Филип Дик «Человеческий фактор»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Будущее. Земля стоит на пороге войны с древней империей Проксимы Центавра. Главная ставка Земли — оружие, которое должно взорвать главную звезду противника. Вот только инженеры никак не могут собрать один очень маленький, но очень важный блок, а без него оружие не действует. Тем временем вследствие ошибки историков из Департамента исторических исследований из 1914 года в будущее переносится мастер на все руки, способный починить что угодно
Впервые опубликован в «Space Science Fiction» в июле 1953.
Входит в:
— журнал «Space Science Fiction, September 1953», 1953 г.
— сборник «The Variable Man», 1957 г.
— сборник «Король эльфов», 1987 г.
— антологию «Space Science Fiction Super Pack», 2016 г.
- /языки:
- русский (4), английский (4), украинский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (1), самиздат (2), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Клеветенко (3), В. Корсун (1), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
V-a-s-u-a, 27 июля 2021 г.
Редкий случай: рассказ Дика, сходный по духу с его среднестатистической экранизацией.
Хорошую роль для Шэрон Стоун всё равно пришлось бы выдумывать, но вдоволь экшна и невероятно крутой главный герой в тексте уже наличествуют. Как и типично голливудский конфликт между воинствующим тоталитаристом Рейнхартом и его польским подчинённым, художником и индивидуалистом.
Главный герой, пришелец из самого начала двадцатого века, не очень убедительно объявленного золотой порой изобретений, в мрачное будущее, где человечество замерло в преддверии войны с могучей космической империей, правда, не типичный герой боевика, а гениальный инженер, но ручка на его гениальности выкручена настолько сильно, что его умение чинить механизмы из таланта превращается в сверхспособность, так что и он вполне себе типичный герой фильма.
При этом Дик в достаточной мере остаётся собой, проявляя и фирменный пессимизм (в описанном будущем Земля пережила несколько ядерных войн, а Централ Парк превратился в дикие заросли), и, чуть-чуть, сатирические тенденции (патологическая зависимость антагониста от суперкомпьютера, оценивающего шансы на победы человечества в потенциальной войне). Всё вместе даёт цветастый палп с прозрачными моральными ориентирами и достаточным количеством очевидных глупостей, чтобы не судить схематичность истории слишком строго. Киностудии, присмотритесь.
god54, 11 июня 2021 г.
Вполне хорошая повесть, динамичный сюжет, неплохая идея, вернее даже смесь идей, главная из которых, это умелец создавать новое руками, а не головой, этакий гений-самоучка-практик, масса интриг, минимум драк и стрельбы. В итоге так похоже на массу современных боевиков, не зная даты публикации не отличишь, но вполне читабельно, нормальное развлекательное чтиво.
vam-1970, 27 января 2019 г.
Сюжет повести относится к антивоенной тематике Ф. Дика. Такое длинное повествование -всё думал, чем же закончится? Закончилось миром.
Промелькнула мысль автора в тексте — что-то в 50-е годы мало стало гениальных умельцев и изобретателей. По сравнению с началом 20-го века. Я и сам давно отметил этот парадокс — в наше время нет ярких изобретений! Или все ушли в секреты для военных. Или как будто мозги перестали работать по гениальным вещам. Причина второго — на мой взгляд отобразили Стругацкие в ряде своих произведений — кто-то тормозит развитие. Как бы говорит , хватит , наигрались уже с атомной бомбой. Вот такое вытянул из сюжета. Учитывая прозорливость фантастов и их сверхчутьё — доля правды наверно очень высока. Недаром Дик забросил мастера-умельца с 1914 года в 22 -й век. Не просто так — поэтому подумал и за прозорливость ставлю вместо 7 — 10!
deepnight79, 11 мая 2019 г.
- Что это было?
- Ну вы, блин, даете
Бах, трах, тра-та-та-та-та, бдыжь, ух, тадах. Врёшь — не возьмёшь! Зачем все это было городить? Два разных рассказа (один на тему попаданца из прошлого, другой про гипердвигатель и войну с пришельцами) могли получиться неплохо. Нет, слепил, скомкал, кое-как нацарапал — лишь бы бумагу измарать. В который раз у Дика плохой реализацией слита идея, из которой могло получиться что-то стоящее.
Vladimir Puziy, 21 апреля 2012 г.
Один из наиболее тяжеловесных и затянутых ранних рассказов Дика. Отличная идея для небольшого рассказа раздута: много повторов очевидного, выстрелов и взрывов и прочих наворотов, за которыми теряется история о человеке, умевшем чинить сломанное и попавшем в другое время. Странно, что «Человеческий фактор» не напечатали еще в Союзе: вещь антивоенная, прославляющая «маленького человека», а в финале -- еще и народное самоуправление.
Имхо, рассказ в первую очередь будет интересен тем, кто любит творчество Дика, тем, кто интересуется его творческой эволюцией.
Gourmand, 9 января 2015 г.
Недурственная вещица. По стилю — этакий МТА. Столько всего влепить с таким количеством несуразиц! Но забавно. Обычно такие произведения я комментирую построчно в желчно-издевательском ключе. Но, поскольку тут уже в отзывах прошлись по основным моментам, а объём слишком большой, то ограничусь частным вопросом. Как, имея машину времени, можно не выиграть ЛЮБУЮ войну? Подлетел к Проксиме Центавра, переместился на миллион лет назад, передушил всех ящериц или кто-там-у-центаврийцев-были-в-предках, вернулся — пустыня, тишь, ляпота.
А вообще, образ интуитивного умельца понравился. Не Левша, конечно, но где-то близко.
Остальные персонажи — дубаки дубаками. Немец — злобный, воинственный, поляк — огрызается, как и положено Польше, француженка — слабая, протестует, но оказать сопротивление немцу не может.
Да, в некотором смысле, типичная расстановка сил во Второй Мировой. В конце простой англосакс помогает славянину построить демократию.
Но можно и не замарачиваться на поиски глубинного смысла. Дик довольно быстро гонит события, пифы и пафы идут косяками.
Кроме того, Дик довольно язвительно прошёлся по поводу машин-предсказателей, они же — анализ на основе статистики. Двести лет высчитывать соотношение сил и развязать войну только на основе ВЕРОЯТНОГО исхода (а именно так все нОРМАЛЬНЫЕ люди трактуют цифры «один к пяти» или «восемь к трём» — это ШАНСЫ, а не уверенность), это надо умудриться.
Ну и традиционное моё фи по поводу монолитности человечества. То прям все-все были за войну, то сразу все-все побежали в другую сторону. Где такое человечество авторы-фантасты находят, ума не приложу.
FixedGrin, 21 июня 2013 г.
Нет, это ржачно, это действительно ржачно. Один поляк Петр Шериков в лаборатории под заросшими сухостоем Уральскими горами чего стоит. Да и ремонтник, плоскогубцами и отверткой сооружающий из детской игрушки гиперрацию, не умеющий толком читать, но знакомый с понятием фотоэлемента, достоин Idiot Balls' Hall of Fame. Извините, но это не НФ, а юмористическая технофэнтези.
Чтобы оценить экспоненциальный творческий прогресс Дика, целесообразно встык с этим рассказом читать «Ветерана войны».
redmarie, 12 октября 2012 г.
Филип Дик — один из моих любимых писателей-фантастов, и я готова многое ему простить за его практически безграничную фантазию.
Стиль произведения «Человеческий фактор» похож на эклектику. Создалось впечатление, что у писателя накопилось много идей для разных произведений, однако он решил объединить их в одно, не мудрствуя лукаво. Не скажу, что кусочки разрозненные и совсем уж не связанные, но эта пестрота немного раздражает. Хотя, в 1953 году эта история, должно быть, будоражила воображение.
Повесть гротескно положительна по своей сути, присутствуют элементы иронии. У Ф.Дика показана Терра 22-го века, весь прогресс человечества застопорился из-за того, что ученые не могут собрать пульт управления гипердвигателем (который планируется использовать в качестве бомбы), ведь «приходится работать с мельчайшими деталями — микроскопическими зажимами, проводками, неразличимыми невооруженным глазом». (В двадцать втором веке! Похоже, фантазия писателя не смогла заглянуть так далеко...) Спаситель — случайный попаданец из века 20-го, Томас Коул — этакая смесь Кулибина с Левшой, умудряется интуитивно разбираться в продвинутой науке будущего, при этом работая с (микро-, нано-)технологиями плоскогубцами, отвертками, молотком... Он не только чинит, а меняет устройства, переделывает и улучшает их по своему разумению. А в конце повести разбирается не только в самих приборах, а уже и в чертежах! Писатель наделил сей самородок прямо-таки фантастическим везением, Коул выживает, даже находясь в эпицентре взрывов бомб. Аж «вычислитель прогнозов» «зависает», не справляясь с учетом непредсказуемого человеческого фактора!
Это сочинение Ф.Дика полно нелепиц, но мне понравилось. Интересно, все-таки, отправят ли Коула обратно в прошлое... Он же просто золотая жила для ученых будущего, главная беда которых в отсутствии смекалки!
Al_cluw, 1 февраля 2015 г.
Несмотря на множество несуразиц, понравилось.
Вообще-то, это наверное одно из основных произведений сборника «Кровь эльфов», первого сборника малой прозы Ф.Дика, выпущенного Эксмо. Автор наворотил целую кучу фантастических «магистральных течений» с юмором (по крайней мере это читается с юмором) в одной небольшой повести, но оторваться при чтении было невозможно. В итоге твердо 8
На сборник рассказов писать конкретно по каждому произведению сложно, поэтому ограничусь перечислением того, что «зацепило» :
- неплохой рассказик про собаку, охраняющую свой двор «Рууг» (поставил 7)
- Вкус уаба (неплохой рассказ о попытке съедения разумного существа, поставлю 6)
- Дудочники (вполне на уровне рассказ о контакте, который земляне прозевали, от меня 7)
- Допустимая жертва (понравился рассказ, вполне в духе, прикольная страшилка, твердая 7)
- Короткая счастливая жизнь коричневого тапка (хорош рассказ, прикольный, на 7)
- Полный расчет (понравился, типо боевик, 7)
- Великий К (неплохо, вполне на 6)
- В саду (хорош рассказ, цепляет, Леда и лебедь в пересказе Дика, 7)
- Король эльфов (заглавное произведение, этакое мистико-фэнтезийно-городское месиво, но как хорошо цепляет! Очень понравился рассказ, 8 )
- Колония (классный рассказ, опять прошляпили контакт, 7)
- Трофейный корабль (не про то, о чем думал, когда читал... в общем, понравился, перевесила все же 7)
- Няня (финальный рассказ сборника, мощно, пожалуй даже 8)
Итого, побольше, чем половина книги понравилась, остальные рассказы у меня не пошли...
romanpetr, 21 июля 2012 г.
Рассказ Ф.Дика, разросшийся в полновесную повесть и не дошедший до размеров короткого романа. Произведение включает в себя целый коктейль от путешествия во времени до звездных воин, в кои стремится ввергнуться наша Земля. В произведении во-многом звучит отголосками вторая мировая война. Есть некоторое сходство с жизненными ситуациями. Комиссар по делам безопасности Рейнхарт , напыщенный карьерист и военный маньяк , стремится любыми путями развязать войну с Проксимой Центаврой, не останавливаясь ни перед чем.Человек, двигающийся, буквально, по трупам своих сослуживцев. Ученый Петр Шериков,( странно,но поляк по-происхождению с такой фамилией!!! — можно посчитать небольшой недоработкой автора)создающий смертельное оружие Икара.Томас Коул, невольный путешественник во времени — анахронизм из начала 20-го столетия с запредельными возможностями и способностью восстановить или отремонтировать все, что угодно своими руками.Удивительно стечение ряда обстоятельств, позволившая Коулу, оказаться в нужном месте и повлиять на вероятностный вычислитель, сделали его жертвой, которую Рейнхарт старается методично уничтожить,а точней стереть с лица Земли. В охоте за Коулом, исчезают целые фрагменты Уральских гор,ну а вершиной всего было прямое попадание в Коула фосфорной бомбы, в результате которой он... выжил! Можно найти в повести ещё пару-тройку довольно милых несрастаний, но в целом произведение интересно за скрытый между строчками гуманизм и старания автора донести до нас с Вами историческую правду о войне через свой рассказ.
Демьян К, 9 февраля 2013 г.
Один из самых бредовых рассказов (повестей) Дика: «попаданец» из 1914 года в 2136 год чинит реально с помощью молотка и отвёртки межзвёздный корабль и машину времени в одном флаконе... Реальный «попаданец» из 1914 года в нашем 2012 не понял бы вообще ни х... какой бы он там ни был Кулибин-Левша в квадрате или в кубе... он бы не понял, что такое мобильный телефон, — без многочасовых объяснений, не то что там межзвёздный корабль... Что до «стиля» — Дик и в лучших своих рассказах писака так себе, а тут он просто лепит горбатого, ни с чем не сообразуясь... чего, собственно, было ожидать от необразованного чувака 25 лет?.. вот когда он начал амфетамины пачками принимать, тогда фантазия у него заработала по полной...