Филип Дик «Спешите приобрести!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды вечером, вернувшись с работы домой, уставший Эд Моррис обнаруживает на пороге своего дома робота, который предлагает купить загадочный продукт под названием Пасраб. Что такое Пасраб, Эд не знает, да и что-либо покупать он вообще не намерен. Но робот заверяет его, что после демонстрации данного товара Моррис с радостью приобретёт Пасраб. Каково же было удивление и возмущение Морриса, когда вместо презентации товара робот начал крушить мебель в его квартире и вести себя просто вызывающе…
По отдалённым мотивам рассказа снят эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика» (под названием «Crazy Diamond»; создатели взяли лишь имена главных героев, а сюжет совсем иной).
Входит в:
— сборник «The Golden Man», 1980 г.
— сборник «Robots, Androids, and Mechanical Oddities: The Science Fiction of Philip K. Dick», 1984 г.
— сборник «Отец-двойник», 1987 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
— сборник «Миры Филипа Дика», 2023 г.
Экранизации:
— «Сумасшедший бриллиант» / «Crazy Diamond» 2017, Великобритания, реж. Марк Манден
- /языки:
- русский (7), английский (4), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Жаворонков (5), Е. Поляков (1), Д. Старков (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 14 ноября 2024 г.
Про «Рекламный ход» я скажу вот что, вкратце:
Я устал от работы так же, как и главный герой. Работаю ради денег, физически, часто без выходных. Есть ли предел усталости?
Жена ГГ напомнила мне жену ГГ из «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. И там, и тут — туповатые малохольные куклы, не приспособленные «для интеллектуальной деятельности высшего порядка».
Космос здесь — липа и мишура со времён pulp-журнальной эпохи НФ, когда в сюжет обязательно запихивали звёзды и планеты. Смотрится это смешно и даже нелепо. Светофоры и клаксоны на линии Ганимед — Терра, ага.
Реклама… А что реклама? Мало кто её любит (а её и не надо), но она всепланетна. Если рекламные щиты зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, не так ли? Реклама в созданной нами же системе нужна и важна. С неё кормятся миллионы бездельников и аферистов, но также благодаря ей товары распространяются по свету, а я сейчас жмякаю по клавиатуре своего балдёжного Asus Tuf Gaming F17.
Раз уж Ф.К.Д. терпеть не мог рекламный движ, это не делает оный движ средоточием зла и ужаса. Хотя перспектива сгореть в двойной звезде, слушая заевшее робо-трепло, согласитесь, так себе…
Чёткий рассказ с понятным посылом и живой атмосферой. Рекомендую.
Мах Асаматман, 11 августа 2024 г.
Очередная неплохая сатира на наше с вами общество от товарища Дика. На этот раз — о рекламе. И знаете что? Несмотря на явный трагикомизм ситуации, весьма и весьма жизненная вещица. Да, навязчивость рекламных служб несколько гиперболизирована, но кто знает, каким будет наш мир через какие-нибудь десятки лет? Особенно впечатляет финал, обесценивающий все самопожертвование героя.
vfvfhm, 2 марта 2024 г.
Если заменить дурацкий игрушечный космос на медиа-сферу, то рассказ выглядит очень убедительным и злободневным. Вставить вместо Солнечной системы «консенсуальную матрицу» — и зубы сводит от того как это прицельно бьет по нашему миру.
Любая техническая эволюция при капитализме приводит только к усилению угнетения и эксплуатации. Дик хорошо показал, что разрушаются все константы — семья, психика.
Действительно, очень мрачно. Так позже Филип Дик еще и подбавил газку, чтобы сильнее затроллить читателя — заявил, что рассказ надо было закончить дружбой человека и безумного самопрезентирующегося робота.
Он включил рассказ в поздний сборник потому, что наверняка видел ,как его пророчество с каждым годом только актуализируется.
Однако ,при чтении рассказа я лучше понял, против чего с самого начал творчества выступал мой любимый Дж.Г. Баллард. Кукольный космос у Дика выглядит ненужной бутафорией, той самой продажной мишурой ,упаковкой ради упаковки. Без нее текст был бы намного брутальнее и органичнее.
romanpetr, 31 декабря 2018 г.
Ещё один рассказ на тему вреда рекламы на человека — на этот раз от Филипа Дика. Мир будущего в котором люди ежедневно мотаются на все планеты и спутники Солнечной системы, а в конце дня после работы усталыми и измочаленными возвращаются на Землю. И весь путь на работу и обратно домой, как и жизнь на Земле сопровождается назойливой рекламой, убивающей все хорошие чувства у человека, вызывающей негатив, нервный стресс и глубокую депрессию. И если в космосе на людей воздействуют звуковой и визуальной рекламой, то по прибытию на Землю нет возможности укрыться от навязчивых роботорговцев.
Много странного в произведении, что вызывает некоторое недоумение. Безусловно автор показывал элементы разлагающегося, наглеющего мира буржуазии, где попираются обычные нормы и права человека. И удивительно, что никакой юридической управы на это нету! Главный герой Эд Моррис учудил тем, что сам запустил к себе в дом робота и потом был готов покончить с собой, но лишь бы уничтожить ненавистную машину. Почему не вызывали полицию или какую-нибудь службу по ликвидации разбушевавшихся роботов? Не понятно! Жена его, вообще , мягко говоря, представлена недалёкой потребительницей, купающейся в роскоши изобретений для домохозяек. Робот — наглый металлический ублюдок, представлен бескомплексным , безудержным созданием, готовым на все тяжкие ради своей продажи. Где были инженеры , которые создавали подобных громил без всяких ограничений вреда при воздействии на человека?
Все эти вопросы делают рассказ противоречивым и сам автор в последствии признался , что его данное творческое детище неудачно, и многие читатели восприняли рассказ в штыки. Дик даже подумывал об изменении концовки, но побоялся излишней фальши в концовке, поэтому оставил его таким , каким он вышел в свет в 1954 году.
Печально, но всё же познавательно и достаточно динамично.
Стронций 88, 1 июня 2020 г.
Рассказ о мире с засильем кричащей рекламы и маленьком человеке стремящимся вырваться из него (или совершить свой маленький бунт?). На мой вкус сюжет прост и без неожиданностей; идея о мире, в котором реклама как молох, не кажется удивительной – впрочем, это «на данный момент», тогда, возможно, в этом было что-то новое. Но ПАСРАБ, продающий сам себя таким жёстким способом, запоминается и выглядит по-диковски гротескно и даже слегка безумно. Да и мир несёт в себе тот режущий глаз неоновый блеск, из которого и вырастал киберпанк. Добавьте к нему общую депрессивность рассказа – и его уже можно вполне посчитать киберпанком. К тому же написан рассказ очень ощутимо, а эта сводящая с ума реклама передана так ярко, что от неё уже слегка начинает побаливать голова, а вся боль и отчаяние героя в конце ощущается ещё ярче.
cooler4life, 26 декабря 2018 г.
В рассказе показан капитализм во всей своей красе,будущее в котором роботы продают товары на каждом шагу,ради наживы корпораций сводят людей с ума, рекламе везде,даже в космосе. Робот продает сам себя и отказаться от ненужного товара у тебя не получится,так как даже если ты не подпишешь с ним контракт, компания сама пришлет тебе счет за него. Агония капитализма и агония человека доведенного до отчаяния.
makelen, 13 апреля 2018 г.
Рассказ — атмосфера, рассказ — ощущение. Он немного саркастичен в высмеивании рекламы, но главному герою во время чтения сопереживаешь на все сто. А концовка — так просто ошеломила. Так что, от меня 10 баллов.
vam-1970, 21 июля 2017 г.
Если реклама вас достаёт, не читайте, не слушайте её. Она необходима , но не в такой степени как было и как есть сейчас. Дик сатиру написал на якобы всесилие рекламы. Реклама портит города и пейзажи -об этом почему никто не задумывается.Рекламщику главное — выпятиться и заорать , что он всё-таки есть на этом свете. А далее -хоть трава не расти в буквальном смысле слова.
Gourmand, 9 января 2015 г.
Слишком скучный и невзрачный рассказ для такой темы. Поведение людей в ответ на агрессивную рекламу я ещё могу понять (хотя это у американцев от переизбытка свободы предпринимательства такие мысли, у нас-то всё зарегулировали бы), но почему они позволили роботу в целях демонстрации
Да и концовка пассивна. Опять сталкиваюсь с тем, что в некоторых рассказах Дика герои не совершают выбор, а следуют течению. Куда их подталкивают, туда их и несёт. Неинтересно такое читать. Интереснее было бы,
В общем, рассказ — ни рыба, ни мясо.
redmarie, 15 июля 2012 г.
Даже сейчас реклама — досаждающий раздражитель, вызывающий в большинстве своем негативные эмоции. А в рассказе Ф.Дика описывается наше будущее, и вот, что нас ждет. Реакция главного героя, конечно, шаржирована. С другой стороны, страшно, когда товар навязывает сам себя с позиции если-вы-меня-не-купите-я-превращу-вашу-жизнь-в-ад.
Ближе к развязке события в чем-то предсказуемы: такого точно не выдержать, нервы итак на пределе. Но то, как автор поступил с Моррисом, произвело убийственное впечатление и побуждает меня поставить рассказу десятку.
VovaZ, 14 ноября 2013 г.
Наивный, для наших дней, иронический рассказ-памфлет имел для меня скорее антологическое значение, с точки зрения творчества Дика, чем литературное. Примечательно, что агрессивная реклама во все времена вызывала желание удрать от неё на край света. Автор же, в связи с космическими веяниями 50-х, отправил героя ещё дальше. Вероятно, какой-нибудь, особо бойкий коммивояжер достал Дика в этот день.
Skrat, 21 августа 2011 г.
Расказ понравился и проник до самых глубоких уголков души и задел там неведомые струны...
«Глаза-линзы робота оставались безжизненными, манипуляторы не шевелились.
— Пожалуйста, садитесь... — Голос то затухал, то гремел до боли в ушах.
— Демонстрация отнимет у вас только секунду. Только секунду. Демонстрация отнимет...»
Еще день-другой испытывать страдания причиняемые заевшим роботом.... От такой концовки стало грустно и страшно; страшно оказаться на его месте.
god54, 1 февраля 2011 г.
Так и хочется предложить эпиграф: Не тормози, сникерсни. На тему рекламы написано очень много, жаль, что ни один рассказ не посвящен её защите. Но, если бы она не работала, то от неё давно бы уже отказались. А так каждый день мы можем отмечать, что она становится все более и более изощренной и, наверное, скоро будет такой, как описано в этом произведении. Грустно... В целом неплохой, жестокий рассказ.
Yazewa, 12 апреля 2010 г.
Не скажу, чтобы было смешно, хотя рассказ явно это предполагает. Впрочем, возможно, в свое время он воспринимался совсем по-другому.
Настойчивость, гипертрофированная до абсурда; все же по этому пути рекламные деятели никогда не пойдут. Поэтому прямолинейность рассказа делает его неинтересным. Ожидался какой-нибудь неожиданный, типичный для автора, поворот сюжета, но его -увы! — не случилось.
amak2508, 3 декабря 2009 г.
Один из множества средненьких фантастических рассказов — отрицательных эмоций не вызывающий, но и запоминающийся не более, чем на пару месяцев. К сожалению, выбранная авторм тема ( бегство «маленького» человека от «прелестей» современного мира) настолько истерта братьями-писателями, что придумать здесь что-то новое, оригинальное, практически невозможно.
Рассказ написан с претензией на злободневность (всепроникающая реклама, надоедливые коммивояжеры), но эти атрибуты современной жизни у всех нас и так «в печенках», и напоминать о них лишний раз, это просто садизм:smile:. Юмор, сатира? Они в рассказе есть, но настолько обыкновенные, привычные, что даже и не смешно. А увлекательность.., ее сюжет произведения просто не предполагает..