later Novels
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю свое знакомство со знаковым американским фантастом Филипом Диком. Это третий прочтенный его роман, позади остались Снятся ли андроидам электроовцы и Убик.

Этот роман очень короткий, всего 140 страниц. Динамичный, скучать не приходится. Читается за один вечер, что несомненно плюс. Если нечем заняться и нужно как-то скоротать вечер/ночь, то этот роман отлично подойдет.

Сюжет по типу десять негретят. В конце есть твист ушами, из-за которого можно накинуть пару баллов (иначе вообще был бы обычный проходной экшОн). Даже сказать особо нечего. Насчет актуальности идеи, которую нам Дик раскрывает в финале, можно сказать, что сейчас конечно она никак не удивляет, но 70 лет назад скорее всего это было очень оригинально и свежо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея виртуальной симуляции, где члены экипажа космического корабля под новыми личинами и в новом мире друг друга мочат по тихому, таким образом снимают стресс, так как в реальности они застряли навсегда в сломавшемся на окраине вселенной корабле.

Роман хоть и не устарел, но читается как детский, несмотря на одну сцену с некоторым эротизмом-лайт. Герои неплохо прописанны, имеют говорящие фамилии. Но не сказать, что хоть какой-то герой сильно трогает и западает в душу.

Больше всего произведение похоже на серию какого-то старого доброго нф-сериала или мультфильма.

Читал в отличном издании Шедевры фантастики, с белой плотной бумагой, разумным расположением полей, логичным и не избыточным оформлением страниц, и отсутствием всяких ошибок в тексте и предложений вызывающих недопонимание, перевод Корчагина отличный, может быть только встречались несколько устаревших слов/терминов. Сейчас, в наше время, такое издание и такой перевод это точно нонсенс. Спасибо за внимание.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, есть еще забавный момент с исчезновением человека на корабле, который пожелал стать растением и просто исчез. Такая шутка от Дика... Герой сошел с ума либо намек на то что и кораблик то тоже симуляция?

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма психоделическая, и вместе с тем, увлекательная вещь. Лабиринт я читал три раза, с промежутком 20 лет, примерно. 😊

Лишь сейчас до меня дошло, что из множественных линий, центральной на самом деле является попытка Дика смоделировать мир, совмещающий космические технологии, с реально действующими теологическими законами, религии и молитвами. В литературных целях автор создал некий универсальный пантеон из творца, единого в трёх лицах и его энтропийной антитезы.

В мире романа наиболее интересны не сами события, а их восприятие персонажами романа. Сами события, как я заметил в начале, весьма психоделичны. Собственно, Филип, наш Дик и сам упоминает в предисловие активное использование ЛСД, в процессе работы над колоритом сцен. Так или иначе, но попытки поиска героями романа «нематериальной прагматики» событий мне очень понравились.

Однако, пытаться самим понять логику событий будет безнадёжной задачей. Дождитесь финала, он вам понравится.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В хорошем смысле, сложный роман. Он способен и развлечь, и серьёзно загрузить, если задуматься, а что вообще хотел сказать автор. Немного психоделики и сюра, чуть больше детектива, очень много философии и метафор. Красиво, сложно, умно. Да и вопрос верований человека и общества разобран хорошо, хоть я и не уверен, что это можно назвать именно религиозным романом.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения данного произведения автор открылся для меня, как самый оригинальный писатель детективного жанра, особенно, если учитывать, что кроме детективной составляющей тут есть и фантастический антураж, и психоделическое поведение героев, и фантасмагория событий, смысл которых становится понятен только в самом конце, где Филип Дик, как обычно предвосхитит любые ожидания читателя, обратив любые его догадки в нечто новое и неожиданное. Никуда не делать фирменная странность: всё странно с самого начала, начиная от самой фабулы произведения, заканчивая характерами персонажей — каждый здесь сходит с ума по-своему. Но всему этому есть причина, именно она капсулирует всё произведение в законченную и понятную мысль.

Начинается всё с того, что на некой необжитой планете Дельмак-0 собираются колонисты (аж 14 человек), которым некая межпланетная компания предложила там работу. После того, как все действующие лица собираются в полном составе, начинают происходить первые странности — связь с внешним миром обрывается, средств и возможностей вернуться обратно тоже не остается, а затем не заставляют себя долго ждать и первые нелепые (необъяснимые на первый взгляд) смерти. Герои не находят общего языка друг с другом, появляются обиды, недомолвки и подозрения, из-за чего сюжет сразу начинает напоминать завязку детективного романа о запертых в ограниченном пространстве людях, неискренних друг с другом и плетущих интриги. Тут сразу у многих пробудятся флешбэки о «Десяти негритятах» Агаты Кристи или о её же бестселлере про «Убийство в Восточном экспрессе». Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Попробую разбить на составляющие.

1. Божественные проявления, как якобы доказанный факт. Тем не менее в мире, где осознают себя действующие лица, закрепилась определенная предустановка о том, что Бог или божественное проявление (а так же и проявление не только добра, но и зла) существует во плоти, доказано и зафиксировано — есть целые научные исследования за авторством некого Спектовски, чей псевдо научный труд заменяет людям библию. Существует так же и практика молитвы, которая действительно помогает достигать людям желаемого результата (в основном только по особой нужде). Религия буквально ставится во главу угла и воспринимается героями (правда не всеми), как нечто неоспоримое и необходимое для жизни. Да и само божество (а их оказывается целых трое: ходящий-по-земле, заступник и разрушитель формы — вместе они образуют божество над божеством) так же откровенно являет себя, помогая и спасая одного из главных героев от гибели. Кажется, как будто автор специально доводит положение веры до каких-то абсурдных значений, после чего заставляет героев сомневаться в собственных религиозных установках, из-за чего их конфликтная ситуация нарастает еще больше. Это и сыграет важную роль в самом конце, когда вскроется истинный нарративный слой данного произведения.

2. Искусственность окружающего пространства и другие противоречия материального бытия. В последующем выясняется, что планета не такая уж и необитаемая, ведь где-то в пустыне стоит какое-то Здание, пугающее своей загадочностью, куда герои и направляются, дабы разобраться в его назначении. Восприятие этого здания у всех присутствующих получается разным (каждый видит свою надпись на этом здании и уверен только в своей теории, для чего это здание существует), что еще больше наталкивает на мысль об иллюзорности некоторых вещей и некого назревающего обмана, как будто окружающая действительность подстраивается под действия персонажей и пытается симулировать/имитировать свое «обычное» состояние. Так же окружающая флора и фауна кажутся странными — окружающая природа состоит из каких-то органических субстанций, которые могут копировать любые предметы. Ландшафт пустыни, рек, расположение тех или иных географических объектов — всё это находится в каком-то плавающем и не осознаваемом состоянии — герои постоянно путаются в пространстве. Ну и самым странным является крупное существо по имени Тенч (тоже органик, копирующий материю), которое умеет отвечать на некоторые вопросы загадками. Всё это тоже получит объяснение, но только в самом конце.

3. Сомнения в собственной адекватности. Итак, герои, претерпевая многие испытания, неся потери своего прежнего состава, вдруг приходят к выводу о том, что же с ними творится на самом деле. Тут найдется место и заговору и тайным экспериментам и предательствам среди товарищей, но сама теория довольно интересная — она пытается объяснить все происходящие и уже произошедшие метаморфозы. И тут уже у читателя могут начаться флешбэки из другого известного произведения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А именно кинофильм «Остров проклятых» с Ди Каприо в главной роли, где психически больной пациент примеряет на себя амплуа доктора, постепенно осознавая свой собственный чудовищный диагноз. Именно к этому выводу приходят герои: они психи, над которыми проводят некий эксперимент с целью понять степень их выздоровления или наоборот глубину прогрессирующей болезни. Произошедшие убийства совершены ими же (они сами признаются в этом друг другу), на почве эмоций или навязчивых мыслей. Их нестабильный эмоциональный фон как раз и становится доказательством того, что они асоциальные элементы, а так же являются пациентами того самого здания в пустыне.

Тем самым автор как бы дает читателю удобное объяснение всего произошедшего, довольно логичное и простое объяснение, но лишь на несколько страниц, а после снова его отбирает, ведь истинная причина оказывается совершенно другой.

4. Подлинный нарратив произведения. Тут снова не обойдется без спойлеров.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, на самом деле всё произошедшее — это компьютерная симуляция, куда с помощью определенных технологий по собственной воле были помещены все главные действующие лица, которые в настоящей реальности являются членами экипажа космического корабля, который летит в бесконечном пространстве без возможности найти дом или хотя бы помощь. Произошел инцидент, который обрек всю группу на постоянный бесконечный полет, тем самым лишил их надежды и смысла существования. Единственная возможность скоротать время и обрести хоть какой-то временный интерес к жизни — это компьютерная симуляция, игра, которая может генерировать различные миры, погружая в себя сознание человека, который полностью забывает (на время сеанса) о своей подлинной реальности, получая в замен ложную память (в зависимости от новой роли). Убийства, которые происходили в симуляции (в действительности же все живы) — это отражение эмоций самих героев, их отношения друг другу, которое постепенно портится из-за беспомощности перед обстоятельствами на борту корабля. Религиозная доктрина с якобы доказанным существованием божественного — тоже проекция их разума, выдуманная парадигма, проявление дефицита надежды, в которой весь экипаж так нуждается — ведь именно вера во что-то божественное дарит самые простые, но необходимые в данной ситуации смыслы (за неимением других) для существования. Спектовски, который в симуляции был идеологом религиозной доктрины — это погибший командир корабля, который для многих членов экипажа был моральным ориентиром, потому и получил такой статус, став прообразом. Органик-пузырь Тенч, который давал подсказки — это отражение ИИ компьютера, центра самой симуляции, на котором собственно всё и завершилось, выкидывая всех обратно в реальность.

Тем самым автор завершает основную мысль произведения, открывая довольно интересную тему для полемики — что такое надежда, и как она важна для человеческого сознания в принципе, возможно ли убежать от проблемы, скрыться, когда надежды для её решения больше не осталось. Ведь подлинная ситуация, в которой оказались герои, действительно чудовищна, если задуматься.

Но вскрыв подлинный нарратив произведения, Филип Дик не останавливается, а снова пытается его расшатать, лишить уверенности, завершая произведение немного иначе, чем того ожидает читатель, тем самым оставляя открытым вопрос веры и её роли в жизни человека. Можно по разному воспринимать то, что произошло с одним из главных героев (произошло ли вообще что-то или это очередная сюжетная иллюзия), тут уже каждый сам решит, как к этому относиться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К нему опять является божество уже в реальном мире (хотя возможно это его галлюцинация после выхода из симуляции), которое предлагает «выход» из бесконечного инферно, в котором прозябает весь экипаж, постоянно убегая в иллюзию — уйти из этого мира насовсем, став тем, кем он сам захочет. И главный герой выбирает стать растением где-нибудь на безымянной планете, чтобы его никто и ничего больше не беспокоило, — что довольно прозаично — и его желание тут же исполняется (хотя так ли это).

Завершается же произведение всё равно грустно, проявляется ярко нарратив безысходности — ведь то, что пережили персонажи, снова повторится с ними, а они этого опять не успеют осознать вовремя.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Остаётся одним из лучших для меня романов Дика, потому что это роман про Бога, но написанный до того, как автор увлёкся усложнениями этой темы в виде гностицизма и в романы начали просачиваться проповеди единственно верного учения с рыбкой. Как Дик пишет в предисловии, они с другом успешно придумали оригинальную логичную непротиворечивую религию, не повторяющую предыдущие попытки, но бритва Оккама работает для всех, и в «Путешествии к Арктуру» или «Доме на краю ночи» можно найти те же концентрические круги исходящей из центра благодати и её отсутствие или «затенение» на периферии – логику применяли и раньше. Новизна (относительная) тут в том, что Книга «даёт научное доказательство существования Бога», тем самым заменяя веру как основание религии знанием (отличный парадокс).

При чтении оригинала конец воспринимается по-другому, проглядывает надежда. При чтении перевода давным-давно финал казался совсем безнадёжным (галлюцинация, самоубийство), теперь при чтении оригинала заметнее упоминание того, что Сет хуже всех забывает конструкты совместного сновидения и относительно долгое время продолжает воспринимать их реальными в реальности. Корабельный TENCH создал «на основе всех религий» логически непротиворечивую религию для сновидения, и Сет получает возможность «выхода» – ведь непротиворечивая религия должна работать и в реальности.

Ощущается довольно прямой намёк на то, что только религия с поддержкой в виде научного знания может сработать на «современном» человеке – члены экипажа Persus-9 в безнадёжной ситуации не пытаются искать духовной поддержки в традиционной религии, а вот мир Дельмак-О, несмотря на перспективу насильственной смерти в сновидении, влечёт их надеждой.

Повороты «детективного» сюжета на высоте, хотя по сравнению со схожим по схеме Ubik местами есть ощущение спешки.

В очередной раз при чтении оригинала Дика восхищаюсь приземляющими жаргонизмами, которые укореняют фантастическое повествование и делают его реальным. Где он их берёт? Судя по Merriam-Webster, многие из них британского происхождения. А также noser и электротехнические термины. Больше всего порадовал непереводимый провокационный лифчик (peek-n-squeeze bra). Гугление словосочетания peek-n-squeeze даёт единственное (кроме самого романа) упоминание, в статье New Yorker 1997 года о ночной жизни.

По переводу Г. Корчагина в издании 2018 года. Перевод уровня, когда «покойный епископ Пайк» переведено как «позднее, епископ Пайк», а «я опирался на версию из «Кольца Нибелунгов», а не на оригинальные мифы» как «я опирался на версию из «Кольца Нибелунгов», к оригинальным мифам я обращался реже». И это только в предисловии автора. Дельмак-Ноль вместо Дельмак-О. Noser (то есть «проныра») переведено как «носач». Носач! Также в новом переводе отсутствует целая страница из описания домогательств Сюзи к Сету, отличной комической сцены с плохим концом. Особенно жалко момента, когда сцена идёт глазами Сюзи. То есть старый перевод безымянного переводчика в издании 1993 года «Гибельный тупик» остаётся лучшим – в новом переводе корявости языка не меньше, зато добавлены новые огрехи.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для первого знакомства с творчеством Филипа Дика я выбрала небольшой, но известный роман (не такой известный, как «Убик» или «Человек в высоком замке», но всё же) – «Лабиринт смерти» (он же «Гибельный тупик»).

Встретила меня фантастика. Выстроенный параллельными линиями сюжет, где герои прибывают на некую планету из разных точек вселенной, чтобы получить желаемое, соответствует всем условиям жанра. Космические челноки в одну сторону, поселение на дикой планетке, узкоспециализированные люди, собранные для неведомых пока задач неведомо кого. Автор не даёт подсказок, с чем придётся столкнуться читателю, и я, читатель, верю автору на слово.

А зря! Теологические выкладки вдруг обрушиваются на меня, хотя я ведь вижу, что специально для этого романа Диком создана автономная религия, отчасти построенная на принципах известных нам теизмов. Каждый из четырнадцати героев романа имеет хоть какое-то отношение к вере, но это отнюдь не религиозный текст. Благодаря теологии фантастика превращается в психоделику, и когда герои сталкиваются с проблемой – они застряли на планете, о которой ничего не знают! – классический сюжет превращается в чудовище Франкенштейна: это немного и детектив, и драма, и притча, и даже ужасы. Кажется, что всё смешалось не только в доме у Облонских, но и у автора в голове. Предсказать, что он предпримет в следующей главе, просто невозможно.

Итак, на руках у нас четырнадцать героев, странноватый и жутковатый мир, а также подозрения, касающиеся зачинщиков этого мероприятия (надо же такое выдумать – послать к чёрту на рога абсолютно некоммуникабельных людей!). В какой-то момент начинаются убийства, и становится ясно, что выбраться с планетки героям просто так не удастся. Да и удастся ли вообще?

Эта история преподнесена через многих героев, поэтому когда очередного носителя «читательских глаз» убивают, просто не знаешь, что и думать. Кто станет следующим «показывающим»? И не значит ли это, что его следующим и прихлопнут? И кто? И ещё – почему?

Это настоящий лабиринт смерти. По нему пройдут все. Игра, где кукловоды принимают неожиданные формы, загадка с горьким ответом.

Очень логичный роман. Немного страшный (психологически). Мастерски интригующий и задающий ровно столько вопросов, чтобы не вывалиться за рамки установленных жанров.

+8

Оценка: 8
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, я никогда не читал книги, в которой так превосходно описано падение человека в омут безумия. С каждой главой, с каждой фразой, с каждым действием героев ты понимаешь, что они пропали, что книгу пишет сумасшедший, и сам читатель начинает сходиться с ума, т.к. не может понять, что происходит, мечется между строк, не находя выхода. Самое главное в этой книге — ее «ненормальность». Это чистое, продуманное до мелочей, до каждого междометия, сумасшествие. Это гениально! Я не могу как-то снизить оценку за то, что этот роман очень «неудобный», непривычный или просто «бред сумасшедшего». Он написан просто превосходно. Особенно, когда ты читаешь его после какого-нибудь «Дигитала» Олега Маркеева, романа, разрекламированного, как «российская Матрица». Сравнивая, ты понимаешь, что такое настоящий талант. И я здесь даже не об уровне фантазии, не продуманности религии, нет! Я об искусстве создать в голове у читателя правдоподобный логичный (пусть и странный) мир. Ты мечешься по планете «Дельмак-0», ты видишь, как электронные растения меняют форму, ты идешь топиться в реке и чувствуешь отчаяние. Ты живешь в этом романе. Это литература другого уровня. И вот пока ты там живешь, Дик обрушивает на тебя концовку, которая по мощи, сравнима с «Долгим Джонтом» Кинга.

И только тогда в ваше воспаленное сознание проникает весь ужас того, что происходит с героями на самом деле.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот еще один исключительно примечательный, мастерски написанный фантастический роман, который, судя по небольшому количеству отзывов, почему-то обходят вниманием читатели. А ведь в нем есть практически все, что ищут обычно любители фантастики: динамичный сюжет, сочетающий детектив и классическую фантастику, глубокий психологизм, философию и религию.

Сюжетно этот роман очень близок к «Убику», в том плане, что вновь предстоит искать убийцу, который прячется среди героев, проникать в тайны Сознания и участвовать в Играх Разума.

В «Лабиринте смерти» нет долгого начала: здесь сразу с первых строк появляются тайны и загадки. Ну, кто, скажите, согласился бы доверить освоение новой планеты этой кучке неудачников, эгоистов и невростеников, обремененных немалым количеством пороков, среди которых алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, всевозможные мании и фобии? Среди такой компании любой может оказаться убийцей.

И если бы все было так просто на этой странной планете Дельмак-ноль : вычислить убийцу — и дело с концом. Но здесь все загадочно: странные миражи, роботы, которые следят за каждым шагом и маскируются под обычных животных, Черное Здание, до которого так трудно добраться, и еще труднее в него войти, удивительный механизм, способный скопировать все, что угодно. На каждом шагу — ловушки, и все не то, чем кажется. И как только добыт ответ на один вопрос, тут же появляется дюжина других.

Пи этом остановиться и подумать практически нет времени: одно загадочное происшествие следует за другим, пожары сменяются взрывами, погонями, нападениями неизвестных. И все, до чего успеваешь додуматься, перечеркивается очередным неожиданным поворотом сюжета, уводящим на новый уровень многослойного повествования.

Но в том виде, что я описала, это был бы лишь отличный фантастический боевик с большой примесью детектива. Занятные Игры воображения и фантазии. Если бы не детально разработанная религия, причудливым образом объединяющая понятия Добра и Зла, Созидания и Разрушения, материального и духовного. Религия, созданная разумами отчаявшихся людей, вложивших в нее свои тайные мечты о Спасении, несбыточные надежды на Избавление, приводящая к такому неожиданному финалу, который стирает все полученные читателем ответы и оставляет лишь новые вопросы.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Философская беллетристика от Ф. Дика, скрытая в оболочке почти что детективного сюжета о загадочных убийствах колонистов, происходящих на планете Дельмарк-0. В «Лабиринте смерти» Дик обращается к своим любимым темам: реальность как фальшивка, странные, вымороченные сны и видения героев, отражающие эту фальшивую реальность. И, неизвестно, какой из этих миров — «сновидический» или «реальный» — оказывается страшнее и безнадежнее... Дик пишет о катастрофе самоидентичности человека, о пугающем столкновении со своим внутренним миром, которое, увы, не в состоянии разрешить современный индивид.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрый день! Только закончил читать и у меня несколько странное ощущение. Во-первых, я сам себе удивился, поставив оценку 9. День назад, прочитав всего 50 страниц, я думал, что речи ни идет не то что об оценке, а вообще о том, стоит ли читать дальше. Во-вторых, бессмысленно линейно пересказывать сюжет в стиле -« случилось то, затем другое», поверьте, чтобы наступил переворот мозга в отношении романа, его надо прочитать. В-третьих, наверно для того, чтобы понять Дика, надо вырасти, роман не похож на развлекательную фантастику. Но это начинаешь подозревать со второй трети книги ( говорю за себя). А окончательно все перевернет или поставит на свои места -финал. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень примечательный и необычный роман, где восприятие происходящего меняется с каждым абзацем, не говоря уже о странице. Вот чистая колониальная фантастика, которую сменяет стремительный триллер. а потом забористая психоделика, сочащаяся чистейшим безумием, перетекающая в почти классический детектив, но поиски преступника осложняет постоянно меняющийся фон и вводные. Это все создает совершенно безумный, но очень интересный водоворот.

Здесь «10 негритят» встречаются с «Алисой в Зазеркалье» и много чем еще.

Филип Дик искусно создает иллюзию, избавившись от которой, попадаешь в очередную иллюзию, и так далее.

Роман постоянно не то, чем кажется.

И только на последней странице можно понять что же тут творилось. При условии, что внимательно читал книгу, а не просматривал. И то остается простор для трактовок и игры воображения.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детектив? Психоделика? Триллер? Боевик? Философская притча? И да, и нет... Пожалуй, лучше всего будет замешать этот коктейль, добавить героев, изображающих различные психические патологии, избавить книгу от вообще каких бы то ни было ярлыков и констатировать факт, что Дик традиционно непредсказуем.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я узнал о книге Убик, я начитался мнения людей без спойлеров и был готов к чему-то невообразимому в конце. Когда я купил книгу и прочел ее до конца, с огромным удовольствием, я пришел в недоумение, т.к. грандиозного финала не обнаружил, да, книга отличная, но ничего с ног на голову меня не поставило. Минут через 10 я еще раз прочитал последние 2 предложения несколько раз и до меня тогда дошло... Т.е. так и не дошло, что же произошло, или ГГ изменяет реальность из мира мертвых, или его босс тоже лежит мертвый рядом.

За время прочтения Лабиринта мнение переменилось несколько раз. Ну, во-первых, как у любого автора, книг или музыки у автора будет один стиль. Так и тут, в принципе, если читать Дика, можно догадаться, что в конце произойдет какой-то перевертыш и еще изменение реальности. И есть повторение, тут появился ниоткуда Заступник, которого выдумала команда корабля, и уводит Сета Морли. В «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Мерсер, несуществующий персонаж, появляется и помогает Декарду, в Убике появляется мертвая жена босса главного героя и дает убик, ну тут как то это объяснимо. Я то предполагал, что все происходит в сознании одного человека, а он сидит в психушке, и когда все решили, что они на Земле и являются убийцами, я был уверен, что правильно угадал. Когда я понял, что герои

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
играют в игру,
я подумал, что это пошло в настоящее время читать такую банальщину, во время написания книги, наверно это было в новинку. Потом я дочитал до места, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они на корабле и приговорены умереть на нем
, мое мнение изменилось вновь. Потом эпизод с уходом Сэта Морли, я бы не согласился бы
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
быть растением
, если честно. Ну да, несколько стандартный для Дика ход, но это предает некую загадочность. И еще интересный ход, что все решительно заявили, что не хотят
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
возвращаться в последний мир на Дельмак-0 и все же выбрали именно его.
После прочтения книги становится совершено ясно название, хотя в середине книги герои и выдвигают гипотезу, что они как крысы в лабиринте, истинное значение ясно только под конец. Они действительно в лабиринте
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
без выхода и их ожидает смерть как избавление. И есть 1 лазейка заглянуть, что там за лабиринтом, и они от безысходности припадают к ней и ждут конца.
В принципе большинство людей такие, запертые в лабиринте обязательств, работы и т.д. находят отдушину в ТВ, играх, книгах, друзьях, но приходит время и надо возвращаться к реальности. Конечно, можно взять оружие и пойти на улицу, отринуть все законы окружающего мира и сказать свое НЕТ всему, как делали герои книги, но это не всем подходит. Наверно в настоящее время человек не может быть свободен, несмотря на деньги, власть. Есть только мнительное чувство ее. Мне очень понравилась книга, догадаться ПОЛНОСТЬЮ, что произойдет нереально. И, наверно, в книгах Дика главное послевкусие... прочел, удивился, а потом несколько дней обдумываешь. Это как после прочтения Помутнения (моя первая книга у него) в голове крутились последние строчки: «Подарок для моих друзей, подумал он. И крошечным уголком мозга, куда никто не мог заглянуть, устремился вперед ко Дню Благодарения. «

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ненавижу Дика.

Сидишь, читаешь, мучаешся, перевариваешь его наркотические фантазии. Думаешь, бросить или читать дальше. Дочитываешь до конца — а там ТАКОЕ. «А может еще что-нить у Дика почитать?» Вот с таким вопросом каждый раз, перечитал половину библиографии Дика. Ну что же, еще есть читать другая половина.

ПС.

А «Лабиринт смерти» ака «Гибельный тупик» надо читать подготовленным и закаленным на других произведениях Дика, иначе можно не понять за что такие большие оценки.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В кинематографе есть такое понятие, как «кино не для всех» (туда с равным успехом иногда относят «авторское» и «артхаусное» кино). Кино это, как правило, странное фантасмагоричное, но манящее и парой, заставляющее задуматься о вечном и великом. Такое кино трудно пересказать, его стоит смотреть и самому делать свои выводы. С полным правом подобное определение можно отнести и к данному роману Филипа Дика.

Начало романа, как и начало большинства «авторских» кинополотен резко ставит читателя в неожиданный тупик и повергает в некоторый иррациональный шок (кто читал, тот поймёт). Сюрреалистическая теория автора романа и её реализация на трёх сотнях страниц иногда походят на настоящий бред душевнобольного или одурманенного писателя. Далее, по мере прочтение романа, это впечатление лишь усиливается благодаря абсурдному поведению главных героев и абсурдности всего мироустройства. Мир Дика в «Лабиринте смерти» – это причудливый мир из жуткой смеси картин Сальвадора Дали и Иеронима Босха (может сравнение не совсем удачное, но мне показалось именно так). Абсолютная противоречивость и противоестественность порой заставляли меня бросить «Лабиринт смерти» и вырваться из его круглых коридоров, выкрашенных в жёлтую охру. Но желание дочитать до конца и понять в чём же состоит прелесть авторского замысла (а это был лишь мой второй роман Дика) сделали своё дело. К исходу месяца (книги я люблю читать не спеша, да и дел было многовато) роман был осилен, а состояние противоречивого изумления от всего романа лишь усилилось шокирующей концовкой. Оказалось, что Филипп Дик, мастерски готовил читателя к развязке романа. На протяжении романа весь абсурдно-сюрреалистический мир Дика с его непоследовательно-истеричными героями таил в себе страшную и поразительную правду. Эта правда обрушилась, как удар стального молота по соцветию горных кристаллов, и мир разлетелся на мириады песчинок, а главные герои продолжили своё обречённое существование, пытаясь спрятаться от жестокой правды за хлипкой ширмой из придуманного, но фальшивого мира.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх