Филип Дик «Что за счастье быть Блобелем!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда-то земляне воевали с амебообразными блобелями – своими соседями по Солнечной системе – и некоторым ветеранам, действовавшим в тылу врага, до сих пор приходится платить страшную цену. Помочь одному из них пытается механический психотерапевт, которому, однако, не удается предусмотреть всех последствий своей необычной терапии.
Входит в:
— журнал «Galaxy, February 1964», 1964 г.
— антологию «World's Best Science Fiction: 1965», 1965 г.
— сборник «Сохраняющая машина», 1969 г.
— антологию «Infinite Jests: The Lighter Side of Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Aliens!», 1980 г.
— антологию «Galaxy: Thirty Years of Innovative Science Fiction», 1980 г.
— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.
— сборник «Особое мнение», 1987 г.
— журнал «ПиФ: Приключения и Фантастика. Выпуск 10», 1990 г.
— журнал «Измерения 1991'1», 1991 г.
— антологию «Месть роботов», 1992 г.
— журнал «Солярис 1992'4», 1992 г.
- /языки:
- русский (10), английский (12)
- /тип:
- книги (16), периодика (4), самиздат (2)
- /перевод:
- М. Нахмансон (3), М. Пчелинцев (5), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
romanpetr, 3 июня 2020 г.
Снова Дик удивляет прекрасным рассказом, где себя преподносит прекрасным психологом, местами заменяя себя в произведении на гомеостатического психоаналитика Джонса — робота (пожалуй яркого персонажа в истории), работающего по принципу «счетчика-сатуратора». То бишь, дай мне денюжку ( засунь вот в эту щель у меня) и я скажу кем Ты станешь! Джордж Манстер — бывший военный-инвалид так и поступил, ибо находился на грани отчаяния. Конечно,ведь кому понравится пребывать в желеподобном амебном теле большую часть суток, а остальное время горько жалеть в облике человека за своё героическое желание помочь человечеству в войне с блобелами...
Чудесный эмоциональный и психологический клубок сплел Филип Дик, добавив туда жестокую иронию в сочетании с черным юмором. Хотя направление своего рассказа сам Дик охарактеризовал, как, явно, анти-военное! И по его мнению концовка счастливая, хорошая! Но несмотря на иронию, считаю этот вывод несколько спорным, ибо Дик похоже только пытался разрядить обстановку, потому что у него были проблемы с реализацией этого рассказа в «Гэлэкси» при редакторе Горацие Голде — помог только уже Фредерик Пол, пока не стал там главным редактором. А хэппи-энд для главного героя стал явно относительно замечательным, по-сравнению с его семьёй, ведь он уже руководствовался самоуспехом ( в князи из грязи) и жаждой наживы, что, как говорится: «Грустно, девицы!»...
В целом, отличный рассказ, которому стоило проявить большее внимание, потому что, он ещё и весьма поучительный — в нем сокрыты секреты простой житейской повседневной жизни и быт, а также намеки на неудачные войны и ненужные жертвы, которые люди создают и рождают по воле своей глупой прихоти.
maxxx8721, 6 июня 2017 г.
Нетипичный, как по мне, рассказ для Дика. Не зная автора, больше бы сделал ставку на Брэдбери. Здесь нет фирменных хроно-перескоков, нет той напряженной сюжетной линии, читатель не оказывается на распутье, где возможных сюжетных продолжений сам читатель может додумать не менее четырех-пяти.
Это история отношений человека и блобеля (амёбообразного существа), которые стали жертвой военных экспериментов и теперь вынуждены полдня проводить в теле человека, а другую половину в форме амёбы. Рассказ оказался грустным и ироническим одновременно, из-за того, как распорядилась судьба, какие решения принял каждый из героев. Развязка очень напомнила прием, который неоднократно использовал О.Генри в своих рассказах («Дары волхвов», «Любовь к искусству»), но у О.Генри это выходило намного качественнее и трогательнее, так как за основу были взяты простые люди, а не люди-амебы. Мне сложно, как бы я ни хотел заставить себя, сопереживать амебам. Но задумка очень оригинальна и своеобразна — это да, особенно, когда понимаешь,
vam-1970, 15 октября 2017 г.
Сам Дик написал, что рассказ антивоенный.А я думаю, что смысл его таков -погоня за деньгами разрушила наконец семью до точки невозврата.Если раньше Джордж мог трансформироваться в блобеля и человека и жить со своей человеческой-блобельской семьёй, то теперь он только блобель и полностью потерял одного из своих детей.
artem-sailer, 14 августа 2015 г.
Написано довольно поверхностно. Бегло, я бы сказал. Но, в принципе, неплохо.
Хотя и вертится на языке ремарка о том, что вот из-за таких рассказов фантастика и считается направлением «жанровым». Жанровый — читай: несерьёзный. Можно было вложить побольше эмоций и метаний героев, но автор не стал утруждаться: и так сойдёт.
Не являюсь знатоком и фанатом творчества Дика, натолкнулся тут на несколько его рассказов — впечатление пока не очень. Ну да ладно — почитаем, увидим.
На самом деле, внутренний мир героев, как главного, так и его супруги, раскрыт чуть менее, чем никак. Хотя автор и замахивался на это — вроде как должен был продумать и показать, тема подразумевает. Но этого не произошло, к сожалению.
Научную точку зрения рассматривать не стоит: преобразования героя в желеподобного блобела не поддаётся научной оценке, да и рамки «мягкой» фантастики позволяют такой подход.
А вот генетическое распределение признаков у потомства продемонстрировано со школьной точностью:
А + Б= АА + АБ + АБ + ББ
Грегор Мендель одобряет. Правда, среди детей трое девочек и лишь один мальчик, но речь идёт, видимо, о сцепленном с полом наследовании.
mytreus, 31 мая 2011 г.
Сразу после прочтения снимаем пенку недоумения. Как это так, человек проводит половину времени в облике гигантского одноклеточного, и совсем не меняется ментально?.. И наоборот, блобель (а у них разницы полов нет) вполне вживается в роль человеческой самки.
Понятно, что это не ляп Дика, понятно, что абсурд и гротеск. Различие между людьми и блобелями только внешнее = различий нет. Существо в виде гигантского студня не столько страшно, сколько неприятно и нелепо. Оно просто другое. Совсем другой эффект бы был, сыграй автор на инсектофобии, уподобив своего героя Грегору Замзе. А так, закрепление в форме блобеля даже может быть экономически выгодным. Но ведь и в нашей реальности многие меняют души (не тела), если это выгодно.
Мысленный эксперимент: что было бы, если бы Дик в том самом 1964 г. написал рассказ о белом американце, который на полсуток превращается в чернокожего?..
V-a-s-u-a, 17 декабря 2010 г.
Прекрасный рассказ! Без особых хроно и реальносте-вывертов — фирменной фишки писателя, зато с душой и чудесным юмором. Очень забавляют эпизоды поединков желеобразных существ. Побуждают к сочувствию сцены, описывающими неудобства, доставляемых главному герою перебыванием в теле блобела, и отвращение, которое испытывают окружающие по отношению к его особенности(чем не аллюзия на рассовые проблемы Америки?). Ну а конец рассказа показывает, как стремление к успеху и хорошей жизни меняет человека, заставляя его делать то, что ещё совсем недавно он считал хуже смерти. Другой смысл концовки: разница между стремлениями главных героев — любовью, испытываемой Вивиан и амбициями Джорджа — обретает чрезвычайную наглядность. Грустный и весёлый одновременно, добрый и умный рассказ.
Жду не дождусь экранизации рассказа с Томом Крузом в главной роли. Ну и в ТРИ ДЭ, само собой.:smile:
god54, 21 января 2011 г.
Самое главное, что рассказ абсолютно оригинальный и ни в чем не является вторичным. Оригинальна сама идея, равно, как сюжет и его развитие. Написано профессионально, особенно хорошими получились герои, даже андроид-психотерапевт вызывает сочувствие. Жаль, что автор мало внимания уделил проблеме любви и взаимоотношений главных героев, ибо это и есть суть всего произведения, когда отношения двух представителей совершенно разных рас наполнены таким подтекстом. Можно спорить о поведении, кто больше любит, кто меньше... Главное, что рассказ увлекает и заставляет сопереживать и пытаться понять обоих героев.
CHRONOMASTER, 20 января 2010 г.
Этот рассказ показывает продажно-деловую натуру человека.
Рассказ не без иронии показывает терзания главного героя господина Манстера – на половину человека, на половину Блобеля. Когда жизнь не складывается, мы готовы проклинать и стонать, а как только подворачивается прибыльное делишко, готовы продать всё и всех с потрохами.
Образ робота-психолога просто восхитителен :smile:
В очередной раз аплодирую оригинальности Филиппа Дика :appl:, у которого идеи бьют нескончаемым фонтаном.
Yazewa, 10 апреля 2010 г.
Вот что случается, когда побдительные причины не совпадают: буквальное несовпадение личностей! :smile: Практически, в такой форме автор выразил разные жизненные приоритеты семейной пары. В обычной жизни просто не все так наглядно!
Забавное представление о действии менделевского закона! Впрочем, робот-доктор, похоже, разбирается в этом немного лучше самого автора :gigi:!
G&g, 5 февраля 2008 г.
Довольно оригинальный рассказ об отношениях между мужчиной и женщиной. И дело здесь вовсе не в том что они оказались представителями разных видов, дело в том что ни мужчина, ни женщина никогда не поймут что им нужно друг от друга,никогда не найдут той точки равновесия где бы сошлось все. В конце концов Дик прав мы разные виды, но как мы оказались на одной планете это еще вопрос.
Надежда, 21 июня 2009 г.
Замечательный рассказ с замечательным финалом. Заставляет задуматься. Рассказ показывает на что способна сила любви и на что способна жажда обогащения.
Навеное, у Вив и Джорджа были все-таки разные цели в этой жизни, разное понимание счастья.
PoviaN, 10 января 2007 г.
Рассказ про то что мужчины без чувственные свиньи и деньги важнее отношений.
Uldemir, 22 октября 2005 г.
Грустный рассказ. Какую же все-таки цену может нас заставить заплатить желание быть успешным. :frown: